Музей свердловской государственной академической филармонии. Свердловская государственная академическая филармония

Грандиозная инаугурация органа в московском зале ЗАРЯДЬЕ длилась 24 часа! Автор концепции и режиссёр Даниэле Финци Паска! 24 органиста приняли участие в концертном марафоне. С российской стороны приглашены:
— Лада Лабзина — Главный органист и главный хранитель органа Московского концертного
зала «Зарядье», заслуженная артистка Республики Татарстан.
— Любовь Шишханова — солистка Ярославской филармонии. Профессор Московской
государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Народная артистка России.
— Владимир Хомяков — солист Челябинской филармонии. Народный артист России.
— Даниэль Зарецкий — профессор и заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-
Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Заслуженный артист России.
— Тимур Халиуллин — солист Белгородской филармонии.
— Мансур Юсупов — титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде.
— Алексей Шмитов — доцент Московской государственной консерватории имени П.И.
Чайковского.
— Сергей Черепанов — доцент Высшей школы музыки в Любеке.
— Александр Князев — Заслуженный артист России.
— Мария Мохова — преподаватель класса органа Высшей Школы Церковной Музыки г. Хайдельберга, (Германия-Россия)
— Рубин Абдуллин — профессор и заведующий кафедрой органа и клавесина Казанской
государственной консерватории (академии) имени Н. Г Жиганова. Народный артист России.
— Тарас Багинец — солист Свердловской филармонии.
Зарубежную органную школу на Инаугурации представят:
— Гуннар Иденстам (Швеция) — органист, композитор, импровизатор и аранжировщик. С
2013 является членом Королевской академии музыки Швеции.
— Оливье Латри (Франция) — органист Нотр-Дам де Пари, профессор Парижской
консерватории, почетный солист Монреальского симфонического оркестра.
— Бернар Фокруль (Франция) — органист, дирижер, композитор. Профессор кафедры органа
в Royal de Musique (Брюссель), доктор наук Монреальского университета и Университета
Экс-Марселя.
— Тьерри Эскеш (Франция) — штатный органист парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон,
композитор и импровизатор. Член Французской академии изящных искусств, профессор
Парижской консерватории.
— Жан-Батист Робин (Франция) — органист и композитор. С 2010 является органистом
Королевской капеллы Версаля, профессор органной кафедры Консерватории в Версале.
— Даниэль Бекманн (Германия) — титулярный органист в Кафедральном Соборе святого
Мартина Турского (Майнц).
— Винфрид Бёниг (Германия) — органист Кёльнского собора, профессор Кёльнской Высшей
школы музыки.
— Шин Ян Ли (Корея) — постоянная приглашенная органистка Филармонического оркестра
Радио Франции.
— Томас Троттер (Великобритания) — органист Церкви Святой Маргариты в Вестминстере,
почетный доктор Бирмингемского университета.
— Натан Лаубе (США) — органист и доцент на кафедре органа в Истменской школе музыки в
Рочестере и в Королевской консерватории Бирмингема.
— Мелоди Мишель (США) — органист, обучается в Международном лицее в Сен-Жермен-
ан-Ле и в Парижской консерватории.
— Хироко Иноуэ (Япония-Россия) — солистка Калининградской филармонии.

С вердловская филармония открыла свой первый сезон 29 сентября 1936 года. Здание филармонии – памятник архитектуры с более чем столетней историей. «Большой зал Свердловской филармонии – один из самых приятных, замечательных по акустике залов. Для нас, приезжающих, и для публики большое счастье – быть здесь. Наверное, жители Екатеринбурга привыкли к этому залу, думают, что это норма. Должен сказать, что это действительно редкий зал, в России таких, может быть, 3-4 на всю страну», – признается пианист Николай Луганский.
Когда-то здесь выступали Сергей Лемешев, Иван Козловский, Леонид Утесов, Владимир Маяковский. Сегодня в афише филармонии – имена тех, кто определяет эталон мирового исполнительского искусства. Ее гостями становятся Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Юрий Башмета, Денис Мацуев, Вадим Репин, Сергей Крылов, Дмитрий Хворостовский и многие другие выдающиеся музыканты.

Главный коллектив филармонии – Уральский академический филармонический оркестр, один из ведущих симфонических коллективов России, представляет культуру Уральского региона и в международном пространстве. В 2000-х годах здесь созданы Уральский молодежный симфонический оркестр, сочетающий образовательную функцию и концертную практику, и Симфонический хор.

Орган, установленный на сцене Большого концертного зала Свердловской филармонии, остается самым крупным в Уральском регионе, и в то же время единственным органом в Екатеринбурге, за которым каждый сезон выступают лучшие органисты России и мира. В 2014 году, к сорокалетию, инструмент был реконструирован и модернизирован.

В последние годы Свердловская филармония все чаще инициирует масштабные федеральные проекты. Среди них – Международный музыкальный фестиваль «Евразия», собирающий исполнителей из десятков стран мира, Симфонический форум России, ставший местом встречи российских оркестров, Баховский фестиваль, неизменно пользующийся любовью публики, именной фестиваль Бориса Березовского, Международный фестиваль фортепианных дуэтов, который именно здесь был проведен впервые в стране. Наконец, именно Свердловская филармония в 2015 году привезла в Россию знаменитый La Folle Journee, получивший здесь название «Безумные дни в Екатеринбурге».

Благодаря деятельности Свердловской филармонии музыкальная жизнь Екатеринбурга количественно и качественно приближена к столичному уровню культурного предложения. Филармония проводит около 2000 концертов в сезон, 200 из которых проходят в Большом зале для 125 тысяч слушателей в год, остальные – в 7 филиалах концертного зала в городах Свердловской области, а также в вузах, школах и детских садах Екатеринбурга. А творческо-технический комплекс «Виртуальный концертный зал» Свердловской филармонии делает лучшие концерты доступными организованным слушателям в 35 «Филармонических собраниях» Свердловской области и всем желающим в сети интернет.

– одна из старейших филармоний в стране, что не мешает ей быть при этом одной из самых продвинутых – с виртуальным концертным залом , собственной группой «ВКонтакте» и титулом «Филармония года», полученным раньше всех в стране.

Деловой клуб для промышленников и купцов

Глядя на здание филармонии, сегодня уже трудно себе представить, что когда-то оно было построено не только и не столько для симфоний и серенад, сколько для деловых переговоров и солидных сделок. Ведь изначально задумано было это здание в 1913 году как Деловой клуб для промышленников и купцов , а построено по проекту архитектора Константина Бабыкина как раз к 1917 году. Клуб был примечателен фасадом в стиле «модерн» и спроектированным внутри клуба городским концертным залом. Недоделанные из-за революционной смуты внутренние работы возобновились в 1920 году, а открылся клуб для посетителей только в октябре 1926 года. С купцами и промышленниками к тому времени было уже туговато, поэтому клуб перешёл в ведение советских инженерно-технических работников и работников народного хозяйства.

В первые годы существования Делового клуба на его сцене выступали такие знаменитости, как Сергей Лемешев , Иван Козловский и Леонид Утесов , проводили свои первые сезоны Театр юного зрителя и Театр музыкальной комедии . Здесь выступал с докладом нарком просвещения Анатолий Луначарский (позже в областной газете появилась его статья «Город в лесах» со свежими впечатлениями от активно развивающегося Свердловска – в ней кроме прочего, был и восторженный отзыв о здании Делового клуба) и читал свои стихотворения Владимир Маяковский . А в апреле 1934 года в зале Делового клуба состоялся первый концерт симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Марка Павермана – именно на базе этого оркестра и была создана два года спустя Свердловская филармония.

История создания

Государственная концертная организация «Свердловская областная филармония» стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской (а кто-то ещё сомневается, что мы всегда были третьей столицей!). Первый её сезон был открыт 29 сентября 1936 года. Концертный зал Свердловской филармонии окончательно и бесповоротно, с первых сезонов зарекомендовал себя как ведущая концертная площадка города (фраза «В Свердловске исполняется впервые» мелькала в программках симфонических концертов с завидной регулярностью), остаётся таковым и по сей день. В 1973 году в филармонии появился «король инструментов» — самый настоящий немецкий орган (с 2002 года органистом является Тарас Багинец ), а в мае 1998 года концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».


«Король инструментов» - орган. Автор фотографии: Георгий Мамарин

Уральский государственный академический
филармонический оркестр

Особая гордость — Симфонический оркестр Свердловской филармонии , которому мир аплодирует стоя. Своего успеха оркестр добился под управлением Дмитрия Ильича Лисса , главного дирижера Уральского академического филармонического оркестра. Уральский оркестр стал брендом не только в Екатеринбурге и Урале, но и во всей стране и даже за ее пределами.

Международный музыкальный
фестиваль «Евразия»

А осенью 2011 года в Екатеринбурге состоялся первый международный музыкальный фестиваль «Евразия» , художественным руководителем которого стал Дмитрий Лисс. В фестивале принимали участие лучшие оркестры Европы и Азии, и в этом был особый смысл – соединить Европу и Азию на Урале.

На фестиваль приезжают музыканты первой величины, в том числе, близкие друзья Уральского академического филармонического оркестра. Характерный «штрих» фестиваля - выступления ведущих музыкантов, представляющих этнические традиции.


Автор фотографии: Татьяна Андреева

Международный музыкальный
фестиваль «Безумные дни»

В 2015 году было положено начало истории в России. Были даны 70 концертов на 6 сценических площадках Екатеринбурга, а в 2017 году ожидается уже 100 концертов в 8 залах в центре города.

Год от года фестиваль «Безумные дни» развивается: растет количество концертов, эффектно и многогранно звучит новая тема, в Екатеринбурге впервые приезжают творческие коллективы и исполнители из разных стран мира, но главное остается неизменным - атмосфера праздника, в центре которого Музыка, от ее этноистоков до шедевров прошлого и настоящего.