Путешествие по музыкальной европе план-конспект по музыке на тему. Музыкальное путешествие

«Музыкальное путешествие. Музыка разных стран»

Методическая разработка проведения концертного мероприятия для учащихся 5-7 классов

1. Италия. Об итальянских песнях (рассказывают ученики 6 и 7 классов )

Италию неоднократно называли страной высокой культуры и искусства. Ведь Италия Родина людей, которые внесли огромный вклад в мировое развитие живописи, музыки, театра, архитектуры. Но сейчас мы с вами поговорим о музыке и об итальянских песнях.

Многие считают Италию колыбелью музыкального искусства, потому что многие музыкальные отрасли получили в Италии свое развитие.

Итальянские песни являются самыми любимыми во всем мире, это мировые хиты самых знаменитых исполнителей. История итальянской музыки уходит в глубины веков, и именно такую богатую историю развития музыкального искусства в Италии можно назвать причиной нынешней популярности итальянской эстрады.

Да и вообще, как, шутя, очень часто говорят итальянцы: «Если существует то, что мы умеем делать хорошо, то это сочинять и петь песни». И эта шутка весьма правдива, потому как итальянцы в любых ситуациях не падают духом и всегда сочиняют песни, выражая свои стремления и мечты, веселье и печаль, все чувства и желания и воспевают самое лучшее, что есть в их жизни. Изучая песни, можно многое узнать о культуре какой-либо страны, народа и прочем. Народные песни Италии создавались веками. Они выражают всю культуру народа, и связаны с различными событиями, которые происходили во многих уголках Италии.

Италия имеет очень большое наследие , и все они отличаются в зависимости от района, в котором зародились. Историки, занимающиеся изучением народных песен Италии, сумели систематизировать тысячи старинных направлений народных песен. Они определили, что нередко одна и та же мелодия может иметь разные текста, или же наоборот, одинаковый текст накладывают на разные мелодии.

Одним из самых ярких примеров итальянской песни является неаполитанская песня . Неаполитанская песня является жемчужиной итальянской культуры. Её называют вторым бриллиантом по величине, после оперного искусства Италии. Во всем мире очень большое количество различных исполнителей включают в свой репертуар элементы из этой жемчужины песенной лирики. Кроме этого многие исполнители берут в свой репертуар несколько целых неаполитанских песен. И это является отличным решением, потому как неаполитанские песни позволяют продемонстрировать всю красоту и силу голоса исполнителя, вместе с тем эти песни приятны почти всем слушателям, благодаря своей необычайно красивой мелодичности.

Сегодня мы послушаем несколько итальянских песен в переложении для фортепиано.

Неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» была написана в 1902г двумя братьями Эрнесто и Джамбатиста де Куртис, как гласит одна из версий, по просьбе мэра г. Сорренто к приезду премьер-министра Италии.

Э. Куртис «Вернись в Сорренто» исполняет Боброва Яна .

Как прекрасна даль морская,

Как влечёт она, сверкая,

Сердце нежа и лаская,

Словно взор твой голубой.

Слышишь в рощах апельсинных

Звуки трелей соловьиных?

Вся в цветах благоухая,

Расцвела земля вокруг.

Припев: Но ты едешь, дорогая,

Даль зовёт тебя иная…

Неужели навсегда я

Потерял тебя, мой друг?

Не оставь меня!

Тебя я умоляю!

Вернись в Сорренто,

Любовь моя!

3. Мексика.

«Кукарача» - шуточная народная песня на испанском языке в жанре корридо. Стала популярной во время Мексиканской революции начала XX века, так как «тараканами» называли правительственные войска. Однако есть упоминания песни, относящиеся к 1883 и даже 1818 году.

Один из вариантов исполнения песни на русском языке (Ирина Богушевская):

Мы на днях купили дачу, был на даче чемодан.

И достался нам в придачу заграничный таракан.

Только ставим мы пластинку и заводим патефон

В желтых кожаных ботинках по пластинке скачет он.

«Я кукарача, я кукарача» - распевает таракан.

«Я кукарача, я кукарача» - таракан американ.

Мексиканская народная песня «Кукарача» прозвучит в исполнении Сокова Андрея.

4. Великобритания.

Музыку к фильмам про Гарри Поттера писал известный и успешный в киноиндустрии американский композитор Джон Уильямс. Самый первый из этой серии фильм «Гарри Поттер и философский камень» вышел на экраны в 2001 году.

Дж. Уильямс Музыка из кинофильма «Гарри Поттер» играет Вероника Разина .

5. США.

Ещё музыкальный фрагмент из другой знаменитой киносаги «Сумерки». Примечательно, что две песни сочинил и исполнил Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен). Кроме того, в одной из сцен фильма Паттинсон исполняет за роялем Bella’s Lullaby . А мы послушаем Колыбельную Белле в исполнении Кати Рязанцевой.

6. Франция.

Ян Тьерсен – французский и дирижёр. Играет на различных инструментах. Среди них скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, и др. Амели » исполнит Давыдова Вика.

Ещё Саундтреки.

Э. Морриконе саундтрек к фильму «Хороший, плохой,злой» - Ганенков Влад

Э. Морриконе саундтрек к фильму «1900-й» («Реинкарнация Моцарта» - Салимгареева Ирина.

7. Россия

О. Петрова, А. Петров Вальс из киносериала «Петербургские тайны» прозвучит в исполнении Деевой Леры .

В завершении нашего концерта прозвучит музыка П. И. Чайковского.

«Времена года» Декабрь «Святки» исполняет Снежана Полещук.

Цель: формирование музыкально - эстетической культуры учащихся.

Задачи:

1. познакомить с музыкальными инструментами и их историей; расширять кругозор учащихся.

2. развивать эстетический вкус, музыкальную память.

3. воспитывать любовь к музыке, дисциплину.

Форма проведения: Урок - путешествие

Оборудование:

1. музыкальные ребусы

2. каринки с музыкальными инструментами

3. фонограммы песен «Утята», «Веселые гуси», «Мы - маленькие дети»

Литература.

1. Троицкая Н.Б. Сценарии школьных праздников: Метод. пособие/ Н.Б. Троицкая, Г.А. Королева. - М.: Дрофа, 2004.

2. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - Ленинград, 1982.

3. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста./ Н.В. Тутубалина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

План

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. В гостях у Скрипичного ключа

4. Путешествие по городу Музыкальных Инструментов

5. Прогулка по городу Песен.

6. Итог урока

Ход урока - путешествия

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты.

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать из различных предметов звуки. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку птичьих голосов, музыку дождя, ветра? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

В. Семернин «Музыка всюду живет»

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт -

В шелесте трав,

В шуме дубрав

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки? (ответы детей)

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.

Сейчас я приглашаю вас совершить чудесное путешествие по Музыкальной стране. Мы побываем в городе Музыкальных инструментов, сходим в гости к Скрипичному ключу и совершим прогулку по городу Песен.

Сначала мы отправимся в гости к Скрипичному ключу.

Два крючка - две закорючки,

Две малюсенькие штучки,

Ими дверь не отопрешь,

Их и в руки не возьмешь.

Не от шкафа платяного,

Не от мишки заводного,

А скажу вам наперед:

Два ключа от знаков - нот.

Познакомьтесь, ключ скрипичный (показываю изображение скрипичного ключа)

Развесёлый, симпатичный,

На второй всегда линейке,

Он сидит, как на скамейке.

Есть ещё и ключ басовый. (показываю изображение басового ключа)

Он и добрый, и суровый,

На четвертой он линейке

Место с краю занимает,

Ноту «фа» октавы малой

Ключ басовый открывает.

Отгадайте загадку:

«5 ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка». (ноты)

Какие ноты вы знаете? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Как они расположены на нотном стане? (на доске - нотный стан, дети рисуют ноты)

Как не задуматься над тем, что одни и те же известные звуки гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - Бетховен превращает в сонаты «Аппассионата» и «Лунная», Чайковский - в 12 пьес «Времена года» и оперу «Евгений Онегин», Хачатурян - в знаменитый вальс к драме Лермонтова «Маскарад», а Дунаевский - в одну из самых проникновенных песен о столице нашей Родины «Моя Москва».

Вы, конечно, понимаете, что отдельные звуки - это ещё не музыка. Звуки должны быть организованы в связную музыкальную речь.

Ребята, если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток - подружек. Именно они делают окружающий нас мир еще прекрасней и добрей.

Сейчас я предлагаю вам отгадать музыкальные ребусы (см. в приложении)

Следующий конкурс «Музыкальные слова»:

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре» (черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си» (синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до» (удод, подорожник)

Конкурс «С миру по нотке»: за одну минуту надо вспомнить слова, в которых есть слоги - ноты.

Под музыку - играют, под музыку - поют,

Под музыку танцуют ребята все вокруг.

Приглашаю вас исполнить танец «Утята».

А сейчас на нашем пути город Музыкальных Инструментов.

Вам знакомы жители этого города? Назовите их.

А теперь отгадайте, о каком инструменте идет речь.

Громче флейты, громче скрипки,

Громче труб наш великан,

Он ритмичен, он отличен,

Наш весёлый… (барабан)

Барабан (показываю картинку) - ударный инструмент. Это самый древний инструмент в мире. Ещё первобытный человек выбивал ритмы по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремят во время военных походов, торжественных церемоний, народных празднеств. Барабаны используют во всех видах оркестра: симфоническом, духовном, народном, эстрадном, джазовом. В симфоническом оркестре барабаны изображают раскаты грома, орудийную канонаду. С барабаном торжественно маршируют по Красной площади воспитанники военно-музыкального училища, открывая военный парад.

Представляю вам другой инструмент.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека, поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, я называюсь… (скрипка)

Посмотрите на этот нежнейший и красивейший из струнных инструментов (показываю картинку). Древний предок теперешней скрипки - славянский инструмент - состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трёх струн, лукообразного смычка. Это был поистине всенародный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках на ярмарках. Скрипку не пускали во дворцы, где звучал голос виолы. Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале 16 века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих итальянских скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира.

А теперь послушайте загадки про другие инструменты.

1. Тянется, а не резина;

С клапанами, а не машина;

Песни поет, а не радио. (баян)

2. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Вам знаком… (аккордеон)

3. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит (гармонь)

Гармонь, аккордеон и баян - духовые клавишные инструменты. При помощи мехов нагнетается воздух, он приводит в колебание металлические пластины - язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русской гармони - ливенка, Елецкая, хромка, саратовская, тульская и др. О гармони писали стихи С.Есенин, А.Твардовский, А.Прокофьев и др. поэты. Гармонь и баян сопровождают все деревенские праздники. В наши дни широко распространен баян - разновидность гармони. Своё название баян получил по имени легендарного древнерусского певца - сказителя Баяна.

А это что за инструменты?

1. У какого инструмента есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно, это славный наш… (рояль)

2. Стоит шкаф: крышку открываешь - зубы торчат.

Пальцами нажимаешь - звуки получаешь. (пианино)

В конце 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал новый вид клавишного инструмента. В усовершенствованном виде он стал называться фортепиано. Фортепиано - это клавишно-ударный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Основное качество этого инструмента - яркий, певучий звук и возможность играть на нём очень громко и очень тихо. Отсюда и название инструмента - фортепиано (громко - тихо). Современные разновидности фортепиано - это рояль и пианино. Они отличаются формой и расположением струн (у рояля струны натянуты горизонтально, а у пианино - вертикально). Первым композитором, который начал писать именно для фортепиано, был немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

О каких инструментах идёт речь?

1. У костра сыграть нам рада семиструнная… (гитара)

2.Треугольник, три струны

Выходите плясуны (балалайка)

Балалайка является родственницей гитары, только у неё всего три струны. В 18-19 вв. она была, пожалуй, самым распространенным музыкальным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни, про неё складывались сказки. Более ста лет тому назад на балалайку обратили внимание любители музыки, захотели дать простому, «мужицкому», инструменту новую жизнь, чтобы он зазвучал в концертных залах. Прежде всего, балалайку усовершенствовали, и в 1887г. Создали в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», который потом был преобразован в Великорусский оркестр. Сейчас балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для неё произведения.

Конкурс «Найди лишнее слово»

На доске записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка (труба, остальные струнные)

2.Пианино, аккордеон, барабан, рояль (барабан, остальные клавишные)

3.Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши (струны, т.к. остальные сделаны из дерева)

А сейчас мы отправляемся в город Песен.

Песня является самым древним и самым распространенным музыкальным жанром в наши дни. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. В древнегреческих мифах, появившихся за тысячи лет до нашей эры, мы находим рассказы о силе влияния песен. Пение муз, покровительниц поэзии и разных видов искусств, в сопровождении звуков золотой кифары, на которой играл бог солнца Аполлон, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывая о шуме кровавых битв.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея стало синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, - эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово - музыка.

С незапамятных времен песня, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

Ребята, а вы любите петь?

Какие песни вы знаете? (ответы детей)

Конкурс «Угадай песню по описанию»

1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет. («Чему учат в школе»)

2. Песенка о плохой погоде в день рождения. («Песенка крокодила Гены»)

3. Песня о трагической гибели маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»)

4. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время. («Чунга-Чанга»)

5. Песня о людях, чей дом - лес, а жизнь - дорога. («Песенка друзей»)

6. Песня об одинокой красавице («Во поле березка стояла»)

7. В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

8. В какой песне на свадьбе пьют молоко? («Золотая свадьба»)

Песню можно не только спеть, но и инсценировать.

Давайте и мы с вами попробуем инсценировать песню «Весёлые гуси»

В завершении нашего путешествия я предлагаю исполнить песню «Мы - маленькие дети».

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Яркими страницами в жизни многих выдающихся композиторов были путешествия по разным странам мира. Полученные от поездок впечатления вдохновляли великих мастеров на создание новых музыкальных шедевров.

Большое путешествие Ф. Листа.

Известный цикл фортепианных пьес Ф. Листа называется «Годы странствий». Композитор объединил в нём множество произведений, навеянных посещением знаменитых исторических и прославленных культурных мест. Красоты Швейцарии отразились в нотных строках пьес «У родника», «На Валленштадтском озере», «Гроза», «Долина Обермана», «Женевские колокола» и других. Во время пребывания с семьёй в Италии Лист познакомился с Римом, Флоренцией, Неаполем.

Ф. Лист. Фонтаны виллы д.Эсте (с видами виллы)

Фортепианные произведения, написанные под впечатление этого странствия, вдохновлены итальянским искусством эпохи Возрождения. Эти пьесы подтверждают и убеждение Листа, что все виды искусств находятся в теснейшем родстве. Увидев картину Рафаэля «Обручение», Лист пишет музыкальную пьесу с таким же названием, а суровая скульптура Л. Медичи работы Микеланджело навеяла миниатюру «Мыслитель».

Образ великого Данте воплощен в фантазии-сонате «По прочтении Данте». Несколько пьес объединены заголовком «Венеция и Неаполь». Они представляют собой блестящие транскрипции популярных венецианских мелодий, есть среди них и зажигательная итальянская тарантелла.

В Италии воображение композитора поразила красота легендарной виллы д. Эсте XVI в., архитектурный комплекс которой включал дворец и пышные сады с фонтанами. Лист создаёт виртуозную, романтическую пьесу «Фонтаны виллы д. Эсте», в которой слышен трепет и мерцание водяных струй.

Русские композиторы–путешественники.

Основоположнику русской классической музыки М. И. Глинке удалось побывать в разных странах, в том числе – в Испании. Композитор много ездил верхом по селениям страны, изучая местные обычаи, нравы, испанскую музыкальную культуру. В итоге были написаны блестящие «Испанские увертюры».

М. И. Глинка. Арагонская хота.

Великолепная «Арагонская хота» основана на подлинных танцевальных мелодиях провинции Арагон. Музыка этого произведения характеризуется яркостью красок, сочностью контрастов. Особенно эффектно звучат в оркестре кастаньеты – столь типичные для испанского фольклора.

Жизнерадостная грациозная тема хоты врывается в музыкальный контекст, после медленного величавого вступления, с блеском, подобно «струе фонтана» (по замечанию одного из классиков музыковедения Б. Асафьева), постепенно превращаясь в ликующий поток безудержного народного веселья.

М. И. Глинка Арагонская хота (с танцем)

М.А. Балакирев был восхищён колдовской природой Кавказа, его легендами, музыкой горцев. Он создаёт фортепианную фантазию «Исламей» на тему кабардинской народной пляски, романс «Грузинская песня», симфоническую поэму «Тамара» по известному стихотворению М. Ю. Лермонтова, которое оказалось созвучно замыслам композитора. В основе поэтического создания Лермонтова лежит легенда о прекрасной и коварной царице Тамаре, зазывающей рыцарей в башню и обрекающей их на смерть.

М. А. Балакирев «Тамара».

Вступление Поэмы рисует мрачную картину Дарьяльского ущелья, а в центральной части произведения звучат яркие, полные страсти мелодии в восточном стиле, раскрывающие образ легендарной царицы. Завершает Поэму сдержанная драматическая музыка, указывающая на трагическую судьбу поклонников лукавой царицы Тамары.

Мир стал тесен.

Экзотический Восток влечёт к путешествиям К. Сен-Санса, и он посещает Египет, Алжир, Южную Америку, Азию. Плодом ознакомления композитора с культурой этих стран явились сочинения: оркестровая «Алжирская сюита», фантазия «Африка» для фортепиано и оркестра, «Персидские мелодии» для голоса с фортепиано.

Композиторам XX в. не нужно было неделями трястись в дилижансе по бездорожью, чтобы увидеть красоты дальних стран. Английский музыкальный классик Б. Бриттен в 1956 г. отправился в большое путешествие и побывал в Индии, Индонезии, Японии, на Цейлоне.

Балет – сказка «Принц пагод» родился под впечатлением от этого грандиозного вояжа. История о том, как злая дочь Императора Эллин отнимает у отца корону, а у сестры Розы пытается отнять жениха, соткана из многих европейских сказок, вкраплены туда и сюжеты восточных легенд. Прелестную и благородную принцессу Розу коварный Шут увлекает в мифическое Царство Пагод, где её встречает заколдованный в чудище-Саламандера Принц.

Поцелуй принцессы снимает чары. Заканчивается балет возвращением на трон отца-Императора и свадьбой Розы с Принцем. Оркестровая партия сцены свидания Розы и Саламандера насыщена экзотическими звучаниями, напоминающими балийский гамелан.

Б. Бриттен «Принц Пагод» (принцесса Роза, Саламандер и Шут).

Класс: 4

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Италии.

  • раскрытие по средствам интегративного комплекса искусств национальной самобытности музыкально-художественной культуры Италии;

познавательные:

  • знакомство детей с выдающимися представителями итальянской исполнительской и композиторской школы, всемирно известными скрипичными мастерами;

развивающие:

  • музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие их во всех видах музыкальной деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и художественного искусств.
  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Слушание.
  • Исполнение.
  • Пластическое интонирование.

Оборудование.

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Аккордеон.

Музыкальный материал урока.

  • Неополитанская песня “Санта Лючия”.
  • Д. Россини “Неаполитанская тарантелла”.
  • Н. Паганини “Каприччио”.
  • ИНП “Четыре таракана и сверчок”.

Дополнительный материал.

  • Портреты Робертино Лоретти, Антонио Страдивари, Николо Паганини.
  • Репродукции картин А.П. Боголюбова “Сорренто” и С.Ф. Шедрина “Санта Лючия в Неаполе”.

Ход урока

(Слайд №2)

Учитель приветствует учащихся.

Знакомство с новой темой.

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Италии. (Слайд №3)

Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Знаменитые города – Рим, Венеция, Неаполь, Сорренто. (Слайд №4, 5)

Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова “Сорренто” и С.Ф.Щедрина “Санто-Лючия в Неаполе”.

Что общего в этих картинах?

Ученики: Присутствие моря.

Учитель: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции. (Слайд №6) Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы. (Слайд №7) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни. (Слайд №8) Одна из самых популярных не только в Италии, но и во всем мире неаполитанская песня “Санта Лючия”. Вот русский перевод этой песни:

Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)

Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Где улыбается
Нам свод небесный!
С моря несутся
Песни родные…
Санта Лючия. (2 раза)

Слушание произведения “Санта Лючия”.

Песня выдержана в традициях баркаролы размер 6/8, мягкое покачивающееся движение мелодии как бы воспроизводит плеск воды. (Слайд №9). Прозвучит эта песня в исполнении замечательного итальянского певца Робертино Лоретти.

Пластическое интонирование.

Учитель: Слушая музыку мы перевоплощаемся в гондольеров и управляем воображаемыми лодками. Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети перевоплощаются в гондольеров и управляют воображаемыми лодками).

Знакомство с итальянским народным танцем.

Самый распространенный в Италии танец – Тарантелла. Своим названием танец, по одной версии обязан южно – итальянскому городу Таранто. По другой версии, стремительные кругообразные движения танцоров, исполняющих тарантеллу аналогичным действием людей укушенных тарантулом (особый вид паука). Тарантелла исполняется в быстром темпе и сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, а иногда и пением. (Слайд №10) Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами послушаем “Неаполитанскую тарантеллу” Д.Россини. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина.

Посещение мастерской А. Страдивари.

(Слайд №11)

Инструмент скрипка также присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.

Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари известны всему миру.

Слушание произведения Н. Паганини.

Сейчас мы с вами послушаем произведения, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. (Слайд №12) Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, в первой половине 19 века, людям не верилось что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке. (Звучит каприччио Н.Паганини)

Учитель: В какой форме написано это произведение?

Ученики: в форме вариаций.

Учитель: Правильно – в форме вариаций.

Динамическая пауза.

Учитель: А теперь физкультминутка.

“Голова вперёд, голова назад, голова вперёд, назад и прямо.

Голова назад, голова вперёд, голова назад, вперёд и прямо.

Ухо вправо, ухо влево, ухо вправо, влево, прямо.

Носом вправо, носом влево, носом вправо, влево, прямо”.

Учитель: Молодцы!

Вокально-хоровая работа.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с текстом итальянской народной песни “Четыре таракана и сверчок”. Как в вы думаете, какая по характеру будет мелодия у этой песни?

Ученики: Весёлая.

Учитель: А темп?

Ученики: Подвижный.

Учитель: Правильно, ребята! А теперь послушаем звучание этой песни. (Исполнение учителем песни).

Учитель: Давайте поработаем над дикцией. Хорошо сказанное наполовину спето.

Работа с текстом песни (проговариваем с утрированно-подчеркнутым произношением каждого слова).

Ученики разучивают мелодию песни (прием эхо). А затем исполняют песню по фразам (цепочкой).

Закрепление полученных знаний. (Слайд №13, 14)

  1. Какой город в Италии знаменит “водными” улицами? (Венеция).
  2. Назовите итальянский народный танец (Тарантелла).
  3. Назовите имя известного итальянского певца исполнителя песни “Санта Лючия” (Робертино Лоретти).
  4. Назовите итальянский народный инструмент (тамбурин).
  5. Назовите имя итальянского композитора и скрипача (Николо Паганини).
  6. Как называются одновесельные плоскодонные лодки? (Гондолы).

Итог урока.

Итак культура Италии была представлена своими лучшими образцами во всех жанрах музыкального искусства. Мы познакомились со знаменитой Неаполитанской тарантеллой Дж. Россини, баркаролой “Санта Лючия” и голосом Р. Лоретти, с инструментальным произведением Н. Паганини, побывали в мастерской у А. Страдевари и узнали секрет изготовления скрипки.

Домашнее задание.

Составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевыми словами были новые термины, которые вы узнали на уроке.

Цели: Познакомить учащихся с композиторами Европы, их произведениями, а также с народной музыкой.

I.Образовательная:

Знакомство с творчеством композиторов разных стран

Знакомство с народной музыкой

II.Развивающие:

Совершенствовать речевые навыки

Совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности.

III.Воспитательная:

Воспитывать любознательность, интерес к музыке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 591

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект по теме:

«Путешествие по музыкальной Европе»

Конспект разработала

учитель начальных классов

Монакова Екатерина Глебовна

Цели: Познакомить учащихся с композиторами Европы, их произведениями, а также с народной музыкой.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • Знакомство с творчеством композиторов разных стран
  • Знакомство с народной музыкой
  1. Развивающие:
  • Совершенствовать речевые навыки
  • Совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыке

Средства: Компьютер, проектор, презентация к занятию

Посадка: Традиционная

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Работа над новым материалом. Слушание музыки.
  4. Итог урока. Рефлексия

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Все готовы к уроку?

II.Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальной Европе. Мы познакомимся со странами, композиторами и их произведениями. Как вы думаете, без чего вы не сможете отправиться в путешествие?

Учащиеся: Предполагают. (Багаж, билет.)

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие нам понадобиться билет. Чтобы приобрести билет вы должны разгадать кроссворд.(См. приложение)

Учащиеся: Разгадывают кроссворд.

Учитель: Молодцы! Вот ваш билет. Теперь у нас есть билет, и мы отправляемся в путешествие.

III. Работа над новым материалом .

Учитель: И так в первую страну куда мы отправляемся это Австрия.Знаете ли вы чей это портрет?

Учащиеся: Отвечают, чей это портрет.

Учитель: Моцарт родился в Зальцбурге. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине , скрипке и органе . Его музыка сказочно красива и изящна, в ней отразился характер композитора, который, несмотря на жизненные испытания, всегда оставался светлым человеком. Сегодня мы познакомимся с Симфонией № 40, которая написана в расцвет его дарования. Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.

Учащиеся: Слушают 1 часть Симфонии № 40.

УЧИТЕЛЬ :- Ребята, послушав музыку, скажите каков характер симфонии

У чащиеся: (Ответы: задушевный, трепетный, взволнованный, лирический)

Учитель: В какой стране мы побывали, и с каким композитором познакомились?

Учащиеся: Австрия. В.А.Моцарт

Учитель : Молодцы. А теперь мы отправляемся. В столицу Польши-Варшаву. Варшаву справедливо называют «городом Шопена». Он провел здесь почти 20 лет своей жизни. Это был город его молодости, здесь он окончил школу, здесь учился музыке, здесь были написаны и изданы его первые произведения, созданы первые шедевры. О его Вальсе №7 Лев Озеров написал вот это стихотворение:

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве

УЧИТЕЛЬ: - Я предлагаю сейчас послушать Вальс №7 Ф.Шопена, определить его характер. Слушаем вальс №7 Шопена

Учащиеся: Слушание Вальса №7 Ф. Шопен

Учитель: Какой же характер у вальса?

Учащиеся: (романтический, добродушный, приветливый, напевный)

Учитель: Вот и еще один город остался за плечами и вот мы в Италии. Италия знаменита своими композиторами, но мы с вами познакомимся с народной музыкой Италии. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте послушаем.

Ученики: Слушают музыку.

Учитель: Вот мы и побывали на берегу залива и я предлагаю отправиться в Германию, на встречу с Иоганом Себастьяном Бахом. Немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет. Мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту - Иоганну Кристофу Баху. У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов. Этот сборник «модной» музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник и тайком переписывал его для себя. Вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно, и приходилось пользоваться только лунным светом. Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но - увы! Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного оригинал, и копию. Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:- Раз так, я сам напишу такую же музыку, напишу еще лучше! Брат рассмеялся в ответ и сказал: - Иди спать, болтун.Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил.

Давайте послушаем одно из произведений этого талантливого композитора. Токката ре минор.