Использование музыки для вызова эмоций. Что такое программная музыка? Примеры и определение программной музыки

Задание 48. Как ты понимаешь выражение «смех лечит»? Расскажи, были ли у тебя такие случаи.

Ответ. Смех, по данным научных исследований, впервые возник более 10 млн. лет назад, да и то не у людей, а у человекообразных обезьян. Но когда мы смеёмся, то вряд ли задумываемся о том, как бы выражали сейчас свою радость и удовольствие, не появись на свет однажды смех. Ведь умение улыбаться и, тем более, смеяться, дается нам от природы в наследство, причем даром. Сказав хорошую шутку, сразу же морально удовлетворяемся реакцией человека: чем шире улыбка и продолжительней смех, тем нам приятнее. А значит, приятней организму.

Так что же там, в организме происходит, когда мы смеемся? Происходит вот что: при смехе от мышц лица в организм идут «полезные» импульсы. Они не только благотворно влияют на нашу нервную систему, но и снимают напряжение. Даже ненастоящая, наигранная улыбка приносит человеку небольшое облегчение, что уже говорить об искренней? Весельчаки и смехолюбы гораздо реже страдают заболеваниями сердца, чем суровые нелюдимы. Все потому, что при смехе укрепляется сердечные клетки. Но, разумеется, мера нужна во всем.

Еще одна важная деталь: между интеллектом и юмором существует некоторая связь, хоть и косвенная - чем выше IQ, тем человек лучше понимает шутки и шутит сам.

Гормон радости, обладает удивительным свойством разглаживать морщины на лице. А еще - сглаживать острые углы. Ну и самое главное - разрешать любые конфликты, ведь юмор - самое грозное наше мирное «оружие».

Задание 49. Подготовьте сценки без слов на следующие темы: «Радость», «Огорчение», «Стыд».

Радость - при встрече друзей.

Огорчение - на тетрадь вылился стакан воды.

Стыд - мальчик нарисовал что-то в учебнике соседа по парте.

Задание 50. Расскажи: Что тебя огорчает? Когда ты радуешься? Какой день ты считаешь удачным? Когда человеку бывает стыдно? Когда он счастлив? Что означает выражение «болит душа»?

Меня огорчает, что ежедневно горят леса, в реки и озера сбрасываются отходы, у животных отнимают места их обитания.

Я радуюсь, когда получаю хорошие оценки, выигрываю в спортивных соревнованиях, когда приходят дедушка и бабушка.

Я считаю удачным тот день, когда в нашей семье всем хорошо.

Человеку бывает стыдно за свои поступки, которые кому-то приносят переживания и страдания.

Он счастлив, когда все ученики его класса на 4 и 5 сдали экзамены.

Душа болит - человек переживает по какому либо поводу. Переживает из за кого то или чего то. Это когда тебе сделали очень больно. Человек переживает по какому либо поводу. что то мешает тебе нормально жить, и не беспокоиться о чём-то или ком-то.

Задание 51. Приведите примеры музыкальных произведений, которые вызывают разные эмоции: радость, грусть, спокойствие.

Ответ. Спокойствие - "Лунная соната" - Бетховен, Гершвин "Голубая рапсодия" ("Рапсодия в блюзовых тонах"),

Радость -"Полёт шмеля" - Николай Римский, Моцарт "Лакримоза",

Грусть - " Сен-санс "Лебедь".

План рассказа эмоции человека:

1. Что такое эмоции

2. Виды эмоций

3. Влияние эмоций на здоровье человека

4. Как управлять эмоциями

Задание 52. Подчерки слова, обозначающие отрицательные эмоции человека.

Ответ. Тревога, огорчение, злость, ужас, отчаяние, досада, обида, страх.

Задание 53. Придумайте ситуации на любую из тем: «Мы порадовались…»; «Мы удивились…», «Мы обиделись…».

