Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: А.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа). По рассказу А.И












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • формирование нравственных ориентиров учащихся;
  • приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
  • актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
  • развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;

Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.

Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Один из рассказов А. И. Солженицына заканчивается такими словами… (зачитывается эпиграф к уроку).
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, – скажут некоторые, – человеку нужно гораздо больше».
– Что мы можем возразить таким людям?

(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)

– Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» – сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

– В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
(После этого полностью формулируется и записывается на доске главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше )

II. Изучение рассказа. Работа в группах

Предварительно класс делится на семь групп – по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради.

Матрёнин дом

  • Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  • Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
  • Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  • Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью скрывается чистая душа добротно построенной когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было лжи.)

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  • Когда и как начинался Матренин день?
  • Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
  • Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)

«Общение» с Богом

  • Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  • Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
  • Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)

Прошлое Матрёны

  • Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  • Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты.
  • Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…)

Матрёна и Фаддей Миронович

  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
  • Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев.

Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)

История с горницей

  • Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  • Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  • Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод.Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам» ; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)

Прощание с Матрёной

  • Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
  • Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
  • Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…)

Возвращаемся к проблеме урока, над которой предлагается поразмышлять письменно (сочинение-миниатюра или синквейн). После этого письменные работы по желанию прочитываются в классе. В конце урока все тетради с рабочими записями сдаются на проверку.
Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.

IV. Заключительное слово учителя

– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…

Литература :

Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006.

А. И. Солженицын — свидетель многих трагиче-ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Стремясь изобразить характерные черты эпохи то-талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове-ка, Солженицын создает очень интересный образ рас-сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи-сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое ла-герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за-держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей-ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ-чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут-ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить-ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст-во, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха-рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь-ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз-ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по-вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,— говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре-ны она полна просторечными и устаревшими слова-ми, многие из которых придуманы ею самой, диа-лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представля-ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна-чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи-сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге-роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице-мерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат-рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин-ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по-нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.

Вопросы к анализу произведения.
  1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
  2. Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
  3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
  4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
  5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
  6. Почему рассказчик решает у неё остаться?
  7. Как проходит обычный день у Матрены?
  8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
  9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
  11. Как относится Матрена к работе?
  12. Как используют ее труд окружающие люди?
  13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
  14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
  15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?
  16. Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
  17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
  18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
  19. Почему Матрёне приходилось воровать?
  20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
  21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
  22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
  23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
  24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
  25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
  26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
  27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
  28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?
  29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
  30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
  31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за

угроза?

  1. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
  2. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
  3. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
  4. Что изменило обычный образ жизни Матрены?
  5. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
  6. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите

цитатой из текста.

  1. Почему читатель верит ей?
  2. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
  3. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
  4. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
  5. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
  6. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
  7. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
  8. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
  9. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
  10. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не

преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним

величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

  1. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
  2. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
  3. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
  4. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
  5. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский

смысл.

  1. Как растолковать смысл начального названия рассказа?
  2. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
  3. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
  4. В чем смысл слова “праведник”?
  5. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
  6. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
  7. Кто сможет защитить “Матренин двор”?
  8. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
  9. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
  10. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать

праведниками?

  1. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
  2. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
  3. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
  4. Как русский характер понимает Солженицын?
  5. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
  6. Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы

предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.


Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.



Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел). Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

Работу над рассказом А. Солженицын начал летом 1959 года. В это время писатель находился в посёлке Черноморском в Крыму, куда приехал по приглашению своих друзей. Рассказ был окончен в декабре 1959 года.

Через 2 года Солженицын передал своё произведение А. Твардовскому, который сразу сделал вывод о том, что подобный рассказ не может быть опубликован. Более всего Твардовскому не понравилось изначальное название («Не стоит село без праведника»), и он предложил заменить его на «Матрёнин двор». Чтобы избежать проблем с цензурой, автор изменил время действия в рассказе, перенеся его на 1953 год. Произведение было опубликовано в 1963 году. Во второй раз «Матрёнин двор» опубликовали в конце 80-х годов в Журнале «Огонёк». Рассказ опубликовали без согласия автора, в связи с чем Солженицын объявил публикацию незаконной.

Рассказ был принят критиками неоднозначно и вызвал целую волну споров, которые начались зимой 1964 года. Начало дискуссиям положила статья молодого писателя Л. Жуховицкого, называвшаяся «Ищу соавтора!». Больше всего порицаний вызвала авторская позиция в рассказе.

Судьба рассказчика Игнатича во многом схожа с судьбой самого автора. Он тоже воевал, был в лагере и ссылке. Когда Игнатич устроился на работу, «каждая буква» его биографии была «перещупана»: бывшему заключённому не доверяли. Рассказчик хочет жить где-нибудь в глубинке и стать обыкновенным школьным учителем. Сначала Игнатич поселился в деревне Высокое Поле. Но здесь ему не понравилось. Жители деревни вынуждены были ходить за продуктами в город. Игнатич выбирает посёлок под названием Торфопродукт. Неблагозвучное название становится причиной, по которой рассказчик отказывается жить и в этом населённом пункте. В конце концов, бывший заключённый переезжает в деревню Тальново.

Игнатич поселился в избе, хозяйку которой звали Матрёна Васильевна. Рассказчик сразу заинтересовался этой женщиной. Он хочет знать о Матрёне больше. Однако хозяйка не торопится рассказывать о себе, считая, что такому человеку, как её новый постоялец, будет совершенно неинтересна судьба простой русской бабы. Но со временем Матрёна Васильевна всё-таки решается рассказать о своей жизни. То, что поведала женщина, удивило и поразило рассказчика. Игнатич уверен, что в судьбе Матрёны есть особенный смысл, который не замечают окружающие.

Матрёна Васильевна потеряла мужа ещё в начале войны. Он пропал без вести. Женщина считает, что ей повезло с супругом. Он никогда её не бил, что для деревни очень большая редкость. Матрёна признаётся, что не любила мужа так, как любил её он. Игнатич узнаёт, что его новая знакомая должна была выйти замуж за Фаддея, старшего брата её супруга. Но Фаддей давно пропал, уйдя на фронт в Первую мировую войну. Женщину выдали замуж за Ефима, младшего брата. Через некоторое время внезапно возвращается Фаддей. Оказалось, что всё это время старший брат был в венгерском плену.

Матрёна родила своему мужу шестерых детей. Однако ни один ребёнок не смог прожить более трёх месяцев. Суеверные односельчане считали, что на Матрёну Васильевну наведена порча, да и сама женщина в это поверила. Фаддей был влюблён в жену своего брата. Собираясь жениться, он выбрал себе невесту с именем возлюбленной. «Вторая» Матрёна тоже родила шестерых детей. Не получив возможности стать матерью, Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, дочь Фаддея, и воспитывала её до тех пор, пока девушка не вышла замуж.

В конце рассказа читатель узнаёт о смерти Матрёны. Женщина завещала свою избу приёмной дочери. Однако Фаддей решил не дожидаться, пока Матрёна умрёт, и забрал избу. Помогая брату мужа перевезти свой дом, женщина погибла. На похоронах родственники оплакивают Матрёну Васильевну, но делают это только по обязанности. На самом деле все эти люди ожидают окончательного раздела имущества.

Характеристика персонажей

Рассказчик Игнатич

А. Солженицыну не пришлось придумывать главных героев для своего рассказа. Игнатича автор «списал» с себя самого. Узнав о жизни рассказчика, читатель может узнать и о судьбе самого Солженицына.

Человек, защищавший отечество, оказался в тюрьме, вернувшись на родину. Игнатич прошёл множество суровых испытаний на своей родной земле. Всюду на него смотрят, как на предателя, презирают. Единственным выходом становится бегство в деревню. Рассказчик уверен, в глубинке его никто не обидит. Он не желает для себя ничего, кроме тишины и покоя.

В Матрёне Васильевне Игнатич находит женщину, которой, возможно, ему не хватало всю его жизнь. Как и сама Матрёна, рассказчик уже не молод. Он не нуждается в страстях и пылких чувствах. Игнатичу гораздо важнее духовная близость и человеческое тепло.

Главная героиня рассказа также не является вымыслом. Матрёна Васильевна действительно существовала. В рассказе она упоминается под фамилией Григорьева. В реальной жизни её фамилия была Захарова. Описанные события произошли в деревне Мильцево. В доме, где жила женщина, планировалось открыть музей. Однако в 2012 году он сгорел. Среди наиболее вероятных причин пожара называют поджог. В 2013 году здание было восстановлено. В нём, как и планировалось, открыли музей.

Автор искренне восхищён главной героиней. Всю свою жизнь эта мужественная женщина посвятила другим людям, работая на соседей и на колхоз. За свой нелёгкий труд Матрёна никогда не просила денег. По своей физической силе главная героиня превосходит даже мужчин. Она способна остановить на скаку коня, чего не может сделать никто из её односельчан мужского пола.

Ещё больше восхищает автора сила духа этой женщины, потерявшей сначала детей, а затем и мужа. Рассказчик постепенно приходит к выводу о том, что не люди и обстоятельства заставляют Матрёну жертвовать собой. Главная героиня от природы альтруистична. Она просто не умеет и не хочет жить для себя, в ней нет и тени эгоизма. Не имея потребности брать, Матрёна Васильевна имеет непреодолимую потребность отдавать. Она непременно должна раствориться в чьей-то жизни, подарить кому-то всё самое лучшее, что есть в ней самой.

Коня на скаку остановит…

Рассказчиком не случайно упоминается необычная способность Матрёны Васильевны останавливать на скаку коня. Это одна из способностей, которой, согласно поговорке, должна обладать каждая русская женщина. Матрёна Григорьева, как и её прототип, является воплощением такой женщины.

Горе России

Духовная и физическая слабость мужского населения страны породила совершенно особенных женщин, встретить которых можно только в России. Рассказчик сочувствует всем россиянкам в лице главной героини. Большинство из них проживает далеко не идеальную, полную лишений, мучений и страданий жизнь. Именно на этих хрупких, измученных работой созданиях и держится вся страна.