Еще народу русскому пределов не. Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь

Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по пути свой характер как в условиях мирного, так и военного времени. Об этом свидетельствуют произведения писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Шолохова, а так­же представителей литературы XX века Л. Боро­дина и Б. Васильева.

Известно, что стратегия и тактика поведе­ния человека определяются целью. Так, в романе Б. Васильева «В списках не значился» Николай Плужников, поступив в военное училище и отлич­но закончив его, считал своей необходимостью поз­нать армейскую жизнь, а не остаться в штабе (как предлагало руководство училища). Плужников выбирает не легкую дорогу, а тернистую, для того чтобы стать высоким специалистом, знающим прекрасно своё дело. Возможно, он и стал бы тако­вым, поскольку был ответствен во всём. Но судьба уготовила ему суровое испытание - остаться вер­ным воинскому и гражданскому долгу или сдаться в плен? Кстати, для Николая Плужникова такой дилеммы не существовало. Как и все русские, мо­лодой человек любит свободу и хочет видеть сво­бодной свою Родину, поэтому решил сражаться с оккупантами.

Писатель показывает активную жизненную по­зицию Плужникова. Он не растерялся в условиях начавшейся войны, а взял на себя командование над людьми, спрятавшимися в казематах крепо­сти. Без воды, без еды, без оружия Плужников ве­дёт войну с немцами, потому что Родина для него превыше всего. Этот человек ни разу не свернул с выбранного пути. Даже умирая, он не назы­вает ни своего звания, ни фамилии, а заявляет, что он русский солдат. Просто поражаешься его мужеству, внутренней стойкости и силе духа!

Б. Васильев показал поведение не только глав­ного героя в экстремальной обстановке, но и дей­ствия других бойцов, оказавшихся в казематах Брестской крепости. Среди них особенно хочется отметить сержанта Семишного, носившего знамя крепости под гимнастёркой, и военного врача, по­могавшего обречённым старикам и детям в казе­матах, причём последний, будучи больным, отка­зывался от еды, поскольку другим, по его мнению, это было нужнее.

Итак, автор показал высокий национальный дух русских, несгибаемость их воли. Двадцати­летний Николай Плужников, седой, худой, сле­пой, с отмороженными пальцами, выбравшийся на поверхность с помощью Свицкого, предстал перед немцами как гордый человек. Более того, он отстранил санитаров и дошёл до машины скорой помощи на своих распухших ногах. Надо сказать, что немецкий генерал приветствовал этого чело­века, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали, причём салютовали не врагу, а патриоту, который на протяжении долгих меся­цев оставался верен своей Родине до последнего вздоха. Он умер свободным и после жизни, «смер- тию смерть поправ».

Нусский народ отличается незаурядным мыш­лением, принципиальностью и оптимизмом. Та­ковым представлен герой повести Л. Бородина «Третья правда» - Андриан Селиванов. Этот че­ловек ни от кого и ни от чего не зависим. Он имеет свою, отличную от других точку зрения на проис­ходящие события в период постреволюции в стра­не и готов защищать «свою правду». Этот человек гордится собой, хотя не повезло ему ни с ростом, ни телосложением. Он личность сильная, доро­жащая свободой и сражающаяся за свои принци­пы любыми способами: хитрит, лукавит, берёт на душу тяжкий грех. Андриан не доволен поли­тикой завоевания тайги и вступает в борьбу с но­вой властью, в результате чего спасает Чехардак - уникальное место.

Леонид Бородин показал его жизненный путь, как путь, наполненный сюрпризами. Случайное знакомство с белым офицером, приехавшим пови­даться с дочерью и умереть на родине, было для ге­роя испытанием на человечность. Риск и хлопоты не испугали Андриана. Он прячет их в тайге, при­чём помогая больному офицеру, старается поддер­жать добрым словом его дочь Людмилу и убедить её в ненужности случившейся бойни в результате борьбы за власть.

Андриан Селиванов - человек, который всегда верен своему слову. Пообещав умирающему бело­му офицеру позаботиться о его дочери, он вступа­ет в смертельную схватку с Длинным, прекрасно понимая, что Людмиле не по пути с ним, посколь­ку тот пребывает в бессмысленной борьбе против уже установившейся новой власти. Таким обра­зом, наш герой спас молодую душу, не причастную ни к какой политике и настрадавшуюся в жизни, потому что она была дочерью белого офицера. Бо­лее того, являясь частью судьбы своего друга Ива­на Рябинина («загремевшего» на двадцать пять лет каторги) и его супруги Людмилы, главный ге­рой воспитывает их совместную дочь как свою соб­ственную. Селивановская преданность этой семье не знает границ. Он сохраняет рябининский дом всеми правдами и неправдами, успешно разрешив все проблемы, возникшие на пути.

Алгоритм написания итогового сочинения

Бондаренко Н.А.,

учитель литературы МАОУ «ЛНИП»

городского округа Королёв

Московской области


Алгоритм написания сочинения

2) Определите проблему/вопрос, которые содержатся в теме

3) Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему, отвечают на поставленный вопрос

1) Выберите тему

5) Продумайте композицию работы, напишите план или план-схему

4) Подберите произведения (1- 4), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

6) Напишите черновой вариант работы

8) Напишите окончательный вариант работы

9) Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

7) Перечитайте написанное, внесите необходимую правку


Композиция сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Заключение

Постановка проблемы/вопроса, которые содержатся в теме (4-5 предложений).

Ответ на главный вопрос темы, последовательное доказательство главной мысли сочинения (на примере произведений художественной литератруры (1–4)) с учетом проблемы (проблем), поставленной во вступлении.

Тезис 1

Обобщение по всей теме; выводы (если их несколько, то каждый вывод – с новой строки).

Должно быть не менее

Краткий и точный ответ на вопрос, поставленный во вступлении; сжатый итог рассуждения (2-5 предложений).

Микровывод (обобщение)

3-х тезисов !

Структура сочинения

Тезис 2

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)


Вступление + заключение = не более ¼ сочинения.

Заключение должно перекликаться со вступлением и содержать выводы по проблеме

(проблемам), поставленной во вступлении

В основной части должна быть решена проблема (проблемы)/получен ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении

Постоянно в прямой или синонимичной форме обращайтесь к формулировке темы

(во вступлении, основной части и заключении сочинения), чтобы подчеркнуть соответствие работы выбранной теме

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Пример

Предполагает краткую характеристику определенной эпохи, анализ социально-экономических нравственных, политических и/или культурных особенностей того времени

(Направление «Путь».

Достоинства

История России, российской нации полна тревог и испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Борьба с татаро-монгольским игом и покорение Сибири, тяжелые времена Смуты и грандиозные преобразования петровского времени, разруха после волны революций и дерзкий взлет авангардного искусства, тяготы послевоенных лет и энтузиазм строителей Байкало-Амурской магистрали… Всякий раз, когда казалось, что жизнь и сознание русского человека загнано в тупик, покорено и раздавлено, прорастали свежие побеги надежды на то, что лучшее впереди, появлялись новые силы и крепилась вера – вера в Бога, вера в страну, вера в человеческие возможности. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы наш народ в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Именно вопрос об «отсутствии пределов» сейчас, как и в иные времена, продолжает волновать каждого, кто считает своей Родиной великую Россию.

Тема: (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Универсаль-ность.

- Широкий охват времени и пространства.

- Необходим широкий кругозор.

- Возможен значительный объем.

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Пример

(Направление «Путь».

Достоинства

Едва ли не всякий русский человек уверен в том, что для нашего народа не существует непреодолимых границ и нестерпимых трудностей. Что рождает подобную уверенность в силе и твердости духа русской нации? Непростой исторический путь, постоянный поиск истины, приход к равновесию через заблуждения и утраты, примеры настоящего мужества и истинной святости – все это помогает утвердить в сознании мысль о безграничном, бесконечном пути, по которому развивается Россия и русский народ. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? На этот вопрос уверенно отвечает отечественная литература.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Самый «выгодный» вариант вступления.

- Удобный пере-ход к проблеме/ вопросу.

- Абстракт-ность рассуждения.

- Рассуждение начинается уже во вступлении.

Варианты вступления

Виды вступлений

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Особенности

Пример

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

Нет в отечественной литературе человека более преданного простому русскому человеку, чем Николай Алексеевич Некрасов. Никакие жизненные трудности, лишения и невзгоды, соблазны столичной жизни не заставили этого замечательного поэта изменить главной теме своей жизни – теме судьбы русского народа. Исследуя русскую душу, анализируя русскую историю, изучая русский быт, Некрасов все более утверждался в мысли о твердости и несокрушимости целой нации, частью которой являемся все мы. Почему в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Переход к анализу уже во вступлении.

- Предполагает знание биогра-фии писателя/ поэта.

- Предполагает хорошее знание текста художе-ственного произведения.

- В основной части предпола-гается обраще-ние к творчест-ву именно того писателя/поэта, который упомянут во вступлении.


Варианты вступления

Виды вступлений

ЦИТАТНОЕ

Особенности

Пример

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли

(Направление «Путь».

Достоинства

«Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Так великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов определяет безграничную веру в русский народ, передает уверенность в его будущем благополучии. Да, русский человек многое пережил, вытерпел, выдюжив на своих плечах семью, страну, веру. Его испытания продолжаются и сейчас. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Прямая связь с темой.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Предполагает точность цитирования (может использоваться цитата, не заявленная в теме сочинения).


Варианты вступления

Виды вступлений

ЛИЧНОСТНОЕ

Особенности

Пример

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения

(Направление «Путь».

Достоинства

Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопрос, который она поднимает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, являющегося частью своего народа, живущего интересами своего времени. Почему Николай Алексеевич Некрасов так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Простота изложения.

- Невысокая степень «погружения» в тему в начале работы.

- Не самый удачный вариант вступления из-за универсальности формулировок.


Варианты заключения

Виды вступлений

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Особенности

Пример

Предполагает возвращение к основной мысли сочинения с изложением ее более широко и эмоционально

(Направление «Путь».

Достоинства

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что Николай Алексеевич Некрасов предложил не просто лозунг, утверждая, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Поэт уверенно и ясно заявил то, что выстрадано всем его творчеством: сила духа русского человека, его терпеливый труд и вера в добро и справедливость открывают широкие возможности для его развития и делают его непобедимым как духовно, так и физически.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Самая типичная и логичная концовка сочинения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Иногда звучит чрезмерно патетично.


Варианты заключения

Виды вступлений

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Особенности

Пример

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает к основной проблеме, заключенной в теме, подчеркивая ее актуальность

(Направление «Путь».

Достоинства

К сожалению, испытания русского народа не закончились. Постоянная борьба и утверждение ценности, уникальности русского характера продолжаются и ныне. Сколько еще нужно пережить, перетерпеть, преодолеть, чтобы весь мир и мы сами убедились в том, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Тесная связь со вступлением.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно бывает поставлен финальный вопрос.


Варианты заключения

Виды вступлений

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Особенности

Пример

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить свое отношение к проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

В заключении работы хочу обратиться с призывом: верьте в русский народ, в силу его духа, в его безграничные возможности. Только уверенность друг в друге, сплоченность и единство сознания помогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути развития страны, нации.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Простота и краткость изложения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно мысль в заключении соотнесена с основной мыслью сочинения.


Варианты заключения

Виды вступлений

ЦИТАТА

Особенности

Высказывание, достаточно полно выражающее мысль

Пример

Достоинства

(Направление «Путь».

Сколько бы ни продолжались споры об уникальности русского характера, об особом пути России, невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: мновековая история становления нашей нации и утверждения государственности в нашей стране доказывает справедливость слов Н.А. Некрасова: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»!

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Удобный вариант при наличии цитаты в теме сочинения (но в этом случае нельзя использовать цитатный вариант вступления!).

(Н.А.Некрасов)).

-Предполагается точность цитирования.

- Далеко не каждая цитата уместна в заключении (это может быть и цитата, не заявленная в теме сочинения).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы , избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

4. Качество письменной речи

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

5. Грамотность

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Для получения оценки «зачет» по сочинению необходимо, чтобы работа была обязательно зачтена минимум по трем критериям: по критериям 1 и 2 + любой из критериев 3, 4, 5.
  • Если в сочинении менее 250 слов , то сочинение не проверяется по критериям 1-5.

В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

  • Если за сочинение по критерию 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 2-5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  • Если за сочинение по критерию по критерию 1 выставлен «зачет», а по критерию 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 3-5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания 3-5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям.


Критерий

Условия выставления баллов

1. Соответствие теме

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения ;

сочинение написано без привлечения литературного материала,

и/или допущены 2-4 фактические ошибки , связанные со знанием литературного материала.

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

3. Композиция

Кол-во баллов

и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

(max 20)

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

и/или мысль повторяется и не развивается .


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

4. Качество письменной речи (качество сочинения)

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Кол-во баллов

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

(max 20)

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

6. Речевые нормы

Кол-во баллов

Допущено не более 2 речевых ошибок.

(max 20)

Допущены 3-4 речевые ошибки.

7. Орфографические нормы

Допущены 5 и более речевых ошибок.

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

8. Пунктуационные нормы

Кол-во баллов

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

(max 20)

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).


Отметка по десятибалльной системе оценивания

Первичный балл


ПРИМЕРЫ работы над сочинением (работа с черновиком)

На слайдах 25 – 29 приведены примеры работы над сочинением:

составление плана, представленного схематично, для пяти тем

(по одной теме для каждого направления (2015-2016 учебный год)).


Направление «Время»

Тема: «Общество и эпоха»

Как связаны общество и эпоха? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 4

Тезис 2

Тезис 1

От деятельности «героев времени» зависит пробуждение или заблуждение общества

Определенная эпоха есть шаг в развитии общества

Деяния человека и его потребности формируют представление об эпохе

Эпоха – длительный период времени с характерными явлениями, событиями

Эпоха Возрождения, Эпоха Просвещения, эпоха наполеоновских войн

Л. Толстой. «Война и мир»;

  • М. Ломоносов;
  • модернисты (поэты, художники и др.).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Наполеон);

А. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий);

Н. Гоголь. «Мертвые души» (Чичиков).

ВЫВОД (заключение):

общество и эпоха неразрывно связаны друг с другом, их взаимодействие – естественный путь развития


Направление «Дом»

Тема: «Дом: разлад с собой и миром»

Когда дом является местом разлада с собой и миром? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 1

Тезис 3

Тезис 2

Дом должен быть островком счастья, покоя, дарить чувство защищенности

В доме нет радости, если

В бедности и нужде дом воспринимается как временное пристанище, и это рождает внутренний протест

Неудовлетворенность жизнью возникает, если в семье нет взаимного уважения и царит насилие

там пусто и одиноко

Л. Толстой. «Война и мир» (Ростовы).

И. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»).

И. Бунин. «Антоновские яблоки».

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин);

А. Островский. «Гроза» (Семья Кабановых).

М. Горький. «На дне» (Сатин, Актер, Клещ и др.).

ВЫВОД (заключение):

Тепло домашнего очага, любовь и взаимопонимание помогают избежать конфликта с собой и миром или преодолеть его.


Направление «Путь»

Тема: «Путь к себе»

Почему так труден путь к себе? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Обретение гармонии с собой зависит в первую очередь от самого человека

Чтобы познать и понять себя, нужно быть готовым познать и понять других

Отсутствие гармонии с самим собой – источник душевных и физических невзгод

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников)

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня)

Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов).

Л. Толстой. «Война и мир» (Безухов).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

ВЫВОД (заключение):

Познание себя самого – процесс преодоления эгоизма, примирения с силой и слабостями других, с многобразием и несовершенством мира.


Направление «Любовь»

Тема: «Лики любви»

Насколько любовь многолика? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 3

Тезис 1

Тезис 2

Любовь – это освобождение духа из плена материального мира

Любовь – это испытание

Любовь – это обновление через страдание и разочарование

Любовь – это высшее эмоциональное и духовное наслаждение

ума и сердца

И. Гончаров. «Обломов».

Лирика А. Пушкина («Признание», «Я помню чудное мгновение…», «Мадонна»).

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Татьяна).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня).

Лирика А. Пушкина («Я вас любил…»).

Лирика А. Пушкина («Сожженное письмо).

Лирика Ф. Тютчева («О, как убийственно мы любим…»).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (княжна Мери).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Базаров).

ВЫВОД (заключение):

Любовь многолика, сложна, но всегда благотворна и созидательна для человеческой души.


Направление «Год литературы в России»

Тема: «Литература – это исповедь или проповедь?»

Литература должна правдиво рассказывать о жизни или учить жить? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Тезис 4

Залогом преображения является очищение души

Без исповеди нет понимания истины, очищения и освобождения от заблуждений

Мир художественного произведения – это модель общества и человеческих отношений

Н. Гоголь. «Мертвые души».

Л. Толстой. «Война и мир».

М. Горький. «На дне», «Старуха Изергиль».

И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско».

Е. Замятин. «Мы».

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников);

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Павел Кирсанов, Базаров).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри).

ВЫВОД (заключение):

Задача литературы – воздействовать на ум и сердце человека через очищение, освобождение от суетности и заблуждений,

то есть проповедь через исповедь.


Домашнее задание :

напишите вступления и заключения к каждой из тем, названных на слайдах 25 – 29. Воспользуйтесь материалом со слайдов 5 – 13. Обязательное условие: вступления и заключения должны быть разных видов (один из вариантов заключения может повториться дважды, т.к. их 4). Укажите, какой из вариантов вступления и заключения соответственно вы выбрали.

Бездомного, безродного
Немало попадается
Народу на Руси,
Не жнут, не сеют - кормятся
Из той же общей житницы,
Что кормит мышку малую
И воинство несметное:
Оседлого крестьянина
Горбом ее зовут.
Пускай народу ведомо,
Что целые селения
На попрошайство осенью,
Как на доходный промысел,
Идут: в народной совести
Уставилось решение,
Что больше тут злосчастия,
Чем лжи,- им подают.
Пускай нередки случаи,
Что странница окажется
Воровкой; что у баб
За просфоры афонские,
За "слезки богородицы"
Паломник пряжу выманит,
А после бабы сведают,
Что дальше Тройцы-Сергия
Он сам-то не бывал.
Был старец, чудным пением
Пленял сердца народные;
С согласья матерей,
В селе Крутые Заводи
Божественному пению
Стал девок обучать;
Всю зиму девки красные
С ним в риге запиралися,
Оттуда пенье слышалось,
А чаще смех и визг.
Однако чем же кончилось?
Он петь-то их не выучил,
А перепортил всех.
Есть мастера великие
Подлаживаться к барыням:
Сначала через баб
Доступится до девичьей,
А там и до помещицы.
Бренчит ключами, по двору
Похаживает барином,
Плюет в лицо крестьянину,
Старушку богомольную
Согнул в бараний рог!
Но видит в тех же странниках
И лицевую сторону
Народ. Кем церкви строятся?
Кто кружки монастырские
Наполнил через край?
Иной добра не делает,
И зла за ним не видится,
Иного не поймешь.
Знаком народу Фомушка:
Вериги двупудовые
По телу опоясаны
Зимой и летом бос,
Бормочет непонятное,
А жить - живет по-божески:
Доска да камень в головы,
А пища - хлеб один.
Чуден ему и памятен
Старообряд Кропильников,
Старик, вся жизнь которого
То воля, то острог.
Пришел в село Усолово:
Корит мирян безбожием,
Зовет в леса дремучие
Спасаться. Становой
Случился тут, всё выслушал:
"К допросу сомустителя!"
Он тоже и ему:
"Ты враг Христов, антихристов
Посланник!" Сотский, староста
Мигали старику:
"Эй, покорись!" Не слушает!
Везли его в острог,
А он корил начальника
И, на телеге стоючи,
Усоловцам кричал:

"Горе вам, горе, пропащие головы!
Были оборваны,- будете голы вы,
Били вас палками, розгами, кнутьями,
Будете биты железными прутьями!.."

Усоловцы крестилися,
Начальник бил глашатая:
"Попомнишь ты, анафема,
Судью ерусалимского!"
У парня, у подводчика,
С испугу вожжи выпали
И волос дыбом стал!
И, как на грех, воинская
Команда утром грянула:
В Устой, село недальное,
Солдатики пришли.
Допросы! усмирение!
Тревога! по сопутности
Досталось и усоловцам:
Пророчество строптивого
Чуть в точку не сбылось.

Вовек не позабудется
Народом Ефросиньюшка,
Посадская вдова:
Как божия посланница
Старушка появляется
В холерные года;
Хоронит, лечит, возится
С больными. Чуть не молятся
Крестьянки на нее...

Стучись же, гость неведомый!
Кто б ни был ты, уверенно
В калитку деревенскую
Стучись! Не подозрителен
Крестьянин коренной,
В нем мысль не зарождается,
Как у людей достаточных,
При виде незнакомого,
Убогого и робкого:
Не стибрил бы чего?
А бабы - те радехоньки.
Зимой перед лучиною
Сидит семья, работает,
А странничек гласит.
Уж в баньке он попарился,
Ушицы ложкой собственной,
С рукой благословляющей,
Досыта похлебал.
По жилам ходит чарочка,
Рекою льется речь.
В избе всё словно замерло:
Старик, чинивший лапотки,
К ногам их уронил;
Челнок давно не чикает,
Заслушалась работница
У ткацкого станка;
Застыл уж на уколотом
Мизинце у Евгеньюшки,
Хозяйской старшей дочери,
Высокий бугорок,
А девка и не слышала,
Как укололась до крови;
Шитье к ногам спустилося,
Сидит - зрачки расширены,
Руками развела...
Ребята, свесив головы
С полатей, не шелохнутся:
Как тюленята сонные
На льдинах за Архангельском,
Лежат на животе.
Лиц не видать, завешены
Спустившимися прядями
Волос - не нужно сказывать,
Что желтые они.
Постой! уж скоро странничек
Доскажет быль афонскую,
Как турка взбунтовавшихся
Монахов в море гнал,
Как шли покорно иноки
И погибали сотнями...
Услышишь шепот ужаса,
Увидишь ряд испуганных,
Слезами полных глаз!
Пришла минута страшная -
И у самой хозяюшки
Веретено пузатое
Скатилося с колен.
Кот Васька насторожился -
И прыг к веретену!
В другую пору то-то бы
Досталось Ваське шустрому,
А тут и не заметили,
Как он проворной лапкою
Веретено потрогивал,
Как прыгал на него
И как оно каталося,
Пока не размоталася
Напряденная нить!

Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья,
Поймет, что ни работою,
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
Когда изменят пахарю
Поля старозапашные,
Клочки в лесных окраинах
Он пробует пахать.
Работы тут достаточно,
Зато полоски новые
Дают без удобрения
Обильный урожай.
Такая почва добрая -
Душа народа русского...
О сеятель! приди!..

Иона (он же Ляпушкин)
Сторонушку вахлацкую
Издавна навещал.
Не только не гнушалися
Крестьяне божьим странником,
А спорили о том,
Кто первый приютит его,
Пока их спорам Ляпушкин
Конца не положил:
"Эй! бабы!" выносите-ка
Иконы!" Бабы вынесли;
Пред каждою иконою
Иона падал ниц:
"Не спорьте! дело божие,
Котора взглянет ласковей,
За тою и пойду!"
И часто за беднейшею
Иконой шел Ионушка
В беднейшую избу.
И к той избе особое
Почтенье: бабы бегают
С узлами, сковородками
В ту избу. Чашей полною,
По милости Ионушки,
Становится она.

Негромко и неторопко
Повел рассказ Ионушка
"О двух великих грешниках",
Усердно покрестясь.

Эксперты, переписывающие по поручению правительства стратегию развития России до 2020 г., разослали в министерства промежуточную версию труда. В августе документ рассмотрит президиум правительства. Если не менять роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри.

В 1999-2008 гг. российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Эта эпоха закончилась, уже со следующего года рост замедлится до 2-2,5 % в год (прогноз Минэкономразвития на 2011 г. — 4,2 %, на 2012 г. — 3,5 %), обещают правительственные эксперты.

Если правительство попытается разогнать экономику до роста на 6-7 % в год (стимулируя потребление и кредит), то к концу десятилетия Россию ждут «кредитная яма» размером в 16 % ВВП и болезненный кризис, предрекают эксперты.

Нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Комментарий Игоря Залюбовского

Эксперты по поручению правительства в промежуточном докладе по стратегии развития России до 2020 г.: «Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри» и т. д. и т. п.

Подобные документы вызывают неизбывную скуку. И не только потому, что пишутся в основном для конъюнктуры. И не потому, что авторы, по сути, ни за что из написанного не отвечают: что там будет с нами к 2020 г. — Бог весть, и кто тогда вспомнит сегодняшние доклады… Складывается впечатление, что авторы примерно так и рассуждают, и возникает своеобразный (замечу, крайне высокооплачиваемый) «клуб по интересам» — некие рассуждения на заданную тему, обрастающие мнениями различных экспертов, и катится это по наезженной колее всякого рода прогнозов, которые интересны разве что участвующим в них.

Что это я так резко, скажет читатель, разве прогнозы не нужны? Или никому не интересны?

Как специалист по компьютерной прогностике, отвечу: конечно, нужны и интересны. Но мы с вами живем в XXI веке, и сегодня прогнозирование — это не просто набор мнений тех или иных экспертов, а довольно строгие компьютерные и статистические процедуры, основанные на различных нелинейных алгоритмах с привлечением мощных компьютеров. Но главное, для такого прогноза должен присутствовать ясный и прозрачный объект, в данном случае — российская экономика и ее развитие. И вот с этим возникает самая большая проблема, в смысле нужно анализировать то, что вроде как бы и есть, но одновременно как бы и не совсем.

Для простоты понимания давайте вспомним наше недавнее прошлое. Во времена СССР в ЦРУ были уникальные специалисты, которые могли по тому, где кто стоял из членов Политбюро на трибуне или как была изогнута бровь у Леонида Ильича при посещении совхоза им. прогнозировать назначения и увольнения в советских верхах. Иногда американцам удавались удивительно точные предвидения, правда, развала СССР Америка не ожидала. Но речь о другом: подобные прогнозы делались не от хорошей жизни, а от безысходности, поскольку реальная информация из-за железного занавеса практически отсутствовала.

Сейчас, конечно, все по-иному, и информации в избытке, но ее достоверность, как бы помягче выразиться, «вызывает вопросы».

Вот были у нас, к примеру, доблестные служители на букву М, а теперь они же стали на букву П. И вроде много информации в СМИ, как все улучшается в результате этого — прямо на глазах. И очень хочется верить. Так и представляется: едешь по трассе, тебя останавливает вежливый служитель порядка и говорит: «Мы теперь не на букву М, а на букву П. Так что денег нам никаких не нужно, а я Вас остановил просто пожелать счастливого пути». Только глаз (вот противный орган!) видит иную картину.

И вдруг попалась информация: африканское племя Бабонго переименовывало засушливый месяц, чтобы новому названию Бог ниспослал дожди.

Или вот национальные проекты. Может кто-то (кроме «экспертов по поручению») утверждать, положа руку на сердце, что видит, как они работают. Не анализировать нечто малопонятное в цифрах, а выйти на улицу, оглянуться и самому убедиться, что идет, например, масштабное строительство дорог. Как в Китае: проект, подобный нашему, есть, и масштабное дорожное строительство видно повсюду. И у нас проект вроде присутствует, и написано, что вот же он — на глазах, но невольно хочется спросить: «На чьих глазах?»

Еще немного истории. В 80-х годах руководство СССР задумало создать прогностическую суперсистему для народного хозяйства и превзойти в этом саму RAND Corporation. По задумке эта система должна была базироваться на двух основаниях — анализе экономики и анализе рабочей силы (т. е. персонала, говоря сегодняшним языком). Для работы над этим проектом были привлечены лучшие умы, в частности экономическую часть возглавлял Павел Бунич.

В итоге система была построена только наполовину — в части анализа персонала из нее вышли ныне широкоизвестные экспертные комплексы НПО «Эталон». А экономическую часть Бунич делать отказался и пояснял это впоследствии на таком примере: «Если курс рубля определяется экономическими причинами — его можно постараться спрогнозировать. Но если курс исчисляется по звонку со Старой площади — корректный прогноз нереален, поскольку слишком многое зависит от манипулирования».

Увы, этот пример выдающегося экономиста академика Павла Бунича и в сегодняшних российских реалиях не потерял актуальности.

P. S. Пояснение из «Википедии». Старая площадь в разговорной речи — синоним высшего руководства: в советский период в доме № 4 по Старой площади располагался Центральный комитет КПСС, в настоящее время это же здание занимает Администрация Президента РФ.

С уважением к читателям, Игорь Залюбовский

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.

Путешествие семерых странников в поэме — это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.

Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим — поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее — с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"

Странники надеются найти на своей земле райский уголок — Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков — отчаянные спорщики, они часто "кричат — не образумятся". Но ведь именно спор и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" — все, что видят, они мотают на ус, примечают.

Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.

Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.

Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая — душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".

Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",

Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.

Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою..., с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное — он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней — сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.

Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке — Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"

К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:

Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.

"Сердце гневное ношу..." — подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.

А вот Гриша Добросклонов — совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного "спуская его на землю" и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", — в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" — и идет — согласно ее призыву — к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".