Названия мероприятий ко дню славянской письменности и культуры. Библиотечный урок «азбука, прошедшая через века» к дню славянской письменности и культуры провели в библиотеке-филиале n2

с. Зензели

24 мая весь славянский мир отмечает поистине великий праздник – День славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Он является единственным в России светски-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига.
В преддверии этого праздника библиотекари и работники культуры пригласили учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса (учителя Колесникова Д.В. и Улюмжиева Л.З.) стать участниками исторического экскурса «Подвиг высокого служения: создание славянской письменности».
Ведущая Краюшкина Г.Г. рассказала ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки, вспомнили пословицы о книгах. Проверили, кто из ребят самый смышлёный, отгадывали загадки. С интересом ребята посмотрели видеоролик о братьях Кирилле и Мефодии и их жизненном пути.
Святые братья не только дали славянскому народу азбуку, а заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. И День славянской письменности и культуры – это, в первую очередь, праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
Для всех категорий читателей подготовлена книжная выставка «История письменности и книги».


с. Бирючья Коса
В библиотеке с. Бирючья Коса прошел час интересных сообщений «Свет дневной - есть слово книжное», основная цель мероприятия: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия и роль библиотеки, которая была и будет Священным храмом живых печатных слов.
Не случайно, что два таких праздника - День славянской письменности и культуры и День библиотек отмечаются почти одновременно. Рассказ библиотекаря О.В. Грузинцевой сопровождался электронной презентацией «Первоучители добра и просвещения». Присутствующие «досказывали» пословицы о грамоте и учении, и в качестве закрепления полученной информации отвечали на вопросы викторины.


с. Заречное
Работники культуры села Заречное провели путешествие «К истокам книгописи», посвященное Дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Встреча была посвящена первой азбуке, длинной дороге славянских племен к письменности и грамотности. Мы рассказали откуда и когда пришел этот праздник, как Кирилл и Мефодий стали учителями, чем отличаются глаголица и кириллица и многое другое.


с. Басы
Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность - Кириллу и Мефодию. К этой дате в библиотеке с. Басы прошло мероприятие "Наследие учителей великих - урок славянам навсегда" для учащихся 1 класса. Дети совершили путешествие из далекого прошлого в настоящее, чтобы узнать как зародилась письменность, как создавалась первая книга, побывав на станциях "Первобытная", "Историческая", "Музыкально - игровая", "Сказкино-загадкино", прослушали, как звучит старинная азбука, разгадывали "ожившие буквы". Мероприятию была приурочена выставка "Слава вам, братья, славян просветители".


с. Песчаное
24 мая культработники с. Песчаное провели час интересных сообщений «Первоучители славянской азбуки».
Ведущие художественный руководитель Чавычалова Е.В.и библиотекарь Баркалова В.М. рассказали школьникам об истории возникновения славянской азбуки и о ее создателях - византийских монахах Кирилле и Мефодии. О том, как создавались первые рукописные книги, о первых летописцах (писателях) и многом другом шла речь на этом мероприятии.
Дети поделились впечатлениями о своих любимых книгах и приняли участие в викторине «Наш великий и могучий язык».


с. Яндыки
24 мая работники культуры и библиотек с. Яндыки провели для учащихся 5 «б» класса час истории «Дела Мефодия и Кирилла в славянстве будут жить века», посвящённый Дню славянской письменности и культуры. В ходе мероприятия ребятам рассказали об истории возникновения письменности, о жизни и деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия. Учащиеся узнали, как появился алфавит, когда и кем была создана азбука. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия - «первоучителей «словенских», которые стали символом духовного подвига. Ребятам была представлена книжная выставка «Родники русской культуры». В конце мероприятия учащиеся активно отвечали на вопросы викторины.


с. Проточное
Работники Дома культуры и библиотекарь с. Проточное 23 мая провели для учащихся школы познавательную программу "Откуда пришёл первый букварь И. Фёдорова», посвящённую Дню славянской письменности и культуры.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита и просветительского подвига Кирилла и Мефодий, создателей азбуки и о первопечатнике Иване Фёдорове, развивали у учащихся интерес к родной истории, к родному языку. Ведущие провели с учащимся викторину, познакомили с выставкой "История книжности Древней Руси".
В заключении была показана презентация "Создатели славянской письменности".


п. Лиман, ДМБ
«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привёл человечество от варварства к цивилизации», с этой цитаты началось познавательное путешествие в историю письменности и книги, которое провели сотрудники центральной модельной библиотеки для студентов первого курса Лиманского филиала АГПК.
Учащиеся познакомились с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, узнали о значении научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия. В ходе увлекательной игры - викторины «К сокровищам родного слова» ребята научились прослеживать связь истории и современности, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, воспитывать в себе уважение и понимание русской культуры, славянских традиций, толерантность.


с. Бударино
24 мая в День славянской письменности работники клуба и библиотеки с. Бударино провели познавательный час «Наследие Киррила и Мефодия».
В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – великих просветителей Кирилла и Мефодия. В ходе мероприятия ребята узнали об истории образования письменности на Руси, познакомились с биографиями святых апостолов Кирилла и Мефодия, узнали много интересного об образовании славянской азбуки, алфавите и о том, как зарождалось обучение на Руси, как изменился русский язык за минувшие столетия. А также ведущие рассказали, что внешний вид букв славянского алфавита помогает увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». Именно с азов начинается путь каждого в мир знаний.


с. Вышка
24 мая в клубе с. Вышка прошло мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Целью мероприятия было расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности. На мероприятии ведущая познакомила ребят с житием святых Мефодия и Кирилла, дала понятие о церковно-славянском языке и что нужно формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку, нужно развивать познавательный интерес к истории русского языка. Провела информационную беседу с показом презентации «Слово истины».
Также была организована выставка книг «Живое слово» .Учащимся было интересно слушать о создании кириллицы, они активно участвовали в обсуждении изменения алфавита. Каждый из них черпал для себя новую и интересную информацию и гордился, что является носителем самого богатого языка на планете.
с. Оля
В Доме культуры с.Оля 24 мая провели познавательный час «Откуда письменность пришла». Библиотекарь с. Оля Трофименко О.А. рассказала ребятам об истории возникновения нашего языка, письменности и культуры. О том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги. О создателях славянского алфавита – великих просветителях Кирилле и Мефодии. Как постепенно от письменности на скалах, мы перешли к современным типографиям. Поговорили с ребятами о современных носителях информации, об их плюсах и минусах. Провели познавательную игру «Наши братья святые Кирилл и Мефодий» Как выглядела первая славянская азбука? Что такое вязь? Может ли письмо состоять из рисунков? Большинство вопросов игры не вызвало у ребят затруднений.


с. Яр-Базар
24 мая в клубе с. Яр-Базар художественный руководитель О.В. Бадмагоряева провела для детей «Праздник Кирилла и Мефодия». Целью данного мероприятия стало знакомство детей с событиями жизни Св. Кирилла и Мефодия, составителями славянской письменности.
На празднике детям было рассказано о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры. Данный праздник поспособствовал развитию у детей чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку. Особенно понравилось детям самим написать письмо на глаголице, а другим расшифровать, что именно написано.


с. Караванное
24 мая в День славянской письменности и культуры руководитель кружков Дома культуры с. Караванное Иванченко М.М. провела для детей познавательную программу «Аз и буки - начало науки».
Цель мероприятия - рассказать детям о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Присутствующие с интересом слушали рассказ о том, что начало письменности зародилось еще в пещерное время, где люди общались рисунками и предметами посланиями, рисовав их на камнях и на стенах пещер. Постепенно от рисунков люди перешли к знакам, которые стали называться буквами, основоположниками которых являлись святые Кирилл и Мефодий. Ребята узнали, что первыми славянскими азбуками являлись глаголица и кирилица, а также узнали о первых книгах, и чем и на чем их писали. По ходу всего мероприятия ребята просмотрели презентацию.


с. Кряжевое
25 мая в библиотеке Доме культуры с. Кряжевое художественный руководитель клуба с. Судачье Емельянченко А.Г. и библиотекарь с. Кряжевое Полковникова Л.А., провели тематический час "Кирилл и Мефодий - просветители славянских народов". Ведущая Емельянченко А.Г. рассказала ребятам о создателях славянской письменности, о том, как в старину учили детей грамоте и, что первыми учителями ребят были дьяки. Затем была приглашена в гости "королева книг" (Полковникова Л.А.), она рассказала ребятам о первых буквах, которые создали Кирилл и Мефодий, о том, что вначале люди писали на камнях, шкурах животных, писали гусиными перьями, но это было неудобно и постепенно люди стали писать на папирусе, а затем и на бумаге. Желающие могли попробовать написать букву чернилами, что доставило детям большое удовольствие. Так же с ребятами были проведены: физкультминутка, загаданы загадки, под песню про букварь дети водили с ведущей и "королевой книг" хоровод. В заключении мероприятия дети рассказали стихотворения про буквы и азбуку.


с. Лесное
24 мая в День славянской письменности и культуры в Доме культуры с. Лесное прошел литературно-исторический час "Славянское письмо".
Ведущая Дождева М.А рассказала ребятам о славянских просветителях-создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, благодаря которым славянские народы стали грамотными.
с. Михайловка
24 мая заведующая модельной библиотекой с. Михайловка Бубнова Л.Н. совместно с художественным руководителем Дома культуры Макаровой Т.В. провели праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Гостями библиотеки были учащиеся 1 класса Михайловской школы и ребята дошкольники детского сада «Земляничка».
Под веселую русскую народную мелодию ребята вошли в библиотеку, здесь они познакомились с книжной экспозицией «Память о святых учителях», посмотрели видеоролик «В гостях у Дуняши. Кирилл и Мефодий», а затем отправились в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени «Аз - свет миру». Заглянули в далекое прошлое нашей страны, узнали, как развивалась письменность, кто создал славянскую азбуку. В ходе путешествия ожили старинные буквы: Аз, буки, веди, добро, глаголь. Ребята называли слова, которые начинаются с этих букв, отгадывали загадки.
Они побывали на четырех станциях: «Первобытная» - наскальные символы – буквы, иероглифы; «Историческая» - Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица; «Музыкально-игровая». Народные игры; «Сказочная».
Славяне не только много трудились, они любили веселиться. Ребята с удовольствием приняли участие в игре «Передай платок» и в хороводе спели песенку «Во поле березка стояла».
Главная цель мероприятия воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям.


с. Воскресеновка
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. А знание истоков родного языка, истории русской культуры, сегодня, как никогда, необходимы подрастающему поколению.
25 мая в клубе с.Воскресеновка для учащихся 1-3 класса прошёл познавательный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры. На проведенном мероприятии ребята познакомились с описанием жизни и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, их вкладом в просвещение славянских народов. Узнали много нового из истории родного языка: о глаголице, кириллице, славянской азбуке и их значении в развитии русского языка, познакомились с историей русского алфавита. Юные читатели узнали, как учились в старину их сверстники, какими были первые книги и почему именно в этот день, 24 мая, отмечается праздник, посвященный русской письменности. Ребята стали участниками многочисленных игр, с интересом разгадывали загадки и ребусы. Красочная презентация послужила содержательным дополнением к рассказу ведущих. Ребята познакомились с книгами, представленными на выставке.

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Сценарий Дня славянской письменности и культуры:

«Лишь слову жизнь дана»

Разработала

Учитель русского языка

И литературы

Власова Г.М.

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий : В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий : Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!


Сценарий внеклассного мероприятия для школьников: День славянской письменности и культуры

Цели: формировать понятия о значении календарной даты; способствовать усвоению понятия «культура»; приобщать к русской национальной культуре.

Ход мероприятия

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием
Братьев славных, равноапостольных.
В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словении,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии
В Украине, Хорватии, Сербии,
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель: 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.
У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.
Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии, которые придумали славянскую азбуку. В честь их азбуку назвали кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.

Братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Ело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите было 24 буквы, а в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
В древности бумаги не было, и, чтобы передавать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент.
Что такое пергамент? (Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа.)
Её натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на коре дуба).
На чём писали наши предки? (На бересте.)
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Великом Новгороде нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Мы живём в мире надписей. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать.
Но время шло, знания людей расширялись, они не умещались в памяти человека, вот тогда и возникла письменность.
Древнейшая письменность называется пиктографией – рисуночным письмом. Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.
- А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки.)
Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
Иероглифы – первоначально это означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.
Клинопись – письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.
Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше была кириллица, и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – мама.
В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось.
- А сейчас давайте с вами поиграем.

1. Игра «Наборщик»
Из букв оного слова составьте как можно больше слов.
Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, взор, воз, вред.

2. Игра «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Хлев, укол, полк, олень, град, стол, уточка, зубр, удочка, клещ, скот, тепло, столб, коса, волк, мель, беда, щель, мрак, смех, снаряд, краска, экран.
2. добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот.
Роза (гроза), рубка (трубка), клад (склад), лапа (лампа), лень (олень), стол (ствол, столб), шар (шарф), дар (удар), усы (бусы).
3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, галка, полено, киска, песок, свет, рамочка, ножка, клин, зубы, орёл.

3. Игра «Угадай слова»
Осль (соль), кшока (кошка), цилаис (лисица), демвеьд (медведь), осва (сова), кшаукук (кукушка), жё (ёж), кмыша (мышка), ковл (волк), аязц (заяц), хёорк (хорёк), бкела (белка).

4. ЗАДАНИЕ нарисовать буквы славянской азбуки
- В заключение ещё несколько слов об одном человеке.
Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в XV веке немец Иоганн Гутенберг напечатал на бумаге 10 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в XVI веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатник Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец. За заслуги пере Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.

24 мая Россия отмечает День славянской письменности и культуры . Это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. В течение всей недели в библиотеках-филиалах Минераловодской ЦБС проходили мероприятия, посвящённые этой памятной дате.

22 мая сотрудники библиотеки-филиала № 2 пригласили учащихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 6 стать участниками информационно-познавательного часа «Азбука! Я тебя знаю!» .
Работники библиотеки рассказали ребятам о празднике, его истории и значении для культуры России, о развитии славянской письменности с древних времен до наших дней и о главнейшей роли просветителей Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки.

23 мая читатели библиотеки-филиала с. Нагутское отправились в литературное путешествие «Озорные буквы» . В путешествие по Стране слов ребят пригласил библиотечный домовёнок Стёпка. Во время странствия дети узнали, как и когда люди придумали буквы и алфавит, как появилась славянская азбука, научились читать и писать.
Дети встретились с жителями страны - озорными буквами, с помощью Стёпки преодолевали препятствия, выполняя разные задания. Победитель последнего состязания, придумавший большее количество слов из слова ГРАММАТИКА, получил приз.
В завершение путешествия всем участникам были вручены закладки с рекомендательным списком литературы.

В тот же день в библиотеке-филиале с. Левокумка был проведен познавательный час «И пусть будет знаменит наш славянский алфавит» .
Ведущая рассказала об истории создания славянской письменности. Дети узнали о том, что такое книга, как ее раньше оформляли. Ребята с интересом слушали рассказ о том, как учились их сверстники раньше; узнали, чем отличалось обучение грамоте в старину от обучения современного.

24 мая в библиотеке-филиале №6 прошли фольклорные посиделки «Дела Мефодия, Кирилла в славянстве будут жить века» . Библиотекари в теплой дружеской обстановке рассказали детям об истории празднования Дня славянской письменности и культуры. В ходе мероприятия юным читателям были показаны мультфильмы: «Как было написано первое слово», «Пишичитай». За ароматным чаем дети узнали чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного и какими были первые книги. В конце мероприятия состоялась игровая площадка «Игры на Руси». Читателей познакомили с такими интересными играми как: «На золотом крыльце сидели», «Колечко» и др.

25 мая , в рамках проведения акции «Читай – страна!», Детская библиотека пригласила в гости своих постоянных читателей – учащихся 7 «Г» класса МБОУ СОШ №20 на мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры, и Всероссийскому Дню библиотек.
В этот день для ребят был подготовлен литературный квест «Тайны выцветших строк» . Две команды - «Каллиграфы» и «Первопечатники» расшифровывали старославянские изречения и отдельные слова; в словарях Даля находили их значение; собирали пазлы греческих амфор и буквицу «А»; проходили греческий лабиринт; шифровали имена славянскими рунами.

В этот же день, в библиотеке-филиале с. Марьины Колодцы , в рамках цикла «Кружева славянской речи», был проведён литературно-исторический экскурс «У азбуки славянская душа» . Мероприятие началось с беседы об истории праздника, о возникновении славянского алфавита и начале книгопечатания на Руси. Большое внимание было уделено составителям первого алфавита – братьям Кириллу и Мефодию, в память о которых учрежден День славянской письменности и культуры. Ребята открыли для себя много нового и неизведанного: узнали об истоках этого праздника, научились различать глаголицу и кириллицу. Затем дети совершили экскурсию в Марьиноколодцевский храм, где познакомились с иконами Кирилла и Мефодия, с богослужебными книгами.

Книжная выставка «Живое слово мудрости» предлагает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.


24 мая , в День памяти святых равноапостольных Кирилла (827 – 869 гг.) и Мефодия (ок. 815 – 885 гг.), Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры . Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ ему был придан статус государственного. Об этом рассказывают материалы первого раздела выставки «Величие слова славянского» .
Также здесь представлены книги по истории создания и развития кириллической азбуки. Одна из наиболее интересных – труд Франклина Саймона «Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950-1300 гг.)» . В ней содержится подробный обзор письменной культуры Древней Руси. Она знакомит читателя с разнообразными выражениями письменной культуры, которые различаются по использованной в них графике и по языку, по взятому для письма материалу и др.
Солунские братья Кирилл и Мефодий являются символами славянского письма и культуры. Они создали первый славянский язык (кириллицу ), который в дальнейшем оказал влияние на формирование литературных языков многих славянских народов. Этот язык принято в науке называть старославянским.

В XI веке на основе кириллицы образовалась древнерусская азбука. Русская азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Что такое азбука? Что означает это слово? Когда появилась первая русская азбука? Как развивался русский алфавит, и каким реформам он подвергся можно узнать из второго раздела выставки «Страниц печатных дивное начало» . Результатом последней крупной реформы письменности 1917-1918 гг. стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Какие буквы исчезли навсегда? Почему это произошло? Ответы на эти вопросы читатели найдут, познакомившись с представленными материалами.

Интересен будет труд Б.П. Померанцева 1909 года издания, который представляет собой конспективный курс для подготовки на аттестат зрелости по Истории русской словесности (Выпуск 1-й. Древне-русская письменность до Петра I и народная словесность).

История письменности тесно связана с историей библиотек, о которой расскажут издания третьего раздела выставки «И мудрость знаний, и открытий храм» .

«Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты». Х.Л. Борхес

На Руси мысль об образовании библиотеки принадлежала Ярославу Мудрому . По образцу Константинополя Ярослав Мудрый (1019-1054) строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037 г.
Первыми русскими произведениями были договоры с греками, княжеские грамоты, частные акты (берестяные грамоты), «доски» — торговые документы.
С момента появления и до сегодняшних дней библиотеки прошли сложный путь. Принципиально изменился их облик. Об этом подробно рассказывает книга Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» , представленная на выставке. Периоды развития российских библиотек также отражены в данном издании.

Один из подразделов выставки посвящен истории основания первой библиотеки в нашем городе. Наиболее полно о пути от Владимирской городской общественной публичной библиотеки к универсальной научной рассказывает сборник «Владимирская областная научная библиотека в документах, фотографиях, лицах» (авт.-сост. Сдобникова М.Ю.) .


На выставке представлена уникальная подшивка газеты «Владимирские губернские ведомости» 1838 года издания, в которой опубликована статья А.И. Герцена «Владимирская публичная библиотека» . В ней он писал о библиотеке как о значительном явлении в жизни города и пытался привлечь внимание общественности к её нуждам.

27 мая в России отмечается профессиональный праздник – общероссийский День библиотек . Четвёртый раздел выставки посвящён миру российских библиотек, великим библиотекарям России и развитию библиотечного дела в нашей стране сегодня.


Отдельный подраздел выставки посвящен крупнейшим публичным библиотекам России. Богато иллюстрированные издания расскажут об истории и многогранной деятельности современных государственных библиотек. Это книга-альбом Артамоновой С.Н. «Российская государственная библиотека» , посвященная 175-летию РГБ и альбом «Российская национальная библиотека» , вышедший к 200-летию со дня открытия РНБ и др.

Профессиональное чтение – это важный элемент системы непрерывного образования библиотекарей. На страницах журналов оперативно отражаются различные события из жизни мирового библиотечного сообщества, проводятся дискуссии по наиболее актуальным темам; происходит обмен профессиональным опытом.
Сотрудники Владимирской областной научной библиотеки постоянно делятся опытом своей работы на страницах профессиональной прессы. Их статьи публикуются в различных библиотечных изданиях, которые представлены на выставке.

Сегодня библиотеки находят и внедряют новые формы общения с читателями, участвуют в создании современного информационного пространства, содействуют формированию нравственных принципов подрастающего поколения.