Музыкальная культура испании 20 века. Культура Испании: музыка, изобразительное искусство и традиции

XIX век в истории Испании - сложное кровопролитное время, которое, тем не менее, способствовало подъему национальной культуры и искусства. Вторжение войск Наполеона (1808 год), Кадиская либеральная конституция 1812 года и возвращение к абсолютизму в 1814 году, буржуазная революция 1869-1873 года, ограничившая власть монархии, и проигранная война с США в конце века (1898) создавали постоянную напряженную атмосферу в стране. Начало подъема культуры и искусства совпадает с началом национальной освободительной борьбы против Наполеона, ? литература воспевает героизм народа, в музыкальной жизни? открываются консерватории, оперные театры, концертные организации. В 40-х годах распространяется «кастисисмо» _ движение сторонников возрождения старинных национальных жанров, в том числе сарсуэллы - музыкально? драматического произведения, близкого оперетте, но в испанском стиле, ? танец, чередующийся с песней. Видными представителями этого движения были Франсиско Барбьери (1823-1894), составивший ценное собрание народных песен XV?XVI веков, и Томас Бретон (1850-1923), директор мадридской консерватории выступавший против засилья итальянской оперы в Испании, оба они были авторами многих сарсуэл. В «кастисисмо» можно видеть начало, идейное зерно, получившее рост и развитие в последующем движении, возникшем в 70?х годах, как отклик на революционные события в стране. В конце 90?х это движение обретает особенную драматичность, остроту конфликта и рост национального чувства в связи с проигранной войной с США и потерей многих испанских колоний.

Итак, в 70х годах происходит новый подъем культуры, названный Ренасимьенто (испанское Возрождение), в котором участвовали виднейшие писатели, поэты, художники. Название движения отражает стремление испанцев к самобытности своей культуры, когда после «золотого (XVI?XVII) века» культуры Испании (в литературе? Сервантес, Лопе де Вега, в живописи? Веласкес, Сурбаран и Эль Греко, а в музыке? Томас Луи Витториа («испанский Палестрина»), Кристобаль Моралес и Антонио Кабесон), наступает время итальянского и французского влияния на испанскую культуру и общего кризиса национальной культуры. Но народной музыки, живущей в глубинках, это не коснулось: «Русский писатель В.П.Боткин, посетивший Испанию в 1845 году, свидетельствовал, что «андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать» без фанданго…» Друскин М. История зарубежной музыки., вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С.502..

Карел Чапек писал об Испании так:

«…в этой стране недалеко ходить за тем, что, если я не ошибаюсь, называется национализм. Народ этот, как никакой другой в мире, если не считать англичан, сумел сохранить свой особый уклад; и от женских мантилий до музыки Альбениса, от повседневных привычек до уличных вывесок, от кабальеро и до ослов предпочитает свое, исконно испанское, единообразяшей лакировке международной цивилизации. Быть может, дело тут в климате или в почти островном положении, но главное, мне кажется, в характере людей. Здесь каждому кабальеро задирает нос региональное чванство; Gaditano кичится тем, что он из Кадиса, Madrileno ? тем, что из Мадрида, астуриец горд тем, что из Астурии, а кастилец горд сам по себе, ибо каждое это имя овеяно славой, как герб.

Вот почему, мне кажется, севилец не снизойдет никогда до того, чтобы стать добрым международным европейцем; ведь он не мог бы стать даже мадридцем. Одна из самых неразрешимых загадок Испании? ее провинциальный дух, особая добродетель, которая в остальной части Европы постепенно сходит на нет; провинциализм? валовой продукт природы, истории и людей. Испания еще не перестала быть природой и еще не опамятовалась от своей истории, потому? то она и сумела сохранить в такой степени это качество. Ну, а мы, прочие, можем только немножечко удивляться тому, как это прекрасно? быть нацией» Карел Чапек «О черни. Путевые заметки»..

Вдохновителем музыкального Ренасимьенто был Фелипе Педрель? музыкальный ученый, фольклорист, композитор, автор оперной и симфонической музыки, хоровых сочинений. В XIX веке в Испании было сильным влияние французского романтизма. Еще в 70х годах Педрель писал оперы на сюжеты французских писателей, но уже в 80х годах он обратился к глубокому изучению испанской народной и профессиональной музыки, и написал оперную трилогию «Пиренеи» о патриотической борьбе каталонцев с маврами в XIII веке.

Эстетические идеалы Педреля, выраженные им в манифесте «За нашу музыку» были в гармоничном сочетании фольклорных богатств с высоким профессиональным мастерством испанских композиторов. Он ставил в пример представителей русской Могучей кучки в их разработке своего индивидуального национального стиля, опиравшегося на народную песню. Но в своем творчестве он не смог реализовать эту идею на практике,? это в полной мере сделал Альбенис, а после него продолжили развивать Энрике Гранадос, Х.Турина, Х.Нин и Мануэль де Фалья.

«…истинный пафос и смысл возрождения заключался в возврате былой славы испанской музыке, овладении широким кругом форм и жанров, установлении контакта с передовыми исканиями современного искусства? в выходе на качественно иной уровень творчества, на котором национальное начало проявилось бы во всей полноте, становясь в то же время универсальным…» Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М., Сов. композитор,1977.стр.121.

Другим собирателем «драгоценных россыпей» испанского фольклора был Федерико Ольмеда, собравший от певцов? крестьян по деревням Кастилии более 300 народных напевов для сборника «Фольклор Кастилии».

Самобытности региональной культуры, интонационной разницы музыкальных напевов (и даже разницы в языках) отдельных провинций Испании способствовали географические (разделение областей горными цепями), климатические (суровый север и жаркий юг) и экономико-политические условия (в зависимости от коммуникации регионов с Европой). Но, при совершенном различии напевов и языка в разных областях страны есть общие особенности национального стиля и предпочтения в экспрессии. Это органическое единство танца, песни и сопровождения, о котором сами испанцы говорят как о «представлении песни при помощи ног» и всеобщая любовь к гитаре. Гитара в Испании двух видов и различается по способу извлечения звука и происхождению? мавританская (играли способом «пунтеадо»- отчетливое взятие каждой ноты щипком) и классическая латинская (способ «расгеадо» ? взятие аккордами и игра тремоло). Также нельзя представить себе испанскую музыку без кастаньет, о которых русский музыковед М.Вайсборд так говорит, описывая впечатление от концерта испанской танцовщицы Лусеры Тены: « ? В ее руках кастаньеты как бы переступают границы своих возможностей. Они не только передают тончайшие динамические оттенки или с легкостью «плетут» кружево пассажей, но и способны донести до слушателя самую сущность музыки». Вайсборд М.А. Исаак Альбенис. Очерк жизни. Фортепианное творчество. М., Сов. композитор,1977; С.9.

Кроме гитары и кастаньет в народной музыке использовались еще различные другие струнно-щипковые (бандурия, лютня), деревянные духовые (разновидности флейты) и ударные инструменты (тамбурин и др.), а музыкальный ансамбль также варьировался в зависимости от местности.

Среди огромного разнообразия испанских песен и танцев выделяется северная хота - «королева танцев» (Арагония), которая распространилась по всей стране (существуют разновидности хоты в зависимости от местности валенсианская, кастильская, тортосская хоты), и южное фанданго в Андалусии, варьируемое андалусийцами (в Гранаде это гранадина, в Ронде? ронденья, в Малаге? малагенья). Фанданго также мигрировало по всей стране и дошло до самого севера (например,? астурийское фанданго с южной андалусийской хореографией, но северной астурийской музыкой). Со второй половины XIX века фанданго было широко распространено, и иностранные композиторы использовали в основном андалусийские мелодии чтобы выразить испанскую характерность в своих произведениях.

