Каковы основные признаки приключенческой литературы. Общая характеристика стилистических особенностей приключенческой литературы

«Приключение» - это перевод понятия «авантюра» (от лат. adventura), которое означает «неожиданное происшествие» или «смелое предприятие». В русском языке слово «авантюра» употребляется в отрицательном смысле - как обозначение беспринципных и бесчестных поступков. Поэтому образовалось два наименования: литература приключенческая и литература авантюрная - соответственно для двух (высокой и низкой) её разновидностей.

Одно из древнейших произведений - поэма Гомера «Одиссея» уже имела черты приключенческой литературы: путь через опасности. Именно поэтому название гомеровской поэмы и стало нарицательным, синонимом странствий и приключений.

Средневековые героические песни и рыцарские романы рассказывали о странствованиях доблестных рыцарей во имя подвигов, об их приключениях («Смерть Артура» Т. Мэлори; «Амадис Гальский» Р. Монтальво). Рыцари участвовали в битвах, сражались с великанами и драконами, попадали в заколдованные леса и очарованные замки, вступали в поединки друг с другом. Но были и книги, персонажи которых уже не были рыцарями, и отличались они не доблестью, а хитростью и плутовством, почему и сами эти повествования назывались плутовскими («Жизнь Ласарильо с Тормеса…», 1554).

Когда времена рыцарства кончились, удача и богатство стали целью, которую преследуют персонажи приключенческих произведений. Среди них выделяется роман «Необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо» английского писателя Д. Дефо, показавший человека в борьбе с невероятными обстоятельствами. Моряк Робинзон Крузо, выброшенный штормом на необитаемый остров и проживший на этом острове двадцать восемь лет, стал олицетворением стойкости, силы разума человека.

Вскоре после романа Дефо появилась книга его соотечественника Дж. Свифта «Путешествия в различные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера», которая была задумана как пародия на всевозможные «путешествия и приключения».

Чередование занимательных происшествий - важнейшая особенность приключенческого повествования. Приключенческий роман научил писателей интересно рассказывать. Но, конечно, не только смена необычайных событий заставляет нас следить за приключениями. По ходу приключений раскрывается человек. История Робинзона Крузо содержит рассказ не только о приключениях, но и о становлении личности. Роман построен как исповедь и является столь же и романом воспитательным.

Продолжая придерживаться канвы приключений, многие писатели все больше внимания уделяли уже не происшествиям, а переживаниям - психологической стороне дела, все подробнее описывали и характер героя, человеческие взаимоотношения, окружающую обстановку. Романы, в которых приключения по‑прежнему играли немаловажную роль и даже значились в заглавиях (например, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса), являлись романами психологическими, бытовыми, социальными, историческими. Таковы произведения В. Скотта и В. Гюго.

А литература приключений остается верна высокой романтике, зовет в далекие, неизведанные края, на подвиги, выдвигает деятельных, сильных духом героев, живописует драматически-напряженные моменты прошлого. Ярчайшим мастером приключенческого жанра выступает Александр Дюма-отец, автор многочисленных романов, из которых истинное бессмертие стяжали «Граф Монте‑Кристо» (1845–1846) и особенно «Три мушкетера» (1844) с их продолжением - «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон» («Десять лет спустя», 1845–1850). В отличие от Вальтера Скотта, он устраивал своего рода исторический маскарад, игру в историю, но игру увлекательную. «Его романы, - писал о книгах Дюма А. И. Куприн, - несмотря на почти столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и прежним добрым очарованием».

Еще одним сохранившим до наших дней популярность певцом приключений был Майн Рид, сам переживший или хотя бы видевший многое из того, что он описывал в своих книгах, среди которых наиболее известной является «Всадник без головы» (1866). Как и романы Дюма, произведения Майн Рида полны энергии, действия, в них сильные характеры сталкиваются при исключительных обстоятельствах, повествование развертывается в отдаленных, необычных местах - в прерии, тропических лесах, на далеких, тогда еще не исследованных континентах. Майн Рид был республиканцем по своим политическим убеждениям, принимал участие в национально-освободительной борьбе, его идеал - достойная, свободная личность, человек, берущий в руки оружие только ради благородных целей.

