Проигрывать надо уметь, или как пережить поражение. Как пережить большой проигрыш в азартной игре

Всем людям свойственно как выигрывать так, проигрывать в разных ситуациях. Будь-то настоящие соревнования, спор, деловое поручение или домашние хлопоты. Одни люди к возможным проигрышам и победам относятся абсолютно безразлично и даже не замечают того, что «раунд остался за ними». Другие же, концентрируют все свои силы только на том, чтобы победить.

Как пережить проигрыш?

Победить они хотят всегда, в любом деле, в каждой ситуации. В случае если им это не удается: очевидно: как проиграть в соревнованиях, или скрыто: как не нашел, что ответить на легкий сарказм, они переживают это поражение как личную трагедию. Мучая себя вопросами, типа, что пошло не так, в чем причина неудачи, как все исправить, что теперь делать и т.д. они посвящают свою жизнь переживанию того, что уже произошло и подготовке к тому, что может случиться.

Пытаясь, стать всегда победителем, они теряют легкость и удовольствие, с которыми обычные люди одерживают победу. Чужой успех для таких людей не выносим, потому что не понятен: «Ведь я делаю больше, чтобы выиграть, но се равно проигрываю». Видя чужие достижения и отсутствие своих, они упрекают себя в несостоятельности, предъявляют к себе все большие требования, которым все сложнее соответствовать.

Им часто кажется, что именно постоянное повышение планки своих достижений и навыков поможет оставаться победителем, потому как полагаться «на случай, авось пронесет» для них не разумно. Победить можно только следуя четкой стратегии, постоянно тренируясь, находясь на страже. Вся жизнь таких людей подчинена одному правилу: «Выиграть».

Откуда в человеке рождается желание всегда выигрывать и страх проиграть?

Кто-то боится негативной оценки. Например, подросткам свойственно социально принадлежать к определенной группе. И если это группа сильных волевых личностей, да к тому же спортсменов, то желание соответствовать и даже быть лучшим вполне объяснимо. Другое дело, когда это стремление проявляет себя в уже взрослой жизни далекой от спорта.

Желание самоутвердиться, доказать собственный статус, удовлетворить запросы своей самооценки. Таким людям нужен не скрытый успех, заметный только им, а внешнее его проявление. Быть признанным победителем значит отстоять свою значимость, поддержать авторитет.

Помочь такому человеку очень сложно, ведь зачастую этот образ жизни он считает нормой, и менять ничего не собирается. К его поведению и переживаниям можно адаптироваться. Не потакать переживаниям, страданиям, самобичеваниям, попытаться понять с рациональной точки зрения и ни в коем случае не подшучивать над «проигрышной ситуацией». Для таких людей главное в близких людях принятие сложности каждой из его ситуаций, рациональная поддержка и отсутствие критических замечаний.

А что вы думаете по поводу людей не умеющих проигрывать? Лично я живу по принципу: «Это не мой проигрыш, это его выигрыш, с чем его и поздравляю!»

Если у Вас раскрученная группа в социальной сети Инстаграм , Вконтакте , Одноклассники , Фейсбук , Твиттер , Телеграм и др…

Обратите внимание на партнерскую программу от KingFin

Приглашая к участию в программе своих посетителей и подписчиков, Вы заработаете приличные деньги (Ревшара — до 60 % , Реферальные отчисления — до 10 % )

Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности , определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.


После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы , которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло» . Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки , установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Евгения ТИХВИНСКАЯ

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть..., тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма - это целая трагедия.

Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап - этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, спортсмен может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза - фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма - это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных неприятностей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

Мария КРАСИЛЬЦЕВА

Проигрывать надо уметь, или Как пережить поражение

Взлеты и падения – неотъемлемая часть нашей жизни. Поражения могут случиться в любой сфере деятельности, независимо от нашего возраста или опыта. Есть такое выражение: «Проигрывать надо уметь» . А значит, необходимо этому учиться. Учиться проигрывать, чтобы стать победителем. Это умение со временем станет очень важной чертой характера, которая поможет вам преодолевать жизненные невзгоды.

Чувство поражения возникает, когда рухнули наши планы, не оправдались надежды, не сбылись ожидания. И чем большего мы ждали от ситуации, тем болезненней поражение. Обычная ошибка – постараться вычеркнуть произошедшее из памяти, утешить себя: «Не больно-то и хотелось!» или «Какие мои годы!». Очень часто поражение считают простой неудачей, невезением, случайностью. Но, как правило, в таком подходе нет большой пользы: если не устранить причину поражений, они будут случаться снова и снова. А это влияет на самооценку человека, а значит, отражается на всех его поступках.

Что же можно сделать, чтобы правильно пережить поражение?

1. Дайте волю эмоциям.

Позвольте себе чувствовать, даже если эти переживания кажутся вам негативными. Разочарование, ощущение краха – это естественные реакции организма на произошедшее. Вам просто требуется время, чтобы справиться с этим. Обычно в таких ситуациях хочется уединиться или, наоборот, быть с человеком, который сможет вас поддержать. Дайте себе такую возможность и лишь после этого переходите к сознательной оценке своего поражения.

2. Найдите положительные моменты.

В любой ситуации можно найти хорошие стороны. Даже если общий итог неудовлетворительный, положительные моменты есть всегда. Сосредоточьтесь на них, сконцентрируйте свое внимание на том, чего удалось добиться, что все-таки удалось.

3. Возьмите на себя ответственность за то, что произошло .

Опираясь на факты, постарайтесь объективно ответить себе на ряд вопросов:
Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации?
Чего я не сделал?
Чего не учел в своих расчетах?
Что оказалось недостаточным в моей подготовке?

4. Примите свою ошибку.

Ошибаются все. И если вы допустили ошибку, это не значит, что вы неспособны сделать это в принципе. Разрешите себе ошибаться, но непременно анализируйте свои ошибки. Именно таким образом вы приобретете необходимый опыт, а это дорогого стоит.

5. Составьте план дальнейшего развития.

Очень важно представлять себе, над чем необходимо поработать, наметить новые ориентиры для развития, поставить перед собой новые цели. Важно не останавливаться, продолжать действовать и после поражения. Это придаст вам уверенности в себе и позволит относиться к своей неудаче как к необходимому этапу роста и развития. А значит, со временем приведет вас к победе.

Психолог Элина Симакова, + 7 921 797 29 98

tagPlaceholder Tags:

Каждый может потерпеть поражение. Такой устой жизни. Люди могут проигрывать сотню раз. Но их может ожидать и грандиозная победа. Нельзя точно знать, чем закончится приключение. Нужно попробовать, чтобы узнать.

Необходимость неудач

Жизненный путь состоит из побед и поражений. Это тернистый путь. Судьба может поднять высоко, а затем неожиданно опустить на землю. Если человек ничего не предпринимает, то подняться к вершине ему не удастся. Даже успешная личность однажды может потерять все из-за того, что перестала действовать. Нередко приходится пытаться заново идти к успеху. Чем больше неудач сможет пережить человек, тем сильнее он будет внутреннее. Нужно достойно себя в любой ситуации. Даже проигрыш становиться опытом, которой поможет в дальнейшем.

Достойное поведение книжных героев

В литературе также можно наблюдать достойные примеры поражений. Взять хотя бы произведение «Отцы и дети». Павел стал свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки. Он решил защитить честь девушки и вызвал мужчину на дуэль. Его оппонент не думал, что это действенный способ решить, но согласился. Базаров знал, чем закончиться дуэль, ведь был моложе, чем его соперник. Павел был ранен. Именно Евгений предоставил Кирсанову первую медицинскую помощь.

Павел держался достойно. Свое поражение он принял со всем мужеством. Он подшучивал над своим состоянием. Это своеобразная защитная реакция. Мужчина не стал распространяться, почему ему пришлось вызвать Базарова на дуэль. Он не хотел навредить юной девушки. Это поражение было необходимо Кирсанову, чтобы понять свои ошибки. Он пересмотрел взгляды на жизнь, увидел, что во многих ситуациях вел себя глупо. Жизнь намного улучшилась во всем доме.

Герой произведения «Преступление и наказание» также смог достойно пережить поражение. Раскольников был мечтателем. Он считал, что имеет право на убийство. Главный герой искренне верил, что его поступок пойдет на благо общества. Но его теория потерпела крах. И Раскольников сумел не только принять это, но и вынес из этого определенный жизненный урок. Его грезы были разбиты, но он сам стал только сильнее.

Проигрыши неизбежны в нашей жизни. Но нужно уметь достойно принимать неудачи. Иначе наше существование будет убогим. Как жить в этом жестоком мире, если поражения могут нас сломать.

Вообще-то я не увлекаюсь популярной психологией в стиле "Как перестать беспокоиться и начать жить". Но этот текст прочитала и поняла, что пришла пора ликвидировать этот пробел в образовании. Благодаря Томасу Менсингеру с сайта Active.com я, наконец, поняла, почему многие теннисисты в послематчевых интервью (особенно после поражений) говорят одно и то же.

"Вы когда-нибудь переживали тяжелое поражение в теннисном матче, после которого вам было сложно вернуть уверенность в себе и пропадало желание бороться и трудиться на пути к цели?

Это может случиться с каждым, и Роджер Федерер – отличный тому пример.

Сначала он проигрывал финалы «Ролан Гаррос» Рафаэлю Надалю – там у него не было шансов. Но когда он на своем любимом «Уимблдоне» в упорнейшем финале снова проиграл, ему стало по-настоящему больно.

Помните - после этого Роджер проиграл Жилю Симону, Иво Карловичу и Джеймсу Блэйку? Ни в одном из этих матчей он не показал своей лучшей игры.

Так что нужно делать, если вы с трудом переживаете болезненное поражение?

Рано или поздно все проигрывают важные матчи

Даже величайшие игроки уязвимы. Рассмотрим несколько примеров.

Прежде, чем выиграть первый турнир «Большого шлема», Иван Лендл проиграл четыре финала. В итоге он взял 8 титулов в 19 финалах. Одним из самых болезненных было поражение от Пэта Кэша в финале «Уимблдона» - единственного «Шлема», который Лендл так и не покорил. Но и другие проигрыши, несомненно, тоже были очень обидными. Андре Агасси проиграл три финала ТБШ, прежде чем выиграл первый титул на «Уимблдоне». Два поражения были очень обидными. Сначала был первый финал «Ролан Гаррос» против Андреса Гомеса, в котором Агасси был безусловным фаворитом - ведь Гомесу было 30. А затем и второй финал против Джима Курье, в котором Агасси вел 2:1 по сетам и держал Курье в защите, но вмешавшийся дождь помог Курье восстановиться, найти победную стратегию и выиграть в пяти партиях.

Наверное, лучший в истории сеточник Патрик Рафтер проиграл финал «Уимблдона» Горану Иванишевичу. И хотя было приятно видеть хорвата победителем «Уимблдона» (до этого он проиграл три финала!), Рафтеру, должно быть, было очень больно не выиграть турнир, больше всего подходящий под его игру в стиле serve-and-volley – «Уимблдон».

Если не полениться и изучить карьеры топ-игроков, то, несомненно, станет ясно, что все они переживали серьезные поражения. Это игроки остались на вершине, потому что сумели оправиться.

Жало поражения можно извлечь, постоянно напоминая себе, что проигрыши – это часть игры, что-то, что нужно принять и оставить позади. Не поражения мешают быть на вершине, а негативная реакция на них, которая застревает в сознании и бьет по уверенности.

Позвольте себе прочувствовать боль, полностью переживите эмоции, связанные с поражением, а потом перегруппируйтесь. Вспомните то, чего достигли до проигрыша, и подумайте о том, что вы снова можете быть успешны.

Поражения влияют на психологию, а не на умения и способности

После большого поражения можно чувствовать себя угнетенным и чудовищно разочарованным. Можно даже подумать, что после такого проигрыша вы больше не сможете показывать хорошую игру. Но если размышлять логически, то станет совершенно ясно, что физические и технические навыки не изменились. Вы по-прежнему умеете то же, что и до поражения, то же, что уже помогало выигрывать другие матчи.

Поражение может быть обусловлено неправильно тактикой, невезением, невероятной игрой соперника и многими другими факторами, влияющими на исход теннисного матча. Но поражение не может отнять ваши умения. Вы по-прежнему способны на тот же уровень игры.

Никакая логика не докажет, что сегодняшнее поражение отменяет будущие победы. Если вам кажется, что поражение повлияло на ваши навыки - это происходит только от того, что вы так думаете. Только вы сами можете понизить уровень своей игры негативом и нелогичной уверенностью, что теперь с вами что-то не так.

Самое болезненное поражение может быть лучшим уроком

Пит Сампрас в 1992 проиграл финал US Open Стефану Эдбергу и позже назвал это поражение «звоночком», который был ему нужен, чтобы понять, как сложно стать лучшим в мире. Всем известно, что потом произошло – Сампрас поставил рекорд, шесть раз подряд закончив сезон первой ракеткой мира.

Вместо того, чтобы перекладывать поражение на обстоятельства, от вас не зависящие, найдите изъяны в своей игре и работайте над ними. Ведь ваши действия вы можете контролировать полностью.

Теннис – это вид спорта, в котором от игрока требуется очень много, и вряд ли когда-либо можно сказать, что вы достигли своего потолка во всех аспектах игры. Иногда только болезненное поражение может показать, чего вам не хватает, и мотивировать на тренировки, которые выведут вашу игру на новый уровень.

Восстановление от болезненного поражения не должно быть сложным или затяжным процессом. Если вы осознаете, что это случается с каждым, что хуже играть вы не стали, и что поражение может стать лучшим учителем, вы не просто вернетесь на прежний уровень, а вскоре станете еще сильнее.

Вы не можете контролировать победы и поражения. Но за стремлением улучшить игру всегда стоит ваш выбор, и этот выбор рано или поздно приведет к успеху".

Видимо, эти истины внушают теннисистам в раннем детстве в спортивных школах. Поэтому абсолютное большинство после поражений говорят что-то типа - проиграл, обидно, но с кем не бывает (см. пункт 1). Некоторые, уже многого достигшие, доводят своих болельщиков до белого каления, оптимистично рассказывая в те моменты, когда, кажется, весь правильный миропорядок рушится, примерно такое - проиграл, обидно, но играл-то хорошо, и вообще хуже от этого я не стал, все удары при мне, и все будет хорошо (см. пункт 2). Ну а про то, что до идеала еще далеко, и надо работать, работать и работать (см. пункт 3), все уже просто читать устали. Но интересно то, что им эти простые заклинания помогают. Значит, может, и еще кому-то помогут в трудной ситуации.