Андрей болконский в шенграбенском и аустерлицком сражениях. Образ Андрея Болконского на протяжении всего романа "Война и мир" Л

Как толстой изобразил подвиг андрей болконского. почему этот подвиг не поэтизируется в романе и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея,
потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
5. О чем мечтает князь Андрей?
6. Почему Кутузов резко ответил императору?
7. Как ведет себя Кутузов во время боя?
8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том
1. Что привлекло Пьера в масонстве?
2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
3. Анализ поездки в Богучарово.
4. Анализ поездки в Отрадное.
5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том
1. Оценка Толстым роли личности в истории.
2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
3. Почему Пьер неудовлетворен собой?
4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

4 том
1. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи.
2. Как объяснил автор значение партизанской войны?
3. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова?
4. Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?
5. В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому?
6. Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?

Эпилог
1. К каким выводам приходит автор?
2. Каковы подлинные интересы Пьера?
3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
4. Анализ сна Николая Болконского.
5. Почему роман оканчивается этой сценой?

28 вопросов по 3 тому "Война и мир".Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!

Если отвечаете, то указывайте номер вопроса
1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу?
2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина?
3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии?
4. Как Николай Ростов отличился в деле при Островне?
5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем?
6. Почему Петя Ростов просится в военную службу?
7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя?
8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из
Лысых Гор?
9. Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан?
10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны?
11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь?
12. Как умер старый князь Болконский?
13. Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось?
14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение?
15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения?
16. Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына?
17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского?
18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения?
19. Как был ранен князь Андрей?
20. Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории?
21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях?
22. За кого собирается Элен выйти замуж?
23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома?
24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым?
25. Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина?
26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар?
27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
28. Как Пьер попал в плен?

Цели и задачи урока: выявить идейно-художественные особенности изображения Аустерлицкого сражения как композиционного центра всей войны 1805-1807 гг.; осознать роль в этом эпизоде Андрея Болконского; уметь отвечать на вопросы; выстраивать монологическую речь; способствовать воспитанию патриотического чувства.

Форма урока: групповая.

Особенности урока: дифференцированный подход.

Оборудование: текст 1 т. романа «Война и мир», карточки с вопросами, иллюстрации, компьютер, DVD.

Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

Каковы причины войны 1805-1807гг? Как относится Толстой к этой войне? Как проявили себя в Шенграбенском сражении рота Тимохина и батарея Тушина? Что такое трусость и героизм? С какими мыслями уходил Андрей Б. на войну? Какие чувства он испытал, участвуя в этой войне?

Учитель. Подводя итог всему сказанному, делаем вывод: Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой относится к войне отрицательно. Она жестока и бессмысленна. Ведь все люди - братья. Но даже здесь солдаты проявляли чудеса героизма. Рота Тимохина в условиях растерянности «одна в лесу удержалась и атаковала французов». На самом жарком участке, в центре сражения, билась батарея Тушина. Андрей Болконский уходит на войну, чтобы совершить воинский подвиг, завоевать славу. В начальном этапе войны он понимает, что герои - это не обязательно люди офицерского звания, а простые солдаты. Он увидел, что подвиг на войне - это обычное дело.

Да, Князь Андрей шел на войну за подвигом и славой. Давайте посмотрим, удалось ли ему это сделать?

Делимся на три группы. Каждой группе даются задания и вопросы на карточках.

Вопрос: В ходе разработки диспозиции (плана действий) Кутузов откровенно спит. Почему?

Учащиеся пытаются найти ответ. Потому что в любой, даже самый тщательно разработанный план могут вмешаться разные обстоятельства. А любой исход дела решают люди. Нельзя предсказать, как они поведут себя.

(Уч-ся из 1 гр. читают отрывок о начале сражения)

Вопрос: Что случилось? Какая случайность вторглась в диспозицию?

Туман не был предусмотрен.

Вопрос: Как повели себя солдаты, увидев французов перед собой? И началась паника.

Вопрос: Чем объяснить еще бегство солдат?

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, чуждость ее целей для народа.

Вопрос: Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя?

Он находится в самой гуще толпы своих солдат. Не пытается вырваться из нее, мучительно пытается понять, что же происходит.

Вопрос: Как Толстой раскрыл душевное состояние Кутузова?

