Балетную труппу оперного театра возглавил легендарный хореограф константин уральский. Главный балетмейстер театра оперы и балета поделился с нами творческими планами Награды и достижения

Общественность продолжает обсуждать нападение на худрука Большого театра Сергея Филина. Между тем в схожей ситуации год назад оказался балетмейстер Астраханского музыкального театра Константин Уральский. Он был избит в подъезде своего дома неизвестным. О том, чем завершилось расследование дела о нападении, а также о том, почему угрозы не заставили его бросить работу в Астрахани, маэстро рассказал журналисту “Комсомольца Каспия”.

– Константин Семенович, вы хорошо знаете художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. Тяжело, наверное, было услышать новость о том, что на него напали?

– Конечно. Мы коллеги и приятели уже лет 20. Сережа младше, но мы уже в таком возрасте, когда разница в годах не так заметна. Это очень хороший человек. Не так давно стал занимать руководящие должности, проявил себя в театре Станиславского и Немировича-Данченко, потом перешел в Большой. У нас схожее понимание того, как руководить сегодня балетным коллективом. Он из тех, кто непреклонно стоит на традициях. А в нашем обществе быть профессио­нально непреклонным бывает даже опасно.

– За свою профессиональную непреклонность и пострадал Сергей Филин?

– Да. Театр – это эмоцио­нально сложная вещь, это работа с творческими людьми. Инцидент с кислотой связан с профессио­нальной деятельностью – это уже не вызывает никаких сомнений. Я не следователь, не владею информацией. Конечно, мы с коллегами обсуждаем какие-то догадки.

– У наблюдателя со стороны отношение к людям искусства – как к людям высокого духовного развития. И вдруг – кислота, какие-то разборки. Как это может совмещаться?

– Конечно, когда произошла история с Сережей, появились разные статьи, передачи, где проскальзывали самые неприятные мысли и теории. Между тем человек сильно пострадал, ему очень больно и очень тяжело. Вы говорите, откуда в театре все это берется? Театр – отражение общества, отражение того, в чем мы живем.

– Раньше писали, что на вас тоже напали – некий человек в маске. Как это было?

– Я шел домой, зашел в подъезд. Уже прошел к лестнице, когда мужчина попросил придержать входную дверь. Потом мне говорили: ты что, не знаешь правил вежливости в России? Никому ничего не придерживать, никому ничего не открывать, будешь целее. Но я обернулся к двери, увидел мужчину в медицинской маске. Мужчина стал сильно кашлять. Первая моя реакция – раз он больной, надо держаться подальше. Я стал быстро уходить на лестницу, чтобы оказаться подальше. Пошел пешком в надежде, что мужчина поедет лифтом. К сожалению, он не оторвался, а стал меня догонять. В момент, когда я притормозил, чтобы пропустить его вперед, мужчина несколько раз ударил меня по лицу кастетом.

– Насколько сильные травмы получили?

– Сильная травма нижней челюсти. Меня еще спасло, что я стал уходить от ударов. Должно быть, я закричал, после этого нападавший быстро скрылся. Первая мысль была – побежать за ним. Я даже не осознавал, что мне нанесены довольно ощутимые увечья.

– В этом человеке не узнали какого-то знакомого?

– Нет, абсолютно незнакомый человек.

– Полиция не продвинулась в поисках?

– Нападавший пойман и осужден. Получил год условно. Может, я реагирую как человек, который пострадал, но нападение было спланировано, продумано, я знаю, по причине чего это было организовано. Там была прямая связь с театром, как это принято говорить, с моей профессио­нальной деятельностью.

– Нападавший был нанятым уголовником?

– Нет, совсем не уголовник. Кто именно, не скажу – кто хочет, может получить информацию в полиции или суде. Скажем так – он был очень близок кое-кому из театра.

– Мотивы у него появились в связи с вашим назначением на руководящую должность?

– Ну да. Видимо, считали, что я уйду, сдам свои позиции, сложу сумочку и уеду. Кроме того, мне поступали серьезные угрозы по телефону. “У тебя, – говорили в трубку, – осталось две недели!”

– Правоохранительные органы не смогли установить, кто звонил?

– Следствие решило, что это тот же самый человек, который был осужден. Всем понятно, чем это было вызвано и кем это было вызвано. Но, к сожалению, ничего не доказано.

– Скажите, это первый подобный случай в вашей карьере? Конкуренты не пытались раньше строить козни?

– Я занимаюсь своей профессией уже много лет, с 90-х – на должностях, подобных нынешней. Долго работал за границей, руководящую карьеру начал в США. Могу сказать, что никаких угроз не слышал, пока не приехал в Российскую Федерацию. Но
сначала угрозы были типа “Я тебе покажу!”, “Будешь у меня прощения просить!”. Неприятно.

Увы, у нас принято любой конфликт на улице разрешать хамством. Тех, кто долго пробыл за границей, все это сначала очень раздражает.

– Давайте теперь поговорим о хорошем. Что уже успело случиться приятного в Астрахани?

– Мы открыли сезон большой, значительной постановкой – “Лебединым озером” Петра Ильича Чайковского в новой редакции. Масштабный спектакль к открытию новой балетной труппы. Приехало много гостей. Были народные артисты Советского Союза, представители Союза театральных деятелей, гости из-за границы. Премьера прошла очень удачно.
22 февраля у нас прошла еще одна, небольшая, премьера. Это одноактный балет со старинной хореографией Жюля Перо 1843 года “Наяда и рыбак”.

В апреле у нас будет еще одна премьера – это один из моих собственных спектаклей, поставленный по произведениям Эриха-Мария Ремарка. Он называется “Танец белых орхидей”.

– А еще вы курируете детскую балетную школу. Как оцениваете начинание?

– Балетная школа открылась здесь по решению Александра Александровича Жилкина, и я являюсь ее руководителем. У нас прошел очень серьезный отбор. Даже не ожидал, что придет столько детей. 11-летние мальчики и девочки в декабре уже показали свой полугодовой контрольный урок.

Еще у нас есть группа старшего обучения, 13-14 лет. Они занимаются по другой программе, готовятся как артисты ансамбля. Глаза уже горят. Начинаю привлекать девчушек к эпизодическим ролям в спектаклях.

– У вас в планах задержаться здесь надолго?

– Иначе бы не приехал. Я не в том возрасте, чтобы совершать какие-то карьерные шаги. У меня в жизни их уже было достаточно. Своим талантом и трудом добился положения одного из ведущих хореографов, известного в России и в мире. В моем возрасте уже не цепляются за должность когтями с мыслью “а потом я прыгну туда”. Здесь, в Астрахани, очень интересное начинание, которому пригодились мои знания и опыт. Такой масштабный проект позволяет использовать все мои навыки.

Русский балет – это бренд, сложившийся за долгие годы, и известный во всем мире. Уважение к российским танцовщикам родилось благодаря сильной технике, глубокому психологизму. В креативном пространстве «ТелеЛето» открылась выставка, посвященная спектаклю «Вальс белых орхидей», поставленному режиссером с мировым именем Константином Уральским. Как и где формировался язык хореографа? Почему он променял штаты на Россию? И что его больше всего привлекает в Астрахани? Читайте в нашем смелом интервью.

Справка: Окончил Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), балетмейстерский факультет РАТИ-ГИТИСа (курс профессора О.Г. Тарасовой). Карьеру танцовщика начал в Большом театре России. Совершенствовался в искусстве современного танца в Германии и США. В 1991-1997 гг. Константин Уральский по приглашению американской стороны руководил «Балетом Айова» (США). В 1998 году открыл в Нью-Йорке свою балетную школу. В это же время художественный руководитель камерного балета «Нью-Йорк» С апреля 2008 года Константин Уральский стал художественным руководителем балета Челябинского академического театра оперы и балета им. Глинки. С сентября 2011 года художественный руководитель балета и главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета.

Думаю, что мы не решаем свою судьбу, только иногда по глупости пропускаем правильные «повороты». Бывает, идешь по жизненному пути, вдруг перекресток, не обращаешь на него внимания, идешь дальше. А он берет и снова тебе попадается. Тут уже задумываешься. У меня было много разных моментов, когда судьба меня будто направляла. В один из моментов, когда я поддался воле судьбы, я оказался на стажировке в США.

Я тогда был начинающим хореографом . Приехав, я открыл для себя абсолютно новый мир. Эмоции незабываемые. Есть замечательные строки в мемуарах российского танцовщика-хореографа участника «Дягилевских сезонов» Леонида Мясина. Он описывает, как на корабле приплыл в Нью-Йорк из Европы. И на него буквально обрушилась лавина свободы мышления. Лавина – это точное описание того, что испытывал первое время и я. В американской культуре «свобода» – это ключевое слово. Делай так, как ты чувствуешь, как видишь.

Однако для того, чтобы изобретать, нужно иметь хороший фундамент. Если хороших знаний нет, то и строить не на чем. Любая инновация может быть только на основе хорошей школы. Если говорить о хореографии, то только имея за спиной очень сильную консервативную школу (а многие европейские школы балета достаточно консервативны), можно развиваться, вырываться из рамок.

Я провел в США много лет жизни. На формирование моего языка повлияло изучение современных танцевальных школ: джаз-танца и модерн-танца. Но я остаюсь хореографом классического балета. И, конечно, люди, окружавшие меня.

Практически без опыта я возглавил «Балет Айова». У нас были различные постановки, но мы все делали быстро, четко. Экономика капиталистического мира не позволяет тратить на репетиции годы, тут все нужно делать в темпе. А еще нужно уметь презентовать себя, продвигать. В штатах вся культурные проекты держатся на спонсорских средствах, получить которые можно лишь доказав, что твой продукт лучше, чем у других. Ради этого я даже прошел школу маркетинга и пиара. В общем-то, я всегда готов учиться.

Всегда ищу золотую середину. Работая в «Балет Айова» я в первую очередь научился общаться с людьми. Такого понятия, как «мне должны» там просто не существовало. Действовать приходилось лишь убеждениями, — нужно было заинтересовать, вдохновить людей. Этот закон действует в моей работе и сегодня. Каждый артист в моей труппе – это индивидуальность.

В российских театрах редко встречаются небольшие труппы. Часто, чтобы создать масштаб, используют большое количество людей. А попробуй сделать толпу, если у тебя всего 20 человек на сцене? Тут уже надо сочинять, придумывать схемы, рисовать расположение композиций, в которых будет рождаться ощущение массовости. Я искал, ставил композиции, вспоминая опыт своих педагогов. Умение работать с малым количеством людей очень ценно, поэтому сегодня я учу своих студентов, как выпустить на сцену 15-17 человек, и заставить зрителя поверить в то, что там была толпа.

Однажды, в одном из спальных районов Нью-Йорка мне попался шикарный балетный зал, который остался от одного русского педагога. Помещение пустовало. И этот «поворот» я не пропустил – занял зал, набрал команду и все закрутилось. Так в Нью-Йорке появилась моя школа танца. К русскому балету большое уважение во всем мире, поэтому проблем с поиском учеников не было. Для меня это был один из самых интересных периодов жизни.

В этом зале я сочинил свои известные постановки – «Второй фортепианный концерт Рахманинова», «Вальс белых орхидей». Интересной особенностью того места было то, что над балетным залом находилась жилая квартира. Я поселился в ней, поэтому имел возможность спуститься и поработать в любое время суток. Кстати, возвращаясь к мемуарам Мясина, сделаю небольшую ремарку: в своей книге он рассказывает, что у него была давняя мечта иметь дом с балетным залом, чтобы заниматься, когда он хочет. Со временем эта его мечта сбылась – у него был большой дом с залом на Лонг Айленде. Так вот, мой зал с квартирой наверху тоже находился на Лонг Айленде.

В штатах я очень скучал по большому репертуарному театру с большим залом, оркестром. Я скучал по «русскому танцовщику», и очень надеялся, что мой опыт поможет ему развиваться. Сегодня я могу сказать, что не ошибся. И пример тому — астраханская балетная труппа, которую я собрал. Мой посыл был не в том, чтобы «переманивать» опытных артистов из других театров, а в том, чтобы сделать свою команду из молодых танцовщиков. Поэтому я пригласи выпускников ведущих балетных учебных заведений: из Питера, Москвы, Казани, Перми, Новосибирска, Уфы. Из них и была создана основа нашей балетной труппы. Конечно, пришлось много заниматься с начинающими артистами, но я люблю работать с молодежью. Эта труппа по-своему уникальна, артисты примерно одного возраста. За шесть лет работы мы вырастили сильных танцоров, выработали свой стиль. В этом мне очень помогали ассистенты-балетмейстеры, приехавшие по моему приглашению в Астрахань. Особенно я благодарен бывшему танцовщику Большого театра, замечательному педагогу Юрию Ромашко.

Мне сложно сказать, какая из моих постановок самая-самая. Каждая имеет свою прелесть и свои сложности. Каждая любима по-своему.

Я не люблю слово «новаторство». Потому что искусство – постоянный поиск. Если в художественном замысле (неважно художник ты, композитор, режиссер, хореограф) отсутствует поиск, то вся твоя задумка — мертворожденный ребенок. Для меня каждый спектакль — это жизнь. Это мир, в который я окунаюсь сам, и в который стараюсь погрузить артистов, а затем и зрителей. Например, в «Вальсе белых орхидей» мы видим Париж в определенный период истории. Для создания нужной атмосферы нужно было использовать все – музыку, язык, литературу. Нужно было жить той эпохой.

Я днями слушал французскую музыку того времени, вживался в картины, написанные художниками этого периода. Перед постановкой я специально поехал в Париж. Помню, попросил жену оставить меня одного. Я долго стоял на мосту и курил. Я пытался запомнить каждую деталь, впитать окружающий меня мир, чтобы передать его зрителю. Уверен, что техника танца – это лишь часть большой работы.

Интересно, что выставка, посвященная «Вальсу белых орхидей» разместилась в таком необычном месте. Я очень хорошо отношусь к креативным пространствам. В Нью-Йорке часто бывал в районе Сохо — бывших производственных зон, где сегодня создаются креативные пространства, развивающиеся благодаря молодежи. Так вот там доминирующий стиль помещений – как раз лофт. Я обожаю ходить по улице Фиолетова, где все старые здания сейчас обретают новую жизнь. Для меня это сигнал: обычно такие изменения связаны с молодежью, с креативными людьми. Мне нравится «ТелеЛето» и я надеюсь, что эта выставка по моей постановке — не последняя. Сводчатые потолки навевают мысли о Средневековье. Может быть, мы сделаем что-нибудь необычное по тематике спектакля «Андрей Рублев»…

Очень люблю Астрахань. Я ехал сюда с настроем, что возможно, это та точка, где я захочу остаться жить. Так оно и вышло. Мне нравится, что это старый русский город с невероятной архитектурой, сочетанием стилей. Из окна своего кабинета я вижу и Казанскую церковь, и купола Успенского собора. Для меня это очень дорого. Я люблю многонациональную культуру и рад, что меня окружают разные, не похожие друг на друга люди. У моей младшей дочки, например три лучших подруги, и все они разных национальностей. А как здорово вместе с друзьями отмечать национальные праздники. Уверен, что Астрахань — мой город.




Главная культурная новость пришла из Челябинского театра оперы и балеты имени Глинки. Руководство оперного объявило о новых громких кадровых перестановках. На должность художественного руководителя балетной труппы назначен Константин Уральский – хореограф, год назад поставивший на челябинской сцене знаменитый балет “Эль Мундо де Гойя”.

Еще до начала пресс-конференции журналистам стало ясно, что заявленной темой “о творческих планах театра” сегодня явно не ограничатся. Прогнозы сбылись: главную культурную сенсацию художественный руководитель театра Денис Северинов оставил на десерт. “Наши переговоры закончились совсем недавно, и мы получили согласие и назначение уже произведено. На должность художественного руководителя балета Челябинского оперного театра назначен Константин Семенович Уральский”, – сообщил Денис Северинов.

Такого поворота событий никто не ждал. Однако сам Денис Северинов называет это назначение логическим завершением давней истории. Балетную труппу театра лихорадит уже не первый год. Громким скандалом стало расторжение контракта с главным балетмейстером театра Валерием Кокаревым, которого руководство оперного обвинило в непрофессионализме. В характеристике нового худрука только эпитеты в превосходной степени: Уральский – не только талантливый балетмейстер, но и успешный менеджер нового поколения. “Это человек, который засовывал, извините за выражение, свой нос во все, что связано с работой балета, что связано с работой театра, связано с выпуском спектакля. Начиная с работы с артистами балета, постановочных цехов и вплоть до уборщиц”, – считает Денис Северинов.

Впервые имя Константина Уральского на Южном Урале прозвучало год назад, когда московский хореограф поставил на челябинской сцене балет “Эль Мундо де Гойя”. Постановка получила пять призов на фестивале “Сцена”, включая приз за лучшую хореографию года. Руководитель собственной балетной школы в Нью-Йорке, Константин Уральский готов на время оставить мировую сцену. Главным мотивом принятия данного назначения Уральский назвал “большой творческий потенциал челябинской труппы”. “Я с радостью принимаю сегодня эту труппу и надеюсь, что нам всем вместе – и мне, как руководителю, и городу – поскольку это театр челябинцев, и всей области – удастся создать очень интересный и яркий коллектив”, – говорит Константин Уральский.

Под занавес 52 театрального сезона произошло событие, которому сами артисты дали свое определение – сценическая кульминация. Балетную труппу театра возглавил легендарный хореограф Константин Уральский, известный своими авангардными постановками не только в России, но и за рубежом. Что принесет это назначение челябинскому театру, покажет время. Ясно одно: перемены уже близки.

Новый художественный руководитель балетной труппы, главный балетмейстер театра оперы и балета - личность большой величины. Константин Уральский - обладатель государственной премии Правительства РФ за достижения в области культуры, лауреат международных конкурсов. Он известен в профессиональных кругах не только как профессионал в деле восстановления классического балетного наследия, но и хореограф-новатор. Истинный космополит, Константин Уральский не ведает никаких границ для своего творчества, успешно работая над постановками и в России, и за рубежом.
Сегодня он приглашен в Астрахань лично губернатором А. Жилкиным. Задача, поставленная руководством перед балетмейстером, прекрасна и велика. Создать для театра оперы и балета коллектив и репертуар академического балетного театра. Статус театра вырос на несколько порядков, пора соответствовать и артистам.

ЧУДОБИЛЕТ: Константин Семенович, с Вашим приездом в Астрахань в нашей труппе появилось много новых артистов балета. Вы были знакомы раньше?
Константин Уральский: С некоторыми из них я действительно уже работал. Это солист Александр Зверев из Йошкар-Олы, ведущая артистка балета из Самары Дарья Климова, Ульяна Батлук из Новосибирска и Владислав Борисов из Москвы. Много артистов приедет в Астрахань из разных городов и балетных школ страны. Так что скоро состав балетной труппы театра, как минимум, удвоится. Представьте себе, в балете “Лебединое озеро” танцуют 32 белых лебедя, т.е. для этой постановки нужно примерно 35 женщин и столько же мужчин.

ЧУДОБИЛЕТ: В идеале, каким Вы видите “балет Уральского”, над созданием которого Вы сейчас работаете?
Константин Уральский: От правильности моего сегодняшнего выбора зависит долговечность того, что в итоге будет создано. Рождается новый Театр, и мы все стоим у его истоков. Это исторический момент и для Астрахани, и для меня лично. Важно понимать, что Театр создается там, где есть творческие лидеры и сплоченная команда, а не там, где есть большое новое здание и далеко идущие планы.
Я очень внимательно подбираю артистов для своей труппы. В моем творческом коллективе каждый чувствует свою необходимость и плечо товарища, и нет ничего, что принято считать балластом.

ЧУДОБИЛЕТ: Будут ли добавлены новые номера в уже знакомые астраханцам балетные постановки, или репертуар балетной труппы полностью обновится?
Константин Уральский: Что касается репертуарной политики, то, конечно, в скором времени она претерпит большие изменения. В первую очередь на астраханской сцене будут осуществляться балетные постановки из классического наследия (“Дон Кихот”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Ромео и Джульетта”, “Жизель” - в новой редакции). Кроме того, планирую показать в Астрахани мои авторские спектакли (например, “Вальс белых орхидей”).
Первой большой работой нашей труппы в театре оперы и балета станет “Лебединое озеро”. К Новому году мы готовим одноактное представление для детей “Щелкунчик и Мышиный король”, а в 2012 году расширим его до полнометражного спектакля.

ЧУДОБИЛЕТ: Скажите, а есть ли какие-то абсолютно новые постановки, которые впервые будут поставлены именно в Астрахани?
Константин Уральский: Да, на сцене астраханского театра оперы и балета я планирую поставить новые мировые балетные премьеры. Я люблю удивлять публику! Но пока не стану раскрывать секрет, о каких постановках я сейчас говорю.
Кроме того, я буду приглашать в Астраханский театр оперы и балета иногородных хореографов для осуществления авторских постановок.

ЧУДОБИЛЕТ: Путь от замысла до постановки нового балетного спектакля долог?
Константин Уральский: Очень долог. Например, со дня рождения идеи до постановки моего спектакля “Вальс белых орхидей” прошло 16 лет. В среднем со дня замысла до рождения спектакля проходит 2-3 года. После того, как Идея выкристаллизовалась в мозгу у хореографа-постановщика, к проекту подключается театр, выступающий в качестве продюсера. Начинается разработка сценарного плана, работа композитора над партитурами, работа художников по костюмам, сценографов. Временное исчисление всех этих творческих процессов идет годами.
Но те премьеры, название которых я сейчас не могу раскрывать, будут поставлены на астраханской сцене, скорее всего, через год. К тому моменту, как я получил предложение работы в вашем городе, эти спектакли находились уже в завершающей стадии подготовки.

ЧУДОБИЛЕТ: Астрахань называют каспийской столицей России. Планируете ли Вы организовать здесь, например, масштабный балетный фестиваль?
Константин Уральский: Мы уже ведем такие разработки. Задумали вместе с художественным руководителем и главным дирижером театра Валерием Ворониным объединить два вида искусства в одном большом фестивале. Это будет оригинальный для Астрахани проект. Но я напомню, что первостепенной задачей сейчас является создание новой балетной труппы и нового репертуара для нее.

ЧУДОБИЛЕТ: Губернатор Астраханской области Александр Жилкин неоднократно озвучивал информацию об открытии в Астрахани балетной школы на базе театра оперы и балета. Скажите, когда это событие произойдет?
Константин Уральский: Решение о его создании будет принято в ближайшее время, поскольку открытие профессионального балетного училища-колледжа на сегодня является очень актуальным вопросом. Балетный театр должен стать серьезной частью новой труппы театра оперы и балета, а для этого нужно обеспечить его профессиональными кадрами. Колледж будет нужен и для подготовки кадров, и для популяризации балета в городе.
В дальнейшем мне бы хотелось, чтоб в Астрахани появилась кафедра хореографии на базе астраханской консерватории, к примеру. Я с удовольствием преподавал бы будущим педагогам-балетмейстерам и хореографам.

ЧУДОБИЛЕТ: Константин Семенович, и напоследок, разъясните еще раз ситуацию с распределением репертуара между старой и новой площадками театра оперы и балета?
Константин Уральский: В ноябре и декабре артисты театра будут работать на двух площадках одновременно. Оперные постановки и детский абонемент, на которые продаются билеты, будут идти на старой сцене в парке “Аркадия”. А на новой сцене Театра оперы и балета все творческие труппы принимают участие в серии благотворительных сборных концертов. На эти концерты билеты не продаются, вход по пригласительным.
Уже 26 ноября мы покажем новый балетный репертуар на “Вечере балета” в двух отделениях, билеты на который уже полностью раскуплены. Наша премьера состоится на новой сцене театра оперы и балета.

Окончила Московское театральное художественно-техническое училище.

В Большом театре в качестве художника по свету принимает участие в проведении оперных и балетных спектаклей, в создании художественно-светового оформления концертных программ.

В качестве художника по свету оформила спектакли «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева (хореограф Юрий Посохов, 2012 г.) и «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Б. Бриттена (режиссер Игорь Ушаков, 2013 г.), в качестве художника по адаптации дизайна светового оформления приняла участие в постановке балета «Аполлон мусагет» И. Стравинского (хореография Джорджа Баланчина, концепция света - Рональд Бейтс, 2012 г.).

В качестве ассистента художника по свету принимала участие в постановках балетов «Сильфида» Х. С. Левенскольда (постановка Йохана Кобборга, 2008 г.), Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса (постановка Юрия Бурлаки, 2008 г.), «Русские сезоны» Л. Десятникова (хореография Алексея Ратманского, 2008 г.),"Коппелия" Л. Делиба (постановка Сергея Вихарева, 2009 г.),"Юноша и смерть" на музыку И. С. Баха (хореография Ролана Пети, 2010 г.), «А дальше - тысячелетие покоя» Л. Гарнье (хореография Анжелена Прельжокажа, 2010 г.), «Chroma» Дж. Тэлбота и Дж. Уайта (хореография Уэйна МакГрегора, 2011 г.), «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского (хореография Иржи Килиана, 2011 г.), «Dream of dream» на музыку С. Рахманинова (хореография Йормы Эло, 2012 г.), «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича (хореография Раду Поклитару, режиссер - Деклан Доннеллан, 2015 г.); опер «Пиковая дама» П. Чайковского (режиссер Валерий Фокин, 2007 г.), «Кармен» Ж. Бизе (режиссер Дэвид Паунтни, 2008 г.), «Руслан и Людмила» М. Глинки (режиссер Дмитрий Черняков, 2011 г.).

Принимала участие в международных проектах «Короли танца» и «Отражения», работала на гастролях Нидерландского театра танца, труппы Béjart Ballet Lausanne, Танцтеатра Вупперталь Пины Бауш, Американского балетного театра и других балетных трупп в Большом театре.

Участвовала в гастрольных турах Большого театра по России и за рубежом.

Принимала участие в международном проекте «Kremlin Gala - Звезды балета ХХI века» и во многих других фестивалях оперного и балетного искусства.
Сотрудничала с частными российскими балетными труппами.
В качестве приглашенного художника по свету работает в театрах Воронежа, Красноярска, Минска, Самары, Уфы, Челябинска, Иркутска, Улан-Удэ, Астрахани и других городов.
Сотрудничала с хореографами Владимиром Васильевым, Георгием Ковтуном, Николаем Андросовым, Ларисой Александровой,Сергеем Бобровым, Юрием Посоховым, Константином Уральским.

Среди работ последних лет:

В Челябинском театре оперы и балета имени М.И.Глинки:
Гран па из балета «Пахита» (постановка Юрия Бурлаки, 2009 г.)

В Красноярском государственном театре оперы и балета:
«Пиковая дама» П. Чайковского (постановка Сергея Боброва и Юлианы Малхасянц, 2009 г.)
«Весна священная» И. Стравинского (хореография Сергея Боброва, 2010 г.)
«Красный мак» (хореография Владимира Васильева, 2010 г.)

В Бурятском государственном академическом театре оперы и балета и Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского:
«Летучий голландец» Р. Вагнера (режиссер Ханс-Йоахим Фрай, 2012 г.)

В Астраханском государственном театре оперы и балета:
«Лебединое озеро» П. Чайковского (редакция Константина Уральского, 2012 г.)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (балетмейстер-постановщик - Константин Уральский, 2013 г.)
«Вальс белых орхидей» на музыку М. Равеля (хореография Константина Уральского, 2013 г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Константина Уральского, 2013 г.)
«Дон Кихот» Л. Минкуса (постановка Константина Уральского, 2014 г.)

В Большом театре оперы и балета Республики Беларусь:
«Летучий голландец» Р. Вагнера (режиссер Ханс-Йоахим Фрай, 2013 г. - спектакль получил Национальную театральную премию Республики Беларусь в номинации «Лучший оперный спектакль»)

В Башкирском государственном театре оперы и балета:
«Анюта» В. Гаврилина (хореография Владимира Васильева, 2015 г.)

Среди работ в драматическом театре: «Последний идол» А. Звягинцева(Малый театр, режиссер Владимир Драгунов, 2013 г.).

Распечатать