Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство. Причины и особенности процесса централизации русских земель

Возвышение Москвы и процессы

Правление первых Романовых

Период Смуты

Московское государство в XVI веке. Иван Грозный.

Возвышение Москвы и процессы централизации русских земель

Лекция 3. Московское государство

Дайте характеристику особенностям развития отдельных древнерусских территорий эпохи распада.

Охарактеризуйте роль варяжского фактора в становлении Киевской Руси.

3. В чем состоит специфика формирования социальных групп древнерусского общества?

4. Каковы причины и последствия распада Киевской Руси?

6. Каковы исторические последствия нашествия монголо-татар на Русь?

7. Как можно охарактеризовать роль западных государств в событиях русской истории XIII - XIV вв.?

8. Что явилось предпосылками создания единого государства на территории Северо-восточной Руси?

Причины возвышения Москвы. Среди многочисленных уделов северо-Восточной Руси наиболее крупными были Суздальско-Нижегородское, Ростовское, Рязанское, Тверское и Ярославское княжества. Их правители, даже в отсутствие ярлыка на владимирское княжение, имели титул великих князей. К началу XIV в. ярлыком владели тверские князья.

Москва, впервые упомянутая в летописи 1147 г. (в период правления в Ростово-Суздальском княжестве Юрия Долгорукого), долгое время оставалась небольшим приграничным городком, и достаточно поздно обрела собственного князя - основателя династии. Это произошло в 1270 - е годы, когда на престоле утвердился младший сын Александра Невского – Даниил (1276-1303 гг.). Княжество было незначительным по размерам, и московский князь не имел политического веса среди Рюриковичей. Его потомки не могли претендовать на великое княжение владимирское. Это был удел представителей старших линий потомства Ярослава Всеволодовича - из тверской и суздальско-нижегородской династий.

Однако в XIV в. Московское княжество вступило в борьбу за обладание ярлыком, и одержало победу над Тверью. Тверское княжество имело выгодное географическое положение. Здесь проходили многочисленные торговые пути, удаленные от Орды, и население стекалось на эти территории в поисках спокойной жизни. Именно в Твери впервые на северо-востоке Руси началось каменное строительство после нашествия Батыя. Это указывает на достаточно большой экономический потенциал княжества. Тверская династия обладала авторитетом среди других князей. Но эти факторы оказались несущественными в яростном противостоянии с Москвой. Решающую роль здесь сыграла политика московских князей, которые часто действовали в противовес устоявшимся нормам, но продуманно и агрессивно.



Деятельность первых московских князей. Еще Даниилу Александровичу Московскому удалось увеличить территорию княжества за счет захвата Коломны (она стала вторым по значимости городом) и присоединения Переяславского княжества. Все течение Москвы-реки оказалось во владении москвичей. Увеличившиеся ресурсы, к которым добавился захваченный Можайск, позволили Юрию Даниловичу (1303-1325 гг.) вступить в борьбу с Тверью. Он провел несколько лет в Орде и женился на сестре хана Узбека. Как считают историки, Юрий Данилович получил ярлык на великое княжество владимирское, оклеветав Михаила Ярославича Тверского, которого ордынцы казнили.

Иван I Данилович по прозванию Калита (1325-1340 гг.) воспользовался прецедентом, созданным братом. Во главе ордынского отряда в 1327 г. Калита подавил народное восстание в Твери и, снискав расположение хана Узбека, получил ярлык на великое княжение владимирское. Хан доверил ему сбор ордынского выхода со всех русских земель. Обладание значительными материальными средствами (особенно - из Великого Новгорода) позволило Ивану Даниловичу активно скупать земельные территории, увеличивая собственное княжество и расширяя свое влияние в чужих владениях.

Упрочению положения Московского княжества содействовала гибкая политика его правителей, проводимая в отношении церкви. Она привела к тому, что в 1328 г. в Москву переехал митрополит, сделав город своей резиденцией. Так Москва превратилась в духовный центр северо-восточной Руси.

Благодаря авторитету и доверию Ивана Калиты у хана Узбека, русские земли не подвергались опустошительным ордынским набегам. Московское княжество получило возможность копить силы для будущих битв. Впрочем, их перспективы вырисовывалась не только на Востоке, но и на Западе – в отношениях с Великим княжеством Литовским и Русским. Здесь в 1316 г. пришел к власти Гедимин. Он активно присоединял древнерусские земли, помогал Твери в борьбе против Москвы, пытался распространить свое влияние на Великий Новгород и Псков. Но в открытый конфликт с Москвой Гедимин не вступал, так как Литва вела военные действия против Ливонского ордена. При сыне Гедимина - великом князе Ольгерде (1341-1377 гг.) ситуация изменилась. Великое княжество Литовское и Русское усилило свою экспансию на восток, став опасным врагом Москвы.

После смерти Ивана Калиты политику отца продолжил Симеон Иванович по прозванию Гордый (1340-1353 гг.), которого также поддерживала Орда. Попытка Ольгерда создать литовско-ордынский союз против Москвы провалилась. Московское княжество, свободное от татарских набегов, постепенно набирало силы, демонстрировало сплоченность, отсутствие усобиц и дробление на многочисленные уделы. В 1359 г. на московском престоле оказался племянник Симеона Гордого - князь Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.). Возвышением Москвы завершился первый этап централизации русского государства.

Москва, Орда и Литва. На момент прихода к власти девятилетний Дмитрий не мог самостоятельно осуществлять своих функций. От его лица решения принимали митрополит Алексий и виднейшие бояре. Эта ситуация представлялась выгодной врагам Москвы, и они попытались ею воспользоваться. Ярлык на великое княжение Владимирское стали оспаривать тверичи и суздальцы. Ольгерд литовский, разгромив ордынские силы в 1363 г. у Синих Вод, готов был оказать тверскому князю свою помощь. Но все последующие притязания Твери, при поддержке Литвы, были пресечены рядом ярких побед князя Дмитрия Ивановича над своими конкурентами (в 1368, 1370, 1372 гг.). После этого тверской князь вынужден был отказаться от претензий на Владимирское княжение, и признал себя подчиненным Москве.

Явное усиление Московского княжества вызвало тревогу темника Мамая, захватившего власть в Орде – к тому времени уже ослабленной двадцатилетней междоусобной борьбой. В решающей битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. князь Дмитрий Иванович вместе с союзниками (русскими дружинами и ордынскими конкурентами Мамая) одержал победу над войском Мамая, союзниками которого выступили литовский князь Ягайло и русские конкуренты Дмитрия. Воинов князя Дмитрия, прозванного с тех пор Донским, благословил на сражение знаменитый подвижник и основатель Троице-Сергиева монастыря - Сергий Радонежский (1314-1392 гг.). Это был и акт духовного признания Москвы как центра всех русских земель.

