Победа и поражение в романе «Обломов» и повести «Судьба человека. Cочинение «Рассказ М

ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ

Много великих испытаний пришлось пережить нашему народу,с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свою жизнь за победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали. Что давало силы выстоять? Конечно, мужество, отвага и любовь. Любовь к родине, любовь к Своей семье, любовь ко всему, что очень дорого каждому человеку. Можно сломаться, можно сложить руки, можно сдаться врагу, но это не в характере русского человека.

Одним из ярких примеров победы над обстоятельствами, победы над самим собой, победы над могущественным врагом является судьба Андрея Соколова из рассказа Михаила Шолохова. Я считаю, что это одно из лучших произведений писателя. В центре его лежит трагическая судьба конкретной личности. М. Шолохов концентрирует свое внимание не на победе Советского Союза над фашистской Германией, а над победой отдельного человека, победе над теми обстоятельствами, которые многих могли бы сломать. Андрей Соколов - фигура не вполне традиционная для литературных произведений того времени. Он неизвестный герой, он слишком простой, слишком обычный, труженик, семьянин, муж, отец. Война обрушилась на нашу страну неожиданно. Миллионы людей ушли на фронт, среди них Андрей Соколов. Очень драматична сцена прощания героя с его семьей. Никак не может Андрей оторвать от себя жену, кричит на неё, ругается за то, что заживо она его хоронит, не знает Андрей - это будет первый удар судьбы: не он, а семья погибнет и действительно, видятся они в последний раз. Часто будет винить себя герой за то, что оттолкнул жену, вот уже повод сдаться, не бороться, но Андрей не такой. С присущей ему нравственной чистотой и совестливостью он пытается жить дальше. Новые потрясение для Андрея - трагическая гибель сына в последний день войны. Однако герою свойственно удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. В критических ситуациях герой всегда одерживает победу не только над собой, но и над противником, сохраняя великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только своих сослуживцев, но и у врагов. Очень важен и увлекателен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Перед врагом пленный, но не поверженный человек. Андрей не может показать Мюллеру свою слабость, он должен гордо и крепко стоять на ногах перед врагом. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем. Соколов прошел немецкий плен. Мы знаем, что в Советском Союзе таких людей считали предателями, но вины Андрея нет, он попадает к немцам контуженный и сохранил в плену не только достоинства русского солдата, но и достоинство простого человека. Недаром Андрею противопоставлен образ предателя Крыжнева, который ценой чужой жизни пытается спасти свою. Соколов совершает убийство и спасает взводного. Нашему герою это дается нелегко, ему приходится переступить свои нравственные принципы, но Андрей сохраняет жизнь достойному человеку. Можно ли это назвать победой? Это сложный вопрос, но это точно победа справедливости, предатель должен был умереть. В плену Андрей встречает много достойных людей.

В нашей стране День Победы считается священным праздником. Я полностью с этим согласна. Только такой Великий народ мог победить огромную машину фашизма, смог не сломаться от всех ужасных испытаний. Мне жаль,что сейчас нашу победу стараются растоптать, но когда читаешь про таких героев как Андрей Соколов, начинаешь верить, что русский человек способен многое пережить и выстоять против многих испытаний.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление «Победа и поражение» В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском и психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных.

6 слайд

Описание слайда:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие- душевная подлость» Л.Н Толстой

7 слайд

Описание слайда:

Победа и поражение. Афоризмы по теме Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы жить. э. М. Ремарк Успех-это всегда чьё-то поражение. Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя Эрнест Хемингуэй

8 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Самая главная победа-победа над самим собой. Победы можно быстро добиться, самое трудное-её закрепить. Победа над страхом придаёт человеку силы. Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть «бой». Поражение помогает понять себя.

9 слайд

Описание слайда:

Как написать вступление по теме? Вступление первое. Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом. Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу и закрепить её. Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению. В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как человек находится в сложном положении. Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и умеет всегда закрепить этот успех. Почему же так происходит в жизни?

10 слайд

Описание слайда:

Переход от вступления к основной части сочинения Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения, всегда были интересны мировой литературе. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим, какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь путь исканий, путь побед и поражений. Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через какие неудачи и поражения они прошли.

11 слайд

Описание слайда:

Второй аргумент к основной части сочинения А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам. Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию, подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством, мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это- сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

12 слайд

Описание слайда:

Заключение к сочинению Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова? Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы, чем терпят поражение.

13 слайд

Описание слайда:

Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый? В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими взглядами оказался совсем не ко двору. Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор: сумасшествие. А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать. Что это? Поражение Чацкого? Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка? С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул положение Молчалина. А это и есть настоящая победа!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери» Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора. Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту. Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился итальянский композитор? Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую силу его таланта и великую силу его музыки. Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти, которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня. А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Теория Раскольникова и её крах Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг, подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается. Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Поражение и победа старого рыбака Сантьяго Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя. Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть верный друг-мальчик Манолино. Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда рыбак мужественно охранял рыбу от акул, которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь огромный скелет. «Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

21 слайд

Описание слайда:

Что же показал Эрнест Хемингуэй? О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»? Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой! Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал на писателя огромное впечатление. И он решил рассказать о достоинстве человека, о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную слабость, усталость и старость.

Победа… что это такое? Это успех в чем-либо, достижение желаемого результата. Можно воспринимать это слово, как одержание верха в соревнованиях или военных конфликтах, но для каждого человека в отдельности главнейшая победа – стать выше своих страхов. Преодоление опасений, которые неизменно появляются при принятии тяжелых решений, порой оказывается очень сложно. Некоторые, попадая в такую ситуацию, смиряются с обстоятельствами, повинуясь угнетающему течению жизни. Другие же продолжают бороться, перешагивают через свои слабости, одерживая победу над собой.

Классики мировой литературы создали немало произведений, где рассказывается об умении сильных людей преодолевать собственные недостатки, следуя своим принципам и показывая себя человеком волевым и несгибаемым.

Так, в рассказе М.

А. Шолохова «Судьба человека» проблеме преодоления обстоятельств уделяется серьезное внимание. Главному герою пришлось превозмочь трудности на жизненном пути. Гражданская война отняла у Андрея Соколова родителей и сестру, но он перешагнул себя, найдя силы жить дальше. И вот снова все наладилось: у Андрея появились супруга, трое детей. Казалось бы, что может помешать этому тихому семейному счастью? Но началась война… Судьбы многих людей были сломлены ею, но Соколов держался и на передовой, и в плену, поддерживаемый мыслями о семье. Но и тут судьбы не посодействовала герою. Вырвавшись из немецкого плена, он вернулся в родной город. На месте своего дома он обнаружил лишь воронку от попавшего снаряда, а семьи уже не было в живых. И в таком положении Андрей поборол горе, гордился сыном, храбро сражавшимся на передовой. В канун победы погиб и он… Как можно справится с таким ударом судьбы? Но Соколов нашел силы жить, усыновил такого же обездоленного мальчика Ванюшу. Он одержал победу, сумев преодолеть собственные страхи.

Или, например, рассказ В. Быкова «Сотников», в котором главный герой, его товарищ, Рыбак, и люди, скрывавшие солдат, попали в немецкий плен. На допросе Сотников держался храбро. Он преодолел страх смерти, физических увечий, превозмог самого себя и скрыл партизан. Рыбак же отвечал уклончиво и перешел на сторону противника. Даже на пути к казни он не показал боязни, а храбро держался, несмотря ни на что. Его лишь гложила мысль вине в смерти других невинных людей. Сотников, невзирая на все страхи, одержал победу над самим собой.

Так почему же победа над самим собой является величайшей? Думаю, любая победа связана с трудностями, ведь необходимы сила и упорство. Но для превозмогания своих недостатков нужна истинная сила духа. В сложном положении многим ее не хватает, они не способны бороться с обстоятельствами. Но действительно волевые люди, следуя принципам и преодолевая сложности, одерживают победу над самим собой.

Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы... Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...»

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.

Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека. В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе - это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.

Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом - глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос-звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Все, что осталось в жизни Соколова - воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.

Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества - эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.
Нужен реферат, с

М.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (1956 - 1957)

В рассказе «Судьба человека» Шолохов исследует истоки героизма русского народа, сумевшего переломить ход самой страшной в истории человечества войны. Однако сегодня это произведение интересно не только воплощением лучших черт русского национального характера в образе Андрея Соколова, не только нетрадиционным, «негероическим» изображением войны, но и общечеловеческим, философским планом противостояния духовности и хаоса, народной вековой нравственности и кошмара бесчеловечности. В основе рассказа Шолохова – вера в человека, в его возможности, в то, что ему окажутся по плечу любые испытания.

Шолохов, используя прием «рассказа в рассказе», показывает самые трагические, эпохальные события ХХ века глазами обычного, рядового человека, воплотившего черты многих людей, не случайно рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Сюжетная основа рассказа – исповедь героя, осмысление своей судьбы, которая воспринимается читателем как воплощение судьбы самой России.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - так начинает Андрей Соколов свою исповедь. Действительно, обыкновенная жизнь обыкновенного человека, счастье которого держалось на труде и взаимной любви. С нескрываемым любованием герой вспоминает о своей жене Ирине («И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!»), о славных, умных детях, о работе, тяжелой, но все же любимой, приносящей в дом достаток («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»). Эти извечные, общечеловеческие, общеродовые понятия – дом, семья, труд, любовь – стали духовными опорами Андрея Соколова на всю жизнь. И вдруг – как молния – строка: «А тут вот она, война». «Военный ураган невиданной силы» разметал человеческую жизнь: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Человек, с хрупкостью его судьбы и жизни, вступил в противостояние с ураганом войны. Уже колоссальность этого противостояния выявляет в Андрее Соколове образ эпического масштаба, обнаруживает его родство с героями Л.Н.Толстого с их «скрытой теплотой патриотизма».

Судьба избрала для Соколова самое горькое, что может выпасть на долю солдата, - плен. Казалось, невозможно сохранить человеческое достоинство там, где главная цель твоих врагов – доказать, что ты не человек. Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, веками выработанной народной нравственностью и миром разлада, смерти и разрушения. Сцена встречи Соколова с комендантом лагеря Мюллером становится символической: это духовный поединок, из которого Соколов выходит победителем. «Ты настоящий русский солдат», - услышать такое из уст врага многого стоит. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в фашистах что-то человеческое: «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

Судьба словно испытывает Андрея Соколова «на излом»: гибнут жена и дочери, в последний день войны смерть отнимает сына Анатолия. Страшным символом войны становится воронка от авиабомбы на месте родного дома. Горе, которое никогда уже не отпустит, запеклось на сердце невыплаканными слезами: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Если в столкновениях с фашистами Соколов сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Пожалуй, самая главная победа Андрея Соколова в этой войне та, что он не ожесточился, не очерствел душой, не разучился любить, что он сохранил в себе человека. Потеряв все: дом, жену, детей – Соколов нашел в себе душевное тепло, чтобы отогреть Ванюшку – маленького человека, уже познавшего большое горе. Вот почему в конце исповеди появляется трагический образ человеческого сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на защиту любви и жизни.

Символическими в обрамлении рассказа становятся также образы весны, дороги, отца и сына. Весна – это символ победы в страшной войне, победы жизни над смертью, это вечное продолжение и обновление жизни. Дорога – движение, судьба, вечный поиск и вечное преодоление. Отец и сын – вечная взаимосвязанность и любовь самых близких духовно людей. В финальных строках рассказах возникает эпическая, почти библейская картина: отец и сын идут по трудной дороге жизни, и нет конца этой вечно обновляющейся жизни, и всегда будет отец вести за розовую ладошку своего сына. Шолохов уверен, что и Ванюшка сумеет все вытерпеть, все преодолеть.

Вся бесконечная даль бытия, все драматические изломы истории ХХ века сжаты, сконцентрированы вокруг судьбы простого человека из народа, показаны в его восприятии; все трагедии исторического пути России прошли через человеческое сердце и отпечатались на нем неизгладимыми рубцами и шрамами. Простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных ценностей, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой убеждающий в их животворности – именно эта авторская идея делает и сегодня рассказ «Судьба человека» современным, актуальным произведением.