Виды музыкальных инструментов. Щипковый музыкальный инструмент - виды и история возникновения Струнные ударные инструменты названия

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов .

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н. Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу). Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку. По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель. Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак , струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка , русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда "лирика"). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли , русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра , древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.

Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:
Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.
Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян , один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки. Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган , клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века. Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки "SЋarmante KatЋarine"-"Прелестная Катарина"), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

    Инструменты - получить на Академике актуальный промокод на скидку PrintBar или выгодно инструменты купить с дисконтом на распродаже в PrintBar

    - (хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно клавишные (фортепиано), щипково клавишные (клавесин) … Большой Энциклопедический словарь

    - (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), а также ударно клавишные (фортепиано), щипково клавишные (клавесин). * *… … Энциклопедический словарь

    Хордофоны, музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны (См. Струна). Изменение высоты звуков в С. м. и. достигается либо укорачиванием струн (например, на скрипке), либо с помощью имеющихся в инструментах… …

    струнные музыкальные инструменты - ▲ музыкальный инструмент щипковые инструменты. лира. арфа. органиструм (стар). гитара. виуэла. балалайка. мандолина. домбра. тамбур. бандура. лютня. теорба. гусли. канклес. кифара. кобза. кантеле. дутар. банджо. цитра. вина. сямисэн. клавишные… … Идеографический словарь русского языка

    Музыкальные инструменты Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами или плектром. К С. щ. м. и. принадлежат арфы, гусли, гитары, домбры, балалайки и др. инструменты. См … Большая советская энциклопедия

    Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия

Струнные щипковые – по определению, становиться ясно, что способ извлечения звука – щипком, при помощи пальцев, пера, медиатора и плектра. Это обширная группа инструментов, от самых древних – арфы и лиры, до современных – гитара, балалайка, мандолина, домбра (казахская), домра (русская), лютня, дутар, гусли, банджо, спинет, клавесин и множество народных инструментов, различных по форме, материалу изготовления, времени возникновения, но объединяемых по принципу извлечения звука.

Самые первые изображения арфы, дошедшие до нас, относится к третьему тысячелетию до нашей эры! В своем первобытном, простейшем виде, арфа встречается у всех народов мира. Из самых ранних, дошедших до нас, исторических сведений, арфа присутствует у египтян, финикийцев, греков, тюрков, римлян. И это естественно, потому что натянутая тетива лука, подталкивает человека зацепить за тетиву, появляется желание извлечь звук, а это уже первый музыкальный инструмент! Первые арфы и лиры имели несколько струн – от трех до одиннадцати. Лира, следующей ступенью развития которой, стала кифара, использовалась только в античные времена, позднее лира не встречается. С X по XIX век широко используется колесная лира, или органиструм, смычковая лира и далее гитара – лира. Древние наделяли арфу и лиру, магическими свойствами, семиструнная лира в древнегреческой мифологии олицетворяет собой семисложные структуры физического мира, а звуки, издаваемые лирой – высвобождение энергии материей, способ искупить грехи человека. Те же аналогии просматриваются и в других древних культурах и религиях. Фундаментальная мысль, общая для всех древних культур – на высшем своем уровне, искусство есть дифференциация первичной энергии – устроение вселенной.

АРФА. Современная академическая арфа изобретена в 1810 году во Франции С. Эраром. Это деревянная рама, треугольной формы, верхняя часть изогнута в виде волны, внутри натянуты струны разной длины и настройки. На арфе имеется педальный механизм с семью педалями, и каждая из педалей, перемещается в трех позициях. Этот механизм позволяет повышать строй арфы на пол тона или тон, тем самым перестраивать инструмент во все тональности мажора – минора. Струн обычно 44, иногда добавляют от 1 до 4 струны. Строй у арфы – диатонический, диапазон от ДО первой октавы, до СОЛЬ четвертой октавы. Тембр нежный, мягкий, серебристый. Техника игры разнообразна – арпеджио, аккорды, флажолеты, глиссандо, используется в основном как аккомпанирующий инструмент, но есть и виртуозы сольной игры на арфе.