Кутузов испытывает полное бессилие перед бегством своих солдат, он испытывает муку от того, что видит. Он взывает о помощи к Андрею Болконскому. Ему стыдно и горько.

Что делает князь Андрей?

(Учащиеся 2-1 гр. зачитывают отрывок поведения князя Андрея в бою.)

Вопросы: Что испытывал Андрей Б., видя, как бегут солдаты с поля боя?

Что подтолкнуло князя Андрея схватить знамя и побежать вперед?

Что видит и слышит Андрей Б., когда со знаменем в руках бежит на врага?

Князь Андрей был одержим одной мыслью: надо остановить этот позор, прекратить бегство. До Аустерлица он думает только о своем подвиге. И вот все случилось так, как он представлял: ему довелось со знаменем в руках «идти впереди войск», и весь батальон побежал за ним. Он слышит только свист пуль и видит, как знамя волочится по земле. Красоты подвига князь Андрей не ощутил.

Вопрос: Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

Это славный подвиг, достойный чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность подвига. Ведь Наполеон тоже может пойти впереди своего войска. Эта внутренняя сущность подвига Андрея Болконского и является причиной того, что подвиг не поэтизируется.

(Учащиеся 3 гр. зачитывают заключительный отрывок главы).

Вопросы: Как относился Андрей Б. к Наполеону до войны?

Почему раненому князю Андрею сейчас Наполеон кажется маленьким и ничтожным?

Раньше князь Андрей считал Наполеона героем. А теперь он увидел его истинную сущность, узнал, как он добывал себе славу, идя по трупам своих солдат. Андрей Болконский разочаровался В Наполеоне. Наполеон представился ему «маленьким, ничтожным человечком», «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Что открыл для себя князь Андрей, глядя на высокое небо?

В чем значение образа «высокого неба» в этом эпизоде?

В этом образе неба есть величие, бесконечность стремления, холодность. Небо - абсолютное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость, совершенство. Жизнь не должна быть запутана. Князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни.

Вопрос: Чем стал Аустерлиц для князя Андрея и для России?

Аустерлиц принес князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни. Он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он иначе понимал ее теперь». Мир открылся Андрею Болконскому в другом измерении, где честолюбивые мечты, слава, почести - все было ничтожным по сравнению с бесконечным небом.

Аустерлиц стал эпохой позора и срама для России. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели, затеянная ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Поэтому она и закончилась Аустерлицем. А ведь русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей были бы понятны цели сражения.

Домашнее задание. На выбор:

  • Написать сочинение-мини «В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?»;
  • Составить план главы;
  • Составить ОСК «Аустерлиц»;
  • Проиллюстрировать главу.
Полный текст материала Разработка урока литературы "Аустерлицкое сражение. Подвиг князя Андрея Болконского"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Сочинение на тему "Война в мире князя Адрея Болконского", написанное по произведению Л. Н. Толстого "Война и мир". В сочинении описано изменение отношения Андрея к войне по ходу событий произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Война в мире князя Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей положительно относился к войне. Война нужна ему, чтобы достичь своих целей: совершить подвиг, прославиться: «Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там - то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной». Для Болконского кумиром являлся Наполеон. Андрею не нравилось то, что Наполеон в двадцать семь лет уже был главнокомандующим, а он, в этом возрасте только адъютант.

В сентябре князь отправляется на войну. Ему было приятно думать об отъезде. Даже тогда, когда он прощался с Марьей, он уже думал о войне. Когда Андрей прибыл на фронт, он познакомился с двумя штабными офицерами: Несвицким и Жирковым. С самого знакомства отношения между ними «не сложились», так как Несвицкий и Жирков сильно отличались от Андрея. Они были неумны, трусливы, в то время как Болконский отличался умом и храбростью. Эти отличия проявились тогда, когда офицеры встретились с генералом Маком. Штабные офицеры посмеялись над поражением австрийской армии, а Андрей был очень недоволен: «…мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить». Храбрость же показана в эпизоде, когда князь просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, в то время, как Несвицкий наоборот не хочет участвовать в бою и отступает в тыл.

На Шёнграбенском сражении князь Болконский продемонстрировал не только храбрость, но и мужество. Он осмелился поехать на батарею Тушина. И именно здесь Андрей видит мужество, которое показали артиллеристы Тушина. После сражения он единственный заступился за капитана перед Багратионом, хотя Андрею не нравится, что Тушин не может признать свою заслугу, свой подвиг и старается не упоминать о нем.

После Шёнграбенского сражения Болконский участвует ещё в одном сражении - Аустерлицком. Здесь ему удаётся совершить подвиг: во время отступления батальона он подхватывает знамя и своим примером побуждает солдат вернуться и броситься в атаку: «Как бы со всего размаха крепкою палкой кто - то из ближайших солдат, как ему показалось, ударили его в голову». После ранения Андрей видит небо и восхищается им: «… Как же я не видел этого высокого неба? И как счастлив, что узнал его наконец… ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу». Во время этого сражения он разочаровывается в Наполеоне - он ему кажется «маленьким, ничтожным человеком». Андрей понял, что жизнь важнее всего, даже подвигов и славы. Он понял, что война - не средство достижения блестящей карьеры, а грязная, тяжёлая работа. Битва при Аустерлице заставляет пересмотреть свои приоритеты - теперь он выше всего ценит семью. И, после плена, возвращается домой, в Лысые горы, где застает смерть жены: Лиза умирает при родах. Князь чувствует вину перед маленькой княгиней и понимает, что эту вину ему уже не искупить. После этих событий - Аустерлицкой кампании, смерти жены и рождения сына - князь Андрей «твёрдо решил никогда не служить более в военной службе».

Когда началась Отечественная война, князь Болконский идёт в армию по своему желанию, но идет он туда уже не за «Тулоном», а из - за мести. Андрею предлагали службу в свите императора, но он отказался, потому что только служа в армии он будет полезен на войне. Перед Бородино князь сказал Пьеру причину своего возвращения в армию: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям».

После назначения Андрея командующим полком, он «весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились и любили».

Накануне сражения Болконский был уверен в победе русских полков, он верил в солдат. И сказал Пьеру: «Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение».

На сражении под Бородино полк Андрея Болконского стоял в резерве. Туда часто попадали ядра, солдатам было приказано сесть, но офицеры ходили. Рядом с Андреем падает ядро, но он не ложится и его смертельно ранил осколок от этого ядра. Его увозят в Москву, князь подводит итоги своей жизни. Он понимает, что отношения должны строиться на любви.

В Мытищах к нему приходит Наташа и просит прощения. Андрей понимает, что её любит и с Наташей он проводит последние дни своей жизни. Именно сейчас он понимает, что такое счастье и каков, на самом деле, его смысл жизни.

Исправляя теперь ранее созданную часть об Аустерлице, Толстой много занимался Болконским, особенно в последнем эпизоде: раненый князь Андрей на Аустерлицком поле. Появились конспективные заметки, как всегда многое объясняющие: «Князь Андрей слышит, сражение проиграно везде. Он думает: я все сделал, что от меня зависело, и все-таки ничего». Другая: «Князь Андрей лежит на Аустерлицком поле, страдает, видит страдания других и тут вдруг видит спокойное торжествующее лицо Наполеона, удерживает боль, чтоб презирать». В следующих показано новое отношение Болконского к Наполеону: «Бонапарт герой, но он ненавидит его». Князь Андрей увидел, что «Бонапарт с своим подбородком не человек», что в нем «нет жизни», а он «машина». И наконец, главная мысль, пронизавшая последнюю сцену: «Он видел высокое безучастное небо, и строй мысли был сообразен небу. Наполеон казался маленьким».

После Шенграбенского сражения князь Андрей почувствовал, что он может «найти смысл в этих толпах и мысль». Первый месяц на войне, встречи с высшим кругом армии и приближение рядовому войску были важным этапом в жизни князя Андрея. Подвиг Болконского на Аустерлицком поле стал теперь логическим завершением предшествовавших ему впечатлений и раздумий. За этот период переменились многие взгляды его на военное дело и, главное, на роль народа в войне.

Запечатленные в конспекте мысли развиты в последней главе, посвященной князю Андрею на войне 1805 года. По первому варианту сцены на Аустерлицком поле, единственное, что запечатлелось в сознании князя Андрея, когда он, раненый, упал,- это «ограниченный клочок жнивья с измятой соломой». Такой образ, создающий впечатление безысходности и ограничивающий событие темой физической смерти, Толстой заменил небом. В исправленном тексте читаем: «И вдруг ничего нет, кроме неба – высокого неба с ползущими по нем серыми облаками – ничего, кроме высокого неба».