Национальный быт и описание донской природы в прозе шолохова. Описание осени в произведениях г

Сколько же обличий у этой своенравной степной осени? Вот обернулась она злой ненавистной тещей, покрылась серым старушечьим платком и ну хлопать дверями во всем холодном неуютном доме. И все ей не так, и все не на месте. Злобно гоняет она по степи пучки спутанной травы, треплет за колючие косы молоденькую гледичию – нелюбимую невестку свою. А то вдруг завоет, запричитает, и зальется холодными слезами, и плачет, плачет, ничем не успокоишь растревоженную старуху. Но вдруг выглянет она из-за серой тучи краешком теплого мягкого солнца. И вспыхнут в его животворных лучах веселые озими, и заулыбаются всему свету зелеными улыбками. Как ласково, с какой материнской заботой лелеет осень своих зеленых младенцев в черной пушистой колыбели. А бывает, что обернется она богатой красавицей-невестой. Тогда нарядит осень своих подружек в лесных полосках в самые нарядные сарафаны: и светло-желтые, как листья у клена, и пунцово-красные, как у дикой степной вишни, и коричневые, как у молоденьких дубков, и фиолетовые, как у бирючины и бересклета. Сколько нарядов у ее подружек! И каких! И надо всем этим веселым и пестрым богатством раскинулся высокий и по-осеннему посветлевший купол прозрачного голубого неба. И на тонких паутинках повисли и летят неведомо куда маленькие паучки…

Колесников Г. Немые крики. Ростов н/Д, 1991. С. 327.

Описание поздней осени

Как резко отличается поздняя осень от той «осени первоначальной», о которой с прозрачной нежностью сказал Федор Тютчев. Самые яркие и чистые краски вспыхивают на полотнах художников, изображающих раннюю пору вечера года. И, может быть, лучшее из этих полотен – левитановская «Золотая осень».

Но когда опадут с деревьев листья, пожухнет в степи трава, побледнеет голубизна неба тогда осень становится достоянием графики. Причудливая вязь ветвей обнаженных деревьев лучше всего ложится черной тушью на белый лист бумаги. И чем тоньше и острое перо в руках художника, тем задушевнее передаст он грустное очарование поздней осени.

Колесников Г. Графика осени // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.

Яркая палитра

Осень – великолепная художница. Спокойно и нежно желтеют березы и липы. Желтеют и клены, но уже по-своему – ярко, сильно. Густо-пунцовой становится листва рябины и вишни. Чеканной медью и старой бронзой украшает осень яблони и груши степных садов. Тяжелая коричневая ржа съедает зелень дубрав. Густо-фиолетовым тоном заливает октябрь кусты бересклета и бирючины. До снежного ноября простоят в своей коричневато-желтой листве каштаны. А на опушках лесных полос холодными кострами вспыхивают жерделы. Нет, наверное, ни одного оттенка желтого, оранжевого, красного, фиолетового который осень не бросила бы на наши степные сады, леса и перелески. И только серебристые тополя, так и не поддавшись очарованию осени, сбрасывают на землю свои узорные листы в летнем зеленом уборе…

Не от русской ли осени пошла на Руси огневая роспись Хохломы?!

Колесников Г. Яркая палитра // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 339

Описание донской степи осенью

Сколько дум навевает осенняя дорога…

Вдоль Дона, покрытого свинцовой осенней рябью, до самого Семикаракорска, бежит гибкая лента асфальтового шоссе дорога окаймлена полосами разгорающегося октябрьским огнем степного леса, она пролегает полями озимей, пересекает красновато-бурые полотнища пойменных низин… промелькнул городок застекленных теплиц. Покачивают широко распростертыми крыльями дождевальные машины. Невозможно оторвать глаз от милых сердцу картин донской осени.

Коренному степняку нет ничего милей и краше осеннего золота донского приволья. Да и в самом деле – красоте своей, в своенравной неповторимости ни с чем не сравнима наша донская степь! Сколько у нее сказочных обличий, нежданных-негаданных превращений.

Вот обернулась она злой свекровью, покрылась серым старушечьим платком и ну хлопать дверями в своем холодном неуютном доме. Все ей не так, все у нее не на месте. Злобно гоняет она по полю пучки спутанной травы, треплет за колючие косы молоденькую гледичию, как нелюбимую невестку. И вдруг запричитает, завоет, зальется холодными слезами – ничем не успокоишь растревоженную старуху.

Внезапно выглянет осень из-за серой тучки краешком мягкого теплого солнца – и вспыхнут в его животных лучах веселые озими, и заулыбаются всему свету зелеными улыбками. Как ласково, с какой материнской заботой лелеет степная осень своих зеленых младенцев в черной пушистой колыбели!

А бывает, что обернется она богатой красавицей-невестой. Тогда нарядит своих подружек в лесных полосах в цветастые сарафаны: и светло-желтые, как листья у клена, и пунцово-красные, как у дикой вишни, и коричневые, как у молоденьких дубков, и фиолетовые, как у бирючины и бересклета. Сколько нарядов у ее подружек! И над все этим веселым и пестрым богатством раскинулся высокий и по-осеннему просторный и просветленный купол прозрачно-голубого неба. А на тонких паутинках повисли и летят неведомо куда маленькие паучки парашютисты. То обернется осень щедрой, не знающей и счета богатствам своим хозяйкой и начнет метать несметные сокровища в закрома земли нашей, в амбары и элеваторы, на колхозные базары и ярмарки.

