Как открыть картинную галерею. Инструкция по применению: как открыть свою галерею

Едва ли можно найти более отрадный способ на этой планете зарабатывать себе на жизнь, чем содержание художественной галереи. Целый день сидеть в тихой комнате, полной красивых вещей, встречать улыбкой посетителей, наделять их своим вниманием и получать внимание в ответ.

Что может бать прекраснее, чем находиться в окружении предметов искусства, которые, возможно, являются высшей формой человеческого самовыражения, собирать эти предметы, сохранять их, открывать им дорогу в большой мир, да еще и зарабатывать этим себе на жизнь? Так что, если Вы решили стать арт дилером и открыть собственную галерею, рассмотрим несколько важных для этой профессии моментов.

Первое и самое важное – вы должны обладать образным мышлением. И все, что Вы выставляете или предлагаете к продаже должно быть результатом этого видения. Представьте себе, что каждое произведение и каждый художник, которых Вы выставляете в галерее - это своего рода мазок в живописи, а созданная Вами картина в полном объеме представляет Ваш уникальный взгляд на искусство.

Вот какой должна быть Ваша цель: представить и показать миру цельное, понятное, последовательное собрание работ, которые отражают Ваше мировоззрение, и позволяют посетителям составить индивидуальное впечатление о Вашей галерее.
Случайные, не последовательные экспозиции, отсутствие направления, отсутствие самобытности говорят о том, что, скорее всего, Ваш бизнес не будет долговечным.

Говоря о самобытности, я подразумеваю, что Вы должны создать ее сами, а не доверить кому-то другому. Как только Вы начнете копировать другие галереи, Вы сразу же повысите их имидж и провалите свой собственный. С самого начала необходимо утвердиться в своей индивидуальности, и если Вы пока не готовы к этому, то стоит просто отложить открытие своей галереи до лучших времен.

Даже если Вы выбрали демонстрацию искусства, Вы не можете делать это безлико или с конфузом. Поэтому приготовьтесь к тому, что Вам придется защищать свою самобытность и отвечать на недружественные комментарии конкурентов. Умение успешно защищать то, что Вы продаете, лежит в основе создания репутации и является Важной частью игры. Вы же понимаете, что люди, которые захотят купить работы у Вас, а не в соседней галерее, должны иметь на это веские основания.

Коллекционеры ценят знающих образованных дилеров, тех, кто не просто разбирается в искусстве, но умеет и может четко аргументировать свою позицию по поводу того или иного направления, дать экспертную оценку происходящим на рынке событиям, охарактеризовать произведение с точки зрения его актуальности, исторической ценности и т.д.

Следующая Ваша задача (если Вы все-таки решитесь остаться в этом бизнесе) – создать ядро клиентской базы, состоящее из постоянных покупателей. Не зависимо от того, какого типа картины Вы предлагаете к продаже, эта база состоит из людей, которые понимают, что качественная коллекция строится в течение длительного периода времени.

Их вкусы и понимание развиваются постепенно, и чем более повышаются их запросы, тем больше они тяготеют к уважаемым авторитетным дилерам и галереям, с которыми их связывает совместный бизнес. Изучите список любой крупной коллекции, и Вы увидите, что лишь несколько дилеров играют важную роль в ее построении. Станьте одним из таких.

Однако, зная свои преимущества своего направления, не останавливайтесь на достигнутом. Будучи наиболее осведомленным в том искусстве, которое Вы представляете, привлекайте лучших художников в этой области. Непрерывно изучайте рынок, понимайте его тенденции и будьте на два шага впереди конкурентов. А в исключительных случаях формируйте этот рынок самостоятельно.

Именно это делают наиболее преуспевающие дилеры: они задают курс, которому следуют остальные. Слухи о Ваше прозорливости и дальновидности непременно распространятся среди участников этого рынка, писатели и критики возьмут ваши слова на вооружение, все больше коллекционеров начнут присматриваться к новому направлению, деятели арт-сообществ не преминут возбудить вокруг вас ворох обсуждений, а остальное уже дело истории, как говорится.

Но, подождите, это еще не все. Успешные дилеры всегда в первую очередь ориентированы на художника. Если Вы получите признание художников, Вы получите и признание коллекционеров. Готовность хорошего художника доверить Вашей галерее свои работы и свою творческую карьеру является ключом к Вашему успеху. Если Вы не можете заполучить интересного художника, Вы не сможете предложить интересные арт продукты рынку. Но тут я забегаю немного вперед.
Для достижения этого наивысшего признания – а оно займет годы, поверьте мне – будьте тверды, целенаправленны и уверенны в том сообщении, которое Вы посылаете в общество.

Получите известность в арт среде, как галерея, которая занимается конкретными видами искусства в определенном ценовом диапазоне, работает с серьезными художниками, чьи цели и мировоззрение соответствуют заданному направлению. Ваш уровень доверия должен быть на хорошем счету, а репутация безупречна.

Люди хотят знать, куда они приходят, хотят чувствовать стабильность, а не прыгать вместе с Вами из одного направления в другое, не понимая, что еще Вы придумаете в следующий раз. Помните, что большинство покупателей смущают легкомысленные эксперименты вокруг искусства, поэтому держите свой курс твердо и неуклонно, насколько это возможно.

Еще раз повторюсь: успех не приходит мгновенно. Потребуется много времени, чтобы создать репутацию. Показ за показом, выставку за выставкой убеждайте людей, что Вы не только привержены своему видению, но и что у Вас есть необходимые ресурсы (талант, прозорливость, интеллект, финансы), чтобы удержать этот руль.

Это означает, что Вам лучше иметь достаточно средств и интересный яркий календарь выставок хотя бы на шесть месяцев, а лучше на год, чтобы остаться в этом бизнесе. Прибыль может не прийти так быстро, как Вы этого ожидали. Если у Вас нет подобной подушки, серьезно подумайте, прежде чем начать такой бизнес, возможно, его стоит отложить. С самого первого дня Вы будете находиться под пристальным вниманием, но интерес к вашей деятельности может очень быстро пройти. Поэтому у Вас должна быть уверенность, что то, что Вы делаете способно разжечь огонь и поддерживать его.

Как я уже говорил ранее, для успеха галереи очень важно тщательное и аккуратное создание базы постоянных покупателей, настоящих Ваших партнеров, тех, кто долгое время остается привержен Вашему выбору. Галерея – это не клуб по интересам, не тусовка для друзей, знакомых художников и однокашников, тех, кто приходит выпить, поговорить за жизнь и не имеет намерения что-нибудь купить.

Удивительно большое количество галерей с самого начала как будто специально создаются из-за желания владельцев окружить себя подхалимами и удовлетворить какие-то нереализованные амбиции. Это почти неизбежно приведет к печальному концу. Для того чтобы предотвратить такой исход. Вы должны заботиться о внешнем мире, учитывать его интересы и убедить мир, что у Вас есть что показать и есть что сказать по этому поводу, что Вы оберегаете свою галерею, от того, чтобы она превратилась в местный клуб дешевого пошиба и что Вы готовы сделать ее местом для избранных.

Вы должны быть готовы на каком-то из этапов очертить четкий круг своих клиентов и отсеять всех тех, кто, говорит много и красиво о своей любви к искусству, но не имеет намерений поддержать Вас финансово или любым другим образом. Это единственный способ выжить. В конце концов, Вы можете перенести общение с некоторыми особенно близкими Вам друзьями-портянками из галереи в свое личное пространство.

Следующая Ваша задача состоит в том, чтобы притягивать нужных людей. Но это не означает - грузить. Один из лучших способов – говорить с каждым на понятном ему языке. Поймите, что далеко не все хотят и способны разбираться до тонкостей в секретах живописи вникать в Ваши творческие замыслы. С такими покупателями следует быть легким и ненавязчивым.

Вполне возможно, со временем, когда Вы установите прочную связь, Вы сможете углубить Ваше интеллектуальное общение. Конечно, Вам было бы приятно блеснуть эрудицией и выставить напоказ свои познания, и даже сначала, может показаться, что Вы производите впечатление, в конечном счете, вся эта замысловатая терминология отпугнет не слишком образованного парня. Редко кто хочет платить за то, в чем ничего е смыслит.

Работая арт-дилером, постоянно расширяйте свою аудиторию. Снова и снова предлагайте к приобретению предметы, рано или поздно Ваши клиенты начнут звонить сами и делать повторные покупки. При этом бывает и так, что в какой-то момент Ваши старые клиенты заполняют свои коллекции или переключаются на новые направления, будьте готовы заменить их теми, кто только пришел в бизнес.
Что касается содержания разговоров, несомненно, лучше не применять банальные пустые реплики типа таких: «Посмотрите, как прекрасна эта картина, сколько в ней экспрессии, разве не так?»

Говорите о вашей галерее, о своих целях, о том, почему именно это, а не иное направление стоит внимания. Обсуждайте творческое кредо ваших художников, что представляет собой их искусство, концепции, идеалы, которые оно воплощает в себе. Почему в них стоит инвестировать, останавливайтесь на истории успешных выставок и продаж. Вы должны понимать сами и убедить любого, что продаете гораздо больше, чем просто красивые вещи.

Вы никогда ничего не продадите, если будете просто говорить: «Мне это очень нравится, тебе тоже должно понравиться».
Всегда будьте предельно внимательны с тем, с кем общаетесь, попробуйте проявлять максимальную заботу на всем протяжении вашего знакомства. Вместо того, чтобы снова и снова втюхивать то, что Вам хотелось бы продать, попытайтесь максимально приближенно узнать потребности и вкусы Вашего покупателя, предоставьте ему информацию, которую он хочет услышать, а затем оставьте его наедине со своими размышлениями.

Нет ничего более раздражающего, чем назойливый персонал галереи, которых выпускают на обработку клиента, а те пытаются всяческими ухищрениями зацепить клиента на крючок, как будто клиент дурак и не понимает, что именно с ним проделывают. Вас, конечно, может увлечь игра в лабиринт, но убедитесь сначала, что ваши увлечения разделяют.
Кроме этого располагайте все описательные материалы в доступном месте: все статьи, очерки искусствоведов и критиков, пресс-релизы, анонсы.

Описание самой галереи и statments художников составляйте простым доступным языком, понятным каждому. Это дает людям определенный уровень доверия, они чувствую, что владеют ситуацией, и самое важное, они сами решают, хотят ли они знать больше. Давление на покупателя в самом начале привет к тому, что Вы лишитесь лояльных клиентов и не даст возможности сгенерировать денежные потоки, чтобы оставаться в бизнесе.

Если мы уже заговорили о финансах, давайте рассмотрим еще одни важный аспект выживания вашей галереи – разумность цен на искусство. Вы должны быть в состоянии объяснить свои цены на языке, доступном для обывательского понимания. Представляйте факты, оперируйте последовательным разъяснением.

Если уж Вы решили держать высокие цены, обоснуйте их как профессионал: например, проданы все работы с последней выставки, либо же были приобретения в коллекцию, или произошла продажа с аукциона. В конце-концов цену можно аргументировать и тем, что это кропотливая и затратная техника, дорогостоящее оборудование и материалы и т.д. Т.е. обязана быть какая-то конкретная рациональная причина высокой стоимости работы.

Сказать просто, что это модное направление, а художник новоявленный гений – не сказать ничего, чтобы продать картину по хорошей цене. Вы не можете оперировать стоимостью как торговец сувенирами или продавец дорогих развлечений. Покупатель серьезного искусства – это в большинстве случаев коллекционер и инвестор, поэтому его не устроят слабые объяснения.

Выставляйте только продуманные согласованные цены. Не делайте выставки, где сначала вы продаете все по цене $ 8000 - $12000, а в следующий раз $ 500 - $ 1000. Реакция постоянных покупателей будет не в пользу авторитета Вашей галереи. Даже если это были обоснованные цены, и Вы можете объяснить тонкую грань между различными художниками и произведениями искусства, большинству покупателей эта грань не очевидна.

Более того, мы уже говорили с Вами, что Вы обязаны выдерживать одно направление в своей галерее, один уровень художников и привлекать постоянных покупателей, поэтому отнеситесь серьезно к соблазну изменить что-то в ценовой политике. Люди имеют уже определенные ожидания и Вам нужно быть бережным с этим. Речь не идет о маленьких колебаниях в цене, которые легко пояснить, но о больших расхождениях, которые могут только навредить Вам.

Ну и напоследок несколько мелочей на заметку:
Постоянно наращивайте свой список рассылки, но не посылайте объявления слишком часто: одного двух анонсов в месяц будет достаточно, чтобы сохранить статус уважаемой галереи.
Появляйтесь в местных музеях, культурных организациях, ассоциациях дилеров и галерей, обращайте их внимание на проводимые вами мероприятия, просите финансовой и иной поддержки в случае необходимости, не всегда и все время, конечно, но тогда, когда это уместно.

Приглашайте так же устроителей различных благотворительных мероприятий в свою галерею, проводите сами благотворительные аукционы. А самое важное – знакомьтесь и еще раз знакомьтесь. Вы хотите стать признанным в арт сообществе, Вы хотите знать основных игроков и, в конечном итоге, получить расположение авторитетных лиц. Вам не обязательно появляться на всех без разбору мероприятиях, но с каким-то уровнем регулярности. Люди будут замечать Вас снова и снова и постепенно разговор завяжется.
Уйдите от тактики давления. Не пытайтесь постоянно кому-то что-то продать.

Если кто-то созрел к покупке, обычно он дает это ясно понять. Отвечайте людям на вопросы, будьте внимательны к их нуждам, и пусть они принимают вещи шаг за шагом. По крайней мере, убедитесь для начала, что клиент созрел, прежде чем хватать его за горло.

Если критик или рецензент высказывает мысли, которые не вызывают у Вас восторг, позвольте им это. Никогда не удаляйте их из списка рассылки, не отвечайте на критику ответной критикой и не закрывайте для них двери своей галереи. Это просто глупо. Вы же не можете пробовать изменить людей или забрать у них право на свое мнение.

И в любом случае, пресса всегда имеет последнее слово, как бы Вы не пыжились. Если Вы выносите что-либо на общественный суд, будьте готовы получить разные отзывы. Если это Вас утешит, посторонние читатели редко вспоминают, о какой галерее шла речь в последнем обзоре, а Ваши покупатели напротив, получат дополнительный стимул еще раз заглянуть к Вам и удостовериться, что Вы в хорошей форме прекрасном настроении.
И помните – самое плохое, что могут написать о Вас – не написать ничего.

И в заключении. Будьте честным дилером. Никогда не искажайте и не приукрашивайте чрезмерно информацию о художниках и произведениях, которые Вы продаете. Последнее, что хотел бы покупатель, узнать, особенно тот, кто только начал свою деятельность, доверяя Вашему профессионализму, прислушиваясь к Вашему мнению, купил у Вас совсем не то, что Вы описали. Это плохо скажется не только на вашей репутации, но и на бизнесе всех галерей мира, потому что теперь они лишились как минимум одного коллекционера, а то еще и парочки его друзей.

Поэтому делайте свое красивое дело честно, получайте удовольствие, наслаждаясь всеми преимуществами собственника галереи и одного этого уже достаточно для того, чтобы сказать – мой бизнес вполне успешен.

Статья с сайта Artbusiness.com http://www.artbusiness.com/osoqcreatran.html
Перевод статьи Оксана Козинская

Интересоваться искусством сейчас модно. Среди молодежи появляются всё больше и больше ценителей различных направлений творчества. Искусство меняется, появляются новые виды и направления, однако это та сфера, которая всегда будет востребована.

Многие творческие люди, интересующиеся художественным искусством и желающие связать свой бизнес с «прекрасным», задумываются о том, как открыть картинную галерею. Как и в любом виде бизнеса, перед открытием галереи следует продумать важные моменты организации деятельности.

Выбор помещения

Для художественной галереи нужно довольно большое по площади помещение – не менее 200 квадратных метров. Если у вас есть возможность занять помещение большего размера – будет только лучше. Ведь на этой площади нужно разместить выставочный зал (на него уйдет самая большая часть помещения), склад для хранения пока не презентованных работ, офис и подсобки.

Обращайте внимание как на технические характеристики помещения, так и на эстетические. Если вы нашли помещение без приемлемого ремонта, обязательно его сделайте, так как картинная галерея должна выглядеть идеально с художественно-эстетической точки зрения. В помещении должны быть созданы все условия для того, чтобы организовать много освещения.

Важный момент – это организация охранной системы в галерее. Охрана и сигнализации должны быть более, чем надежны.

Расположение галереи

Перед тем, как открыть художественную галерею, необходимо задуматься о том, где же все-таки её смогут посетить максимальное количество людей. Конечно, размещать её нужно там, где наблюдается постоянный поток людей – в центре города, или (если таковые имеются) в культурных районах города, где уже находятся некоторые заведения, направленные на творчество и искусство. Открывать галерею на окраине города или в спальных районах нецелесообразно. Клиентов будет очень мало, соответственно, прибыли тоже.

Подбор персонала

Основные качества сотрудников картинной галереи – коммуникабельность, активность, заинтересованность в художественном искусстве и умение в нем разбираться.

Галерея искусств не требует большого количества сотрудников. В основном, персонал составляют руководитель, галерист, экспозиционер, куратор, иногда еще и консультант. В обязанности галериста входит ведение переговоров с художниками, создание и поддержание имиджа заведения. Куратор организовывает и проводит авторские или тематические выставки, хотя иногда галерист и куратор объединяются в лице одного сотрудника.

Обязательное условие – это художественное образование. Потому что как бы ни любил человек искусство, без надлежащего художественного образования он не сможет сделать работу галереи такой, какая она должна быть.

Экспозиционер отвечает за правильное и наиболее удобное для обзора расположение каждой картины внутри галереи.

Первоначальные вложения

Без стартового капитала в этом деле не обойтись. Конечно, сумма инвестиций будет различаться в зависимости от специфики и масштабов бизнеса. Однако, если не брать во внимание аренду помещения, то суммы в 5-7 тысяч долларов вполне может хватит на первое время работы (оснащение галереи, первоначальная зарплата сотрудникам, печать рекламных буклетов).

Выбор художников

Фактором, определяющим успех вашей галереи, как раз и является выбор художников. Отличительная черта этого бизнеса – то, что мнение о галерее будет складываться не на основе самого сильного художника, а на основе самого слабого. Прежде всего нужно определиться с концепцией галереи и решить, работы какого направления будут в ней выставляться. Это может быть , фотография, графика, инсталляция или что-либо другое. Концентрироваться на каком-либо одном направлении не стоит, ведь можно делать тематические выставки по разным жанрам.

При выборе художников, работы которых вы хотите показать в своей галерее, руководствуйтесь собственным вкусом и мнением экспертов. На различных интернет-ресурсах об искусстве они выражают свое мнение относительно того или иного художника и оставляют рецензии на их работы.

Также стоит обратить внимание на мероприятия, которые посещал выбранный вами художник и выставки, в которых он уже принимал участие. Естественно, чем они популярнее и престижнее, тем и востребованность этого художника будет выше.

Источники прибыли

Продажа картин – не единственное, с чего вы можете получить прибыль. Можно установить незначительную плату за вход в галерею. Если человек действительно интересуется искусством, то не пожалеет суммы, которая никак не скажется на его ежедневном бюджете. А весь нежелательный контингент таким образом сразу отсечется, но оно вам только на руку. Можно брать небольшую оплату с начинающих художников, которые желают сделать выставку в вашей галерее, а также устраивать разные тематические конкурсы работ, участие в которых также предполагает определенный денежный взнос.

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.

Описание

Данный бизнес-план представляет собой проект создание коммерческой картинной галереи современного искусства как реализация эффективной бизнес-модели.

Маркетинговой стратегией является реализация проекта, предусматривающая создание экспозиционной площадки, которая станет центром притяжения для людей, интересующихся современным искусством, коллекционеров, деловой и интеллектуальной элиты города, гостей и туристов, а также салона, где любители изобразительного искусства смогут приобретать произведения художественные произведения высокого качества.

Финансирование проекта предполагается осуществить за счет собственных средств (15%) и кредитных средств (85%).

Проект начинает приносить прибыль на третий год работы и, в течение первых десяти лет, объем чистой прибыли, после уплаты налогов, составит 1 133 тыс. руб. Горизонт планирования проекта - 10 лет. Период окупаемости проекта составляет 5,35 года, включая инвестиционную фазу проекта - 12 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) составит 322 тыс. руб. Внутренняя норма доходности проекта (IRR) равна 20,01 %.

Проект является типовым и подготовлен для реализации в городах Российской Федерации, с численностью населения более 300 000 человек. Для примера расположения галереи выбран г. Ярославль.

Бизнес-план поставляется с автоматизированной финансовой моделью , выполненной средствами Excel. Автоматизированная финансовая модель позволяет выполнить анализ инвестиционной и финансовой эффективности проекта, а также провести анализ чувствительности основных параметров проекта.

Финансовая модель является полностью автоматизированной, что подразумевает возможность изменения любого заложенного параметра, такого как:

Объем инвестиций

Объем оказанных услуг

Цены на услуги

Основные затраты

Налогообложение

Персонал и ФОТ

И другие…

Финансовая модель осуществляет автоматический расчет потребности в инвестициях и финансировании проекта, показателей выручки и себестоимости, налоговых платежей, интегральных и других показателей.

Результатом финансового моделирования является полный комплект аналитических данных:

Прогнозные бюджеты проекта (ОПиУ, ОДДС, Баланс)

Анализ финансовых показателей ликвидности и рентабельности

Анализ показателей инвестиционной эффективности (NCF, NPV, IRR и т.д.)

Анализ чувствительности

В бизнес-плане использованы материалы:

Открытых источников,

Отраслевых изданий,

Данных РОССТАТ,

Публикаций отраслевых экспертов,

Аналитические материалы Российских и иностранных отраслевых институтов

Отраслевых интернет-форумов

Опросов участников отрасли.

Бизнес-план составлен в соответствии со стандартами международных организаций, таких как UNIDO и TACIS.

Объем работы: 96 стр.

Графический материал:

Рисунки - 13

Таблицы - 18

Развернуть

Содержание

Развернуть

Иллюстрации

Развернуть

Таблицы

Таблица 1. Тор-5 аукционных домов Нью-Йорка по продажам современного искусства

Таблица 3. Доли рынков отдельных стран в общемировом рынке искусства, %

Таблица 4. Ценовая структура аукционных продаж

Таблица 5. Изменение аукционного оборота за 2011 год

Таблица 6. Самые успешные аукционные дома

Таблица 7. Ведущие аукционные площадки мира

Таблица 8. Структура рынка по объему выручки

Таблица 9. Структура рынка по видам искусства

Таблица 10. Топ-10 лотов 2011 года по версии аrtprice

Таблица12. График подготовительной стадии реализации проекта

Таблица 13. График инвестиционной стадии реализации проекта

Таблица14. Штатное расписание

Таблица 15. Стоимость инвестиционных затрат

Таблица 16. План продаж 1-12 гг.

Таблица 17. Расчет стоимости собственного капитала

Таблица 18. Финансово-экономические показатели проекта

Развернуть

Выпуски

Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.

Степанова - вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская - юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно - нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», - поясняет она.

Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство - как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», - объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.

В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи - продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе - те, что имеют перспективы стать со временем дороже.

Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», - поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий - от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.

Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.

Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.

«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», - признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры - он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», - поясняет Степанова.

Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, - поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.

Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них - более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», - рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.

Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL - еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», - рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.

После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.

Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.

В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника . От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему - его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».

Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи - московско-лондонская «Риджина» и московская XL.

Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное - усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, - поясняет Степанова. - Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.

Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро - задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.