Понятие трудовой деятельности. Трудовые ресурсы общества

Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три момента процесса производства: материал, орудие труда и труд сливаются в нейтральном результате -- продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой -- прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете, именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Труд -- сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом -- формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворче-ство: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)".

С экономической точки зрения труд -- это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются: сознательный характер; связь с созиданием благ; рациональность; целенаправленность; общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости от характера и содержания труда; предмета и продукта труда; средств и способов труда; условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства -- самостоятельный и труд несамостоятельный -- наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение). Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра -- степень интеллектуализации труда и квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации -- предмет и продукт труда -- учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда. По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.). Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный, коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер.

Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения -- отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), -- трудовым отношением.

Труд не может рассматриваться социологией вне контекста человека и общества, поскольку оба включены в труд, определяют его и пользуются его продуктами. В связи с этим теория социологии труда апеллирует к двум базовым сущностям труда. Они имеют различную природу, но, несмотря на это, дополняют друг друга, так что труд представляет собой единство двух противоположных сущностей, рассматриваемых с позиции человека и общества.

Природная сущность труда

Труд представляет собой деятельность человека, которая есть нс что иное, как затраты человеком физической и психической энергии. Строит ли человек дом, выращивает хлеб, производит автомобиль, пишет книгу, создает теорию или сочиняет музыку, он всегда затрачивает энергию.

Важно заповнить!

Базовая характеристика труда состоит в том, что труд - это затраты человеком энергии своего организма.

Естественно, что такие затраты разнообразны и не могут быть сведены только к трудовой деятельности. Энергию человек тратит постоянно, когда дышит, потребляет пищу, передвигается, размышляет, даже когда отдыхает, для поддержания жизнедеятельности организма затрачивается огромное количество энергии.

Вместе с тем труд обязательно предполагает затраты человеческой энергии. Без них невозможно какое-либо изменение предметов природы. В таком качестве человек выступает субъектом трудовой деятельности, в то время как природа становится ее объектом. В процессе труда при взаимодействии человека с природой возникает обмен, когда реализуются потенции человека, т.е. он как бы отдает свою энергию природной среде, а та, в свою очередь, в тех же количестве и качестве "отдаст" свой продукт человеку. Рудокоп прилагает усилия, чтобы добыть железную руду. Сталевар тратит силы, чтобы из руды выплавить металл, кузнец затрачивает энергию, чтобы из стали произвести, например, гвозди. Чем больше усилий и, соответственно, энергии они будут затрачивать, тем большего результата достигнут. Это эквивалентный обмен, поскольку большие затраты умственного и физического потенциала пропорционально приводят к большей результативности. Во взаимосвязи природы и человека последний как бы обменивает свою энергию на продукты природы, добывая их и (или) изменяя согласно своим потребностям.

Важно знать!

Деятельность, осуществляемая всегда посредством осознания человеком того, как, что и в каком количестве возможно, следует или необходимо получить от природы, и представляет собой сам труд.

Однако влияние человека на природу не исчерпывается только ее изменением. В процессе труда происходит также изменение самого человека. Так как человек является природным существом, вместе с преобразованием природы происходит и его изменение. В данном случае человек сам является объектом труда. Это становится возможным благодаря тому, что изменение природы в процессе труда всегда происходит с целью удовлетворения потребностей человека. В доисторические времена человек довольствовался жильем, произведенным из соломы и тростника. На смену ему пришли дома, построенные из дерева. Следующим этапом были жилища из глины и необожженного кирпича. После того как человек научился обжигать глину, появились строения, напоминающие современные дома, недостатком которых было то, что они плохо отапливались, кондиционировались, в них было мало света. Осознав это, человек начал совершенствовать внутреннюю архитектуру домов: провел водопровод, использовал стекло для окоп, электричество для освещения. В современных домах имеются достижения информационных технологий: человек может дистанционно управлять отоплением, контролировать безопасность, осуществлять приготовление еды или стирку белья. Стремление во все времена сделать свое жилище максимально комфортным, а также накапливаемый веками опыт давали возможность улучшать условия проживания, одновременно совершенствуя способы достижения этой цели.

В труде человек накапливает опыт и развивает свои знания. Этому способствует осознание человеком того, как, с помощью чего он может достигнуть желаемой цели. Для этого человек использует имеющуюся только у него уникальную способность - воображение. Пи одно животное нс обладает воображением и поэтому не наделено сознанием такого уровня, каким обладает человек. Ни одно животное, кроме человека, не строит дороги, не производит автомобили, не пишет книги, не рисует картины и не снимает фильмы. Воображение присутствует всегда, когда человек конструирует в своем сознании образ цели, абстрактную модель результата деятельности. Именно с этого начинается процесс труда. Далее воображаемый предмет, опять же с помощью труда, становится реальным не только для самого создателя, но и для других людей.

В истории фантазии часто становились реальностью, потому что они представляли собой нарождающиеся потребности человека. С древних времен человек хотел летать, как птицы, - появились самолеты; хотел плавать, как рыбы, - появились корабли и подводные лодки; хотел видеть и знать, как живут другие люди, - появился телевизор; хотел общения на расстоянии, - появился сначала телефон, затем Интернет.

Процесс потребления результатов трудовой деятельности стимулирует возникновение новых потребностей. Для их удовлетворения человек продолжает трудиться, создавая новые знания и производя новые продукты. Таким образом, происходит постоянный процесс развития человека в труде. Родоначальник философии труда Г. Гегель считал труд важнейшим и единственным источником развития человека .

Накопленные знания не исчезают вместе с человеком, а передаются другим людям, поэтому каждое последующее поколение использует знания, добытые предыдущим. Знания, доставшиеся в наследство, совершенствуются, развиваются, дают толчок к появлению новых. Па этом зиждется вся история человечества, это положено в основу общественного прогресса. Возможность такой преемственности связана с тем, что человек является не только природным, но и общественным существом.

  • Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.

Введение

    Политика государства в области труда

    Труд как основа развития общества

Заключение

Список литературы

Введение

В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

Принципы рыночной экономики активно проявляются в процессе привлечения и использования рабочей силы, внедряются в системы социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, формирования и использования доходов работников, повышения уровня и качества жизни населения.

Экономика и социология труда помогают разобраться в весьма сложных вопросах, например, как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль)? Или как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Цель контрольной работы – рассмотреть политику государства в области труда и изучить роль труда в развитии общества.

1. Политика государства в области труда

Без труда невозможно себе представить человечества. Для того например, чтобы земля произвела жатву, руда превратилась в железо, железо в орудие или машину, а машина приготовила ткань - необходим труд. Если представить себе, хотя на время, что деятельность труда прекратилась на всей земле, то какое следствие имело бы бездействие? Ничтожество человечества. Поэтому, если жизнь есть удел человека, то труд составляет его право в отношении к другим и обязанность относительно самого себя.

Из этой истины вытекает непосредственно следующее заключение: если труд составляет для человека и право и обязанность, то он должен быть свободен, так как свобода и право суть понятия однородные, тожественные.

Свобода труда, по своему существу, есть право социальное, потому что труд, имея место в свободном обществе, влечет за собою для каждого из членов этого общества целый ряд взаимных прав и обязанностей, проистекающих из отношений к труду. Эти права и обязанности имеют характер социальный, т.е. человек за исполнение их отвечает не только перед своею совестью и Богом, но и перед другими людьми.

Государство есть власть, имеющая целью водворение господства правды в обществе, власть обеспечивающая каждому спокойное пользование его правами и принуждающая, каждого к исполнению своих обязанностей в отношении его сограждан. Поэтому, если труд служит для человека обильным источником прав и обязанностей в отношении других людей, то, очевидно, государство имеет право вмешательства, во-первых, чтобы дать санкцию этим правам и обязанностям и во-вторых, чтобы сделать их действительными, осуществимыми.

В принципе никто не оспаривает этого права государства. Но существует сильное разногласие относительно пространства этого права, тех границ, в которые должна быть заключена деятельность государства, чтобы свобода труда не была нарушена. Важностью этого вопроса оправдывается оживленность полемики, потому что ошибки двух противоположных сторон одинаково ведут к гибельным последствиям. Предоставить государству широкое право вмешательства, - значило бы отнять у труда его живительную силу, которая заключается в свободе труда. Если же дозволить нарушение законов справедливости в организации труда, ограничить право вмешательства государства преувеличенным уважением к свободе, допустить чтобы граждане были тревожимы в пользовании правом труда, - значит отрицать, в некотором смысле, право человека на существование.

Таким образом, обязанности государства прямо вытекают из цели его учреждения. С этой точки зрения свободу следует признавать высшим принципом, потому что каждый гражданин свободен развивать себя или не развивать, упражнять ту или другую способность, направлять свою деятельность в ту сторону, куда ему заблагорассудится. Государство не может приневоливать человека к достижению цели его назначения, по, напротив того, должно помогать ему всем, в чем будет ему для этого представляться надобность. Поэтому назначение государства состоит лишь в устранении препятствий, которые человек может встретить при развитии своих сил физических и духовных, и именно тех препятствий, которые он не в состоянии устранить собственными силами.

Эти препятствия принадлежат к двум различным категориям.

Во-первых, иногда может случиться, что другие люди препятствуют человеку пользоваться правом развития способностей своей двойственной природы. Очевидно, в этом случае, государство может и должно вмешаться для того, чтобы заставить одних членов общества уважать права других и руководствоваться в своих взаимных отношениях требованиями справедливости. Для выполнения этой задачи, государство должно определить права и обязанности граждан, совокупность коих составляет их юридическую личность; оно должно формулировать правила справедливости в человеческих отношениях, словом то, что римские юристы называли: "jus dicere". Но, коль скоро правила справедливости формулированы, взаимные права и обязанности определены, - государство должно позаботится об их охранении. Для этой цели оно учреждает целый класс лиц, коим поручается восстановлять, а иногда и наказывать за правонарушения, одним словом, охранять правила справедливости.

Во вторых ущерб, могущий произойти от нарушения права, может быть иногда так ничтожен, что государство как будто уполномочивает себя им не заниматься. Как математика, так и социальные науки имеют свои бесконечно малые величины; да и кроме того гораздо чаще встречаются действия неблаговидные, бесчестные, чем несправедливые. Если бы государство было обязано рассматривать все подобные действия, отступающие хотя на одну йоту от и до и справедливости, то его деятельность выступила бы за пределы. Жертвы, которые его вмешательство возложило бы на общество и опасности, могущие представиться от того индивидуальной свободе, были бы непропорциональны с вредом, часто ничтожным, который следует вознаградить.

Если эти препятствия столь сильны, что человек, предоставленный своим собственным силам, не в состоянии их преодолеть, а между тем условия его развития требуют устранения этих препятствий, то государство имеет право вмешательства для достижения этого результата. Государство в этом случае приходит на помощь частному лицу, с целью доставить ему возможность исполнить свое назначение. Эту вторую обязанность государства обыкновенно называют администрацией.

Экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством.

Разработка стратегии развития трудового законодательства – это определение принципиальных подходов к решению ключевых проблем реформы трудовых отношений и трудового законодательства. Степень их обобщения и конкретизации проявляется по-разному на социальном, политическом и правовом уровнях.

На социальном уровне стратегическое значение имеют принципиальные положения, выражающие общую заинтересованность различных социальных групп в трудовом законодательстве и его дальнейшем развитии.

На политическом уровне к таким проблемам могут быть отнесены: политическая оценка причин реформы трудового законодательства, исторического наследия в трудовых отношениях и их современного состояния; определение целей, задач и приоритетов реформы трудовых отношений, содержания будущего трудового законодательства и механизма его исполнения; использование иностранных правовых систем, международного опыта и модельных правовых актов; определение степени радикализма в реформе трудового законодательства; создание механизма разработки и введения нового трудового законодательства, способного обеспечить социальное согласие в обществе.

Трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития.

При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом особое значение и смысл имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда. Эти гарантии позволяют работникам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданном их трудом, а также дают им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главные направления вмешательства государства в трудовые отношения должны заключаться, во-первых, в установлении обязательных стандартов, во-вторых, в контроле и надзоре за соблюдением законодательства, в-третьих, в регламентации норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, если не договорятся об ином.

К исключительной компетенции государства должны быть отнесены вопросы, касающиеся принципов регулирования трудовых отношений; основных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; основных гарантий и норм по условиям труда; ответственности за нарушение трудового законодательства; прав профсоюзов в сфере трудовых отношений, и другие.

2. Труд как основа развития общества

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Список литературы

    Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 2001.

    Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

    Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., Наука, 1987.

    Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007.

    Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М., Мик, 2005.

    Щербина В.В. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 1993.

Трудовые ресурсы - это население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.

Большая часть трудовых ресурсов - это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:

  • - возраст от 16 до 54 лет для женщин;
  • - возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

К трудовым ресурсам также относятся:

  • - работающие лица пенсионного возраста;
  • - работающие подростки в возрасте до 16 лет.

Исключаются из состава трудовых ресурсов следующие категории граждан трудоспособного возраста:

  • - неработающие инвалиды I и II групп;
  • - пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях.

Качественные характеристики трудовых ресурсов неразрывно связаны с такими понятиями как человеческий потенциал и трудовой потенциал.

Человеческий потенциал - это совокупность качеств конкретного индивида, сформировавшаяся под воздействием социальных сил и взаимодействия общества и личности.

Человеческий потенциал становится трудовым ресурсом только тогда, когда он включен в систему общественного производства.

Трудовой потенциал - это совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал характеризует качество трудовых ресурсов и их потенциальные возможности, а также количество трудовых ресурсов.

С точки зрения качества трудовых ресурсов можно выделить три составляющие трудового потенциала: физическую, интеллектуальную и социальную.

Физическая составляющая трудового потенциала - это физические и психологические качества трудовых ресурсов, зависящие от здоровья людей. Основными факторами физической составляющей являются уровень жизни, качество жизни, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, условия труда и так далее.

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала - это накопление людьми знаний и опыта по различным аспектам трудовой и общественной деятельности. Факторами здесь выступают уровень и система образования, научные исследования, восприимчивость трудовых ресурсов к новым научным достижениям, врожденные способности отдельных индивидуумов и их развитие.

Социальная составляющая трудового потенциала - это восприимчивость трудовых ресурсов к факторам социальной сферы. К таким факторам можно отнести социальную среду, социальную справедливость и социальную защищенность.

К количественным характеристикам трудового потенциала можно отнести следующие показатели: численность населения, численность населения в трудоспособном возрасте, численность экономически активного населения, численность трудовых ресурсов (в том числе по годам). Основными факторами количественных показателей выступают: продолжительность трудоспособного возраста, уровень жизни населения, соотношение групп населения трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста, миграция населения.

Представление о состоянии и динамике трудового потенциала дает такой интегральный показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который учитывает такие факторы как продолжительность жизни, образования, валовой внутренний продукт (ВВП).

Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ.

Понятие рабочая сила охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу которые будут использоваться в качестве наемной рабочей силы.

К потенциальной рабочей силе можно отнести способности к труду ближайшего трудового резерва - выпускников всех учебных заведений, военнослужащих подлежащих демобилизации и т.д.

Различают также всю совокупность способностей человека, и ту ее часть, которая используется в профессиональном труде, то есть оплачиваемом труде.

Вся совокупность способностей к труду - это общие способности к труду конкретного человека.

Способности, используемые в процессе труда - это первичные или профессиональные способности.

На рынке труда рабочая сила - это товар, ценой которого является заработная плата.

Именно первичные способности к труду являются товаром.

Процесс управления трудовыми ресурсами включает фазы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

На формирование трудовых ресурсов влияют следующие факторы:

  • - демографическое развитие общества, под воздействием которого формируется численность населения, его половозрастная структура, численность экономически активного населения;
  • - миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов;
  • - уровень развития профессионального образования и его доступность, что оказывает влияние на профессионально - квалификационную структуру трудовых ресурсов;
  • - наличие в экономике легальных доходов, не связанных с трудовой деятельностью;
  • - уровень оплаты труда.

Воздействие на данные факторы позволяет государству управлять формированием трудовых ресурсов.

Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов состоит в первичном распределении ресурсов по видам работ, роду деятельности, предприятиям, организациям и регионам страны.

Использование трудовых ресурсов - это включение их в трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется способность людей к труду.

Важнейшим показателем эффективного формирования и использования трудовых ресурсов является соответствие между человеческим потенциалом индивидуумов (физическими и интеллектуальными качествами) и их рабочими местами.

Для обеспечения эффективности управления трудовыми ресурсами могут применяться такие методы как:

  • - профессиональная ориентация;
  • - планирование профессионального пути;
  • - методы социально-трудовой адаптации;
  • - мониторинг в социально-трудовой сфере;
  • - целенаправленное воздействие государства на спрос и предложение на рынке труда.
  • - трудоустройство с помощью органов трудоустройства населения.

Результатом эффективного управления трудовыми ресурсами является конкурентоспособная рабочая сила. Под конкурентоспособностью индивидуума на рынке труда подразумевается:

  • - ориентация в выборе профессии на потребности экономического развития;
  • - профессиональная мобильность (способность овладевать системами требуемых знаний и навыков);
  • - физическая мобильность (способность сменить место жительства с целью трудоустройства);
  • - готовность к повышению квалификации или переквалификации.

Существует большое число количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Рассмотрим основные количественные характеристики. Их можно разделить на абсолютные и относительные. К абсолютным характеристикам трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Трудовые ресурсы включают население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население трудоспособного возраста и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста.
  • 2. Количество населения в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет плюс женщины от 16 до 54 лет).
  • 3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которое включает постоянное население в трудоспособном возрасте и иностранных граждан, занятых в экономике. Не включаются в этот показатель неработающие инвалиды I и II групп и неработающие лица, получающие пенсию на льготных условиях.
  • 4. Экономически активное население - население страны трудоспособного возраста, которое хочет и может работать. Экономически активное население состоит из занятых и безработных.
  • 5. Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая, работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени).
  • 6. Не занятое в экономике население - лица трудоспособного возраста - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие, российские граждане работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.
  • 7. Безработные - лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие.

К относительным показателям, характеризующим трудовые ресурсы можно отнести:

  • 1. Уровень экономической активности населения;
  • 2. Уровень занятости населения;
  • 3. Уровень безработицы;
  • 4. Число безработных, приходящееся на 1000 занятых:
  • 5. Уровень обращаемости населения в органы службы занятости4
  • 6. Средняя продолжительность трудоустройства граждан, дней:
  • 7. Нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
  • 8. Средняя продолжительность безработицы.

К качественным характеристикам трудовых ресурсов можно отнести здоровье, интеллектуальные способности, профессиональный опыт и навыки, возраст, социализация индивидуумов, и так далее.

Основными показателями, характеризующими качество трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Возрастная структура населения.
  • 2. Половая структура населения.
  • 3. Образовательная структура населения (уровень образования по видам образования).
  • 4. Семейная структура населения.
  • 5. Этническая структура населения.
  • 6. Профессионально квалификационная структура населения.
  • 7. Индекс средней ожидаемой продолжительности жизни.
  • 8. Индекс развития человеческого потенциала.

«Труд» (спорт. общество)

«Труд» , добровольное спортивное общество (ДСО) профсоюзов РСФСР, одно из крупнейших в СССР. Организует и проводит массовую оздоровительную и спортивную работу с трудящимися и учащимися, объединяемыми профсоюзами рабочих машиностроительной, электротехнической, металлургической, нефтяной, химической и газовой, угольной, текстильной и лёгкой, лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, строительства и др.

Ведёт своё начало от физкультурных кружков, возникших в начале 20 в. на предприятиях Гужона, «Трёхгорной мануфактуре» в Москве, Яхромской прядильно-ткацкой фабрике, Орехово-Зуекской хлопчатобумажной фабрике и др. Как объединённое Всероссийское ДСО основано в 1957 на базе ведомственных спортивных обществ профсоюзов - «Авангард», «Красное Знамя», «Строитель», «Торпедо» и др.

В 1975 в «Т.» действовало 8719 коллективов физкультуры, в тои числе 107 спортивных клубов промышленных предприятий, строек и средних учебных заведений, объединявших 4,9 млн. чел.; физкультурно-спортивную работу вели свыше 500 тыс. общественных инструкторов и тренеров, около 320 тыс. спортивных судей.

В 1975 культивировалось 49 видов спорта. Имелось 726 стадионов, 2,3 тыс. спортивных залов, 136 крытых плавательных бассейнов, 2,8 тыс. футбольных полей, 3,7 тыс. оздоровительно-спортивных лагерей, домов охотника и рыболова, 2 тыс. лыжных баз; 472 детско-юношеские спортивные школы (121,9 тыс. учащихся, крупнейшая - в Москве на стадионе «Юных пионеров»); 77 специализированных школ (в них 19 отделении высшего спортивного мастерства) по олимпийским видам спорта (19,8 тыс. чел.).

В 1972-75 подготовлено 2,8 тыс. мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, около 5 млн. спортсменов массовых разрядов.

Лыжники «Т.» - неоднократные победители чемпионатов СССР и Кубка СССР. Футбольная команда «Торпедо» (Москва) - 5-кратный обладатель Кубка СССР. Женская команда «Луч» (Москва) - 3-кратный чемпион СССР по ручному мячу. В Высшей лиге по хоккею с шайбой выступают команды «Т.»; «Химик» (Воскресенск Московская область), «Торпедо» (г. Горький), «Трактор» (Челябинск).

Спортсменами общества завоёвано золотых медалей: на Олимпийских играх - 43, чемпионатах мира - 91, Европы - 161, СССР-790.

Среди спортсменов «Т.» чемпионы и призёры Олимпийских игр, мира, Европы, СССР - М. М. Ботвинник (шахматы), В. И. Алексеев, Р. В. Плюкфельдер, Д. А. Ригерт, А. Н. Воронин, Н. А. Колесников (тяжёлая атлетика), Г. А. Кулакова, Н. В. Балдычева, А. С. Олюнина, Л. А. Мухачёва, Е. П. Беляев (лыжные гонки), И. С. Ярыгин, В. С. Юмин (борьба), С. А. Четверухин, В. Н. Ковалев, И. В. Моисеева, А. О. Миненков (фигурное катание на коньках), И. В. Калинина (прыжки в воду), Ю. С. Тюкалов, Л. И. Пинаева (гребля), В. С. и Б. А. Стенины, Г. А. Степанская, Н. А. Статкевич (конькобежный спорт), Г. Сайхуджин (велоспорт), Л. И. Самотёсова, А. С. Спиридонов (лёгкая атлетика), В. В. Ушаков (водное поло), В. С. Коноваленко (хоккей), В. К. Иванов (футбол) и мн. др.

Свыше 100 спортсменов общества за спортивные достижения удостоены правительственных наград.

З. А. Федоренко.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

За бой и за труд В наградной системе Советского Союза, кроме орденов, были предусмотрены также и

Из книги Большая книга афоризмов автора

Труд См. также «Работа» Труд облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд - проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мартышкин труд Выражение сложилось на основе басни «Обезьяна» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). Мартышка старательно выполняет бессмысленную работу - перекатывает с одного места на другое большой чурбан: Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит: А всё ни от

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Право на труд Из книги «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808) социалиста-утописта Шарля Фурье (1772-1837). Употребляется в прямом

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Сизифов труд Из древнегреческой мифологии. Как излагает этот миф в своей «Одиссее» легендарный поэт Древней Греции Гомер (IX в. до н. э.), царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осужден на бесконечный и

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Циклопический труд Из древнегреческой мифологии. Циклопы - одноглазые великаны.Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме «Теогония» рассказывал о них как о кузнецах, которые ковали для Зевса громовые стрелы, молнии. Гомер описывает циклопов в своей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Мартышкин труд

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги автора

Труд Труд - целесообразная деятельность. Понятие «целесообразность» весьма условно и в немалой мере зависит от мотивов, побуждающих нас к той или иной деятельности. Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг - завоевать

Из книги автора

Из книги автора

Труд См. также «Труд и капитал» (с.94)Труд – приправа к счастью.Ксенофонт (430–355 до н. э.),древнегреческий писатель и историкНет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр Македонский (356–323 до н. э.) согласно ПлутархуТруд как бы