Славянские племена времен становления руси. Какие народы жили на территории Руси до прихода славян

Древние народы на территории России начали расселение и обживание земель задолго до возникновения государственности. Именно поэтому первый и самый великий князь Руси - Рюрик - приложил огромное количество усилий для создания единого государства, родного для многих народов.

Первые попытки изучения древнерусского народа

Главная особенность изучения славянского населения заключается в том, что происходит непрерывная динамика движения межэтнических связей. Что это значит? Изучая основные народы России, важно комплексно исследовать данный вопрос. Например, сосредоточиваясь на жителях Центрального региона, необходимо обратить внимание на национальности Восточной Европы и Сибири.

Все исследования дореволюционного строя были направлены на изучение единого русского народа. При этом влияние других национальностей если не исключалось из науки, то косвенно упоминалась, однако не в качестве ведущего вопроса, а лишь в роли формальности. Единственным официально признанным фактом является то, что в коренные народы России постепенно вливались финно-угорские племена.

Лишь в начале двадцатого века Россию начали рассматривать в качестве исторически многонационального государства. Невозможно скрыть то, что подобные выводы были сделаны под влиянием европейских учёных. Со временем стали публиковаться труды православных авторов, рассказывающих о том, что коренные народы России развиваются под влиянием древнейших библейских истоков. «Русское население - это люди с божественным признанием древнейшего киевского происхождения» - так толковал историю один из церковных деятелей - А. Нечволодов. К формированию он причислял скифов, гуннов и другие, отдельно существовавшие, народы.

Именно в двадцатом веке появилось такое направление исторической мысли, как евразийская теория.

Народные истоки: как всё было?

За несколько веков до начала нашей эры произошло великое историческое событие: вместо бронзы начинает активно использоваться железо. Широкое распространение железной руды подарило не только повсеместность используемого сырья, но и прочность изготавливаемых орудий.

В этот период происходит постепенное похолодание климата, сопровождающееся повышением количества плодородных земель, благоприятных для животноводства территорий, изменяется жизнедеятельность микроорганизмов, развивающихся в условиях водного пространства, что положительным образом воздействует на состав рек, озёр, ручьёв и так далее.

С появлением железной руды древние народы на территории России начали своё активное развитие. Увеличилось количество племён, использующих железо в качестве основного материала. В этот период древняя Россия характеризуется расселением народа, латышей, эстонцев, литовцев, северо-восточных финно-угорских племён, а также других небольших общин, населявших пространство Центральной России и Восточной Европы.

«Железный переворот» повысил уровень земледелия, ускорил расчистку лесов для посадок, облегчил тяжёлый полевой труд пахарей. Древние народы России, названия которых неизвестны истории, постепенно начали проявлять отличительные от общей массы населения черты. Формирование каждой нации происходит под влиянием осёдлости, развития скотоводства и земледелия. Более того, расселяясь по разным сторонам света, славянские народы передавали бытовые навыки иноязычным соседям - мерям, чуди, карелам и так далее. Данный факт объясняет большое количество слов в эстонском языке славянского происхождения, связанных с тематикой земледелия.

Первые городища

Первые прототипы городов, где проживали и формировались народы и древнейшие государства России, существовали в первом тысячелетии до нашей эры. Подобная тенденция прослеживается как в Северной Европе, так и в Приуралье - визуальной границе расселения славянских народов.

Изоляция лесными просторами способствовала разрушению родового общинного уклада жизни. Теперь древние народы на территории России проживали в градах или твердях, что значительно ослабляло кровнородственные связи некогда большой и могучей общины. Постепенно расселение заставляло народы покидать место своего обитания и медленно передвигаться в юго-восточном направлении. Покинутые грады назывались городищами. Благодаря подобным поселениям и постройкам, история России с древнейших времён обладает многими фактами и научными знаниями. Сейчас учёные могут судить о бытовой жизни людей, об их воспитании, образовании и трудовой деятельности. Во времена строения городов появляются первые признаки расслоения общества.

Зарождение славян как отдельной этнической группы

Многие учёные придерживаются того мнения, что славяне в большинстве своём имеют индоевропейское происхождение. Таким образом, в России изначально населял не только территорию современного государства, но и большую часть Восточной Европы и южных стран вплоть до современной Индии.

