Краткая характеристика театрального костюма. Греко-римский театральный костюм продолжал влиять на сценический костюм более поздних времен

«Часть декорации, находящаяся в руках актеров, – его костюм.»
Французская энциклопедия.

«Костюм – это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его существа, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой...»
А. Я. Таиров.

Театр – синтетический вид искусства, который позволяет нам не только слышать, не только воображать, но и смотреть, видеть. Театр дает нам возможность быть свидетелем психологических драм и участником исторических свершений и событий. Театр, театральное представление создается усилиями многих художников, начиная от режиссера и актера и кончая художником-постановщиком, ибо спектакль есть «сопряжение разных искусств, каждое из которых в этом замысле преображается и приобретает новое качество...».

Театральный костюм – это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм – это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.

Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.

На протяжении многовековой истории театрального искусства декорационное оформление последовательно прошло эволюционное преобразование, вызванное не только совершенствованием сценической техники, но и всеми перипетиями стилей и моды соответствующих времен. Оно зависело от характера литературного построения пьесы, от жанра драматургии, от социального состава зрителя, от уровня сценической техники.

Периоды стабильных архитектурных сооружений античности сменялись примитивом подмостков Средневековья, в свою очередь уступавших место королевским придворным театрам с самодовлеющей роскошью представлений. Были спектакли в сукнах, в сложных конструктивных декорациях, только в световом оформлении, без оформления совсем – на голой эстраде, на помосте, просто на мостовой.

Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» – художественным оформлением сцены.

В процессе поступательного развития искусства современного театра, новаторства режиссуры, трансформации метода художественного оформления роль искусства костюма не идет на убыль – наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев – кино и телевидения – театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зрелищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму, как самому подвижному элементу театральной декорации, отводится в этих поисках первое место.

Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссерская работа над пьесой и спектаклем, талантливая игра актеров требуют от художника по костюму, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектакля, тесного контакта с режиссурой. Современное оформление не канонизируется правилами. Оно индивидуально и конкретно в каждом частном случае. «Работа режиссера неотделима от работы художника. Во-первых, режиссер должен найти собственные ответы на основные декорационные проблемы. Художник в свою очередь должен почувствовать задачи постановки и настойчиво искать выразительные средства...». Театральный костюм вначале создается средствами изобразительными, то есть эскизом.

По книге Захаржевской Р. В. «История костюма»

Стыдно признаться, но я отношусь к тому типу режиссеров и актеров, для которых сценический костюм не имеет большого значения. Мне на самом деле все равно, во что я одета на сцене, и даже самый точный костюм не помогает мне лучше вживаться в образ персонажа, потому что внутренняя настройка на меня гораздо важнее. Как режиссер я никогда не придерживаюсь эпохи или места действия, предпочитая думать, что это неважно и что история, которую я хочу донести, могла случиться где угодно и когда угодно. Причиной такого безразличия к визуальной составляющей у меня, являются, наверное, мое полное невежество в изобразительном искусстве и недоразвитость зрительного восприятия. Но я сама понимаю, как заблуждаюсь и как много теряют мои постановки из-за этого.

Итак, что такое сценический костюм и почему он важен и для актера, и для постановки в целом? Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Неверно думать, что костюм ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно.


Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли. Клод Отан Лара, известный французский кинорежиссер, в статье «Костюмер в кино должен одевать характеры» пишет: «Костюм — один из основополагающих элементов в создании фильмов не только с точки зрения исторической, но и с психологической... Гораздо в большей степени, чем пейзаж, одежда передает душевное состояние: через нее каждый из нас открывает какую-то часть своей личности, своих привычек, своих вкусов, своих взглядов, своих намерений... Костюм говорит о том, что данное лицо только что делало, что оно собирается делать, и именно поэтому костюм в кино должен прежде всего быть психологическим указанием...»

Еще во время подготовительной работы над спектаклем или фильмом художник рисует эскизы костюмов, отталкиваясь от идеи, заложенной в драматургии, режиссерского замысла, стилистического решения будущей постановки и, конечно, от характеристики персонажей. Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме.


Плохой костюм может «убить» актера; хороший — «поднять», дать ключ к пониманию роли, к раскрытию тех или иных качеств персонажа. Если костюм неудобен, если он спадает, рвется, цепляется за реквизит и декорации, сковывает движения, то актер (а вместе с ним и зрители) будет постоянно отвлекаться на него, забывая о линии роли. В то же время хороший костюм, отражающий характер персонажа, поможет лучше вжиться в роль, почувствовать правду и даже создаст требуемое эмоциональное состояние.

Причем зритель тоже способен считать множество характеристик персонажа просто по его внешнему виду. Вспомним хотя бы Чарли Чаплина с его знаменитым бродяжкой. «Котелок, усики и тросточка говорят о преуспевании, но какое мы испытываем грустное разочарование, когда наш взгляд скользит по мешковатому сюртуку и спадающим на ботинки «чужим» штанам! Нет, не удалась жизнь! Так талантливо обыгранные, построенные по контрасту части одежды создавали незабываемый по убедительности и силе воздействия образ, ставший символом “маленького человека”».


Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца. И актер должен об этом помнить. Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. С другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

Костюм может выражать и социальные характеристики героя. По костюму зритель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан.

Кроме того, костюм на сцене может изменить фигуру актера, причем не только согласно образу и возрасту, но и моде. Деформация, если речь идет не о пластическом изменении фигуры путем толщинок или накладок, осуществляется за счет изменения пропорциональных соотношений основных линий фигуры и особого кроя костюма, перемещением линии талии, разнообразными формами лифа. Такие изменения могут здорово помочь при создании характерных ролей и героев, живущих в определенную эпоху.


Просто иметь хороший костюм для актера недостаточно. С костюмом работают. Его «обживают», «старят», «изнашивают». Это тоже своего рода психологическая работа с костюмом, одно из реальных средств «оживления» и «одухотворения» костюма. Я уже не говорю о том, что к костюму элементарно надо привыкнуть, потому, чем раньше актер найдет костюм, чем раньше начнет в нем репетировать, тем лучше. Таким образом, завершение создания костюма-образа остается за актером: как он его обыграет, как вживется в него, как сумеет носить.

Костюм, конечно же, отражает время и место действия. Особенно важно это в бытовых и реалистичных спектаклях. Если костюмы точно соответствуют эпохе или прекрасно стилизованы под нее, зритель с большим доверием отнесется к тому, что происходит на сцене. Я не говорю уже о ляпах в костюмах в кино, которые особо въедливые зрители потом долго и с удовольствием мусолят (примеры почитать можно и ).

Костюм, как и декорации, зависит от стиля спектакля. «...Наступает момент, когда режиссер как бы внезапно обнаруживает, что им найдено решение спектакля, и с этого момента он уже будет обладать ключом к каждой детали. Найденный стиль подскажет, как актерам следует ходить, как им сидеть, говорить ли романтично-приподнято или бытово-приземленно. Этот же стиль подскажет, должны ли декорации быть простыми или утонченными, должна ли обстановка быть подлинной или весело нарисованной на заднике; должны ли костюмы сочетаться в резких цветовых контрастах или быть однотипными?..» Стилевые признаки, в ключе которых решается спектакль, определяются прежде всего мерой их необходимости для выявления жанра драматургического произведения и выявления его сущности. Поэтому, к примеру, костюмы в «Гамлете» Любимова, Някрошюса и Дзеффирелли так отличаются друг от друга.


Иногда костюм может стать самостоятельным символом, когда зритель воспринимает его уже не просто как одежду героя, а считывает идею режиссера, метафору, заложенную в костюме. Я уже говорила об этом, упоминая Чарли Чаплина, чей костюм стал символом как «маленького человека», так и самого Чаплина. Красное платье героини спектакля «Калькверк», о котором я , наделяет ее некими демоническими чертами, она воспринимается как угроза, опасность. Причем сама смена привычного серого платья на яркое красное свидетельствует о нереальности происходящего, о том, что это всего лишь сон, созданный больным воображением героя.

Хотела еще написать несколько практических советов, но уже и так «простыня» получилась. Очевидно, что тема эта интересная и необъятная. Я нахожусь лишь в самом начале ее раскрытия, поэтому наверняка еще не раз буду к ней возвращаться.

Подводя итоги:

1. Костюм - это средство выявления характера персонажа.

2. Костюм может изменить фигуру актера.

3. Костюм отражает время и место действия, стиль эпохи.

4. Костюм - это важная часть выразительного решения и стиля спектакля или фильма.

5. Костюм может стать символом.

Возникновение театрального костюма как такового своими корнями восходит к древности. С давних времен существует театральный костюм в театре Древнего Востока. В Китае, Индии, а также Японии классический театральный костюм носит символический и условный характер. В театре также имеет значение символика украшений, узоров на ткани и цвет.

Костюмы в театре обычно создаются для каждого представления и для определенного актера, но бывают и такие театральные костюмы, которые являются неизменными и в общих чертах одинаковыми для всех трупп.

Европейский театральный костюм впервые появился в Древней Греции, где, как всем известно, и зародился театр как таковой и в последующем развился и, претерпевая множество изменений, превратился в современный. Основным в греческом театре был костюм, повторяющий повседневную одежду греков. Также для театрального представления были необходимы большие маски с различной мимикой, чтобы зрителям издалека были видны эмоции актеров и обувь на высоких подставках - котурнах. Каждый костюм в греческом театре имел особый цвет, например, указывал на принадлежность к определенному роду деятельности или положению. Театральный костюм менялся в зависимости от замысла пьесы.

Здесь стоит раскрыть суть понятия «театральный костюм».

В Большой советской энциклопедии приводится следующее определение: «костюм в театре (от итал. Costume – обычай) – один из важных компонентов оформления спектакля - одежда, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, которые используются актёром для характеристики сценического образа, создаваемого им на основе общего режиссёрского замысла; необходимое дополнение к костюму - грим и причёска» Костюм в театре является особой областью творчества художника, в которой он может воплотить огромное количество образов, передать характер персонажа. Театральный костюм формирует представление зрителя о личности персонажа, помогает проникнуться духом той эпохи, понять характерные черты, отраженные во внешнем облике актера.

Театральный костюм по определению Захаржевской Р.В.- это «составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя».



С течением времени в театре сложились три основных вида театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. Они существовали с самого появления театра, хотя им и не были даны четкие определения, сохранились эти виды костюмов и до сегодняшнего современного театра.

«Персонажный костюм это изобразительно-пластическая композиция, являющаяся частью образа актера- исполнителя. Костюм является неотделимой частью персонажа, приводится в движение и озвучивается актером». Примитивные прообразы персонажного костюма были неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов во многих странах мира. Иногда костюм может полностью скрывать фигуру актера.

Игровой костюм - это средство преображения внешнего вида актера и важный элемент исполнения роли. В обрядовых и фольклорных представлениях игровой костюм чаще всего носил гротесково-пародийный характер, например, когда нужно было подчеркнуть, высмеять, парадировать или указать на нелепость ситуации. Мужчин переодевали в женщин, и наоборот, люди изображали разных животных. Для изготовления такого костюма пригодны любые материалы, которые могли подчеркнуть образ персонажа. Использовали различные материалы и предметы одежды: шапки - ушанки, тулупы, кожухи, различные искусственные украшения, бусины, бубенцы.



Костюм, как одежда действующего лица , является основным в спектакле, именно на основе этого костюма создаются костюмы персонажные и игровые. В театре всегда находила отражение современная мода. Например, в практике театра часто использовали костюмы подобные одежде того времени, в период которого показывался спектакль. Начало такой прием берет еще со времен древнегреческого театра и присутствует в театре до сегодняшнего дня. Создание данного типа костюма осуществлялась на основе движения от формы приближенных к внешнему виду одежды (в театре возрождения) к большему сходству с историческими, национальными костюмами, достижению точности и подлинности. Позже, в театре натурализма костюма начинает полностью соответствовать характеру персонажа, передает с наибольшей точностью его душевное состояние, внешний облик все четче передает составляющие образа. Костюм всегда был и остается особой областью творчества художников, которые прорабатывают и изобретают не только фантастические костюмы, но даже, казалось бы, из самой обычной бытовой одежды создают поистине произведения искусства.

Театральный костюм является важной и неотъемлемой частью любого театрализованного представления. Театр, пожалуй, самый публичный вид искусства, а значит и рассчитан в большей степени на эффектность. Обычно выходя из зала, зрители так характеризуют представление: это было зрелищно, отличная актерская игра, замечательные декорации, отличная постановка. Из всего этого мы видим, что почти все стороны театрального представления затронуты работой художника.

Во времена фольклорных представлений и обрядов мастерами костюмов являлись безымянные мастера, часто скоморохи самостоятельно придумывали себе наряд и воплощали его в жизнь подручными, недорогими и доступными средствами. Театр не всегда был публичным, формировался он в этом направлении достаточно долго. Профессиональных актеров было мало, и представления осуществлялись в основном актерами-самоучками. Законы, защищавшие обеспеченные слои общества, знать и землевладельцев, боролись с бродягами, в том числе и актерами, чтобы пресечь побеги от работы с низкой заработной платой, это мешало росту профессионалов в театре.

В эпоху феодализма искусство театра отражается в представлениях бродячих артистов. Костюм в их представлениях выглядел так же, как костюм их современников из бедных слоев населения, но был украшен яркими лентами и бубенцами. В это время возникают представления, называемые мистериями, характерной чертой постановок была пышность, яркость, декоративность, также они не делились на акты и моралите. Спектакли становятся придворным зрелищем, красивым и увлекательным. Декорация присутствовала одна, которая не менялась на протяжении всего представления, в отличие от современного театрализованного представления. Основным требованием к театральному костюму в мистерии было богатство, роскошь, причем неважно для главных или второстепенных ролей, костюм был условным, избегал детализации. Костюм для моралите был более скромным в силу назидательного содержания.

Как и все виды искусства, огромный скачек в развитии театра произошел в эпоху Возрождения, вместе с тем претерпел значительные изменения и театральный костюм, на что сильно повлияла мода того времени, а также сценография. Актеры комедий высмеивали обидчиков, давали остроумную, меткую и иногда злую характеристику героям представлений. Позже, во второй половине ХVI века костюм в театре стал близким аристократическому стилю в одежде, в зависимости от роли это мог быть наряд шутовского содержания. Театральными костюмами уже занимались умельцы, получившие образование: портные, художники, декораторы, на эти профессии появлялся спрос.

Основным жанром классического театра в XVII веке была трагедия, актеры облачались в костюмы, повторяющих бытовую одежду придворных и слуг, на оформление пьесы влияли вкусы и интересы аристократии. Людовик XIV в 1662 своим выступлением на празднике в Версале дал распространение в европейском театре новому виду костюма для трагических героев на сто лет вперед, появившись в стилизованном «римском» костюме, созданном на основе придворного костюма с добавлением кирасы и короткой юбочки. Женские костюмы были отражением современности, однако, более украшенными и расшитыми, чем в быту.

Во всех трудах по истории костюма, выделяется период Мольера, а так как мода всегда находила отражение в театре, этот период и для театрального костюма стал значимым. В театральном костюме стали проявляться реалистичные тенденции, Мольер в своих постановках облачал актеров в современные костюмы разных слоев населения. Важным достижением в развитии театрального костюма был отказ от вычурности и пышности актером Д. Гарриком, он стремился свести костюм к соответствию исполняемой роли, раскрытию характера героя, помогающий понять его сущность.

Для нашей работы особенно интересен вклад Вольтера в историю театрального костюма – стремление к исторической, национальной и этнографической точности. Отказ от пудренных париков, массивных драгоценных украшений, в чем его поддержала актриса Клерон. В процессе реформы, видоизменился стилизованный «римский» костюм, отказавшись от традиционной тоннеле, ушла чрезмерная пышность, стесняющая движения.

В XVIII веке костюм окончательно меняется, порывая со старыми традициями костюм, становится исторически достоверным и выполняется по эскизам художников, уделяется большое внимание гриму, прическе, однако историческая точность достигается лишь в отдельных деталях. Только к XIX веку в связи с развитием режиссерского искусства костюм стремятся связать с замыслом пьесы, соблюдают дух эпохи в создании спектакля. Известно, что драматурги лично принимали участие в постановке пьесы и следили за соблюдением сюжета, также они брали на себя ответственность за эскизы декораций и костюмов, привлекая в помощь известных художников. Среди авторов эскизов костюмов Э.Делакруа, П. Гаварни, П. Деларош Л. и К. Буланже, А. Девериа и др. В этот период с особым трепетом относились к достоверности и точности, хотя добивались ее далеко не все.

В Англии, исторической точности театрального костюма уделяли большое внимание актер У.Ч. Макреди, актриса Э. Вестрис. Некоторые режиссеры в исторических спектаклях старались точно изобразить место действия, воссоздать костюмы в точном соответствии тому времени, уделялось большое вниманию гриму и прическе. Естественно, что такое целенаправленное стремление к подлинности, историчности и точности не могло не привести в всплеску отрицания. К концу XIX века многие видные режиссеры и художники стремятся отринуть рутину натурализма и борются с реализмом в искусстве, что приводит к возврату условности и стилизации. Это происходило, потому что считалось, что театр должен нести в жизнь что- то новое, сказочное, не реальное, а не повторять обыденность человеческой жизни.

Позже, уже к началу ХХ века театральными костюмами начинают заниматься именитые и известные художники, привнося в этот вид искусства отражение своего творчества, формируя законы выполнения костюма, работая первооткрывателями. На современном этапе развития театрального искусства художники стремятся не только отразить в своих работах замысел пьесы, но и сделать театральные костюмы самостоятельным произведением искусства, выразиться, дать себе волю к фантазии, проявить свое видение творчества.

Из истории театрального костюма мы видим, как ревностно относились к этому виду искусства художники, поэтому важность роли театрального костюма в искусстве не подвергается сомнению. В нашем исследовании мы уделили особое внимание следующим художникам, занимавшимся созданием эскизов для театрализованных представлений: Л.Бакст, А.Бенуа, Н. Рерих, А. Экстер (см. приложение №1). На протяжении всего времени развития театрального костюма мы видим, как знаменитые художники и безымянные мастера трудились над созданием художественного образа, представляли даже из обычного костюма творения искусства, работали творчески, стараясь каждой деталью поведать зрителю о неповторимости и важности данного персонажа. Театральный костюм является сплавом множества искусств, в его создании участвует множество мастеров разной направленности, один создает эскиз, второй декорирует вышивкой, третий занимается аксессуарами и бутафорией. Существуют определенные этапы работы над созданием театрального костюма.

Перед тем как приступить к созданию театрального костюма, художник должен задаться вопросом: что ему нужно создать, для кого и как? Ответы на эти вопросы подразумевают у опытного художника знания об атмосфере и образе спектакля, наличие ответственности перед зрителями и отличное знание аудитории, а также знание всех приемов и техник, с помощью которых он сможет все выразить. Несмотря на то, что театральный костюм является самостоятельным произведением искусства, он, как и все в спектакле, подчинен общему сюжету. Идея, замысел находится в центре всего, диктует содержание каждого персонажа, его социальный статус, нравственную сторону его личности и соответственно его внешний облик, ведь все это взаимосвязано. В театральной практике выделяют три этапа работы над созданием костюма : работа с литературой, накопление материала по общей теме спектакля, работа над эскизом и, наконец, выполнение эскиза в материале, воплощение в фактуре. При решении общего костюмного оформления спектакля, при выборе техники в работе над эскизами костюмов, и даже при выборе материала и фурнитуры художник по костюму руководствуется главной идеей спектакля. Идея, выраженная в сценарии, подчиняет себе все: костюмы, декорации, характеристики героев.

Важным условием в работе художника по костюму – добиться единства идеи спектакля и ее воплощения. Важным в театральном костюме является создание сценического образа. Сценический образ в театральном костюме состоит из режиссерского замысла, драматургической основы, динамики, ритма. Динамика образа и эволюция характера персонажа и всего происходящего на сцене побуждает художника несколько раз менять внешность актера на сцене, причем не только костюм, но и грим и прическу. Костюм должен помогать доносить зрителю малейшее изменение в образе актера.

Костюм самая важная часть театрализованного представления, ведь он ближе всего связана с актером. Не стоит забывать, что костюм является внешним выражением характера персонажа, неотъемлемой частью сценического образа и создает особую атмосферу вокруг актеров, важную не только для исполнения роли, но и для зрителей. Нередко есть черты персонажа, оставшиеся в подтексте пьесы, зрители узнают о них по костюму и его отдельным деталям. Иногда костюм должен сливаться с образом, создаваемым актером, но бывает и так, что выступает противоречием персонажу. Например, в самом начале спектакля, мы видим актера, изображающего хорошего человека, ведет он себя прилично и высоконравственно, но костюм его настораживает зрителя, и действительно, к концу пьесы он оказывается злодеем или предателем. Также, занимаясь работой над эскизами, не стоит забывать об индивидуальности актера, многогранности и сложности его характера.

Таким образом, выразительными средствами театрального костюма являются следующие характеристики:

Художественный сценический образ состоит из режиссерского замысла, драматургической основы, динамики, ритма.

Является самостоятельным произведением искусства

Стремится к исторической, национальной и этнографической точности

Является внешним выражением характера персонажа;

Рассчитан в большей степени на эффектность.

Искусство театрального костюма

«Часть декорации, находящаяся в руках актеров, - его костюм.»
Французская энциклопедия.

«Костюм - это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его существа, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой...»
А. Я. Таиров.

Театр - синтетический вид искусства, который позволяет нам не только слышать, не только воображать, но и смотреть, видеть. Театр дает нам возможность быть свидетелем психологических драм и участником исторических свершений и событий. Театр, театральное представление создается усилиями многих художников, начиная от режиссера и актера и кончая художником-постановщиком, ибо спектакль есть «сопряжение разных искусств, каждое из которых в этом замысле преображается и приобретает новое качество...».

Театральный костюм - это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм - это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.
Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.

На протяжении многовековой истории театрального искусства декорационное оформление последовательно прошло эволюционное преобразование, вызванное не только совершенствованием сценической техники, но и всеми перипетиями стилей и моды соответствующих времен. Оно зависело от характера литературного построения пьесы, от жанра драматургии, от социального состава зрителя, от уровня сценической техники.

Периоды стабильных архитектурных сооружений античности сменялись примитивом подмостков Средневековья, в свою очередь уступавших место королевским придворным театрам с самодовлеющей роскошью представлений. Были спектакли в сукнах, в сложных конструктивных декорациях, только в световом оформлении, без оформления совсем - на голой эстраде, на помосте, просто на мостовой.

Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» - художественным оформлением сцены.

В процессе поступательного развития искусства современного театра, новаторства режиссуры, трансформации метода художественного оформления роль искусства костюма не идет на убыль - наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев - кино и телевидения - театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зрелищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму, как самому подвижному элементу театральной декорации, отводится в этих поисках первое место.

Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссерская работа над пьесой и спектаклем, талантливая игра актеров требуют от художника по костюму, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектакля, тесного контакта с режиссурой. Современное оформление не канонизируется правилами. Оно индивидуально и конкретно в каждом частном случае. «Работа режиссера неотделима от работы художника. Во-первых, режиссер должен найти собственные ответы на основные декорационные проблемы. Художник в свою очередь должен почувствовать задачи постановки и настойчиво искать выразительные средства...».
Театральный костюм вначале создается средствами изобразительными, то есть эскизом.
Эскиз театрального костюма

Видеть себя во сне одетой в выходной костюм означает, что вас пригласят на веселую вечеринку со множеством хороших знакомых и не меньшим количеством разносолов и горячительного.

Быть одетой в повседневный рабочий костюм – к задержке зарплаты.

Приснившийся вам мужской костюм предвещает денежные потери, на восполнение которых понадобится длительный срок.

Видеть во сне костюм клоуна – обнаружите, что заблуждались в отношении человека, которого считали серьезным и обязательным, что касается деловых отношений.

Надевать на себя клоунский костюм – опасность поддаться соблазнам и искушениям легкой жизни, имеющей криминальную окраску.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Костюм-тройка и число три

Примерять во сне костюм-тройку означает, что в жизни Вы занимаете не свое место.

Если этот сон увидит женщина, то это признак того, что она через 3 месяца решит выйти замуж за человека, которого не любит, и брак ее не будет счастливым.

Если этот сон приснится школьнику, то через 66 дней он покажет свое полное невежество на экзамене или собеседовании.

Бизнесмену же подобный сон обещает крушение честолюбивых надежд в ближайшие 3 недели, так как он слишком высоко нацелился, ему следует навести порядок в своих мыслях и планах.

Толкование снов из