Кто был женихом дуняши. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном романе, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. - Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, - берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон» )

К какому роду литературы относится «Тихий Дон» М. А. Шолохова?

Пояснение.

Эпос - род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения характеризуются широтой охвата действительности: в них находят всестороннее отражение как частная жизнь отдельных людей, так и общественная жизнь народа.

Ответ: эпос.

Ответ: эпос

Назовите роман А. С. Пушкина о восстании Пугачёва, в котором, как и в «Тихом Доне», изображена стихия русского бунта.

Пояснение.

Стихия русского бунта изображена в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Ответ: Капитанская дочка.

Ответ: капитанскаядочка|Капитанскаядочка

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Пантелей Прокофьевич использует обороты вроде «маковой росинки во рту не было», «что спромыслишь - то и полопаешь». Как называются подобные образные народные изречения?

Пояснение.

Такие изречения называются пословицами. Пословица - краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Ответ «афоризм или афоризмы» здесь не подходит, т. к. в вопросе подчёркивается, что изречения народные. Афоризмы -литературного происхождения и имеют определенного автора, пословицы же - продукт народнопоэтического творчества.

Ответ: пословица.

Ответ: пословица|пословицы

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Анна Погудко

В романе М. А. Шолохова женщины-казачки, пожалуй, единственные, кто не поддается влиянию политических страстей. Однако в «Тихом Доне» есть и наследница «прогрессисток» Ф. Достоевского - пламенная революционерка Анна Погудко. М. Шолохов-художник не демонизирует героиню, ей свойственны человеческие слабости, любовь-жалость к Бунчуку, но духовная природа, духовная сущность этого типа личности - женщины-разрушительницы - остается неизменной. Она добровольно приходит в команду пулеметчиков-красногвардейцев, чтобы научиться убивать. М. Шолохов дает выразительную характеристику: «С острой любознательностью вникала во все Анна Погудко. Она назойливо приставала к Буныку, хватала его за рукава неуклюжего демисезона, неотступно торчала около пулемета».

Автор отмечает «неверный и теплый блеск глаз» Анны, ее пристрастие к речам, овеянным сентиментальным романтизмом. Эта жалостливость к дальним парадоксально сочетается с ненавистью к ближним. Желание убивать ради утопической мечты огромно: «неверной, спотыкающейся рысью» ведет Погудко людей в атаку. Расплата следует немедленно, ее смерть страшна, натурализм в описании агонии намеренно акцентирован автором. Из цветущей женщины героиня превращается в полутруп, она как бы заживо горит в аду: «Иссиня-желтая, с полосами застывших слез на щеках, с заострившимся носом и жутко-мучительной складкой губ», умирающая постоянно требует воды, которая не в состоянии залить ее внутреннего, всесожжигающего огня.

Страсть к победе любой ценой, в том числе и смерти, стоит выше любви, даже на свидании с Бунчуком Анна не забывала о пулеметах. Она «зачаровывает» Бунчука до окончательной духовной и физической гибели, его поведение после смерти подруги инфернально - он уподобляется зверю. Представляется символичным, что и убивает его палач-доброволец Митька Коршунов, дающий ему следующую оценку: «Гляди вот на этого черта - плечо себе до крови надкусил и помер, как волчуга, молчком».

Нереализованные женские амбиции, отсутствие смирения выливаются в желание разрушать все и вся. Люди с «новыми» идеями оказываются тут как нельзя кстати.