К самым важным по влиянию на другие культуры и распространению танцам также относятся пятидольный северный ритмически сложный «сортсико» (Баскония), положенный в основу гимна басков «Дерево Герники», и не выходивший за пределы своей области, каталонская «сардана»(северо? восток Испании, язык и музыка которой близки французскому Провансу), «болеро» (предположительно придуманный С.Сересой из Кадисса в конце 18го века), распространенный по стране и на Балеарских островах (в Кастилии, например, исполняется болеро-сегидилья).

В музыке любимого всеми и популярного «фламенко» (Андалусия), истоки которого в мавританской культуре Мавры владели Испанией с VIII?XIII века, воздействие их культуры отразилось и в архитектуре, а наиболее старый слой испанской народной музыки, связанный с этим влиянием называется «древнее пение»., а также в цыганских влияниях В XV веке из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселившиеся в южной Испании., используются характерные ладовые обороты (увеличенные лады), виртуозная мелизматика, хроматизмы, полиритмия, особая манера горлового пения.

«Хабанера», завезенная из Кубы, бывшей в то время испанской колонией «Хабанера» переводится с испанского как «танец из Гаваны». отличается от всех южных танцев более сложной ритмикой, показывающей сложный кубинско-испанский синтез: в размере 2/4 пунктирный ритм сочетается с триолями.

Гибкость и сложность ритма? характерная особенность испанского фольклора, но «…на севере? это сложные переменные ритмы, где чередуются сочетания 2+3 и 3+2, на юге ритмы более простые (со счетом на три), но отличающиеся разнообразием в акцентировке, синкопировании…» Друскин М. История зарубежной музыки. вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С. 505.

В XIX веке так же существовал исчезающий жанр «тонадильи», Испанское «tonadilla»,- букв. - песенка, уменьшит. от «tonada» - песня. Для многих тонадилий характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. ? это испанская музыкальная комедия, которую отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с народными музыкальными жанрами, песенность мелодий, простота и доступность музыкального языка. Певец, гитарист и композитор Мануэль де Гарсия(1775-1832) считается последним из "тонадильерос". Он написал около семидесяти тонадилий, был великолепным певцом и сделал свою карьеру в Париже, вынужденный покинуть родную Испанию. Но во Франции он не забывал традиций искусства своей родины и способствовал знакомству Европы с жанром тонадильи, приходящим в упадок, а также славился исполнением испанских песен. Он вырастил замечательных певиц, своих дочерей? Марию Малибран и Полину Виардо, а также прославленного певца и автора трактата о певческом искусстве - своего сына Мануэля Гарсиа. У Э.Гранадоса также есть "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilе antiguo") для голоса и фортепиано.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценического действия.

В первой половине XIX века успешно развивалось профессиональное инструментально? исполнительское искусство. Испанские гитаристы пользовались мировой известностью. Среди них особенно выделялись редкостью своего дарования гитаристы Фердинандо Сор (виртуоз и композитор, расширивший возможности техники игры на гитаре) и Мурсиано, игрой которого заслушивался М.Глинка, посещавший Испанию.

Выдающийся скрипач Пабло Сарасате (1844 ? 1908) гастролировал по странам Европы и Америки и привлекал внимание мира к Испании своей исполнительской деятельностью.

Во второй половине XIX века наступает время творчества знаменитой композиторской плеяды - И.Альбениса, Э.Гранадоса, М. де Фальи, великого виолончелиста Пабло Казальса, выдающегося пианиста Рикардо Виньеса и других.

Новаторские устремления испанских композиторов чаще находили понимание сначала во Франции, где жил И.Альбенис, получил признание талант М. де Фальи, пышно расцвел французский музыкальный «испанизм», а уже потом на родине. Многие испанские композиторы и музыканты эмигрировали из беспокойной Испании. Рядом с Мадридом и Барселоной возник еще один центр испанского музыкального возрождения - Париж, сохранявший это значение до начала первой мировой войны, когда большинство испанских музыкантов вернулось на родину.

Культура и традиции Испании существенно отличаются от культурного наследия, обычаев и духовных ценностей других стран Европы. Многочисленных туристов привлекают колоритная атмосфера, темпераментность, приветливость и доброжелательность местного населения.

В чем особенности культуры Испании

Благодаря особому географическому положению культура наделена неповторимым своеобразием, богатством и красотой. Территориальное расположение на границе между Африкой и Европой, берега, омываемые теплым Средиземным морем и мягким Атлантическим океаном, - все это находит отражение в традициях и обычаях гостеприимной Испании.

Многолетнее наслоение культурных пластов происходило благодаря воздействию различных народов и религий. Культура Испании - это уникальное сочетание и фольклорного наследия древних римлян, греков, арабов. Испанский стиль «мудехар» представляет собой симбиоз архитектуры, живописи, музыки, выраженный через интернациональные культурные особенности.

Испанская архитектура

Исторические постройки отличаются разнообразием, продиктованным модными веяниями различных периодов. Культура Испании широко представлена в монументальных сооружениях: готических соборах, средневековых замках, роскошных дворцах. По количеству всемирно известных памятников Испания находится на втором месте, уступив первенство Италии.

Любознательным туристам стоит обязательно увидеть Триумфальную арку и дом Каса Льео Морера в Барселоне. Направляясь в Валенсию, нельзя пропустить крепостные ворота Торрес де Серрано, сооруженные еще в XIV веке. Ступенчатые пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе, поражают воображение своей масштабностью и остаются вековой загадкой для человечества. Арабский минарет Хиральда с Золотой башней является символом Севильи. В соборе Сантьяго-де-Компостелла хранятся древние мощи святого Иакова, в честь которого названо историческое сооружение.

Особенности культуры Испании находят свое отражение и в современных постройках. Башня Агбар, здание в виде рыбы зодчего Френка Гери, "дом Бен Ладена" - вот небольшой перечень всемирно известных произведений архитектурного искусства, достойно представляющих свою страну.

Испанское изобразительное искусство

Искусство Испании оставило широкий след в мировой истории культуры. Всемирную известность живописи принесли произведения Золотого века. К ним относятся шедевры религиозного жанра, созданные художником Эль Греко. Не менее известны такие творцы, как Франсиско Рибальта, Диего Веласкес, Бартоломео Мурильо, Хусепе Рибера. Художественные традиции были впоследствии продолжены гениальным творчеством Франсиско Гойи. Неоценимый вклад в современное искусство живописи внесли Сальвадор Дали, Хуан Миро, Пабло Пикассо и Хуан Грис.

Испанская литература

В период Золотого века культура Испании обогащается выдающимися произведениями литературного жанра. Славу своей родине принес автор знаменитого «Дон-Кихота» Мигель де Сервантес. Не менее известными являются литературные герои Феликса Лопе де Вега, Педро Кальдерона де ла Барка и Мигеля де Унамуно. Современную писательскую славу поддержали драматург и поэт Федерико Хуан Гойтисоло, Мигель Делибес и Камило Хосе Села, ставший лауреатом Нобелевской премии. На было прославлено искусство драматургии в основном благодаря Рамону дель Валье-Инклан.

Культура Испании отмечена благодаря успехам отечественного кинематографа. Режиссер автор шедевра «Андалузский пес», за сорок лет своей кинодеятельности создал целую галерею всемирно известных произведений. Упрочили славу мастера такие авторы, как Педро Альмодовар и Карлос Саура.

Испанская музыка

Испания является одной из старейших музыкальных стран Европы. Удивительное своеобразие песенных жанров, инструментальной музыки, танцевального искусства обусловлено историческими особенностями этой земли. В первоначальный период своего развития музыкальная культура Испании включала различные направления, свойственные определенным провинциям. С течением времени разнообразные культуры все теснее переплетались между собой, образуя особый испанский стиль, заметно отличающийся от всех других.

Уже с начала XIII века музыка Испании была известна искусством игры на гитаре. Сегодня традиционный музыкальный инструмент представлен двумя видами: фламенко и акустической гитарой. Современная музыка содержит в своей основе истоки фольклора, отличающие испанские произведения своеобразием и узнаваемостью.

