О нас. История здания государственного академического большого театра (габт) Из какого материала сделан большой театр

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

В общей сложности около 3 800 - 3900 мест, в которых могут одновременно расположиться любители классики: балета, оперного искусства, классической музыки, наслаждаясь атмосферой камерности и элитарности происходящего на сценах и в зрительных залах Большого... Спросите: "откуда столько театральных кресел набралось?" Давайте, посчитаем:

  1. Историческая (Основная) сцена, насчитывающая до 2,5 тысяч зрительных мест, предназначенных для любителей и почитателей музыкальных, классических постановок. Визитка театра, куда стремятся театралы, новички, "первооткрыватели" Большого дабы воочию сначала увидеть и вкусить симбиоз золотых вензелей на красном фоне, а потом погрузиться в магию самой постановки. По секрету, но впервые оказавшись в Большом, именно внутренний интерьер исторической сцены "нокаутирует" новичка, если проводить некое статистическое исследование, спектакль начинается после..., когда первая порция впечатлений уже получена.
  2. Новая (основная? Скорее, тоже да) сцена, которая на время реконструкции исторических "подмосток" сумела справиться с репертуаром театра. Но все же уступающая по размаху и вместительности, предоставляющая свои спектакли для просмотра примерно 1,0 тысячи театралов.
  3. И третий зал - это Бетховенский, рассчитанный на 320 человек. Вот таким нехитрым сложением мы и подсчитали, сколько людей могут одновременно получить порцию искусства, при условии, что на всех площадках Большого идут постановки или концерты.

Так как с количеством мест мы разобрались, можно приступить к рекомендациям выбора правильного кресла. Здесь рекомендация будет субъективной, ибо в итоге каждый сам ощущает удачное для себя местонахождение в зрительном зале. Итак, если вы идете на балет, то лучший обзор действия будет от мест амфитеатра и чуть повыше, но не 4-й ряд балкона, где сидят в основном студенты. В партере вы не будете видеть достаточно хорошо рисунок построений, для чего желателен обзор немного сверху, а вот опера - это и партер и чуть более высокие над ним места. Второй момент, это покупать билеты в центральные сектора, чтобы сцена была ровно перед вашими глазами. Вид сбоку, где обычно расположены ложи, несколько смазывают общую картинку спектакля, вы видите происходящее несколько в искаженном изображении. А вот симфонические концерты можно смотреть и слушать где угодно, здесь уже не столь принципиально где вы сидите.

Немаловажный момент, это стоимость билетов, а они не самые дешёвые в Большой театр. Партер со спектаклями на исторической или новой сцене идёт в пределах 14-15 тысяч.руб., балкон, естественно, самый "дешёвый", около 5-6 тысяч.руб.. Если выбирать между сценами, то Новая сцена практически не имеет мест с "плохой" видимостью, в то время, как историческая имеет такие ограничения. Но так и сцена по своей истории имеет на то право, верно? Самый экономичный вариант - это посещение Бетховенского зала, с ценовой политикой в 3,5 тысяч.рублей, но здесь музыка, а не балет, зато видно отовсюду. Потому выбирайте, что вам ближе и приобретайте заветный билетик.

P.S. Небольшой секрет: во время вечерних спектаклей, на мониторе, установленном на фасаде театра идёт онлайн трансляция той постановки, что идёт на сцене, причем в скверике для удобства уличных зрителей поставлены ряды стульев. Соотечественников отчего-то мало среди слушателей, все больше иностранцы, которые уже днём начинают потихонечку занимать места, дабы вечером уже с комфортом, пусть и вне зрительного зала, но оказаться на вечерней феерии Большого театра. Это альтернатива для тех, кто любит классические спектакли, но финансы не позволяют этого сделать...

Самый знаменитый театр в России и один из известных театров мира - это Большой театр. Где находится главный театр страны? Ну, конечно же, в главном городе - в Москве. В его репертуар входят оперные и балетные постановки российских и зарубежных композиторов-классиков. Помимо классического репертуара, театр постоянно экспериментирует и с новаторскими современными постановками. История Большого театра весьма богатая и связана с именами значимых для нашей страны людей. В марте 2015 года театру исполняется уже 239 лет.

С чего всё начиналось

Родоначальником Большого театра считается князь Пётр Васильевич Урусов, он был губернским прокурором и при этом располагал собственной театральной труппой. Он был единственным, кому было дозволено организовывать спектакли, маскарады, концерты и прочие увеселения. Более никому не дозволялось заниматься подобным делом, чтобы не было у князя конкурентов. Но эта привилегия накладывала на него и обязательство - построить для труппы красивое здание, в котором бы проходили все представления. У князя был компаньон по фамилии Медокс, который был иностранцем, он преподавал математику Великому князю Павлу - будущему российскому императору. Влюбившись в театральное дело, он остался в России и вплотную занялся развитием театра. не сумел построить театр, поскольку разорился, привилегия держателя театра, как и обязательство построить здание, перешла к Медоксу, в результате чего именно он и построил Большой театр. Где находится театр, созданный Медоксом, известно каждому второму жителю России, он расположился на пересечении Театральной площади и Петровки.

Строительство театра

Под постройку театра Медокс выбрал участок, принадлежавший князю Ростоцкому, который у него и выкупил. Это была улица с названием Петровская, самое её начало, тут и был построен Большой театр. Адрес театра сейчас - Театральная площадь, дом 1. Театр был построен в рекордно короткие сроки, всего лишь за 5 месяцев, что даже для нашего времени со всеми его современными технологиями и строительными материалами является удивительным и потрясающим. Разработал проект строительства театрального здания Христиан Розберг. Театр был великолепным внутри, зрительный зал поражал своей красотой, а напротив, был скромным, непримечательным и практически никак не декорированным. Театр получил своё первое название - Петровский.

Открытие театра

Здание Большого театра было открыто в 1780 году, 30 декабря. В этот день состоялось самое первое представление театральной труппы в собственном здании. Все газеты только и писали об открытии, театральные мэтры и прославленные архитекторы как один рассыпались комплиментами в адрес здания, характеризуя его как прочное, огромное, выгодное, красивое, безопасное и превосходящее по всем параметрам большинство знаменитых театров Европы. Губернатор города был настолько доволен постройкой, что привилегия, которая давала Медоксу право проведения увеселений, была продлена ещё на 10 лет.

Внутреннее убранство

Для проведения представлений был построен круглый зал, так называемая ротонда. Зал украшали многочисленные зеркала и освещали сорок две хрустальных люстры. Проектировал зал сам Медокс. Рядом со сценой, как и полагается, располагалась оркестровая яма. Ближе всего к сцене стояли табуреты для почётных гостей театра и постоянных зрителей, большинство из которых были владельцами крепостных трупп. Их мнение было важно для Медокса, по этой причине их приглашали на генеральные репетиции, после чего они привлекались к обсуждению готовящейся постановки.

В год театр показывал около 100 представлений. Купить билеты на одно представление было невозможно, для посещения театра зрители приобретали годовой абонемент.

Со временем посещаемость театра ухудшилась, прибыль стала меньше, актёры начали уходить из театра, а здание приходило в упадок. В результате чего Большой оперный театр стал государственным и получил новое имя - Императорский.

Временный закат

История Большого театра не всегда была столь прекрасна, были в ней и трагические моменты. В 1805 году театр сгорел после 25 лет своего существования. Сохранились лишь несущие стены и то частично. Реконструкция началась только в 1821 году, когда велось восстановление Москвы после нашествия Наполеоновских войск. Главным архитектором, которому было поручено восстановить центральную часть города, в том числе и театр, был Осип Бове. Он был новатором, по его проекту улицы начали застраивать по-другому, теперь особняки стали выходить фасадами на улицу, а не внутрь двора. Бове руководил восстановлением Александровского сада, площади около театра. Реконструкция Большого театра стала самым успешным его проектом. Новое здание было возведено в стиле ампир. По словам современников архитектора, словно феникс восстал из пепла Большой театр.

Метро находится совсем рядом с театром, поэтому добираться до театра очень удобно из любой точки Москвы.

Реконструкция здания театра

Восстановление театра началось в 1821 году и длилось оно несколько лет. Изначально план обновлённого здания театра разработал известный в Санкт-Петербурге зодчий Андрей Михайлов, губернатор Москвы одобрил этот план. Михайлов разработал здание театра в форме прямоугольника, а также портик из восьми колонн и Аполлона в колеснице на вершине портика, зал предусматривался вместимостью до двух тысяч зрителей. Осип Бове переработал проект Михайлова, где Большой театр стал ниже, изменились пропорции здания. Также Бове принял решение отказаться от размещения на первом этаже так как посчитал, что это неэстетично. Зал стал многоярусным, убранство зала - богатым. Необходимая акустика здания была соблюдена. У Бове была даже весьма оригинальная идея - сделать зеркальный занавес, но воплотить в жизнь такую идею, конечно, нереально, так как такой занавес был бы неимоверно тяжёл.

Второе рождение

Реконструкция театра была завершена к концу 1824 года, в январе 1825 года обновлённое здание театра было торжественно открыто. Состоялось первое представление, в программу которого входил балет «Сандрильона» и специально написанный к открытию театра Алябьевым и Верстовским пролог «Торжество муз». Бове был в центре внимания, зрители приветствовали его бурными аплодисментами в знак благодарности. Новый театр был просто поразителен по своей красоте. Теперь театр получил название «Большой Петровский театр». Все постановки театра шли с неизменным успехом. Теперь ещё более блистательным стал Большой театр.

Метро - самый удобный способ добраться до Большого театра. Ближайшие станции к театру - это станции «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» и «Александровский сад». Какую станцию из них выбрать - зависит от начальной точки маршрута.

И вновь пожар

Весной 1853 года в театре снова случился пожар, он был очень сильным и длился двое суток. Небо настолько заволокло чёрным дымом, что он был виден во всех уголках города. На Театральной площади растаял весь снег. Здание сгорело практически полностью, остались только несущие стены и портик. Огонь уничтожил декорации, костюмы, нотную библиотеку, музыкальные инструменты, среди которых были и редкие экземпляры. В очередной раз пострадал от пожара Большой театр.

Где находится театр, найти несложно, он расположился на Театральной площади и рядом с ним очень много достопримечательностей: Малый драматический театр, Молодёжный театр, театральное училище имени Щепкина, Кабаре «Метрополь», Дом Союзов, Охотный ряд, ЦУМ, напротив театра находится памятник Карлу Марксу.

Восстановительные работы

Архитектором, который занимался возрождением театра к жизни, стал Альберт Кавос, по его проекту построен Мариинский театр в Санкт-Петербурге. К сожалению, об этом архитекторе до наших дней дошло мало информации. Денег на восстановление театра было недостаточно, но работа продвигалась быстро и заняла чуть больше года. Театр был открыт 20 августа 1856 года, теперь уже он носил название "Большой Императорский театр". Премьерным спектаклем восстановленного театра стала опера «Пуритане» итальянского композитора К новому театру отношение сложилось различное. Горожане считали его великолепным и гордились им, что же касается инженеров и архитекторов, то некоторые из них считали, что реконструкция, проведённая Кавосом, слишком отличалась от того, каким театр задумали Михайлов и Бове, особенно это касается фасадов и некоторых интерьеров. Стоит отдать архитектору должное, благодаря его перепланировке зала акустика в Большом театре стала одной из лучших в мире.

В театре шли не только представления, в нём устраивались балы и маскарады. Таким стал Большой театр. Адрес театра - Город площадь, дом 1.

Наши дни

В 20 век театр вступил в изрядно обветшавшем состоянии, с осевшим фундаментом и трещинами на стенах. Но несколько реконструкций, проведённых в театре в 20 веке, одна из которых завершилась совсем недавно (длилась 6 лет), сделали своё дело - и теперь театр блистает всеми своими гранями. В репертуар театра, помимо опер и балетов, входят и оперетты. А также можно совершить экскурсию по театру - посмотреть зал и несколько других весьма интересных помещений. Человеку приезжему, желающему посетить Большой театр, где находится он, возможно, будет проблемно найти, хотя на самом деле он находится в самом центре города и найти его не составит никакого труда, недалеко от него расположилась другая достопримечательность столицы, которая известна всему миру - Красная площадь.

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.
Шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, включая XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Последних новейшая история Большого театра знает уже немало: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты «Misericordes» в постановке Кристофера Уилдона, «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, танцпьеса «А дальше – тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.
Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи (так, создана специальная Молодежная оперная программа, призванная обучать и совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены).
Труппа Большого постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать свои «решения» вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать отдельных артистов принять участие в собственном творческом процессе – еще одно важное направление деятельности театра.
Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.
Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.
Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них – его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.
Генеральный директор Большого театра России - Владимир Урин
Музыкальный руководитель – главный дирижер - Туган Сохиев
Управляющая творческими коллективами оперы - Маквала Касрашвили
Художественный руководитель балетной труппы - Сергей Филин

В продолжение серии рассказов об оперных театрах мира хочу рассказать о Большом оперном театре Москвы. Государственный академический театр оперы и балета России, или просто Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых больших в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Большой театр – одно из главных достояний города Москвы

Зарождение театра относится к марту 1776 г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности князю Урусову, обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса за пять месяцев был построен Большой театр , согласно плану архитектора Розберга стоивший 130000 руб. Петровский театр Медокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года, во время очередного московского пожара, здание театра сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Но и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г., во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове и А. Михайлова.


Театр открылся 6 января 1825 года представлением «Торжество муз». Но 11 марта 1853 театр в четвертый раз сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. За три года Большой театр был восстановлен под руководством архитектора А. К. Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Театр был снова открыт 20 августа 1856 года.


В 1895 году был проведен капитальный ремонт здания театра, после чего в театре поставили множетсво прекрасных опер, таких как «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова с Шаляпиным в роли Ивана Грозного и многих других. В 1921-1923 прошла очередная реконструкция здания театра, также здание реконструировалось в 40х и 60х годах



Над фронтоном Большого театра находится скульптура Аполлона, покровителя искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Все фигуры композиции полые, выполненные из листовой меди. Изготовлена композиция русскими мастерами в XVIII столетии по модели скульптора Степана Пименова


Театр включает в себя балетную и оперную труппу, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики - в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов

За всю историю Большого театра Москвы его артисты, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, Сталинские и Ленинские премии, восьмерым присвоено звание Героев Социалистического труда. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.
Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской "Комише-опер" (1965)


Репертуар Большого театра

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. В репертуаре Большого театра такие оперы, как "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти (1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858), "Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома (1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в Авлиде" Глюка (1983) и другие.

В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода" (1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко" (1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева "Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других.

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой. В 1912 Федор Шаляпин ставит в Большом театре оперу М.Мусоргского «Хованщина».

На фото Федор Шаляпин

В этот период с театром сотрудничает Сергей Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания пылкого темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра - так, благодаря Рахманинову переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

На фото Сергей Васильевич Рахманинов

Первые годы после революции 1917 года характеризуются борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение части его репертуара. Нападкам по идеологическим соображениям подвергались такие оперы, как «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще Верди. Поступали предложения и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Москве продолжали развиваться и опера, и балет. В опере преобладают произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов - «Трильби» А. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1927).


В 30-е годы в печати появляется требование Иосифа Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. Дзержинского, Б. Асафьева, Р. Глиэра. При этом вводится строгий запрет на произведения зарубежных композиторов. В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое по всему миру, вызывает резкое недовольство в верхах. Хорошо известная статья «Сумбур вместо музыки», авторство которой принадлежит Сталину, стала причиной исчезновения оперы Шостаковича из репертуара Большого театра


В годы Великой Отечественной войны Большой театр находится в эвакуации в Куйбышеве. Конец войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», где блистала Галина Уланова. В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» - Чехословакии, Польши и Венгрии, а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Большая часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Борисом Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служили «лицом» оперы Большого театра


Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах


В настоящее время в репертуаре Большого театра сохранены многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как кинорежиссёры. Среди них - А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие. Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (2005), в связи с репутацией автора либретто писателя В.Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Д. Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли, не смотря ни на что, имеют своих поклонников