Уилки коллинз биография личная жизнь. Уилки Коллинз в художественной литературе

Уилки Коллинз (полное имя - Уильям Уилки Коллинз / William Wilkie Collins) родился 8 января 1824 г. в Лондоне, в семье известного художника-пейзажиста Уильяма Коллинза.

Окончил частную школу. Путешествовал по Европе, жил в Италии. Некоторое время служил в фирме, занимавшейся импортом чая. В 1847 г., решив заняться юриспруденцией, поступил в «Линкольнз инн»; в 1851 г. стал барристером (членом корпорации адвокатов).

В 1848 г. опубликовал свою первую книгу – воспоминания об отце, известном художнике, привившем сыновьям любовь к искусству и вместе с тем суровом моралисте. Первый роман Коллинза «Антонина» (Antonina, 1850) сегодня представляет меньший интерес, чем «Прогулки вдали от железной дороги» (Rambles Beyond Railways, 1851) – заметки о путешествии по Корнуоллу.

В 1851 г. Коллинз познакомился с Чарльзом Диккенсом и на долгие годы стал его другом. В 1850-е годы он сблизился с Кэролайн Элизабет Грейвз, оказавшей на него сильное влияние. По свидетельству художника Дж. Э. Миллеса, первая встреча Коллинза с миссис Грейвз, скорее всего, подсказала ему сцену для «Женщины в белом» (The Woman in White, 1860), лучшей его книги; впрочем, в основу романа несомненно лег случай из французской юридической практики. Не меньшим успехом пользовался «Лунный камень» (The Moonstone, 1868), один из первых детективно-приключенческих романов с искусно построенным сюжетом. Это таинственная романтическая история об исчезновении священного алмаза, который, подобно легендарному Кохинору, приносит несчастье своим владельцам.

Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность. Так, роман «Муж и жена» (Man and Wife, 1870) направлен против несовершенства брачного права; «Закон и женщина» (The Law and the Lady, 1875) – против принятого в Шотландии вердикта «вина не доказана»; «Душа и наука» (Heart and Science, 1883) – против обожествления науки, ведущего, например, к практике вивисекции. Героинями романов «Новая Магдалина» (The New Magdalen, 1873) и «Опавшие листья» (The Fallen Leaves, 1879) стали «падшие» женщины.

Фантастика в творчестве Уилки Коллинза.

Как и большинство писателей викторианской эпохи, Уилки Коллинз в своих произведениях не раз обращался к теме сверхъестественных, мистических событий и явлений. Совместно с другими авторами он принимал участие в написании рассказов для посвященных призракам и привидениям рождественских выпусков журналов «Круглый год» (All the Year Round) и «Домашнее чтение» (Household Words), издававшихся Чарльзом Диккенсом. К фантастическим призведениям можно отнести его рассказы «Женщина из сна» (1855), «Мёртвая рука» (1857), «Призрак Джона Джаго» (1873), «Прикосновение призрака» (1885) и др.

Окончил частную школу. Путешествовал по Европе, жил в Италии. Некоторое время служил в фирме, занимавшейся импортом чая. В 1847, решив заняться юриспруденцией, поступил в "Линкольнз инн"; в 1851 стал барристером.

В 1848 опубликовал свою первую книгу - воспоминания об отце, известном художнике, привившем сыновьям любовь к искусству и вместе с тем суровом моралисте. Первый роман Коллинза "Антонина" (Antonina, 1850) сегодня представляет мéньший интерес, чем "Прогулки вдали от железной дороги" (Rambles Beyond Railways, 1851) - заметки о путешествии по Корнуоллу.

В 1851 году познакомился с Чарлзом Диккенсом , с которым подружился на всю жизнь.

Судьба очень вовремя свела Коллинза с Диккенсом. Тогда и началась настоящая жизнь. Вдвоем они занимались сочинительством, путешествовали и по родной стране, и по Европе, представляя публике спектакли своего любительского театра, и ходили по мюзик- холлам. Диккенс, уже маститый автор, сразу распознал в молодом приятеле писательский талант и взялся ему помогать. И кто знает, сумел бы Коллинз прославиться, если б не его знаменитый друг, предложивший в качестве трибуны собственный журнал.

1856 год. Именно тогда У. Коллинзу удалось окончательно выработать свой метод построения романов. Позднее, в письме одной из читательниц он таким образом сформулировал этот метод: «Как я пишу романы? А вот как:

1. Продумываю и формулирую основную идею.

2. Определяю круг действующих лиц.

3. Продумываю, как эти действующие лица будут раскрывать последовательность событий.

4. Начинаю писать, всегда с начала. Больше нет никаких секретов.»

Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность.

Так, роман "Муж и жена" (Man and Wife, 1870) направлен против несовершенства брачного права; "Закон и женщина" (The Law and the Lady, 1875) - против принятого в Шотландии вердикта "вина не доказана"; "Душа и наука" (Heart and Science, 1883) - против обожествления науки, ведущего, например, к практике вивисекции. Героинями романов "Новая Магдалина" (The New Magdalen, 1873) и "Опавшие листья" (The Fallen Leaves, 1879) стали "падшие" женщины.

Личная жизнь этого человека, официально объявившего себя холостяком, была запутанной, фактически у него было две семьи... Такой Уилки Коллинз!

В 1850-е годы он сблизился с Кэролайн Элизабет Грейвз, оказавшей на него сильное влияние. По свидетельству художника Дж.Э.Миллеса, первая встреча Коллинза с миссис Грейвз, скорее всего, подсказала ему сцену для "Женщины в белом" (The Woman in White, 1860), лучшей его книги; впрочем, в основу романа несомненно лёг случай из французской юридической практики. Не меньшим успехом пользовался "Лунный камень" (The Moonstone, 1868), один из первых детективно-приключенческих романов с искусно построенным сюжетом. Это таинственная романтическая история об исчезновении священного алмаза, который, подобно легендарному Кохинору, приносит несчастье своим владельцам.

Однако совместная жизнь с Кэролайн Грейвз - так звали музу писателя - стала источником скандальных сплетен. Прелестная женщина, которую он приютил у себя вместе с ее маленькой дочкой Элизабет Харриет, так и не стала его законной женой. Коллинз был принципиальным противником брака и считал, что незаконное сожительство честнее оформленных уз. Писатель был уверен, что официальный супружеский союз давал мужчине полную власть над женщиной - и право присвоить ее состояние. Какой-нибудь негодяй мог попросту извести несчастную, чтобы прибрать к рукам ее денежки. Собственно, на этой идее и был построен сюжет «Женщины в белом». Коллинз фактически стал одним из первых мужчин-феминистов, выступавших за свободу и равноправие женщин.

Однако начинающий писатель в своей борьбе с общественной моралью обошел даже учителя. Диккенс не одобрял открытого сожительства Коллинза с Кэролайн и, конечно, вряд ли предполагал, что его друг способен преподнести еще более скандальный сюрприз. В середине 1860-х годов Коллинз, к тому времени ставший знаменитым, сошелся с… еще одной женщиной - Мартой Радд. И фактически стал двоеженцем.

А что же Кэролайн? «Женщина в белом» бросила своего гражданского мужа и в октябре 1868 года официально вышла замуж за некоего Джозефа Клоу. Кэролайн казалось, что лондонский бизнесмен сумеет дать ей семейное счастье и стабильность. Коллинз искренне желал ей добра и даже пришел на свадьбу. В том же году он снял квартиру, в которой поселился вместе с Мартой Радд под вымышленным именем

Однако спустя два года Кэролайн ушла от мужа и вернулась к Коллинзу, чтобы уже остаться с ним навсегда. И Коллинз снова - и навсегда! - стал двоеженцем. Он был счастлив, что воссоединился со своей музой. Но и с Мартой ему тоже не хотелось расходиться. Оставалось одно - просто жить на два дома. Впрочем, Коллинз свою связь сразу с двумя женщинами все-таки скрывал. В одном доме его знали под настоящим именем, а Кэролайн соседи знали как экономку. В другом снимал квартиру уважаемый адвокат Уильям Доусон со своей «супругой» Мартой.

Похоже, обеих женщин он любил одинаково сильно. Но ни на одной так и не женился. Исходя из его теории, женившись на Кэролайн, он изменил бы Марте, и наоборот. Жить с обеими, не заключая брака, по его мнению, было куда честнее…

Его подруги, если даже и не разделяли взглядов своего спутника жизни, смирились с тем, что у них один мужчина на двоих. Ну а, в общем-то, обеим не о чем было жалеть. Они прожили с Коллинзом долго и счастливо. Он вырастил малышку Элизабет, дочку Кэролайн, которую считал своей приемной дочерью. Марта родила ему троих детей - сына и двух дочерей.

Писатель умер в возрасте 65 лет. Долгие годы он мучился подагрой и пристрастился к опиуму - единственному средству от нестерпимой боли. На случай смерти он заблаговременно составил завещание, в котором все состояние, нажитое литературным трудом, поровну поделил между обеими своими подругами и их детьми. Через шесть лет ушла из жизни Кэролайн. И вот что удивительно: оставшаяся в живых Марта совершила неожиданный поступок. Она договорилась с кладбищенским священником, чтобы тело покойницы было тайно захоронено в одной могиле с Коллинзом. Все оставшиеся годы Марта исправно ходила на кладбище и ухаживала за могилой.

Вот только уберечь собственных дочерей от произвола мужчин Коллинз все равно не смог. Поборник женской свободы, в своем завещании он строго оговорил, что деньги, причитавшиеся девушкам, ни при каких условиях не могут перейти к их мужьям. Однако его падчерица Элизабет не избежала участи бесправной женщины. Ее мужем стал не кто иной, как один из попечителей фонда, в котором содержались деньги Коллинза. А попечитель, как известно, имеет законный доступ к наследству своих подопечных. Он влез в долги и расплачивался с кредиторами деньгами своей жены. Мало того, этот негодяй, олицетворявший все то, что так ненавидел в мужчинах Коллинз, бросил жену незадолго до ее смерти ради другой, более молодой женщины. Косвенно пострадала и Марта. После смерти Кэролайн и Элизабет именно Марте полагалась их доля наследства, но хитроумный попечитель нашел способ присвоить себе эти деньги.

Зато родные дочери Марты и Коллинза избежали столь печальной участи - они просто не вышли замуж. Сестры дожили до глубокой старости и умерли почти одновременно в 1955 году. До конца жизни они носили вымышленную фамилию своих родителей - Доусон. (с)


На своем надгробии он распорядился выбить следующую надпись: "Уильям Уилки Коллинз. Автор "Женщины в белом" и других сочинений"
Умер Уилки Коллинз в Лондоне 23 сентября 1889 и похоронен на на кладбище Кенсал-Грин.

Портрет, написанный его братом..

английский писатель, драматург

Уилки Коллинз

Краткая биография

Уи́льям Уи́лки Ко́ллинз (англ. William Wilkie Collins, 8 января 1824, Лондон - 23 сентября 1889, Лондон) - английский писатель, драматург, автор 27 романов, 15 пьес и более чем полусотни рассказов.

Уилки Коллинз родился 8 января 1824 года в Лондоне, в семье известного художника-пейзажиста Уильяма Коллинза. Получил домашнее образование, затем поступил в частную школу. Путешествовал с семьёй по Италии и Франции, изучая французский и итальянский языки.

В возрасте 17 лет окончил школу и по настоянию отца устроился стажером в фирму «Antrobus & Co», торговавшую чаем. Провел там пять лет, затем поступил в суд Линкольнз-Инн, начал изучать юриспруденцию, став в 1851 году членом корпорации адвокатов.

Его первый роман «Иолани, или Таити, как это было» был написан в 1843 году. Он был отвергнут издателем в 1845 году и был впервые опубликован в 1999 году.

После смерти отца в 1847 году Коллинз опубликовал свою первую книгу «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра». Первый роман «Антонина» был издан в 1850 году. В 1851 году познакомился с Чарлзом Диккенсом , с которым подружился на всю жизнь. Несколько работ Коллинза были впервые опубликованы в журналах Диккенса «Круглый год» и «Домашнее чтение». Они вместе написали несколько пьес и романов, первой из которых была пьеса «Маяк», пролог к которой написал Диккенс.

Младший брат - Чарльз Коллинз, зять Чарльза Диккенса и иллюстратор ряда его произведений.

Творчество

Лучший и самый знаменитый роман Коллинза - «Лунный камень» (1868), часто считается первым детективным романом на английском языке: его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами; повествование попеременно ведётся от лица разных персонажей.

Лунный камень.Первое издание 1868.Титул

Детективный сюжет также играет важную роль в романе «Женщина в белом», 1860.

Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность. Так, роман «Муж и жена» (Man and Wife, 1870) направлен против несовершенства брачного права; «Закон и женщина» (The Law and the Lady, 1875) - против принятого в Шотландии вердикта «вина не доказана»; «Душа и наука» (Heart and Science, 1883) - против обожествления науки, ведущего, например, к практике вивисекции. Героинями романов «Новая Магдалина» (The New Magdalen, 1873) и «Опавшие листья» (The Fallen Leaves, 1879) стали «падшие» женщины.

Избранные произведения

  • «Королева червей» (The Queen of Hearts), сборник новелл (1855-1859, рус. пер. повести «Безумный Монктон», Brother Griffith’s Story of Mad Monkton или The Monkstons of Wincot Abbey , 2005)
  • «Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев» (The Lazy Tour of Two Idle Apprentices), роман (1857, совместно с Чарльзом Диккенсом)
  • «Женщина в белом» (The Woman in White), роман (1860, рус. пер. 1957)
  • «Лунный камень» (The Moonstone), роман (1866, рус. пер. 1947)
  • «В тупике» (No Thoroughfare), пьеса (1867, совместно с Чарльзом Диккенсом, рус. пер. 1868)
  • «Закон и женщина» (The Law and the Lady), роман (1875)
  • «Мой ответ - нет» (I Say No), роман (1884, рус. пер. 2012)

Экранизации произведений

  • Женщина в белом (СССР, 1981, режиссёр Вадим Дербенев).
  • Женщина в белом (Великобритания, 1982, режиссёр Джон Брюс).
  • Лунный камень (Великобритания, 1996, режиссёр Роберт Бирман).
  • Женщина в белом (Великобритания, 1997, режиссёр Тим Файвелл).
  • Бэзил (Великобритания, 1999, режиссёр Радха Бхарадвай).

Уилки Коллинз в художественной литературе

Уилки Коллинз, наряду со своим близким другом и соавтором Чарлзом Диккенсом, фигурирует в псевдовикторианском триллере Дэна Симмонса «Друд» (Drood , 2009, рус. пер. 2010), где рассказывается об истории создания последнего, незавершенного романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда» и таинственных происшествиях, сопровождавших последние пять лет жизни Диккенса. Повествование ведется от лица Коллинза, однако характерно, что читатель не может быть уверен в полной объективности рассказчика, поскольку даже современникам было общеизвестно вызванное хроническим ревматоидным артритом наркотическое пристрастие Уилки к опиуму, вызывавшее у него подчас сложные и кошмарные цветные галлюцинации. Следует иметь в виду, что персонаж Уилки Коллинз названной книги, резко отрицательный, абсолютно не идентичен своему прототипу, реальному историческому Уилки Коллинзу, и что книга Дэна Симмонса из-за вольных трактовок фактов жизни Коллинза ни в коем случае не может рассматриваться как надёжный источник информации о викторианском писателе.

Уилки Коллинз появился на свет 8 января 1824 года в столице Британской империи Лондоне. Его отец - коренной англичанин, знаменитый художник-пейзажист Уильям Коллинз. Он дал своему сыну качественное домашней образование, после чего направил Уилки на учебу в частную школу. Юный Коллинз много путешествует с родными по Европе, особенно по Франции и Италии. Здесь он в совершенстве осваивает итальянский и французский языки.

В 17 лет выпускается из школы и, по напутствию отца, занимает должность стажера в компании «Antrobus & Co», осуществляющей импорт чая. Здесь он набирается опыта на протяжении пяти лет, после чего поступает в Линкольнз-Иннский суд, в котором изучает юриспруденцию. В 1851 году становится полноправным членом корпорации адвокатов. Первый свой роман «Иолани или Таити, как это было» Коллинз публикует в 1843 году. Это произведение не было принято издателем при жизни автора и было представлено на суд публики в 1999 году.

Первая опубликованная книга автора «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра», посвященная ушедшему из жизни отцу, выходит в 1847 году. Дебютный роман «Антонина» издается в 1850 году. В 1851 году происходит знакомство Коллинза и Чарльза Диккенса, между которыми возникает тесная дружба на всю жизнь.

Совместно они пишут несколько романов и пьес, первой из которых увидела свет «Маяк». Диккенс принял участие в написании пролога к ней. Часть работ Коллинза впервые публикуются в принадлежащих Диккенсу журналах «Домашнее чтение» и «Круглый год».

Лучшие творческие годы Коллинза пришлись на 1860-е, в которые он приобретает мировую известность.

Годы жизни: с 08.01.1824 по 23.09.1889

Английский писатель, драматург. Роман Коллинза "Лунный камень" считается первым детективом, а сам писатель - создателем этого жанра

Уилки Коллинз родился в Лондоне, в семье известного художника, академика Королевский академии, Уильяма Коллинза. Названный в честь своего отца, он впоследствии стал известен под своим вторым именем (которое получил от крестного отца, Дэвида Уилки). Первоначальное образование получил дома, затем учился в частной школе, которую оставил в 17 лет. Оставив школу, Коллинз устроился на службу клерком в компании, занимающейся торговлей чаем, и проработал там пять лет. За это время им был написан первый роман: Iolani, однако публиковать его юный писатель не стал. Работа в торговой компании не приносила Коллинзу удовлетворения, и в 1847 году он поступил в Lincoln"s Inn, чтобы изучать право. После смерти отца в 1848 году Коллинз опубликовал свою первую книгу, воспоминания об отце, но серьезный успех пришел к писателю после публикации романа Антонина, в 1850 году.

Событием, серьезно повлиявшим на судьбу Коллинза, стало его знакомство в 1851 году с Чарльзом Диккенсом. Писатели быстро стали друзьями и активно помогали друг другу: Коллинз выступил как редактор нескольких романов Диккенса, а последний публиковал сочинения Коллинза в еженедельнике «All the Year Round». Помимо этого младший брат Коллинза женился на одной из дочерей Диккенса. Коллинз страдал от формы артрита, известной как "ревматическая подагра" и в качестве болеутоляющего средства принимал опиум, что привело к злоупотреблению и настоящей опиумной зависимости. В результате писатель стал подвержен параноидальным приступам, во время которых ему казалось, что его преследует некий двойник – «Призрачный Уилки». Один из наиболее известных романов Коллинза – «Лунный камень» несет в себе следы склонности автора к опиуму. «Лунный камень» (1868) считается первым детективным произведением, и многие использованный в нем ходы впоследствии станут «канонами жанра». Однако, наиболее удачным творением Коллинза традиционно считают роман «Женщина в белом» (1860).

Коллинз никогда не был женат, но с 1858 жил со вдовой Кэролайн Элизабет Грейвз, воспитывая ее дочь, Элизабет. Помимо этого у Коллинза было трое детей от другой женщины: Марты Радд, которой было 19 лет во время их первой встречи (1864). В 1868 году Кэролайн Грейвз поставила Коллинзу ультиматум: или он женится на ней, или она выйдет за другого. Судя по всему Коллинз отказался от женитьбы, так как вскоре Кэролайн Грейвз вышла замуж за Джозефа Клоу. Однако, через два года Кэролайн вернулась к Колиинзу и их незарегистрированные отношения продолжались до самой смерти писателя. Уилки Коллинз похоронен на кладбище Kensal Green Cemetery в Лондоне. В эпитафии написано, что здесь лежит автор романа «Женщина в белом».

Библиография

Коллинз - автор 30 романов, многочсленны рассказов и пьесс. Наиболее известные произведения писателя:
, (1860)
(1866)
, (1868)
(1870)
(1872)
(1873)