Классические произведения получили свое развитие в шестнадцатом веке, взяв за основу церковные мелодии. В начале XX века общеевропейскую известность испанской музыке принесли композиторы Энрике Гранадос, Исаак Альбенис, Мануэль де Фалья. Современное классическое певческое искусство представлено гениальными голосами Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.

Фламенко

Темпераментный и зажигательный стиль фламенко - это традиционная музыка Испании, родившаяся в Андалузии. Он представлен в трех направлениях: песнях, танцах и игре на гитаре. Основой стиля послужили древние цыганские обрядовые танцы, которые передавались по наследству, сохраняя свои традиции и обогащаясь новыми музыкальными красками.

Сегодня танцы фламенко преподносят в виде музыкальных спектаклей, наполненных смысловым содержанием, с выражением особой чувственности и страсти. Непременные атрибуты танцевальных номеров (длинные платья, пестрые шали, веера) помогают лучше выражать чувства и подчеркивают народное происхождение стиля. Нередко танцы фламенко сопровождаются ритмичными звуками кастаньет, хлопаньем в ладоши (пальмас), экспрессивной игрой на барабане-кахоне.

Танцевальная культура фламенко объединяет под одним названием несколько различных музыкальных рисунков. Характерной чертой испанского стиля является обязательный элемент импровизации, позволяющий создавать совершенно уникальные произведения танцевального искусства.

Фестивали и праздники Испании

Древнее происхождение и богатство культурных проявлений определяют яркую красоту и оригинальность национальных праздников. Музыкальная страна ежегодно проводит разнообразные фестивали, карнавалы и шествия.

В феврале проводится общенациональный карнавал, особенно ярко представленный на острове Тенерифе. Канун праздника Пасхи не обходится без множества крестных ходов и религиозных процессий, украшенных колоритной и красочной атрибутикой.

Наиболее известные фестивали проходят летом и осенью: музыкальные, театральные, танцевальные. К разряду оригинальных событий можно отнести Томатину - праздник помидоров, на котором устраивается грандиозное томатное побоище.

Коррида

К культурному достоянию Испании, несомненно, стоит отнести знаменитую корриду - бой с быками. Зрелищное мероприятие представлено ярким спектаклем, включающим в себя вековые традиции искусства, основанные на уважении к священным животным, азарте и смертельном риске.

В древние времена коррида была обязательным элементом национальных праздников. Сегодня это целое искусство, воплощающее в себе испанский дух и национальную идентичность. Красота корриды сродни балетному танцу, где тореро проявляет свое мастерство, храбрость и талант.

Прекрасные люди, прославляющие историю своей страны на протяжении множества веков, создавали и продолжают поддерживать национальное наследие, имя которому - культура Испании. Кратко рассмотрев творческие направления человеческой деятельности, нельзя не проникнуться глубоким уважением к испанскому народу, бережно хранящему и преумножающему культурные традиции своей Родины.

Курсовая работа

«Национальный характер и культура Испании»


Введение

Глава 1. Общая информация об Испании

1.1 История Испании

1.2 География Испании

Глава 2. Культура Испании

2.1 Литература

2.2 Архитектура и изобразительное искусство

2.3 Музыка

2.5 Образование

2.6 Отдых и спорт

Глава 3. Национальный характер Испании

3.1 Традиции Испании

3.2 Испанцы

3.3 Испанский язык. История испанского языка

3.4 Праздники Испании

3.5 Испанский костюм

3.6 Национальная кухня Испании

3.7 Краткое описание городов, регионов и курортов Испании

3.8 Достопримечательности Испании

3.9 Погода в Испании

Заключение

Список литературы

Введение


Любая нация и ее культура, существуют в течение длительного времени, и закономерно, что на протяжении столь долгого срока ее традиции не могут не меняться. Происходят различные переломы, смены ориентиров, все то, благодаря чему можно говорить о развитии, эволюции или революции национальной культуры. На этом фоне постоянных изменений трудно описать системно какую бы то ни было национальную культуру. Большинство авторов включают в определения такие системообразующие элементы национальной культуры как язык, религию и искусство, но ни один из этих элементов сам по себе не может служить признаком, отличающим одну национальную культуру от другой. Как избежать описательного подхода к национальной культуре, когда вместо теории предлагается либо история культуры, либо историософия (в виде «национальной идеи»)? Постоянные и устойчивые признаки национальной культуры сложно вычленить, и существуют многочисленные подходы к этой проблеме. Мы предлагаем в качестве основных категорий анализа взять такие характеристики, присутствующие в культуре нации на протяжении ее истории, которые, с одной стороны, позволяют сохранять ее устойчивость и идентичность, а с другой – задают специфические способ динамики и характер исторических изменений.

Актуальность темы исследования.Испания занимает в этом контексте особое место. Это страна, находящаяся на периферии крупнейших событий ХХ века, сейчас занимает ведущее место наряду с другими странами Европы. Кроме того, сейчас, когда Европа предпринимает очередную попытку обретения единства, обнажаются существенные различия между ее составляющими. Культурологическое понятие «Западная Европа» при ближайшем, более внимательном рассмотрении, рассыпается, и мало что объясняет в тех случаях, когда необходимо составить представление о конкретной стране, географически относящейся к Европе.

Глава 1. Общая информация об Испании


Испания – это европейское государство, расположенное на Пиренейском полуострове, столицей которого является Мадрид. Глава Испании - король Хуан Карлос. Форма правления - конституционная монархия. Испания граничит с Францией, Португалией, Андоррой и английской колонией Гибралтар, омывается Средиземным морем и Атлантическим океаном.

Стране принадлежат Балеарские, Питиузские и Канарские острова, горы и плоскогорья составляют 90 % ее площади, на территории этого государства находится гора Муласен (самая южная точка Европы, где даже летом сохраняется снег).

Климат: Испания занимает субтропический пояс и на большей части своей территории характеризуется средиземноморским климатом. Природные условия этого государства близки и к Европейским, и к Африканским, но имеют и свои особенности из-за географического положения Пиренейского полуострова.

Население, языки: В Испании проживает 39,6 млн. человек. Государственный язык – испанский, кроме того, здесь говорят на баскском, каталонском и галисийском.

Время: На большей части страны отстает от Москвы на 2 часа, на острове Тенерифе – на 3.

Валюта: Денежная единица страны - Евро (EUR). В крупных городах можно использовать кредитные карты VISA, MASTER CARD, AMERICAN EXPRESS.

Режим работы учреждений: Магазины открыты с 09.00 до 13.30 и с 16.30 до 20.00 часов. Небольшие лавочки в курортных зонах обычно открыты до 22.00 часов. Универмаги работают с 10.00 до 21.00 часа (понедельник - суббота), без перерыва. В отделе сервиса можно оформить талон tax free, предоставляющий скидку иностранцам. Банки работают с 9:00 до 14:00, музеи - с 10:00 до 14:00, кроме центральных. Служащие отдыхают в субботу после обеда и в воскресенье. В летнее время большинство ресторанов и баров ждут своих посетителей в течение всего дня.

Чаевые: В гостиницах, ресторанах и барах чаевые обычно входят в счет, но здесь принято округлять сумму. Чаевые обычно дают швейцарам, билетерам в театрах, служащим помогающим вам в осмотре достопримечательностей. В остальных случаях чаевые обычно составляют 5-10% от суммы счета.

Транспорт: В Испании транспортное наземное сообщение обеспечивается широко развитой сетью автомобильных и железных дорог. Между крупными городами хорошо налажена система воздушных рейсов. Кроме того, материковая часть страны связана с Африканским континентом, Балеарскими и Канарскими островами с помощью пассажирских судов.

В курортных зонах к услугам туристов старше 21 года предоставлен прокат автомобилей. Для заключения договора нужно иметь при себе паспорт, международные водительские права (со стажем не менее года) и залог от 50 до 100 долларов США. Аренда автомобилей типа Opel Corsa или Ford Fiesta обойдется примерно в 40 долларов США в день. В стоимость аренды автомобиля входит страховка, а вот расходы на бензин обычно не учтены в общей сумме, то есть, получив машину с полным баком, клиент должен вернуть ее также полностью заправленной. Один литр бензина в Испании стоит около 0,9 доллара.


1.1 История Испании


Находясь на пересечении Европы и Африки, Испания и Иберийский полуостров подвергались нашествиям рас и цивилизаций. Римляне прибыли в Испанию в 3 веке до нашей эры, но им понадобилось два столетия, чтобы покорить полуостров. Постепенно римские законы, язык и традиции были приняты. В 409 году нашей эры римская Испания была захвачена германскими племенами, и к 419 году было учреждено Вестготское королевство. Вестготы правили до 711 года, после чего мусульмане пересекли Гибралтарский пролив и победили Родерика, последнего готского короля.

К 714 году мусульманские армии захватили весь полуостров, за исключением горных районов северной Испании. Захват мусульманами южной Испании (которую испанцы называли Аль-Андалус) продолжался практически 800 лет. В течение этого периода процветали искусства и науки, в сельском хозяйстве были выведены новые культуры и внедрены новые технологии, а также были построены дворцы, мечети, школы, сады и общественные бани. В 722 году в Ковадонге на севере Испании небольшая армия под предводительством вестготского короля Пелайо нанесла первое поражение мусульманам. Этот бой ознаменовал начало Реконкисты - возвращения Испании христианами.

К концу 13 века появились Кастилия и Арагон как два основных центра власти христианской Испании, а в 1469 году они объединились благодаря браку Изабеллы, кастильской принцессы, и Фердинанда, наследника арагонского трона. Называемые католическими монархами, Изабелла и Фернандо объединили всю Испанию и дали начало золотому веку. В 1478 году они учредили известную своей безжалостностью испанскую инквизицию, во время которой были изгнаны и казнены тысячи евреев и других еретиков. В 1478 году они осадили Гранаду, а 10 годами позже им сдался последний мусульманский король, чем был отмечен долгожданный конец отвоевания страны.

Испания превратилась в огромную империю Нового мира после прибытия Колумба в Америку в 1492 году. Когда конкистадоры захватили землю от Кубы до Боливии, золото и серебро потоками потекли в испанскую казну из Мексики и Перу. Испания монополизировала торговлю в этих новых колониях и стала одной из самых могущественных стран на земле. Тем не менее, этот протекционизм препятствовал развитию колоний и привел к ряду дорогостоящих войн с Англией, Францией и Нидерландами.

Когда Людовик XVI был казнен на гильотине в 1793 году, Испания объявила войну новой французской республике, но потерпела поражение. В 1808 году войска Наполеона вступили в Испанию, и испанская корона стала терять свою власть над колониями. Зажженные восстанием в Мадриде, испанцы объединились против французов и сражались в пятилетней воне за независимость. В 1813 году французские силы все же были подавлены, и год спустя Фернандо VII вновь взошел на испанский трон. Последующее двадцатилетнее правление Фернандо было отрицательным образцом монархии. В течение периода его правления была восстановлена инквизиция, велось преследование либералов и конституционалистов, запрещалась свобода слова. В Испании начался серьезный экономический спад, и американские колонии отвоевали свою независимость.

Разрушительная испано-американская война 1898 года отметила конец Испанской империи. Испания была разгромлена США в ряде односторонних военно-морских сражений, в результате чего метрополия потеряла Кубу, Пуэрто-Рико, Гуаму и Филиппины - свои последние заморские владения. Проблемы Испании продолжались и в начале 20 века. В 1923, когда страна была на гране гражданской войны, Мигель Примо де Ривьера объявил себя военным диктатором и правил до 1930 года. В 1931 году Альфонсе XIII сбежал из страны, была провозглашена Вторая республика, но вскоре она пала жертвой внутреннего конфликта. Выборы 1936 года разделили страну на два лагеря: с республиканским правительством и его сторонниками с одной стороны (непростой союз коммунистов, социалистов и анархистов, борющихся за увеличение равноправия в обществе и уменьшение роли церкви) и оппозицией националистов (правосторонний союз армии, церкви, монархии и Фаланг - партии с фашистскими убеждениями) с другой.

Убийство лидера оппозиции Хосе Кальво Сотело республиканскими полицейскими в июле 1936 года послужило поводом для свержения армией правительства. В течение последующей гражданской войны (1936-39) националисты пользовались широкой военной и финансовой поддержкой нацистской Германии и фашистской Италии, тогда как их противники только от России и в меньшей степени от интер-бригад, состоящих из иностранных идеалистов. Несмотря на угрозу фашизма, Англия и Франция отказались поддерживать республиканцев.

К 1939 году националисты во главе с Франко выиграли войну. Больше 350 000 испанцев погибли в борьбе, но на этом кровопролитие не закончилось. По приблизительным оценкам, 100 000 республиканцев были казнены или умерли в тюрьмах после войны. Во время 35-летнего диктаторства Франко Испания была истощена блокадами, исключена из НАТО и ООН и страдала от экономического спада. И только в начале 1950 года страна начала восстанавливаться, когда подъем туризма и союз с США обеспечили ей столь нужную поддержку. К 1970 году в Испании наблюдался самый динамичный рост экономики в Европе.

Франко умер в 1975 году, предварительно назначив своим приемником Хуана Карлоса, внука Альфонсо XIII. С Хуаном Карлосом на троне Испания перешла от диктаторства к демократии. Первые выборы были проведены в 1977 году, новая конституция написана в 1978 году, а неудавшийся военный переворот 1981 года оказался тщетной попыткой повернуть время вспять. В 1982 году Испания окончательно порвала с прошлым, выбрав большинством голосов социалистическое правительство. Единственным серьезным недостатком на внутреннем фронте в то время была террористическая кампания, проводимая сепаратистской военной группой ЕТА, направленной на предоставление независимости родине басков. В течение тридцатилетней террористической деятельности группой ЕТА было убито свыше 800 человек.

В 1986 году Испания вошла в состав ЕС, а в 1992 году она обозначила свое возвращение на мировую арену: в Барселоне прошли Олимпийские игры, в Севилье - "Экспо92", а Мадрид был провозглашен европейской культурной столицей. В 1996 году испанцы проголосовали за консервативную партию под руководством Хосе Мария Азнара, фаната Элтона Джона и бывшего налогового инспектора. В марте 2000 года он был снова избран абсолютным большинством голосов; его успех приписали устойчивому состоянию испанской экономики, уровень которой возрастал на 45% в год в временя правления Азнара.


1.2 География Испании


Испания расположена на юго-западе Европейского континента на Пиренейском полуострове. На западе граничит с Португалией (длина границы 1214 км), на севере - с Францией (623 км) и Андоррой (65 км), на юге - с Гибралтаром (1,2 км). На востоке и юге омывается Средиземным морем, на западе - Атлантическим океаном, на севере - Бискайским заливом. Испании принадлежат Балеарские и Канарские острова, а также пять суверенных зон на побережье Марокко. Общая протяженность границы 1 903,2 км, длина береговой линии 4 964 км. У Испании давний территориальный спор с Великобританией по вопросу Гибралтара.

Испания занимает 85% Пиренейского полуострова. Центральная часть страны занята обширным плато Месета с цепью гор Центральные Кордильеры, которые состоят из Сьерра-де-Гуадаррама, Сьерра-де-Гредос, Сьерра-деТата. На севере расположены Кантабрийские горы. Вдоль границы с Францией протянулись Пиренейские горы (пик Ането, 3 404 м). На востоке лежат Иберийские и Каталонские горы. На юге находятся горы Сьерра-Морена и Андалусские горы. Гора Муласен высотой 3 482 м - самая высокая материковая точка Испании - расположена в Андалусских горах. Гора Пико-де-Тейде (3 710 м) находится на самом крупном из Канарских островов -Тенерифе. Основные реки страны - Тахо, Дуэро, Гвадалквивир, Гвадиана, Эбро.

Глава 2. Культура Испании


Испания владеет удивительным художественным наследием. Столпами золотого века были художники-последователи Толедо: Эль Греко и Диего Веласкес. Франсиско Гойя был самым плодовитым художником Испании 18 века и создал удивительно правдивые портреты королевской семьи. В начале 20 столетия на мир искусства повлияли одиозные испанские художники - Пабло Пикассо, Хуан Грис, Хоан Миро и Сальвадор Дали. Архитектура Испании очень разнообразна: древние памятники на Менорке на Балеарских островах, римские руины в Мериде и Таррагоне, декоративная исламская Альхамбра в Гранаде, постройки мудехар, готические соборы, дворцы и замки, удивительные модернистские монументы и причудливые скульптуры Гауди.

Одним из величайших в мире образцов художественной литературы является роман 17 века "Дон Кихот Ламанческий", написанный испанцем Мигелем Сервантесом. Выдающимися испанскими писателями 20 века являются Мигель де Унамуно, Федерико Гарсия Лорка и Камило Хосе Села, лауреат нобелевской премии 1989 года в области литературы. Среди знаменитых писательниц - Аделаида Гарсия Моралес, Ана Мария Матуте и Монтсеррат Роиг. Испанские фильмы когда-то ассоциировались с работами гения сюрреалиста Луи Бунюэля, прожившего большую часть жизни за границей. В настоящее время они представлены сумасбродными фарсами добившегося огромного успеха на международном уровне Педро Альмодовара.

В 1790 годах в Андалусии была изобретена гитара, путем добавления шестой струны к арабской лютне. Гитара обрела свою современную форму в 1870 годах. Испанские музыканты подняли искусство игры на гитаре до вершин виртуозности: Андрес Сеговиа (1893-1997) сделал классическую гитару отдельным жанром. Фламенко - музыка, тесно связанная с канто ондо цыган Андалусии, в настоящее время возрождается. Пако де Лусия - признанный в мире гитарист, исполняющий фламенко. Его друг Эль Камарон де ла Исла был до своей смерти в 1992 году ведущим музыкантом современного канто ондо. В 1980 году благодаря Пата Негра и Кетама появилось соединение фламенко и рока, а в 1990 году появилось радио "Тарифа", по которому транслировалось очаровательное сочетание фламенко, североафриканских и средневековых мелодий. Компания "Бакалао" - испанский вклад в мир техники, ее главный офис расположен в Валенсии.

Испанцы обожают спорт, особенно футбол; стоит посетить футбольный матч и ощутить напряженность атмосферы. Бои быков также популярны, несмотря на непрерывное давление со стороны международных активистов, борющихся за права животных.

Хотя католицизм пустил глубокие корни во все сферы жизни испанского общества, только около 40% испанцев регулярно посещают церковь. Многие испанцы очень скептически относятся к церкви; в течение гражданской войны церкви были сожжены, а духовные лица расстреляны из-за того, что они были сторонниками репрессий, коррупции и старого порядка.


2.1 Литература


Начало испанской литературы на кастильском языке положил великий памятник испанского героического эпоса Песнь о моем Сиде (ок. 1140) о подвигах героя Реконкисты Родриго Диаса де Бивара, прозванного Сидом. На основе этой и других героических поэм в эпоху Раннего Возрождения формируется испанский романс – самый известный жанр испанской народной поэзии. У истоков испанской поэзии стоял Гонсальво де Берсео (ок. 1180 – ок. 1246), автор религиозных и дидактических сочинений, а основоположником испанской прозы принято считать короля Кастилии и Леона Альфонса Х Мудрого (годы правления 1252–1284), оставившего ряд исторических хроник и трактатов. В жанре художественной прозы его начинания продолжил инфант Хуан Мануэль (1282–1348), автор сборника новелл Граф Луканор (1328–1335). Крупнейшим поэтом начального периода кастильской литературы был Хуан Руис (1283 – ок. 1350), создавший Книгу благой любви (1343). Вершиной средневековой испанской поэзии стало творчество проникновенного лирика Хорхе Манрике (ок. 1440–1479).

Эпоха Раннего Возрождения (начало 16 в.) отмечена итальянским влиянием, проводником которого стал Гарсиласо де ла Вега (1503–1536), и расцветом испанского рыцарского романа. «Золотым веком» испанской литературы принято считать период с середины 16 по конец 17 в., когда творили Лопе де Руэда (между 1500–1510 – ок. 1565), Лопе де Вега (1562–1635), Педро Кальдерон (1600–1681), Тирсо де Молина (1571–1648), Хуан Руис де Аларкон (1581–1639), Франсиско Кеведо (1580–1645), Луис Гонгора (1561–1627) и, наконец, Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616), автор бессмертного Дон Кихота (1605–1615).

На протяжении 18 и большей части 19 в. испанская литература находилась в глубоком упадке и занималась преимущественно подражанием французским, английским и немецким литературным образцам. Романтизм в Испании представляют три крупные фигуры: эссеист Марьяно Хосе де Ларра (1809–1837), поэт Густаво Адольфо Бекер (1836–1870) и прозаик Бенито Перес Гальдос (1843–1920), автор многочисленных исторических романов. Ведущие позиции в литературе 19 в. занимает т.н. костумбризм – изображение быта и нравов с упором на местный колорит. Натуралистические и реалистические тенденции проявились в творчестве романистов Эмилии Пардо Басан (1852–1921) и Висенте Бласко Ибаньеса (1867–1928).

Испанская литература пережила очередной подъем в первой половине 20 в. (т.н. «второй золотой век»). Возрождение национальной литературы начинают писатели «поколения 1898 года», к которым относятся Мигель де Унамуно (1864–1936), Рамон дель Валье Инклан (1869–1936), Пио Бароха (1872–1956), Асорин (1874–1967); лауреат Нобелевской премии (1922) драматург Хасинто Бенавенте (1866–1954); поэты Антонио Мачадо (1875–1939) и лауреат Нобелевской премии по литературе за 1956 Хуан Рамон Хименес (1881–1958). Вслед за ними в литературу вступила блестящая плеяда поэтов т.н. «поколения 1927 года»: Педро Салинас (1892–1951), Хорхе Гильен (р. 1893), Висенте Алейксандре (1898–1984), получивший Нобелевскую премию в 1977, Рафаэль Альберти (р. 1902), Мигель Эрнандес (1910–1942) и Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936). Приход к власти франкистов трагически оборвал развитие испанской литературы. Постепенное возрождение национальной литературной традиции начинают в 1950–1960-е годы Камило Хосе Села (1916), лауреат Нобелевской премии за 1989, автор романов Семья Паскуаля Дуарте (1942), Улей (1943) и др.; Анна Мария Матуте (1926), Хуан Гойтисоло (1928), Луис Гойтисоло (1935), Мигель Делибес (1920), драматурги Альфонсо Састре (1926) и Антонио Буэро Вальехо (1916), поэт Блас де Отеро (1916–1979) и др. После смерти Франко наблюдается значительное оживление литературной жизни: на литературную арену вышли новые прозаики (Хорхе Семпрун, Карлос Рохас, Хуан Марсе, Эдуардо Мендоса) и поэты (Антонио Колинас, Франсиско Бринес, Карлос Саагун, Хулио Ламасарес).


2.2 Архитектура и изобразительное искусство


Арабы принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле, среди них мечеть в Кордове (8 в.) и дворец Альгамбра в Гранаде (13–15 вв.). В 11–12 вв. на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, замечательным памятником которого является величественный собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В 13 – первой половине 15 в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты, о чем свидетельствуют величественные соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо (один из крупнейших в Европе). Особое художественное явление представляет собой т.н. стиль «мудехар», сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики, а позднее Ренессанса с мавританским наследием.

В 16 в. под влиянием итальянского искусства в Испании складывается школа маньеризма: ее видными представителями были скульптор Алонсо Берругете (1490–1561), живописцы Луис де Моралес (ок. 1508–1586) и великий Эль Греко (1541–1614). Основоположниками искусства придворного портрета стали знаменитые живописцы Алонсо Сан чес Коэльо (ок. 1531–1588) и его ученик Хуан Пантоха де ла Крус (1553–1608). В светской архитектуре 16 в. утвердился орнаментальный стиль «платереск», сменившийся в конце столетия холодным стилем «эрререско», образцом которого является монастырь-дворец Эскориал близ Мадрида, построенный в 1563–1584 как резиденция испанских королей.

«Золотым веком» испанской живописи называют 17 в., когда творили великие художники Хусепе Рибера (1588–1652), Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682), Франсиско Сурбаран (1598–1664) и Дьего де Сильва Веласкес (1599–1660). В архитектуре сдержанный «эрререско» во второй половине 17 в. сменяется избыточно декоративным стилем «чурригуреско».

Период 18–19 вв. в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме. На этом фоне особенно ярко выделяется творчество Франсиско Гойи (1746–1828).

Возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 в. Новые пути в мировом искусстве проложили оригинальный архитектор Антонио Гауди (1852–1926), которого называли «гением модерна», зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904–1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887–1921), абстракционист Хуан Миро (1893–1983) и Пабло Пикассо (1881–1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Диего Веласкес . Величайшим художником Испании стал Диего Веласкес (1599-1660), младший современник Эль Греко. Он родился в Севилье, в семье дворянина португальского происхождения и с детства решил посвятить себя живописи. Учился он в мастерской известного севильского художника и ученого Ф. Пачеко, благодаря рекомендации которого смог переехать в Мадрид. В 23 года Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес стал придворным живописцем. К концу жизни Веласкес получил высшую должность при мадридском дворе, стал гофмаршалом, рыцарем и членом ордена Сантьяго. Постоянное и высокое королевское жалование позволяло ему не писать картины для заработка; он рисовал лишь то, что хотел. Веласкес почти не работал с религиозными сюжетами (как остроумно заметил Тео-филь Готье, «если он не писал ангелов, то лишь потому, что они ему не позировали»); мало того, та страстность, которая считается определяющей чертой всего «испанского», в нем почти отсутствует. Холодное наблюдение - вот что прославило Веласкеса. «Для него жить - значит сохранять дистанцию. Это искусство дистанции. Отделив от занятий живописью все, что связано с тяготами ремесла, он сумел удержать на расстоянии и свое искусство, увидеть его очищенным до строгой сути - системы чисто живописных задач, требующих четкого решения... Его фигуры неощутимы, они - чистые видения, а реальность воистину призрачна. Отсюда, наконец, и совершеннейшая неозабоченность зрителем. Его задача - написать картину и освободиться от нее, оставив нас перед плоскостью холста. Это гений безучастности», - говорил о Веласкесе философ X. Ортега-и-Гассет. Большинство полотен Веласкеса - портреты: он писал и придворных карликов, и инфант, и римских кардиналов. В коллекции испанских королей, ныне принадлежащей музею Прадо, сохранились истинные шедевры Веласкеса, прежде всего, «Менины», где изображена маленькая инфанта Маргарита в окружении фрейлин (по-порт. фрейлины). «Теологией живописи» назвал эту картину итальянский художник Лука Джордано.

Испания второй половины XVIII - начала XIX в. была страной противоречий. В то время, как в России Екатерина II переписывалась с Вольтером и закрывала монастыри; в то время, как Франция распевала «Марсельезу» и казнила королей, испанская инквизиция в 1778 г. осудила на восьмилетнее заточение графа Пабло Олавиде, правителя Севильи, строителя дороги через Сьерра-Морену, реформатора и писателя. За что? За устройство публичных балов и неуважительные отзывы о монахах. Франсиско Гойя, выбившийся из бедняков в придворные живописцы, дружил с просветителями - и присутствовал на аутодафе и публичных казнях.


2.3 Музыка


Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 в. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553) и его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа. В 19 в. после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения. В конце 19 – начале 20 в. испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

2.4 Кино


Самый известный из испанских кинорежиссеров Луис Бюнюэль (1900–1983) еще в 1928 вместе с Сальвадором Дали снял свой первый сюрреалистический фильм Андалусский пес. Бюнюэль был вынужден покинуть Испанию после Гражданской войны и поселился в Мехико, где создал знаменитые кинокартины Истребляющий ангел (1962), Дневная красавица (1967), Скромное очарование буржуазии (1973) и Что мешает заветной цели (1977). В послефранкистский период в Испании появилось несколько кинорежиссеров, получивших известность как на родине, так и за рубежом. К ним относятся Карлос Саура, Педро Альмодовар (Женщина на грани нервного срыва, 1988; Кика, 1994) и Фернандо Труэва (Прекрасная эпоха, 1994), которые способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.


2.5 Образование


Обучение в школе является обязательным и бесплатным в возрасте от 6 до 16 лет, причем около трети учащихся посещают частные школы. В Испании более 40 университетов; самыми крупными являются университеты Мадрида и Барселоны. В 1992 в вузах обучались 1,2 млн. студентов, 96% из них – в государственных университетах. В Испании на образование в 1995 расходовалось 4,3% ВВП.


2.6 Отдых и спорт


По ночам в кафе и барах устраиваются представления испанской музыки и танцев; часто звучат андалусские канте фламенко. В разных районах страны проводятся красочные народные фестивали, ярмарки и религиозные праздники.

В Испании сохраняют свою популярность бои быков – коррида. Излюбленный вид спорта – футбол. Молодежь играет также в пелоту, или баскский мяч. На юге страны большие аудитории собирают петушиные бои.

Глава 3. Национальный характер Испании


3.1 Традиции Испании


Испания – это совершенно особенная страна, непохожая на своих европейских соседок, главным достоянием которой являются, конечно, сами испанцы. Эти шумные, темпераментные люди не скрывают своего отношения к окружающим, напротив, они стремятся выразить его, причем как можно более эмоциональным способом. Естественно, что в такой неугомонной стране особой популярностью пользуются всевозможные гулянья, ярмарки, фестивали и карнавалы. Один из них, посвященный Св. Иосифу, покровителю плотников и краснодеревщиков, проводится в Валенсии. Большие куклы – фальясы, - сделанные из материи и плотного картона, дали имя этому веселому торжеству. Днем их принято носить по улицам города, а вечером, вооружившись петардами и бенгальскими огнями, - сжигать. Всю ночь после этого не смолкает гомон, и гулянья продолжаются до самого утра.

Как и в любой другой стране, Новый год в Испании – один из самых главных и шумных праздников. Здесь его обычно встречают в большой компании на главной улице города – наверное, многим известен мадридский обычай собираться на центральной площади и под бой курантов съедать 12 виноградин, запивая их шампанским. Это настоящий ритуал: испанцы, большие любители винограда, верят что

История Лабиау с 1258 года. Деревянно-земляная крепость. Экономика района была представлена полеводством, животноводством, производством рыбной муки, судостроением. Здания и сооружения немецкой постройки. Ныне - Полесск.

История Переславля-Залесского. Достопримечательности Переславля-Залесского. Горицкий монастырь. Переславская узкоколейка. Никитский монастырь. Синий камень. Музеи Переславля-Залесского. Историко-художественный и архитектурный музей заповедник.

Классификация музеев Астраханской области. Профильные группы. Музеи коллекционного и ансамблевого типа. Разделение на государственные и частные музеи и по административно-территориальному признаку. Музейные материалы, выставочная функция музеев.

Краткая биография и роль зодчего А.П. Зенкова в жизни Алматы. История и этапы строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора. Современная панорама архитектурно-градостроительного памятника, его использование в туристско-экскурсионном потенциале.

Памятники архитектуры: Алтайского края, Бурятии, Красноярского края, Иркутской и Кемеровской, Новосибирской и Омской, Томской и Читинской областей. Культура и быт Забайкалья. Музеи под открытым небом, история и красота построек Иркутской области.

Географическое положение острова и особенности климатических условий. Основные этнические группы, населяющие Кипр: греки, турки, марониты и армяне. Национальные киприотские праздники, традиции и обычаи, достопримечательности и исторические памятники.

Астраханский край и города Астрахани. Астраханская область с уникальным набором туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов, ее достопримечательности. Дом-Музей В. Хлебникова. Флора и фауна заповедника, грязебальнеологический санаторий.

Возникновение Китай-города. Китайгородская стена. Четыре зоны Китай-города – Ногина, Старой, Новой, Дзержинского (Лубянка), Свердлова (Театральной), Революции. Проблемы и перспективы развития Китай-города.

Краткое описание Республики Индия, ее административно-территориальное даление, экономика, развитие туризма. Терроризм - угроза национальной безопасности Индии. Индия, как член "ядерного клуба". Культура, история, обычаи, традиции и религия Индии.

Географическое положение и население города Архангельска - крупного научного и промышленного центра северо-запада России. Описание основных достопримечательностей города: краеведческие, художественные, исторические музеи, заповедники, монастыри.

Этническая история Крыма. Крым как полиэтническая территория. Вклад этносов и этнических групп в культурное наследие Крыма. История появления белорусов в Крыму. Памятники греческой культуры в Крыму. Здание кенассы в Симферополе как этнографический объект.

Документация, обосновывающая международную охрану и включение в список всемирного культурного наследия памятника истории и культуры, "Санкт-Петербург с окрестностями". Шуваловский парк и усадьба Шуваловых как объект всемирного культурного наследия.

Существующие остатки средневековых городов, замков, монастырей, селений, где имеются искусственные или естественные пещеры. Пещеры как жилища, культовые, погребальные или хозяйственные помещения. Крымские пещерные города Мангуп, Чуфут-Кале, Бахчисарай.

Изучение истории возникновения и этапов развития города Тюкалинска, который находится в Западной Сибири на северо-западе Омской области на трассе Тюмень-Омск. Особенности сочетания оригинальной старинной и современной архитектуры города. Районные музеи.

История города Дмитрова. Удобное расположение Дмитрова на севере Московской области, соседство с богатыми на достопримечательности Сергиевым Посадом и Клином. Усадьбы Подмосковья и их история. Храмы Дмитрова. Борисоглебский и Николо-Пешношский монастыри.

Обзор истории местного края по филиалам областного музея. Коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, этнографии, природе, истории, экономике и культуре края. Тульский самовар как непременный атрибут семейного покоя в старину.

Описание основных достопримечательностей Краснодара, к которым необходимо отнести, в первую очередь, его архитектуру – недаром в начале ХХ в. город называли Маленьким Парижем. Главные улицы и бульвары, театры, памятники, кафедральные соборы Краснодара.

Климатические условия и природные достопримечательности Аппенинского полуострова. Исторические корни итальянского языка. Антропологическая и религиозная характеристика страны, национальные праздники, традиции, обычаи. Италия как символ эпохи Возрождения.

Не стоит думать, что в Испании были только специфические направления музыки. Существовали и общие стили, которые не были привязаны к конкретным регионам. Во многих городах страны исполнялись романтические баллады трубадурами. С 15 века стали исполняться героико-эпические сказания (cantares de gesta) под аккомпанемент виуэлы. Это щипковый инструмент с 12 струнами.

Религиозная музыка уходит своими корнями глубоко в древность. Наиболее ранней формой считается хоральная монодия, которая являлась легким распевом, что исполнялась в монастырях уже с 7 века.

В середине 1990-х годов все распевы и унылые псалмы были записаны на диск. И он приобрел популярность. Даже современным меломанам такой альбом пришелся по вкусу.

Вы можете послушать испанскую инструментальную музыку вот в этом видео:

Музыка в эпоху Возрождения

Несмотря на то, что эпоха Возрождения совпала с «золотым веком» Испании, но музыки это мало коснулось. Только несколько композиторов заслужили славу и создали свое имя.

  1. Антонио де Кабесон. Он написал первые произведения для клавишных инструментов, которые и сегодня исполняются. Также он славился пьесами литургического характера (тьенто).
  2. Кристобаль де Моралес. В середине 15 века композитор занимался сочинением исключительно церковных мелодий. Именно он первым получил известность за пределами Испании.
  3. Томаса Луиса де Виктория стал еще одним известным и популярным испанским композитором. Он писал мотеты и мессы.

Барочная музыка в Испании

Испания не может похвастаться великими композиторами. Естественно, в период барокко и классицизма были придворные композиторы, но они не получили мировой известности. Чаще всего испанские правители выписывали себе музыкантов из Италии. Быстро становится понятно, что испанцы предпочитали песни, а не камерные мелодии. Редким примером испанского успеха можно считать каталонского композитора Антонио Солер. Жизнь он вел скромную в монастыре, но при этом постоянно занимался сочинением музыки.

В 19 веке появился баск Хуан Крисостомо Арриага, которого очень часто называют «испанским Моцартом» . Уже в 13 лет он написал оперу «Счастливые невольники» (Los esclavos felices, 1820). Умер талантливый композитор очень рано в 19 лет от туберкулеза.

Прослушать оперу «Счастливые невольники» вы можете в этом видео:

Расцвет классической испанской музыки

«Золотой век» музыки в Испании наступил в 19 – начале 20 века. Композиторы этого периода жили и работали в период позднего романтизма, но под влиянием национального фламенко, преобладал национальный компонент. Композиторы включали в свои произведения национальные мотивы на европейские тенденции.

Исаак Альбенис

Чтобы стать пианистом он убежал в 12 лет из дома. Он добрался до Америки и в через год выступил с концертами. В 1886 году в возрасте 25 лет им была написана «Испанская сюита» (Suite Espanola), но вершиной его творчества стало сочинение «Иберия». Умер композитор в возрасте 48 лет.

Прослушать композицию «Испанская сюита» вы можете прямо сейчас:

Энрике Гранадос

Композитор способствовал развитию национальной школы музыки. В своих произведениях он оставался патриотом. В основу своих лучших произведений: двух циклов для фортепиано «Гойески» (Goyescas, 1911) положены картины художника Гойи. На этом же материале он сочинил одноименную оперу, но во время возвращения после премьеры талантливый композитор погиб.

Мануэль де Фалья

Светило классической музыки. На творчество де Фальи оказали большое влияние Дебюсси и Равель. Одним из лучших произведений является сюита «Ночи в садах Испании» (Noches en los jardines de Espana, 1915). Но еще большее внимание к его персоне привлекали два балета «Любовь-волшебница» (El amor brujo, 1915) и «Треуголка» (El sombrero de tres picos, 1917).

Балет «Любовь-волшебница» можете прослушать в этом видео:

Хоакин Турина

Он в своих работах также обращался к национальным произведениям, но при этом писал более камерную музыку, чем остальные. Лучшими его работами считались такие произведения, как симфоническая поэма «Шествие, посвященное окроплению святой водой» (La procession del Rocio, 1913), а также «Цыганские танцы» (Danzas Gitanas, 1930), что были написаны для фортепиано.

Хоакин Родриго

В своем творчестве он использовал смесь импрессионизма и национальных традиций. В историю испанской музыки он вошел, как талантливый автор для гитары с оркестром. Его «Аранхуэсский концерт» знают во всем мире.

Композицию Хокиана Родриго вы можете прослушать сейчас:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Какой бы ни была многогранной страна с ее различными регионами, традициями, обычаями и языками, музыка всегда будет ее зеркалом. Мрачные монастыри Галисии , разливающееся в сладком воздухе Андалусии пение кантаора, пышные залы дворцов Мадрида – небольшое путешествие по истории испанской музыки откроет нам Испанию с неизвестной прежде стороны.

По монастырям Каталонии и Галисии

Профессиональная музыка Испании, как и других европейских стран, рождалась в монастырях, которые в давние времена были не только оплотом духовной жизни, но и крупными центрами науки и искусства. Санта Мария де Риполь (Вик), Санта Мария дель Мар (Барселона), кафедральный собор Сантьяго де Компостела становятся центрами григорианского пения – одноголосного сопровождения католической службы певчими.

Позже на его основе создаются первые театральные представления, литургические драмы, которые ставились во время службы. Некоторые из них продолжают свое существование и сегодня, например, Песнь Сивиллы можно услышать в кафедральном соборе Майорки в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря. В XIII веке начинает развиваться поэзия на национальных языках, а вместе с ней и творчество менестрелей – придворных певцов и бродячих музыкантов.

Их одноголосные песни повествовали о безответной любви к прекрасной даме, рассказывали о военных походах и дружбе. Нередко образ возлюбленной в средневековой поэзии трансформировался в образ Девы Марии, а любовь земная – в любовь небесную. Самый известный памятник испанской средневековой лирики Cantigas de Santa María отражает эту тенденцию: около 420 кантиг (песен), написанных, по преданию, королем Альфонсо Мудрым на галисийско-португальском диалекте, содержат чудесные истории о Святой Деве и молитвы в ее честь.

Сценами из музыкальной жизни средневековой Испании славятся барельефы над порталами соборов, например, El Pórtico de la Gloria над входом в собор Сантьяго де Компостела , где можно увидеть изображения музыкальных инструментов того времени. В XIV веке народные языки проникают в богослужение, разбавляя сухую и непонятную простым людям латынь. Появляются духовные песни на религиозный сюжет, которые исполнялись верующими за пределами церкви. Ценным собранием является Красная книга Монсеррат, или Llibre Vermell, до сих пор хранящаяся в библиотеке монастыря: в нее включены песни на каталанском языке, латыни, которые исполнялись паломниками в честь главной святыни этого места – Черной Девы Марии . Некоторые песни из этой книги сопровождались круговыми танцами.

Арабы оказали большое влияние на культуру Испании: вплоть до 1492 года, падения Гранады, они были полноправными властителями южных территорий государства. В период Кордовского халифата расцветают такие музыкальные жанры, как заджаль и мувашшах – куплетные песни, в которых куплет часто исполнялся солистом, а припев – хором. Особая изысканность мелодий, тонкая орнаментика и импровизационность не только станут отличительными чертами арабской музыки, но и окажут большое влияние на музыкальную культуру христианской Испании.

Позже, в XIX веке, на этих южных землях рождается страстное и притягательное фламенко – синтез танца, гитары и голоса. Вобрав в себя разные элементы андалузской, цыганской, еврейской, арабской культур, этот жанр к концу столетия достиг небывалой популярности. Появились кафе и салоны, в которых выступают такие звезды фламенко, как Ла Макаррона, Ла Куэнка, Рита Ортега, Лампарилья.

В XX веке и по сей день популярность фламенко не угасает: элементы этого танца используются в классическом балете, появляются экспериментальные площадки, объединяющие традиционный андалузский танец с джазом, продолжают появляться новые звезды, такие как Исабель Байлон и другие.

«Золотой век»

Период с середины XVI века до середины XVII-го по праву считается расцветом испанской культуры в живописи , литературе и музыке. Складывается национальная школа композиторов строгого стиля, развиваются национальные жанры многоголосной музыки, на придворной сцене блистает опера , а король инструментов – орган – достигает пика популярности. Большую роль продолжает играть религиозная музыка, своими возвышенными многоголосными сочинениями славятся Кристобаль Моралес, Франсиско Герреро, Томас Луис де Виктория.

С другой стороны, силу набирают светские сочинения, уходящие своими корнями в народные жанры – вильянсико и энсалада. Вильянсико, родившееся из бесхитростной народной песни (не зря его название происходит от слова «villan», крестьянин), в XV–XVI становится важной темой творчества таких композиторов , как Хуан дель Энсина, Педро де Эскобар, Хуан де Анчьета, Хуан де Триана и многих других. Музыка сохранилась в песенниках того времени – cancioneros («кансьонерос»), в частности, Cancionero musical de Palacio, Cancionero de la Colombina, а также Cancionero de Uppsala, где появляются рождественские вильянсико. В XVII веке любовная тематика вильянсико полностью сменяется религиозной.

Энсалада (дословно «салат») – жанр не менее интересный, чем вильянсико. Немного гротескный и саркастичный, он допускал комбинацию разных текстов, стилей и даже языков в рамках одного произведения. Сочинением энсалад прославились композиторы, Матео Флеча (Старший и Младший), Бартоломе Касерес и другие.

Тогда же создается испанская гитара – она утверждается в профессиональной музыке наряду с другими инструментами. Выходит в свет большое количество сочинений Лукаса де Рибайяса, Антонио де Санта Круса, Гаспара Санс. В музыке для органа главенствует жанр тьенто, блестящими авторами которого становятся Хуан Кабанильес и Франсиско Корреа де Арраухо.

На сцене королевского театра в Мадриде при сотрудничестве двух выдающихся фигур эпохи Хуана Идальго и Педро Кальдерона появляется опера: созданная по итальянскому образцу, на испанской сцене она приобретает национальные черты. Такие шедевры, как «Одним лишь взглядом ревность убивает» и «Пурпур розы», славились не только благородством музыки и метафоричностью поэтического языка, но и эффектной театральной машинерией, придуманной и воплощенной придворным архитектором итальянского происхождения Антонио Антоноцци.

От Просвещения к романтизму

В XVIII веке Испания испытывает влияние итальянской музыки. При королевском дворе работают выдающиеся композиторы Доменико Скарлатти, Луиджи Боккерини, Гаэтано Брунетти и другие. Они приносят в испанскую музыку новые жанры: начинает развиваться оратория и кантата.

В это время на арену музыкальной жизни Испании выходит сарсуэла. Она зарождается еще в XVII веке как небольшой эксперимент в сочетании театра, музыки и шутки. Обязательными ее составляющими были комический незамысловатый сюжет и разговорные диалоги, перемежающиеся музыкой. В XVIII веке сарсуэла сближается с итальянской оперой в творчестве Хосе де Небры и Антонио Саморы. Но уже в конце века этот жанр начинает приобретать самостоятельность и национальные черты, уходя от итальянских влияний в сторону испанских сюжетов и героев из повседневной жизни, а также использования жанров испанского фольклора – сегидильи, фанданго.

Серебряный век испанского искусства

В конце XIX – начале XX веков музыка Испании переживает «новое рождение», или Ренасимьенто. Под началом Фелипе Педреля, музыковеда и композитора, организуется национальная композиторская школа . Музыканты все больше обращаются к национальным истокам: старинному фольклору («канте хондо»), музыке фламенко. Появляются поэтические музыкальные зарисовки Испании в творчестве Исаака Альбениса (фортепианная сюита «Иберия»), Энрике Гранадоса («Испанское каприччио», «Испанские танцы» для фортепиано), а в операх и балетах Мануэля де Фальи впервые на классической сцене начинают выступать танцоры фламенко и народные певцы («Любовь – волшебница», «Короткая жизнь»). Влияние романтизма испытывают поэтические миниатюры каталонских композиторов Фредерика Момпоу и Хавьера Монтсальватже, а Хоакин Родриго создает знаменитый «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром.