Богородские игрушки. Кузнецы

Изображения людей и зверей были в обычаях восточных славян еще с глубочайшей древности. Фигурки имели символическое значение: медведь – символ могущества, козёл – покровитель урожая, баран и корова – плодородия, олень - изобилия. Деревянная игрушка благодаря обилию лесов существовала в России почти повсеместно. Центром же производства деревянной игрушки считаются село Богородское и Сергиев Посад, а временем возникновения в привычном нам виде – XV век.

История промысла
В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву (первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) его сына Андрея), в 1595 году оно стало собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно они заложили основы резьбы по дереву, прославившей нынешнюю «столицу игрушечного царства» на весь мир. Село Богородское стало одним из центров народного творчества и русского прикладного искусства.
Крупнейший феодал, Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад, еще с XIV века играл роль в общественной и политической жизни страны. Монастырь притягивал богомольцев, и к тому же был крепостью, охраняющей подходы к столице, что содействовало его материальному благосостоянию. В XV ремесленники стали объединяться вокруг монастыря, который обеспечивал им процветание. Здесь работали искусные иконописцы, резчики по дереву и кости, токари. Посад не только отправлял искусно выполненные деревянные изделия царям и патриархам («троицкие» дары), но и получал заказы от вседержителей. То есть деревообделочные промыслы Троице-Сергиева монастыря издавна высоко ценились, а богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи. Сергиев Посад называли «русской игрушечной столицей». Во многих окрестных сёлах делали игрушки (их называли «щепным товаром» и «топорщиной»), а самым знаменитым стало село Богородское. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями одного ствола.
На рубеже XVII-XVIII веков в России складывались промыслы, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий (промысел - форма бытования, когда ремесло служит средством к существованию семьи или всей деревни, и целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий).
Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, неизвестно, но более 300 лет из уст в уста рассказывают легенду о Сергии Радонежском, который вырезал из дерева куклы и дарил детям. Есть и другие предания. По одному из них житель Сергиева Посада продал куклу из липового чурака в 9 вершков (40 см) купцу, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена. По другому, в селе Богородском мать, чтобы позабавить детей, делала им игрушки. Куклы из ткани рвались, из соломы рассыпались. Тогда женщина вырезала игрушку из дерева. Дети прозвали ее Аука, а когда она надоела, отец отвез ее на ярмарку. Третье предание повествует о глухонемом мещанине Татыге, который вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу. Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, он сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей.

С тех пор большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, а кукла стала называться «богородской». А Сергиев Посад к началу XIX века превратился в русскую столицу игрушечного царства. Местный базар поражал многообразием деревянных игрушек: токарных, столярных, резных.
Первое время богородские кустари изготовляли лишь отдельные части, из которых посадские собирали целые игрушки. Потом богородцы стали полностью делать игрушки «в белье» (неокрашенное дерево), а в Сергиевом посаде их расписывали и продавали. Такая экономическая зависимость богородских мастеров продолжалась довольно долго, кроме того, им зачастую приходилось работать на заказ и по моделям Сергиевских игрушечников. Что в итоге сформировало единую систему образов и сюжетов, с годами сложившуюся в самостоятельный художественный стиль резьбы, сформировавший промысел с названием «Богородская игрушка», который занял исключительное место в русской художественной промышленности. По сей день деревянные резные игрушки зачастую не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, иногда зачищая «стеклянной» бумагой.

Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, и целые композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь», а главное отличие богородских игрушек от всех прочих – подвижные детали, приводимые в действие легким движением пружины.

Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичное крестьянское производство. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными, неокрашенными, а красоту наводили узорной резьбой.

Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании в различных сюжетных постановках.
Мастера, работая примитивным инструментом, умели создавать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности, животных и людей, персонажей из народной жизни, басен и сказок.

С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское, в тот же период наступил расцвет богородского резного кустарного производства. Резьбой в деревне занимались в основном мужики, так как кроме мастерства необходимы физическая сила и свободное время, ведь работали по 14-16 часов в сутки (сейчас большинство резчиков – женщины). Но часто вся семья участвовала в работе: старшие сыновья готовили материал, вырубали топориком основную форму без предварительных эскизов. Младшие дети ошкуривали готовые фигурки, выполняли другие простые операции. Работали сидя, держа заготовку на коленях (ногу плотно обматывали тряпкой для предохранения от порезов). Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушки. Мастера делились на «фигуристов» (резавших человечков), «зверистов» и «птичников».



Изделия изготовлялись с осени и до весны (перерыв в сельскохозяйственных работах). Уже на первом этапе становления промысла появились произведения, считающиеся сегодня шедеврами народного искусства. Промысел хоть и возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным давлением посадского типа культуры (симбиоз городских и крестьянских традиций в купе с влиянием фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных живописцев).
Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью Московского губернского земства (1890-1900), которое стремилось возродить лучшие традиции богородского промысла. К началу XX века промысел переживал трудные времена. Наплыв дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому вытеснению традиционных изделий ручной работы. Художественный уровень игрушек снизился, а некоторые их виды и вовсе исчезли. Мастерам помогали расширить ассортимент изделий, организовывали их сбыт. При поддержке С.Т. Морозова был открыт Московский Кустарный музей, позже – мастерская, объединившая научно-исследовательскую деятельность, учебное заведение, продажу игрушек в России и за рубежом. Это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.
Профессиональный художник, коллекционер, основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Николай Дмитриевич Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить древние традиции. Поняв, что старые работы не увлекают кустарей, он переориентировал их на резьбу в народном стиле, но по образцам профессиональных художников (лубковые образы, мотивы картин и старинных гравюр), что привносило в игрушку натуралистичную трактовку и излишнюю детализацию.

У идеи были и противники (например, художник и коллекционер А. Бенуа), которые считали такое спасение промысла искусственным. До сих пор ведется спор, больше вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел. Бартрам искал «игрушечную» форму, близкую детскому восприятию и в конце 1900-х годов он перешел от объемного изображения к силуэтному, считая, что «силуэт фигуры служит началом изобразительного искусства у ребенка».



К тому же в его подвижных игрушках элементы двигались не одинаково ритмично, а медленно и вразнобой, так что каждая фигурка привлекала внимание. Однако Бартрам отказался от силуэтных игрушек, заметив, что дети предпочитают объемную форму и разработал познавательные серии для коллективной игры: игрушки-яйца, архитектурные игрушки и этнографические игрушки-комплексы.



Н.Д. Бартрам поощрял создание уникальных скульптурных композиций, посвященных фольклорной и исторической тематике. Что соответствовало традиции: Богородские мастера всегда откликались на происходящее. Военные победы русской армии в XIX столетии, сложная эпоха гражданской и первой мировой войн, коллективизация запечатлена в скульптурных композициях: появились наборы солдатиков, фигурок в военных мундирах, всадников, жанровых композиций на тему русско-турецкой кампании. В качестве образцов использовали и заграничные образцы игрушек с движением, творчески интерпретированные местными резчиками.




В 1911 году местные жители решили организовать артель и учебные мастерские, а в 1913 Главным управлением земледелия и землеустройства была создана образцово-показательная мастерская с полным пансионом для учеников от 7 лет и инструкторским классом по резному делу под руководством выпускника Императорской академии художеств К.Э. Линдблата (позднее его место занял Г.С. Серебряков, активное внедрявший зарубежные образцы, в основном из Германии и Швейцарии, что оставило неизгладимый след в истории традиций промысла). Методику обучения разработал и ввёл мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву. Тогда же мастеровые основали «Кустарно-игрушечную артель» - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т.д. (создатели А. Я. Чушкин и Ф.С. Балаев), в её состав вошли 19 талантливых резчиков, которые работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис привели к упадку промысла. Хотя в первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продаваемые на экспорт, с приходом большевиков богородский промысел начал служить делу мировой революции – мастера вырезали тачанки, чекистов, революционеров, героев борьбы за господство мирового пролетариата.




В 1923 году с приходом новых мастеров организацию преобразовали в артель «Богородский резчик», при которой работала школа. Но основную часть резчиков представляли семьи, передававшие знания из поколения в поколение. Ведь любой промысел держится на династиях. Наряду с традиционной продукцией мастера создавали уникальные работы для различных выставок на темы новой советской жизни.





Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время заострилась наметившаяся в земский период проблема «станковизма». В 1930-х годах появилась так называемая игрушка-скульптура, и два последующее десятилетия в дела промысла вмешивались художники-профессионалы и критики (в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП)).



Не только в Богородском, но и на других промыслах началась откровенная политизация: мастерам навязывали темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты, в том числе формы насильственно менялись и стилизовались под влиянием мелкой пластики мастеров Гжели, гарднеровского фарфора и других промыслов.


В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы, чему способствовали условность форм фигурок и яркость запоминающихся образов. Но и сказочные темы решались как декоративная скульптура, а не как игрушка





Историческая тема в это время потеряла актуальность, но возродилась в годы Великой Отечественной войны, на время отодвинув работу над игрушкой на второй план. Хотя и тут пришлось, например, вырезать не простого солдатика, а красноармейца, одетого по уставу с полной деталировкой знаков отличия, создавать сложные скульптурные композиции с серьезным патриотическим пафосом, разрабатывать темы подвигов партизан и разведчиков, участия животных в боевых действиях. Это превращало детскую игрушку в станковую скульптуру, разрушая образ и назначение куклы. С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, спорт.





В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику художественной резьбы. Этот период оценивается по-разному. С одной стороны традиционная артельная организация труда была ликвидирована и заменена фабричной. После этого «офабричивания» промысел медленно умирал под давлением художественной (местной) промышленности, плана, вала и других чуждых народному творчеству понятий. С другой стороны, прослеживался явный всплеск нового интереса к народной культуре. Художники и мастера промысла внимательно изучали и творчески осваивали традиции богородской резьбы, разрабатывали образцы изделий, посвященные сюжетам русской истории, отечественному фольклору. К тому же НИИХП не только диктовал мастерам ассортимент, темы и сюжеты, но и спасал народные промыслы от разрушения (которое все же настигло их с приходом свободного рынка в постперестроечный период). Но мастерам работать было все сложнее. В 1970-х годах вблизи деревни развернулась гигантская стройка союзного масштаба - гидроаккумулирующая электростанция. Здесь основали поселок строителей ГАЭС, провели новые дороги, построили многоквартирные дома, для чего уничтожили деревни, снеся бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубили сады, а вместе с ними ушли и традиционные посиделки, и простота сельского общения. Новоселы даже не слышали о местном промысле художественной резьбы, а главный архитектор считал, что деревня не представляет архитектурной ценности и отжила свой век. Отмирали многолетние корни богородского промысла. От прежней жизни остались несколько изб, мастера переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Еще в 1984 году Г.Л. Дайн писала в журнале «Декоративное искусство СССР», что рядом с новостройками маленькой и жалкой становится деревня, не спасет которую и охранная зона, изменятся быт людей, их духовно-нравственный облик, значит и богородское искусство.
В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы мастера-художники разрабатывали образцы, воплощаемые мастерами-исполнителями. После 1980-го года олимпийский мишка вытеснил богородского деревянного медведя, а прекратившийся спрос на продукцию фабрики поставил ее на грань закрытия.
Лучшие образцы изделий в то время выпускались только усилиями мастеров-надомников, которые работали вне плана и выбирали сюжет по своему вкусу. А в период перестройки плачевное положение значительно ухудшилось. В начале 1990-х годов страна переходила к рыночным отношениям, Богородская фабрика была приватизирована и преобразована в два предприятия: ЗАО «Богородский резчик» и ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». В настоящее время богородский промысел борется за выживание. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы, далекие от народной традиции.
В богородском художественно-промышленном техникуме закладывается прочный фундамент, на основе которого в дальнейшем строится, развивается, совершенствуется мастерство: студенты овладевают академическим рисунком, живописью, скульптурой, проектной графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу, поощряют участие в различных конкурсах и выставках. Училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Но, познав секреты и нюансы богородского стиля, выпускники часто работают в своём индивидуальном стиле, что в значительной степени возвращает к проблеме «станковизма» - игрушка перестает быть куклой для детей и превращается в станковую скульптуру для коллекционирования. Вторая немаловажная проблема – приток студентов из субъектов федерации, далеких областей и республик, который сводит к нулю классическую традицию, поскольку выпускники не остаются работать на фабрике, а возвращаются туда, где знаменитая русская деревянная игрушка не нужна.

Технология резьбы
Материалом для резьбы служит мягкая древесина липы, реже осины и ольхи. Заготавливать дерево можно только зимой, когда в древесине меньше влаги. Молодые деревья имеют рыхлую неупругую древесину, для резьбы подходят деревья в возрасте 50-70 лет. После снятия коры липу просушивают от 2 до 4 лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. (Старые мастера ускоряли сушку запариванием древесины в русской печи на вольном жару – после выгреба угольев. В чугун клали полено, на дно наливали немного воды, накрывали и ставили в жаркую пустую печь до утра, потом сушили чурку нескольких дней при комнатной температуре.) Затем ствол распиливают, поленья делят на кругляки – «горбушки» (часто использую часть спила) для горизонтально ориентированных фигур, или разрубают на треугольные бруски для вертикальных кукол. В готовом изделии всегда прочитывается изначальная трехгранная форма. Сучков должно быть как можно меньше – они плохо смотрятся на изделиях, поэтому их обходят или вырезают, стараются также не захватывать в заготовку ядро ствола, массив должен быть с часто расположенными годичными кольцами, без рыхлин и пятен. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу, обрисовывая шаблон карандашом, делает запилы ножовкой, затем зарубку топором, намечая общие контуры фигурки. Лишняя масса дерева снимается стамесками, тонкая работа выполняется специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием («щучка»). Мастер должен бережно относиться к материалу, любоваться красотой древесины и извлекать из нее художественные эффекты. Резчики издавна выполняли резьбу без предварительных эскизов - смаху, отсюда возникло название «маховая резьба» (только профессионалы, обучавшиеся в училище, приучены рисовать эскизы и делать образцы из глины или пластилина). Отходы липы (щепа) идут на мелкие детали или подставки для композиций.


Игрушки токарной работы и резные, состоящие из нескольких частей, собирают из отдельных деталей. Гладкие части скульптуры обрабатывают шкуркой до бархатистости. Хотя старые мастера обходились без наждачной бумаги (которую называли «стеклянной»), все операции выполняли только ножом и стамеской. Сейчас некоторые игрушки покрывают бесцветным лаком или расписывают.

Классические богородские игрушки не окрашивают (бельё), они не имеют покрытий, для отделки различными мелкими стамесками наносят так называемую «роспись» неглубокими порезками – бороздками, имитирующими густую шерсть, мягкую кожу, оперение птиц, гривы и хвосты коней, складки одежды человека, траву и т.д. Благодаря фактурной обработке поверхности дерева, изделия отличаются четкостью и ритмической ясностью силуэтов, игрой светотени, проработкой мельчайших деталей, сочетанием орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью.

Ассортимент изделий
Наиболее ранние произведения богородских резчиков, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к концу XVIII – началу XIX века. Это нарядные куклы в костюмах гусаров и барынь, крестьян и крестьянок, многофигурные скульптурные композиции, резные миниатюры («китайская мелочь» – раскрашенные трехсантиметровые фигурки; некоторые источники утверждают, что они продавались стаканами (по 5-6 фигурок) за копейку – деньги по тем временам немалые.) и многие другие персонажи. Из этих игрушек можно составлять разнообразные жанровые сценки.





Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, барыни и няньки, кормилицы с детьми, солдаты и пастушки, мужики и рыбаки, дровосеки и музыканты, крестьяне и баре, монахи и монахини, кони и упряжки, медведи и курочки, зайцы и лисички. Все персонажи отличаются сочетанием реализма и юмора, характерной передачей поз и жестов, многофигурные скульптурные композиции рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, чаепитиях, а животные выглядят очеловеченными.









Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам), с кнопкой, с пружиной, с балансом (детали крепятся на ниточке к шару). Стоит нажать кнопку, потянуть планку, качнуть шар – фигурка оживает. Незамысловатые, но интересные по конструкции механизмы делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной, а звук обостряет динамику игрушки. В работе над подвижной игрушкой важно мышление конструктора. Оживляя жанровые сцены, на деревьях колеблются листочки, закреплённые на тонких проволочках. Подвижными «Курочками» играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. А «Кузнецы», обычно изображающие мужика и медведя, стали символом промысла и самого села, войдя в его флаг. Рассказывают, что в конце XIX века на Всемирной выставке в Париже знаменитый французский скульптор Роден назвал «кузнецов» гениальным произведением народного искусства, а получив такую игрушку в подарок, бережно ее хранил.









Кроме традиционной игрушки (резной, токарной, расписной, подвижной) мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и корпусы для часов, иконостасы, наличники, занимаются реставрацией любой сложности.










Несмотря на экономические трудности, искусство резьбы по дереву продолжает развиваться. Мастера используют метод творческого варьирования при изготовлении каждого изделия. На предприятиях регулярно проводятся конкурсы, в том числе тематические, по созданию новых образцов изделий.
Богородские мастера-художники – участники многочисленных выставок. Всероссийские выставки, проводимые в огромных залах (Большой Манеж, ЦДХ), требуют соответствующего масштаба произведений. Так появляются двухметровые медведи и огромные ложки выше человеческого роста. А значит, с одной стороны, крупные экспозиции помогают мастерам вписаться в современную художественную среду, с другой, отдаляют их от традиций народного промысла.
Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Иногда она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла. Резчики находят оригинальные формы, позволяющие соединить традицию и реалии XXI века, например, подвижная композиция, в которой вырезанный по всем канонам богородский медведь колотит лапой по клавиатуре компьютера. Другие мастера работают в ином ключе – выбирают мотивы и сюжеты, не свойственные промыслу: ангелы и святые, Дед Мороз и Буратино, пластически близкие то масс-культу, то стилизованным станковым вещам. Часть художников, сохраняя традиции, продолжают работать в архаичном стиле, характерном для народной резьбы, воссоздавая старые и разрабатывая новые образцы, а некоторые в поисках решения пластической формы, изобретают новые варианты игрушек. В результате, лишившись естественной среды бытования, народная игрушка стала для нас произведением искусства, частью народного творчества, художественным явлением. Если люди и покупают богородскую скульптуру, то не в качестве детской куклы, а лишь как украшение дома, зачастую оформленного в современном стиле. Какие тенденции окажутся преобладающими, сохранит ли в их противоборстве промысел жизнеспособность – покажет время.















Богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиево-Посадский район Московской области).

История

Зарождение

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны - жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…».

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII-XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII - началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры - посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников - живописцев.

Развитие

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Период 1840-х - 1870-х годов, по мнению ряда специалистов, - время расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Можно много говорить о том, чего больше - вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров - резчиков.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-е - 1950-е годы) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики - в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричиванием» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «…маленькой, жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»

В 1970-х - 1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х - начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители - все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза - любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

Современность

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Среди советских мастеров богородской резьбы - Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село - родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Легенда

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском - точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, чтобы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил её в своей лавке для украшения, но игрушка ту же была куплена с выгодой для купца.

Богородское

Богородское - село старинное. Уже в XV–XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Артель «Богородский резчик»

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

Мальчик на лыжах с собакой. 1950-60 гг. Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Направления деятельности

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности:

  • участок резной белой игрушки,
  • участок скульптуры,
  • участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи,
  • участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка,
  • матрешка.
, CC BY-SA 4.0

С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Известность

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.


, CC BY-SA 4.0

Далеко за пределами Московской области известны богородские мастера-чудодеи: , Н.И. Максимов, М.А. Пронин, А.Я. Чушкин, А.А. Рыжов, И.К. Стулов, С.А. Паутов, И.М. Польский, М.Я. Дворников, .

Богородские резчики - участники многочисленных выставок: их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке,Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга работает постоянная выставка, где экспонируются известные композиции «Как мыши кота хоронили», «Чудо-Юдо Рыба-Кит» и многие другие произведения.

Богородская фабрика - обзор

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, учитель технологии Центра образования № 1828 «Сабурово» (Москва).

Из истории промысла

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кузнецы Мишка и Мужик - символ богородского промысла.

Игрушка с шариком-балансом.

Старое здание главного учебного корпуса Богородской профтехшколы. Фото 1958 года.

Потомственный резчик С. И. Балаев показывает воспитанникам Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово», как делать маятниковую игрушку.

Работа мастера над подвижной игрушкой уподобляется уже искусству не скульптора, а конструктора, собирающего композицию из разных деталей.

Воспитанники Детской академии русской культуры в домашней мастерской потомственного резчика В. Г. Ерошкина (сидит справа).

Ручная работа над игрушкой занимает довольно много времени. Сначала заготовку вырубают топором, затем приступают к обработке стамесками и специальными богородскими ножами.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Село Богородское раскинулось на высоком берегу реки Кунья, неподалёку от Сергиева Посада. Игрушечный промысел зародился здесь в XVII веке под влиянием Троице-Сергиева монастыря - в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень - изобилие, удачный брак.

Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем.

Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик».

В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии - воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Технология изготовления игрушки

Прежде чем игрушка попадает на прилавок, она проходит долгий путь. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. А почему именно из липы делают игрушки? Да потому, что она самая мягкая для резчика, податливая, с ней легче работается. После снятия коры липу просушивают в течение двух-трёх лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. Просушенное бревно распиливают на «чураки», то есть короткие стволы. И только после этого мастер приступает к задуманной работе.

Богородские изделия выполняют как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее. Заготовку сначала вырубают топором, производят так называемую зарубку, делают пропилы ножовкой по дереву. Эти операции придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке стамесками. Готовую нераскрашенную игрушку именуют «бельём».

Динамичные, выразительные, смешные…

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки - солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать - эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы - самые лучшие.

Экскурсия в домашнюю мастерскую

Вместе с воспитанниками Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово» мне довелось не раз бывать в Богородском. Последняя наша этнографическая экспедиция в эти края состоялась в феврале нынешнего года. Московские школьники наблюдали за работой и сами трудились в домашних мастерских В. Г. Ерошкина и С. И. Балаева.

На фасаде дома Сергея Ивановича Балаева, дед которого стоял у истоков создания артели, - белым цветом выкрашенные резные фигуры птиц и животных. Проходя мимо, невольно засмотришься.

Сергей Иванович пригласил нас в гости. В его доме всё напоминает о традиционном укладе доброй и крепкой крестьянской семьи. Большая побелённая печка, красный угол с иконами, высокая кровать с многочисленными подушками, старинный комод, на стенах - чёрно-белые фотографии. Есть, конечно, и свой верстак. Располагается он около окна, где больше естественного света, чтобы меньше напрягались глаза. Инструмент - в ячейках тряпичной сумки-раскладки, которая легко раскладывается на верстаке и так же легко сворачивается, не занимая много места. Резцы в такой сумке не тупятся и никого не поранят. На передней стороне верстака закреплена короткая упорная доска, вся изрытая соскакивающими во время работы резцами. Благодаря этой доске, легко заменяемой на новую, верстак не портится. Над верстаком развешаны необходимый резчику столярный инструмент, картонные шаблоны различных изделий. Шаблон накладывают на заготовку и обрисовывают карандашом.

Рядом с верстаком обязательно должен быть пенёк, на котором заготовку зарубают или выпиливают ножовкой. Только после этого начинается обработка изделия стамесками и острыми богородскими ножами. Инструмент и материал резчик подготавливает заранее. Чтобы древесина не пересохла, зимой хранит её в полиэтиленовом пакете, а иногда даже заворачивает во влажную ткань и укладывает в пакет. Пересохший материал резать сложнее.

У профессионалов больших отходов липы в работе не бывает. Ценят каждый кусочек, используют для всяких мелочей. А в печку идут только стружка и сучковатые обрезки.

Сергей Иванович с удовольствием продемонстрировал нам, как он делает маятниковую игрушку «Мальчишка, держащий за хвост Жар-птицу», используя самые простые инструменты - топор, нож, стамески и резцы.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном училище. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9-11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой.

Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места.

За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).

Статья иллюстрирована фотографиями, предоставленными педагогическим коллективом Богородского художественно-промышленного училища.

Богородская игрушка, или Богородская резьба - русский народный промысел, включающий изготовление резных игрушек и скульптур из мягких пород деревьев: липы, ольхи, осины. Возник этот способ рукоделия в селе Богородское Московской области. Главной отличительной чертой такого искусства является изготовление движущихся игрушек.

Еще в XV веке была известна школа объемной резьбы по дереву , которая находилась при Троице-Сергиевой Лавре. Во многих селах, которые были расположены поблизости, народные умельцы занимались изготовлением игрушек, но самым известным стало село Богородское. Находится оно всего в 30 км от Сергиева Посада, который в то время считался центром игрушечного дела.

Возникновение стиля

К сожалению, точное время возникновения этого промысла неизвестно, однако многие специалисты считают, что уже в XVII веке в этом селе занимались резьбой по дереву. Основанием для таких суждений стали упоминания из дворцовых книг царя Алексея Михайловича. В них встречаются сведения о деревянных игрушках для детей , приобретенных в селе Богородском.

По другим данным, первые произведения деревенского искусства, находящиеся в ряде исторических музеев, датируются началом XIX века. Отсюда можно сделать вывод, что, вероятней всего, зарождение этого ремесла можно отнести к XVII-XVIII вв. екам, а полное формирование к концу XVIII - началу XIX веков.

Как показывает история богородских игрушек, первое время этим промыслом занимались крестьяне, у которых после сельскохозяйственных работ появлялся свободный период. Поэтому изготовление игрушек носило сезонный характер. Причем изготовлялись в основном только заготовки по заказам Сергиевского промысла, которые затем отправлялись на роспись в Сергиев Посад. Однако считается, что именно в этот период появились первые шедевры в виде фигур:

  • пастушок;
  • львы со львятами;
  • медведи;
  • собаки со щенками.

Хотя это ремесло возникло среди крестьян, на него оказывало сильное воздействие и ремесленное производство. Таким образом, происходило слияние крестьянских и городских традиций, в том числе под влиянием фарфоровой пластики, книжных иллюстраций и произведений художников.

Дальнейшее развитие промысла

В середине XIX века село Богородское постепенно становится центром промысла, и богородская резьба по дереву становится самостоятельным производством. В то время особое влияние на создание стиля оказывали такие мастера, как Зинин и, чуть позже, Устратов, который родом был из этого села. Специалисты считают, что именно в тот период и начался самый расцвет промысла и богородской росписи.

В дальнейшем большую роль в развитии промысла сыграла Московское губернское земство, благодаря которому в конце XIX века в Сергиевом Посаде была организована учебно-показательная мастерская. Ее целью были научно-исследовательские и учебные мероприятия, а также продажа изделий на территории России и за рубежом. В Москве был открыт Кустарный музей , который, в свою очередь, стал основой возрождения народного искусства.

Чуть позже художник и коллекционер Бартрам основал и стал руководить Государственным музеем игрушки, с помощью которого он хотел сохранить произведения старых мастеров. Однако богородских резчиков не увлекали старинные работы. Тогда Бартрам хотел убедить их работать в народном стиле, но используя образцы профессиональных художников. Многим специалистам такая идея не понравилась , так как, по их мнению, это приводило к искусственному спасению народного промысла.

Однако именно вмешательство профессиональных художников привело к тому, что изделия тех времен считались образцом для мастеров резного искусства. В 1913 году в Богородском организовалась артель, что позволило местным мастерам получить независимость от скупщиков из Сергиева Посада.

Все руководство осуществлялось советом, в который входили известные в те времена мастера. Годом позже в селе открыли земскую школу, в которую набирали учеников для обучения этому ремеслу.

Сначала большинство изделий сохранялись на селе, однако немалое количество продукции отправлялось и на экспорт. В начале 20-х годов прошлого века вновь начала работу артель в Богородском, в ней опять собрались старые известные мастера, что позволило этому промыслу снова обрести значимость.

В связи с изменением системы общественного производства , богородские резчики стали искать другие формы и художественные решения. Так, в 30-х годах появилась богородская резная игрушка в виде скульптуры, которая отличалась новой тематикой. В дальнейшем на резчиков по дереву, не только богородских, началось активное воздействие со стороны профессиональных художников и критиков. Таким образом, началась активная политизация промысла, которая навязывала мастерам совсем другие и далекие от крестьянской природы темы.

Однако местные резчики оригинально отреагировали на такой прессинг, перейдя на сказочную тематику в своем производстве. Немного была охвачена и историческая тема, в основном посвященная Великой Отечественной войне. Самые сложные времена для мастеров наступили с образованием Богородской фабрики художественной резьбы по дереву. Как таковой промысел прекратил свое существование и на его место пришли такие понятия, как:

  • художественная промышленность;
  • план;
  • вал и др.

Еще через 15 лет на эти места, а особенно на реку Кунью, обратили внимание работники энергетической промышленности. Деревянные дома сносились, сады вырубались, а на их месте появлялись многоэтажки. Занятие любимым делом становилось весьма сложным.

Несмотря на тяжелую ситуацию, в настоящее время фабрика продолжает работать и выпускать продукцию. Но все меньше местной молодежи хотят заниматься этим промыслом , что сводит на нет богородскую традицию.