И все-таки и в Анне есть женское, материнское начало, которое в разном градусе растворено почти в каждой настоящей любви женщины к мужчине: и в любви Натальи и Аксиньи к Григорию, и в любви «глубокоглазой» Анны Погудко к Бунчуку... Если для Бунчука три недели его тифозного беспамятства были неделями странствия «в ином, неосязаемом и фантастическом мире», то для идейно экзальтированной девушки стали испытанием ее первого чувства, когда «в первый раз пришлось ей так близко и так оголенно взглянуть на изнанку общения с любимым», столкнуться в «грязном уходе» с завшивевшей, безобразно истощенной, дурно пахнущей плотью и ее низовыми выделениями. «Внутренне все вставало в ней на дыбы, противилось, но грязь наружного не пятнила хранившегося глубоко и надежно чувства», «неиспытанной раньше любви и жалости», любви тут матерински-самоотверженной. Через два месяца Анна сама впервые пришла к нему в постель, а Бунчук, высохший, почерневший от расстрельной работы в ревтрибунале (хотя в этот день и ушел оттуда), оказался бессилен -- вся эротическая влага этого, пусть и идейно себя наяривавшего, палача на службе революции перегорела в жуть и надлом. Анна и тут сумела переступить через «отвращение и брезгливость» и, выслушав его заикающиеся, горячечные объяснения, «молча обняла его и спокойно, как мать, поцеловала в лоб». И только через неделю ласка, материнская заботливость Анны отогрели Бунчука, вытащили из мужского бессилия, выжженности, кошмара. Но зато когда Анна мучительно умирает на руках Бунчука от раны в бою, потеря любимой женщины обессмысливает все в нем и вокруг, приводит его в состояние полной апатии, бесстрастного автоматизма. Совсем не помогает то, чем крепился и лютовал прежде: ненависть, борьба, идеи, идеалы, исторический оптимизм... все летит в тартарары! Равнодушно-полусонно примыкает он к экспедиции Подтелкова, просто «лишь бы двигаться, лишь бы уходить от следовавшей за ним по пятам тоски». И в сцене казни подтелковцев Бунчук один все поглядывает «в серую запеленатую тучами даль», «на серую дымку неба» -- «казалось, ждал он чего-то несбыточного и отрадного», может быть, из детских давно попранных суеверий о встречах за гробом, безумно надеясь на то, что единственно могло утолить его безмерную тоску, ту тоску, которая уронила его как несгибаемого большевика и очеловечила.

Дуняша

После смерти Натальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского куреня становится Дуняшка, ей предстоит примирить в одном доме героев-антагонистов: Мелихова и Кошевого. Дуняшка - особенно привлекательный женский образ в романе.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дуняша - это новое поколение женщин-казачек, которому предстоит жить в ином мире, чем ее мать и братья, Аксинья и Наталья. Она вошла в роман звонкоголосой, вездесущей, трудолюбивой девочкой-подростком и прошла путь до красавицы казачки, не запятнав ни в чём своего достоинства. Образ пронизан лиризмом и динамичностью молодости, открытостью всему миру, непосредственностью проявления и трепетностью первого рассвета чувств, ассоциирующегося у Шолохова с зорькой - восходящей надеждой на жизнь в новых условиях. В поступке дочери, с которым вынуждена была смириться Ильинична, есть отказ от некоторых устаревших элементов традиционно казачьей (да и не только казачьей) семьи, но разрушения её основ здесь нет. Да, более «счастливым» для создания семьи Дуняше кажется личный выбор будущего супруга. Но родительское благословение тоже считает обязательным, и, несмотря на все трудности, получает его. С трудом, но всё же добивается от атеиста и «злого донельзя на себя и на всё окружающее» Михаила Кошевого церковного освящения их брака. Она сохраняет неколебимую веру во врачующую силу православных канонов семейной любви.

Возможно, ей удалось понять в новом времени нечто, не понятое многими её современниками: люди озлоблены и совершают поступки, порою мерзкие и трагические по своим последствиям, вовсе не в силу природной испорченности, а становясь жертвами обстоятельств. Их надо не только жалеть, но в меру своих сил помогать им стать самими собой.

Кабы мне, младе, ворона коня,
Кабы мне, младе, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная, молоденькая!
Русская народная песня

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» большое место занимают образы русских женщин из народа. Они написаны с удивительным проникновением в их душевный мир. Сильная характером и гордая сердцем Аксинья; кроткая и трудолюбивая, чистая душой Наталья; мудрая, мужественная Ильинична; веселая и развязная Дарья; пленяющая девической, юной красотой Дуняша. Но самая яркая из шолоховских героинь это, по-моему, Аксинья Астахова. Она выделяется особым обаянием внешней и внутренней красоты, сильным и смелым характером. Рано испытав всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против своего рабского приниженного положения, против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию Мелехову выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. «За всю жизнь за горькую, отлюблю! А там хоть убейте».

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, хотя пришлось ей терпеть и обиды от любимого. Сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженной готовности следовать за любимым на край света, перенести вместе с ним самые тяжкие испытания. «Гордо и высоко несла она свою счастливую, но срамную голову». Ради Григория оставила Аксинья родной хутор, работала в батраках у Листницкого, пошла с повстанцами «в отступ», разделяла с Григорием все невзгоды походной жизни. Любила его по-прежнему с изнуряющей страстью: «Вошел ты в меня, проклятый, на всю жизнь». И в последний раз по зову Григория она покидает свой дом с надеждой найти с ним свою «долю» на Кубани. Но счастье, неуловимое, как жар-птица, не дается в руки. Шальная пуля в предрассветной тишине обрывает жизнь Аксиньи.

Совсем иными красками рисует Шолохов образ Натальи. В отличие от страстной и порывистой Аксиньи Наталья сдерживает свои чувства, прячет и любовь, и обиду в глубине души. Да и жизнь Натальи отлична от жизни Аксиньи: она росла любимой дочерью в семье своих родителей. Аксинью же в 16 лет изнасиловал собственный отец, ее выдали замуж за нелюбимого. Родители Натальи пошли ей навстречу: замуж за Григория она вышла по любви, хотя, судя по богатству отца, ей могли бы подыскать более выгодную партию. Она любит Григория и по чувству долга, поскольку они венчались в церкви, и по велению сердца. Несмотря на унижение и позор, которые приносит неудавшееся замужество, Наталья беззаветно предана мужу, детям, семье. Она не ищет, как другие, утешения на стороне. До последней минуты она надеется на возвращение бросившего ее мужа и, умирая, прощает его.

Неисчерпаемый запас сил таится в душе Ильиничны. Нравственная стойкость помогает ей преодолеть выпавшие на ее долю неисчислимые горькие беды и тяжелые утраты. Нелегкими были первые годы замужества Василисы Ильиничны, ее жизнь с крутым, своенравным Пантелеем Прокофьевичем. Хотя он часто бывал неправ и даже неоправданно жесток в отношении жены, но «право» всегда было на его стороне. В условиях старого кондового быта жена должна была все сносить молча, рассчитывать было не на кого. Однако нравственная сила Ильиничны была столь сильна, что со временем она сумела обуздать непомерно вспыльчивого мужа, под ее влиянием он изменился к лучшему.

За короткое время Ильинична лишается мужа, старшего сына, любимой снохи Натальи, переживает гибель Дарьи. С молчаливым страданием переносит она все это и живет только «младшеньким» — Григорием. Только любовь к сыну согревает ее сердце, держит ее на ногах. Да, по сути говоря, вся многочисленная семья Мелеховых держится на ней, она — нравственный стержень семьи.

Дарья Мелехова воспринимается как разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час — и за ее циничной, потребительской моралью, за развязностью открывается нечто иное, доселе скрытое. Дарья твердо решила умереть, чтобы не жить обезображенной «дурной болезнью», — в этом есть и гордый вызов, и человеческая сила. Только теперь окружающий мир открывается ей с неузнанной прежде стороны: «Я вон какую жизню прожила и была вроде слепой... Повернусь кругом, гляну — Господи, красота-то какая!! А я ее и не примечала». Теперь она не подсмеивается, как прежде, над Натальиной верностью, строгостью, чистотой, а, напротив, завидует такой любви: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?» Материал с сайта

На примере образа Дуняши Мелеховой автор «Тихого Дона» показывает, как формируется сильный женский характер. На первых страницах романа Дуняша предстает угловатым, нескладным подростком, непосредственной и смешливой девчонкой. Старшие пока оберегают ее от непосильных физических нагрузок, от столкновений с суровой правдой жизни. Но чем больше потерь несет семья, тем больше забот и обязанностей ложится на плечи девушки. Решение о замужестве она принимает самостоятельно, вопреки категорическому нежеланию матери. После того, как Ильинична заболела, Дуняша фактически становится главой некогда большой семьи Мелеховых.

Галерея созданных Шолоховым на страницах «Тихого Дона» женских образов относится к числу наиболее запоминающихся женских характеров не только в русской, но и в мировой литературе. Их внешняя и внутренняя красота, стойкость, преданность любимому человеку, чувство долга, умение противостоять невзгодам дают читателю нравственный пример жизненной силы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ дуняши в романе тихий дон шолохова
  • образ женщины казачек в романе тихий дон
  • василиса ильиночна из романа тихий дон
  • образ дарьи в романе тихий дон позиция автора
  • Образ Дуняши в тихом Доне

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли все это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон» )

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

К какому роду литературы относится «Тихий Дон» М.А. Шолохова?