Ответ. Сегодня мы порадовались, когда узнали, что наша школа заняла первое место по итогам конкурса

Мы удивились, когда узнали, вода тоже может вызвать огонь.

Мы обиделись, когда нам сказали, что мы недостаточно хорошо работали на субботнике.

Задание 54. Запиши положительные эмоции, противоположные перечисленным.

Ненависть – любовь;

Отчаяние – восторг;

Скорбь – ликование;

Печаль – радость;

Разочарование – воодушевление.

Задание 55. Напиши, какие чувства испытывают герои сказок А.С. Пушкина. Объясни, какие слова в тексте помогают нам понять это.

1. Царь грустит, переживает, впадает в отчаяние. Помогает понять – слово «тужит».

2. Радость, восторг, ликование. Помогает понять слово «зарыдали».

3. Отчаяние, печаль. Помогает понять слово «съедает».

4. Неприязнь. Помогает понять слова «злится, завидуют».

Вопрос. Как выполнено задание 10? Отметь только одно высказывание.

Быстро, правильно, самостоятельно. (+)

Задание 56. Раскрась круги – передай эмоциональное состояние человека:

1) Плачет;

2) Пугается;

3) Болеет;

4) Получил пятерку;

5) Победил с соревновании;

6) Встретил друга;

7) Подрался;

8) Разбил чашку.

Вопрос. Запиши, что огорчит, а что порадует твоих родителей.

Ответ. Огорчит: получил двойку, подрался, сказал неправду.

Порадует: получил пятерку, победил в соревнованиях, сделал дома уборку.

Поработаем над проектом

Темы проектов

2. Чувства человека в произведениях живописи.

3. Эмоции животных в рисунках и фотографиях.

1. Может ли человек жить без чувств? Данный вопрос рано или поздно возникает у каждого человека. Стоит ли подменять эмоции разумом? В мире можно найти тысячи людей, которые считают, что жить стоит, включая здравый смысл, ведь так спокойней и стабильней. Другие, наоборот, не представляют своей жизни без постоянных ярких всплесков эмоций. Как всегда, истина находится где-то посередине. Давайте выясним, как же попытаться уравновесить эти две противоположности: рациональность и эмоциональность? Каждому человеку свойственно чего-то опасаться и в чем-то сомневаться. Холодный рассудок часто «выручает» нас: ограждает от трагедий, помогает осмыслить сложные ситуации и прийти к определенному выводу. Жизнь без чувств уберегает нас от разочарований, но и не позволяет искреннее радоваться. Может ли человек жить без чувств? Однозначно - не может. На то мы и люди, чтобы проявлять эмоции.

Может ли человек жить без чувств? Мы - не роботы, каждый из нас постоянно испытывает разнообразные эмоции. Разум на то и дан людям, чтобы они умели проявлять эмоции. Злость, радость, любовь, страх, печаль – кому не знакомы все эти чувства? Характеристика чувств человека очень широкая и многогранная. Просто люди проявляют их по-разному. Кто-то сразу же выплескивает всю свою радость или злость на окружающих, а кто-то прячет свои эмоции очень глубоко. Мы стали боятся проявлять свои чувства даже к самым близким людям. Очень часто в погоне за благополучной жизнью мы забываем о своем эмоциональном состоянии. Многие действительно пытаются спрятать свои чувства как можно дальше. В современном обществе считается, что умение проявлять эмоции – признак слабости. Человек, который испытывает чувства, всегда будет более уязвим, чем человек, у которого все построено на расчете. Но в тоже время эмоциональный человек может быть более счастливым, чем рационалист.

2. Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка» Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3.И. Айвазовский, «Девятый вал» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

3. Мы привыкли, что когда речь заходит об эмоциях, начиная от глубокой печали и до бескрайней радости, в виду имеют человека. Казалось бы, какое еще существо может так здорово отразить свои чувства внешне. Что ж, такой способностью действительно обладают не только люди – животные тоже ею наделены. Это кажется нереальным, но вы только посмотрите на самые разные выражения их «лиц».