Вот какая она многообразная, наша великолепная степная осень!

Колесников Г. Многоликая осень // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 334-335

Ноябрь

Хороша наша донская степь! Тонкие серые тучки медленно плывут по голубому, с прозеленью, небу. Раскустившиеся озими горят и переливаются зеленым огнем в рыже пунцовых рамках лесных полос. Свежие пласты зяби под прохладным осенним небом кажутся залитыми черной, как ночь, тушью. Описав плавную дугу, через лесную полосу перелетела крикливая стая грачей. Медленно опускается она на вспаханное поле и начинает свою работу.

Очень хорош степной сад в пору предзимнего покоя. Под сероватым осенним небом тускло тлеет бронзовая листва яблоневых и вишневых деревьев. Стоят они тихие, печальные, и на душе становится грустно. Воздух в лесных полосах насыщен крепким, с кислинкой, запахом опавшей листвы. Ни с чем не сравним и неповторим этот запах осени…

Колесников Г. Решено: обязательно стану виноградарем // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д,1987. С. 159-160

Осень на Севере (северная осень)

Осень на Севере очень красива, и наступает она стремительно, но длится недолго. Лимонно-вишневые огоньки березок гаснут. Быстро желтеют и опадают иглы лиственниц. Сопки становятся тускло коричневыми. Начинаются холодные затяжные дожди. Скоро упадет снег на мокрую землю. Он падает и тает. А вершины сопок уже устойчиво белые до нового лета.

Колесников Г. Бурый мишка возит воду // Тайны степного леса. Ростов н/Д, 1987. С. 265-268.

Образ степи в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами...

Имя М.А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Проникновенность - таково определение таланта Шолохова, - умений. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась.

В мировоззренческом плане Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не спешил раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в публицистическом слове, а в слове художественном, которое было его стихией.

Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателям ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд, дающий возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же путь.

«Тихий Дон» вошел в историю литературы как яркое значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны.

Героями «Тихого Дона» движут большие страсти, высокие чувства и помыслы. Они стоят на перекрестке больших дорог истории, и отсюда острота социальных коллизий, в пучину которых их ввергла судьба. Но шолоховские герои не песчаники в этом кипящем водовороте Шолохов в современном мире. / Под ред. Ершова Л.Ф., Ковалева В.А. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. - с.-15.. Этот роман потрясает читателей бурей мятежных чувств, а в финале - очищающим душу катарсисом. В этом контексте образ степи помогает усилить именно эти чувства.

Воссоздание личности гармонично развитого человека удается писателям тогда, когда изображается человек, отдающийся делу со всей страстью натуры, сохраняющий живость, непосредственность своей личности и чутко откликающийся на потребности общества. В этом Шолохов не знает себе равных. Он умеет изобразить мельчайшие переливы любовного чувства.

У Шолохова в каждой травинке проявляется мощная сила мировой жизни; его герои обретают огромную жизнеспособность в результате того, что в каждое мгновение ощущают и раскрывают эту силу, это очарование окружающего мира.

Могущественный художественный спектр Шолохова не лишен стилевых красок. Исторические черточки в наполнении метафор «Тихого Дона» совершенно отчетливы. Любой элемент образного восприятия обретает в прозе Шолохова сложное поэтическое звучание, акцентируется определенностью поэтической ситуации. Тропы с фольклорной первоосновой резонирует в контексте стадиально более высокой, чем фольклор, художественной формы, порождая разнообразие метафорических подобий.

Основной определяющий метод создания пейзажей у Шолохова является глубочайшее понимание писателем нерасторжимой связи казаков-хлеборобов с окружающей их природой, для которых она - судьба, дарующая урожаи и радости жизни или несущее горе, голод и бескормицу. Органическая зависимость земледельческого труда от природы обусловила появление огромного количества разных примет, выраженных у автора в подлинно поэтических формах. У Шолохова описания природы часто даются сквозь призму народнопоэтических традиций и свидетельствуют о глубочайшей связи его стиля с фольклором.

Природа постоянно присутствует в действии романа. Тихий Дон становится мрачным и бурным, камыши могут быть местом детских игр или убежищем для воинов, степь далеко не всегда спокойна. Она страшна во время пожарища, который легко перекидывается на покой зажиточных хуторов.

О покоряющей красоте пейзажей Шолохова сказано много проникновенных слов и писателями, и критиками, и историками литературы. Однако полное и всестороннее изучение языка и стиля пейзажей и, в частности, степи, не было дано никем.

Специфика языка и стиля пейзажей у Шолохова зависит от их назначения в произведениях. Идеологические, эстетические и стилистические функции пейзажей чрезвычайно разнообразны. В зависимости от роли пейзажей в системе произведения меняются состав лексики, грамматическое (синтаксическое) оформление и их общая тональность. С учетом разнообразных функций степи в творчестве Шолохова можн6о выделить несколько типов: экспозиция, оценка, лейтмотив и символический.

Экспозиция характеризует место действия в широком смысле слова. Кроме того, часто в таки описаниях степи содержатся достаточно определенные намеки и на историческое время, в течение которого развивается действие романа. Как правило, такие типы описания появляются в самом начале романа или новой главы: «...Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше - перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона» Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. - М.: Просвещение, 1985..