Общее происхождение нескольких народов дарит общность современных языков. Несмотря на различное начало развития, в языках соседних иностранных государств можно встретить огромное количество схожих по смыслу и произношению слов. На сегодняшний день родственными считаются кельтская, германская, славянская, романская, индийская, иранская и другие языковые семьи.

Ассимиляция славян

В качестве первозданной не сохранился ни один народ. В период активного происходила ассимиляция с соседними племенами и общинами.

О дальнейших фактах развития национальности история государства и народов России умалчивает. В связи с этим на протяжении веков учёные-деятели выдвигали разнообразные гипотезы. Например, первый летописец Нестор считал, что славянский народ изначально обитал на границе Центральной и Восточной Европы, и в дальнейшим данный этнос занял бассейн реки Дунай вместе с Балканским полуостровом.

Учёные - представители буржуазии выдвигали ошибочную теорию о том, что прародиной славян является незначительная часть территории Карпат.

Народы России: кратко о славянах второго тысячелетия до нашей эры

Мудрецы античности считали славян величайшим народом истории прошлого, настоящего и будущего. До наших времён дошли факты о том, что народ славянского происхождения был сформирован под влиянием антов, венетов, венедов и так далее.

Греки определили территорию славян следующим образом: на западе - до Эльбы; на севере - до Балтийского моря; на юге - до реки Дунай; на востоке - до Сейма и Оки. Более того, древнегреческие путешественники, мыслители и учёные не ограничивались этими данными. По их мнению, славянские народы, проживающие в России, могли расселяться далеко на юго-восток, благодаря необъятной и плодородной лесостепной зоне. Именно в богатых лесах страны, активная охота и рыболовство, собирательство трав и ягод послужили причиной для смешения славян с сарматами.

По мнению Геродота, на территории Восточной Европы проживал народ, известный как скифы. Стоит отметить, что под данным определением понимались не только но и множество других этносов.

Чем богата северо-восточная Европа?

Древние народы на территории России не ограничиваются упоминанием людей славянского происхождения. Второе место по количеству племён и расселению в пределах границ государства занимают литовско-латышские группы.

Данный народ относился к племенам финно-угорской языковой семьи: финны, эстонцы, марийцы, мордовцы и так далее. Косвенные национальные народы России вели схожий со славянскими племенами образ жизни. Более того, родственные языки способствовали активному укреплению вышеназванных этнических общностей.

Отличительная особенность латышей и литовцев заключалась в том, что большую часть времени и внимания они отдавали коневодству, нежели земледелию. При этом велось строительство надёжных посёлков-городищ. Судя по рассказам путешественников, Геродот назвал литовско-латышские группы тиссагетами.

Древняя Русь: скифы и сарматы

Одними из немногих представителей иранской языковой семьи, оставивших лишь след в истории, являются скифы и сарматы. Предположительно эти народы занимали территорию южной России вплоть до Алтая.

Общины скифов и сарматов обладали многими схожими с другими племенами чертами, однако никогда не представляли собой единого политического начала. Ещё в пятом веке до нашей эры на территории заселения племён происходило социальное расслоение, а также велись захватнические войны. Постепенно скифы завоёвывали причерноморские племена, совершали много походов на Азию, Закавказье.

Удивительные легенды ходят о богатстве скифов. В царских могилах закладывалось неимоверное количество золота. В связи с этим мы можем проследить достаточно сильное расслоение общества, а также власть элитного класса.

Интересный факт заключается в том, что скифы подразделялись на несколько групп-племён. Например, в долине восточного Днепра проживали кочевые вариации национальности, в свою очередь, западную сторону реки населяли скифы-земледельцы. В качестве отдельной группы выделялись царские скифы, путешествовавшие между Днепром и нижним Доном. Только здесь можно встретить самые богатые курганы и мощно укреплённые городища.

История России с древнейших времён также предусматривает удивительно динамичные союзы скифо-сарматских племён. Постепенно подобные слияния давали начало государственности рабовладельческого строя. Первое государство этой национальности было образовано синдскими племенами, другое - в результате фракийских войн.

