Все школьные сочинения по литературе. Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на Правда и красота по видимому всегда составляли


Рассказы Антона Павловича Чехова позволяют читателю оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение проявляется по средством изображения героев. Чехов утверждает: ""Правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле.""Для того, чтобы точнее понять смысл данного высказывания, обратимся к образам двух героев: Ивана Великопольского из рассказа ""Студент"" и Ионыча Старцева из рассказа ""Ионыч"".

Главный герой рассказа ""Студент"" - Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка.

Возвращаясь поздним вечером домой, ему всё кажется пустынным и мрачным: ""Возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке... Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно."" Студент пропускает службу в церкви, хотя подобное поведение недопустимо для служителя духовной семинарии. Возвращаться домой Иван не спешит, да ему и не хочется, и вся жизнь предстаёт перед ним как нечто мрачное и негативное. Таким образом, ощущается душевная дисгармония героя. Но к концу произведения мысли, чувства, настроение и поведение студента меняются кардинально на прямо противоположные. Духовное преображение Ивана произошло под влиянием двух женщин. Студент, встретив их у костра, рассказывает об отречении Петра. И именно реакции двух вдов, их искренний отклик на слова Ивана пробуждают в нём чувства прекрасного и настоящего, переворачивают всё в его душе. Однако, несмотря на похожие реакции, девушки - Василиса и Лукерья - внешне представлены автором довольно контрастно. Тем самым А.П.Чехов показывает нам, что за внешней противоположностью героинь стоит их внутреннее, духовное единство. Таким образом, девушки помогли главному герою ощутить связь времён: ""Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий."" Они осветили мрак души его. Иван, поняв ""высокий смысл"" бытия, обретает гармонию. Правда Иисуса Христа и красота этой правды ""всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле."" Красота и гармония мира обусловлена продолжением евангельских событий из века в век. Осознав правду и красоту, жизнь Ивану теперь казалась ""восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.""

Главный герой рассказа ""Ионыч"" - Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, сын дьячка. Он как и Иван Великопольский принадлежит к духовному сословию. Это произведение противоположно рассказу ""Студент""; здесь А.П.Чехов показывает духовную деградацию человека. в Начале рассказа молодой врач попадает в ""губернский город С."" Он полон сил и энергии, увлечён своей работой, что даже в праздники иногда не имеет свободного времени. Герой попадает в среду обывателей, раздражающих его, и чувствует себя одиноко. Но вскоре всё живое, что было в нём когда-то, исчезло, и осталась страсть к накопительству и достатку. Ионыч утратил собственное имя и человеческую личность. Прежде обыватели чувствовали в нём что-то чужое, теперь же они его по-дружески называют просто ""Ионыч"". Не сумев противостоять окружающей среде, он мирится с нею и меняет свои интересы и представления о человеческих и нравственных ценностях: из стремления служить и помогать людям появилось охотное желание играть по вечерам в карты и потом дома считать деньги; а интерес к людям перерос в полное равнодушие ко всему. Вся жизнь Ионыча - это падение вниз по лестнице нравственности, и он сам в этом виноват. Всякое отсутствие интересов, жизненных принципов и убеждений ведёт к полному опустошению человека и его дальнейшему пустому и бессмысленному существованию. Поменяв своё представление о ценностях, Ионыч уже не замечает, что всё, что его окружает, является фальшивым, а потеря духовного начала и пустая растрата времени - неправильно. Таким образом, А.П.Чехов показывает нам, что главный герой не осознал правду и утратил свою красоту, то есть свой человеческий облик и человеческие качества. Этим рассказом автор призывает нас не предавать вечные идеалы и не терять в себе человеческое начало, а также он показывает, что без правды и красоты человека ждёт полное опустошение, духовное падение и деградация личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что правда и красота очень важны в человеческой жизни. В случае их осознания и сохранения человека ждёт гармония, как внутренняя, так и между собой и окружающим миром, что приведёт к счастью, умиротворению и радости. В противном случае же человека ожидает тоска, мрак души, бесполезное существование, пустая жизнь, потеря интересов и нравственных ценностей, что в итоге приведёт к утрате человеческого начала.

Сочинение

Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал «праздником жизни», сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. «Теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет», - говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-летним Печорину и Онегину.

Один из самых интересных молодых героев, созданных Чеховым, - студент Иван Великопольский в рассказе «Студент». И рассказ этот писатель считал своей лучшей, «самой отделанной» вещью. Видимо, в «Студенте» автору была дорога мысль о вечных духовных ценностях, сближающих людей не только самого разного социального положения и культурного уровня, но и эпох, отдаленных друг от друга многими столетиями. Мысль эта выражена в рассказе лаконично и выразительно.

В холодный вечер страстной пятницы Иван Великопольский, студент духовной семинарии, греясь у костра, рассказал двум крестьянкам-вдовам, матери и дочери, евангельский эпизод, предшествовавший описанию «страстей господних». На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнес фразу: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». Далее в Евангелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Петр действительно трижды отрекся от него.

Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в своем предательстве. Рассказ студента взволновал обеих крестьянок. При словах о том, что в тишине темного сада раздавались глухие рыдания Петра, старшая всхлипнула и «заслонила рукавом лицо от огня», словно стыдясь своих слез, а у младшей взгляд стал напряженным, «как у человека, который сдерживает сильную боль».

Эта реакция слушательниц, в свою очередь, взволновала и самого студента. Если в начале рассказа он шел темным лугом к костру в невеселом расположении духа и думал о том, что жизнь никогда «не станет лучше», то теперь для него настал миг прозрения. Он вдруг почувствовал связь между слезами старой женщины, которая сидела сейчас перед ним, и тем, что происходило, по евангельскому преданию, девятнадцать веков назад. И подумал, что правда и красота, «по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». В этом апофеозе правды и красоты «вообще на земле» есть какое-то особое, праздничное настроение; невольно вспоминается, что страстная неделя приближается к концу» и те же люди, приютившиеся от непогоды у костра, встретятся в пасхальные дни. И вместе с тем совершенно бесспорно, что специфика евангельской легенды, к которой обращается писатель в этом рассказе, подчинена широкой общечеловеческой идее, более всего в этом произведении нам дорога мысль художника о родстве человеческих душ, о том, что человек может найти себя и свое место в жизни через понимание чужих страданий, в общении с другими людьми.

Обретение смысла жизни, как мы увидим, останется мечтой лучших чеховских героев и в более поздние годы их жизни. Но как часто уже в молодости эта мечта начинает угасать и появляются приметы будущего погружения личности в атмосферу пошлого существования. Пытаясь понять чеховских героев, попавших в обстоятельства, подобные только что приведенным, нужно вникнуть в психологические мотивы, которые руководят героями. И если вникнуть, то за внешним иногда бездействием, за нежеланием таких героев практически сопротивляться враждебным им обстоятельствам обнаружится такая сила внутреннего сопротивления человека сложившемуся положению вещей, которая стоит открытой борьбы. За внешней покорностью героев судьбе у Чехова очень часто слышен сдержанный протест, их страдания напоминают, что во все времена человек жив «не хлебом единым» и не удобствами быта (даже если этот быт понимать широко, включая сюда и приобщение к культуре и прогрессу), но еще очень важной потребностью - стремлением к душевной чистоте и подлинно нравственной жизни.

Внутренняя жизнь человека развивается в тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у него определяет весь облик героя - и индивидуальный характер личности, и духовные ее запросы. Но между противоположностями в душе чеховских героев большей частью нет мирного сосуществований. Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души - самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество.

Чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник»). Но тоска по деревне понемногу превратилась в навязчивую идею - купить «усадебку» с крыжовником. Он мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и…. и крыжовник растет». На достижение этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой Николай Иваныч женился из-за денег для покупки усадьбы

(на любовь он уже был неспособен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного - желания стать землевладельцем). И вот результат - это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Он изменился внешне - «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянулись вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло». Изменился он и внутренне - стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.

Душевное очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что он от природы был добрый, мягкий человек, и поначалу его тоска о деревне могла даже показаться поэтической и вызвать у читателя сочувствие: сидя годами в казенной палате, он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной… Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому - Николай Иваныч, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед - крестьянин, и хвастает дворянством: «мы, дворяне», «я как дворянин».