Аналогичный пейзаж, мы можем увидеть и в 10 главе 2-й части «Тихого Дона»: «Вешенская - вся в засыпи желтопесков. Невеселая, плешивая, без садов станица».

Пейзаж, открывающий 4-ю часть, указывает не только место, но и время действия: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь. Ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой».

Характерной особенностью языка вышеперечисленных пейзажей является предельный лаконизм, безглагольность построения предложений, почти сплошные номинативные конструкции. В глубине их структуры в результате предельной лексико-семантической и синтаксической сжатости как бы содержится большая скрытая напряженная энергия, которая должна настроить читателя на восприятие мысли - чувства, что в произведении речь пойдет о чем-то значительном, о людях, судьбы которых складывались здесь, формировались под действием этого времени.

Оценочность присуща очень многим пейзажам в более или менее выраженном виде, однако есть примеры, в которых преобладает именно эта цель - выразить авторскую оценку события, передать чувства лирического героя и внушить эти чувства читателю. Как правило, эти пейзажи мы можем увидеть у Шолохова в тех случаях, когда жизненная ситуация такова, что невозможно без нарушения правды передать простой номинацией или даже косвенным описанием ужас происходящего. В данных случаях автор следует традиции народнопоэтических сказаний и песен, где вместо описания чувства дается картина природы Привалова М.И. Стилистика произведений М.А.Шолохова. - Л.: ЛГУ, 1983..

Отбор лексики и синтаксическая организация фразы в этих описаниях резко отличаются от экспозиционных. Здесь представлено обилие прилагательных и наречий оценочно характера: ночь беззвездная, волчья; степь лиловая, пьяный запах, короткий стонущий крик, хрипло и надрывно и т.д. Слова часто употребляются переносно - метафорически, причем метафоры как бы пронизывают всю ткань пейзажа: ночь не наступила, а свалилась, эпитеты часто выступают также в составе метафор. Удивительна по своей смысловой и эмоциональной емкости фраза: «За Доном померкла лиловая степь». Наступление ночи в народной поэзии всегда символизирует нечто горестное, печальное, тревожное, но здесь степь не просто потемнела, она померкла и к тому же она «лиловая». Необычность цветового колорита степных сумерек нагнетает тревогу и горе. Синтаксически все предложения организуются как полные с глагольным сказуемым, с особым, часто сильно инверсированным порядком слов, что создает своеобразную ритмизацию и мелодику всего текста. Необходимо отметить и характерную для народной поэзии деталь: повторение предлогов, что создает дополнительные краски ритмомелодики.

Пейзаж - сквозная деталь чаще всего сопутствует главному герою и близким ему людям в переломные моменты их жизни. Это отчетливо видно в «Тихом Доне», где образы темного, черного неба, черной полыньи, черной выжженной степи с заключительным «черным диском солнца» сопровождают судьбу Григория Мелехова, иногда Натальи и Аксиньи на протяжении всего романа.

«К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берег гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала» Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. - М.: Просвещение, 1985.. Как можно увидеть, это описание пронизано ожиданием чего-то страшного и неминуемого.

«Вечером сидел (Григорий) под ветряком, курил в рукав... Аксинья не шла. На западе в лиловой тусклой позолоте лежал закат, с востока, крепчая, быстрился ветер, надвигалась, перегоняя застрявшую в вербах луну, темень. Рудно, в синих подтеках, трупно темнело над ветряком небо...».

Во второй и третьей книге «Тихого Дона» такие пейзажи значительно короче, но еще более тесно переплетаются с судьбой главного героя. Далее, как итог, идет лирическое отступление, в котором Шолохов с удивительным мастерством использовал прием несобственно-прямой речи, сливая в едином потоке традиционно - поэтические и фольклорные символы.

«Пугающей тишиной, короткие дни под исход казались большими, как в страдную пору. Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло все Обдонье, будто мор опустошил станичные юрты. И стало так, словно покрыло Обдонье туча густым, непросветно - черным крылом, распростерлась немо и страшно и вот-вот пригнет к земле тополя вихрем, трескучим раскатом грома и пойдет крушить и корежить белый лес за Доном, осыпать с меловых отрогов белый камень, реветь погибельными голосами грозы.

С утра в Татарском застилала землю туман. Гора гудела к морозу. К полудню солнце вышелушивалось из хлипкой мглы, но от этого не становилось ярче. А туман потерянно бродил по высотам обдонских гор, валился в яры, в отроги и гибнул там, оседая мокрой пылью на мшистых плитняках мела, на оснеженных голызинах гребней.

Вечерами из-за копий голого леса ночь поднимала калено-красный огромный щит месяца. Он мглисто сиял над притихшими хуторами кровяными отсветами войны и пожаров. И от его нещадного немеркнущего света рождалась у людей невнятная тревога, нудился скот...».

Этот символический пейзаж предваряет отступление казаков Верхнего Дона после поражения вешенского восстания.

Для Шолохова художественное совершенство, пластичность образов и живая выразительность языка являются решающим мотивом оценки, о ком бы или о чем бы ни шла речь. Владея различным инструментарием, в последней книге «Тихого Дона» у Шолохова возникает трагический, с нотой горькой иронии пейзаж: «...шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет» Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. - М.: Просвещение, 1985..