Наиболее прочное скифское государство сформировалось в третьем веке до нашей эры, центром его являлся Крым. На месте современного Симферополя располагался главный герой всех легенд - город с красивым названием Неаполь - столица Скифского царства. Это был мощный центр, укреплённый каменными стенами и снабжённый огромными хранилищами зерна.

Скифы как занимались земледелием, так и уделяли особую долю внимания скотоводству. В первые века до нашей эры среди племён активно развивалась Яркая и неординарная культура скифов до сих пор изучается учёными-историками. Этот народ подарил необъятное количество идей для живописи, скульптур и других художественных творений. На сегодняшний день в музеях хранятся отголоски древней жизни.

Бытует мнение о том, что племена скифов не были полностью уничтожены с лица земли. Присутствие кризиса очевидно, однако вероятность ассимиляции со славянскими племенами очень велика. Об этом факте говорит происхождение многих слов современного русского языка. Если славяне употребляли «пёс», наряду с данным выражением используется скифо-иранская «собака»; общеславянское «хорошо» приравнивается к скифо-сарматскому «добро» и так далее.

Черноморское побережье: греческие корни

Народы, которые существовали на территории черноморского побережья, за несколько веков до нашей эры были захвачены греческими разбойными дружинами. На протяжении десятилетий здесь развивались города-полисы с древнегреческой культурой. Складывались рабовладельческие отношения.

Древняя Русь извлекла огромное количество бесценного опыта из греческого быта. Особо развитыми в этой части государства были земледелие, отлов и засол рыбы, виноделие, обработка пшеницы, привозимой из скифских земель. Распространение и популярность получило керамическое ремесло. Кроме того, был перенят опыт торговли с заморскими государствами. Ценные греческие украшения попадали в использование к скифским царям и признавались наряду с местными богатствами.

Города, образовавшиеся на территории бывших греческих полисов, переняли высокий уровень культуры этого народа. Бесчисленное множество храмов, театров, скульптур и росписей украшали повседневную жизнь греков. Постепенно города наполнялись варварскими племенами, которые, как ни странно, почитали древнегреческую культуру, сохраняя памятники искусства, а также изучая писания философов.

Древнее население России: народы Боспорского царства

Северное Причерноморье начало развитие в пятом веке до нашей эры. Здесь образовалось единственное крупное рабовладельческое государство под названием Боспор - современная Керчь. Крупное политическое образование просуществовало всего 9 веков, после чего в четвертом веке до нашей эры было уничтожено гуннами.

Ассимилированные с греками народы Северного Причерноморья постепенно расселились по территории Керченского полуострова, низовьям Дона. Заняли они и Таманский полуостров. Активное развитие народов отмечалось в восточной части государства, из союза племён постепенно выделялись знать и аристократия, которые взаимодействовали с богатыми представителями греческого населения.

Первым толчком к разрушению государственности послужило восстание рабов под предводительством Савмака. В этот период Древняя Русь был наполнена разрозненностью и восстаниями. Постепенно Причерноморье было полностью захвачено гетами и сарматами, а впоследствии практически полностью уничтожено.

Формирование богатой русской истории современной России происходило не только под влиянием народов, проживающих на территории Центрального региона. Также существенное воздействие оказали представители других национальностей. На сегодняшний день невозможно совершенно точно определить, являлись ли славяне самостоятельно развивавшимся народом или же на их становление повлиял кто-либо извне. Именно этот вопрос призвана разрешить современная историческая наука.

Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.

Норманнская теория

Норманская теория предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в "Повести временных лет" "Сказания о призвании варягов" в 862 году: "И сказали себе (чудь, словене и кривичи):"Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, - вот так и эти. "
Из перечисления варягов-руси в одном ряду со свеями (шведами), урманами (норвежцами), англами и жителями Готланда делается вывод, что "русь" - это название одного из скандинавских народов. С другой стороны, в Новгородской летописи, отразившей предшествующий Повести временных лет (ПВЛ) Начальный свод конца XI века, данный рассказ изложен несколько иначе: в нём отсутствует сопоставление руси со скандинавскими народами, а сама она напрямую не отождествляется с варягами: "И реша к себе: "князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву". Идоша за море к Варягомъ и ркоша: "земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами" ".
Происхождение этнонима "русь" возводится к древнеисландскому слову Ropsmenn или Ropskarlar - "гребцы, мореходы" и к слову "руотси/роотси" у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию, и которое, как утверждают некоторые лингвисты, должно было превратиться именно в "русь" при заимствовании этого слова в славянские языки.
Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:
1. Византийские и западноевропейские письменные источники, в которых современники идентифицировали русь как шведов или норманнов.
2. Скандинавские имена родоначальника русской княжеской династии - , его "братьев" Синеуса и Трувора, и всех первых русских князей до Святослава . В иностранных источниках их имена также приводятся в форме, приближенной к скандинавскому звучанию. Князь Олег именуются X-л-г (хазарское письмо), княгиня Ольга - Хелга, князь Игорь - Ингер (византийские источники).
3. Скандинавские имена большинства послов "Русского рода", перечисленных в русско-византийском договоре 912 года.
4. Сочинение Константина Багрянородного "Об управлении Империей" (ок. 949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: "росском" и славянском, где для большинства "росских" названий может быть предложена скандинавская этимология.
Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX-XI веков на раскопках Рюрикова городища , захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове. В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду "призвания варягов", в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.
В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером. Этой теории также придерживались Н.М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.
Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.

Славянская теория

Славянская теория была сформулирована В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента "Повести временных лет": "Поэтому учитель славян - Павел, из тех же славян - и мы, русь... А славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. "
С точки зрения сторонников норманской теории из цитаты лишь следует, что слово "русь" есть прозвание варяжское и к тем славянам, которые прежде назывались полянами, пришло от варягов.
Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь (россы) через тождество их пруссам. Самих пруссов (балтские племена) он определял как славян, привлекая в "сообщники" Претория и Гельмонда, полагавшим "прусский и литовский язык за отрасль славенского ", а также личное мнение о сходстве "их (пруссов) языка со славенским ". При этом в бывшей Пруссии и приморской Литве действительно обнаруживаются топонимы с корнем "рус", а ранние средневековые источники фиксируют там деятельность некой руси.
Другой источник славянской гипотезы - сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы), который считал, что русы это славянский народ. Ибн Хордадбех единственный восточный автор отнесший русь к ас-Сакалиба, остальные арабские авторы описывают их обособленно.
Поздняя литературная традиция соотносит русов с братом по имени Рус из легенды о трех славянских братьях - Чехе, Лехе и Русе. Согласно этой легенде братья-князья вышли из Хорватии около 644 года. В законченном виде легенда появилась в "Великой Польской хронике" XIV века.
В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Двумя наиболее видными её представителями были С.А. Гедеонов и Д.И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами - ободритами, второй - подчёркивал их южное происхождение, а этноним русь выводил от русого цвета волос. (ср. славянское слово roud-s-is, родственного словам русый (roud-s-os), рудый (roudh-os), рыжий (rudh-os).
В советское время, начиная с 1930-х годов, славянская принадлежность руси активно отстаивалась, будучи тесно увязана с критикой норманизма. В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами в Киевской земле. Эта оценка имела официальный статус. Противопоставление славян и руси в Повести временных лет объяснялось подчинением большинства славянских племен киевским князьям, домен которых и назывался "Русью" на первоначальной стадии образования государства. Этноним русь выводился из местной топонимики (названий рек и поселений), например из названия реки Рось на Киевщине (впрочем, это слово имело в корне не о и не у , а ъ - Ръсь (как и Българи), косвенные падежи Рси, поэтому в настоящее время такая этимология признана сомнительной).
Из современных концепций получили известность теории о "Русском каганате" В.В. Седова и руси-ругах А.Г. Кузьмина. Первый на археологическом материале помещает русь в междуречье Днепра и Дона (волынцевская археологическая культура) и определяет как славянское племя. Второй связывает русь с руянами - славянскими жителями острова Рюген. Руян в поздних Магдебургских анналах (XII век) возможно назвали русскими (Rusci), как сообщает А.Г. Кузьмин со ссылкой на работу 1859-го года "В Магдебургских анналах жители о. Рюген обозначены под 969 г. как Rusci ". Согласно польским исследователям Магдебургские анналы были составлены в XII веке на основе Пражских и Краковских анналов, а также списка деяний магдебургских архиепископов. Следует отметить, что в синхронных источниках слово rusci к жителям Рюгена не применяется. Автор X века, совместно с руянами участвовавший в военном походе 955 года, называет их вполне по-славянски ruani. Дополнительно о Руси и ругах можно узнать в статье .
Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т.д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси со славянским южным берегом Балтики - с поморскими и полабскими славянами. По мнению многих ученых, в период раннего средневековья, южно-балтийские славяне прямо переселялись в земли соответствующие северу будущей Киевской Руси. Об этом говорят как археологические, так и антропологические, краниологические и лингвистические исследования. При этом южнобалтийская керамика доходит до Ярославля, до Верхней Волги и до Гнёздова на Днепре, то есть отмечена именно в тех областях, где киевский летописец помещал варягов. ("Новгородцы от рода варяжского " и т.д.) В Киеве её не обнаружено.

Индо-иранская теория

Существует мнение, что этноним "рос" имеет иное чем "рус" происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М.В. Ломоносова, отмечают, что народ "рос" впервые упомянут ещё в VI веке в "Церковной Истории" Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами "людей-псов" и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.
Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована О.Н. Трубачёвым (ruksi "белый, светлый" > rutsi > russi > русь; ср. с осет. рухс (иронск.) / рохс (дигорск.) "светлый").
Георгий Вернадский так же развивал теорию об происхождении названия Руси от азовских племен асов и рухс-асов (светлых асов), которые, по его мнению, были частью антов, тем не менее считал, что русь является смешением скандинавских переселенцев с местными племенами.
В 60-е гг. XX века украинский археолог Д.Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е.С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX веке. Она считает, что после разгрома этого объединения кочевыми племенами венгров в кон. IX века, имя "Русь" от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). В качестве одного из аргументов Галкина приводит этимологию М.Ю. Брайчевского, который предложил для всех "русских" названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного аланскую интерепретацию (на основе осетинского языка).

материал из Википедии

Расселение славянских племен на Руси

Повествуя о расселении славян, летописец рассказывает о том, как одни славяне «седоша по Днепру и нарекошася Поляне», другие назывались древлянами («зане седоша в лесех»), третьи, жившие между Припятью и Двиной, именовались дреговичами, четвертые обитали по течению реки Полоты и назывались полочане. У Ильменского озера жили словене, а по Десне, Сейму и Суле – северяне.

Постепенно в рассказе летописца появляются названия других восточнославянских племен.

В верховьях Волги, Двины и Днепра живут кривичи, «их же град есть Смоленьск». От кривичей летописец выводит северян и полочан. Летописец говорит о жителях Побужья, которые в древности назывались дулебами, а ныне волынянами или бужанами. В рассказе летописца выступают и обитатели Посожья – радимичи, и жители окских лесов – вятичи, и карпатские хорваты, и обитатели Причерноморских степей от Днепра и Буга до Днестра и Дуная – уличи и тиверцы.

«Се бо токмо Словенеск язык (народ) в Руси», – заканчивает свой рассказ о расселении восточных славян летописец.

Летописец еще помнит о тех временах, когда славяне Восточной Европы делились на племена, когда племена русские «имеху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, кождо свой нрав» и жили «особе», «кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».

Но когда составлялся летописный начальный свод (XI в.), племенной быт уже отходил в область преданий. На смену племенным объединениям приходили новые объединения – политические, территориальные. Исчезают сами племенные наименования.

Уже с середины X в. старое племенное название «поляне» сменяется новым – «кияне» (киевляне), а область полян, «Поле», становится Русью.

То же самое происходит и на Волыни, в Побужье, где древнее племенное название обитателей края – «дулебы» – уступает свое место новому наименованию – волыняне или бужане (от городов Волыня и Бужска). Исключение представляют собой жители дремучих окских лесов – вятичи, жившие «особе», «родом своим», еще в XI в.

Восточнославянские племена в IX–XII вв. Ареалы (по В. В. Седову): а – словен ильменских; б – кривичей псковских; в – кривичей смоленско-полоцких; г – ростово-суздальские ветви; д – радимичей; е – племен юго-востока Рус. равнины (В – вятичи, С – северяне); ж – дулебских племен (В – волыняне; Д – древляне; П – поляне); з – хорватов

От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Черного моря и Дуная жили русские племена накануне образования Киевского государства.

Карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти – дреговичи, ильменские словене, жители дремучих окских лесов – вятичи, многочисленные кривичи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, заднепровские северяне и другие восточнославянские племена составляли некое этническое единство, «словенеск язык в Руси». Это была восточная, русская ветвь славянских племен. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство сплачивало славянские племена.

В формировании славянства в процессе схождений приняли участие различные племена, создатели и носители различных, хотя и близких друг другу культур.

В состав восточного славянства вошли не только праславянские племена среднего Поднепровья и сопредельных речных систем, не только раннеславянские племена времен культуры полей погребений, но и племена, происходящие от предков с культурой иного рода, с иным языком.

Какую картину рисуют нам вещественные памятники лесной полосы Восточной Европы?

Патриархально-родовой строй нерушим. В укрепленных поселениях-городищах обитают большие семьи. Гнезда городищ составляют поселение рода. Городище – поселок семейной общины – замкнутый мирок, производящий сам все, что необходимо для жизни. Гнезда, городищ тянутся по берегам рек.

Огромные пространства незаселенных земель речных водоразделов, поросшие лесом, отделяют области расселения древних племен лесной полосы Восточной Европы. Наряду с примитивным подсечным земледелием большую роль играют скотоводство, охота и рыбная ловля, причем эти последние зачастую имеют большее значение, чем земледелие.

Ни частной собственности, ни индивидуального хозяйства, ни имущественного, ни, тем более, социального расслоения нет и в помине.

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Скифы [Строители степных пирамид (litres)] автора Райс Тамара Тэлбот

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 44 Отделение десяти северных племен, около 930 г. до н. э. (Млахим I, 12) Сын и наследник царя Шломо, Рехавам, имел три дурных качества: он был жаден, нахален и глуп. Это убийственное сочетание привело к расколу еврейского царства на две части.Когда умер царь Шломо, евреи

Из книги Избранные труды по языкознанию автора Гумбольдт Вильгельм фон

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Цивилизация средневекового Запада автора Ле Гофф Жак

Глава I РАССЕЛЕНИЕ ВАРВАРОВ (V–VII вв.) Средневековый Запад зародился на развалинах римского мира. Рим поддерживал, питал, но одновременно и парализовал его рост. Прежде всего Рим передал средневековой Европе в наследство драматичную борьбу двух путей развития,

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

ЖИВЫЕ КОРНИ СЛАВЯНСКИХ ИМЕН Поклонение восточных славян силам природы породило весьма своеобразное явление: имена языческих божеств и названия олицетворявшихся ими природных сил и стихий, как правило, имеют одинаковые или очень близкие корни, родственные или созвучные

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

1.1. Гусли-«гу?ны». Следы древней натурфилософии в славянских представлениях о создании мира игрой на гуслях Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли - инструмент гармонизации вселенной», который был

Из книги Древняя история секса в мифах и легендах автора Петров Владислав

Из книги В. С. Печерин: Эмигрант на все времена автора Первухина-Камышникова Наталья Михайловна

Глава четвертая «Я живу согражданином будущих племен» На родине его не могли совсем забыть. Мать умерла в 1858 году, до 1866 года был еще жив отец. С ними Печерин, верный сыновнему долгу, никогда после принятия монашества не прекращал связи. С племянником Саввой Федосеевичем

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Загадки племен массагетов Главный наш источник по описанию кочевых племен массагетов – «отец истории», Геродот. Он довольно четко отводит им территорию от восточного побережья Каспийского моря до Сыр-Дарьи. «Итак к западу это море, называемое Каспийским, – пишет этот

Из книги Вопросы сюжетосложения. Выпуск 5 автора Коллектив авторов

В. В. МИРСКИЙ Повествовательный элемент и сюжетные ситуации в песнях славянских народов Одной из актуальных проблем поэтики народной песни является проблема сюжета. Большинство современных исследователей справедливо считает, что в народных лирических песнях

Из книги Сыны Перуна автора Рыбников Владимир Анатольевич

Русь — название одного из древнейших славянских племен.