2

Назовите роман А.С. Пушкина о восстании Пугачёва, в котором, как и в «Тихом Доне», изображена стихия русского бунта.

3

Пантелей Прокофьевич использует обороты вроде «маковой росинки во рту не было», «что спромыслишь – то и полопаешь». Как называются подобные образные народные изречения?

4

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном романе, и фактами их дальнейшей судьбы.

ПЕРСОНАЖИ

А) Дуняша

Б) Наталья

В) Аксинья

ФАКТЫ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

1) умрёт, оставив детей сиротами

2) создаст семью с Кошевым

3) уедет за границу

4) погибнет от шальной пули

5

Укажите фамилию Пантелея Прокофьевича и его сыновей.

6

Каким термином обозначается значимая подробность, несущая в себе художественную функцию (например, полуведёрный чугун постных щей, на которые набросился голодный Пантелей Прокофьевич)?

7

Укажите жанр, к которому относится шолоховский «Тихий Дон»

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, –

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н.А. Некрасов, 1856)

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

К какому литературному направлению относится поэтическое творчество Н.А. Некрасова?

11

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой автор использует анафору.

12

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) неологизм

2) гротеск

4) инверсия

5) риторическое восклицание

14

Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник» (без указания количества стоп).

Обязательно заполните поле фрагментом, если будете отвечать на 8-е или 9-е задание

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдаленных боев слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всем уже чувствовалось приближение недалекой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далекие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролетных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчетливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли все это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к
Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришел пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична еще за всю свою жизнь не видела; полуведерный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшенную кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

А ты думала - ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

Да что же, вас там не кормят, что ли?

Черти бы их так кормили! - мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич.

Что спромыслишь - то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося... Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Все, что увидят, - берут, тянут, волокут... Не война, а страсть господня!

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон»)

Как в приведённом фрагменте отображена трагедия Гражданской войны?

Предложений: 0

В каких произведениях отечественной литературы звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?

Предложений: 0

Обязательно заполните поле произведением, если будете отвечать на 15-е или 16-е задание

ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди...

Бедная! лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов.

Тема шолоховского романа - семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» - романе - люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре.

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша.

М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия.

Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Писатель показывает ее силу и стойкость. «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего – вы и беситесь, - говорит Ильинична Наталье. – Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это – хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

В этом монологе Ильинична передала всю свою горькую, беспросветную жизнь, но при этом она не жалуется, не жалеет себя, она лишь хочет пробудить в снохе такое же мужество и стойкость.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в строгом порядке, экономна и расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: «До каких пор мне такую страму на старости лет принимать?»

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость». - Говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Во всех этих поступках проявляется человечность, нравственность этой героини.

Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её,

Мишатки. Она благословляет их, казалось бы противоестественный союз, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить.

В этом проявляется мудрость Ильиничны. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… На этом Ильинична и завершила свою высокую миссию женщины-труженицы, женщины-матери.

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй даже слишком много...» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине.

«Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о Григории думает Ильинична. Только им жила она последние дни. «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно», - говорит она Дуняше. В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше».

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына.

«Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! – Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви.

Последние дни ее описаны Шолоховым с большой силой. «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...»

Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему. Ильинична без колебаний может быть поставлена в ряд матерей, украшающих мировую литературу, мировую живопись. Эти матери зовут людей мужественно глядеть правде в глаза.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому.

Михаил Шолохов при описании внешности своих героев стремится дать запоминающийся зрительный образ, воссоздать человека в неповторимом движении. Сами живописные подробности у него почти всегда приобретают отчетливо психологическую характерность. Его занимает в портрете не только выразительность, характерность внешнего облика, но и тип жизненного поведения, темперамент человека, настроение данной минуты. Портрет в романах Шолохова показывает героя в определенной жизненной ситуации и настроении.

При первом появлении Дарьи упоминаются лишь «икры белых ног». В главе романа, где описывается возвращение Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров».