Центральный театр советской армии. Театр Красной армии

В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской Армии занимает уникальное место. Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.
Более 70 лет его существования - это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.
В 1930-е годы Театр Красной Армии (так он назывался в тот период) возглавлял Владимир Месхетели. Именно ему удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Александровича Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор Театр Красной (с 1951 года - Советской, с 1993-го - Российской) Армии неизменно удивляет всех поклонников театрального искусства высоким художественным уровнем своих сценических постановок. С 1935 по 1958 год художественным руководителем театра был Алексей Дмитриевич Попов - выдающийся русский режиссёр, теоретик театра и педагог. А в 1963 году руководство театра взял в свои руки режиссёр и педагог, народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов.
С конца 80-х годов главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик А.А. Попова, Борис Афанасьевич за многие годы своей творческой жизни в театре создал много замечательных по своей художественной силе спектаклей, в которых русская и зарубежная классика органично переплетается с современной драматургией.

Здание театра Российской Армии на нынешней Суворовской площади, 2 является первым и действительно грандиозным сооружением подобного типа в городе Москве, построенное в советский период. Возвели его в период с 1934 по 1940 годы по проекту архитекторов Каро Семеновича Алабяна и Василия Николаевича Симбирцева.

Строение выполнили в духе классического монументализма, больше известного как «сталинский ампир». Архитекторы основывались в своей работе наставлению создать не просто величественное здание, а здание-монумент, в формах которого должна была быть выражена мощь зарождающейся Красной Армии.

В плане здания театра Советской Армии имеет форму пятиконечной звезды - военного символа, но визуально это можно рассмотреть только сверху, но никак от подножия величественного сооружения.

До сих пор существует легенда, что такая форма была выбрана благодаря курировавшему строительство Клименту Ефремовичу Ворошилову, который предложил проектировщикам план, получившийся после обвода им карандашом своей пепельницы в форме звезды.

Театральный фасад окружен массивными монументальными колоннами с пятиконечным сечением. Верх здания завершает башенка-постамент.

Первоначально, строение театра должна была венчать гигантская по размерам скульптура красноармейца. Изваяния поменьше хотели разместить в вершине лучей на крыше, а в нижней части запроектировали мощные фонтаны.

Стоит отметить, что тема звезды обыгрывается и в интерьерах театра Красной Армии - они встречаются на лестничных маршах, балконах, светильниках, а также на потолках.

Театральное здание приподнято на импровизированный пьедестал, выполненный из грубого природного камня. К главному входу строения ведет широкий лестничный марш. Характерной чертой внешнего оформления является динамическая насыщенность различными архитектурными элементами.

Пятиконечная структура здания полностью вписана в планировку. Так, в передних лучах устроены парадные лестницы, а другие подобные объемы занимают артистические комнаты, служебные помещения, пандус для перемещения декораций и мастерские.

Внутренний декор выполнен в слиянии живописи и архитектуры. Потолочная роспись главного зрительного зала, плафонов, а также фойе была выполнена группой художников, среди которых Лев Александрович Бруни, Владимир Андреевич Фаворский и Александр Александрович Дейнека.

В театре Советской Армии размещены два зрительных зала, один из которых, рассчитанный на 1900 зрителей, является самым большим в Европе. Его сценическая площадка имеет большую глубину, что задумывалось для постановки масштабных спектаклей с привлечением до 1000 артистов. Она была оборудована по тем временам самыми современными механизмами и подъемниками, которые специально разработал инженер Иезекиель Ефимович Мальцин.

Второй зал - репетиционный, вместимостью на 500 зрителей, расположен над главным и сегодня является малой сценой.

История театра после открытия

Торжественное открытие, когда и началась история Театра Советской Армии, пришлось на 1940 год 14 сентября и сопровождалось постановкой «Полководец Суворов» по пьесе Разумовского и Бахтерева.

Грандиозное сооружение было первым теат­ральным зданием, построенным в советской Москве. За строительством Центрального теат­ра Красной Армии (так он назывался до 1951 года) наблюдал лично маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов. Существует легенда, что необычная форма здания возникла из-за того, что на встрече с архитектором Каро Семеновичем Алабяном маршал взял со стола свою пепельницу в форме звезды, положил на бумагу, обвел и предложил сделать такой проект. И Алабян вместе с коллегой Василием Николаевичем Симбирцевым взялись это осуществить. Если смотреть на театр сверху, то он строго соответствует форме пятиконечной звезды. Говорят, что во время Великой Отечественной войны германские летчики использовали строение как ориентир: три луча из пяти указывают на московские вокзалы, один — на Комсомольскую площадь, а один — на центральную часть столицы.