УД – народный струнный щипковый инструмент, известен с III – XII века, распространен в странах Ближнего Востока, на Кавказе, в Средней Азии. У разных народов имеет различную историю, предшественник европейской лютни. Имеет грушевидного вида корпус, изготавливаемый из ореха, сандалового дерева, а также из тыквы, короткую шейку без ладов, отогнутую назад головку, плоскую деревянную деку с 2-3 резонаторами. Старинные уды имели 4-5 струн, современный уд – 8-11 струн. Настройка квартовая, мелодические (парные) струны располагаются в центре, а басовые по краям. Диапазон 1-2 октавы, звук извлекается при помощи плектра, тембр мягкий, негромкий, приглушенный.

Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, произошел от уда, но имеет свои отличия. Форма – овальная, корпус склеенный из деревянный тонких брусочков, широкая короткая шейка с отогнутой назад головкой, верхняя дека плоская, с большим резонаторным отверстием в центре. Количество струн вначале было 6-11, первая одинарная, а со временем увеличилось до 24 (парных). Более всего были распространены лютни с 6-8 струнами, настройки кварто – терцовыми. До XVI века лютня не имела ладов, но в последствии, мастера стали добавлять лады, вначале до 4, а потом довели до 11. Звук извлекали щипком, иногда плектром, по тембру звучания лютня похожа на гитару. Широко стала известной в эпоху Возрождения, на ней играли как профессионалы, так и любители.

На ней аккомпанировали пению, играли соло, вводили в различные по составу ансамбли. Пик популярности лютни относится к XVI-XVII векам, количество различных художественных полотен, гравюр, рисунков, с изображением играющих на лютне музыкантов, свидетельствует большом распространении этого инструмента в странах Европы. Так продолжалось до середины XVIII века, пока лютню окончательно не вытеснила гитара, и другие клавишные инструменты – клавесин и клавикорд. В XIX веке интерес к лютне и музыке, написанной для лютни, возникает вновь. Но конструктивно, лютня XIX века практически не отличается от гитары, за исключением формы корпуса. Обширная музыкальная литература, созданная для лютни, записывалась при помощи табулатуры, так, как записывается современная гитара.

Гитара – струнный щипковый инструмент. Сегодня можно говорить о «семействе» гитар, настолько этот инструмент популярен и распространен в мире у разных народов. Испанская (классическая), русская, гавайская, 12- струнная, укулеле – маленькая гавайская гитара соло, электрические гитары, бас-гитара. Это не полный список инструментов, которые на сегодня существуют и «живут» в мире. Чем – же вызвана такая популярность? Во-первых – тембр и звук. Благодаря своей конструкции, современная гитара имеет яркий, умеренной силы звук, тембр, сочетающийся с человеческим голосом, множество техник и приемов игры, позволяющих, играть на ней как профессионалам, так и любителям. Во – вторых — небольшой размер и вес, универсальность, общедоступность, возможность быстро научиться элементарным аккордам аккомпанемента. В-третьих, культурная революция, захлестнувшая страны Европы и Америку в начале 60-х прошлого столетия, избрала в числе своих символом и электрическую гитару, как основной инструмент бит, а впоследствии рок-групп. Во всей современной музыке, исключая академическую, гитара — основной инструмент. В мире существует множество школ, клубов, сообществ гитаристов, периодически выпускающих свои бюллетени, журналы, устраивающие фестивали, концерты, конкурсы.

Первые упоминания относятся к XIII веку, когда она была широко распространена в Испании. Хотя можно найти сведения, что упоминания об инструменте относится к II тысячелетию до нашей эры. Но эти сведения противоречивы, инструменты, встречающиеся в древних культурах Востока, напоминают больше всего прообраз Уда. Родоначальником гитары считают кифару и лютню, и гитара стала следующим шагом в эволюции лютни. Первоначально на гитаре было четыре двойные струны, через некоторое время – пять двойных. В XVIII веке она «завоевывает» Европу, и вместо 5 двойных струн появляется 6 одинарных, креативная гитара окончательно устанавливается строй – квартовый – с одной терцией между двух групп струн. В России и Польше в это время, получает распространение русская гитара, с 7 струнами и другим строем – кварто – терцовым. Изготавливались гитары с дополнительными 3-4 басовыми струнами, а также меньшего размера, с повышенным на терцию или кварту строем – в гитарных ансамблях для сольных партий. Звук извлекается щипком, плектром, ударом, ногтями, комбинированно. Записывается в скрипичном ключе, однако звучит на октаву выше. Также существует специальная запись аккордов в виде «сетки» – табулатура. Для гитары написано множество произведений. альтернативная гитара В первой половине XIX века гитарное искусство переживает небывалый подъем, для нее пишут Вебер, Паганини, Берлиоз, выдающиеся гитаристы – виртуозы Джулиани, Сор, Агудо. В России – для семиструнной гитары – Сихра, Аксенов, Морков.

Новый расцвет гитарного искусства начинается в начале XX века, когда испанский гитарист Таррега утвердил значение гитары, как сольного инструмента. Из его школы выходят мастера – виртуозы – Пухоль, Льобет, Анидо. Произведения для крупнейшего гитариста современности Сеговии пишут композиторы Западной Европы – Родриго, Тансман, Торроба, Фалья, Южной Америки – Вила – Лобос, Понсе.

В наше время, наряду с огромным множеством гитарных фирм, мастера ищут альтернативные формы инструмента, экспериментируют с конструкциями, материалом, тембром звука. Это свидетельство того, что гитара живет и развивается, и найдется умелец, который шагнет дальше – родится новый инструмент…

Балалайка – народный струнный щипковый инструмент. Первые упоминания относятся к началу XVII века. Корпус склеенный из деревянных пластин, треугольной формы, гриф длинный, слегка отогнутой назад, с лопатообразной головкой. Дека плоская с одним большим или несколькими маленькими резонаторными отверстиями. Вначале у балалайки было навязано 5 ладов, дающих диатонический строй. Струн – три. Звук извлекается бряцанием указательного пальца правой руки сверху вниз и обратно по всем струнам.

Звучала балалайка звонко и весело. Широко использовалась в народе для сольной игры, в ансамблях, для аккомпанемента пению. В 1880 году, по распоряжению В. Андреева, мастера Ф. Пасербский и С. Налимов усовершенствовали конструкцию балалайки. Усовершенствованный инструмент получил лучшие резонансные свойства, более короткий гриф, на котором лады врезались, располагаясь по ступеням хроматической гаммы. Было создано семейство новой конструкции балалаечных – дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Однако, кроме дисканта и тенора, эти инструменты не получили дальнейшего распространения. В 1896 году на всех балалайках был установлен квартовый строй. В современное время, балалайка – дискант и тенор используется в оркестрах народных инструментов.

Мандолина – струнный щипковый инструмент лютневого семейства. Возникла в Италии, где она является народным инструментом. Существует множество разновидностей мандолины, различающихся по форме корпуса, строю, количеству струн — флорентийская, генуэзская, падуанская, неаполитанская. Наибольшее распространение получила неаполитанская мандолина. Ее корпус овальный, клееный из деревянных брусков, гриф с врезными ладами, головка плоская с механическими колками. Строй как у скрипки квинтовый, парные струны, звук звонкий, чистый, яркий извлекается плектром – медиатором. Ансамбли в сочетании с гитарами называют неаполитанскими. Существуют также оркестровые разновидности мандолин – мандолина – альт, мандолина – -виолончель, мандолина – бас. Для мандолины писали Л. Бетховен, А. Вивальди.

Домбра (думбыра, думбрак)– народный струнный щипковый инструмент,домбра восточного Казахстана распространенный у народов Средней Азии. Существует две основных разновидностей домбры – западного Казахстана – грушевидной формы клееного или долбленного деревянного корпуса, длинным грифом, навязанными ладами, другой – восточного Казахстана лопатообразной или треугольной формы. Имеет две струны, одна из которых, мелодическая. Исполнение на домбре богато штриховой техникой правой руки, на западно – казахской домбре возможно исполнение виртуозных пьес. Эта домбра была реконструирована, усовершенствованы резонаторные свойства корпуса, появились врезные металлические лады, появилась механическая колковая система. В оркестрах казахских народных инструментов, домбре отводится солирующая роль.

Домра – древнерусский народный щипковый инструмент, первые упоминания относятся к XVII веку. Изображений и описаний инструмента не сохранилось, и в 1896 – 1900 годах, Андреев совместно с мастером С. Налимовым, реконструировал древнерусскую трехструнную домру квартового строя и создал семейство инструментов – пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. В 1908 – 1917 годах, мастерами Г. Любимовым и С. Буровым, была сконструировано семейство четырехструнных домр от пикколо до контрабаса квинтового строя, положивших начало домровому оркестру. Форма корпуса округлая, склеенная из деревянных сегментов, гриф небольшой с врезными ладами, с чуть отогнутой головкой. Дека плоская, с большим резонаторным отверстием посредине. Звук звонкий, теплый, извлекается при помощи плектра – медиатора. Благодаря квинтовому строю, техническим возможностям инструмента, домристам подходит скрипичный репертуар. Четырехструнная домра больше распространена на Украине, а в народных оркестрах группа домр аналогична скрипкам в симфоническом оркестре.

Банджо – струнный щипковый инструмент. В XVII веке из Западной Африки, вместе с рабами, был завезен в США, где получил распространение. Первые банджо имели корпус в виде плоского барабана, с кожаной мембраной, длинную шейку без ладов, на головку навязывались 4-9 струны, вначале жильных, первая была мелодической, остальные служили сопровождением. В 30-х годах XIX века банджо был реконструирован. В шейку врезали лады, увеличили количество струн 5. Современные модели изготавливаются с применением металлической или деревянной обечайки, натягивается пластиковая мембрана на открытый снизу или сверху деревянный обод металлическими болтами, на плоской головке механические колки. С возникновением джаза, банджо входило в ритм-группу. С начала 40-х годов, в ритм-группе банджо вытесняет гитара, и появляются различные комбинации банджо. Банджо-мандолина – оснащена 4 парными струнами, банджо-тенор – 4 струнами и имеет строй смычкового альта, банджо-гитара — 6 струн, строй гитары, банджо-укулеле – применяется редко. Звук у банджо резкий, острый, быстро затухающий. Играют на инструменте специальными плектрами, которые надевают на пальцы или медиатором. В данное время используется в стилях – кантри, диксиленд, традиционный джаз.

Гусли – русский народный струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения относятся к VI веку. Упоминаются гусли в сказаниях, былинах, народных сказках. Фрагменты нескольких экземпляров инструмента, датированные XI — XIV веком были найдены археологами при раскопках Новгорода в 1951-1962 годах. Гусли имеют различные формы – прямоугольной, крыловидной, шлемовидной, и от формы зависит количество струн. Крыловидные гусли – «звончатые» имели в старину долбленый корпус, сейчас изготавливают клееный, закрытый деревянной декой, и от 5 до 12 струн, настроенных диатонически. Исполнитель держит гусли на коленях, правой рукой бряцает по струнам, а левой глушит ненужные звуки. Звучание громкое и звонкое. В XVI веке сконструированы прямоугольные гусли, в основе конструкции шлемовидные инструменты, в корпусе с крышкой натянуто 55-66 струн, в данное время хроматической настройки. Они ставились на стол, или имели ножки, играли обеими руками, защипывая струны. Звук громкий, долго не затухающий. Репертуар их обширен, инструментальные пьесы, обработки народных песен, отрывки из опер. В наше время, прямоугольные гусли входят в состав некоторых ансамблей русских народных инструментов.

Бандура – народный украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и звукоизвлечению бандура родственна русским гуслям. Произошла от кобзы, первые упоминания относятся к XV веку, изображения – к XVII веку. Первые бандуры изготавливались из цельного куска дерева, корпус имеет грушевидную или овальную форму, дека плоская с звездообразными резонаторными отверстиями. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой. В истории развития инструмента, количество струн менялось – от 7-9 до 20-33 струн. Строй у современных бандур – хроматический, звучит мягко, приглушенно, используется для сопровождения пению.

Клавесин – клавишный щипковый музыкальный инструмент. Первые упоминания относятся к 1515 году. Конструироваться начал в XIV веке. Струны в клавесине разной длины, в отличие от спинета и клавикорда, приводятся в колебание щипком, при помощи птичьего пера, укрепленного на стерженьке – толкачике. Первые клавесины имели прямоугольную форму, а с XVII века приобретает треугольную крыловидную форму с продольным расположением струн. В XVII-XVIII веке для передачи разных динамических оттенков, начинают изготавливать клавесины с двумя и даже с тремя клавиатурами, расположенных террасообразно – одна над одной, а также с регистровыми переключателями. Третья клавиатура – имела свой тембровый окрас, чаще напоминавший лютню. Они так и назывались – лютневая клавиатура.

С целью усиления звучности в клавесинах применяли двойные, тройные и, есть экземпляры, с четырьмя спаренными струнами. Все эти «ухищрения» делались с одной целью – изменить тембр звука, который на клавесинах блестящий, но мало певучий, и не поддающийся динамическим изменениям. Интересно, что сила или скорость удара по клавише ни как не отражается на звуке. Применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент. Интерес к клавесину существует до сих пор. Многочисленная нотная литература, написанная гениальными композиторами XVI-XVIII веков, исполняется и сегодня. Некоторые именитые фабрики на заказ изготавливают клавесины двух клавиатурные с регистровыми переключателями.

Ситар – индийский струнный щипковый инструмент, относится к семейству лютневых. Родился инструмент от соединения арабского сетара и индийских народных инструментов в XIII-XIV веке. Первым мастером игры на инструменте был Амир Хусроу, объеденивший традиции индийской раги и арабо-персидского макама. Изготавливают корпус ситара из пустотелой тыквы, являющейся резонатором, на некоторые модели добавляют еще 1-3 резонатора, размещая их под грифом. Гриф – широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлическими дугообразными ладами 19-21, которые крепятся к грифу воском или привязываются шелковой нитью. Эта система передвижных ладов позволяет говорить об уникальности инструмента, на котором возможно перестроить звукоряд соответственно звукоряду данной раги. Струн у ситара 21, из них 5 мелодических, 2 бурдонные и 9-13 резонансных. Звучит ситар звонко, ярко. Сегодня, благодаря звукоряду и специфическому звуку ситар используется в современной музыке, в основном, как солирующий инструмент, для приданния трекам национального колорита и красок.

3 0

многострунный щипковый инструмент

Альтернативные описания

. «обнаженное фортепьяно»

Многострунный щипковый музыкальный инструмент

Музыкальная решетка

На каком инструменте блистательно играл кельтский бог Луг

Стихотворение М. Лермонтова

Струнный инструмент, предпочитающий женские руки

Струнный музыкальный инструмент, на котором играла Ксения Эрдели

Инструмент Эола

Голый рояль

Многострунка из оркестра

. «симфонические гусли»

Повесть американского писателя Трумэна Капоте «Лесная...»

От названия какого инструмента произошло слово «арпеджио»?

На каком музыкальном инструменте играла Вера Дулова?

На каком оркестровом инструменте можно взять самую низкую ноту?

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Название этого музыкального инструмента происходит от слова «горб»

Выросшие гусли

Музыкальный инструмент Т. Догилевой из фильма «Прохиндиада, или бег на месте»

Кто прародитель всех струнных инструментов?

Музыкальный инструмент, попавший в национальный герб Ирландии

Музыкальный инструмент Эола

Стих Лермонтова

Оркестровая многострунка

Многострунка

Прабабушка рояля

Инструмент Дуловой

Треугольник со струнами

Лира в человеческий рост

Концертные гусли

. «разросшиеся» гусли

Эолов инструмент

Эолова...

Стоячие «гусли»

Инструмент с 47 струнами

Инструмент Терпсихоры

Многострунный треугольник

Инструмент Ксении Эрдели

Струнный инструмент

Инструмент Веры Дуловой

Треугольный музыкальный инструмент

. «обнаженный» рояль, вставший на дыбы

. «обнаженный» рояль по вертикали

. «стриптиз» рояля

Музыкальный инструмент

Рояль после уплаты налогов

Инструмент миннезингеров

Самый женский музыкальный инструмент

Гусли по вертикали

Старшая «сестра» лиры

Стоячая рама со струнами

Вертикальная сестрица гуслей

47-струнка с педалями

Современная лира

Древнейший музыкальный инструмент

Маньчжурский ячмень

. «сугубо дамский» инструмент

На ней играли первые арпеджио

Струнная рама с дамой

Стриптиз фортепиано

Большой струнный музыкальный инструмент

Струнный музыкальный инструмент

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Стихотворение М. Лермонтова

. "Голый" рояль

. "Обнаженный" рояль по вертикали

. "Обнаженный" рояль, вставший на дыбы

. "Симфонические гусли"

. "Стриптиз" рояля

. "Сугубо дамский" инструмент

. "Обнаженное фортепьяно"

Ж. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист м. -тка ж. игрок на арфе. Эолова арфа, долгий ящик из тонких дощечек, с двумя или более струнами; она сама звучит на сквозном ветру. Название созвездия. Проволочные или бечевочные грохоты для просевки садовой земли

Кто прародитель всех струнных инструментов

Музыкальное орудие, в роде стоячих гуслей, на котором играет ветер; согласные звуки сами друг другу отзываются

Музыкальный инструмент Т. Догилевой из фильма "Прохиндиада, или бег на месте"

Название этого музыкального инструмента происходит от слова "горб"

От названия какого инструмента произошло слово "арпеджио"

Повесть американского писателя Трумэна Капоте "Лесная..."

Самый женский музыкаль. инструм.

Старшая "сестра" лиры

Стоячие "гусли"

Струнный инструм.

У гитары струн 7, а у нее - 47

Стоячие гусли

. "Обнажён." рояль, вставший на дыбы

Многострунный щипковый инструм-т

Самый женский музык. инструмент.

Мешанина из слова "фара"

. "Обнажённый" рояль по вертикали

Самый женский музык. инструмент

. «обнажен.» рояль, вставший на дыбы

Мешанина из слова «фара»

Анаграмма к слову "фара"

К группе щипковых относится довольно большое количество музыкальных инструментов. Это арфа, гитара, балалайка, лютня, мандолина, домбра и многие другие. Как появились самые знаменитые из них, дошедшие до наших дней? История многих из этих музыкальных инструментов насыщена интересными фактами.

Откуда появилась арфа?

Арфа - это щипковый музыкальный инструмент, который появился одним из самых первых на Земле. Изначально арфа была модифицирована из обычного охотничьего лука. Видимо, еще тогда древний человек попытался, кроме одной тетивы, присоединить к его основе еще несколько «струн». Интересно, что этот инструмент упоминается и в древнеегипетских иероглифах. В этом письме каждый иероглиф обозначает определенное понятие. Когда же египтяне хотели написать слово «красивый», «прекрасный», они рисовали именно арфу. Она была известна древним египтянам еще за 3 тысячи лет до н.э. Лира и арфа являются двумя самыми близкими родственницами охотничьего лука.

Игра на арфе в Ирландии

Когда-то очень почитаемы были ирландские арфисты. В далекие времена они стояли на следующем уровне иерархии после вождей. Часто арфисты были слепыми - под их игру читали стихи ирландские барды. Музыканты исполняли древние саги, используя маленькую переносную арфу. Этот щипковый музыкальный инструмент звучит очень мелодично. Его очень часто используют композиторы, когда нужно создать таинственную обстановку или представить слушателю загадочный природный образ.

Откуда берет начало современная гитара?

Исследователи истории музыки до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос о появлении гитары. Инструменты, которые являются ее прообразами, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Есть мнение, что происхождение гитары также связано с использованием охотничьего лука. Прародители современной гитары найдены геологами в раскопках поселений древних египтян. Здесь этот щипковый музыкальный инструмент появился около 4 тысяч лет назад. Предположительно, именно из Египта он был распространен по всему побережью Средиземного моря.

Кифара - прародительница испанской гитары

Древним аналогом гитары был инструмент под названием кифара. Она очень похожа на те гитары, что используются сегодня. Даже в наше время в азиатских странах можно встретить небольшой музыкальный инструмент, который называется «кинира». В древности прародители гитар имели только две-три струны. Лишь в XVI веке в Испании появляется гитара с пятью струнами. Именно здесь она получает наибольшее, по сравнению с другими европейскими странами, распространение. Гитара с этих времен стала называться национальным

История балалайки на Руси

Всем известен струнный щипковый музыкальный инструмент, который стал одним из национальных символов Руси, - это балалайка. Когда она появилась в России, никто однозначно сказать не может. Есть предположение, что балалайка ведет свое происхождение от домбры, на которой играли киргиз-кайсаки. Самые ранние упоминания о балалайке в истории датируются 1688 годом.

Однако достоверно одно - сам этот щипковый музыкальный инструмент был изобретен простым народом. Крепостные крестьяне, чтобы хоть ненадолго забыть о своей тяжелой доле, любили повеселиться и поиграть на балалайке. Использовали ее и скоморохи, разъезжавшие по ярмаркам с представлениями.

Печальная история связана с запретом на использование балалайки царем Алексеем Михайловичем. Разгневанный правитель в свое время приказал уничтожить весь щипковый музыкальный инструмент, имевшийся у населения. Если же кто посмеет ослушаться царя, будет подвергнуть жестокой порке и отправлен в ссылку. Однако после смерти самодержца запрет был отменен, и балалайка снова зазвучала в русских избах.

Национальный музыкальный инструмент Грузии

А какой щипковый музыкальный инструмент распространен на грузинской земле? Это пандури - главный инструмент для музыкального сопровождения, под который поются песни и читаются хвалебные стихотворения. Есть у пандури и «брат» - инструмент под названием чонгури. Внешне они очень похожи, однако их музыкальные свойства различны. Чаще всего пандури встречается в восточной Грузии. Этот грузинский щипковый музыкальный инструмент до сих пор распространен в таких областях, как Кахетия, Тушети, Картли, Пшавхевсурети.

Как появилось банджо

Этот музыкальный инструмент всегда ассоциируется с американским стилем кантри. Однако банджо может гордиться намного более древней историей. Ведь оно имеет африканские корни. Считается, что впервые на банджо стали играть чернокожие невольники, которые были привезены на американские земли. Сам же музыкальный инструмент родом из Африки. Изначально для создания банджо африканцами использовалось даже не дерево, а тыква. На нее натягивали струны из конских волос или конопли.