Эмоции животных включают и удивление, и грусть, и радость, и переживание, и скромность, и вообще полный набор, такой похожий на наш с вами. Есть даже особенное отличие в пользу братьев наших меньших – их мордашки выглядят такими милыми, когда пытаются что-то изобразить.

Образы радости в музыке

  1. Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
  2. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов.
  3. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы;
  2. Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
  3. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
  4. В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

В аттическую форму заключён
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жён
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживёшь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
«В прекрасном - правда, в правде - красота.
Вот знания земного смысл и суть…»

Дж. Китс (английский поэт)

Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий, способный и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.

Словно невидимыми токами пронизано бытие нашими чувствами, сокровенными, скрытыми от постороннего наблюдения, порой тщательно оберегаемыми. Но как же бывает иногда необходимо выбраться из самого себя, ощутить свою сопричастность с миром других людей, почувствовать себя частью этого мира!

Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,-

писала Анна Ахматова в стихотворении «Музыка».

И действительно, музыка, пробуждающая и понимающая нас, помогает хотя бы ненадолго преодолеть эти оковы одиночества, в которых мы пребываем наедине со своими восприятиями, волнениями и надеждами. В ней узнаём мы свои затаённые мысли, сны, фантазии, печали и радости, узнаём, что и другие люди во все времена думали и волновались о тех же вещах, что и мы.

Музыке доступна передача не просто отвлечённых чувств, не абстрактной «радости» или абстрактной «печали», она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными!

Если обратиться к светлым и радостным образам в музыке, то мы найдём здесь разнообразную палитру всевозможных состояний, какую, пожалуй, не встретишь ни в одном другом искусстве. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки - есть такие песни и танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьёзного человека. «Ноги сами в пляс пустились» - это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания. Не случайно композиторы всех времён так охотно включали в свои произведения весёлые народные песни и пляски, не только оживляющие звучание их собственной музыки, но и создающие эффект подлинного, живого, достоверного веселья.

Самым известным симфоническим произведением Михаила Ивановича Глинки является его гениальная «Камаринская» - фантазия на две русские темы. Это сочинение стало новым словом в русской музыке. В ней композитор использовал песню для создания произведения, рисующего разные стороны народной жизни и народного характера. Но это не просто картинка русского деревенского быта. Здесь раскрыто богатство творческой фантазии народа.

«Камаринская» - это вариации на темы двух русских народных песен (эта форма называется двойными вариациями). Первая песня - напевная, задумчивая свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», вторая - весёлая оживлённая плясовая «Камаринская».

Интересно использует здесь Глинка инструменты симфонического оркестра. Особенно струнные, которые звучат то как голоса невидимого хора, то лёгким пиццикато подражают балалайке. А духовые деревянные звучат как наигрыши свирели.

Родион Щедрин в «Озорных частушках» использовал подлинные мелодии частушек, записанных в разных уголках России - на Урале, в Рязани, Пинеже, Сибири. Духу частушек, которые поются по очереди, очень подходит форма концерта-соревнования, где поочерёдно солируют все инструменты, как бы «выхваляясь» друг перед другом, как на деревенском песенном турнире. Композитор не зря назвал эти частушки «озорными». В них ярко проявились композиторская изобретательность и юмор.

Препарированное фортепиано подражает сопровождению на гармонике или балалайке, тембры инструментов передают задиристую разноголосицу участников веселья, которые стараются друг друга перекричать. В общем, инструментальный концерт превращается в театрализованное действие с живыми персонажами, народным говором, полным лукавства и юмора.

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) - фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами, или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.

В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.

Искусство Садко-гусляра неотразимо воздействует даже на силы природы, которые он укрощает, подчиняет своей воле. Причём сам он поёт и играет на гуслях так, как искони века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка - яркая, красочная, очень близкая к народной. А иногда и подлинно народная…

Вопросы и задания:

  1. Что представляет собой «Камаринская» М. Глинки?
  2. Какие приёмы развития, идущие от народной музыки, использовал в «Камаринской» композитор?
  3. В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки, не востребованному серьёзными композиторами?
  4. В чём оригинальность этого произведения? Какие особенности симфонического письма вы можете отметить?
  5. Почему о музыке часто говорят, что это «язык человеческих чувств»?
  6. Помните ли вы случай, когда музыка оказывала на вас влияние помимо вашей воли? Какая это была музыка? Расскажите об этом.
Основные параметры музыки (темн и лад) Основное настроение Характеристика Названия произведений
Медленная мажорная Спо­койствие Лирическая, мягкая, созерцатель­ная, напевная, элегическая Бородин.Ноктюрн из струнного квар­тета:
Шопен.Ноктюрн фа-мажор (крайние части);
Шопен.Этюд ми- мажор (крайние части);
Шуберт.Аве Мария:
Сен-Сане.Лебедь.
Медленная минорная Печаль Сумрачная, тра­гическая, тоскливая, гнетущая, уны­лая. скорбная Чайковский. V симфония, вступле­ние;
Его же.VI симфония, финал;
Григ. Смерть;
Шопен.Прелюдия до-минор;
Шопен.Марш из сонаты сн-бемоль- минор.
Быстрая минорная Гнев Драматическая,взволнованная, тревожная,беспокойная, мятежная,гневная,отчаянная Шопен.Скерцо № 1 этюд№ 12, соч. 10;
Скрябин.Этюд№ 12, соч. 8;
Чайковский.VI симфония. 1-я ч., разработка;
Бетховен.Финалы сонат № 14, 23;
Шуман.Порыв.
Быстрая мажорная Радость Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович.Праздничная увертюра;
Лист.Финалы рапсодий N? 6,12;
Моцарт.Маленькая ночная серенада, финал;
Глинка.Руслан и Людмила, увертюра;
Бетховен.Финалы симфо­ний №V. IX

Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния

1. Для уменьшения раздражительнос­ти, разочарования и для повышения чувства бренности жизни Бах «Кантата № 2
Бетховен "Лунная соната"
Прокофьев «Соната «Рс» Франк «Симфония ре-минор»
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен "Мазурка и прелюдии"
Штраус "Вальсы"
Рубинштейн «Мелодия»
3. Для общего успокоения, умиро­творения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен «6-я симфония»,
ч. 2 Брамс «Колыбельная»
Шуберг «Але Мария»
Шуберг "Анданте из кваргета"
Шопен «Ноктюрн соль минор»
Дебюсси "Свет луны"
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах «Итальянский концерт»
Гайдн «Симфония»
Сибелиус «Финляндия»
5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах "Концерт ре-минор для скрипки"
Барток "Сонага для фортепьяно"
Брукнер "Месса ми-минор"
Бах «Кантата № 21»
Барток "Квартет № 5"
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен «Фиделио»
Моцарт "Дои Жуан"
Лист "Венгерская рапсодия № 1"
Хачатурян «Сюита «Маскарад»
Гершвин "Американец в Париже"
7. Для улучшения настроения Шопен "Прелюдия"
Лист "Венгерская рапсодия № 2"

141

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

В.И. ПЕТРУШИН

Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека.

Во всех существующих программах музыкального воспитания и методических рекомендациях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, однако предлагаемый репертуар выстраивается по историческому, тематическому или по жанровому принципам. Ни в одной из существующих программ музыкального воспитания не удалось обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех объективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния. В музыкальных программах ничего не говорится о связи ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. Как правило, констатируется, что если человек что-то любит, то это каким-то образом должно его волновать. Главный вопрос - выявление связи между эмоциональной сферой человека и закономерностями ее отражения в музыке, т.е. перевод житейских эмоций в эстетические, до сих пор в музыкознании с достаточной полнотой не раскрыт.

Поиски решения рассматриваемой проблемы имеют давнюю историю. Древнегреческие философы, в трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера .

В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действие на людей с различными темпераментами, но законченной концепции моделирования эмоций в теории аффектов так и не было создано .

Из современных исследований следует отметить работы В.В. Медушевского, который указывает, что «принцип моделирования подразумевает наличие определенного соответствия между сементической структурой музыкального произведения 1 нашими интуитивными представлениями об эмоциях» .

В соответствии с этим целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. Однако в предлагаемых принципах кодирования музыкальных эмоций, на наш взгляд, не хватает некоторой всеобщности которая всегда присуща законченной теоретической модели.

Для того чтобы выявить закономерности кодирования эмоций в музыке, необходимо выявить наиболее существенные, инвариантные признаки различных музыкальных произведений, несущих в себе выражение сходных эмоциональных состоянии. Тогда по этим признакам можно с достаточной простотой определять характер музыкального произведения, абстрагируясь от других, менее существенных признаков кодирования эмоции. Мы исходили из концепции Дж. Брунера, согласно которой перцептивно научение состоит «в усвоении надлежащих способов кодирования окружающей среды и последующей категоризации доходящих до субъекта раздражителей с помощью кодовых систем» .«В конечном счете дело сводится к усвоению определенных формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью организации доходящей до субъекта информации» . Научив учащегося более точно разбираться в эмоциональном содержании музыкального произведения, учитель музыки получает возможность научить его понимать себя, свои переживания и мысли.

Для выявления наиболее существенных

142

параметров отражения эмоции в музыке группе пяти музыкантов-экспертов было предложено 40 музыкальных произведений с заданием разложить их по общности выражаемых в них эмоциональных состояний. Требовалось дифференцировать музыкальные произведения по параметрам «гнев», «радость», «печаль», «спокойствие». В результате эксперимента было отобрано 28 произведений, которые всеми экспертами были отнесены к выражению эмоций одной и той же модальности. Результаты последующего анализа позволили выявить, что произведения одной и той же модальности имеют сходство по указанным в нотах темпу и ладу, что дало основания для построения следующей таблицы.

Было сделано предположение, что кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи предлагаемой ниже системы координат:

Для проверки этого предположения экспертам было предложено разместить проанализированные ими произведения в данной системе координат. Все они отнесли указанные в таблице музыкальные произведения в соответствии с их настроением в определенный квадрат. Таким образом, можно было сделать вывод о том, что данный принцип моделирования отражает некоторые объективные закономерности существующих связей между эмоцией к выражением ее в музыке.

Обобщенные характеристики музыкальных произведений,

выражающие сходное эмоциональное состояние

Основные параметры музыки

Основное настроение

Литературные определения (по данным музыковедческой литературы)

Названия произведений

Медленная мажорная

Медленная минорная

Быстрая минорная

Быстрая мажорная

Спокойствие

Печаль

Гнев

Радость

Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная

Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавляющая, унылая, скорбная

Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная

Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная

Бородин, Ноткин из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); его же. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. «Аве Мария»; Сен-Санс. «Лебедь»

Чайковский. V симф., вступление; его же. VI симф., финал; Григ. «Смерть»; Шопен. Прелюдия до-минор; его же. Марш из сонаты си-бемоль-минор

Шопен. Скерцо № 1, Этюд № 12, соч. 10; Скрябин. Этюд № 12, соч. 8; Чайковский. VI симф., 1-я ч. разработка; Бетховен, финалы сонат № 14, 23; Шуман. «Порыв»

Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6, 12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», увертюра; Бетховен, финалы симфоний № V, IX

Следует отметить, что такие моменты музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика, ритмоинтонационные и гармонические средства представляются очень важными для моделирования в музыке той или иной эмоции, тем не менее они являются дополнительными. В исследованиях Ч. Осгуда и его сотрудников, выполненных на материале изобразительного искусства, было установлено, что «картины с самым различным предметно-иконографическим содержанием могут иметь очень близкие эмоционально-оценочные свойства» . Это положение правомерно и для музыкальных произведений. Одно и то же настроение в различных музыкально-исторических и композиторских стилях может выражаться несхожими ритмоинтонациоными, гармоническими и тембровыми средствами, как это можно видеть на примере произведений И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича, А.Вивальди

143

и И.Стравинского, С.С. Прокофьева и Ф. Шуберта. От произведений старых мастеров к произведениям современных композиторов увеличивается семантическая сложность музыкальной ткани, но сами эмоции при этом существенно не меняются. И если в произведениях композиторов различных эпох мы находим выражение сходных эмоциональных состояний, можно говорить о том, что в этом случае параметры темпа и лада будут сходными.

Эстетические чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, имеющих место в непосредственной жизни, включают в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений .

Предлагаемая модель категоризации эмоций на основе двух параметров (темпа и лада) подчиняется закону количественных изменений и переходу их в качественные отличия. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или же минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Поэтому если бы мы задались целью поместить различные музыкальные произведения в предлагаемой сетке координат, то одни из них в зависимости от интенсивности выраженной эмоции будут располагаться ближе к одной из осей координат, а другие дальше. Например, очень грустное произведение будет находиться от оси ординат дальше, чем произведение, выражающее легкую элегическую печаль,

Как показывает практика педагогических наблюдений, приведенная категоризация эмоций на основе двух компонентов средств музыкальной выразительности достаточно четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), русской классической музыки (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Однако при переходе к так называемой музыке новых средств (А. Веберн, К. Пендерецкий, А. Шенберг), в которой мажорно-минорные соотношения становятся зыбкими и неопределенными, часто наслаиваясь друг на друга, ритмическая структура произведения становится предельно свободной, основным носителем художественного смысла становятся своеобразие интонационных тяготений, тембровые и гармонические характеристики звучания, а предлагаемые принципы выявления эмоциональных состоянии перестают себя оправдывать.

Таким образом, в традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим,взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.

Дальнейший анализ предложенной модели отражения эмоций в музыке показал, что в своих характеристиках она в некотором смысле изоморфна известной классификации темпераментов, предложенной Айзенком. Но вместо параметра «интроверсия-экстраверсия» в нашей модели берется темп - медленно-быстро, а вместо «стабильность-нестабильность» - параметр мажор - минор. В обеих моделях для характеристики как темперамента человека, так и настроения музыкального произведения оказывается достаточным располагать показателями двух переменных - темпа (либо психической активности, либо музыкального произведения) и качественной особенности эмоционального переживания, раскрываемого в одном случае в понятии «стабильность-нестабильность», а в другом - мажорного или минорного лада. Главное это то, что между эмоциональной жизнью человека и ее проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением ее особенностей в музыке - с другой, существуют определенные зависимости и связи,

Известно, что холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики - более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать


144

именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения.

В упоминаемой выше теории аффектов постулировалось положение о том, что слушателям более всего нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту. Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII-IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).

Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале - от -2 до +2 с градациями - «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.

Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия-нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента. Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся. Однако нахождение более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы учащегося, уровнем его музыкальной отзывчивости и особенностями его природного темперамента требует дальнейшего изучения.

Музыкальное воспитание, предлагая учащимся в содержании музыкальных произведений эмоции различной модальности, делает их одновременно и более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью.

Было бы неверно все богатство эмоционального содержания, заложенного в музыкальное искусство, пытаться уложить в предложенную схему. Тем не менее, как нам представляется, рассматриваемая модель в своих наиболее существенных моментах раскрывает главные закономерности кодирования житейских эмоций средствами музыки и превращения их в эмоции эстетические. Модель - это только модель, а не сама реальная действительность, но, пользуясь приемами моделирования, эту действительность можно понять глубже и разностороннее. 7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975.

8. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975.

Поступила в редакцию 16. II 1987 г.