Возведенное в 1940 году, здание театра было на тот момент одним из самых высоких в Моск­­ве. Кстати, кроме десяти этажей над поверхностью земли, у него есть еще десять подземных. Большой зрительный зал рассчитан на 1500 человек. Малый зал — на 450. Из-за того что архитекторы поставили во главу угла следование форме, возникли проблемы с размещением основных театральных помещений. Традиционно композиция театральных зданий, если смотреть на план, строится вдоль продольной оси симметрии: вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка. Алабяну и Симбирцеву предстояло создать новую объемно-пространственную форму, что было очень сложно. Ядром планировки стал зрительный зал, вокруг которого расположены фойе и залы. В лучах звезды — буфеты и артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который также служит Малой сценой.

Большой зрительный зал веерного типа — самый вместительный в мире зал драматического театра. Места делятся на сектора, похожие в плане на веер. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами.

Большой зал Театра Российской армии — крупнейший в Европе, он расcчитан на 1500 зрителей. Фото: PhotoXPress

Сцена для танка

Заказы для строительства театра, которое шло шесть лет, выполняли около 40 заводов. В его оформлении принимали участие лучшие ху­­дожники-монументалисты. фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновья Никита и Иван. Плафоны над буфетами в амфитеатре создал Александр Дейнека. Парадные мраморные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Гераси­­мова. Вся мебель была изготовлена на заказ.


Но проект был воплощен в жизнь далеко не полностью. По плану на верхней башне здания должна была возвышаться гигантская фигура красноармейца, над центральным фронтоном — скульптурная композиция «Октябрь», а на пяти верхних углах строения — скульптуры, олицетворяющие различные виды войск. На крыше планировалось разбить сад с цветниками и газонами, обустроить там ресторан, танцевальную площадку и кинотеатр, а зимой — зали­­вать каток.

Большой зал театра, спроектированный инженером Иваном Мальцевым, занимает шесть этажей. Сцена состоит из большого вращающегося барабана диаметром 26 м, внутри которого находится малый барабан вдвое меньшего размера, и неподвижных частей. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков, на сцене установлены так называемые столы, которые способны подниматься на высоту 2,5 м и опускаться на глубину 2 м. Всего 19 столов, с помощью которых можно было создать гигантский амфитеатр для съездов. Для таких случаев были предусмотрены специальные щиты, закрывающие оркестровую яму. На сцене

есть даже танковый въезд. Планировалось, что в спектаклях будет участвовать настоящая военная техника. Но говорят, что пол сцены не выдержал веса танка, и машина провалилась вниз на технические этажи. На этих этажах размещены сценические механизмы, кабели, электромоторы и даже собственная электроподстанция, так как театру необходимо очень много энергии. Одних только световых точек в здании около 10 000.

Над большим и малым залами расположена художественная мастерская, в которой изготавливают огромные живописные декорации. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают вниз, на сцены, через специальный люк.

Владимир Зельдин и все-все-все

Театр открылся 14 сентября 1940 года спектак­лем «Полководец Суворов». С тех пор на этой сцене состоялось более 300 премьер и прошло около 45 000 спектаклей. Театр Красной Армии был создан еще в 1929 году для обслуживания войск, и десять лет, пока не получил постоянного помещения, выездная труппа кочевала по воинским частям и гарнизонам. В этом году театр отмечает 85-летие. Среди постановок есть и спектакли-долгожители: «Учитель танцев» Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, был сыгран более 1900 раз, а премьера 1942 года «Давным-давно» Александра Гладкова — около 1200 раз. В театре служили и служат такие звезды, как Фаина Раневская, Любовь Добр­­жанская, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин,

Лариса Голубкина, Александр Дик и другие. Так как театр ведомственный, многие актеры проходили на его сцене срочную службу.

Настоящей легендой ЦАТРА стал Владимир Михайлович Зельдин — один из ведущих актеров театра, которому в следующем году должно исполниться 100 лет. Владимир Михайлович служит здесь с 1945 года. Главную роль в спектакле «Учитель танцев» он играл на протяжении почти 30 лет. Зельдина можно увидеть в спектаклях «Танцы с учителем» и «Человек из Ламанчи».

Центральный театр Российской армии

Адрес: Суворовская пл., 2 (м. Достоевская)

    Центральный академический театр Российской армии - (ЦАТРА, иногда встречается сокращение ЦТРА) - первый профессиональный драматический театр в системе Министерства обороны РФ. Находится в Москве. Располагает самой большой в Европе сценической площадкой. Главный режиссер - Борис… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    "Центральный академический театр Российской армии" - Wikimedia Error … Википедия

    Центральный академический театр Советской Армии

    Вид здания театра со стороны Суворовской площади Центральный академический театр Российской армии (до 1951 года Центральный театр Красной армии, 1951 1993 Центральный театр Советской армии) московский академический (с 1975) драматический театр … Википедия

    Центральный театр Российской армии - Вид здания театра со стороны Суворовской площади Центральный академический театр Российской армии (до 1951 года Центральный театр Красной армии, 1951 1993 Центральный театр Советской армии) московский академический (с 1975) драматический театр … Википедия

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ - драматический, организован в 1929 как Центральный театр Красной Армии, с 1951 Центральный театр Советской Армии, с 1993 современное название, с 1975 академический. Главный режиссер в 1935 58 А. Д. Попов, в 1963 73 А. А. Попов, в 1981 87 Ю. И.… … Большой Энциклопедический словарь

    Центральный театр российской армии - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ, драматический, организован в 1929 как Центральный театр Красной Армии, с 1951 Центральный театр Советской Армии, с 1993 современное название, с 1975 академический. Главный режиссер в 1935 58 А.Д. Попов, в 1963… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Центральный театр Российской Армии - драматический, организован в 1929 как Центральный театр Красной Армии, с 1951 Центральный театр Советской Армии, с 1993 современное название, с 1975 академический. Главный режиссер в 1935 58 А. Д. Попов, в 1963 73 А. А. Попов, в 1981 87 … … Энциклопедический словарь

    Центральный театр Российской Армии - (Суворовская площадь, 2), драматический театр. Создан в 1929 как Центральный театр Красной Армии. Спектакли шли в концертном зале Центрального дома Красной Армии, с 1940 в специально построенном здании (в плане пятиконечная звезда, архитекторы… … Москва (энциклопедия)

    Центральный Театр Советской Армии - Вид здания театра со стороны Суворовской площади Центральный академический театр Российской армии (до 1951 года Центральный театр Красной армии, 1951 1993 Центральный театр Советской армии) московский академический (с 1975) драматический театр … Википедия

Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев

Замечательная картинка есть в журнале "Техника молодёжи" (1940. № 2) - Центральный театр Красной армии изнутри:

Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
"В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3-4 спектакля текущего репертуара."

Театр советской армии - один из характерных памятников сталинской архитектуры.

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от "стиля 1930-х гг." и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно - как это случается со знаковыми сооружениями - в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. "Армия - вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества" (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
Империи создавались на подавляющей военизации.
Не случайно, пишет советский журнал, "вдохновителем всей стройки была Красная армия и ее славный полководец маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Тов. Ворошилов лично просматривал эскизы художественной росписи, арматуры, мебели и вносил весьма существенные конкретные поправки. Ничто не ускользнуло от внимания наркома. На протяжении всего периода строительства он неустанно заботился о том, чтобы театр был красив, удобен, прост, чтобы театр был достоен советского народа и его великой Красной армии."

"Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья. Важнейшие художественные работы - роспись потолка большого зрительного зала и фойе - выполнены профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским."

2. Искусство - орудие пропаганды.
Невиданных размеров театр должен был показать "картины славного военного прошлоro русского народа. В массовых героических спектаклях найдут отражение яркиe страницы истории, жизни и быта Красной армии, завоевавшей себе еувядающую славу в боях за родину, за социализм."
"Революция поставила искусство на службу народу," - типичная мантра советской прессы, коль скоро речь заходит о культуре.
3. Театральность - вообще характерная черта того времени.
Вспомним застройку главных магистралей домами-декорациями (пышный лицевой фасад и необработанные остальные), физкультурные и военные парады и т.д.
Поэтому новая империя не могла не создать свой большой театр. А уж создав, позаботилась,чтобы он был самым-самым. Отсюда вытекает ещё один принцип.
4. Гигантомания.
Не случайно источники сталинского времени всё время упоминают состязательный характер советского строительства: больше, чем во всём остальном мире, краше, чем до революции.
"Сцена театра приспособлена для самых разнообразных спектаклей и постановок. Её ширина достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Но это лишь основная сценическая площадь. Позади нее расположена обширная задняя сцена (арьерсцена), которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены (просценум), выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. По площади она значительно превосходит зрительный зал. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену ."

