Музыкальная живопись мусоргского. Анализ произведения М.П





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Возможно ли, встретить в экспозиции музея современного искусства произведения созвучные с музыкальными образами, созданными выдающимся русским композитором М.П.Мусоргским?

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжение знакомства с сюитой, как музыкальным жанром, состоящим из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом;
  • Укрепление понимания взаимосвязи изобразительного и музыкального искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого и настоящего;
  • Создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты сюиты;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, знакомство с творческими проектами учащихся);
  • Анализ музыкальных фрагментов и живописных полотен, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • иллюстрации живописных полотен современных художников из коллекции музея современного искусства “Эрарта”:
  • музыкальные фрагменты из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”: “Прогулка”, “Старый замок”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока

I. Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
Он и фрукты и природу
Нарисует, и...

Ученики: ... портрет

1. Слушание музыки и обсуждение

Учитель: Молодцы! Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? (Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского).

Презентация. Слайд №2

Ученики: Я увидел в этой музыке статного, уверенного в себе человека, который с чувством собственного достоинства прогуливается.

Учитель: Это очень важно, что Вы увидели нашего героя прогуливающимся, а что в музыке вам подсказало, что он движется?

Ученики: Мы знаем, что в музыке есть жанр, сопровождающий движение и называется он – марш. Конечно, маршем это произведение я бы не назвал, но его отголоски, несомненно, есть.

Учитель: Эти “отголоски” называются маршевые интонации и Вы совершенно правы? Итак, мы с Вами отправляемся на выставку, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальную принадлежность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение. При повторном прослушивании я предлагаю вам прогуляться по выставочным залам. А поможет нам в этом творчество современного художника Петра Семёновича Горбаня (1923-1995). (Повторное слушание).

Презентация. Слайд №3

Учитель: Да, это музыка русского композитора М.П.Мусоргского. Может быть, у кого-нибудь есть идеи, связанные с названием этой фортепианной миниатюры?

Презентация. Слайд №4 Ученики: Поскольку по выставке обычно гуляют, то возможно М.П.Мусоргский назвал прозвучавшую миниатюру “Прогулкой”.

2. Беседа по теме урока

Презентация. Слайд №5

Учитель: Это музыкальное произведение является частью многочастного цикла, который получил название фортепианная сюита “Картинки с выставки”. Вспомните, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы называем - сюита? Презентация. Слайд №6 (определение сюиты) Ученики: Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием. Презентация. Слайд №7 Учитель: Совершенно верно. Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873).

Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”.

Презентация. Слайд №9 (фрагмент высказывания).

В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: “Гартман кипит, как кипел “Борис”, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (...). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается”.

Презентация. Слайд №9-10 Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года.

Презентация. Слайд №11

Учитель: Всё ли Вам понятно из приведённого выше фрагмента письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову?

Ученики: Что такое интермедия? (иногда дети спрашивают кто такой “Борис”)

Учитель: Я Вам очень благодарна за этот вопрос, потому что “Картинки с выставки” представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский “изобрел” совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты.

Презентация. Слайд №12-13

Итак, интермедия – это небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес и мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье. Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

Ученики: Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки.

Учитель: Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам и трубадуров – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Ну, а теперь я предлагаю вернуться к той картине, которая вдохновила М.П.Мусоргского на создание этой фортепианной миниатюры. Только, увы, из тех работ художника, по которым написаны “Картинки с выставки”, в наше время сохранилось всего шесть, и нашей картины среди них нет, мало того, в каталоге посмертной выставки художника такого рисунка не значится. Возникает вопрос, а была ли она? С уверенностью могу ответить, что да, была. Её описание нам оставил В.В.Стасов, а ему, мои юные друзья, мы можем доверять. Но об этом чуть позже, а сейчас я Вам хочу предложить немного пофантазировать, а именно представить, что М.П.Мусоргский собственной персоной оказался в музее современного искусства в наши дни. Интересно, какие полотна современных художников его могли бы вдохновить? Ну что, готовы? Тогда отправляемся на выставку. Сейчас, во время слушания произведения “Старый замок”, Вам будут представлены 3 работы современных художников. Ваша задача предположить какое из полотен созвучно музыке М.П.Мусоргского и обосновать свой выбор.

3. Слушание музыки и обсуждение

Презентация. Слайд №14-15

Ученики: (высказывают своё мнение). 4. Беседа по теме урока

Учитель: Ваша фантазия превзошла все ожидания, а теперь немного истории: Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В.В. Стасов. Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского. О чем поет свою песню трубадур?

Ученики: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно.

Учитель: И не случайно к ней были сочинены стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – видение из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности, хранящим дух и величие своей эпохи. Настало то самое время, когда мы должны восстановить справедливость и препроводить трубадура с лютней к стенам замка, вот только какого?

Презентация. Слайд №16-18

III. Работа на блокфлейте

Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять блокфлейты (свирели) и исполнить фрагмент из этой пьесы (партитура для блокфлейты в e-moll, а для свирелей в d-moll).

Презентация. Слайд №19-20

5. Заключение

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным циклом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: можем ли мы услышать живопись?

Ученики: Композитор не смог бы сочинить фортепианный цикл “Картинки с выставки”, если бы не было живописных работ В.Гартмана.

Учитель: Помогает ли нам в этом творчество современных художников?

Ученики: Несомненно, помогает. Оно открывает нам новые возможности для понимания, как произведений изобразительного искусства, так и классических музыкальных произведений, которые были написаны в XIX веке.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что с творчеством художников, работы которых были представлены на уроке: Владимиром Мигачёвым, Александром Трифоновым, Татьяной Туличевой и Петром Горбанём Вы можете познакомиться поближе, посетив музей современного искусства “Эрарта”.

IV. Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас сочинить небольшой рассказ об истории трубадура с лютней, с учётом того, что в выбранную Вами картину нужно будет внести анимации.

V. Работа над песней

Наш урок сегодня таил в себе много неожиданностей и открытий, но, уверяю Вас, что это только начало. Перед Вами тысячи дорог, и по какой же идти? Выбор за Вами! А сегодня я предлагаю отправиться в дорогу вместе со мной и авторами песни “Дорога” (слова Г.Беловой и музыка С.Белоголова). Показ песни. Работа над 1 куплетом.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы

1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.152-153

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени.

В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года.

В это время композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана.

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича. Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».

Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать... До сих пор считаю удачным». М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 2009

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

1.Структура произведения

Единство, придаваемое «Картинкам с выставки» развитием рефрена, далеко не исчерпывает средств объединения, примененных в этом произведении. «Прогулка» -- рефрен совсем особого рода. Это не обычная главная мысль в рондо, а скорее род фона, на котором разворачиваются пьесы-картины, своего рода воплощение авторского «угла зрения» при восприятии всех картин. Поэтому рефрен связан с воплощением субъекта переживаний (напомним стасовское его толкование), пьесы-картины -- с объектами переживаний. Рефрен, таким образом, играет в данном случае, с одной стороны, роль большую, чем конструктивное скрепление всей сюиты, а с другой стороны -- меньшую, чем в обычном рондо.

Представим на некоторое время, что в сюите вообще рефрен отсутствует и она состоит из ряда пьес. Однако и в этом случае можно найти факторы, способствующие объединению их в одно целое.

Все пьесы-картины сюиты ясно делятся на две группы -- быстрые и медленные.

Первые из них (быстрые) охватывают все нечетные номера:

№ 1 -- «Гном»,

№ 3 -- «Тюльерийский сад»,

№ 5 -- «Балет невылупившихся птенцов»,

№ 7 -- «Лимож. Рынок»,

№ 9 -- «Баба-Яга».

Все пьесы этой группы (кроме «Гнома») отличают яркая характеристичность образов, общие черты, свойственные жанру скерцо, и (за исключением «Гнома») преобладание мажорного лада. В самом же расположении пьес обнаруживается симметрия. Крайние и центральный номера (1-й, 5-й, 9-й) содержат в себе значительные контрастные формы с очень четкими и определенными гранями разделов. При этом центральная пьеса -- «Балет невылупившихся птенцов» -- написана в самой четкой форме с классическим трио. По характеру своему это чистая шутка -- воплощение жанра скерцо в его первоначальном понимании и единственная пьеса в сюите, отмеченная композитором: scherzino. Крайние же пьесы сближает сказочность, фантастичность воплощенных в них персонажей и связанная с этим угловатость мелодических очертаний, острота ритмики; 3-й и 7-й номера не заключают в себе существенных внутренних контрастов. Сюжеты их сходны. Это своеобразные зарисовки французских бытовых сцен Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. .

Вторая группа -- пьесы, написанные в медленном темпе и в минорном ладу:

№ 2 -- «Старый замок»,

№ 4 -- «Быдло»,

№ 6 -- «Два еврея»,

№ 8 -- «Катакомбы»,

№ 8а -- «С мертвыми на мертвом языке» (вариант рефрена).

№ 10 -- «Богатырские ворота» --завершающий синтетический финал сюиты.

Для второй группы характерно развитие от чистой лирики («Старый замок») через характерно-драматические пьесы («Быдло» и «Два еврея») к драматизму («Катакомбы»).

Примыкающий к последней пьесе вариант рефрена «С мертвыми на мертвом языке» возвращает нас к лирике, хотя и совершенно иного характера, чем в «Старом замке». В результате также образуется симметрия.

Крайние пьесы -- тихие, как бы далекие от действительности. С одной стороны, это картина прошлого («Старый замок»), с другой -- «музыкальный некролог» об ушедшем друге («С мертвыми на мертвом языке»). Три средние пьесы -- громкие, рисующие картины драматического содержания: «Быдло», польская телега, запряженная волами,-- символ крестьянской бедности, «Два еврея» -- воплощение социального контраста между богатством и нищетой, «Катакомбы» -- трагический образ прошлого.

Эти пьесы-картины кратки, но значительны по идее. Из пяти медленных пьес только одна -- и именно центральная по положению» (№ 6, «Два еврея») -- основана на тематическом контрасте, остальные четыре однотемны.

В быстрых пьесах из пяти только две были однотемны. Последовательно проводимый контраст нечетных и четных номеров -- обычное периодическое противопоставление быстрых и медленных произведений. Но их соотношение представляет особый интерес. Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию.

Быстрые пьесы типа скерцо (до «Бабы-Яги» включительно) преобладают, и на их фоне проходят медленные пьесы. Поэтому первые -- своего рода жанровый рефрен:

«Картинки с выставки» Мусоргского -- достойнейший и неисчерпаемый объект для многочисленных исследований. Это произведение может быть рассмотрено с самых разных точек зрения. В настоящей статье анализируются лишь общие композиционные принципы, обеспечивающие полное единство этой уникальной сюиты. Ведь, в отличие от многих других сочинений этого жанра, «Картинки с выставки» воспринимаются как целостное нециклическое произведение, хотя каждая из пьес цикла законченна и самостоятельна.

Единство любого циклического произведения (назовем его циклическим единством) зиждется в основном на идейно-образной основе и в гораздо меньшей степени на структурно-тематической. Поэтому закономерности циклической формы, а особенно сюиты, подвижны, многообразны и проявляются во многих случаях в неповторимо-индивидуализированной форме. Но вместе с тем можно отметить общую тенденцию: сила циклического единства зависит от единства и особых свойств идейного содержания. Множественность частей циклической формы возникает при этом как следствие того, что самая идея произведения требует расчленения музыкального целого на ряд отдельных самостоятельных пьес. Этим условиям полностью отвечает сюита «Картинки с выставки». Сравнение музыки Мусоргского с художественными прообразами Гартмана (некоторые дошли до нас в репродукциях, некоторые известны по описаниям) говорит о том, что сюжеты художника значительно преобразованы творческой фантазией композитора.

Так, например, макет игрушки -- гнома -- вызывает у Мусоргского глубоко трагический образ обиженного судьбой человека. Такому же творческому переосмыслению подвергаются и другие объекты музыкального воплощения. Мусоргский передавал звуками не столько то, что непосредственно можно было увидеть в картинах и эскизах Гартмана, сколько то, что он сам видел за ними Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 2009. .

Единство сюиты отражено в первую очередь в особой роли пьесы «Прогулка». Значение «Прогулки» общеизвестно -- она совмещает функции одной из частей сюиты с функцией рефрена. Совмещение функций -- один из факторов циклического единства «Картинок с выставки». Поэтому анализ последнего и следует начать с «продвижения» рефрена по форме сюиты. Для простоты в дальнейшем все ее номера делятся на ряд проведений рефрена и пьес-картин (подобно эпизодам рондо).

2.Анализ формы и музыкального материала

В качестве примера для анализа рассмотрим только медленные пьесы:

1. «В старом замке» . Ладовая природа пьесы -- натуральный минор (gis-moll) с некоторым усложнением в процессе развития в направлении фригийского лада (II пониженная ступень). Отклонение в сферу субдоминанты создает также фригийскую разновидность минора и приводит к близкому соприкосновению аккордов на расстоянии тритона. Интонационная основа пьесы -- напевная мелодика не без участия трихордных попевок с большой ролью начальной «призывной» восходящей кварты и последующими «плотными» секундовыми ходами. Спокойный ритм дополняет картину, образуя художественно оправданную статику.

2. «Быдло» . Ладовая природа пьесы сходна с предыдущим примером, тот же gis-moll с фригийским оттенком и тритоновыми сопоставлениями. Интонационная основа при сходстве с предыдущим примером во многом нова. К тому же тяжелая аккордовая фактура, создавая ясные изобразительные ассоциации, заключает в себе определенные драматические выразительные возможности, полностью реализуемые в совместном действии всех компонентов музыкального языка. В дополнение отметим симметрию abc c1b1a1 первого цельного мелодического оборота этой пьесы: При этом «а1» представляет собой развитие «b».

3. Два еврея» Драматизм пьесы тесно связан с ее ладовым строем, основанным на натуральном и гармоническом миноре с IV повышенной ступенью при фригийском ладе в среднем разделе. Уже это одно сближает данную пьесу с «Гномом». Кроме того, начальный мелодический оборот заключает в себе тот же упор в терцию тоники, который знаком нам по «Гному». Далее обратим внимание на нисходящий хроматизм в коде пьесы. Важна и симметрия начального периода пьесы. Ритм пьесы ярко индивидуален и образует контраст двух разделов, связанный с социальной характеристикой персонажей. Особенно большую выразительную роль играет форшлаг и дробление сильной доли в трио пьесы.

4. «Катакомбы». Лад пьесы -- в основном хроматически усложненный минор с фригийским элементом. Следует отметить выразительное значение нисходящего хроматизма в басу, вызывающего ассоциации со старинными жанрами. Далее появляется d-moll, то есть минорная тональность на расстоянии малой терции, выявленная через отклонение в ее субдоминанту (g-moll), звучащую на доминантовом басу. Таким образом, в «Катакомбах» содержится наиболее сильное нарушение диатоники в ряду медленных пьес.

5. «С мертвыми на мертвом языке» К тому, что было сказано по поводу этой пьесы как варианта рефрена, следует добавить следующее. Большое значение имеет нисходящий хроматизм верхнего голоса, «подтачивающий» и без того нарушенную диатонику нижнего слоя. Мельком звучащее «хроматическое опевание» усиливает этот процесс. Существенно важную роль в общей «атмосфере» пьесы играет тремоло верхнего голоса. Вспомним авторскую ремарку на рукописи: «черепа тихо засветились...». По всей вероятности, тремоло непосредственно и отражает «свечение» -- ведь это излюбленный прием Мусоргского, как, например, в соответствующей строфе песни Марфы в «Хованщине» Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008. . Картина здесь близка той, что мы наблюдали в быстрых пьесах. Сходство заключается в заметном нарушении диатоники в «Катакомбах», аналогичном такому же явлению в «Бабе-Яге». Но есть и отличия: во-первых, начальные медленные пьесы соответственно их лирическому и лирико-драматическому характеру («В старом замке» и «Быдло») в большей степени диатоничны, чем быстрые пьесы. Поэтому сквозное развитие в пьесах изучаемой группы более стремительно, более интенсивно. Во-вторых, после максимального отхода от диатоники («Катакомбы») происходит некоторое уменьшение роли хроматизма (возвращение к позиции пьесы «Два еврея»), что в результате создает подобие незамкнутой волны.

Интонационные «арки» внутри медленных пьес просты. Самые типичные из «арочных» связей можно отметить в пьесах «В старом замке» и «Быдло» (вспомним, какую роль в них играет II пониженная ступень и отклонение в субдоминанту). Большую роль играет также соотношение концентрического типа, образующееся между крайними пьесами -- «В старом замке» и «С мертвыми на мертвом языке»,-- в них преобладает звучание pianissimo, общая мягкость, отмеченная при анализе статика.

Весь цикл «Картинок с выставки» можно разбить на ряд крупных разделов. Граница первых двух проходит между пьесой «Быдло» и четвертым проведением рефрена. Здесь образуется, как было сказано выше, резкий тональный скачок (gis-moll -- d-moll), начало второго раздела образует заполнение этого скачка. В этом месте находится грань между субдоминантовой и доминантовой тональными сферами. После четвертого проведения рефрена начинает действовать тенденция к большей слитности. Четвертое проведение рефрена в гармоническом миноре -- начало «возмущений» -- первое проявление влияния хроматических нарушений диатоники и минора пьес-картин на чистую диатонику и мажор рефрена. Грань между вторым и третьим разделами -- пятое проведение рефрена в его начальной тональности B-dur с идущей вслед за ним пьесой-картиной «Лимож» в основной тональности цикла Es-dur, играющей роль тональной репризы.

Необходимо также отметить межгрупповые интонационные и структурные связи. Рефрен соотносится в основном с медленными пьесами. Пьесы «В старом замке» и «Быдло» объединяет большая роль в них трихордности.

Обращают на себя внимание и структурные аналогии -- симметричная структура «собственно тематического зерна» (первого двутакта) «Прогулки» отражена в симметричности начальных построений пьес «Быдло» и «Два еврея». Однако и здесь наблюдаются значительные отличия. Если в «Прогулке» симметрия распространяется на лаконичную двутактовую ячейку, то в двух других пьесах она охватывает более развернутые построения, что объясняется краткостью рефрена и большей масштабностью пьес.

Связи между рефреном и быстрыми пьесами слабы и носят случайный характер, что, естественно, проистекает из резкого образно-жанрового контраста этих двух групп пьес.

Аналогии между двумя видами пьес-картин более определенны и основаны прежде всего на ладовой общности всех пьес драматического характера. Это пьесы -- «Гном», «Два еврея», «Катакомбы», «С мертвыми на мертвом языке». Их объединяет (как это отчасти указывалось выше) следующий комплекс интонационных и ладовых явлений: минор с повышенной IV ступенью, фригийский минор, нисходящий хроматизм, хроматическое опевание.

К этому надо добавить сходные регистровые противопоставления внутри этих двух пьес, близкие бемольные тональности.

Основной контраст, определяющий единство ладово-интонационного развития,-- это контраст чистой в основном диатоники натурального мажора рефрена и разных видов хроматических нарушений натуральных мажора и минора в пьесах-картинах; контраст трихордной структуры рефрена и хроматизма пьес-картин. Борьба двух сфер приводит к усилению натиска хроматизма, к «штурму» изначальной чистой диатоники и трихордности рефрена. «Штурм» достигает наибольшей силы в пьесах «Катакомбы», «С мертвыми» и «Баба-Яга». В последней на длительном протяжении, на звучании fortissimo при оживленном ритмическом движении бушуют силы, пытающиеся «взорвать» диатонику рефрена, диатонику основного интонационного фона «Картинок с выставки». Этот бушующий поток с огромной силой вторгается (цезура между пьесами отсутствует) в финал цикла и тут же превращается в свою противоположность -- в динамизированную и окончательную репризу изначальной чистой диатоники и трихордности. Так борьба диатонической основы цикла с «враждебными» силами превращает последние в творческое начало, способствующее воссозданию исходного тезиса на более крепкой основе. В этом и заключается сущность и логика ладово-интонационного сквозного развития Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009. .

В «Картинках с выставки» фактура -- также важнейший формо-образующий фактор. Большую роль в сквозном развитии сюиты играет контраст регистров смежных пьес, сила которого возрастает к концу цикла. Особенно ясно его воздействие в тех случаях, когда две соседние пьесы-картины соединяются без перерыва с помощью attacca.

Отметим противопоставление высокого регистра «Балета невылупившихся птенцов» и низкого регистра непосредственно следующей далее пьесы «Два еврея». К этому присоединяется контраст собственно фактуры. Резко отличны между собой и три идущие подряд пьесы: «Лимож», «Катакомбы» и «С мертвыми на мертвом языке».

Принцип перехода от первой из отмеченных выше пьес («Лимож») ко второй повторяется при переходе от «Бабы-Яги» к финалу -- тот же тип фортепианного изложения -- перемежающиеся удары правой и левой руки, образующие пышный каскад звучаний.

Заключение

В результате анализа можно сформулировать следующие факторы «циклического единства» сюиты «Картинки с выставки»:

1. Сквозное развитие в структурном плане -- от расчлененности к большей слитности.

2. Сквозное развитие в плане ладово-интонационном на основе контраста диатоники и трихордности рефрена с разными формами их хроматического усложнения. "Штурм» диатоники к концу цикла.

3. Обобщающий синтезирующий и суммирующий финал.

4. Наличие общей динамической кульминации цикла.

5. Концентричность в расположении пьес-картин.

6. Организация цикла аналогично нециклической двойной трехчастной форме.

7. Внедрение рефренности в сюиту, наличие «арок», интонационных связей.

В двух последних, чисто композиционных факторах проявляются закономерности, влияние которых можно проследить во многих циклических произведениях XIX века, выходящих за пределы норм строго регламентированной симфонии или сонаты.

Речь идет не только о проникновении рефренности или образовании двойной трехчастности. Единое непрерывное сквозное развитие, наличие общей кульминации в сюите Мусоргского -- также факторы, в первую очередь присущие нециклическим формам.

Два противоположно направленных сдвига играют решающую роль в композиции «Картинок с выставки». Это -- особая, новая форма претворения драматургического приема на основе принципа предварительного отведения действия в сторону, противоположную той, где лежит истинная цель. Этот прием -- проявление существенного принципа художественного воздействия не только в музыке, но и в других искусствах. Другой -- «принцип множественного и концентрированного действия», означающий, что «существенный художественный результат, важный выразительный эффект... обычно достигается с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели» - воплотился в композиции «Картинок с выставки» особенно наглядно. Внедрение принципа нециклической формы в циклическую, рондовости и рондообразности (двойная трехчастность) в сюиту -- первое звено в цепи этих средств. Дальнейшие звенья -- превращение рефрена в переходящий рефрен и связанная с этим композиционная модуляция от сюиты к контрастно-составной форме. Это первое последствие внедрения принципа нециклической формы в циклическую -- ведь контрастно-составная форма занимает промежуточное положение между ними, давая возможность ярче, чем в цикле, проявиться принципам сквозного развития и одновременно не лишая композицию контрастов циклического типа. Возникающее сквозное развитие, в свою очередь, сливает отдельные этапы формы, так как две предфинальные кульминации-каденции (в пределах возникшей контрастно-составной формы) образуют зону композиционной подготовки последней высшей финальной кульминации. Так возникает единая волнообразная линия восходящего композиционного и связанного с ним ладово-интонационного развития от «Прогулки» к «Богатырским воротам». Вся эта цепь объединенных друг с другом факторов и образует ту особую индивидуальную форму циклического единства, которая была найдена Мусоргским именно в данном произведении. Творческая фантазия композитора преобразовала отдельные разрозненные впечатления от картин Гартмана.

Список использованной литературы

сюита музыкальный композиционный

1. Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. - 400 с.

2. Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008. - 255 с.

3. М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 2009. - 279 с.

4. Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009. - 378 с.

5. Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 2009. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2005

    Знакомство с краткой биографией В.А. Моцарта, анализ творческой деятельности. Общая характеристика произведения "Ave verum corpus". Мотет как вокальное многоголосное произведение полифонического склада, жанр профессионального музыкального искусства.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2016

    Освещение истории создания, выборочный анализ средств выразительности и структурная оценка музыкальной формы Второй симфонии одного из величайших композиторов XX века Яна Сибелиуса. Основные сочинения: симфонические поэмы, сюиты, концертные произведения.

    реферат , добавлен 02.04.2014

    Детство и юность Римского-Корсакова, знакомство с Балакиревым, служба на "Алмазе". Произведения композитора: музыкальная картина "Садко", симфонические сюиты "Антар" и "Шехеразада". Увертюры, симфонические сюиты из опер и транскрипции оперных сцен.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    Понятие и структура симфонии как музыкального произведения в сонатной циклической форме, предназначенного для исполнения симфоническим оркестром. Инструменты и структура симфонического оркестра, анализ выдающихся произведений, написанных в данном стиле.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения "Я убит подо Ржевом". Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2016

    Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста "За рекою, за быстрой" А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Трактовка произведения Баха "Сицилиана". Статистический, семантический, синтаксический и прагматический анализ музыкального текста. Моделирование и изучение строения музыкальной речи. Интерпретации музыкального строя с помощью компьютерных технологий.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2018

    Характеристика цикла "Детская музыка" - первого сочинения Прокофьева, написанного в жанре фортепианных миниатюр. Особенности музыкального стиля композитора. Исполнительский и методический разбор пьесы "Тарантелла". Анализ характера и формы произведения.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Изучение особенностей хорового произведения С. Аренского на стихи А. Пушкина "Анчар". Анализ литературного текста и музыкального языка. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Диапазоны хоровых партий. Разработка плана репетиционной работы.

«Птицы в музыке» - А.А. Алябьев - „Два ворона“. Михаил Иваноич Глинка. М.И. Глинка - „Жаворонок“. Родители. Александр Александрович Алябьев. Петр Ильич Чайковский. Русская народная песня - „Летят утки“. Март. Времена года. Символ мира. Русская народная песня - „Черный ворон“. Детские и юношеские годы композитора. Подготовка первых пьес к изданию.

«Музыка по сказкам Пушкина» - Опера. Образы Пушкинских сказок. Иллюстрации к сказке. М.И. Глинка. Труба. Флейта. Руслан. Ель растёт перед дворцом. Скрипка. Инструменты. Добрая песня. Звезды. Добрые сказки. Царевна. Челеста. Тромбон. Море. Сказки. Месяц.

«Музыка и литература» - - Выявить истоки родства между искусствами; Искусство рождено жизнью. 5. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Опера – это… , …, музыка, танец, театр. Задачи урока: -научиться видеть красоту каждого вида искусства; Iii раунд. Друзья или соперники?». Тест. Литература и музыка не иллюстрируют одна другую.

««Музыка» 5 класс» - Между светлым и темным. Какие понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку? Мажор минор. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. М.П. МУСОРГСКИЙ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Пабло Пикассо. Урок музыки в 5 классе. К. Моне. Э. Дробицкий. Борис Михайлович Кустодиев. Рельеф и фон. Стог сена в живерни.

«Средства музыкальной выразительности» - 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 1. Один из видов лада. Средства музыкальной выразительности. 7.Таким может быть темп. 6.Одна из форм произведения. 3.Как называется громкость звука? О чём идёт речь?

«Музыкальная литература» - Примерная презентация музыкальных и литературных произведений, используемых на уроке. Э. Гофман Сказка «Щелкунчик и мышиный король». М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила». П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин». П.И. Чайковский Балет «Щелкунчик». А.С. Даргомыжский Опера «Русалка». А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Всего в теме 37 презентаций

Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи, есть своя палитра оттенков.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.

Можно провести аналогии: звучащая живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма, и живописная музыка Мусоргского.

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонаротти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки ». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.

Это - самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит наконец в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка », присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Вот эпизод под названием «Гном ». Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но нет-нет да и прорываются интонации жалобы, стона; они заставляют нас тепло и сочувственно отнестись к затаенному горю этого обездоленного существа. - Глубокопоэтична картинка «Старый замок ». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Льется проникновенная печальная мелодия - одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном. - Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри »). - Эпизод «Быдло » вызывает представление о сельской природе. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов. Вот он затянул заунывную песенку. Она сродни его невеселым думам. И уже удаляется повозка, и песня затихает вдали. - За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов » (он навеян эскизами балетных костюмов). - Но что это? Как будто возникает диалог. Мусоргский перенес в инструментальную область свое искусство правдивой передачи человеческой речи. Беседуют двое. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Другой - лебезит, упрашивает, молит. Это - сценка «Два еврея, богатый и бедный ». Все строже и неумолимее становятся интонации богатого, все жалобнее и горестнее речь второго. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. - Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты - «Лимож. Рынок » (Лимож - город во Франции.). Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. - Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка - «Катакомбы. Римская гробница ». Здесь Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. Сказалось еще не остывшее острое чувство боли, вызванное в душе композитора смертью Гартмана. - Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке ». Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса. - Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Это - «Избушка на курьих ножках ». В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. В музыке чувствуются мощь, размах. Появление народно-плясовых ритмов становится, как и в сцене под Кромами из «Бориса Годунова», выражением разгулявшейся силы. А в финале сюиты, названном «Богатырские ворота », уже открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности. Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения. Здесь Мусоргский перекликается с Глинкой, особенно - с могучим гимном «Славься» из «Ивана Сусанина».

М. П. МУСОРГСКИЙ. "Картинки с выставки" в оркестровке Мориса Равеля
Берлинский филармонический оркестр. Дирижёр Герберт фон Караян
Запись 1966 года, Гамбург.

Bitrate: 128 kbps | Общее время звучания: 0.36.01 | Размер: 32,9 МБ | Формат: mp3