Сочинение: Истинный и ложный патриотизм в романе "Война и мир".

Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне.Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе "Война и мир" . В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солжаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героическо под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность,и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют "народным чувством"," скрытой теплотой патриотизма".

Кутузов, наккануне Бородинского сражения, объезжая позиции увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. "Чудесный, бесподобный народ", - волнением и слезами произнес Кутузов.В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личност, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стояли в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается русских можно убить, но не победить. Адьютант докладывает Наполеоны со скрытым страхом о том, что французская артиллерия,бьет в упор, а русские продолжают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - "терпение и время", чья ставка прежде всего на дух в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как ведет себя солдаты полка князя Андря, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непроходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею "делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряд смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались". Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей.Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фрвзы, которую услышал от старого солдата: "Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва". Глазами Пьера нарисована картина сражения, героизм артеллеристов на батарее Раевского.

Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриоического подъема никогда не обходится без бергов.

Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отряов. Одни из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома возникает образ "дубины народной войны", которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к аповрженному врагу.

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет.Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди.

У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естествено: простым людям война всегда была не нужна.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественую, когда на защиту Родины поднялся весь народ И сделал это писатель с огромной художественнной силой, создав грандиозный роман - эпопею, которому нет равных в мире.

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным . Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения “одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера”, широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. “Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться”, - сказал он смеясь”. Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин , оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов . Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат , прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе - подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь .

Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

Андрей Болконский. Кадр из фильма «Война и мир» (1965 год)

Лев Николаевич показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны — Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек, по мысли Толстого, не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Большое значение писатель придает партизанскому движению . Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку” . Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие” .

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина , карьеристов вроде Бориса Друбецкого . Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин , который расклеивает по Москве глупые «афишки» , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху» .

Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?..” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

Таков, наконец, Друбецкой , который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии» . Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор "Войны и мира" известен всему миру. Анатоль Франс писал: "Толстой - наш общий учитель". Замечательные рассказы, повести, драмы и три гениальных романа - "Война и мир", "Анна Каренина" и "Воскресение" - никогда не перестанут волновать человеческие умы и сердца. На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей "Война и мир", который охватывает русскую жизнь начала XIX века. С большой симпатией автор изображает Андрея Болконского, Пьера Безухова, искавших правду, справедливость и подлинное человеческое счастье в жизни.

В центре внимания романа - Отечественная война 1812 года. Среди огромного числа персонажей "Войны и мира" есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны. Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 году испытали русские люди. "В "Войне и мире" я любил мысль народную", - говорил писатель. Всем содержанием "Войны и мира" Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.

Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над народом. В битве под Шенграбеном русские жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом чудеса храбрости, и делалось это бессознательно, инстинктивно.

Патриотизм русских людей выражался очень просто. Мелкий торговец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск кричал солдатам, чтобы они забирали из его лавки все товары, так как "решилась Расея" и он сам все сожжет. Карпы и Власы не продавали французам сено "за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", чтобы оно не досталось врагу. Семья Ростовых отдала подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Московская беднота хотела вооружиться, чтобы защитить старую столицу, крестьяне вступали в партизанские отряды и уничтожали захватчиков. Московские жители оставляли: столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом: нельзя, даже если им непосредственно не угрожает никакая опасность. Московская барыня покидает столицу со своими арапками и моськами: еще в июне из соображения, что "она Бонапарту не слуга".

Наташа Ростова тоже не остается в стороне от событий 1812 года. Она понимает, что ничей не сможет помочь России, ко ж оставаться безучастной не в ее силах. Перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются на города, в Москве много раненых, срочно нужны подводы. И когда Наташа узнает об этом, она ни минуты не колеблется: она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают люди. Князю Андрею в кризисные моменты жизни помогает русское начало, которое в нем заложено, оно помогает ему понять всю лживость ж лицемерие его кумира - Наполеона: "Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием, и радостью победы, в сравнении с. тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему".

Величайшим: проявлением патриотизма была Бородинская битва, в которой русское войско одержало победу над численно сильнейшим неприятелем. Французские генералы, сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско". "Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят", -доносили Наполеону адъютанты, и он чувствовал, как "страшный размах руки падал волшебно-бессильно". Одновременно с этим Раевский доносил Кутузову, что "войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более".

Кутузов - выразитель патриотического: духа русской армии, ее идейный вдохновитель и руководитель. Внешне дряхлый, инертный и слабый старик оказался силен: ж красив внутренне: он один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед собой лишь одну великую цель, которая была его стремлением к желанием, - победу над ненавистными захватчиками. Его "простая, скромная и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали".

Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени - с одной стороны, и с другой - нравственного духа войска, о котором он всегда ревностно заботился. Он глубже других понимал значение каждого события в ходе войны; связь с родиной, с Русской землей, единство с армией были источником его силы как полководца, так и человека. Патриотизм Кутузова, как и патриотизм простых русских людей - Тушина, Тимохина, Тихона Щербатого, - совершенно лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на уверенности в силе и мужестве русского человека, на его вере в победу.

Толстой резко разграничивает истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм- это ненависть к врагам, но любовь к людям вообще. А ложный - только ненависть.

В эпизоде на мосту К. Б. Шуберт сообщает о том, сколько раненых и убитых было после сражения, и в его голосе слышится какая-то удовлетворенность, а Николай Ростов, присутствующий при этом, никак не может понять такой разговор, потому что за этими голыми цифрами стоят люди. Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для родины, то есть только тогда, когда "потревожен рой". Когда же война идет на чужой территории, русский народ не вступает в борьбу, а солдаты только выполняют свой воинский долг.

Толстой также разграничивает скрытый и показной патриотизм. Показной патриотизм - это лживость, неестественность. Эта идея, скорее всего, приходит к Толстому из Евангелия, Нагорной проповеди: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".

В русской литературе нет другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в "Войне и мире", были изображены мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого имеет всемирное значение: "Этот роман - быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны", - говорил французский писатель Луи Арагон.

Главная тема романа - тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.

Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства.

Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни.

Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен французов. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Подлинным полководцем народной войны показал себя М.И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским. Создавая свой роман "Война и мир", Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма.



Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г., описав Шенграбенское сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд совершил героический переход к деревне Шенграбен. А вот другой незаметный герой - капитан Тушин. Это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести, мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело - война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.

После вступления наполеоновской армии на территорию России против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.

Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает "дубасить", "гвоздить" противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова "был самым полезным и храбрым человеком". Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.

Патриотизм –чувство объединяющее.

настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Тема патриотизма глубоко волновала Толстого. В своем произведении он постарался раскрыть данную тему по максимуму. Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» противопоставлены друг другу. Лжепатриоты, преследующие корыстные цели, действующие в угоду собственных интересов и настоящие защитники Отечества, для которых долг, честь и совесть превыше всего. Война сорвала с лиц людей маски, обнажив их сущность и вывернув наизнанку душу каждого.

Истинный патриотизм

Истинный патриотизм - это настоящие поступки, когда, прежде всего, думаешь о народе, его судьбе. Когда, не задумываясь жизнь отдашь ради Родины. Толстой был убежден, что русский народ глубоко патриотичен. Он способен непобедимой стеной встать, защищая своих. Война коснулась каждого, кто оказался в то время и в том месте. Она не выбирала, кто перед ней богатый или бедный. Разные слои населения попали под ее жернова. Каждый как мог в силу своих возможностей пытался внести свою лепту в общую победу над врагом.

Когда французы заняли Смоленск, крестьяне сжигали сено, лишь бы оно не досталось врагам. Купец Ферапонтов решил по-своему проявить патриотичность. Он собственноручно спалил свою торговую лавку, чтобы она не попала в руки французов. Жители Москвы тоже не остались в стороне. Народ не желал оставаться под гнетом самозванцев. Они покидали свои дома, уходя из родного города.

С любовью и гордостью Толстой описывает русских солдат. Бои под Смоленском, Шенграбеном, Аустерлицем, Бородинское сражение пример достойный уважения. Именно в бою проявились их лучшие качества: сила духа, железный характер, готовность самопожертвования, мужество. Каждый осознавал, что очередной бой может унести жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, не бравировали своими победами. Они действовали искренне. В каждом шаге чувствовалась любовь к Родине и Отечеству.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия. Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России. Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие».

Ложный патриотизм

Ложный патриотизм весь пропитан фальшью. Поступки этих людей показные, патриотические слова, слетающие с уст пусты. Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов. В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.

Не только светское общество вызывает гнев Толстого. Он критикует офицерский состав, предпочитающий просиживать пятую точку в штабах, увиливая от боевых сражений, где льется кровь и гибнут люди. Карьеристы, желающие за чужой счет подняться вверх и получить очередной орден нахаляву.

Автор стремился подчеркнуть, что настоящий патриотизм, искренние чувства к Родине способен лучше всего проявить простой народ. В минуты общего горя люди сближаются. В них просыпается неведомая сила, способная стереть в пух и прах любого врага. Донести свою теорию до народа, Толстой попытался через Пьера Безухова, осознавшего, что настоящее счастье состоит в единстве со своим народом. Только когда мы едины, мы непобедимы.