"В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь гак называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен.
В новом советском театре, в Центральном театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши. Здесь на каждого зрителя приходится вдвое больше простора и воздуха, чем в других театрах. Зрительный зал рассчитан почти на 2 тыс. мест. Это для драматического театра - цифра рекордная. Несмотря на такую большую вместимость, самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего лишь на 28 метров."
5. Город - священное место с собственной символикой.
В самом центре - мавзолей вождя, центральные площади - места для церемоний в честь великих событий.
Площади Коммуны, на которой располагается театр, тоже отводилась важная роль. Здесь должен был сформироваться целый мемориал воинской славы РККА.

"В недалеком будущем преобразится площадь Коммуны, композиционным центром которой служит новый театр. Сейчас слева от него находится обширное здание Центрального дома Красной армии им. М. В. Фрунзе. По другую сторону площади, справа от театра, вырастет такое же обширное здание Центрального музея РККА. Трамвайное движение уйдет в соседние улицы и переулки. Окруженная лесным массивом, эта площадь явится изумительным но красоте уголком Москвы, олицетворяющим грозную силу и величайшую культуру Красной армии, её немеркнущую славу, которая будет жить века и дойдет до наших отдаленных потомков."
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
В действительности он стал подлинным гимном советской пятиконечной звезде, наверное, самому важному символу.
Наверное, всем известна легенда, что командарм Ворошилов обвёл карандашом свою маршальскую пепельницу и предложил Алабяну строить театр в подобной форме.

Правда это или вымысел - мне лично неизвестно. Однако, кроме того, что несколько ярусов здания в плане получились пятиконечными звёздами, так и колонны, их обрамляющие, тоже имеют сечение в виде звезды.
Внутри звёзды украшают лестницы, потолки, балконы, светильники.

Что ещё можно добавить?
"В строительстве театра принимали участие лучшие, квалифицированные силы страны. Проект театра разработали архитекторы депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры К.С. Алабян и В.Н. Симбнрцев.
Замечательное сценическое устройство, единственное в мире, разработано инженером П. Е. Мальциным. В его работе сказалось внимательное изучение богатейшего олыта работы сцены Московского Художественного академического театра СССР им. А. М. Горького." [Который строили проклятые капиталисты во главе со спонсором большевиков промышленником С.Т. Морозовым]

"Само собой разумеется, что сложное и разнообразное техническое оборудование театра, а также освещение зрительного зала, сцены, фойе и других помещений требуют колоссального количества электроэнергии. Общая установленная мощность по всему театру превышает 4 тыс. киловатт. Это значит, что если одновременно включить все механизмы сцены все световые устройства, то как раз и потребуется такая грандиозная мощность, которой хватило бы на освещение крупного города с населением в несколько десятков тысяч жителей. Театр оборудован собственной электрической подстанцией, мощность которой составляет 2400 киловатт. По всему зданию устроено более 10 тыс. световых точек и проложено около 50 километров многожильного кабеля. Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров."

"Над большим зрительным залом находится концертный зал, рассчитанный почти на 500 мест. Здесь будет выступать Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и лучшие артистические силы столицы. Здесь могут итти и обычные театральные спектакли. Кроме того, этот зал будет служить для театра репетиционным помещением, В этом отношении он представляет большие удобства, потому что здесь такая же широкая сцена, как и внизу.
Над концертным залом расположено просторное помещение художественной мастерской. Здесь готовятся большие живописные декорации."

Кроме того, полностью по задумке театр так и не был воплощён - война помешала, наверное:
"Архитектурное оформление театра полностью еще не завершено. Еще предстоит воздвигнуть на верхней башне здания гигантскую фигуру красноармейца. Ещё должна быть поставлена над центральным фронтоном театра грандиозная скульптура «Октябрь». Пять верхних углов здания украсятся скульптурами, которые изображают различные роды войск Красной армии, в нижних углах будут устроены мощные фонтаны."