На свинью похож не только Николай Иваныч, но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая кухарка. Крыжовник со своего участка, кислый и жесткий, он ест, приговаривая: «Ах, как вкусно! Ты попробуй!» Новый земледелец стал равнодушным к чужим страданиям, к общественным интересам. Этот эгоизм и равнодушие, уход в мир своего «я», стремление ограничить все тремя аршинами земли осуждается Чеховым.

Имя Чехова в русской литературе стоит особняком. Всем своим творчеством писатель боролся против пошлости и мещанства. Лучшие герои Чехова - интеллигентные, думающие люди, души которых страдают в поисках гармонии и добра жизни. Антон Павлович призывает в каждом своем рассказе к поиску смысла жизни, душевной чистоты, возвышенным целям, состраданию: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!., не уставайте делать добро… Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл или цель, то смысл и цель эти вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

С восхищением говорит о великом русском писателе американец Эрскин Колдуэлл: «Антон Павлович Чехов был и несомненно останется на все времена, пока существует искусство слова, одним из величайших писателей мира. Его творения - это памятник, воздвигнутый его гению, и притом нетленный». Интересно высказывание французского писателя Анд-ре Моруа: «Своим театром и своими рассказами Чехов указывает нам путь к более чистой жизни». В произведениях русского писателя Моруа видит призыв к светлому - чистому.

Ненавидя старый мир - мир пошлости и мещанства, - Чехов предвещал новую Россию, предсказывал свободную и счастливую жизнь.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:

До глубины души своей

Она проникнута: не может

Никак понять его…

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.

Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.

земле» (А. П. Чехов)

«... Я так люблю Татьяну милую мою». А. С. Пушкин.


«Сочинения на свободные темы»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

«Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все, Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо».

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена

«Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным».

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «...все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:


«Сочинения на свободные темы»

«До глубины души своей Она проникнута: не может Никак понять его...»

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

«... Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...»

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.



Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.

32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать...» (М. С.

Салтыков-Щедрин)

В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.

Соня задела чем-то Раскольникова. Еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертве ради спасения маленьких детей от голода.

В самые трудные, тяжелые дни для Раскольникова он шел к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной в существе своем душе ищет успокоения Родион. Раскольникова влечет к Соне и некая общность судеб («убийца и блудница»). И уже осознанное ощущение того, что человек не может быть один. Это противоестественное состояние должно быть преодолено, поскольку без общения человек перестает быть человеком. Кто-то всегда должен быть рядом - понять, помочь, пожалеть. В этом смысле Раскольников видит спасение в участии к нему Сони.


«Сочинения на свободные темы»

Осуществлением своей теории на практике Раскольников отделил себя от других людей, он сам не мог переносить общения с кем бы то ни было. Более всего - с самыми близкими и дорогими - матерью, сестрой. Но когда отчуждение достигает своего пика, рождается страстная тяга к теплу, пониманию, состраданию. В отношениях Раскольникова и Сони, а позже Раскольникова и каторжан происходит очень важный поворот в душе от страдания к состраданию, от эгоистического самоуглубления к способности любить несчастных.

Соня с присущей ей добротой чувствует, что она нужна Раскольникову, потому что он «ужасно, бесконечно несчастен». И она постепенно возвращает его к жизни.

Поначалу по отношению к Соне в Раскольникове присутствует не лишенное эгоизма побуждение. Именно ей он изливает свою боль: «За одним и звал, за одним приходил: не оставь меня. Не оставишь меня, Соня?» «...За что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: страдай и ты, мне легче будет!» Родион знает, что Соня пойдет за ним на каторгу, поможет ему. В этом есть доля эгоизма. Но все-таки сдвиг в переживаниях Раскольникова налицо. Смутно намечается потребность искупить свою вину. Раскольников начинает искать истоки своих ошибочных взглядов, поступков. Он размышляет, почему не смог убить себя, а явился с повинной. Но ответить на этот вопрос Раскольников не может. За него отвечает Достоевский: «Раскольников не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».

Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее каторги. Однако эти муки не приносят Раскольникову успокоения: Раскольников замыкался в ней. Но перед ним есть выбор, возможность преодолеть свой внутренний душевный раскол, обрести основу иного бытия, от самонаказания перейти к принятию мира, вырваться из узких границ собственного «я».

Постепенно, уже будучи на каторге, Раскольников понимает, что Соня с ее религиозностью, добротой, милосердием, открытым для людей сердцем становится частью его существования. Как логическое завершение этого открытия звучит просьба принести Евангелие. Раскольников хочет принять Сонину веру не по убеждению, не потому, что у него возникла такая потребность, а потому, что глубокое доверие к Соне, возникшая в нем благодарность заставляют его смотреть на мир ее глазами.

Раскольников немного по-другому, чем Соня, понимает Бога. Он приходит к выводу, что Бог - воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Поэтому теперь уже Раскольников старается делать то, что сделала для него Соня, - он помогает каторжанам, осужденным, отверженным, которые, так же как и он от Сони, ждут от него помощи. И это дает первый проблеск счастья и душевного очищения Раскольникову.

Достоевский приводит Раскольникова в конце романа к идее о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение людям. В конце романа Раскольников постепенно как бы выздоравливает от болезни «бонапартизмом», он очнулся от бреда, начал жить настоящей жизнью.

Но путь к новой жизни не легок, так как новая жизнь не даром достанется Раскольникову, «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом...» Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни. От преступления, которое искупается страшными страданиями, к вниманию, состраданию и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя Родион Раскольников.


«Сочинения на свободные темы»

33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы...» (М. С. Салтыков-Щедрин)

Небольшие, но очень емкие и жизненные рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое его изречение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.

В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги постепенно незаметно могут вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и беззаботно жить может сделать его морально и физически неполноценным.

Дмитрий Ионович Старцев - герой рассказа «Ионыч» - был назначен врачом в земскую больницу, в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желаниями чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая, миловидная девушка, которую в семье звали Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч впервые посетил Туркиных, он был очарован. Он влюбился в Котика. Это чувство было в жизни Ионыча «единственной радостью и последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик ему отказала, он страдал всего три дня, а потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!»

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. «Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде Ионыч отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города С. Они раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище „поляк надутый". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила одной надеждой на любовь Старцева. Но Ионыч был уже не тот молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже не доставало в ней или что-то было лишнее, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде... не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, - и ему стало неловко». Он слишком обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он


«Сочинения на свободные темы»

только думает: «Хорошо, что я тогда не женился».

Главным развлечением доктора, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, было «по вечерам вынимать из карманов бумажки», а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театры и концерты он не посещал.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора его теперь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Почему же Дмитрий Ионыч Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но автор подводит нас к мысли, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование.

34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы...» (А. И. Солженицын)

Характер каждого человека закладывается в детстве. Очень большое влияние оказывают воспитание, условия жизни, среда, в которой вырос ребенок. Это накладывает некоторый отпечаток и потом дает знать о себе в течение всей жизни. Все мы «родом из детства», у каждого из нас свое воспитание.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» нам показаны две системы воспитания: Обломовка, в которой провел свое счастливое, безмятежное детство Илья Ильич Обломов и воспитание Андрея Ивановича Штольца, хорошего друга Илюши. Мне хотелось бы подробнее остановиться на детстве Штольца.

Воспитанием Штольца в основном занимался отец. Он старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Он в детстве приучал сына самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вспомним, что отец забирал у него обычно деньги и выдавал лишь на необходимые вещи. Частенько отец поступал с сыном жестоко. Так, он выдворил его из дома за невыученные уроки. Вместе с отцом Штольц вел хозяйство, учился разбиратьсяв разных вещах. Отец с самого детства приучал Штольца к труду: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей», - скажет потом Штольц.

Штольц получил хорошее образование. Отец очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний. Андрей сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова.

В 14-15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недосмотрел, дал промах. Можно сказать, что Штольц получил правильное, рациональное воспитание.

Читая о воспитании Штольца, возникает вопрос: любит ли отец Андрея? Думаю, что любит и воспитывает его по-своему, по-немецки. Так, наверное, воспитывал отца Штольца его отец.

Самая напряженная сцена в романе - это прощание Штольца с отцом. Нас поражает эта сцена. Отец и сын - два родных человека - прощаются навсегда, они знают, что это навсегда. Но ни слезинки не пролил отец, ничто в нем не колыхнулось. Только почти надрывное «прощай». Неужели ему не стало жалко сына, который едет в неизвестность. Мне кажется, ему


«Сочинения на свободные темы»

хотелось обнять сына, поцеловать его и даже, может быть, заплакать. Но отец не мог этого сделать. Тогда бы рухнула вся система его воспитания.

Жесткое воспитание отца закалило характер Штольца. Благодаря такому воспитанию из него действительно что-то получилось, он многого добился благодаря серьезной жизненной закалке.

Многие критики обвиняли И. А. Гончарова в том, что Штольц духовно беден.

Н. А. Добролюбов видел в нем лишь буржуазного дельца - предпринимателя. А. П. Чехов назвал Штольца «продувной бестией».

Мне кажется, что критики все-таки правы. Такое воспитание, какое получил Штольц, сделало из него подобие какой-то машины: он почти никогда не волнуется, не переживает. Живет он строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Его жизнь как точный график времени отправления поездов, а сам он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал - это достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности.

Слишком идеален получился Штольц, а ведь в жизни не существует идеала.

35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять... (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина

Капитанская дочка")

Историческая повесть «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В ней повествуется о крестьянском восстании, предводителем которого был Емельян Пугачев. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьянства. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду». По отношению к этой проблеме раскрываются образы героев этой повести. Все герои повести по-разному проявляют это качество.

Честь офицера не была пустым звуком для дворян XVIII в., особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева - старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает умереть, чем присягнуть самозванцу. Андрей Петрович Гринев - старый гвардейский офицер - рассматривает понятие чести с позиции офицера правительственных войск. Он считает, что долгом офицера является обязанность «понюхать пороху», поэтому он отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Центральный герой повести - Петруша Гринев - тоже живет по чести. Первый раз Гринев поступает по чести, вернув карточный долг, хотя Савелич был против. Не вернуть долга -значит запятнать свою честь. Оказываясь не раз в руках Пугачева, принимая его помощь и покровительство, Петр Гринев не нарушает военной присяги. Даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Еще один поступок по чести - вызов на дуэль Швабрина. Гринев должен был заступиться за честь любимой девушки, хотя и сам пострадал от этого своего решения.

Швабрин - герой, противоположный Гриневу. Он так же, как и Гринев, являлся офицером, давал присягу императрице. Но ради собственной выгоды, от страха за свою жизнь Швабрин примкнул к восстанию Пугачева. Поступившись дворянской честью, Швабрин вступил в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания были ему абсолютно чужды. Он глубоко


«Сочинения на свободные темы»

презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он идет против себя самого, прежде всего, и против чести.

А его поступок по отношению к Маше Мироновой - полностью бесчестный поступок. Не добившись ни любви, ни расположения Маши, Швабрин запирает ее, доводит почти до безумия. Так может поступать человек, ничего не знающий о чести. И если бы не помощь Пугачева, не известно, что бы было с бедной девушкой. Когда же Швабрина разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, «раскаявшись» перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

И самому Пугачеву не чуждо понятие чести. Именно это качество сумел оценить Пугачев в Гриневе. Пугачев ценит это чувство чести в Гриневе, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и не отступает от раз и навсегда данной присяги. За это и уважает Пугачев Гринева и покровительствует ему. Исключительно стараниями Пугачева Маша и Гринев обретают друг друга. Впоследствии и Гринев увидел в самозванце человека чести.

Во время бунта очень ярко проявились качества всех его участников. Понятие чести мы видим на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Они все, не задумываясь, переходят на сторону Пугачева, потому что сила сейчас в его руках. Для этих людей не существует понятия чести. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу, он с радостью послужил бы и еще кому-нибудь, если бы нашелся этот кто-нибудь.

«Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче... свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только заняли Белогорскую крепость люди Пугачева, выражает полную покорность Пугачеву, собирая деньги, которые бросает им Пугачев. Для них нет понятия чести, а только существует понятие силы, вернее, угроза силы, которая может лишить их жизни. Поэтому поступок капитана Ивана Кузьмича Миронова - это настоящий подвиг. Он понимает честь как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казачке» императора, за что тот лишает его жизни. Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!» За что он поплатился своей жизнью.

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Что такое красота? И что такое правда? По определению, которое дает нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное» (одно из значений). А правда (все по тому же источнику) - «то, что соответствует действительности, истина». Всегда ли правда красива, а красота правдива? Мне кажется, Л.Н. Толстой дает ответ на этот вопрос в своем романе «Война и мир», в котором он показывает два ярких образа: Наташу Ростову и Элен Курагину.

Первая всеми своими чувствами,

Поступками, жизнью доказывает, что правда красива, а вторая подтверждает мысль, что внешняя красота без внутренней гармонии ложна.

Л.Н. Толстой подробно описывает портрет тринадцатилетней девочки: «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая, с своими открытыми детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега»; он подчеркивает тонкость ее оголенных рук. Маленькая графиня звонко и громко смеется, ее совсем не беспокоит мнение окружающих. Этот «гадкий утенок» заставляет восхищаться собой, потому что все в ней искренне, лишено притворства.

Совсем другое дело Элен - дочь князя Василия

Курагина - блестящая петербургская красавица. Говоря о ней, автор часто употребляет эпитеты: «величавая», «сияющая», «спокойная», «красивая», «мраморная». Ее черные глаза, полные плечи, красивые руки, великолепный стан заставляют любоваться окружающих, а «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она вся сияет подобно бриллиантам на ее шее. Элен не представляет себя без светского общества, она придерживается принципа: «влияние в свете есть капитал, который нужно беречь, чтобы он не исчез».

Наташа излучает внутреннее тепло, которым готова в любую минуту согреть окружающих. Она дарит всем «жаркие лучи любви». Состояние души героини Л.Н. Толстой передает через описание ее глаз. Они у Наташи «любопытные», «лучистые», «сияющие», «насмешливые», «ласковые». О выражении глаз «мраморной» красавицы Элен мы ничего не знаем.

Ростова интуитивно угадывает людей, она «более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», обладает необыкновенным голосом, способным растрогать каждого. Занимаясь танцами, является одной из лучших учениц, которой присуща необыкновенная грациозность. Элен же холодна и безразлична к окружающим. Она прекрасно владеет искусством держать себя, ее отличает «спокойное уменье быть молчаливо – достойной в свете».

Судьбы героинь складываются по-разному. Наташа пройдет через многие испытания: встречу с Андреем, оскорбление, нанесенное старым князем, увлечение Анатолем Курагиным, смерть Болконского. Настоящую любовь она испытает лишь к Пьеру, с которым ее связывает полное взаимопонимание.

В конце романа перед нами уже не прежняя легкомысленная девочка, а заботливая жена и мать четверых детей. Черты ее лица «имели выражение спокойной мягкости и ясности». В Наташе была видна «одна сильная, красивая и плодовитая самка». В обществе видевшие ее остались недовольны, но Ростова была счастлива.

Судьба Элен, на мой взгляд, сложилась трагично. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она превратила их семейную жизнь в кошмар. Она ненавидит мужа, унижает его, причиняет боль. Однажды Элен «презрительно засмеялась и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей». Обнаруживается ее ограниченность ума, грубость, вульгарность, развращенность.

После разрыва с Пьером она получит большую часть его состояния, будет жить то в Петербурге, то за границей, где удостоится восхищения Наполеона. За ней утвердится «репутация женщины прелестной и умной»: «быть принятой в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума», несмотря на то, что хозяйка говорит пошлости и глупости, все восхищаются Еленой Васильевной Безуховой. Ее жизнь пуста и бессмысленна, а внезапная смерть вызывает лишь удивление.

Таким образом, Наташа олицетворяет собой красоту истинную, то есть правдивую, а Элен - ложную, искусственную. Величие «мраморной» красавицы оказывается лишь холодным блеском, тогда как духовная красота Наташи делает счастливыми окружающих ее людей. Я считаю, что правда должна быть красива, а красота правдива, и тогда человеческая жизнь наполнится гармонией и смыслом.