При преобразовании организации новое юридическое лицо не возникает. Изменения ГК РФ о юр

Г ражданское законодательство нашей страны вступило в очередную фазу революционных изменений. По сути, на наших глазах меняются правила игры в корпоративной сфере. Существенно изменилось правовое регулирование некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. Более того, в этом году мы ожидаем столь существенные изменения в законы об АО и об ООО, что практически можно говорить, что они будут приняты заново.

Итогом этих событий сначала стала не затихшая до настоящего времени волна реорганизаций закрытых акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью, а затем - волна изменения наименования организационно-правовой формы всех акционерных обществ - в большинстве случаев:

  • вместо «Открытое акционерное общество» в уставах и реестрах скоро будет «Публичное акционерное общество»;
  • вместо «Закрытое акционерное общество» более короткое «Акционерное общество».

В настоящей статье мы расскажем читателю, что за события так всколыхнули «АОшки», кого они затронули и какие действия необходимо ­совершить для того, чтобы внести изменения в документацию компаний.

Что произошло?

Можно сказать, что лавину стронуло введенное законодателем требование об обязательной передаче реестра всеми акционерными обществами профессиональным регистраторам . В соответствии с все АО, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны передать его лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, то есть профессиональному ­регистратору (ст. 149 ГК РФ).

Такая передача, как специально отметил Центробанк РФ, должна быть осуществлена без исключений, независимо ни от каких условий, в том числе от количества акционеров (менее 50), типа общества (публичное или непубличное), наличия иных лицензий (в том числе на осуществление банковских операций, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра), финансового состояния общества, транспортной удаленности регистратора, наличия в штате общества лиц, имеющих квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра (третьего типа), и иных условий.

Установленный Законом № 142-ФЗ срок на исполнение данной обязанности истек 1 октября 2014 г.

Его нарушение может привести опоздавшие компании к серьезным проблемам. Штраф может составить от 700 000 до 1 000 000 рублей (ст. 15.22 КоАП РФ).

Ведение реестра профессиональным регистратором - удовольствие не самое дешевое; в зависимости от числа акционеров речь может идти о десятках и сотнях тысяч рублей в год, а ряд преимуществ (реальных или мнимых) при ведении реестра регистратором теряется. Поэтому многие ЗАО начали процедуры реорганизации в ООО . Однако процесс реорганизаций и передачи реестров до настоящего времени не завершен. Кто-то получил отказ регистрационных органов по поданным документам (согласно ряду информационных источников в октябре-ноябре процент таких отказов составлял более 50% от поданных заявлений, а в ряде регионов превышал и 60%). Кто-то решил, что последующая реорганизация «спишет» нарушение срока. А кто-то передал реестры регистраторам, а затем посчитал свои расходы и «прослезился». В итоге предпринимательские запросы на смену организационно-правовой формы с ЗАО на ООО продолжают поступать в профильные юридические компании, а сама проблема остается актуальной. Соответственно, ­реорганизационные мероприятия продолжаются во многих АО.

Однако требование о передаче реестров было только первой ласточкой, по сути, небольшой волной, следом за которой случился цунами. С 1 сентября 2014 г. вступил в силу :

  • все хозяйственные общества были разделены на публичные и непубличные . ОАО и ЗАО в зависимости от ряда показателей (см. цитату ст. 66.3 ГК РФ далее) стали либо публичными акционерными ­обществами, либо непубличными акционерными обществами;
  • добавим к этому, что закрытые акционерные общества были ликвидированы как класс .

И получим необходимость внесения изменений в наименование всем существовавшим на 1 сентября 2014 г. акционерным обществам . Благо, законодатель дал рассрочку для осуществления данных действий. В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц . Это позволило разгрузить налоговые органы от большого потока заявителей, распределив их на достаточно протяженный срок. Более того, многие юристы сейчас рекомендуют подождать со сменой наименования и внесением изменений в учредительные документы, поскольку в настоящее время в Государственной Думе обсуждаются поправки в профильные законы об ООО и АО. Лучше дождаться, когда новые законы вступят в силу, чтобы не делать работу дважды.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами действующего законодательства не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование . Для компаний это означает, например, что:

  • нет необходимости платить госпошлину за получение новых свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество;
  • нет необходимости подписывать дополнительные соглашения к гражданско-правовым договорам, заключенным до этой даты;
  • в отношении трудовых договоров ситуация не так однозначна. Гражданское законодательство не регулирует трудовые отношения, а в рамках сложившейся практики изменения наименования организации должны находить свое отражение в документах, регулирующих трудовые отношения. Кроме того, необходимо понимать, что многие кадровые документы связаны с пенсионными вопросами, а большинство общавшихся с органами пенсионного и социального страхования сотрудников подтвердит своему руководителю, что в этой ситуации лучше проявить «здоровую паранойю». Поэтому мы рекомендуем работодателям внести соответствующие изменения в документы, регулирующие отношения с работниками организации.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Гражданский кодекс РФ. Статья 66.3 «Публичные и непубличные общества»

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными...