На протяжении всего романа около двадцати раз судьбу главного героя сопровождают вариации образа темного, черного неба над степью; темной, черной тучи, черного крыла смерти, черного солнца. Для Шолохова это не случайность, а способ через природу выразить состояние или главного героя, или событий, которые должны произойти в ближайшее время. Это имеет большое значение в создании сложного, противоречивого образа Григория Мелехова, эмоциональной атмосферы вокруг него, в раскрытии авторского отношения к нему.

Внешне представляется очевидным использование общенародной символики черного (темного) цвета как выражения печали, траура. Поэтому не удивительно, что эти тона в описании и степи, и природных явлений сопровождают Григория на протяжении всего романа, как бы предвещая трагизм его судьбы. Роль этих устойчивых образов по их художественно - стилистической функции можно сравнить с ролью хода в классической трагедии, так как в их глубинном слое содержится авторская, в своей основе народная оценка судьбы героя.

Языковая структура этих описаний достаточно сложна и разнообразна, однако в них могут быть выделены и общие черты, характерные для разных периодов творчества, и особенности, отражающие общую эволюцию стиля романа.

Описания типа «сквозная деталь» динамичны, насыщены глагольной лексикой; значительное количество слов отмечено чертами книжно- и народнопоэтического стилей речи; часто выступает лексика предельно напряженной семантики, завершая круг оценочной лексики, достаточно обильно представленной в этих контекстах. В описаниях картин природы использованы образно-выразительные средства русского литературного языка и фольклорной символики.

Эволюция стилей описания природы этого типа касается, прежде всего, способов связи описания с действиями и поведением главного героя. Сначала пейзажи более самостоятельны, они как бы отстранены от героя, они - лишь объективный фон действия, иногда - причина, обстоятельства. Начиная с третьей книги описания природы, даются в непосредственном восприятии Григория, часто как его воспоминания, они окрашиваются субъективными чувствами героя и, наконец, переходят в символический пейзаж.

Такой символ - сравнение и завершает судьбу героя: «Ранней весною, когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам... А там, где прошли палы, зловеще чернеет мертвая, обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую и едкую темную пыль. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Выбор лексики в этом отрывке и ее синтаксическая организация граничит с высокой поэзией, напоминая стихотворную речь, ни в чем не уступая тончайшему, пронзительному лиризму лучших образцов русской классической поэзии. В полном соответствии с эстетическими законами устного народнопоэтического творчества Шолохов рисует судьбу своих героев.

Пейзаж - лейтмотив напоминает музыкальное вступление, так как он словно бы содержит голоса, партии основных персонажей, противоборствующих в произведении. Такой пейзаж, как правило, соединяет предельно точное описание окружающего и предельное обобщение. Эта обобщенность в описаниях природы в «Тихом Доне» особенно ярко выражена в символических пейзажах.

Пейзажи и описание степи у Шолохова остаются полифункциональными, и если проанализировать «Тихий Дон», то можно увидеть углубленное изображение психологии героев, что дается при помощи описаний природы.

Рассмотренный роман показывает, что стиль пейзажей зависит от тех функций, которые выполняет тот или иной пейзаж в системе произведения, а «синтезированному словесному пейзажу у Шолохова соответствуют еще и обобщенные образы психологических обнажений. Он пишет о драматических переживаниях не лица, а целого народа: глубоко личные переживания преломлены в извечно человеческие. Он создает конкретные психологические символы эпохи» Михаил Шолохов. Сб. статей и материалов. / Под ред. Ларина Б.А. - Л.: Издательство ЛГУ, 1986. .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 г. ЯКУТСКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: «СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА»

(Экзаменационная работа)

Выполнил:

ученик 11 «А»

Рожин Пётр.

Проверил:

учитель русского языка

и литературы

Васильева М. И.

Якутск - 2004

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА.

1. ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН».

2. ПРИРОДА В РАССКАЗАХ.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

I. ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является реферативный обзор своеобразия пейзажа в

романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и рассказах середины

двадцатых годов.

Пейзаж – это вид, изображение какой-либо местности, картина природы. В

литературном произведении пейзаж – это описание, где основной предмет

изображения – природа (2,38).

Реферат – это краткое изложение документа или произведения или их частей,

включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для

ознакомления с ними (2,711; 1,55). Поэтому в работе излагается содержание

прочитанных произведений в русле заданной темы.

По утверждению специалистов, рефераты любого вида «не должны отражать

субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, в реферате не даётся и

оценка реферируемого документа» (1, 57).

Разумеется, рамки реферата не позволяют раскрыть всё многообразие

использования пейзажных описаний в произведениях писателя, но выбранные

эпизоды позволили создать целостную картину пейзажа у Шолохова.

Реферат состоит из введения, где излагается цель работы и её структура,

даются определения основных понятий, необходимых для раскрытия темы. В

основной части сообщается (реферируется) содержание романа «Тихий Дон» и

произведения малых форм в контексте рассматриваемой темы. Завершает работу

заключительная часть, где кратко делаются выводы по всему реферату.

В данной работе использованы издания романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»,

рассказов, статьи И. И. Хаврук, В. А. Чалмаева, А. К. Демидовой, словарь

русского языка под редакцией А. П. Евгеньева.

II. СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА

1. ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»

Роман начинается с описания Мелеховского двора на самом краю хутора (7,

с Мелеховыми. Тут и «крутой спуск», означающий переломные события в истории

народа, и «россыпь ракушек», символизирующий народ, и «намелованные волнами

гальки», обозначающие тяжёлые испытания, и «вороненые ряби стремени Дона»,

символизирующие события, которые произойдут в жизни казачества. Писатель

использовал иносказание: так, восток олицетворяет появление новой силы,

которая надвигается на Дон с «конскими копытами», а «живущой придорожник»

(живучий подорожник) означает казачество.

Пейзаж в романе не существует отдельно от событий, описанных в нём, а

тесно связан с ними.

Приведем отрывок из главы ХIХ третьей книги: «Казакует по родимой степи

восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни

дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прилизанная ветрами, белая голая

равнина. Будто мертвая степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как

эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской

опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух,

роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и

грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая

басовая струна.

Но под снегом всё же живёт степь. Там, где, как замёрзшие волны,

бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная

с осени земля, - там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит

поваленное морозом озимое жито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках

застывшей росы, оно зябко жмётся к хрушкому чернозёму, кормится его

живительной чёрной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая

стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. И оно

встанет, выждав время! Будут биться в нём перепела, будет звенеть над ним

апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет

баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозёрный колос, мятый

ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой

хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зёрна» (8, 116).

«Небо нахмарилось. Молния наискось распахало взбугренную черноземно-

черную тучу, долго копилась тишина, и где-то далеко предупреждающе громыхал

гром. Ядрёный дождевой сев начал приминать травы… Гром обрушился с

ужасающей силой, молния стремительно шла к земле. После нового удара из

недр тучи потоками прорвался дождь, степь невнятно зароптало…» (8, 31).

В обоих отрывках подразумевается время, которое принесёт много перемен,

отражающихся на судьбах людей. Этими описаниями предваряются трагические

события с приходом красных.

Картины природы означают и символические образы, и описание состояния

героев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях.

Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре

третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились

влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке

курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины

пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.

Иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир.

Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая

складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в

саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними

колеями – всё казалось ей невиданно красивым, всё цвело густыми и нежными

красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной

синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и

приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ;

незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи,

разбудила в ней неосознанную грусть. Это она – услышанная на чужбине

песенка – заставила учащённо забиться Аксинью сердце и выжала из глаз две

скупые слезинки…

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала

огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось

потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к

ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налётом, хотелось перешагнуть

через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью, туда, где за широким

логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле…» (8, 571).

Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе донского

края: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и

жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько –

соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус

ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжены балок

суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим

гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие

зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную

землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!» (8, 49).

Пейзаж одушевлён, например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая

вода стояла как завороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась

серебром» и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их

отношение к происходящим событиям.

В романе «Тихий Дон» в переломные моменты в судьбах героев Шолохов

сопоставляет их внутреннюю жизнь с природными процессами (3, 27 - 31).

Например, остановимся на главных женских образах.

Жизнь Аксиньи и её внутреннее состояние после разрыва с Григорием автор

сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина:

«Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач

хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится;

потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким

молоком. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись,

забрёл в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные

колосья. Там, где валялись, - круговины примятого хлеба… дико и горько

глядеть».

«В золотом цветенье» чувств Аксиньи наступил, «испепелил, испоганил»

«Встаёт же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается

втолоченный в землю стебель; сначала гнётся, как человек, надорвавшийся

непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему

день, и так же качает ветер…».

Особое место в романе занимает душевное состояние Натальи, которое

сравнивается с грозой в природе.

В природе неспокойно: «По синему небу плыли и таяли изорванные ветром

белые облака. Солнечные лучи калили раскалённую землю. С востока находил

дождь». Плохо на душе у Натальи: узнав, что Григорий снова потянулся к

Аксинье, она делается замкнутой и мрачной. Гроза подступает ближе:

«…стремительно ложилась серая тень», «солнце наискось пронзило ослепительно

белую кайму уплывающей на запад тучи», «по голубым отрогам Обдонских гор

ещё царила и пятнала землю провожающая тучку тень».

Наталья уже не в силах справиться со своими чувствами: «Неожиданно

вскочила, оттолкнула Ильиничну, протягивающую ей чашку с водой, и,

повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слёз ладони,

скороговоркой, захлёбываясь прокричала:

Господи! Всю душечку мою он вымотал! Нету больше сил так жить! Господи,

накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтоб больше не жил он, не

мучил меня!»

Природа откликается на её проклятия, бушует стихия: «Чёрная клубящаяся

туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные

вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на

запад рокочущие травы, нёс со шляха горькую пыль, почти до самой земли

пригибал отягощённые семечками шляпки подсолнухов. Над степью с сухим

треском ударил гром». Теперь охвачена страхом и Ильинична:

Становись на колени! Слышь, Наташка!?»

живёт по своим законам, люди – по своим. В какой-то момент эти миры,

сближаясь, пересекаются, и тогда возникает символ, в основе которого

поэтический параллелизм (3, 27 - 28).

Наряду с сопоставлениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи

Писатель сравнивает чувства Натальи к Григорию с «недоступным

звёздным займищем». Он пишет, что «оттуда с чёрно-голубой высшей пустоши

серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полёте журавли.

Тоскливо-мертвенно пахла отжившая трава».

Метафора «серебряными колокольцами кликали за собой», эпитеты

«тоскливо» «мертвенно» и определение «отжившая» наиболее точно передают

душевное состояние героини.

Шолохов использует пейзажное описание при раскрытии им характеров

Аксиньи и Натальи.

Ощущения Натальи и Аксиньи после тифа вначале почти одинаковые:

Наталье «мила… устоявшаяся после орудийного гула тишина», « с жадностью

вслушивалась в бесхитростную песню жаворонков», «вдыхала напитанный

полынной горечью» ветер, «пьянящий запах раскалённого чернозёма»; Аксинья,

перед которой мир предстал «чудесным и обольстительным», опьянена «бражной

сладостью свежего весеннего воздуха», «прелой соломы», «песня жаворонка

разбудила в ней неосознанную грусть».

Шолоховская весна – любовь.

Аксинья всей силой своей чуткой души воспринимает и впитывает красоту

и живительные силы природы, сливающиеся в ней с силами её любви, нежности и

ласки к Григорию. Воспринимает зрением («на венчиках луговых цветов

покачивались смуглые дикие шмели»), слухом («щекотали в камыше дикие утки»,

«хрипотливо кликал подружку селезень», «далеко-далеко, невнятно и грустно

считала кому-то непрожитые годы кукушка»), зрением и слухом («настойчиво

спрашивал летевший над озером чибис: «Чьи вы? Чьи вы?»; «жужжали бархатисто-

пыльные шмели»), ощущает её физически («босые ноги приятно холодила влажная

зелень, оголённые полные икры и шею ищущими губами целовал суховей» –

предельно точна и выразительна эта метафора: неживое (суховей)

персонифицируется и воспринимается как живое, человеческое). Воспринимает

запахи («из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей

прошлогодней листвы») (3, 28).

губами, она осторожно перебирала стебельки безмятежных голубеньких,

скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и

вдруг уловила томительный и сладкий аромат ландыша. Пошарив руками, она

нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие,

некогда зелёные листья всё ещё ревниво берегли от солнца низкорослый

горбатенький стебелёк, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками

цветов. Но умирали покрытые росой и жёлтой ржавчиной листья, да самого

цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и

почернели, лишь верхушка в искрящихся слезинках росы вдруг вспыхнула под

солнцем слепящей пленительной белизной» (8, 350).

Так, образ ландыша, олицетворяющий гармонию и красоту жизни, и

одновременно начало её увядания, ассоциируясь с жизнью Аксиньи, с её

мыслями и чувствами, приобретает значение символа.

Приведём здесь несколько отрывков, отражающих шолоховское описание

пейзажа в романе.

«Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной

переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие

коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был

тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного

скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе

топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей,

обсеменённую, тучную землю (8, 490).

Изжелта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над

Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим

куполом собора, недвижно висел седой курчавый и розово серебрился где-то

над станицей Кривянской.

Неяркое вставало солнце, но окна атаманского дворца, отражая его,

жгуче светились. На домах блестели покаты железных крыш, сырость вчерашнего

дождя хранил на себе бронзовый Ермак, протянувший на север сибирскую корону

В полуверсте от хутора, с левой стороны Дона, есть прорва, в неё

вёснами на сбыве устремляется полая вода. Около прорвы из супесного берега

бьют ключи – лёд там не смерзается всю зиму, теплится зелёным широким

полудужьем полынья, и дорога по Дону опасливо обегает её, делает крутой

скачок в сторону. Весною, когда через прорву могучим потоком уходит обратно

в Дон сбывающая вода, в этом месте крутит коловерть, ревёт вода, сплетая

разнобоистые струи, вымывая дно; и всё лето на многосаженной глубине

держатся сазаны, прибиваясь к близкому от прорвы дряму, наваленному с

берега (8, 568).

Хмель у него – словно клином вышибло. Он подбежал к полынье. Остро

блестел свежеотломленный лёд. Ветер и стремя гоняли по широкому чёрному

кругу полыньи куски льда, волны трясли зелёными вихрами, шелестели. В

дальнем хуторе желтили темноту огни. Исступлённо горели и дрожали на

плюшевом небе зернистые, как свежеперевеянные, звёзды. Ветерок пушил

позёмкой, она сипела, мучнистой пылью летела в чёрное хайло полыньи. А

полынья чуть дымилась паром и так же радушно и жутко чернела.

Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных

плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплав: оставшиеся от

разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья прибитый

волною дрям. Вербы, затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с

ветвей кисточками свисали серёжки. На тополях вот-вот готовы были

развернуться почки, у самых дворов хутора клонились к воде побеги

окружённого разливом краснотала. Жёлтые пушистые, как неоперённые утята,

почки его ныряли в волнах, раскачиваемые ветром.

На зорях к огородам подплывали в поисках корма дикие гуси, казарки,

было, как по взлохмаченному ветром простору Дона пестает и нянчит волна

белопузых чирков (8, 600).

На западе густели тучи. Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе

Обдонья вилась молния, крылом недобитой птицы трепыхалась оранжевая

зарница. В той стороне блёкло светилось зарево, принакрытое чёрной полою

тучи. Степь, как чаша, до краёв налитая тишиной, таила в складках балок

грустные отсветы дня. Чем-то напоминал этот вечер осеннюю пору. Даже травы,

ещё не давшие цвета, излучали непередаваемый запах тлена» (8, 634).

В приведённых выше отрывках несложно проследить любимые Шолоховым донские

просторы.

Пейзаж в «Тихом Доне» выполняет разные функции: раскрывает характеры и

внутренние состояния героев, поэтизирует события.

