Главные проблемы романа герой нашего времени. Сочинение на тему: Эгоизм и равнодушие Печорина, другие черты характера героя (по роману М.Ю

Григорий Печорин - это и есть самый настоящий «герой нашего времени» (да и любого другого), потому что вопросы, поднятые автором - вне всяких эпох. Они были, есть и будут возникать всегда, пока жив род человеческий. Какие они - проблемы произведения «Герой нашего времени»? Читаем и разбираемся.

Нравственные проблемы

Любое произведение и художественная литература в целом призваны не только доставлять эстетическое переживание, удовольствие читателю, но и поднимать вопросы, присутствующие у каждого человека, на которые у нас либо нет однозначного ответа, либо о которых мы и вовсе никогда не задумывались. М.Ю. Лермонтов - это, можно сказать, новатор своей эпохи. Он - создатель первого в русской литературе романа с глубоким философским содержанием. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» - вот основной вопрос, который задает самому себе и всем нам автор устами главного героя - Печорина. В нём слышатся не только вопросы «почему», «зачем», «для чего», но и другие проблемы. «Герой нашего времени» пытается понять, кто он сам, из чего состоит, из каких добродетелей и пороков, сможет ли спасти его от неминуемой тьмы любовь и дружба…

Философские размышления

Продолжаем рассуждать на тему «Герой нашего времени». Проблемы роман поднимает на самом деле нешуточные. Что собой представляет Печорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет от роду, офицер, аристократ, выделяющийся на фоне современников своей незаурядностью, острым умом, тонкой интуицией, смелостью, выдержкой, огромной силой воли. Казалось бы, вот все составляющие счастливого будущего. Таких людей любят, их обожают и боготворят. Перед ними открыты все двери. Так оно и было, но не случилось. Почему?

У каждого человека есть достоинства и недостатки. В каждом идёт непримиримая борьба добра со злом. И это естественно. Это заложено природой и Богом. Но помимо всего этого, существует ещё и пустота. Она должна быть заполнена либо светом, либо тьмою - в зависимости от того, какую дорогу мы выбираем. Или же она начинает расти и заполнять собою каждый освободившийся уголок души. Именно это и произошло с Печориным. За что бы он ни брался, в какие бы далёкие места ни отправлялся, с кем бы его судьба ни сводила - во всем за ним по пятам следовала эта зияющая пустота, тягучая бессмысленность, тщетность и бесцельность существования.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»: проблемы любви и дружбы

Его деятельная душа на протяжении всего романа ищет опасностей, героического подвига, искренней любви и дружбы. «Кто ищет - тот всегда найдёт». Находит и она, но удивительным, просто непостижимым образом разрушает заложенное в этих вещах созидательное начало. Его любовь никому из женщин не принесла счастья. Он не смог отдаться этому чувству, он вообще не способен был отдавать, только брать, и то поверхностно. В его душе, словно в бездонной пропасти, исчезали без следа и яркие чувства, и страдания. Он ими не насыщался, да и не пытался насытиться. Ему было всё равно. Трагические истории с Бэлой и Мэри - прекрасное тому подтверждение.

То же самое происходит и в дружбе Печорина с доктором Вернером. Полагая, что отношения между двумя товарищами должны сводиться только к одному: один - раб, а другой - его хозяин, он не пожелал быть ни рабом, ни тем, кто управляет и властвует. И то, и другое - скучно и глупо. А просто, без всяких «но» впустить другого в свой мир невозможно. Замкнутый круг.

Фатализм - причина проблемы?

«Герой нашего времени» - это роман не только о напрямую поставленных автором вопросах смысла жизни. В последней повести - «Фаталисте» - всплывает ещё одна тема, не дающая покоя ни главному герою, ни всему человечеству. Судьба человека предопределена, или каждый новый шаг по дороге жизни - это личный выбор? Печорин смел и предпочитает решать данный вопрос, как и другие проблемы. "Герой нашего времени", Печорин, самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И здесь неожиданно фаталист поворачивается к читателю другой стороной своей сути. Он разоружает пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идёт на заведомый риск, но впервые не надуманно, не по «пустым страстям» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор не даёт однозначного ответа. Он, как и его герой, полагает, что предопределение, если оно существует на самом деле, творит с человеком чудеса, оно делает его активнее, смелее. А с другой стороны, превращает человека - высшее создание, в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.

В данной статье мы рассмотрели основные проблемы. «Герой нашего времени» - это книга вне всякого времени, прочитав которую, каждый для себя обязательно найдет ответы на свои вопросы, которые, возможно, не были рассмотрены сегодня.

аргументы к сочинению

Проблема человеческого равнодушия так же, как и проблема отзывчивости, милосердия, – важнейшая в мировой литературе.

мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды. Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди. Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса. Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро. Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

Равнодушен полковник из рассказа

такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,

Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города. Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке. Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия. Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа. Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона. Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат. Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».

Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так, главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

Другой герой Чехова

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

Похожего героя мы находим в ещё одном

всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».

Совсем другого героя мы встречаем на страницах

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

Не остался безучастным к чужому горю и герой

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по­ставлены различные философские вопросы.

Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь - доброе, благо­датное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как он восхищается летним утром перед дуэлью. С любовью описывает он в своем дневнике пейзаж, открывающийся из окон его квартиры в Пятигорске.

Вместе с тем герой является человеком «культуры», «циви­лизации», и в этом смысле он противопоставлен «естествен­ным» людям - горцам, Бэле, Азамату; контрабандистам и ун­дине. Таким образом, автор освещает этот конфликт в тради­ционном литературном русле.

Другая проблема, остро звучащая в романе, - проблема смысла жизни. Печорин у Лермонтова мучительно пытается угадать собственное предназначение. Человек сильной воли и больших возможностей, он стремится к активной жизни. Недовольный своим бесцельным существованием, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «За­чем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она суще­ствовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назна­ченья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодар­ных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на по­ступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин занят светскими интри­гами.

Большое значение придается в романе понятиям «счастье», «дружба», «любовь». Автор раскрывает нам взгляд своего ге­роя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, - это «насыщенная гор­дость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душев­ные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб дру­гого», - считает он. Любовь для героя - удовлетворенное че­столюбие, «сладкая пища… гордости». «Возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха - не есть ли первый при­знак и торжество власти?» - пишет Печорин в своем дневни­ке. Так, простые человеческие чувства и отношения - любовь, дружба - оказываются для героя недоступными.

Многие философские проблемы освещаются автором в дневнике Печорина. Лермонтов использует здесь эпитеты («необъятное наслаждение», «сладкая пища», «бешеных по­рывов»), метафоры («душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет», «мое сердце превращается в камень»), риторические вопросы («Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?»).

Важнейшая философская проблема романа - это пробле­ма рока, судьбы и свободной воли человека. Этой теме посвя­щена повесть, завершающая роман, - «Фаталист». На при­мере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, дов­леющего над человеком. Но Печорин, обезоружив убийцу Ву­лича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека.

Эта философская повесть имеет большое идейно-компози­ционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М.Ю. Лер­монтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание (герой, умерший по дороге из Персии, здесь побеж­дает саму судьбу). Вместе с тем здесь есть подспудный автор­ский мотив - призыв человека к активной, деятельной жиз­ни. И в этом - авторская позиция М.Ю. Лермонтова.

Нравственная проблематика. В любом обществе существовали свои неизменные нравствен­ные законы. Человека, нарушившего их, считали уже неполно­правным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно.

Вообще Печорин - личность отнюдь не однозначная. Лермон­тов сам настаивает, что Печорин - уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика.

Обладая вполне романтической внешностью - «среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали креп­кое сложение, способное переносить все трудности кочевой жиз­ни и перемены климатов. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы» и т. д., - он живет очень сложной духовной жизнью - это тоже романтическая черта.

Лермонтов несколько раз заостряет наше внимание на том, что Печорин - герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страш­ное, хорошо продуманные, расчетливые поступки - это не досто­инства героя, как было в эпоху романтизма, но и не его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю, что же повлияло на Пе­чорина. В этом его главное отличие от Пушкина, пытающегося разбить миф о романтическом герое в своей поэме «Цыганы».

Все, за что бы ни брался Печорин, оборачивается несчастьем людям, находящимся рядом с ним.

В повести «Бэла» он рушит жизнь самой Бэле, ее отцу и Каз- бичу.

В повести «Максим Максимыч» Печорин подорвал веру ста­рика в молодое поколение.

В повести «Тамань» его действия приводят к неприятному из­менению жизни контрабандистов.

В повести «Княжна Мери» он убивает Грушницкого и рушит жизнь княжне Мери и ее матери.

В повести «Фаталист» Печорин предсказывает смерть Вули- чу, что потом и происходит на самом деле.

Нравственные проблемы встают и при отношениях Печорина с женщинами.

Например, с княжной Мэри он с самого начала поступил под­ло. Печорин ведь никогда не любил ее, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Дикарка-красавица была очередным экспериментом, при­хотью Печорина. Он думал, что эта новая дикая и экзотическая любовь поможет ему побороть одолевавшую его скуку. Но этого не произошло, потому что лечение любовью было для Печорина пройденным этапом.

В отношениях с контрабандисткой - Ундиной прослежива­ется вообще довольно странная позиция Печорина по отношению к женщине. Забыв о том, что перед ним существо, которое гораз­до слабее его, Печорин вступает с женщиной в настоящую физи­ческую борьбу. Даже уже замужняя женщина - Вера не смогла спасти Печорина от пресыщения жизнью.

Женщины играли в жизни Печорина роль своеобразного ин­дикатора.

В моменты, когда он был полон сил и энергии, никаких жен­щин в его жизни не было, и лишь в моменты скуки или назре­вающей трагедии (как в главе «Фаталист», когда Печорин после разговора с Вуличем встретил очередную девушку во дворе дома, что и явилось дурным знаком), в такие моменты женщины появ­ляются в жизни Печорина одна за другой.

И что характерно, каждая женщина открывала какие-то но­вые страницы в характере Печорина. Он совершенно не исчерпы­вал себя своим показным эгоизмом и холодностью поступков. В Печорине было что-то другое, что могло привлечь к нему ис­тинно русского человека - Максима Максимовича, который по идее должен был бы ненавидеть высокомерного молодчика. Но этого не происходит, потому что Максим Максимович видит в Печорине прежде всего его личные качества. Поэтому и обида, нанесенная старику, особенно сильно ранила его.

Интересны также взаимоотношения Печорина и Грушницкого.

Вообще Грушницкий - вполне удавшаяся пародия на Печо­рина. Своим жалким поведением он, с одной стороны, подчерки­вает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает вся­кие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благо­родным. Кроме того, надо обратить особое внимание на сцену их дуэли. С давних времен дуэль - это защита чести, но ни в коем случае не убийство, чем на самом деле была дуэль Грушницкого и Печорина. В своем дневнике Печорин упомянул, что он спе­циально выбрал такое место, чтобы один из них не вернулся с дуэли.

Мало того, что этот поступок можно назвать преднамеренным убийством, он еще и не достоин нравственного человека. В начале этой главы Грушницкий своим поведением, как уже было сказа­но, подчеркивает изящество Печорина, но ближе к окончанию главы этот миф рассеивается самим Грушницким.

Таким образом, можно сказать, что Печорин в какой-то сте­пени человек безнравственный, тем более что он сам об этом го­ворит, называя себя «нравственным калекой». Печорин понима­ет, что все люди, встреченные им, оказываются в конечном итоге игрушками в его руках.

Печорин даже и не думает изменять линию своего поведения, хотя прекрасно осознает, что за свою жизнь он причинил людям только зло, но эта самокритичность не приносит никакого облег­чения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям.

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства.

Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств .

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели ?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.