Историческая реальность

Гипотеза о существовании славянского племени русов/росов» – неудачная попытка критики летописной версии происхождения Руси от варягов.

Желание отыскать на территории Восточной Европы русь/русов/росов в период, предшествовавший легендарному «призванию варягов», зачастую заставляло даже маститых ученых очень своеобразно трактовать сведения исторических источников.

Летописная формула « Поляне яже нъ ı нѣ зовомая русь » говорит сама за себя: исконным название «русь» для славян не является. Поляне, согласно летописцу, одно из восточноевропейских славянских племен. А вот русь изначальная – это пришельцы-варяги, «лица скандинавской национальности». « Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си, сообщает нам летописец. Впрочем, летописец, скорее всего, не был автором политически независимым , поэтому в интересах скандинавской династии вполне мог «лишить славянства» русь. К тому же, автор «путается в показаниях», ведь в другом пассаже он утверждает: « А словѣнескъ языкъ и рускый одинъ . « Правда, летописец уже в следующем предложении уточняет: «От варягъ бо прозвашася Русью, а пѣрвѣе бѣша словѣне; аще и поляне звахуся, но словѣньская рѣчь бѣ.» Но в этих двух предложениях речь просто может идти о разных эпохах.

В эстонском атласе 1859 г. Швеция — ROOTSI (да и сейчас)

Однако и независимый эксперт по вопросам геополитики Х в. очень четко разделяет росов и их данников-славян. Речь идет о Константине Багрянородном и его трактате «Об управлении империей «. Причем ученый император не оставляет ни малейшего шанса на сомнения в «неславянскости» росов. В его тексте приводятся названия днепровских порогов на росском и славянском языках, причем в росском непринужденно угадывается старошведский.

Однако «шведский след» далеко не всем нравился и нравится. Такие противники «скандинавского следа» называются «антинорманистами». Однозначные указания источников их ничуть не смущают, и они отрицают сколь-нибудь значительную роль скандинавов в сложении Руси. Наиболее обстоятельно тезис «русы – безусловные славяне» был изложен академиком Б.А. Рыбаковым в объемной статье 1953 г. «Древние русы (К вопросу об образовании ядра древнерусской народности в свете трудов И.В. Сталина) «. Б.А. Рыбаков выстроил довольно сложную историко-археологическую конструкцию, стараясь доказать, что в VI – VII вв. существовало некое славянское племя «русы», которое проживало между Киевом и р. Рось (название реки, конечно же, связанно с названием народа).

Единственным источником этого периода, который дает хотя бы намек на русов/росов в Восточной Европе, является некий Псевдо-Захария – анонимный автор сирийского перевода «Церковной истории» Захария Ритора . В описании народов, живущих к северу от Кавказа, этот автор в одном пассаже с людьми-псами и амазонками упоминает некий народ “ерос” – великаны, которые из-за размеров конечностей не могут ездить верхом. Б.А. Рыбаков принимает гипотезу А.П. Дьяконова о том, что сирийское «ерос» передает греческое «рос/рус». Славянство же этих росов/русов для непререкаемого авторитета советской славистики и русистики было априорным и несомненным.

Эта концепция Б.А. Рыбакова за более чем полстолетия, прошедшие с момента её обнародования, неоднократно подвергалась критике и уже много лет рассматривается специалистами как образчик историографии в стиле «если факты не подтверждают теорию, то тем хуже для фактов». Тем не менее, в популярной литературе и сетевой сфере мнение Б.А. Рыбакова остается весьма авторитетным, а потому упомянутая концепция по-прежнему пользуется популярностью.


Первые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V-VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.
Изначально народы, жившие до IV-VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.
Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.
Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей. Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя - одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В состав племенного союза кривичей входили полочане.
Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки. Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город - Дедославль, его точное расположение ещё не установлено. Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.
Ильменские словене соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.
Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.
Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.
Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане - одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.
Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода - лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством. В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году. Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город - Искоростень, позднее известный как Вручий.
Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания - полей.
Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.
Дреговичи - одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.
Северяне жили около Десны примерно до IX-X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.
Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.
Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.
Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.