Некоторые итоги развития приключенческого жанра подвел замечательный рассказчик Р. Л. Стивенсон, который свои лучшие книги писал специально для юношества. Сам Стивенсон с детских лет был постоянным читателем приключенческих книг, эти книги его самого позвали в дальние края, и он немало странствовал. Он создал своего рода образец романа путешествий «Остров сокровищ» (1883) и исторический приключенческий роман «Черная стрела» (1888).

Не только для детей, но и о детях были написаны знаменитые романы М. Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том - это маленький Дон Кихот, начитавшийся, подобно герою М. Сервантеса, приключенческих книг и стремящийся воплотить прочитанное в жизнь. Его приятель Гек напоминает Санчо Пансу, оруженосца ламанчского горе‑рыцаря: беспризорник, которого кое‑чему уже научил жизненный опыт, он смотрит на вещи гораздо более здраво, чем фантазер Том, мальчик из обеспеченной семьи.

В отечественной литературе романтика приключений прекрасно претворена в произведениях А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. С. Грина, В. А. Каверина, А. Н. Рыбакова, А. П. Гайдара, В. П. Катаева и других.

Приключенческая литература вызывается к жизни открытием неизведанного. Человечество, обжив земной шар, овладело воздухом, вырвалось в космос: разве это не темы для приключенческих произведений? Однако у литературы свои темпы развития. Эпоха Великих географических открытий, начавшаяся еще в XV в., дала истинно великие произведения о странствиях и приключениях много лет спустя. В принципе нет сомнения в том, что и космическое пространство послужит местом действия замечательных приключенческих книг, которые смогут увлечь и взрослых и юных читателей.

Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения подростков, и это связано с тем, что она отвечает определённым запросам формирующейся личности. Именно в этом возрасте как никогда сильна тяга ко всему неизведанному, непознанному, опасному, и всё это подросший читатель находит на страницах приключенческих книг.

Своеобразие приключенческой литературы заключается в том, что она рассказывает своим читателям о необычных событиях и необычных обстоятельствах, создаёт особый мир, отличный от повседневной реальности.

Событийную основу произведения составляют захватывающие приключения, повествование насыщено действием, развивается стремительно, возможны неожиданные повороты сюжета и пересечение нескольких сюжетных линий .

Лучшие образцы приключенческой литературы написаны так, что читаются на одном дыхании и удерживают внимание читателя с первой до последней страницы.

Действие приключенческих повестей и романов разворачивается, как правило, в экзотических и далёких странах, на необитаемых островах ("Остров сокровищ" Стивенсона), в подводных глубинах ("Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна), а то и вовсе в космических просторах или на других планетах ("Аэлита" А. Н. Толстого) .

Время действия может быть различным, но чаще всего оно максимально отдалено от настоящего момента, события разворачиваются либо в далёком прошлом (несколько столетий назад), либо перенесены в будущее (это особенно характерно для той части приключенческой литературы, которую принято называть фантастикой).

Более того, распространённым мотивом являются путешествия, перемещения в пространстве и во времени, так что в рамках одного произведения место и время действия может несколько раз меняться. Основную задачу повествования составляет сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, и главная цель автора - потрясти воображение читателя, удивить его.

Отсюда острота фабульных ситуаций, накал страстей, мотивы похищения, преследования, тайны, невероятных научных открытий. Но приключенческая литература не только воздействует на эмоции читателя и даёт пищу его воображению, она раздвигает рамки его представлений о мире, расширяет его кругозор.

Приключенческие романы и повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, подросток одновременно получает большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников.

В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка. Необходимо отметить также, что приключенческая литература - понятие довольно широкое, оно может вбирать в себя такие явления, как детективные и научно-фантастические произведения.

Иногда довольно сложно отнести конкретное произведение к какому-то из этих жанров, поэтому, говоря "приключенческая литература", мы будем иметь в виду все вышеназванные понятия

Выводы по главе I

Все вышеперечисленные особенности и определяют собой стилистику приключенческой литературы. Она должна увлекать за собой своего читателя, поэтому язык такой прозы должен быть живым и доступным. Сюжет насыщен событиями, поэтому текст изобилует глагольными формами и сложными синтаксическими конструкциями.

Повествовательный элемент явно преобладает, а количество описаний сведено к минимуму, и даже пейзажные или портретные изображения динамичны: они готовят читателя к тому, каким образом будет развиваться действие на данном этапе повествования.

Главным средством характеристики героя становятся его поступки, в портрете же внимание акцентируется на нескольких ярких приметах внешности, деталях одежды, особенностях поведения.

Повествование в целом выстраивается так, чтобы как можно дольше удерживать внимание читателя, поэтому в качестве излюбленного композиционного приёма используется эффект неожиданности: недавно погибший герой чудесным образом возвращается к жизни, в самый опасный момент ему на помощь приходят друзья, а оружие врага оказывается незаряженным.

Приключенческая литература - литература крупных форм, дающих простор авторскому и читательскому воображению, поэтому самым распространённым жанром становится приключенческий роман. Внутри произведения объёмный текст делится на главы, каждая из которых часто заканчивается "на самом интересном месте", в момент неожиданного поворота сюжета.

Кроме того, чтобы заинтересовать читателя, приключенческая проза стремится к эффекту достоверности. Так в произведение входят реальные географические названия, даты, имена исторических личностей и другие характерные приметы описываемого места и времени: одежда персонажей, особенности их речи, их социальный статус.

Вся стилистика приключенческой литературы направлена на то, чтобы создать целостный художественный мир, живущий по своим законам и не уступающий в достоверности реальному миру .

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези - её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….
Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…
Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА – ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»
Я полностью согласен с нашим великим писателем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика – праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.
Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.
НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».
Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).
Что здесь скажешь? Печально!
Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика – литература, точнее – недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».
«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак – великий писатель.
«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.

один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы, основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По, А. К. Дойл, А. Кристи и др. Часто автор создает детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счет попыток найти преступника, имя которого обычно узнается в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс, Р. Брэдбери, С. Лем, К. Булычев, А. и Б. Стругацкие. Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удаленной от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт, А. Дюма-отец, В. Гюго. В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетера» – Атос, Портос, Арамис и д Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племен, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Л. Стивенсона, Ж. Верна, Т. М. Рида, Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счет своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).

В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин («Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

Приключенческая литература

Приключе́нческая литерату́ра

Один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы , основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По , А. К. Дойл , А. Кристи и др. Часто автор создаёт детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счёт попыток найти преступника, имя которого обычно узнаётся в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс , Р. Брэдбери , С. Лем , К. Булычёв , А. и Б. Стругацкие . Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удалённой от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт , А. Дюма-отец , В. Гюго . В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетёра» – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племён, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера , Дж. Лондона , Р. Л. Стивенсона , Ж. Верна , Т. М. Рида , Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счёт своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).
В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин («Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.
Произведения многих авторов приключенческой литературы стали классикой детской литературы .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "приключенческая литература" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Большой Энциклопедический словарь

    Приключенческая литература - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Обложка романа Жюль Верна «Михаил Строгов: царск … Википедия

    приключенческая литература - понятие, не имеющее строгих границ. Применяется для многих литературных жанров и относится к произведениям, повествующим о напряженных конфликтах личной и общественной жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: приключенческий жанр Прочие… …

    Художественная проза, подчинённая задаче занимательного повествования о происшествиях; для неё характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Энциклопедический словарь

    ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями.… … Литературный энциклопедический словарь

    Художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное… … Большая советская энциклопедия

    литература приключенческая - см. приключенческая литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Приключенческая (авантюрная) литература типичный и очень распознаваемый литературный жанр; на протяжении всей сюжетной линии, автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует… … Википедия

Книги

  • Змееловы , Анатолий Безуглов , Приключенческая повесть, рассказывающая о событиях, происшедших в герпетологической экспедиции… Категория: Приключения и путешествия Издатель: