История развития идеологии толерантности. России нужно отказаться от понятия «толерантность А

Общественница Ирина Бергсет о гибельной евромодели «гендер-плюрализма» и опасности расчеловечивания.

Сегодня, 8 ноября 2016 года, на телеканале "Звезда" состоялась запись телепрограммы "Процесс" о том, насколько оправдано внедрение сегодня в России западной идеологии "толерантности"? Экспертом в телепередачу пригласили координатора движения "Русские матери" Ирину Бергсет.

"Сегодня на Россию обрушился шквал претензий от Европы и всевозможных европейских организаций по поводу того, что, дескать, очень медленно тут внедряют в обиход еврослово «толерантность». А куда уж быстрее? В каждой школе России по приказу из Европы у нас в стране 1 сентября 2016 года учебный год начали со всероссийского «урока толерантности». А со дня на день Правительство России одобрит новую стратегию «толерантности» по «ликвидации материнства в РФ к 2020 году» и по замене стереотипной роли женщины-матери на «толерантную» евромодель «гендер-плюрализма».

Стратегию эту написал под диктовку Совета Европы Минтруд России. И не просто написал, согласовал с ЕС, но и якобы уже и «обсудил» с российским народом. Правительству России стратегию «толерантности» преподнесли как самую главную и насущную для каждой российской женщины. Якобы эта стратегия - именно то, чего российским «бабам» как раз и не хватает для полного счастья. Так что со дня на день верхи под натиском Минтруда вот-вот утвердят курс на «толерантность» в каждом российском детсаду, в каждой школе, в каждом университете и чего уж там - на каждом рабочем месте бескрайней России. Остается только один вопрос: «А спросил ли Минтруд наш российский народ о том, хочет ли простой мужик и обычная баба прогибаться под «толерантность» Европы и США»?

Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что стратегия «толерантности», написанная Минтрудом для российских женщин, - это самая настоящая диверсия. Причем, без преувеличения. Для этого давайте разберемся, что же такое «толерантность»? И почему это слово в России надо в прямом смысле «запретить»?

Причина 1. Новый вид оружия: «парализующие слова» бомбят Россию.
В современном мире используется разного рода оружие. В том числе и оружие «слова».
Есть мнение, что против России сегодня ведется в том числе и «лингвистическая» (словесная) война. Перед боем обычно ведется «артиллерийская подготовка», а наш «противник» ведет обстрел России особыми снарядами - «словами с поражающим эффектом». Как работает такой вид оружия? В страну запускается «новое малопонятное слово». Например, слово «толерантность». На вид оно вроде бы обычное, иностранное, похоже чем-то на слово «терпимость», но произносится на западный манер. Затем это слово начинают употреблять «встроенные» иностранные агенты. Постепенно новое «слово-оружие» попадает в газеты и на телевидение чужой страны. Затем это слово начинает узнаваться и «поглощаться» населенем «без перевода». Просто как модный заменитель, например, понятия «терпимость». Вроде бы ничего не происходит, есть ведь модные слова?

Но на самом деле в случае со словом «толерантность» произошло то, что половина страны не успев понять, что это такое, свыклась с тем, что это слово надо «повторять» при любом удобном случае. Дело дошло даже до того, что «толерантностью» стали называть не только «терпимость», но и «терпение». Произошла полная подмена понятий: это означает, что снаряды «врага» попали в цель. Россияне обмануты и усыплены. И чем? «Словом-оружием». К счастью, наш народ умнее, чем ожидали противники. Половина страны до сих пор не знает, что это такое, - «толерантность». И поэтому не заражена «вирусом толерантности». Ну а наш великий и могучий «русский язык» тоже не лыком шит. Он имеет уникальную способность «обезвреживать» «слова-шпионы».

Но вот вопрос: для чего ведется такая атака словом-перевертышем? Для того чтобы сломить сопротивление в умах. Для обмана. Для прикрытия маневров «противника». Для того, чтобы парализовать народ. И тем самым «обезвредить» и «покорить» методом новой современной гибридной войны, которая включает и такой подвид снарядов, как «нервно-паралитические слова».

Причина 2. «Несопротивление врагу» никаким действием России чуждо.
Помните формулу Ганди: «несопротивление злу насилием»? Ганди призывал к действию, но к мирному действию против зла. А либералы сегодня призывая россиян к «толерантности», толкают Россию к полному бездействию против зла. К полному принятия зла (в том числе и терроризма). Именно этим опасен термин «толерантность». Российский народ очень дружественный народ, терпимый народ. Но не надо бы россиянам превращаться в народ, бездействующий ко злу.

Либеральное лицемерие заключается в том, что они разговаривают с собственным народом на иностранном языке. Либерализация, собственно, и означает - заполнение российского разговорного пространства чужими словами. Причем, либералы делают это намеренно и агрессивно. Экспансия или вторжение чужих слов в русскую речь проводится еще до того, как реальный враг с танками и пехотой нападет на страну. Либеральный «шквал иностранных слов» - это своего рода обработка населения перед нападением и перед захватом нашей территории. То есть либералы обеспечивают предварительный этап войны путем «забивания» в умы и души русского народа чужеродных слов и образов. И слово «толерантность» - является такого рода либеральной «картечью». Правильнее было бы сказать «помоями», которыми они «поливают» русский народ. Это предательство? Да. Это служение армиям других государств? Да. По сути, либералы - это «политруки вражеских армий». Потому что либералы ведут пропаганду на нашей территории чисто "вражеских" ценностей.

Слово «толерантность» усыпляет внимание, выключает «иммунитет» и инстинкт самосохранения у той нации, которую бомбардируют «толерантностью».

Слово «толерантность» не означает ни «терпимость», ни «терпение». «Толерантность» означает «не-сопротивление-злу». Это слово действует на мозг человека, на наше сознание как нервно-паралитический газ. Человек - запутан, а реакция на атаку врага или запаздывает, или вообще не происходит. Понимаете? Цель такого рода «орудия» - «смутить», «запутать» и тем самым «обезвредить» и «нейтрализовать» противника, в данном случае, - население России. Слово «толерантность» - это "слово-оружие". С точки зрения психолингвистики, это «нервнопаралитический» лингвистический выстрел, который парализует «критичность» сознания. Слово «толерантность» - это «кнопка» выключения нашей «внимательности». Это "слово-Кашпировский", которое «внушает» всем россиянам: «спите, спите», в то время как армии врага возьмут ваши города и села.

Причина 3. "Толерантность" - это полная противоположность «миролюбия».
«Терпимость» и «дружба народов» в нашей стране означает - принятие другого таким, каков он есть. У людей могут быть разные обычаи, верования и традиции. Но! Заметьте речь идет о секторе «добра». Мы - жители России - очень разные в формах проявления «добра». У нас разные наречия, верования, кухня, сказки, приметы. Мы отличаемся в секторе «культуры», а значит, - добра. В понимании «зла» все народы России - абсолютно одинаковые. Зло для россиян неприемлемо. Зло для любого жителя нашей страны должно быть наказано и побеждено. А преступник, кем бы он ни был, должен сидеть в тюрьме. Это значит, что все мы в России «сопротивляемся злу» действенно. И именно поэтому Россия сохраняет свою территорию и свои традиции.

А слово «толерантность» означает, что зло надо «принять без сопротивления». Это кто придумал? Это придумали социальные инженеры из Великобритании. И эти дядечки хотят, чтобы в России все поверили, что якобы «зло во что бы то ни стало надо полюбить без сопротивления». Дудки. Народ российский знает, что «миролюбивость» - это «невоинственность» к добру. А «толерантность» - это «невоинственность» ко злу (ложь). Такого понятия в России нет и никогда не было. Оно отсутствует в принципе. Европейские социальные инженеры несуществующую нишу в реальности предложили представлять как некую «терпимость» ко злу и пороку. В Европе - прижилось. В США - тоже. И в Канаде - воспринято на «ура». И в Австралии, и в Новой Зеландии. А в России - плюются. Народ морщится. Что-то, дескать, тут не так. Чуют нутром россияне, что обманывают их этой «толерантностью».

А ведь прав народ российский. Нельзя заменять эти 2 слова: «толерантность» и «миролюбие» друг на друга. Потому что они никогда не являлись и не являются одним и тем же. Слова эти не просто разные, они даже и не противоположные. Просто-напросто «миролюбие» у российского народа было, есть и будет. А вот с чем едят «толерантность»? Явно не с салом. И уж тем более не с чесночком.

Причина 4. «Боевое вещество» «толерантности» - это бездействие к агрессии.
Для понимания сути слова «толерантность» давайте нарисуем пулю или схематический снаряд, внутри которого боеголовка. На корпусе снаряда написано «толерантность». А внутри этого «слова-снаряда» на боеголовке надпись: «несопротивление злу» или «не действуй» (остановись, стой, замри и… умирай). Вот что на деле означает это слово.
Мы все в России одинаково понимаем, что такое «добро» и что такое «зло». В секторе «добра» у разных народностей и народов Российской Федерации разные обычаи, танцы, сказки, песни, кухня. Мы проявляем «миролюбие» к тому, что мы по-разному «самовыражаемся» и как нации, и как личности в этом своеобразном «блоке» - добра. Что касается «зла», то мы все в России нетерпимы ко злу, кто бы его ни совершил: татарин, русский, бурят или якут. Всем в РФ ясно, что злодей и преступник должен быть наказан. Вот это и является цементом общества: миролюбие к разнообразию форм выражения «добра» и категорическое неприятие всех форм «зла».

Внедренное в русскоговорящую среду иностранное слово «толерантность» означает тотальное «несопротивление злу». При этом «толерантность» директивно требует принять любое «зло» и любой «порок» «без какого бы то ни было сопротивления». Более того, слово «толерантность» применимо в Европе и на Западе исключительно к сектору зла: «не сопротивляйся извращениям», «не борись с грехом», «не действуй, когда на тебя нападают». Что дико и неприемлемо для любого жителя России. Потому что чуждо и противно человеческой природе вообще.

Причина 5. "Слово-диверсант" обеспечивает «нулевой иммунитет» против зла.
С точки зрения медицины, «толерантность» - это полное отсутствие сопротивления организма внешней инфекции. «Толерантность» - это ни что иное как «нулевой иммунитет», то есть отсутствие борьбы с болезнью, с вирусом, с атакой вредных микроорганизмов. Этот медицинский термин вбросили в Россию как «слово-диверсант». Такие «слова-шпионы» создаются военными социальными инженерами как своеобразное спецоружие. Эти «слова-перевертыши» вбрасываются на территорию предполагаемого противника и действуют почти также как нервно-паралитический газ. Слова-обманки заражают целые народы. Они парализуют «критичность» населения ко злу. Они «полностью усыпляют бдительность». В результате люди становятся безоружными перед злом. При этом разработчики такого словесного эксперимента в своих спецлабораториях просчитали, что при попадании в среду живого языка (например, русского языка) хотя бы одного такого «слова-мутанта» с намеренно искаженным смыслом происходит необратимая «цепная» реакция. Суть ее заключается в том, что как и раковая клетка такое «слово-интервент» способно заблокировать «распознавание» опасности.

Причина 6. Идеальная «толерантность» - это смерть.
«Толерантность» - это медицинский термин, обозначающий неспособность организма сопротивляться «инородному». Полная «толерантность» в медицине - это смерть человеческого организма. То есть толерантность - это синоним «умирания и смерти». Фактически, «толерантность» - это не что иное как «путь к смерти через отказ от борьбы за жизнь».

То есть в Россию внедрен иностранный термин, который призывает всех - сдаться и умереть?
Слово толерантность следует запретить. А тот, кто придумал «уроки толерантности» для российских школ, тот, по сути, - «толкает» наших детей к смерти. И к полному отсутствию борьбы за жизнь. Потому что «толерантность» введена в западные общества как базовая составляющая для оправдания:

Легализации умерщвления людей - эвтаназии (в Бельгии, Голландии, США, Канаде и др.),
- легализации умерщвления детей и подростков, методом «медицинского самоубийства» (Канада, США).

Причина 7. Толерантность - это отсутствие борьбы за жизнь (за добро).
Неверно считать, что этот термин не нравится только непосвященным. Простые люди чувствуют, что в этом слове таится «неправда» и «ложь». Оно означает "полную апатию", "стопроцентное бездействие", "паралич" и "обездвиженность не только тела, но и сознания".
Наконец, это базовый и фундаментальный элемент - краеугольный камень западной «философии смерти».

Взгляните на 10 диких «антизаповедей» модной на Западе «философии смерти», что начертаны в 1980 году на каменных плитах, установленных в штате Джорджия в США:

  1. Для баланса природе требуется не больше, чем полмиллиарда людей.
  2. Искусственно рождайте людей.
  3. Создайте одно государство на Земле с одним языком.
  4. Покончите с традициями и религиями.
  5. Создайте всемирный закон.
  6. Решайте все через всемирный суд.
  7. Уничтожьте мелкие нации и их законы.
  8. Назовите правом человека его обязанности.
  9. Сосредоточьтесь на сексуальном разнообразии.
  10. Человек - это раковая опухоль Земли. Умри как можно скорее, освободив место природе.

Вот 10 варварских догм западной «философии смерти» (которая иначе цинично называется "перевернутым гуманизмом"). А «толерантность» - это «главный столп» западной «теории ускорения вымирания человечества на Земле».

Причина 8. "Толерантность" - это "ген расчеловечивания".
В настоящее время Запад взял курс на полное расчеловечивание людей. На превращения детей - в "сексуальных животных". Это уже факт, закрепленный западным законодательством.

И базовым элементом расчеловечивания людей становится именно «толерантность». «Толерантность» - это аксиома из идеологии, построенной на нетрадиционных ценностях. Речь идет об «идеологии гомосексуализма». "Идеология гомосексуализма" строится на полном и абсолютном отрицании пола. «Пол» в понимании традиционного человечества является главным, основополагающим, базовым и системообразующим понятием, идентификационным признаком человека. То есть в системе традиционных ценностей пол человека делает человека человеком. И наоборот, в "идеологии гомосексуализма" "отрицание пола" и "толерантность" - являются основой расчеловечивания человека. Изъятие понятия «пола» из системы ценностей человечества превращает человека в «ничто», в абстрактый «гендер», "нечеловека". С точки зрения "идеологии гомосексуализма", человек является отнюдь не "венцом творения", а всего лишь переходным этапом на пути к постчеловеческой цивилизации. Что же это будет за цивилизация? Гомосексуалисты строят цивилизацию "человекоскотов" ("manimals"), и это уже официально провозглашено на Западе.

Для производства такой цивилизации на Западе (США, Великобритания) уже вовсю официально ведутся эксперименты по скрещиванию человека и животных. А "вымирающему" традиционному человечеству (7 миллиардов человек) "идеология гомосексуалистов" предлагает "толерантность" в качестве "премии" (насмешки) за несопротивление.

Причина 9. "Толерантность" - это системообразующее понятие "идеологии гомосексуализма".
На этом понятии строится идеология «вседозволенности пороков», где все формы извращений подаются с позиции - якобы разнообразия форм сексуальности. А вторым по значимости системообразующим в "идеологии гомосексуализма" понятием является слово «гендер». На этих двух китах («гендер» и «толерантность») строится "идеология гомосексуализма", другими названиями которой являются «гендеризм» и «гендерный мейнстрим». Слова непонятные, иностранные, но на поверку они означают ни что иное как "полное уничтожение нравственности, религий, ценностей" и замену их на всеядную «толерантность». Вот почему нельзя относиться нейтрально к агрессивному насаждению этого слова в России.

Как только люди и страны привыкают к опасному слову «толерантность», у них забирают ценности и человечность. В школы приходят сначала «уроки толерантности», а потом их очень быстро (как в Канаде, в США и в Европе) заменяют на уроки по «Основам гомосексуализма». Сегодня «Основы гомосексуализма» изучают практически во всех детсадах, школах и университетах Запада (Европа, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия). Причем, практически во всех учебных заведениях Запада этот предмет стал не просто обязательным, а безальтернативным, причем даже в католических учебных заведениях. Тех, кто не согласен с официальной идеологией Запада - "Основами гомосексуализма", - сегодня безжалостно увольняют с работы, отдают под суд и сажают в тюрьмы. "Идеология гомосексуализма" насаждается на Западе диктаторски и безальтернативно. Нормальных людей (обычных мужчин и женщин) данная идеология рассматривает как "гендерных инвалидов" и предлагает "сажать в психушки" и "ликвидировать в концлагерях". "Гомосексуальная идеология" стремительно радикализируется и превращается в гендердиктатуру на Западе. А "тараном", стирающим человечество с лица Земли, становится "радикализация толерантности".

Причина 10. "Толерантность" - это манипуляция общественным сознанием.
"Толерантность" - это инструмент по манипуляции общественным сознанием. Она побуждает людей принимать то, что ранее казалось абсолютно неприемлемым. Точно также как в медицине, где "толерантность" ведет к неизбежной гибели человеческого организма, так и в обществе "толерантность" ведет к стремительному разложению, необратимой деградации и полному уничтожению человеческого сообщества. Понятие "толерантность" Запад навязывал России дважды перед войнами: перед Первой мировой войной и перед Великой Отечественной войной. Третий раз Запад настойчиво потребовал от россиян стать "толерантными" в 90-е годы: в период развала СССР. Потому что, с точки зрения Запада, именно "толерантность" подтолкнет народы РФ к тому, чтобы отказаться "от своего я", от защиты исконно российских ценностей. Социальные инженеры ожидают, что именно "толерантность" толкнет традиционные цивилизации не просто "сдаться без боя", но превратит "бомбардируемых толерантностью" жителей "в солдат армии врага". Вот что такое на самом деле эта западная "толерантность". И она явно не нужна ни нашим детям, ни России сегодня. От этого слова следует отказаться, каждый раз заменяя его на слово "миролюбие".

По этим десяти причинам родители России требуют остановить принятие в России "Стратегии толерантности", которую разработал и уже представил в Правительство РФ Минтруд России. Кроме того, родительское сообщество настойчиво призывает "запретить" проведение "уроков толерантности" во всех школах Российской Федерации, заменив их на миролюбивые "уроки мира" и "уроки дружбы".

На открытом совместном заседании кафедр дипломатии, мировой литературы и культуры, социологии и философии, проходившем 22 марта 2002 г. в МГИМО(у), состоялась встреча с заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессором А.Г.Асмоловым, инициатором и научным руководителем Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

Встреча была организована в рамках институтского проекта, поддержанного этой программой. А.Г.Асмолов выступил с основным докладом "Толерантность – идеология открытого общества". Был также заслушан доклад доктора психологических наук, доцента кафедры психологии личности МГУ и руководителя Научно–практического Центра психологической помощи "Гратис" Г.Солдатовой. На встрече присутствовали руководитель проекта "Дипломатия и толерантность" первый проректор МГИМО И.Г.Тюлин, заведующие кафедрами МГИМО профессора Т.В.Зонова, С.А.Кравченко, А.В.Шестопал, руководитель Центра "Церковь и международные отношения" профессор А.Б.Зубов, преподаватели университета, студенты.

Открывая заседание, заведующий кафедрой философии А.В.Шестопал сделал краткий экскурс в историю участия МГИМО в Федеральной Программе. Он отметил международный характер Программы, её связь с программами и декларациями ЮНЕСКО, в разработке которых принимали участие выпускники МГИМО.

У истоков МГИМО, подчеркнул А.В.Шестопал, стояли люди, которые много сделали для повышения роли гуманитарных дисциплин в отечественной науке. Здесь особая роль принадлежит одному из первых ректоров МГИМО академику Ю.П.Францову и первому заведующему кафедрой философии профессору А.Ф.Шишкину.

Целый ряд крупных ученых, собранных Ю.П.Францовым вокруг себя, таких, как Ю.А.Замошкин, Б.Т.Григорян, Э.А.Араб–оглы, исследовали глобальные проблемы современности в их неразрывной связи с моральными аспектами международных отношений.

К сожалению, надежды на снижение конфликтности в международных отношениях к концу XX столетия не оправдались. В 90–е годы все стали свидетелями ужесточения мировой политики, стремления устранять противоречия с позиции силы. Вместе с тем, все более очевидна потребность общества в политике, основанной на иных принципах, в политике взаимопонимания между странами и регионами. Именно от нашей страны, от нашей дипломатии многие ждут инициатив, направленных на смягчение климата мирового сообщества.

А.В.Шестопал напомнил, что за последнее время университет предпринял ряд усилий в этом направлении. Прежде всего стоит отметить программу "Духовно–нравственные основы мирового сообщества и международные отношения", инициаторами которой в 1996 г. стали профессор кафедры философии В.С.Глаголев и заместитель заведующего кафедрой мировой литературы и культуры В.Р.Легойда. В рамках этой программы были проведены конференции в МГИМО и в Дипломатической Академии, вышел в свет ряд публикаций. Из этой программы родилась идея создания Центра "Церковь и международные отношения", активно функционирующего в настоящее время.

Ежегодно в МГИМО проходят Шишкинские чтения, посвященные этической проблематике в международных отношениях. Тема последних чтений, проходивших в декабре 2001 г., – "Элиты и нравственность" – предполагала обсуждение, наряду с другими, вопросов нравственного формирования внешнеполитических кадров.

Международному сотрудничеству в области экологии был посвящен состоявшийся в марте круглый стол "Экология и толерантность".

Таким образом, подвел итоги А.В.Шестопал, мы уже имели определенные наработки к тому моменту, когда по инициативе ректората МГИМО(у) принял участие в реализации Федеральной программы в рамках проекта "Дипломатия и толерантность".

Руководителем проекта стал И.Г.Тюлин, человек, много сделавший для освещения проблематики гуманитарного сотрудничества в учебных курсах и научных исследованиях МГИМО в целом и кафедры философии, в частности.

"Я считаю крайне важным, – начал своё выступление А.Г.Асмолов, что именно здесь, в одном из элитарных ВУЗов, мы можем обсуждать вопрос о том, что любые декларации уйдут в зыбучие пески, если не встретят понимания того, что толерантность должна стать действительной основой проектирования мира".

Определив толерантность как норму жизни в мире многообразия (diversity), как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него субъекта, А.Г.Асмолов предостерег от сведения понятия "толерантность" всего лишь к терпимости. Мало "терпеть" и мириться с фактом инакомыслия другого, с его принадлежностью к иной расе, нации, конфессии. "В основе толерантности – труд постановки себя на место другого". Вот почему в этическом плане критериями толерантного поведения выступают умение сострадать и, что еще важнее, сорадоваться ближнему. Главным же актом толерантного поведения А.Г.Асмолов назвал вступление в контакт даже с тем, кто вызывает опасение.

А.Г.Асмолов заметил, что много легче, к несчастью, описать феноменологию интолерантности, указать: "Здесь горе, здесь боль, здесь – экстремизм, расизм, ксенофобия!". В языке зафиксировано много явлений, представляющих полюс массового сознания, противоположный толерантности. Не нужно обладать "рентгеновским" аппаратом, чтобы заметить, как разгораются в современном мире конфликты (Афганистан, Чечня, Ближний Восток), несмотря на призывы к любви и согласию. Очаги этих конфликтов, подобно Белфасту и Ольстеру, превращаются в устойчивые исторические константы и как действующие вулканы постоянно таят в себе угрозу.

Фанатизм, который мы видим в знаменитом фильме М.Ромма "Обыкновенный фашизм", – наиболее страшный, нашедший отражение в искусстве, однако, по мнению А.Г.Асмолова, наименее изученный антипод толерантности. Нам спокойнее прятать этот термин в учебники истории средних веков, но фанатизм, как мы убедились 11 сентября 2001 года, – не только характеристика прошлого. Мы должны обратиться к истокам этого явления, если хотим прогнозировать будущую социокультурную динамику. Истоки его не только в тоталитарных системах, но и в доме, в семье.

Всё же и в политике, и в истории культуры можно проследить две линии, развивавшиеся параллельно, – интолерантного и толерантного стилей жизни. Каковы ситуации, в которых люди всегда выступали как носители ценностей толерантности? Безусловно, это ситуации посредничества. Фигура посредника между мирами, готовыми столкнуться, – ключевая в историко–культурное развитии человечества. Одним из социальных институтов толерантности могла бы стать дипломатия.

Переходя к рассмотрению методологии, которая стоит за разработками проблем толерантности, А.Г.Асмолов назвал причину, определившую, по мнению ученого, низкую когнитивную сложность ригидного сознания носителей интолерантных установок.

"В XIX–XX вв. мы всё более проникались двоичным видением мира – дарвинистским, марксистским, фрейдистским. Видением, нашедшим методологическое обоснование в концепции бинарных оппозиций К.Леви–Строса", – констатировал А.Г.Асмолов. Благодаря этому, понимание развития – истории различных биологических, социальных, политических систем – однозначно связано у многих с идеей конфликта. Суть такого развития дана в иронической формуле К.Поппера, автора книги "Открытое общество": "выживает выживший".

И все политические партии сейчас делятся на два вида: "партии ответов" и "партии вопросов". Первые знают всё: куда идти, как и, главное, против кого. Однако и другие партии, имеющие либеральную ориентацию (которые, по сути, должны быть связаны с ценностями толерантности), на политическом уровне остаются пленниками двоичного, "чёрно–белого", сознания.

"Разумеется, я не собираюсь отрицать конструктивность "конфликтологических" теорий. Их возникновение имело и экономические, и социальные, и психологические предпосылки, – уточнил А.Г.Асмолов. – Просто мы оказались под гипнозом одних концепций и долго не хотели замечать иные, например, концепции симбиотического развития. Между тем уже П.Кропоткин сто лет назад говорил об этом в книге "Взаимная помощь как фактор эволюции".

Создание полноценной динамической картины развития предполагает как внимание к многообразию реальности, так и учёт закономерной вариативности ее интерпретаций. Вот что должно лечь в основу идеологии открытого общества – в основу идеологии толерантности.

С помощью каких же конкретных технологий установки толерантности способны ослабить позиции тоталитарных стереотипов? А.Г.Асмолов, руководитель проекта "Университетский ресурсный центр практической психологии и педагогики толерантности", видит основной путь в подготовке специалистов Для обучения детей и взрослых правилам кооперации. Важная роль в этом деле отводится СМИ, а также разработке специальных тренинговых программ.

"Наша цель, – сказал, завершая доклад, А.Г.Асмолов, – состоит в том, чтобы "культура достоинства" пришла на смену "культуре полезности".

Доклад Г.У.Солдатовой был посвящен разработке и апробации конкретных технологий формирования толерантного сознания. Ведь "без постановки практических задач проблема толерантности рискует обернуться простой демагогией".

В Новом завете Евангелие от Луки 6 гл. 27 – 30 стихи читаем слова Иисуса Христа: «…Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё, не требуй назад.» Всё сказанное или написанное иносказательно, может пониматься людьми неоднозначно.

Одни люди будут понимать только то, что буквально сказано или написано, другие будут искать смысл иносказания, и каждый может находить в нём что-то своё. Например, можно рассматривать смысл сказанного с позиции самопожертвования, в котором человек, поверженный врагом, не сопротивляется, но служит ему и всячески старается угодить ему. Он даже благодарит его, за то, что он поработил его и готов отдать ему всё, что имеет, ничего не требуя взамен. Можно рассматривать и с такой стороны, что любая агрессия или аннексия – это благо, и тот, в отношении которого это совершается должен быть безмерно благодарным за это. С этой точки зрения, насилие и ложь не являются грехом, так как они порождают положительные состояния в тех, на кого эти насилия и ложь направлены. Не правда ли, хороша идея? Есть такая русская пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь». А здесь всё не так – посеешь зло, пожнёшь добро.

А есть и такие люди, которые рассматривают слова Христа с эзотерических позиций, предполагая, что Иисус Христос имел в виду внутреннее отношение человека, идущего духовным путём, к реальности этого мира. Например, чтобы человек наблюдал за своими эмоциональными и эгоистическими реакциями, когда кто-либо делает ему плохо. И в то же время молился за здоровье и благополучие обидчика. Например, ограбили олигархи народ России, мы при этом сами не судим их, потому что «не судите, да не судимы будете», а хотим, чтобы Бог судил их, поэтому мы говорим – Бог им судья, наверно потому что у Бога могущества больше, чем у нас. Он уж точно будет судить на полную катушку, не то, что мы. Не выглядим ли мы, люди, при этом ханжами? Но, действительно ли мы хотим молиться за здоровье и благополучие наших врагов? Это что, мы хотим, чтобы они успешно продолжали своё чёрное дело, ударяли нас по правой и левой щекам, снимали с нас верхнюю, а затем и нижнюю одежду, брали у нас, то, что им приглянулось, зная, что мы назад ничего не потребуем? Напротив, будем молиться, чтобы у них всё это хорошо получалось.

Не превратимся ли мы при этом в слякоть, о которой говорил Шри Ауробиндо, когда сказал, что лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами. А как тогда понимать, когда в прежние времена православное воинство благословлялось на битву с врагом? А может быть, было бы более правильным, если бы войска опустились на колени перед врагом и молились, чтобы Бог даровал ему благополучие в его ратном деле? И, кроме того, мы знаем, что всё есть Бог, и когда встречаются две армии, две идеологии, два государства, стремясь утвердить свою власть над другими, примером может быть то, что сегодня делают американцы и НАТО в Ливии, то, вероятно, Бог присутствует как с одной, так и с другой стороны? Чего стоят Слова Христа, о которых мы говорили в начале этой статьи, в этой ситуации?

Позади, практически, всех событий, происходящих в современном мире, движущей силой является ложь. И что, мы должны молиться за здравие тех, которые на лжи строят своё иллюзорное благополучие? Не будем ли мы в этом случае выглядеть соучастниками этих событий? В общем, «куда ни кинь, всё клин». Тот уровень христианского благочестия, на котором находится как современное православие, так и католицизм и другие христианские религии, проповедуют безоглядную толерантность, которая способствует расцвету сатанизма. В свою очередь на идеях сатанизма пышно расцветают ложь, насилие, всевозможные формы несправедливости и индивидуализма с его всевозможными извращениями. Тогда невольно встаёт вопрос, кто создал все эти религии? Я имею в виду иудаизм, христианство и ислам. И для какой цели они были созданы?

Наиболее привлекательным выглядит ислам, по крайней мере, когда читаешь Коран. Но что делают люди, исповедующие ислам с другими народами? Человек, идущий путём, который был указан ему Мухаммедом, не может этого делать, тогда почему они это делают? Тот же самый вопрос можно задать людям, исповедующим христианские религии. Люди, следующие путём, указанным Иисусом Христом, идут в действительности в прямо противоположном направлении.

Единственной последовательной религией является иудаизм. Они поступают так, как это пишется в Торе и Талмуде. И, чтобы исповедующим Иудаизм было более понятно, как они должны вести себя среди других народов, там приводится множество примеров. Приведу всего один пример. Иосиф был продан братьями в рабство в Египет, где волею судьбы он стал вторым человеком после фараона. Во время урожайных семи лет он запас достаточно зерна, и когда наступили следующие семь неурожайных лет, он стал продавать народу Египетскому зерно, вначале за их серебро, затем за скот, а потом купил их самих и их земли, сделав их рабами фараона. Но то зерно, которое было собрано в хранилища фараона, в конечном счете, произвели те люди, которым он продавал его за серебро, скот, а затем за их земли и их собственную свободу, сделав их рабами. С позиции выгоды – всё делалось правильно, а с позиции человечности – так могут поступать только те люди, которые не имеют души и поэтому, для них чуждо сострадание. Поэтому, вместо того, чтобы поддержать народ в трудные времена, у него отнимают всё, даже свободу.

Казалось бы, что мы далеко ушли от идеи толерантности, но это только так кажется. В реальности всё выглядит иначе. Толерантность – это терпимость. А почему это слово – толерантность ввели в русский язык, когда в нём есть точный перевод смысла этого слова с латинского языка на русский, толерантный это – «терпеливо переносящий». Что мы должны терпеливо переносить? Когда спаивают наш народ алкоголем, которого в современной России приходится на душу населения 18 литров в год в переводе на чистый спирт. Это и на только что родившегося и на того, который доживает свои последние дни на Земле. А для того, чтобы народ начал вырождаться достаточно будет и 8 литров на душу населения. Или мы должны быть толерантными к тем, кто убивает наркотиками нашу молодёжь? А может быть к тем, кто убивает их на улицах наших городов и даже деревень, используя для этого огнестрельное оружие, ножи и железные прутья, кто сжигает их в домах не жалея ни детей, ни стариков? К кому мы должны быть толерантными, может быть к тем, которые лишили нас прошлого и лишают будущего, уничтожая наше настоящее, усилия которых привели к тому, что Россия вымирает? А может быть к тем, которые захватили в России все уровни власти и как раковая опухоль разрушают её.

Понять не сложно, почему нам прививают термин толерантный, а не русский его перевод – терпеливо переносящий. Уж слишком очевиден смысл этого слова, если мы произносим его по русски.

Ключевые слова:

  • глобализация
  • globalization
  • идеология
  • ideology
  • парадигма
  • paradigm
  • субстанциальная основа
  • substantial basis
  • толерантность
  • tolerance

Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

УДК 316.647.5 DOI 10.12 737/13639

Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире Кишлакова Наталья Михайловна Канд. филос. наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема определения парадигмы развития России в условиях глобализации. Предпринята попытка поиска ответа на вопрос: быть или не быть человечеству как единству многообразия? Проводится анализ трансформаций социума в условиях глобального мира и противоречивости тенденций его развития. Показывается, что практика движения человечества к мировому сообществу порождает в нем не только чувство страха перед культурной гомогенностью, обусловленной утратой отличительных черт традиционных культур во всем мире, но и тенденцию к сохранению различными человеческими сообществами своей национальной идентичности. В XXI в. начинается новый этап исторической динамики национальных идентичностей, который обусловлен растущим в мире процессом демократизации общественно-политических систем, способствующим в том числе расширению прав этнических меньшинств, религиозных конфессий и течений. Отмечается, что в России особое место в осмыслении этого вопроса занимает идейно-философское наследие евразийцев.

Утверждается, что трактовка глобализации как унифицирующей тенденции в цивилизационном развитии является методологическим заблуждением, так как этнонациональная и религиозная многоукладность современного мира требует осуществления реального и продуктивного диалога, в результате которого необходимо выходить за рамки национального развития, одновременно сохраняя их особенности, т. е. добиваться единства многообразия. Создание евразийской «континентальной федерации» на базе идеологии толерантности рассматривается в качестве одного из возможных эффективных инструментов адекватной реакции национальных государств на новые вызовы глобализационного развития. Дается понимание идеологии толерантности как системы принципов и реальных механизмов поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, потенциал развития, сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных социальных общностей. Делается вывод о том, что идеология толерантности — это субстанциальная основа бытия народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений в глобальном мире, без которой невозможно сохранение их единства и многообразия. Идеология толерантности способствует расширению диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях.

Ключевые слова: глобализация, идеология, парадигма, субстанциальная основа, толерантность.

Ideology of Tolerance As the Substantial Basis for the Russia"-s Being in the Global World

Kishlakova Natalia Mikhaylovna

Candidate of Sciences (Philosophy), Professor Philosophy Department, Finance University E-mail: [email protected]

The paper concerns the paradigm of Russia"-s development in terms of globalization. An attempt is made to answer the question, whether the humankind is to exist or not to exist as the unity of the many. Transformations of society in terms of the global world and contradictory tendencies of its development are being analyzed. As it is revealed, the practice of humanity"-s movement towards world community not only causes fear of cultural homogeneity resulting from the privation of the peculiarities of traditional cultures

№ 3(19)/2015

around the globe, but also causes a serious tendency for various human communities to preserve their national identity. Essentially, a new stage in the historical dynamics of national identities begins in the XXI century, which is predetermined by the globally proliferating process of democratization of socio-political systems that, in particular, contributes to the enhancement of the rights of ethnic minorities, religious confessions and denominations. It is pointed out that in Russia, a special role in the apprehension of this problem is played by the ideas and philosophic heritage of the Eurasians, who maintained that universal human culture can only be created through the creation of a multinational culture, and emphasized that universal human progress should not be realized entirely through cultural and social unification of peoples.

It is asserted that the concept of globalization as a unifying tendency in civilizational development is a methodological delusion, by the reason that the ethno-national and religious complexity of the contemporary world demands the implementation of a dialogue, real and productive, the outcome of which would demand to break the framework of national development whilst keeping its peculiarities, i.e., seek for the unity of the many. The creation of the Eurasian «continental federation» on the basis of the ideology of tolerance is considered as one of possible effective instruments of the adequate reaction of national states to new challenges of globalizational development.

The ideology of tolerance has got the new understanding as a system of principles and new mechanisms to support diversity in the evolution of various complex systems, the potential of development, co-existence, interaction, co-operation, mutual assistance and consolidation of various social communities. This ideology ensures sustainable development of humanity inside those systems as the unity of the multitude in the global world, as well as the balance and harmonization of interests between opposing sides in ideology, politics, economy, and also in any other form of interpersonal, social and political interrelation of individuals and social groups. It makes it possible for everyone to determine the right and value of being different. It is concluded that the ideology of tolerance is but the substantial basis for the being of peoples, nationalities, states, religions and outlooks in the global world, without which the preservation of their unity and multitude is hardly possible. It helps enhance the range of capacities possessed by those systems in various unpredictable situations.

Keywords: globalization, ideology, paradigm, substantial basis, tolerance.

Вопрос о парадигме развития России в условиях глобализации неслучайно привлекает к себе пристальное внимание исследователей различных областей социально-философского знания. Логика, динамика, объективные и субъективные факторы развития процесса глобализации все очевиднее свидетельствуют о неоднозначности и противоречивости его последствий как для мирового сообщества в целом, так и для нашей страны в частности. Поэтому трудно не согласиться с А. Г. Асмоловым, который считает, что всем нам давно пора задаться почти гамлетовским вопросом: быть или не быть человечеству как единству многообразия? .

Как показывает практика, в столь стремительно трансформирующемся социуме одновременно обнаруживают и проявляют себя две противоположные тенденции. Одна из них выражается в стирании пространственных границ между различными социальными системами, переплетении всех сфер общественной жизни и формировании кросскуль-турного пространства взаимодействия, т. е. целостной мировой системы. Другая тенденция связана с ослаблением национальной безопасности и упадком культуры, обострением проблемы занятости, незаконной миграцией, терроризмом и в целом не несет весомых преимуществ для населения разных стран, в том числе и России. У. Бек пишет: «…вместе с глобализацией <…> рушится структура основных принципов, на которых до сих пор организовывались

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Вес и жили общества и государства, представляя собой территориальные, отграниченные друг от друга единства <…> образуются новые силовые и конкурентные соотношения, конфликты и пересечения между национально-государственными единствами и факторами, с одной стороны, и транснациональными факторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами — с другой" .

Неоднозначной и противоречивой является и оценка научным сообществом самого процесса глобализации и его влияния на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. В отечественной и западной философской литературе можно обнаружить различные подходы и точки зрения по этому вопросу. Часть исследователей солидаризируется с мондиа-листским подходом и считает, что контуры «планетарного человечества» сложились к концу ХХ в., а в настоящее время формируется «единая мировая цивилизация — глобальное общество», поэтому страны, стремящиеся к сохранению своей национальной идентичности, должны понять объективность этого процесса и принять его .

Другая часть считает, что сегодня для России основными приоритетами в ее цивилизационном развитии должны оставаться такие политические и социальные цели и задачи, как сохранение статуса суверенного субъекта мирового процесса, защита национальных интересов в сочетании с идеологией к Финансового университета =

толерантности по отношению к другим странам и народам, приверженность идеалу правового социального государства .

В условиях глобализации движение человечества к мировому сообществу порождает в нем чувство страха перед культурной гомогенностью, обусловленной утратой отличительных черт традиционных культур во всем мире. Но из этого не следует делать вывод о том, что глобализация создает угрозу человеческой идентичности или резко меняет условия ее формирования . Уже сегодня становится очевидным тот факт, что глобализация, будучи связанной с процессом унификации цивилизационных различий культуры, порождает и серьезную тенденцию к сохранению различными человеческими сообществами своей национальной идентичности.

По мнению Т. М. Махаматова, в XXI в. начался новый этап исторической динамики национальных идентичностей. Данный этап обусловлен растущим в мире процессом демократизации общественно-политических систем, который способствует в том числе расширению прав и этнических меньшинств, религиозных конфессий и течений . Иллюстрацией в этом отношении могут служить явления, которые мы наблюдаем сегодня в Турции (Пакет демократизации), России (о государственных языках в субъектах Федерации), странах Западной Европы (обсуждение проблем мультикультурализма). Как бы то ни было, но все вышеизложенное свидетельствует о том, что невозможно решить проблему единства и многообразия человечества без осмысления вопроса об идеологии толерантности как субстанциальной основы бытия глобального мира.

В России особое место в осмыслении этого вопроса занимает идейно-философское наследие евразийцев. Еще в трудах Н. С. Трубецкого и Л. П. Карсавина было очерчено проблемное поле современных дискуссий о глобализации . Евразийцы метко подмечали, что созидать общечеловеческую культуру можно только путем созидания многонародной культуры, и подчеркивали, что общечеловеческий прогресс не должен осуществляться только путем культурной и социальной унификации народов.

Определяющую роль в сохранении многонародной культуро-личности России-Евразии они отводили евразийской элите и государству, идеал которого ассоциировали с «идеей-правительницей». Идеок-ратия, по их мнению, — это та власть, которая призвана реализовывать эту идею с опорой на авторитет традиции, авторитет компетентности и идеологию толерантности. Это власть ответственная, осознающая цели-идеи, обладающая знанием ценностей и

принципов, а не средств и методов. Ее компетентность заключена в знании архе своего народа и общества.

Несмотря на то, что глобализация представляет собой мощнейшее испытание для многонациональных и поликонфессиональных государственных образований, ее трактовка как унифицирующей тенденции в цивилизационном развитии — методологическое заблуждение. Этнонациональная и религиозная мно-гоукладность современного мира требует осуществления реального и продуктивного диалога, в результате которого необходимо выходить за рамки национального развития, одновременно сохраняя их особенности, т. е. добиваться единства многообразия. Вот почему создание евразийской «континентальной федерации» на базе идеологии толерантности могло бы стать одним из эффективных инструментов адекватной реакции национальных государств на новые вызовы глобализационного развития.

Известно, что история развития человечества изобилует проявлениями агрессии, национальной нетерпимости, фанатизма, экстремизма и других человеческих фобий. Это и крестовые походы, и Варфоломеевская ночь, и гитлеровская идеология, и этнические конфликты во Франции, и современная фундаменталистская идеология, и многое другое. И сегодня за примерами далеко ходить не приходится. Ярчайшим подтверждением этому является современное положение на Украине. Наивно думать, что фашизм, неонацизм и другие фобии — это наше прошлое. Человечество привыкло делить мир на своих и чужих, верных и неверных, Запад и Восток, навязывая друг другу мнение о том, что им никогда не сойтись вместе. Жаль, что и многие российские политики до сих пор с трудом осознают тот факт, что распространение ксенофобии, вандализма, миг-рантофобии, убийств на национальной почве представляет собой реальную угрозу целостности Российского государства.

В этих условиях все более очевидной становится простая истина — только идеология толерантности выступает объективной субстанциальной основой развития многонациональных и поликонфессиональных открытых обществ и России в глобальном мире. Подчеркнем, именно открытых, так как субстанциальным основанием развития закрытых обществ выступает ксенофобия, доминирование которой ведет к регидности общественных систем, сепаратизму и изоляционизму, конфликту как основе их бытия и развития.

Именно идеология толерантности, которая понимается как система принципов и реальных меха-

низмов поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, является потенциалом развития, сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений. Идеология толерантности способствует расширению диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях. Такая идеология обеспечивает в них устойчивое развитие человечества как единства разнообразия в глобальном мире, баланс и гармонизацию интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия личностей и социальных групп. Она позволяет определить право и ценность каждого быть иным.

В рассматриваемой идеологии феномен толерантности обретает иную систему координат и понимается как противоречивый путь восхождения человечества к человечности. В связи с этим уместно будет вспомнить взгляды таких гуманистов, как Джон Локк, Франсуа Вольтер, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Михаил Бахтин, Мартин Бубер и многих других. Взгляды этих философов были далеки от противников идеологии толерантности, которые сводят ее понимание исключительно к терпимости, мультикультурализму и политкорректности. Последние не хотят осознавать, что ксенофобия утверждает в жизни людей как базовое основание предрассудок, а толерантность содержит опору на разум. Идеоло-

гические установки, основанные на предрассудках, как правило, стоят за большинством человекофобских, нацистских или расистских теоретизирований, обслуживающих идеи превосходства, гегемонии одной социальной группы, нации, расы или класса над другой. Их проявления можно встретить и в современной России, не говоря уже о том плачевном русофобском и неонацистском состоянии, которое мы наблюдаем сегодня на Украине.

Где бы ни находились люди, одержимые ксенофобией, их мышление и действия стоят на трех китах: идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма. Но даже для этих людей идеология толерантности как идеология человечности и ненасилия могла бы стать своеобразной школой жизни с непохожими людьми, школой гуманности и великодушия. В этом отношении важно понимать, что толерантности всегда имманентна внутренняя свобода, а не подавление собственных негативных эмоций, «признание за человеком права на тайну». Одновременно она не исключает взаимозависимости, что позволяет ей обеспечивать устойчивость и целостность человечества как единства многообразия . Available at: http://www.ug.ru/archive/ug/2011/36 (Accedded: 23 July).

10. Bek U. 2001. Chto takoeglobalizatsiya? . Moscow, Progress-Tradition Publ., 2001. 296 p.

11. Chumakov A.N. Global"-noe obshchestvo kontury tselostnogo mira . Moscow, Prospekt Publ., 2005. 430 p.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Вестник Финансового университета

12. Kishlakova N.M., Makhamatov T.M. Grazhdanskoe obshchestvo i struktura grazhdanstva . Filosofiya ikul"-tura . 2012. № 8 (56).

13. Kishlakova N.M. Etnicheskaya identichnost"- kak sposob vyzhivaniya v global"-nom mire . Vopros natsional"-noy identichnostiv konteksteglobalizatsii: sb. nauchnykh statey . Moscow, Prospectus Publ., 2014.

14. Makhamatov T.M. Ob"ektivnye osnovaniya natsional"-noy identichnosti kak samopoznaniya . Vopros natsional"-noy identichnosti v kontekste globalizatsii: sb. nauchnykh statey . Moscow, Prospectus Publ., 2014.

15. Vodolagin A.V., Danilov S.I. Metafizicheskaya os"-evraziystva . Tver, 1994. 93 p.

16. Mirimonova M.S. Tolerantnost"- kakfenomen individual"-nyy isotsial"-nyy . Moscow, Prometheus Publ., 2004. 253 p.

КНИЖНАЯ ПОЛКА Ганина Е. В. , Чумаков А.Н.

Проблема языка в глобальном мире: монография. М.: Проспект, 2016.208 с.

Монография посвящена важнейшей теме современности — проблемам коммуникации и взаимопонимания людей различных культур в условиях сформировавшегося единого информационного пространства и нарастающей глобальной взаимозависимости отдельных стран и народов. Содержание книги составляют статьи известных российских ученых — специалистов в области социальной философии, лингвистики, культурологии и современной глобалистики, в которых с разных сторон анализируются новейшие тенденции мировой динамики и проблемы трансформации естественных языков, возникающие в результате глобализации. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся современной глобализацией и ее влиянием на развитие культуры и общественные процессы- может быть также использована преподавателями, студентами и аспирантами при изучении гуманитарных дисциплин и предметов социально-экономического профиля.

Другие работы

Проблемой принято считать положение, условие, вопрос или объект, создающий неопределённость, затруднение, или побуждающий к действию и связанный с избыточностью или недостатком процессора (специалиста), знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы). Проблема побуждает к действию или ограничивает его. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки...

Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником. Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека как существо...

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен...

Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы. Собственно эти представления лежат в основе древнекитайской философии...

Строки эти родились в моём сознании после прочтения первой главы «Самопознания». Чтобы «нащупать» основания окружающего нас мира Бердяев обращается к своему микрокосму, но для того, чтобы познать загадочную тайну собственной личности, он старается абстрагироваться от повседневной реальности настолько, насколько это возможно. Действительно, нужно ли возвеличивать бытие и его причудливые механизмы...

Этот внутренний нравственный закон обозначается им как категорический императив. Соответственно нравственным является то, что связано с исполнением долга. Долг по отношению к другим - делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. «Максима благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или...

Неотъемлемое определение «иррациональная» Философия Абсурда получила, в том числе, вероятно, из-за своего основного метода, называемого «феноменологической редукцией» и заимствованного из Философии Жизни, которая отрицает рационализм как метод познания. «Феноменологическая редукция». Сартр заявляет, что человеческое бытие и экзистенцию с самого начала надо описывать, имея в виду сознание, ибо...

Научная новизна исследования заключается в том, что: Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она позволяет организовать социально-философское исследование социальной реальности на новых основаниях- расширяет наши представления об основных принципах ориентации в социальном пространстве и возможности его изучения. В структуре работы актуализируются новые контексты интерпретации...

Диссертация

Цель диссертационной работы заключается в социально-философском анализе ряда конфликтогенных элементов этнонациональной сферы в контексте учения об этнической толерантности, а также в разработке механизмов преодоления этнонациональных конфликтов, основанной на принципах этнической толерантности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: Объектом исследования является...

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования в теоретическом анализе кратического менталитета XX века как социоприродного и социокультурного феномена. Задачи: Теоретико-методологическая основа исследования. Проведение исследования основывается на общефилософских принципах изучения социальных явлений и процессов, особенно на антропологическом и компаративистском...

Диссертация

Вмеоте с тем, проблему общечеловеческих ценностей никоим образом нельзя считать исчерпанной в нашей литературе. Следует отметить неравномерность разработки всего круга вопросов, относящихся к общечеловеческим ценностям, а также ряд проблем, вообще недостаточно исследованных в литературе. В частности, речь идет о выяснении содержания самого понятия «общечеловеческое» в применении к проблеме...

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографии. Библиографический список включает 248 наименований. Заключение. В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения проблемы онтологии в исторической ретроспективе. Для достижения поставленной цели был осуществлен анализ ведущих онтологических концепций, начиная с момента...


Научные и общественные сферы: политика, медицина, философия, религия, психология, этика, в связи со своей спецификой, по-разному отвечают на вопрос, что такое толерантность. Понятие активно стало употребляться в обществе в конце 90-х гг. прошлого века, вызывая споры и противоречия по содержавшимся в нем постулатам.

Толерантность - что это такое?

Человек по сути своей уникален, но в чем-то люди похожи, поэтому - ищут подобных себе, своим увлечениям, вероисповеданию. Принадлежность важна для личности, в виду того, что люди - существа социальные. У разных народов менталитет отличается, и что в одной стране приемлемо - в другой может вызвать общественный резонанс. Что значит толерантность в общем понятии?

В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности. Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире.

Что обозначает толерантность в других областях:

  • в медицине (фармакология, наркология): привыкание организма к веществу ввиду чего требуется большая дозировка для того достижения того же эффекта;
  • в музыке: уважительное отношение к разным стилям и музыкальным направлениям;
  • в экологии: способность биологических организмов развиваться в среде, даже при неблагоприятны факторах.

Толерантность в психологии

Это понятие в психологии занимает важное место. Принятие людей, с их особенностями, без критики и осуждения, позволяет выстроить доверительные отношения с клиентом и является элементом психотерапии. Психологический феномен толерантности вбирает в себя как научные аспекты и принципы, так и повседневные:

  1. Моральная (условная) - в основе своей, содержит отсроченную агрессию. Терпимость «внешнего Я» только на поверхностном уровне: человек соглашается с происходящим, а внутри, буквально сдерживается, «кипит».
  2. Естественная (натуральная) – характерна для маленьких детей и выражается в их безусловном принятии родителей без оценивания, к сожалению, бывает с ущербом для себя, если родители отличаются жестокостью.
  3. Нравственная (подлинная) – основанная на полном и осознанном принятии реальности. Это зрелая и позитивная толерантность «внутреннего Я». Духовное отношение ко всем проявлениям жизни и людям и постоянное самопознание. На нравственности основаны все мудрые притчи.

Психолог должен развивать данную толерантность, основные критерии которой:

  • эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
  • способность к рефлексии, внутреннему диалогу;
  • способность устанавливать конструктивные, положительные отношения с людьми.

Толерантность - плюсы и минусы

Идея данного понятия несет в основе своей, благие для общества цели, так ли это на самом деле? Возможен ли мир и благополучие на земле без терпимости к другим народам? Понятие толерантности может истолковываться и использоваться людьми по-разному, без учета общепринятых и прописанных понятий. У медали две стороны.

Плюсы толерантности:

  • помогает быть гуманным;
  • учит преодолевать страхи через эффективную коммуникацию с другими непохожими людьми;
  • вырабатывает правильное понимание разного с их привычками, характером, мировоззрением и укладом жизни;
  • способствует личностному и общественному развитию через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия среди как отдельных людей, так и наций в целом.

Минусы толерантности:

  • под видом толерантности манипуляции сознанием людей, прикрытые благими намерениями;
  • тонкая грань между действительно терпимостью и рабским терпением, в ущерб личности;
  • подмена истинных понятий и ценностей ложными, посредством социальных технологий;
  • толерантность некоторыми воспринимается как равнодушие, нежелание воспринимать и бороться.

Чем толерантность отличается от терпимости?

В переводе с древнего латинского языка, что такое толерантность дословно: «tolerantia» - означает «терпение», «терпеть», «переносить». Толковый словарь позиционирует слово «толерантность» как производное от французского «tolerant» - «терпимый». В русском, в отличие от других иностранных языков «терпимость» – это слово с явно негативным оттенком, обозначающем терпеть плохое, переносить лишения. Тем не менее, терпимость и толерантность - это различные понятия.

Терпимость – сознательный отказ общества от открытого проявления ненависти, вражды. Человек внутренне при этом, может испытывать сильные негативные чувства и протест. Формируется в короткие сроки и может быть навязана с помощью СМИ (например, для урегулирования конфликта между разными народами). Толерантность – общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка и предполагает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и национальностями - это необходимое явление.

Толерантность и ксенофобия

Слово «ксенофобия», наряду с «толерантностью» часто звучит в СМИ и с греческого языка переводится как «боязнь незнакомых». Мышление ксенофоба отличается четким делением на «своих» и «чужих». Небывалый поток мигрантов, достаточно болезненно и агрессивно воспринимается коренным населением: прибывшие иностранцы ведут себя по-другому, не всегда хотят изучать новый язык, не стремятся познать культуру и обычаи той страны, в которую мигрировали. Толерантность в современном мире в идеале, предполагает отсутствие ксенофобии, мирное сосуществование и развитие разных народов.

Виды толерантности

Основой толерантности являются фундаментальные ценности общества, без которых человечество не сможет существовать. Классификацией толерантности занимаются ученые многих специальностей. В постоянно меняющемся мире – актуальными и «острыми» являются вопросы связанные с религией, отношением к инвалидам, межнациональные, гендерные и политические отношения. Рассматривая, толерантность что такое - каждая прикладная сфера озвучивает свою типологию. Основные виды толерантности наиболее полно отражены М. С. Мацковским:

  • религиозная;
  • гендерная;
  • физиологическая;
  • образовательная;
  • сексуально-ориентационная;
  • географическая;
  • возрастная;
  • маргинальная;
  • межклассовая;
  • межнациональная;
  • расовая;
  • политическая.

Религиозная толерантность

Религия этносов содержит в себе сакральный компонент, отличающий ее от других конфессий. В прошлые века, считая свою религию единственно истинной - правители разных стран предпринимали военные походы с целью обратить иноверцев в свою веру. Что такое религиозная толерантность в наши дни? Человек имеет право на любое вероисповедание, принятое в его государстве, даже если оно не относится к главенствующей религии. Терпимость к другой вере – залог мирного взаимодействия между людьми.

Толерантность к инвалидам

Сострадание и милосердие ко всему живому – важные черты человека, закладывающиеся в детстве при правильном воспитании родителями. Проявление толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья – это в высшем смысле помощь в адаптации и социализации инвалида, как полноправного члена общества. Инклюзивное образование, предоставление рабочих мест – важные составляющие толерантности.

Этническая толерантность

Принадлежность к своему народу, этносу с усвоением многовекового опыта, традиций, ценностей - это этническая идентичность. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Это – уважительное отношение к укладу жизни других народов. Проблема толерантности в полиэтнических странах имеет глобальное значение. Обратная сторона – интолерантность (нетерпимость) все чаще является поводом для разжигания межнациональной розни.

Гендерная толерантность

Независимо от половой принадлежности – люди достойны уважения и равных прав - это ответ на вопрос, что такое гендерная толерантность. Толерантность в обществе в отношении полов неустойчивое явление. На сегодняшний день, претерпевают изменения, и это является причиной негативного реагирования в обществе и развития фобий. Интолерантность к другому полу – сексизм, является дискриминирующим личностным фактором.


Политическая толерантность

Толерантность в политике – это готовность правительства к конструктивному диалогу с другими странами. В полном объеме, может быть представлена в государстве с демократическим режимом власти и выражается в урегулировании межнациональных конфликтов, соблюдении прав человека, уважительном отношении к иным политическим убеждениям, не противоречащим законодательству. Политическая толерантность – глобальный процесс, от которого зависит мир на земле.

Политкорректность и толерантность взаимопроникающие понятия в современном обществе. История вопроса о политкорректности возникла в США, когда афроамериканцы потребовали исключить из английского языка оскорбительное слово «black»применительно к их расе. Политкорректность включает в себя запрет на оскорбительные выражения по отношению к другой расе, полу, сексуальной ориентации и т.д. В мультиэтнических странах, таких как США, политкорректность набирает обороты и пронизывает все сферы общества.