Вносим изменения в учредительные документы

Как мы уже говорили, изменение наименования можно произвести одновременно с первым внесением изменений в учредительные документы организации. Поэтому среди пионеров данного процесса оказались акционерные общества с обширной филиальной сетью, кроме того, в этой же ситуации оказались многие компании, решившие поменять свой юридический адрес.

Процесс внесения изменений в единый государственный реестр достаточно стандартен:

Комплекс мероприятий в связи со сменой наименования организации

Комплекс мероприятий, которые необходимо провести в связи со сменой наименования организации, достаточно разнообразен. Начиная со смены бланка организации и заканчивая внесением записи в трудовые книжки. Чтобы ни одна из сфер приложения усилий не осталась без внимания, необходимо определить лиц, ответственных за каждую, и установить конкретные сроки для этих работ. Делается это путем издания приказа по основной деятельности (см. Пример 1).

Нужно продумать план работ: что после чего будет делаться и сколько времени займет каждый этап (например, какие-то действия можно будет сделать только после изготовления новой печати).

На внесение исправлений в наименование организации во все используемые типовые формы документов, бланки нужно время (новые формы нужно утвердить и физически настроить их электронные шаблоны, изготовить бумажные бланки в типографии). Поэтому с момента уведомления работников о смене наименования до «перенастройки системы» может пройти несколько дней. Как в этот период поступать исполнителям? Можно дать им возможность вручную самостоятельно править старые электронные формы, обязать не использовать старые бумажные бланки. Можно и наоборот: до момента официального утверждения новых обязать пользоваться устаревшими. Оба варианта имеют свои недостатки: в первом случае в организации возникает «махновская вольница», а во втором - возможно введение контрагентов в заблуждение.

См. статью «Альбом электронных форм документов в MS Word» про шаблоны документов в МS Word и статью про формы документов в СЭД в следующих номерах журнала

А после настройки / изготовления новых форм / бланков важно, чтобы все сотрудники пользовались ими. Например, можно ввести дисциплинарную ответственность за изготовление документов по старым формам и на старых бланках, квалифицируя это как нарушение инструкции по делопроизводству. Это сделает людей более внимательными (ведь так легко не заметить визуально несущественное изменение организационно-правовой формы при сохранении прежнего логотипа и общего дизайна). Можно ввести ­соответствующий пункт в приказ об утверждении новых форм и ­бланков.

Вводим в работу новую печать

Поскольку наименование общества изменилось, замене подлежат и все его печати, штампы, используемые в повседневной деятельности. Соответственно, необходимо разработать и утвердить эскизы новых ­печатей / штампов, а также утилизировать старые.

Эскизы печатей и штампов могут быть разработаны как силами самой организации (обычно в этом нет ничего сложного), так и с привлечением сторонних специалистов. Дизайнеров, как правило, привлекают при необходимости «вписать» в печать товарный знак или совместить сложное изображение с текстом. После изготовления эскизов их необходимо утвердить приказом (Пример 2) и направить изготовителю печатей для воплощения пожеланий организации в реальность.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Свернуть Показать

Изготовлением печатей в настоящее время занимается достаточно большое число организаций и индивидуальных предпринимателей. В ­отдельных компаниях вас попросят предоставить:

  • документы, подтверждающие, что вы заказываете собственную печать (обычно это копии свидетельства о постановке на налоговый учет и внесения записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц);
  • доверенность , подтверждающую полномочия человека, ­обратившегося за изготовлением печати организации.

Однако в Москве такие «правильные» изготовители печатей, скорее, редкость. Если на ваших печатях нет государственной символики или слова «нотариус», в большинстве небольших конторок у вас попросят лишь эскизы того, что требуется изготовить, и деньги за работу. Однако в таких организациях, как правило, можно заказать только самые простые печати. Если вы хотите заказать печать с высокой степенью защиты от подделок, вам ­необходимо будет обратиться в более серьезные фирмы.

Регистрация печати в каких-либо реестрах в настоящее время не требуется. После изготовления печати и штампы вводятся в действие приказом по организации. С момента издания такого приказа использование устаревших печатей прекращается, а сами они подлежат ликвидации.

Пример 3

Как в едином приказе можно утвердить эскиз и сразу ввести в действие новую печать, изготовленную по нему (распорядительная часть текста)

Свернуть Показать

Пример 4

Свернуть Показать


Часто единым приказом сразу и утверждают эскизы печатей, и вводят их в действие, в этом случае к приказу прилагают их эскизы (Пример 3). Если ввод в действие новых печатей, штампов оформляют после их изготовления отдельным приказом, то лучше прямо в нем (или его ­приложении) проставить реальные оттиски этих устройств.

Ликвидация утративших актуальность печатей осуществляется комиссией, чтобы исключить возможные злоупотребления. Сам процесс ликвидации обычно не вызывает особых затруднений. В зависимости от материала печати выбирается способ воздействия - механический или термальный. Печать снимается с оснастки и либо режется на части, либо сжигается. Металлические или изготовленные из твердого пластика штампы и печати (их еще используют на практике, хотя и довольно редко, обычно для проставления оттисков на сургуче или пластике) доводят до состояния утраты функции с помощью напильника или несколькими ударами молотка. Результаты в обязательном порядке фиксируются актом (показан в Примере 4). В нем обычно указываются:

  • состав комиссии, на основании чего возникли ее полномочия и во исполнение какого документа она действует;
  • наименования и оттиски ликвидируемых печатей, штампов;
  • время и место совершения действий;
  • способ уничтожения;
  • заключение комиссии о том, что печати и штампы приведены в состояние, не допускающее их дальнейшее восстановление;
  • подписи членов комиссии.

Уведомляем контрагентов и банки

Об изменении наименования организации необходимо сообщить в банк . Причем, как всегда с банковскими учреждениями, одним ­письмом дело не ограничится:

  • с практически 100-процентной вероятностью организацию попросят представить подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и ­нотариально заверенные изменения в устав либо устав в новой редакции;
  • кроме того, могут попросить:
    • заново заполнить (актуализировать, как это обычно называют банковские сотрудники) и подписать весь пакет анкет, ранее представленных в банк при открытии расчетного счета,
    • подготовить новую карточку с образцами подписей лиц, имеющих право давать банку распоряжения о списании денежных средств с расчетного счета организации,
    • подписать дополнительные соглашения к договору об ­обслуживании банковского счета,
    • представить комфортные письма (что это такое, мы пояснили далее в Справке), анкеты на бенефициаров бизнеса и т.п.;
  • в связи со сменой наименования будут вноситься и уточнения в программу дистанционного (электронного) обслуживания, причем, ­возможно, понадобится и замена ключей электронной подписи.

В общем, по трудозатратам уведомление банка о смене наименования организации сопоставимо с заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании (открытии расчетного счета).

Свернуть Показать

Комфортные письма в деловой практике представляют собой заверения подписанта данного письма о наличии либо отсутствии каких-либо фактов или событий в его хозяйственной деятельности.

Банки, в зависимости от ситуации, обычно запрашивают письма о:

  • порядке и размере оплаты уставного капитала;
  • отсутствии или наличии ограничений полномочий единоличного исполнительного лица;
  • нахождении организации по юридическому адресу;
  • отсутствии изменений в учредительных документах;
  • наличии или отсутствии судебных, налоговых, административных разбирательств в отношении организации;
  • отсутствии сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, но по каким-либо основаниям в него не внесенных;
  • отсутствии / наличии возбужденной процедуры банкротства или ликвидации.

После прошлогодних изменений в законодательстве стали появляться требования предоставить письма:

  • об отсутствии / наличии корпоративных соглашений между бенефициарами;
  • отсутствии / наличии лиц, имеющих право давать безусловные распоряжения лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа (генеральному директору) организации и т.п.

Особо хотелось бы обратить внимание на необходимость внесения изменений в договор с компанией, предоставляющей услуги по электронному взаимодействию между организацией и налоговой инспекцией . Непосредственно после смены наименования следует внести соответствующие изменения в подаваемую в налоговые органы отчетность, а у ряда операторов такие действия связаны с необходимостью полной замены электронных подписей. Если этого не сделать своевременно, ­налоговая инспекция может «не увидеть» вашу вовремя сданную ­отчетность.

Одновременно с уведомлением банка необходимо уведомить и контрагентов . При этом даты такого уведомления надо согласовать. В противном случае может возникнуть ситуация, когда денежные средства, подлежащие зачислению на ваш расчетный счет, «зависнут», оказавшись в невыясненных платежах из-за несовпадения наименования получателя денежных средств и информации, указанной в платежном поручении.

В этой ситуации возможно формальное нарушение условий граж­дан­ско-правовых договоров, заключенных с контрагентами, поскольку в большинстве из них предусмотрен срок уведомления контрагента о факте изменения реквизитов организации. Причем в отдельных случаях (часто встречается в договорах государственного или муниципального заказа) возможно и наличие договорной ответственности за нарушение данного требования в договоре. Получается, что возможна ситуация, когда компании придется выбирать между возможностью нарушить условия договора и риском, что денежные средства поступят на ­расчетный счет на один-два дня позднее, после уточнения их ­получателя.

Пример 5

Оговорка в договоре об изменении реквизитов без установления ответственности

Свернуть Показать

9.11. Договор остается в силе в случае изменения реквизитов Сторон, изменения их учредительных документов, включая, но не ограничиваясь изменением собственника, организационно-правовой формы и др. Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях.

Пример 6

Оговорка об изменении реквизитов с «формальной» ответственностью

Свернуть Показать

11.5. При изменении реквизитов (наименование, адрес, телефон, руководитель и главный бухгалтер, номер расчетного счета и т.д.) Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях и сообщить новые реквизиты. В противном случае такая Сторона несет все возможные негативные последствия, связанные с ­несвоевременным уведомлением контрагента.

Информировать контрагента принято путем направления ему официального письма (если иной особый порядок не предусмотрен заключенным между организациями договором). См. Пример 7.

В рамках данного типа изменений, в соответствии с общепринятой деловой практикой, поддержанной и судебными инстанциями, не требуется каких-либо двусторонних документов. Однако в ряде случаев юристы рекомендуют даже такие изменения скреплять двусторонним документами, например, подписывая дополнительное соглашение к договору (Пример 8), тогда предложение о подписании этого документа нужно включить в ­уведомительное письмо о смене наименования.

Пример 7

Свернуть Показать

Пример 8

Свернуть Показать

В отношении уведомлений государственных органов хотелось бы отметить тот прогресс, которого за последнее десятилетие удалось добиться нашему государству в вопросах электронного взаимодействия между его структурами. В результате организация избавлена от достаточно большого числа «уведомлений». Так, информацию об изменении наименования организации от регистрационных органов в электронной форме получат фонды и органы статистики. Впрочем, оговоримся, что никто не гарантирует организации, что информация пройдет своевременно и без искажений. Тот самый пресловутый человеческий фактор и несоответствия в техническом обеспечении регистрационных органов и фондов могут сыграть с компанией не очень приятную шутку. Подстраховаться в этом случае можно, ­направив в фонды письмо по каналам электронного документооборота.

Еще одним «государственным контрагентом», которого необходимо уведомить о факте изменения наименования, является «мегарегулятор» финансового рынка - Центральный банк Российской Федерации . Такая необходимость вытекает из п. 59.1 «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П. Срок такого уведомления - в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих изменений (п. 5.8.2 указанного Положения).

Работа с кадровыми документами

Изменение наименования организации затрагивает еще одну достаточно большую сферу хозяйственной деятельности организации - трудовые правоотношения.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. Причем данное соглашение должно быть оформлено в письменной форме. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор. Следовательно, изменение наименования Работодателя должно найти в нем отражение. Изменения в текст трудового договора могут быть внесены путем:

  • подготовки дополнительного соглашения (Пример 9) либо
  • полного переподписания сторонами документа целиком .

Оба варианта грамотные, но требуют значительных трудозатрат, особенно в крупных организациях.

Более того, в некоторых случаях это может породить еще и конфликты, например, если работников давно не устраивают условия заключенных с ними трудовых договоров и они ищут повод и способ оказать давление на работодателя. В этом случае они могут решить, что отказ от подписи дополнительного соглашения к трудовому договору в их интересах. Логика здесь обычно простая: «Если у меня что-то просят, значит, они мне будут обязаны что-то предоставить взамен».

Поэтому необходимость подписывать дополнительные соглашения в этой ситуации представляется многим предпринимателям и практикующим юристам излишней. Действительно, поскольку смена наименования работодателя никоим образом не зависит от работника (отсутствия или наличия его согласия), то двусторонних договоренностей между работодателем и работником здесь достигать не надо. Бытует мнение, что такое изменение должно происходить в уведомительном порядке, без ­отражения в трудовом договоре между сторонами.

На наш взгляд, это не совсем правильный подход к проблеме. Необходимо учитывать интересы не только работодателя, но и работника. Ситуации бывают разные, и нельзя исключить, что через некое количество лет работник не окажется с этим трудовым договором перед пенсионной машиной государства, и, возможно, именно строчки о переименовании ему не хватит для благоприятного рассмотрения вопроса. Поэтому, на наш взгляд, необходимо любые изменения так или иначе отражать в ­ключевых кадровых документах.

Если руководство упорно отказывается вступать в диалог с персоналом по поводу допсоглашений к трудовым договорам, то можно найти и другой способ документального оформления. Это может быть сделано, например:

  • путем издания соответствующего приказа работодателя, который доводится до каждого работника «под подпись» и выписка из которого вкладывается в трудовой договор (работника и работодателя) , либо
  • другим «вкладышем» в договор может послужить уведомление о смене наименования за подписью полномочного лица и печатью организации (Пример 11). Один экземпляр при этом также логично передать ­работнику.
Как оформить выписку, мы подробно объяснили в ответе на вопрос читателя «Как правильно оформить выписку из коллективного договора? Ведь это многосторонний и многостраничный документ. Кто и как должен удостоверять такую выписку - какие нужны подписи, печати, формулировки? »
Как собрать подписи об ознакомлении с документом на нем самом, на листе ознакомления или в специальном журнале, показано в статье «Оформляем актуализацию локальных нормативных актов »

Как видите, в этом случае возможны самые разные варианты. Их ­плюсы и минусы мы озвучили. Вам осталось выбрать.

С отражением изменения наименования работодателя в трудовых книжках все просто и однозначно. Порядок внесения записей в них закреплен в Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Согласно п. 3.2 указанного документа, если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается соответствующая запись, а в графе 4 указывается основание переименования - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Пример 9

Свернуть Показать

Пример 10

Свернуть Показать

Тут, пожалуй, стоит пояснить, какие документы могут выступить в качестве оснований и куда их вписывать в трудовой книжке:

  • решение о смене наименования может быть принято на общем собрании акционеров, что фиксируется протоколом (отмечен цифрой 1 в Примере 10);
  • факт госрегистрации изменения наименования подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (цифра 2 там же);
  • дата начала использования нового официального наименования отражается в приказе (цифра 3 там же).
  • 1 номер журнала

Если ООО реорганизованного лица - единственный правопреемник, и перехода контроля деятельности не происходит, то налицо реорганизация с целью изменения организационно-правовой формы.

Для чего изменять организационно-правовую форму?

Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года федеральный закон № 99-ФЗ существенно изменил институт юридических лиц. Перестали существовать:

    Общества с дополнительной ответственностью;

    Закрытые акционерные общества.

Упразднение ОДО для бизнес-сообщества прошло безболезненно, а вот акционерные общества пользовались популярностью среди предпринимателей. Обязательно ли теперь проводить реорганизацию?

Необходимости в срочном изменении ОПФ нет. По закону публичными считаются те юридические лица, которые соответствуют признакам публичности, вне зависимости от того, какая ОПФ указана в их наименовании. Но изменения придётся внести при первой же уставной корректировке.

На этом причины для смены правового вида не заканчиваются. Для чего ещё изменять ОПФ?

    Обслуживать и содержать акционерные общества намного дороже: законодатель установил нотариальное удостоверение каждого принятого решения;

    Акционерные общества должны передать ведение реестра акционеров лицензированному лицу, что повлечёт дополнительные расходы;

    Для должностных лиц, работающих в АО, повышены риски привлечения к административной ответственности. Штрафы для них предусмотрены серьёзные. Вот почему смена ОПФ облегчит работу для бизнеса и сотрудников. Компании стремятся снизить риски, и реорганизация - один из эффективных инструментов;

    На вновь созданное юридическое лицо у контролирующих органов наложить санкции не получится. Поэтому к реорганизации прибегают компании, у которых есть сомнения в правомерности некоторых действий;

    Если компания меняет направление деятельности, но не хочет потерять контрагентов, лучшее решение - изменение ОПФ.

Как реорганизовать АО в ООО?

Как поменять ОПФ юридического лица? Изменения можно внести с помощью преобразования - это один из способов реорганизации, при котором создаётся другое юридическое лицо с иной ОПФ, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Чтобы правильно перевести ЗАО или ОАО в общество с ограниченной ответственностью, придётся пройти сложный путь из ряда последовательных шагов, присущих любому типу реорганизации. С 1 сентября 2014 года изменить ОПФ стало проще. Поскольку на правах и обязанностях кредиторов процесс не отразится, не нужно:

    Уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры;

    Составлять передаточный акт;

    Публиковать сообщения в СМИ;

    Досрочно удовлетворять требования кредиторов и уведомлять их о начале самого процесса.

Специфика преобразования МУП

Реорганизация муниципального унитарного предприятия имеет ряд сложностей. МП - коммерческая компания, но имуществом, которым распоряжается, не владеет. Собственником имущества муниципального УП выступает муниципальное образование. А реорганизация такого предприятия в иную ОПФ - способ приватизации госимущества.

Перевод такого предприятия в общество допустим только, если будет решение уполномоченных госорганов или суда.

Чтобы процедура состоялась, унитарному предприятию нельзя выходить за установленные законодателем рамки для малого и среднего бизнеса по:

    Количеству работников;

    Прибыли за последние три года;

    Остаточной стоимости фондов.

Процедура переоформления включает ряд последовательных этапов:

    Местный орган самоуправления или суд принимает решение о проведении реорганизации;

    Составляется план инвентаризации, приватизации и других подготовительных мероприятий;

    Оценивается имущество;

    Проводится аудиторская проверка деятельности, определяется стоимость активов, которые приватизируются;

    Определяется размер уставного капитала;

    Уведомляются кредиторы;

    Составляются передаточный акт и акт инвентаризации;

    Регистрируется новое общество.

Особенности преобразования ООО в другие организационно-правовые формы

Гражданским законодательством предусмотрен закрытый список ОПФ, в которые могут переоформляться общества с ограниченной ответственностью. К таким относятся:

    Акционерные общества;

    Хозяйственные товарищества;

    Производственные кооперативы.

На основании этой нормы не получится переоформить общество в АНО или иную некоммерческую организацию.

Процесс реорганизации требует аккуратности. Процедуру могут признать несостоявшейся, если установленные законом нормы не будут соблюдены. Важно не только корректно оформить документы, но и выполнить шаги в чёткой последовательности.

В компании «РИГБИ» работают высококвалифицированные юристы, специализирующиеся на регистрации, реорганизации и ликвидации фирм. Доверьте работу профессионалам, и вы не потеряете время на переоформление документов, исправление ошибок.

Компания-арендодатель, у которой мы снимаем помещение, сменила организационно-правовую форму: была ЗАО, а стала ОАО. В договоре аренды теперь фигурирует ОАО, а вот в свидетельстве о праве собственности на недвижимость указано по-прежнему ЗАО. Нужно ли арендодателю менять свидетельство о праве собствен­ности? И нужно ли нам требовать от арендодателя какие-либо дополнительные документы в связи с произошедшими изменениями? Может ли это как-то повлиять на арендные отношения?

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поэтому арендные отношения продолжают существовать в прежнем виде.

Изменение организационно-правовой формы организации представляет собой реорганизацию юридического лица в форме преобразования. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В том числе в новой редакции действуют и ст. 57—60, устанавливающие основные правила реорганизации юридических лиц и правопреемства при реорганизации.

По новым правилам при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При этом при реорганизации в форме преобразования не надо составлять передаточный акт, и к отношениям, возникающим при преобразовании, не применяются правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.

Ранее п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмат­ривал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании возникало новое юридическое лицо и имело место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 129 ГК РФ).

В действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ законодатель закрепил долгое время обсуждавшуюся позицию о том, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и система ее управления.

Поэтому после преобразования обязанности юридического лица в отношении его контрагентов не изменяются. Все прежние договоры продолжают действовать, и арендатору нет необходимости запрашивать у арендодателя какие-либо дополнительные документы.

В отношении необходимости вносить изменения в свидетельство о праве собственности отметим следующее. До 1 сентября 2014 г. при преобразовании юридического лица требовалось составление передаточного акта, удостоверяющего переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу. Поскольку признавалось, что в результате преобразования возникает новое юридическое лицо, право собственности прежней организации на недвижимость прекращалось. Следовательно, требовалось получить новое свидетельство о праве собственности на недвижимость, уже для преобразованного юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6). Основанием для государственной регистрации прав на недвижимость преобразованной организации являлся передаточный акт (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-05-04-03/06).

Как уже было сказано выше, с 1 сентября преобразование организации не означает создание нового юридического лица, а потому право собственности на все активы сохраняется за той же компанией. Следовательно, получать свидетельство о праве собственности заново нет необходимости.


в гражданском праве понимается прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Этим реорганизация отличается от ликвидации юридического лица, не предполагающей правопреемства.

Согласно гражданскому законодательству реорганизация организаций может проводиться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ любая реорганизация организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически (т. е. их не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию).

Согласия работников на продолжение работы у нового работодателя не требуется. При этом у них есть право отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией. Для предоставления работникам такой возможности работодателю следует заранее (например, за месяц) уведомить их в письменной форме о грядущей реорганизации, возможных изменениях, связанных с ней, и о праве работников прекратить в связи с этим трудовые отношения путем подачи письменного заявления. Если помимо наименования работодателя изменению подлежат и другие условия трудового договора (кроме трудовой функции - ее менять в одностороннем порядке нельзя), очевидно, уведомление работнику должно быть направлено в соответствии со ст. 74 ТК РФ не позднее чем за два месяца до изменения таких условий с указанием его причин.

При отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ необходимо получить в письменной форме).

В случае, когда работник не намерен расторгать трудовые отношения, необходимо отразить факт реорганизации работодателя в трудовых книжках и трудовых договорах, если работодателем становится другое юридическое лицо.

Понятие «смена собственника имущества организации» используется законодателем в нескольких статьях Трудового кодекса РФ, причем всегда в связи с прекращением трудового договора.

Что понимать под сменой собственника имущества организации?

Гражданским законодательством установлено, что собственником имущества организации является юридическое лицо. Однако из этого правила есть исключения: государственные муниципальные и унитарные предприятия , имущество которых принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ либо муниципальному образованию , когда сами предприятия владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Многие работодатели полагают, что учредители коммерческих организаций также являются собственниками имущества финансируемых ими компаний и при изменении состава учредителей возможно расторжение трудовых отношений по указанному основанию. Однако это не так.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 01.01.2001 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, то есть при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц… при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность … при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот. Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ сводит смену собственника имущества организации в основном к изменению формы собственности (с государственной на частную и наоборот при приватизации и национализации, а также с федеральной на собственность субъектов РФ или муниципальную и наоборот).

Согласно ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчинённости) организации или её реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При смене собственника имущества организации новый собственник имеет право расторгнуть трудовой договор по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации, заместителями руководителя и главным бухгалтером . Сделать это можно не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности (ст. 75 ТК РФ).

При увольнении руководителя, его заместителей и главного бух­галтера предприятия работодатель должен выполнить следующие условия:

1. Предупредить работника о предстоящем увольнении не по­зднее чем за две недели до предполагаемой даты расторжения тру­дового договора.

2. Предупреждение об увольнении должно быть сделано в пись­менной форме, носить персональный характер и доведено до сведе­ния работника под роспись.

3. Увольнение должно быть произведено не позднее трех меся­цев со дня возникновения права собственности на предприятие.

4. При увольнении работнику (бывшему руководителю пред­приятия, его заместителю руководителя, главному бухгалтеру) вы­плачивается денежная компенсация в размере не менее трех месяч­ных средних заработков (статья 181 ТК РФ). При этом не должны удерживаться денежные суммы за неотработанные увольняемым дни отпуска (статья 137 ТК РФ).

Новый собственник может предложить работникам, подлежа­щим увольнению по рассматриваемому основанию, другую имеющу­юся на предприятии работу. Об увольнении работника работодатель (в данном слу­чае - новый собственник предприятия) издает соответствующий при­каз (распоряжение). На основании приказа (распоряжения) об уволь­нении производится оформление других необходимых документов.

Если не успеть в срок, указанных работников можно будет уволить только по иным основаниям, не в связи со сменой собственника имущества организации.

Всех остальных работников также должны уведомить, но только о том, что собственник сменился. Если работник отказывается от продолжения работы в организации, то трудовой договор с ним прекращается не по собственному желанию, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Для этого работнику необходимо письменно уведомить работодателя об отказе продолжать трудовую деятельность в организации. Выплата выходного пособия при прекращении трудового договора по данному основанию законом не предусмотрена.

После государственной регистрации перехода права собственности новый владелец имущества организации может принять решение о сокращении численности или штата работников. При этом он должен соблюдать процедуру, установленную ТК РФ.

, гл. правовой инспектор Мособкома профсоюза

С 1 сентября 2014 года вступили в силу серьезные изменения Гражданского кодекса, которые существенно повлияли на . Так изменилась классификация организационно-правовых форм, их названия, например: ОАО стало ПАО, а ЗАО просто АО; часть форм вообще была упразднена, как общество с дополнительной ответственностью и другие поправки. В связи с данными новшествами встает вопрос, какую же организационно-правовую форму выбрать в соответствии с новыми положениями ГК РФ.

Стоит отметить, что теперь все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные организации, а хозяйственные общества, в свою очередь, на публичные и непубличные. Кроме того перечень некоммерческих организаций стал закрытым, всего указано 11 таких форм, но обо всем по прядку.

Измененный перечень коммерческих организаций

Существенным изменениям подверглись организационно-правовые формы предприятий, на базе которых возможно создание коммерческой организации. Нужно сразу отметить два важных момента, которые стоит учесть при решении о создании новой компании:

  1. больше не допускается создание каких-либо обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) (п. 4 ст. 66 ГК РФ);
  2. на смену закрытым и открытым хозяйственным обществам пришли два других типа: публичные (ПАО) и непубличные (АО и ООО).

Согласно новым положениям ГК РФ можно сказать, что организационно-правовая форма ООО не претерпела серьезных изменений, зато АО должны называться иначе. Теперь новое юр. лицо не может быть ОАО или ЗАО, а только ПАО (публичное) или АО (непубличное), соответственно. При этом существующие закрытые и открытые АО не нуждаются в перерегистрации, а сменить названия они могут при внесении иных изменений в ЕГРЮЛ.

Юридические лица: унитарные и корпоративные

С 1 сентября 2014 года введены такие понятия для классификации организаций, как унитарные и корпоративные предприятия. К какому виду относится компания можно понять по следующим признакам: являются ли учредители участниками (членами) компании и могут ли они формировать высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, если:

  • учредители могут быть участниками (членами), принимать участие в собраниях, формировать высший орган и т. д. - организация является корпоративной (ООО, АО и др.);
  • учредители не могут быть участниками и не принимают участия - организация унитарная (ГУП, МУП и т. д.).

Корпоративные компании, таким образом, относятся к корпорациям, которыми являются все хозяйственные общества, например. Унитарными же в основном являются гос. предприятия, в которых учредителем как раз является государство или муниципальный орган, что и фиксируется в названии.

Хозяйственные общества: непубличные и публичные

Как мы уже отметили, поправки в ГК РФ разделили хозяйственные общества, к которым относят ООО и АО, на публичные и непубличные. Так, все ООО стали непубличными. При этом менять что-то таким обществам не нужно ни в названии, ни в уставе, ни в др. документах. Также к непубличным относятся те акционерные общества, акции которых не участвуют в открытых торгах, то есть бывшие ЗАО. Теперь они должны называться просто .

Те же компании, акции и другие ценные бумаги которых находятся в открытом доступе на рынке, относятся к . При этом автоматически все АО, которые отвечают признакам публичности (это касается бывших ОАО) стали ПАО.

Так как акционерные общества теперь делятся на другие типы, то логично было бы сменить им названия, открытое АО, на публичное АО и т. п. Однако в законе не требуется обязательное приведение устава в соответствие с законом. А сделать это можно, как мы уже отмечали, вместе с другим внесением изменений в ЕГРЮЛ.

Кстати, объединение ООО и бывших ЗАО в один тип непубличных обществ не случайно, эксперты уже давно отмечали их вынужденную схожесть. Так как акции ЗАО не торговались на рынке, а распределялись между акционерами только и по другим признакам. Теперь, кстати, в ГК РФ нет у участников непубличного АО преимущественного права на приобретение акций.

Участники ПАО и АО: права и обязанности

Новые положения кодекса предусматривают повышенные требования именно к публичным обществам. Что же касается непубличных, то для них наоборот больше свободы в корпоративных взаимоотношениях. Давайте подробнее разберем, в чем же заключаются особенности прав и обязанностей для ПАО в обновленном кодексе (ст. 97 ГК РФ):

  • в наименовании необходимо прописывать, что АО является публичным;
  • обязательное создание коллегиального органа управления (число членов - не менее 5);
  • ведением реестра акционеров должна заниматься специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • для акционеров не может быть прописано максимальное кол-во принадлежащих акций, а также максимальное число голосов, которые ему могут быть предоставлены;
  • в уставе не может быть прописана необходимость получения чьего-либа согласия на отчуждение акций;
  • преимущественным правом на покупку акций никто не может обладать, кроме ситуаций, которые описаны в п. 5. ст. 97 ГК РФ;
  • всем ПАО необходимо регулярно раскрывать информацию о себе на рынке ценных бумаг;
  • объем прав участников ПАО определяется долями принадлежащих им в уставном капитале;
  • управление ПАО может осуществляться только в рамках существующего законодательства и не могут быть прописаны противоречащие ему пункты в уставе, например, расширить компетенции собрания акционеров, которые по закону им не свойственны и т. п.

Давайте теперь сравним права и обязанности непубличных АО:

  • в наименовании для непубличных АО необходимо оставить только словосочетание «акционерное общество»;
  • вести реестр акционеров должна специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • ежегодно необходимо проводить аудит (независимым аудитором) финансовой отчетности общества, инициатором которого может быть акционер с долей (совокупной) в уставном капитале от 10%;
  • права участников АО могут быть распределены непропорционально принадлежащих долям в уставном капитале, то есть соотношения могут быть иными;
  • можно внести изменения в порядок управления АО, если есть единогласное согласие участников;

Какие положения можно прописать в уставе непубличного АО

У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть такая возможность, как прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством, касается это управления обществом. Так, в частности, можно:

1. Наделить коллегиальный орган управления (наблюдательный совет) или исполнения (правление) правом рассматривать вопросы, которые в законе прописаны для общего собрания акционеров (ОСА), например. Так можно сделать кроме решений по следующим вопросам:

  • внесения изменений в существующий устав или принятия его новой редакции;
  • утверждения кол-ва и состава органов управления обществом, если их формирование является компетенцией ОСА;
  • избрания членов органов управления и досрочного прекращения полномочий;
  • уточнения либо определения числа, номинала и категории акций и прав, предоставляемых ими;
  • непропорционального увеличения уставного капитала, происходящего за счет изменения долей его участников или же принятия в состав участников иных лиц;
  • утверждения внутренних регламентов и других, не являющихся учредительными документов.

2. За наблюдательным советом АО можно частично или полностью закрепить функции правления, что может исключить и создание этого органа в обществе.

3. За единоличным исполнительным органом АО (генеральным директором) можно закрепить (передать) функции правления.

4. Общество в лице его участников может отказаться от создания ревизионной комиссии или прописать ситуации, когда это все таки необходимо сделать.

5. АО может само прописать порядок созыва, подготовки и проведения ОСА, а также принятия им решений. Главное, чтобы эти положения не противоречили закону: не затрудняли присутствие на них участников, получение информации и т. д.

6. Можно устанавливать правила, касающиеся проведения, количества участников и т. д., относительно наблюдательного совета и правления.

7. Разрешается прописывать преимущественное право приобретения доли в уставном капитале ООО или акций в АО, а также можно установить максимальную долю участия в уставном капитале ООО.

8. Для общего собрания акционеров можно отнести те вопросы, которые оно не обязано рассматривать по закону.

Кроме того в устав непубличного общества как ООО, так и АО можно вносить положения, которые отличаются от общего установленного порядка для данного документа, если на их включение есть прямое разрешение существующего закона. Так можно прописать:

  • требование исключения в судебном порядке участника общества (с выплатой ему полной действительной стоимости причитающейся ему доли), если его действия принесли вред компании или затрудняют ее работу.
  • ограничения, касающиеся максимального числа акций, голосов и т. д. для одного акционера.

Какую организационную форму выбрать в связи с изменениями ГК РФ

Наиболее существенным вопросом для обществ, а особенно акционерных, встал выбор: сохранить ли прежнюю форму или выбрать иную. Например вместо ЗАО стать ООО и т. п. Первоначально даже было мнение, что необходимо проводить преобразование ЗАО в ООО. Однако, как потом оказалось, все это не обязательно. А привести устав в соответствие с поправками Гражданского кодекса можно, внеся изменения по стандартной процедуре. И сделать это можно вместе с внесением иных поправок в ЕГРЮЛ.

Так, в частности, ОАО может сохранить свою форму акционерного общества и статус открытого, который трансформировался в публичный. Поэтому все ОАО, которые отвечают определению публичности, то есть их акции торгуются на рынке, автоматически становятся ПАО. А также те АО, в названии которых есть указание на публичность. Однако, если акции больше не находятся в открытом доступе и в названии на публичность нет указания, публичным АО такое общество не может больше считаться.

Что касается бывших ЗАО, то они также могут сохранить прежнюю форму, не внося серьезных изменений, а только убрав слово «закрытое» из названия. Если же их акции находятся в открытом доступе или же они внесут в наименование слово «публичное», то они могут стать ПАО, то есть сменить свой тип.

Если же бывшее ЗАО или ОАО не хочет больше быть акционерным общество, то оно может преобразоваться в ООО или хозяйственное товарищество, но не в НКО или унитарное предприятие, так как эта возможность исключена с 1-го сентября 2014 из ГК РФ.

В любом случае руководству принимать решение, какую организационную форму выбрать, придется самостоятельно, основываясь на ситуации. А если есть необходимость что-то менять, то, следовательно, необходимо двигаться в этом направлении. Надеемся, что наша статья про изменения Гражданского кодекса и особенности новых АО и ООО вам поможет принять правильное решение.

См. также: