Эссе что такое культура для меня. Эссе "культура и человек"

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом. Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке» , ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

– формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

– написание рефератов;

подготовка к семинарам с учетом хрестоматийного материала (отрывков текстов исследований);

– составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по культурологии;

– подготовка рецензий на статью, книгу;

– составление конспекта.

Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной работы

студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых

навыков самостоятельной работы.

Задания креативного типа

1. Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину и т.д.

2. Изготовление – изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал,

видеофильм.

3. Учебное пособие – разработать свой план учебного пособия.

Задания организационно-деятельностного типа

1. Выступление – составить показательное выступление, соревнование,

концерт, викторину, кроссворд, занятие.

2.Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого студента,

подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по

определенной теме за определенный период.

· Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

· Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

· Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

· Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

· В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Написание эссе

Эссе – вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М. Монтень ("Опыты", 1580 г.). Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

С точки зрения содержания эссе бывают:

Философскими;
- литературно-критическими;
- историческими;
- художественными,
- художественно-публицистическими;
- духовно-религиозными и др.

По литературной форме предстают в виде:

Рецензии;
- лирической миниатюры;
- заметки;
- странички из дневника;
- письма и др.

Различают также следующие типы эссе:

Описательные;
- повествовательные;
- рефлексивные;
- критические;
- аналитические и др.

· Обычно эссе состоит из следующих пунктов:

· 1) формулировка тезиса

· 2) интерпретация тезиса

· 3) аргументация тезиса.

· Как правило, наибольшую трудность представляет формулировка тезиса эссе (то есть положения, которое следует обосновать). Например, «за что я люблю кино», или «христианство и ислам: общее и различия» - не являются тезисами эссе. Они скорее могут служить темой для эссе, но не тезисом. Тезис должен утверждать что-то, что можно обсудить и объяснить. Например: «Рок-культура никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не существовала», или «Кино нельзя считать искусством, это кич». Как видите, в таких суждениях есть место для объяснений.

Каждое понятие, используемое в тезисе, должно быть разъяснено. То есть что вы подразумеваете под кино? Может быть, вы имеете в виду только художественные фильмы, или документальные? Что подразумеваете под искусством и ничем? Это этап эссе называют интерпретацией тезиса , он позволяет уяснить содержание вашего суждения, понять вашу мысль. Для раскрытия содержания понятий можно использовать справочную литературу (словари, справочники, учебники, энциклопедии).

· После формулировки тезиса следует аргументация . Здесь вы должны обосновать не только истинность тезиса, но и целесообразность принятия его, показать значение вашей мысли, преимущество её по сравнению с другими. Форма аргументации не только включает доказательство своего тезиса, но и опровержение антитезиса возможного оппонента. То есть в аргументацию вносится диалог. На этом этапе может возникнуть такой вопрос: где найти контраргументы? Существует несколько вариантов. Первый: это могут быть какие-то обыденные представления, опирающиеся на жизненный опыт, традицию, предрассудок. Второй: это может быть устоявшееся мнение некой гуманитарной школы, сторонником которой вы не являетесь. Третий: это может быть даже ваше личное мнение, которое вы поменяли в ходе работы над эссе (этот способ наиболее интересный, своеобразный внутренний диалог)

· Оформление эссе.

· Оно по объему не должно было более двух трех рукописных или печатных листов формата формата А 4. Если в тексте вы используете цитаты, то делать это следует добросовестно: четко отделять свой текст от цитируемого, приводить ссылки, то есть откуда именно взята эта цитата. Обязательным требованием е является приведение списка используемой литературы. Если вы не знаете, как правильно оформить литературу, то откройте вторую страницу книги, или последнюю страницу. Там обычно приводится полное название книги, ее автора с выходными данными (город, издательство, год и количество страниц). Перепишите эту информацию, сохраняя все знаки препинания.

Темы эссе по культурологии

· Рациональность как судьба европейской культуры

· Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.

· Элитарная культура как антипод массовой культуре.

· Государственность как человечность в конфуцианстве.

· Может ли быть «священной» война?

· Детектив - специфический жанр массовой литературы и кинематографа ХХ века.

· Современные субкультуры: культурное разнообразие или маргинализация культуры?

· Кино - феномен, создавший образ ХХ века.

· Для чего нужна массовая культура?

· Феномен моды: социальные, экономические и эстетические истоки.

· Феномен красоты в средневековой культуре.

· Тема любви в культуре 19-20 века.

· Ислам и европейская цивилизация: диалог или столкновение?

· Перспективы современной европейской культуры.

Пришло время, когда нужно позаботиться о возрождении и развитии культуры Орловщины. В последнее время среди широких кругов общественности идет обсуждение различных аспектов развития Орла, но среди множества проблем, в настоящее время, недостаточно внимания уделяется проблеме формирования патриотических чувств среди орловской молодежи. Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами. Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Подтверждение этих качеств патриотизма можно найти и в российском искусстве, и в истории, и в социальном опыте народа. В настоящее время качество патриотического воспитания детей и молодежи резко снизилось. Я наблюдаю практически полное отсутствие гражданской позиции среди социально активных групп населения.

У значительной части молодых людей разрушены или утрачены вовсе такие привычные для более взрослых черты, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов нашего русского края, общества, своих близких. Все это – последствие многих факторов и духовных изломов в обществе, но такой результат не может не волновать и власть, и гражданское общество. В последние годы заметно расширился ареал и разнообразие маргинальных субкультур, исповедующих асоциальное поведение. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, фашистского и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной стабильности в регионах и в стране в целом.

Это свидетельствует о низком уровне патриотических чувств современной молодежи. Хотя, такое явление как патриотизм, невероятно важен для нашей Орловщины. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. В силу этого важно понимание современного российского патриотизма. Я думаю, что и волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как “патриотизм”, “гражданственность”, “любовь к Родине”.

Мне кажется, что любовь к Родине нужно воспитывать с ранних лет. И в большинстве случаев это происходит в школах с самых первых лет обучения ребенка. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Затем идёт через воспитание любви к своей Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без любви к своей Родине нет патриотизма!

Война была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Как люди выстояли на той войне, которая началась так трагически и закончилась победой в сорок пятом? Ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её. В дни, когда судьба страны определялась словами – «Родина или смерть». Вот что нужно говорить будущему поколению!

Мы все живём в реальном мире. Я бы приучала детей и молодежь смотреть выпуски новостей как местного уровня, так и в масштабах страны. Сегодня в некоторых странах, где во время войны погибло много наших солдат, стало не модно говорить о любви к Родине, стало гораздо привычнее ругать её, сносить памятники, осквернять могилы павших советских воинов и т. д. У народа, который не испытывает любви к своей земле, неуважительно относится к прошлому, старается переписать страницы истории или вычеркнуть из неё ненужное – нет будущего. Я верю сама, внушаю и буду внушать эту мысль нашей молодежи – у нашего народа большое будущее!

Нельзя оставаться равнодушными к судьбе и жизни родного края. Нам нужно воспитать благородную и активную молодежь, которая будет любить и гордиться нашей Родиной! Я предлагаю проводить концерты для жителей г. Орла посвященные этой тематике.

Надо не уставать повторять детям и молодежи о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, потеря поколения, чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании. В своем проекте я буду стремиться к тому, чтобы у детей и молодежи появилось желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: «Кто я?»; «Откуда я?» и «Куда иду?»; «Что беру от прошлого?»; «Во имя чего живу?»; «Что передам потомкам?».

Я считаю, что тема природы очень важна для разговора о патриотизме, она оказывает заметное влияние на развитие патриотических взглядов молодежи, потому что Родина и природа – неразделимые понятия. Следует приобщать молодежь к воспитанию любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи – важная составляющая воспитания патриотизма и сохранения преемственности поколений. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

Обращаясь к теме героического прошлого Родины, ребенку с раннего возраста нужно рассказывать о героях Великой Отечественной войны. Но как сделать, чтобы такие рассказы стали актуальны для современного ребенка? Ведь для наших детей и молодежи начала XXI века Великая Отечественная война - факт далекой истории. Очевидно, что нужно на мой взгляд чаще проводить мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.

Такие мероприятия, могут преследовать цель показать детям и молодежи:

1.Бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

2.Примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях - предмет для гордости и подражания;

3.Примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной жизни.

Я считаю, что в такие мероприятия нужно включать и показ фильмов. Смотреть нужно не только социальные фильмы, но и комедии, лишь бы они наше новое поколение учили добру… После просмотров фильмов возможны обсуждения и дебаты. Это приведет к высказыванию сокровенных мыслей нашей молодежи, раскрытию таящихся в глубинах души чувств.

Очень важно я считаю использование компьютерных технологий. От этого мероприятия получаются намного интересней и познавательнее: кадры военной хроники, фрагменты фильмов, заочные экскурсии в города-герои, презентации, музыка, интеграция предметов, – всё это делает разговор о патриотизме ярким, наглядным, затрагивающим душу.

И, конечно, же лучшим примером патриотического воспитания наших детей и молодежи служат экскурсии по родному краю. У нас в Орловщине очень богатое историческое прошлое. Если его не изучать, то наше будущее поколение не будет знать свои корни и не сможет стать полноценными людьми. Яркие примеры экскурсий: Национальный парк Орловское полесье; Спасское-Лутовиново; Музей писателей-орловцев; Спасо-Преображенский собор; Ливенский краеведческий музей; Свято-Троицкая церковь; Скит святого Кукши; Музей И. С. Тургенева; Дом-музей Н. С. Лескова; Музей Л. Андреева; Музей И. А. Бунина; Дом-музей Т. Н. Грановского; Орловский театр имени Тургенева; Театр для детей и молодежи “Свободное пространство”; Театр “Русский стиль”; Филармония.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит: “Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения!”. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны мы, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько мы на сегодняшний день сможем развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит только от нас!

Уходит и теряется многое, время не щадит человека. Но дошло до нас от наших предков великое чувство патриотизма. И я верю, что наше будущее поколение будет уважать, хранить, беречь и преумножать то, что создано руками их предков, что завещано и передано им по наследству. И давайте делать для этого все от нас зависящее!

Эссе на тему “Культура – это жизнь. Жить без культуры нельзя” обновлено: Апрель 21, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.

Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.

Перед человеком - целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке» , ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

.

Современный культурный человек

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

Гусева Нина, 1-4:

Культура - это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят...

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек - это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек – «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях – она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» – понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура – суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек – творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Информацию предоставила А.Г. Горюнова