Однако Москва, ослабленная огромными потерями на Куликовом поле, не смогла защититься от нашествия ордынского хана Тохтамыша в 1382 г. Во время нашествия погибло ок. 24 тыс. москвичей. Вновь была возобновлена выплата дани. Золотая Орда могла еще показать свою силу, но в ней неумолимо действовали законы распада, ведя к ослаблению некогда могущественного государства. Московское же княжество, закрепившее свой морально-политический авторитет, наоборот, набирало силу. Умирая, Дмитрий Донской завещал старшему сыну Василию Владимирское княжество как отчину, как собственное владение.

В княжение Василия I (1389-1425 гг.) продолжилось расширение территории Московского государства за счет присоединения Суздальско-Нижегородского и Муромского княжеств. Тверские князья уже не вступали в открытую борьбу с Москвой. Орда, разоренная в 1395 г. походом среднеазиатского правителя Тимура, все больше теряла свое влияние. Тайный набег на Москву эмира Едигея в 1408 г. свидетельствовал о боязни ордынцев встретиться с русскими в открытом сражении. Самым опасным врагом Московского княжества оставалась Литва.

Еще в 1385 г. литовский князь Ягайло (1377-1392 гг.) заключил союз с Польским государством (Кревская уния), принял католичество и женился на польской королеве. Католичество стало постепенно начало распространяться в княжестве Литовском, а православное население стало испытывать притеснения. В 1392 г. князем литовским стал Витовт (1392-1430 гг.), с которым Василий I породнился, женившись на его дочери - Софье. Однако Витовт продолжал вынашивать планы захвата русских земель. Неоднократно он воевал с Великим Новгородом и Псковом, захватил Смоленск, мечтал подчинить и Москву. Но до открытого вооруженного конфликта Литвы и Москвы дело не дошло. Неоднократно силы двух сторон противостояли друг другу, но каждый раз все заканчивалось мирным договором. По политическим соображениям Василий I даже передал под опеку Витовту своего малолетнего сына. А после смерти Витовта в 1430 г., Москва уже обрела очертания бесспорного лидера Северо-восточной Руси. Но ход процессов централизации был осложнен разгоревшейся междоусобицей среди потомков Ивана Калиты.

Династическая война и ее последствия. Почти четверть века - с 1431 г. по 1453 г. - продолжалась война в Московском княжестве, вызванная столкновением старых удельных традиций и новых тенденций. По завещанию Дмитрия Донского в случае смерти старшего из сыновей, власть переходила к следующему брату. Но Василий I, в обход своего брата - Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галицкого, передал престол своему десятилетнему сыну Василию (1425-1462 гг.). Однако, смерть Витовта, могущественного опекуна московского малолетнего князя, развязала руки его конкурентам. В ходе ожесточенных военных действий Василий II Васильевич - по прозванию Темный (он был ослеплен врагами) неоднократно терял московский престол, но поддержка боярства и духовенства обеспечили ему победу над династическими соперниками – дядей Юрием Дмитриевичем и братьями - Василием Юрьевичем Косым и Дмитрием Юрьевичем Шемякой.

Итогом войны стало упрочение власти московского князя. Были ликвидированы многие московские княжеские уделы, приведены к покорности Великий Новгород и Псков. Изменились отношения с Ордой, в результате распада которой выделились Казанское, Крымское ханства, Ногайская орда. Некоторые татарские царевичи выезжали на службу в Московское княжество, принимали православие, становились служилыми князьями. На территории подвластной Москве возникло татарское Касимовское «царство», задачей которого стала охрана приграничных московских земель.

В новую фазу вступили отношения между церковью и великокняжеской властью. В 1438-1439 гг. в Италии проходил Ферраро-Флорентийский собор, принявший унию (объединение) между православной и католической церковью. Это было средством, на которое рассчитывала Византия в борьбе против турок-османов. Но Москва категорически отвергла унию, а митрополит Исидор, представлявший русскую митрополию на соборе, был заключен в тюрьму. В свою очередь соглашение с католиками подорвало влияние константинопольской церкви. В 1448 г. собор епископов в Москве впервые самостоятельно избрал митрополитом рязанского иерарха Иону, кандидатура которого была угодна великому князю. Московская митрополия стала автокефальной, независимой от константинопольского патриархата. А в 1453 г. под ударами турок-османов Константинополь пал. Центр православия все больше ассоциировался с Москвой, а московский князь постепенно приобретал статус главного православного государя – наследника Византийских императоров.

Так были созданы предпосылки для решающего шага в создании централизованного русского государства, который предстояло сделать сыну Василия Темного - Ивану III.

Образование Московского государства. Завершающий этап централизации русских земель включал в себя: собирание крупнейших территорий северо-восточной Руси вокруг одного центра; обретение независимости от Орды; внутригосударственные реформы. Только сильное государство могло противостоять конкурентам - Литовскому княжеству, Ливонскому ордену, Швеции и образованиям, возникшим на развалинах Золотой Орды.

В течение правления Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) владения московского князя существенно увеличились. Мирным путем были присоединены к Москве Ярославское (1463 г.) и Ростовское (1474 г.) княжества. В результате военных действий 1471-1478 гг. была покорена Новгородская республика. Вооруженные силы применялись при подчинении Тверского княжества (1485 г.). Пришлось вести войну с Литвой за присоединение верховских княжеств (в верховьях р. Оки). Стали частью Московского княжества Вятская земля (1489 г.), Великая Пермь (1472 г.) и Югорская земля (1500 г.), где проживали финно-угорские и др. народы.

Псков и Рязанское княжество, давно попавшие в сферу влияния Москвы, были присоединены при Василии III Ивановиче (1505-1533 гг.) в 1510 г. и 1521 г. соответственно. А в 1514 г. Москва присоединила Смоленск.

В то время как Московское государство последовательно укреплялось, на территории золотой Орды продолжались процессы распада. Возникли Сибирское, Астраханское, Казахское, Узбекское ханство. Попытку восстановить былую мощь предпринял хан Большой Орды - Ахмат. Он решил привести к покорности Русский улус, прекративший выплату дани. Однако события 1480 г., вошедшие в историю под названием «стояние на реке Угре », показали иллюзорность этого замысла. Несмотря на тяжелое положение - натиск Ливонского ордена на западе, выступление Литвы в качестве союзницы Ахмата, междоусобная ссора с великим князем братьев Ивана III – Московское государство смогло выйти победителем, продемонстрировав свою силу. Москва воспринималась населением как общерусский центр, решавший задачу народного освобождения. Ахмат увел свое войско с берегов р. Угры, что стало фактом окончания власти Орды над Русью. Так был обретен национальный суверенитет. А. в 1502 г., под ударами Крымского ханства, Большая Орда была разгромлена окончательно.

Московское княжество, после падения Византии, оставалось единственным независимым православным государством. В 1485 г. Иван III принял титул «Государь всея Руси». В результате наращивания политической мощи, менялись задачи и внешней и политики. Москва начинает активно выходить на международную арену. Два с лишним десятка европейских и азиатских государств становятся дипломатическими партнерами России. Среди союзников Ивана III – Крымское ханство и Казанское ханство, где на престол был посажен ставленник Москвы. Устанавливаются связи с Османской империей, Римом, Венецией, Миланом, Молдовой, Венгрией, Священной Римской империей. В Москву приглашаются многие западные специалисты: врачи, архитекторы, строители, ювелиры, литейщики, мастера пушечного дела, искатели руды. Римская дипломатия считала возможным использовать усиливавшуюся Русь в борьбе против турецкой угрозы.

В неспокойном для Москвы прибалтийском регионе угроза исходила от Ливонского ордена и Швеции. Давний враг Москвы – Литовское княжество намеревалось создать антирусскую коалицию, и борьба с ним отвлекала много сил. Правда, успех сопутствовал Москве, так как из-за национальных и конфессиональных притеснений, русские князья Литвы стремились перейти под руководство Ивана III. Так в составе Руси оказались Новгород-Северские земли, владения князей Стародубских, Трубецких, Мосальских. Западная граница Руси продвинулась на сотню километров.

Претензии Москвы на достойную роль в мировой политике не в последнюю очередь определялись идеей о русском преемстве от Византии. Второй женой Ивана III была племянница последнего константинопольского императора - Софья Палеолог. Вероятно, не без ее влияния в Москве утвердился церемониал, демонстрирующий особое положение государя-самодержца, свободного в принятии своих решений. Родословная московских Рюриковичей возводилась к древнеримскому императору Августу. Имперские амбиции выразились в произведении «Сказание о князьях Владимирских». Русское государство приняло византийский герб - в виде двуглавого орла, а в Москве развернулось грандиозное строительство Кремля по плану Аристотеля Фиорованти и храмов, призванное доказать величие «Третьего Рима». Эта идея - о Москве как о «Третьем Риме» - прозвучал в начале XVI в. в послании псковского старца Филофея Василию III. Согласно этой идее, Московскому государству предназначается особая историческая миссия: являясь центром истинной христианской веры, оно должно отвечать за судьбы всего православного мира.

Внутренние преобразования. Новые земли, включенные в состав Московского княжества, долгое время сохраняли свои особенности. Но логика процесса централизации требовала введения единых норм жизни на территории всей страны. Это касалось центрального и местного управления, налоговой и правовой систем, духовной сферы. В 1497 г. был составлен первый общерусский Судебник . В основном он был посвящен вопросам судопроизводства. Здесь также вводилась норма единого срока перехода частновладельческих крестьян от одного владельца к другому. Переход разрешался осенью, за неделю до Юрьева дня (14 ноября) и неделю после Юрьева дня, при условии уплаты пожилого (налога). Эта мера была актуальна в условиях развития поместной системы.

Присоединения новых территорий к Москве, и политика конфискаций у местной знати и церкви (особенно в Новгородских владениях) позволили Ивану III сосредоточить в своих руках III большой фонд государственных земель. Эти земли раздавались в поместье дворянам за службу. Так шло формирование служилого сословия, напрямую зависимого от государя. В его состав входили холопы князя, помещики прежних удельных князей, обедневшие вотчинники из княжеских и боярских фамилий. Причем, вотчинники могли одновременно иметь и вотчины, и поместья, располагавшиеся в разных районах страны.

Эти дворяне-помещики составили дворянское ополчение, которое сменило прежние княжеские дружины. Московское государство теперь имело сильное, хорошо вооруженное войско, предназначенное для отражения внешней агрессии. Но оно нуждалось в земельном обеспечении, а это предполагало дальнейший рост территорий и обработку их зависимыми крестьянами. Поэтому сильная власть государя, жаловавшего поместьями, представлялась идеалом служилого дворянства.

Высшее положение в общественной иерархии занимали потомки удельных князей - представители рода Рюриковичей. Они оказались на службе у московского правителя, произошло их «обояривание». Добавилось новое значение слова «боярин», означающее «чин». Бояре наряду, с окольничими, заседали в Боярской думе - совещательном органе при государе. Старое московское боярство оказалось оттесненным от власти. Князья и бояре составляли ядро Государева двора, из которого осуществлялись все назначения на военную и гражданскую службу. Старшинство определялось происхождением и служебной значимостью рода.

Важнейшими центральными органами власти были Большой Дворец и Казна. Здесь зарождалась приказная система и отраслевое управление в государственном аппарате. Со временем в приказах ведущую роль станут играть дьяки - выходцы из различных общественных слоев. Местное управление страны, которая делилась на уезды, волости и станы, было представлено наместниками и волостелями. Их деятельность осуществлялась с помощью штата, который они привозили с собой. Все служилые люди московского государя обращались к нему в официальных документах по формуле: «Се яз, холоп твой».

Усиливавшуюся самодержавную власть поддержала церковь. Но среди церковников не было единства по вопросу обладания монастырями земельными территориями. Часть церковных деятелей, последователи Иосифа Волоцкого - иосифляне, считали необходимым обеспечение монастырей земельной собственностью для возможности активной общественной деятельности. Их идеалом был союз церкви и государства. Другие, последователи заволжского старца Нила Сорского – нестяжатели - выражали мнение об отрешенности монахов от мирских забот, повышения нравственного авторитета духовенства, свободного от земельной собственности. Иван III принял сначала точку зрения нестяжателей, которая отвечала его интересам.

Однако на церковном соборе 1503 г. победили иосифляне. Церкви удалось отстоять свое право владения землями. Великий князь вынужден был смириться, и поддержал последователей Иосифа Волоцкого. Иосифляне выдвинули тезис о божественном происхождении великокняжеской власти. Союз самодержавного государства и православной церкви стал еще теснее.

Процессы централизации продолжились и в XVI веке, к началу которого за Московским государством все больше закрепляется название «Россия».

Введение

“Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа”. Пашков Б.Г. Русь - Россия - Российская империя. Хроника событий 862-1917 г. М.:1994. С - 5 .

Образование и развитие Российского централизованного государства - главная тема, моей, сегодняшней работы. Здесь, нам предстоит разобраться в этом сложном, долгом и трудоёмком процессе, познакомиться с деятельностью многих выдающихся людей и попытаться не упустить из вида те важные факты, которые послужили стимулом для объединения русских земель.

Большой путь прошёл русский народ, прежде чем образовалось единое Российское государство. Начало этого пути, времена политической раздробленности Киевской державы. В результате дробления появлялись новые самостоятельные княжества, которые бурно росли и развивались. Политическая раздробленность вовсе не означала разрыва связей между русскими землями; не вела к их полной разобщённости. Об этом свидетельствует единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы “Русской Правды”, осознание людьми общей исторической судьбы. Следующим шагом, стала борьба Русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами. Свержение золотоордынского ига стала в XIII - XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и её дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос, вокруг какого центра объединятся русские земли. Этим центром стала Москва, здесь в дальнейшем и завершится процесс централизации государства. Всё это только кратко описывает, с чем пришлось столкнуться нашей стране, прежде чем стать единым, независимым государством.

Основные причины централизации русских земель. Роль внешнеполитического фактора

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и её дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдалённых окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъёма экономики являлся рост числа городов. На Руси на кануне монгольского вторжения было около 300 городов-центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранились факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимостью обороны страны и выживания на огромной территории с резким континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора “Слова о полку Игореве” к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в. - следующая ступень по восходящей лестнице к объединению страны. В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьях Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племён, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. В последствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. В 1235 г. На хурале в столице Монголии Каракуме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить силы для отпора сильному коварному врагу. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. На шестой день осады горд был взят. Затем бала взята вся Северо-Восточная Русь. Разорённые монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращающаяся борьба, которую вёл русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации.

Крестоносцы. Наступление на Русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарство. Вторжение крестоносцев на Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой германским императором Фридрихом 2. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями. Значительную роль в обороне страны сыграл князь Александр Ярославович Невский, одержавший несколько блестящих побед на Неве и на льду Чудского озера. Значение победы на Неве в том, что она на долго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.

Роль внешнеполитического фактора.

Монгольское завоевание законсервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор внешней политики, проходивший по линии “юг-север” (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на “запад - восток”. Замедлились темпы культурного развития русских земель. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263г. Великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъём экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не веротерпимых правителях Золотой Орды. Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную(Новгородскую) Русь. На этой территории. на основе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность.

Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приёмы обработки почвы, всё более распространялось трёхполье, хотя сохранились ещё подсека и перелог. Шире стали применяться орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Дальнейшее развитие получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводничество.

Подъём сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменения характера экономических и торговых связей привели к тому, что XIII - XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Не смотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Генезийский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли. Горда Руси играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя ещё слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремёсленного производства и торговые связи обуславливали заинтересованность горожан в объединение страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивающихся городов вокруг Москвы. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.:2002. С.-62.

Политическая централизация Руси в XIII - XV вв. проходила значительно быстрее, чем преодолевалась её экономическая разобщённость. Наличие внешней

опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержения золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

В конце XIII – первой трети XVI в.

Политический строй Руси второй половины XIII – первой половины ХV в. Причины и предпосылки объединения северо-восточных земель. Социально-экономические предпосылки образования Русского централизованного государства. Внешнеполитические условия образования Русского централизованного государства

Начальный этап образования Русского централизованного государства. Великое княжество Литовское, русские земли в составе Великого княжества Литовского. Начало возвышения Москвы. Москва и Тверь. Отношения с Золотой Ордой. Итоги религиозно-политической деятельности Ивана I Калиты.

Дмитрий Донской, Куликовская битва и её значение. Причины и значение возвышения Москвы.

Второй этап объединительного процесса (Василий I, Василий II Темный). Феодальная война в Московском княжестве (1425 – 1453 гг.). Значение победы Василия II Темного.

Завершающий этап объединения (Иван III, Василий III). Реформы Ивана III. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы.

Судебник 1497 г. Положение крестьянства и холопов в конце XV в.

Свержение монголо-татарского ига и завершение объединения русских земель. Международное положение Московского государства. Софья Палеолог, теория «Москва – третий Рим», проблема «византийского наследства». Борьба с Великим княжеством Литовским за возвращение русских земель.

Ведущие тенденции политического развития на рубеже XV – XVI в. Проблема борьбы двух тенденций политического развития (самодержавие и представительная монархия).

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Регентство Елены Глинской и боярское правление.

Венчание на царство Ивана IV. Избранная рада, реформы 1549 - 1560гг: причины, содержание, результаты.

Опричнина Ивана Грозного – попытка утверждения самодержавия в политическом строе России второй половины XVI в. при опоре на насилие и террор. Политические, социально-экономические и религиозно-нравственные последствия опричнины для последующего развития Российского государства.

Вотчинное землевладение в России XVI в. Феодальный иммунитет. Развитие поместной системы землевладения в XVI в. Класс феодалов и опричников. Положение крестьянства по Судебнику 1550 г. и другим документам XVI в. Холопы в России XVI в. Крепостническое законодательство конца XVI в.

Внешняя политика второй половины ХVI в. Основные направления внешней политики. Восточная политика: присоединение Казанского и Астраханского ханств, отношения с Крымским ханством. Завоевание Сибири. Присоединение Ногайской Орды. Западное направление: Ливонская война (1558 – 1583 гг.). Основные цели, этапы и итоги.

Историки о личности Ивана IV.

Россия в Смутное время:

Конец XVI – начало XVII вв.

Экономический, социальный, политический, династический и религиозно-нравственный кризисы как причины событий Смутного времени. Этапы Смуты. Политические альтернативы в развитии страны.

Династический этап Смуты. Борьба за московский престол. Борис Годунов и Лжедмитрий I.

Социальная смута, междоусобная борьба всех гражданских слоев общества. Василий Шуйский, движение И. Болотникова, Лжедмитрий II.

Национально-патриотический этап Смуты. Семибоярщина. Польская и шведская интервенция Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Движение Первого и Второго земских ополчений к Москве. Освобождение столицы ополчением Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых.

Итоги Смуты: экономические, политические, социальные и религиозно-нравственные.

Россия в правление первых Романовых:

Правление Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Изменения в политическом строе России. Эволюция от сословно-представительной к самодержавной монархии. Понятие «самодержавие». Начало становления элементов абсолютизма.

Изменения в деятельности Боярской Думы. Развитие системы приказов. Роль Земских Соборов в становлении Российского государства и их судьба. Местное управление.

Социальные отношения и социальные конфликты в стране. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания (Соляной и Медный бунты в Москве). Восстание под предводительством Степана Разина 1670 г.

Самодержавие и церковь. Религиозный раскол. Роль церкви в политической жизни России. Причины и предпосылки религиозной реформы. Патриарх Никон и его новообрядческая реформа. Раскол русского православия на новообрядцев и старообрядцев. Движение старообрадцев – социальный конфликт в религиозной форме.

Развитие экономики России. Феодальная собственность и класс феодалов в XVII в. Процесс сближения поместья и вотчины. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда, особенности российской мануфактуры. Положение посадского населения по Соборному Уложению 1649 г.

Внешняя политика Московского государства. Столбовский мир, Деулинское перемирие. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война (1632 – 1634 гг.). Борьба за вхождение Украины в состав России. Национально-освободительное движение на Украине под предводительством Б. Хмельницкого. Итоги войны с Речью Посполитой (1654 – 1667 гг.). Значение воссоединения украинского и белорусского народов с Россией. «Вечный мир» с Польшей (1686 г.). Дальнейшее освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Отношение с Османской империей и Крымским ханством. Крымские походы.

Рабочий словарь:

Барщина - форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве барина без оплаты и собственным инвентарем. Появилась в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена до 1 пол. XIX в. Юридически отменена в 1882 г.

Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована.

«Бунташный век» - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И. Болотникова и С.Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве.

Великая Россия - официальное название со 2-й пол. XVII в. европейской части Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России).

Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, «кормился» за счет тяглого населения волости.

Всероссийский рынок – устойчивые торгово-экономические связи между отдельными областями государства. Зарождение относится к XVII в. В России при простом товарном производстве через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к обмену и структуре общественных потребностей. Окончательно сложился во 2-й пол. XIX в.

Дворцовые (удельные) земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство.

Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В сер. XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении. В XVII в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные записываются в Государев родословец.

Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне (3-й чин членов Боярской думы - после бояр и окольничих), думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы).

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - конца XVII вв. В состав Земских соборов входили представители высшего духовенства, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На них рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Всего состоялось более 50 Земских соборов. Это период сословно-представительной монархии в России.

Казачество - военное сословие в дореволюционной России в XVIII - начала XX вв. В XVI-XVII вв. казаки - вольные люди, не облагавшиеся налогами, нёсшие военную службу в пограничных регионах. Казачество принимало активное участие в народных восстаниях на Украине в XVI-XVII вв., крестьянских войнах в России в XVII-XVIII вв. Казаки участвовали во всех войнах России XVII-XX вв. В начале XX в. существовали Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.

Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава Боярской Думы.

Кормления. Местное управление в XV - сер. XVI вв. было представлено наместниками (уезды) и волостелями (волости, станы), которые получали территорию в «кормление». В пользу кормленщика взимались судебные пошлины и часть налогов. Так он получал налоги въездные и выездные, свадебные и др. Система кормления не была эффективной в рамках централизованного государства, вызывала недовольство населения. Отмена кормлений в 1556 г. была важным шагом в укреплении самодержавной власти. Кормления постепенно заменились воеводским управлением, означавшим более высокую степень централизации.

Крепостное право - форма внеэкономической зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г. Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день). События 2-й пол. XVI в. (завоевание Казани и Астрахани и открытие целинных земель; опричнина и преследования) заставили правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Начиная с 1550 г. издавались указы, запрещавшие «черным крестьянам» сниматься с места. Одновременно были прикреплены к месту крестьяне-торговцы и ремесленники, тоже считавшиеся «черными». Были закрепощены также крестьяне, живущие в вотчинах и поместьях - совокупностью хозяйственного давления и законодательных актов. В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение «заповедных лет»). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян. Следующим этапом закрепощения стало введение «урочных лет». В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право. Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян. Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

Крестьяне - податное население России. В дореформенной России делились на 3 основные категории: помещичьи (крепостные), государственные, удельные. Свободное сельское население России в XVI-XVII вв., зависимое непосредственно от государства, называлось черносошными крестьянами. Впоследствии, в XVIII-XIX вв. они стали называться государственными крестьянами. Они несли повинности в пользу государства, но считались лично свободными. В XII-XIII вв. появляются зависимые крестьяне, которые с развитием крепостного права полностью теряют экономическую и личную свободу и становятся помещичьими (или крепостными). Они работают на помещика и не имеют права уйти от него. Лишь в 1861 г. они получили личную свободу, дарованную императором. Однако некоторые помещики и раньше отпускали своих крестьян на свободу. Обязанные крестьяне - это крепостные, получившие по указу 1842 г. по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за выплату повинностей. С развитием промышленности появляется необходимость в рабочих руках. С XVIII в. в России появляются посессионные крестьяне - т.е. крепостные, закрепленные за мануфактурами. Они не могли продаваться отдельно от предприятий, переводиться на сельскохозяйственные работы. Отменена в 1861 г. Несколько отличались от них приписные крестьяне - категория зависимого населения в XVII-XIX вв., которые были обязаны вместо подушной и оброчной подати работать на казенных или частных заводах; ликвидированы в 1861 г. Часть крестьян принадлежала непосредственно царской фамилии, работала на царское хозяйство и называлась удельными крестьянами. существовала и категория церковных крестьян (до 1864 г.) - т.е. крестьян, принадлежащих церкви.

Малая Русь - историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV в. и территории Поднепровья в XV-XVI вв.

Мануфактура - (от лат. сл. - рука и изготовление) капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, в России существовала со второй пол. XVII в.

Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано «место» до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а «порода», происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

«Москва - Третий Рим» - это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в 1-й пол. XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

Налоги прямые - налоги, которыми облагаются доходы и имущество.

Налоги косвенные - налоги преимущественно на предметы массового потребления, а также на услуги. Включаются в цену товаров и услуг (например, налог на соль при Алексее Михайловиче).

Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начала XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др.

Опричнина. Реформы сер. XVI в. содействовали укреплению Русского централизованного государства, усилению поместного дворянства. Однако, перед Иваном IV стояла задача сломить могущество княжеско-боярской аристократии путем ликвидации ее землевладений и обеспечения за счет боярских земель широких кругов дворянства. Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова «опричь», кроме), непосредственно подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы с учетом военно-стратегического положения. В опричнину (особый двор, по выражению московских летописцев) вошло около половины всего государства. Это было дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. В опричнине были особые бояре, дворецкие, казначеи, дьяки, дворовые и др. Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти. Но, как пишет В.Ключевский, в опричнине «надо различать территорию и цель». Опричнина - это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Она неоднократно меняла свои формы и направление. Сперва ее острие было направлено против княжеско-боярской знати, затем - дворян, приказных и горожан. Опричнина - это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков, первоначально в 1 тыс. человек. 1565-1572 гг. - первый период опричнины. Разгром боярской оппозиции. В 1567 г. раскрыт боярский заговор, многочисленные казни. В 1570 г. карательные походы в Новгород, Торжок, Тверь. Всего было казнено около 4 тыс. человек. 1572-1584 гг. - второй период опричнины. Репрессии коснулись и князей из числа опричников. Выявились и ее отрицательные стороны: разорение страны и крестьян в результате массового перераспределения земель и грабежа. Резкое обособление опричнины и земщины создало перегородки, препятствующие слиянию и укреплению русских земель. Экономическая раздробленность не была изжита. Опричнина прервала связь потомков удельных князей с их территориями. Однако, она совпала с поражением в Ливонской войне, засухами и, как следствием, голодом, эпидемией чумы. Запустение и смута стали результатом опричной политики Ивана Грозного.

Осифляне - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начала XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. (В XVI в. в собственности русского духовенства находилась 1/3 всей земли.) Иногда осифлян называют любостяжателями. Церковь, по их мнению, должна тесно сотрудничать с монархией.

Поместное землевладение . Установилось в Московском государстве в XV-XVI вв. Поместье в Московской Руси - это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы. («По месту» службы, чтобы кормиться). Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от «вотчины», составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Таким образом, поместное землевладение искусственно развивало частное землевладение. В XVIII в. по законам Петра I и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами, и само слово «помещик» получило значение земельного собственника из дворян.

Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

Постельничий - придворная боярская должность из ближайшего окружения царя в XV-XVII вв. Сопровождал царя, хранил его личную печать, часто возглавлял личную канцелярию. Ведал постельной казной- хранилищем царской одежды, украшений, посуды, икон, архива и пр. В его подчинении были слободы ткачей и мастерская палата, где шили одежду для царской семьи.

Приказы. Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А.Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский - управлял присоединенными сибирскими территориями. Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ.

Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653-1656 гг.). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов; она не касалась существа православия. Однако под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с усилением государственно-бюрократического давления, возрастанием роли иностранцев и т.п. В расколе объединились самые разные силы, выступавшие за неприкосновенность традиционной русской культуры. Сторонников раскола стали называть раскольниками = старообрядцами = староверами. В результате раскола цековь попала в полную зависимость от государства.

Рента - доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью (на Руси в XV в. крестьяне феодальных вотчин выплачивали ренту землевладельцу).

Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти - царю, императору - принадлежит вся полнота власти. Самодержавие в России выросло из вотчинного уклада и поэтому имеет особенности. В экономической сфере это выражается в неумении и нежелании провести теоретическое и практическое различие между тремя видами собственности: 1) собственностью, принадлежащей лично монарху; 2) собственностью государства; 3) собственностью частных лиц. К концу XIX в. самодержавие почти монопольно распоряжалось экономическим ресурсами и торговлей. Государственное управление выросло на мысли, что правитель и государство - тождественны, а отсюда самодержавие имело к концу XIX в. монополию политической власти. Принятие православия стало судьбоносным фактором русской истории. Вся идеология русского самодержавия была выработана церковью. Ее главные компоненты:

1) Идея Третьего Рима;

2) Идея империи - Московские государи являются наследниками императора Августа, их династия является древнейшей и досточтимейшей на свете. Соответствующая генеалогия была разработана под началом митрополита Макария, получила оформление в «Степенной книге»;

3) Русские властители являются вселенскими христианскими государями, императорами всех православных мира;

4) Божественное происхождение царской власти.

Слободы - постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (т.к. его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам. Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города - т.е. как территориальную единицу.

Служилые люди - в Русском государстве XIV-XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе. С сер. XVI в. делились на служилых людей по «отечеству» (бояр, дворян, их детей, владевших землей с крестьянами), имевших привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государстве, а также служилых «по выбору» - стрельцов, пушкарей, городовых казаков и др., набиравшихся из крестьян и посадских людей, получавших жалованье и землю.

«Смутное время» («смута») - события конца XVI - начала XVII вв. в русской истории. Термин введен русскими писателями XVII в.

Собор. Золотой век Собора последовал за Смутным временем (1598-1613 гг.). В 1613 г. особенно представительный Собор избрал на престол Михаила Романова. Затем он заседал почти без перерыва до 1622 г., помогая бюрократии восстанавливать порядок в израненной стране. После 1653 г. Собор исчезает из русской жизни. Собор имеет отличия от подобных западных учреждений. Собор не был представлением сословий с их правами и привилегиями (как Генеральные штаты). Русские Соборы были собранием «всех чинов Московского государства». Считалось, что их участники несут государственную службу, и им выплачивалось жалованье из казны. Присутствие на Соборе было обязанностью, а не правом. Собор был в России связующим звеном между короной и провинцией. С улучшением бюрократического аппарата нужда в Соборах отпала.

Соборность Руси. Собор - Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в XVI-XVII вв. (Земский, Вселенский, Поместный). Первый собор был созван Иваном Грозным в феврале 1549 г. - так называемый «собор примирения», на котором царь призвал после мятежей и набегов казанских и крымских татар к совместной защите государственных интересов. «Собор примирения» был первым Земским собором, т.е. собранием представителей сословий. В 1556 г. на них уже присутствовали представители верхов торгово-промышленного населения. Русское государство становилось сословно-представительной монархией. Важные государственные мероприятия стали проводиться с санкции земских соборов, на которых решающее слово принадлежало дворянству. Другое значение слова «соборность» - высокая духовность, идеал духовного единства, доступный в реальной жизни лишь немногим. Очень часто в этом значении слово соборность употребляют там, где правильнее было бы употребить слово общинность - как единство психолого-физическое, которое является уделом подавляющего большинства населения Руси.

Сословие - социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В феодальной Франции XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2 пол. XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословные пережитки сохраняются на Западе до настоящего времени.

Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства духовенства, дворян, горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII-XIV вв. (органы сословного представительства - парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XIV-XVII вв.), с сер. XVII в. начинается переход к абсолютной монархии.

Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества.

Старообрядцы - совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков. Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).

Соборное Уложение 1649 г. - это кодекс всех законодательных норм, выражение действующего государственного, гражданского и уголовного права. Оно охватывало все сферы государственной жизни и состояло из 25 глав, почти 1 тыс. статей. Законодательный материал не был механически перенесен, но разработан и исправлен. Новые статьи часто имели характер крупных общественных реформ. Уложение отменило урочные лета для сыска беглых крестьян и окончательно прикрепило их к земле. Это отвечало интересам служилого сословия и означало окончательное закрепление крепостного права. Уложение запретило духовенству приобретать вотчины, что отвечало интересам служилого сословия. Ограничены судебные льготы и привилегии духовенства. Уложение впервые последовательно закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя уйти, но нельзя и войти никому постороннему. Уложение было несовершенно, в дальнейшем его исправляли и дополняли по частям новоуказные статьи.

Тягло - денежная и государственная повинность крестьян и посадских людей в XV - начала XVIII в.; в XVIII-XIX вв. - повинность крестьян в пользу помещиков.

Тяглые крестьяне - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. частновладельческие крестьяне, платившие государственные налоги и несшие государственные повинности. С 1722 г. - податное население.

Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).

Литература:

1. Зимин А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской воины в России. М., 1986.

2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в. М., 1960.

3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

4. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

5. Каштанов С.М Социально-политическая история России конца XV-первой половины XVI в.в. М., 1967.

6. Корецкий В И Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. М., 1975.

7. Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970.

8. Королюк В.Д. Ливонская война: Из истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI в. М., 1954.

9. Лурье Я.С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.

10. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального нрава России. М., 1980.

11. Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983.

12. Новосельский А.А. Исследования по истории эпохи феодализма. М., 1994.

13. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма: Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика. М., 1972.

14. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. 5-е изд. М.,1995.

15. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.

16. Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в xvi – xvii вв. М., 1969.

17. Сахаров А.М Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII в.в. М.,1969.

18. Черепнин Л.К. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., I960.

19. Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

Часть 3

Российские государство


Похожая информация.


Возвышение Москвы. Организатором объединения русских земель являлось Московское княжество, которое выделилось из южного удела Владимиро-Суздальских земель. Необычайное возвышение Москвы связано как с выгодным географическим положением, так и с личными качествами московских князей, занимавших московский престол. Москва являлась центром тогдашнего русского мира, на перекрестке трех важных дорог, что позволило городу стать узлом торговых путей, важным центром торговли хлебом.

Усиление Московского княжества происходит при князе Данииле Александровиче (1276 – 1303) - младшем сыне Александра Невского – основателе династии московских князей. Захватив Коломну, Переяславль-Залесский, Можайск, он почти вдвое увеличил владения княжества. Результатом энергичной деятельности князя Даниила Московское княжество стало одним из крупнейших в Северо-Восточной Руси.

В соперничестве за владимирский великокняжеский престол между Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским верх взяла Москва. К 1327 году ярлык на великое княжение принадлежал тверскому князю Александру Михайловичу. Постоянный контроль над Великим князем и сбор дани должен был осуществлять Чолхан. Произвол и насилия, которые творили ордынцы Чолхана, вызвали восстание тверичан. Московский князь Иван Калита (1325-1340) воспользовался этими событиями и принял участие в подавлении восстания. В качестве награды ярлык на великое княжение перешел московскому князю (1328). Кроме ярлыка, Иван Калита (1325-1341) получил право сбора дани – «ордынского выхода». Система баскачества была окончательно отменена. Право сбора дани ордынской давало московскому князю огромные преимущества. Калита сумел сделать Московское княжество, самым сильным среди прочих, впоследствии Москва стала началом государственности России, объективно содействовала процессу централизации и приобрела право сбора ханской дани. Утаивая часть «выхода», Калита значительно разбогател. Умея ладить с Ордой и обогащаться за чужой счет, Иван I установил свою власть над Угличем, Галичем Костромским и рядом других русских земель.

Политику Ивана Даниловича продолжили его наследники Семен Гордый (1340-1353), Иван Красный (1353-1359) и Дмитрий Иванович Донской (1359-1389). Крупнейшим событием первого этапа объединения русских земель (1301-1389) стала победа над монголами на Куликовом поле (1380 г.). Внук Ивана Калиты князь Дмитрий решился на открытое противоборство с Ордой - и в этом ему помогла та власть, которая ценой потерь и унижений была получена его предшественниками. Крупнейшая победа над монголами вселила уверенность в освобождении Руси от ханской власти. Поднялся статус Москвы – она стала центром собирания русских земель. А московский князь, по мнению В.О.Ключевского, приобрел «значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами».

На втором этапе (1389-1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского, завершившаяся усилением Василия II Темного (1425-1462), создавала предпосылки для преодоления удельной раздробленности.

В начале XIV века усилился процесс объединения русских земель в единое государство, который закончился в основном в XVI веке.

Особенности объединительного европейского процесса:

1. Почти во всех странах Западной Европы он проходил в условиях зарождения рыночной экономики, которая требовала активных деловых связей между регионами.

2. Развитие городов, ремесленного производства, торговли вело к разрушению феодальной замкнутости и жесткой вассальной иерархии, отмене таможенных пошлин.

3. Королевская власть была заинтересована в росте городского населения (ремесленников, торговцев, молодой буржуазии), которое помогало королям разрушить феодальный сепаратизм , объединиться в крепкое государство. В свою очередь, королевская власть поддерживала отечественную промышленность, торговлю, укреплял внешние связи.

Условия процесса объединения на Руси:

1. Первые попытки появились во Владимиро-Суздальском княжестве еще в XII–XIII веках. Но этому помешало монгольское нашествие, которое надолго задержало развитие экономических и политических предпосылок объединения.

2. В начале XIV века этот процесс возобновился на основе национально-освободительной борьбы с иноземным игом.

3. Основной причиной усиления объединительных тенденций на Руси в отличие от Запада было укрепление и развитие феодальных отношений, дальнейшее усиление вотчинного и поместного землевладения. Более активно этот процесс проходил на Северо-Востоке Руси, где успешно развивалось сельское хозяйство, возникали новые деревни, села, починки, слободы, повышалась продуктивность земледелия и животноводства.

4. Феодалов-вотчинников, служилых людей (дворян), духовенство стали все больше интересовать не просто земельные угодья, а общинные земли с работающими там крестьянами. Землевладельцы начинали увеличивать объем различных повинностей и оброка, а значит, повышать степень зависимости крестьян, что, в свою очередь, вызывало их протест и сопротивление. Крестьяне поднимали бунты, убивали управляющих и приказчиков, грабили имущество феодалов. Главным методом выражения протеста был переход крестьян от одного землевладельца к другому, из княжества в княжество, уход на свободные земли.

5. Феодалы не желали терять работников, за счет которых они пополняли свое богатство. Общинники же считали, что у них есть свои более давние права на земельные угодья, а феодалы незаконно пользуются общинными землями. Все это требовало разработки целой системы законодательных норм, четко определяющих взаимоотношения феодалов и крестьян по поводу присвоения общинных земель, установления величины всевозможных отработок и оброка. Это можно было сделать только в условиях единой власти, мощного государственного аппарата, в чем были заинтересованы все слои общества.


Следует отметить, что города на Руси в этот период не имели такого значения, как в Западной Европе. Они еще не стали центрами зарождающихся рыночных отношений. Еще не начался процесс первоначального накопления капитала. Светская власть и духовенство тратили огромные средства на покупку земель, собирали сокровища, отдавали деньги в рост. Следовательно, на ранних этапах объединения русских земель преобладали политические причины, желание освободиться от монгольского ига, стремление защитить страну от западной агрессии со стороны Литвы, Польши, Швеции.

Весь долгий путь объединения можно условно разделить на три этапа.

Первый: конец XIII века – 1380-е годы;

второй: 1380-е годы – 1462 год;

третий: 1462 год – середина XVI века.

На первом этапе происходил заметный прогресс в развитии и укреплении Северо-Восточных княжеств. Шла борьба между Владимиром, Нижним Новгородом, Москвой и Тверью за политическое господство, а также за роль центра, объединяющего эти земли. Таким образом, в состав Московского княжества вошли: Ростов, Углич, Галич, Белоозеро. Правда, последние три города с их округами остались до времени во владении прежних князей, которые признавали зависимость от Москвы. Именно с Ивана Калиты началась жесткая и целеустремленная политика по собиранию земель вокруг Москвы.

Следует отметить, что более ста лет русские князья не могли объединиться и покончить с зависимостью от ордынских ханов.

Именно в 1380-е годы начался второй этап объединительного процесса . В этот период Дмитрий Донской проводил большую работу по упорядочению сбора податей с княжеств в пользу государства, пытался создать собственную денежную систему, не зависимую от Золотой Орды, реформировал процесс создания княжеских ополчений, из которых позже должно было получиться единое войско. Дмитрий Донской стал основателем экономически и политически крепкого Московского государства. Наследники Дмитрия Донского продолжили его дело. Позже они присоединили к Москве Муромское и Суздальское княжество, Вологду, Великий Устюг, Двинскую и Пермскую земли.

Первая половина XV века проходила в условиях ожесточенной феодальной войны в Московском княжестве. Правление Василия II Темного (который стал жертвой заговора удельных князей и был ослеплен) отмечено последней масштабной междоусобицей на Руси, во время которой решался вопрос: на каких условиях должны строиться отношения московских князей с другими русскими князьями. По сути, это было столкновение сторонников и противников объединительной политики вокруг Москвы. При Иване III Васильевиче, вступившем на престол в 1462 году, эта междоусобная борьба окончилась полной победой московских князей.

В 1470-х годах Иван III стал проводить политику, направленную на достижение полной независимости от Орды.Известно, что во второй половине XV века Золотая Орда распалась, и на ее месте образовались независимые государства: Казанское, Астраханское и Крымское ханства, а также Ногайская и Большая Орда, с которой московским князьям приходилось поддерживать отношения.

С 1476 года Москва перестала выплачивать ежегодную дань, чем вызвала недовольство хана Большой Орды Ахмеда (Ахмата), который решил заставить московского князя платить дань и выступил со своими полками к Москве. В 1480 году произошло знаменитое «Стояние на Угре»., во время которого противники в течение нескольких недель стояли на берегах реки Угры (приток Оки), не вступая в непосредственные военные столкновения. Поздней осенью войскам хана Ахмеда пришлось отступить. Это событие положило конец экономической и политической зависимости русских княжеств от Орды. Но, несмотря на то, что московскому государству еще в течение многих десятилетий приходилось бороться с различными ханствами бывшей Золотой Орды, именно после 1480 года Иван III окончательно ликвидировал вассальную зависимость от Орды, а русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

И с этого времени можно говорить о третьем этапе формирования единого Российского государства, когда в результате ожесточенной борьбы Московскому княжеству были подчинены Ярославское, Ростовское, Козельское, Тверское княжества, Новгородская республика и другие земли. В конце XV – начале XVI веков была создана самая крупная европейская держава, получившая название Россия.

В XVI веке при Василии III и его сыне Иване IV Грозном происходило дальнейшее увеличение территории России за счет присоединения южных и восточных земель: Поволжья, Западной Сибири, Черноземного «Дикого Поля» и др. В XVI веке также были присоединены Псков, Смоленск, Рязань, Новгород Северский и др.

Начиная с правления Ивана III, Русское государство стало активно развивать международные связи и формировать русскую дипломатию. Известно, что среди первых российских дипломатов, направленных в Западную Европу, было немало греков, бежавших из Византии после падения Константинополя (1453). В конце XV века были установлены посольские связи с Венецианской республикой, Германией, Венгрией, Турцией, Персией. При Василии III были установлены дипломатические отношения с Францией, Индией и другими странами.

В результате женитьбы в 1472 году Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, у Московского государства появился византийский герб двуглавый орел , который был соединен с прежним московским гербом, где был изображен Георгий Победоносец. В это же время у московских государей появилась шапка Мономаха, символ наследия византийской короны. Получила распространений и доктрина, в соответствии с которой Москва как наследница Константинополя, «Второго Рима», является «Третьим Римом», последним и вечным центром всего православного мира.