2. ПРИРОДА В РАССКАЗАХ

В прочитанных мною рассказах Шолохова, пейзаж занимает мало места. Но и

в кратких описаниях природы, вырисовывается довольно ёмкий смысл,

пронизывающий данные произведения. У них есть общее: пейзаж связан с

настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя.

«Судьба человека» начинается с пейзажных картин весны (6, 5-8), которая у

Шолохова всегда означает даже «в эту недобрую пору бездорожья»

«напористость, тёплые ветра и первый после зимы, по-настоящему, тёплый

день». Дружная весна в рассказе означает непоколебимость человека перед

тяжёлой судьбой. Писатель утверждает через описание природы, что и в судьбе

этих двух людей наступает весна (6, 47).

Писатель видит одну и ту же степь в разных рассказах по-разному, словно

олицетворяя в образе степи казака. Жизнь казаков разная.

Например, в «Алёшкином сердце» (1925) пейзаж «пахнет земляной сыростью,

крапивным цветом и дурманным запахом собачьей бесилы», подтверждая тяжелую

судьбу Алёшки (5, 236 - 350).

В «Кривой стёжке» (1925), несмотря на осеннюю пору, зарождение чувств

Васьки к Нюрке описан красками больше похожими на весенние. Пейзаж полон

картины природы начинают восприниматься безрадостно: «Туман, низко

пригибаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами

колючие стебли, по-бабьи кутал паром копны. За тремя тополями, куда зашло

на ночь солнце, небо увело шиповником и крутые вздыбленные облака казались

увядшими лепестками» (5, 349). Несколько строк такой картины предвещает в

себя трагический конец Нюрки.

В рассказе «Пастух» (1925) степь «выжженная солнцем, обугленная, травы

желтизной покоробились; а хлебный колос… квёло поблёк, завял, к земле

нагнулся, сгорбатившись по-стариковски» (5, 211). Судьба Гриши повторяет

это описание. Гришу убили. А Дуняткина дорога будет иной: «Широка степь и

никем не измерена. Много по ней дорог и проследков» (5, 221). Одна из них,

возможно, Дуняткина.

Другой пейзаж с «обневестившимися садами», зацветшими «цветом молочно-

розовым, пьяным» и с «днями погожими», с «радостью солнечной» в рассказе

«Двухмужняя» (1925). Описание июльского ливня похоже на судьбу Анны,

которая словно «оторванная вихрем ставня» (5, 363) будет маяться между

нелюбимым мужем и Арсением.

Пейзаж в рассказах Шолохова иносказательно вводит читателя в сюжет

повествования.

Особенностью своеобразия пейзажа в произведениях Шолохова является

самоповтор, которого он совершенно не страшился (4, 14): пейзажи у него

часто «казакуют», «вороненая рябь стремени Дона» «кочует» из одного

произведение в другое, восточный ветер во многих произведениях приносит

крутые перемены в судьбах казаков, а степной пейзаж – это всегда главный

образ в описании природы.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В реферате рассмотрено пейзажное своеобразие в романе М. А. Шолохова

«Тихий Дон» и рассказах «Судьба человека», «Алёшкино сердце», «Кривая

стежка», «Пастух» и «Двухмужняя».

Прочитав произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать

следующие выводы:

Своеобразие пейзажа в произведениях Шолохова заключается в

использовании поэтического параллелизма при описании и раскрытии

характеров, внутренних состояний героев;

Писатель использует самоповторы при описании пейзажей в различных

событие, в будущем происходящие в жизни казаков;

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-

выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,

сравнения, анафоры.

В заключении можно сказать, что М. А. Шолохов является певцом степи,

который увлекает своего читателя живым описанием природы Дона, читателя,

который никогда не видел её.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. М.: Рус. яз. 1991.

2. Словарь русского языка: В четырех томах. Т. III. П-Р. М.: Рус.яз. 1983.

3. Хаврук И. И. Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне»

Михаила Шолохова». / Литература в школе, 2003, № 6.

4. Чалмаев В. А. Новеллистика Михаила Шолохова. «Внутренние сюжеты»,

нравственные проблемы, поэтика. / Литература в школе, 2003, № 6.

5. Шолохов М. А. Собрание сочинений. Т. 7. М.: Худож. Лит. 1986.

6. Шолохов М.А. Судьба человека: М.: Дет. Лит. 1981.

7. Шолохов М. А. Тихий Дон. Кн. 1-2. М.: Худож. лит. 1980.

8. Шолохов М. А. Тихий Дон. Кн. 3-4. М.: Худож. лит. 1980.

Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Тоска Григория, все сужающийся черный круг его жизни даны на фоне победной донской весны - с буйным разливом Дона, со сказочным цветением степи, сплошь покрывающейся фиалками и тюльпанами, с перелетными стаями птиц, с неутихающим шумом привольного ветра в затопленном талой водой обдонском лесу, с лебедями, которых видит Григорий на восходе солнца. В описаниях природы Шолохов достиг высокой степени совершенства. Описанная Шолоховым картина зримо встает перед читателем, так как строится на выразительной силе восприятия. Его образы многогранны. «Золотая дрема лунного света...» - чарующее сияние луны воспринимает Григорий, упоенный молодой радостью жизни, любви. В этом образе и живописная красота, и лирика, и психология.

Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно через субъективное восприятие этого мира его героями он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав...» Томительный аромат ландыша пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: «И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах вспомнилась Аксинье молодость и вся ее долгая и бедная радостями жизнь... Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение - так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом»

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо березки, сорвал ветку. «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом... Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел ка отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». Можно ли представить ситуацию трагичнее этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть ее навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошел к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью. На фоне надвигающейся грозы она проклинает Григория. Эта сцена предшествует ее смерти. Природа вначале безразлична к тому, что должно случиться. Пейзаж нейтрален, ничто не предвещает бури, только на миг набегает тучка. Пейзаж меняется вместе с настроением самой Натальи. «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». И наконец, когда Наталья, обратившись на восток, требует от Бога, чтобы наказал, сразил Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...». С ужасом смотрела Ильинична на Наталью. «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты. Здесь тонко передан охотничий азарт, почти зримая панорама степных далей и на фоне степи - охотник, подкрадывающийся к осторожным птицам. Безразличная, казалось бы, к Григорию природа вдруг освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает и человеческие судьбы вообще, и особенно горькую долю самого стрелка: «.. .один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко шел на снижение... Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Так образ сбитой птицы символически обобщает в сюжете природы судьбу Григория.

К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом. С интересом следил он «...за легким покачиванием багряно- черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой». Вряд ли случайно засияла красота тюльпана, напоминающая о жизни над «мертвым городищем». Вряд ли случайно остановил на ней взор человек, сеющий смерть. Снова возникают тюльпаны, когда Григорий уходит с бандой от красноармейских разъездов. «Срезанные лошадиными копытами, во все стороны летели, словно крупные капли крови, пунцовые головки тюльпанов. Григорий, скакавший позади Фомина, посмотрел на эти красные брызги и закрыл глаза...» Прекрасный цветок над мертвым городищем и тюльпаны, брызги крови, это единые звенья иносказания и символики, обращающие нас ко всему пройденному Григорием пути, наполненном страданиями и человеческими жертвами.

Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его -свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе - вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».

Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, по и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся- начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.

Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова с первозданно-свежим, наивно-поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимое сияние, радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью. Весь окружающий человека мир - в движении, в работе... Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природа и мир человека соединяются как проявление единого, вечно сущего - матери-жизни.

Проблема художественного осмысления пейзажа в романе Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Глава 1. Пейзаж и исторические события в "Тихом Доне"

Михаил Шолохов - активный участник революции, гражданской войны. Сам прошёл через её горнило, увидел весь ужас революционных свершений. Хотя он и был на стороне революционных масс, но в своём романе правдиво, без прикрас запечатлел трагедийность событий этого времени. Война у М. Шолохова - это "великое разрушение нравственности", трагедия народа, кощунство над моралью, разумом, она бесчеловечна, влечёт за собой разрушение семей, война, по мнению Шолохова, "в грязи, в страданиях, в смерти". В свою очередь Л.Н. Толстой высказал собственное мнение словами своего героя: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии, нравы военного сословия - отсутствие свободы. Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей, и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их" .

Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова "Тихий Дон". Писатель с любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой - идеал самого писателя.

Пейзаж Шолохова создаёт картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущее невдалеке, морозный сизый туман. Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замерзшей в "ожидании" Верхнедонского восстания. Но в последней части романа "иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал мир, проглянувшийся сквозь туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой…" Шолохов не раз сравнивает "величаво распростертое" голубок небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства .

Само название романа символично и многозначно. Тихий - "величественный", Дон лишь внешне спокоен и тих, на самом деле река полна водоворотов, подводных камней. Жизнь героев подобна течению реки, что Шолохов и доказывает в своей эпопее. Но в то же время как бы ни изменялась жизнь, есть в ней что-то вечное, бессмертное. Меняются события истории, судьбы героев, но каждый год цветёт степь, приходят и уходят холод, течет тихий Дон в вечность. В этом Шолохов философствует о том, что природа и человек тесно связны между собой, и особенно ярко эта связь показана в романе Шолохова "Тихий Дон".

Все переживания во время войны, тяжесть военного времени Шолохов отобразил в пейзаже. Например, "Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе - когда вызревает плод и доспевает хлеб, - небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой. … В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали, похоже, было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью" .

Благодаря метафорам, ярким олицетворениям, создается ощущение, что сама природа участвует в войне.

Еще один пример взаимовлияния - то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч.): "Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами <…> - Что это за штука? - роняя топор, спросил Матвей Кашулин. С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: - Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! - Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться" . И, в целом, война в "ТД" нарушает ту гармонию, которая, по мысли Шлохова, должна существовать между человеком и природой.

Шолохов неоднократно противопоставляет мир войны и смерти естественному миру природы (конец 2 кн., после описания похорон): "И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом".

После похорон деда Сашки - фрагмент, в котором показано "кипение жизни" + образ неба (перекличка с "В. и М. "): "Удрученный воспоминаниями, Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь: в степи, зеленым разливом подступившей к самому саду, в зарослях дикой конопли возле прясел старого гумна неумолчно звучала гремучая дробь перепелиного боя, свистели суслики, жужжали шмели, шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет" .

Начало первой мировой войны предварено в романе тревожным летним пейзажем, заставляющим вспомнить "Слово о полку Игореве". Осень - время кровавой жатвы в романе: "К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью". Создается впечатление, что не только русские и немцы, красные и белые, но и сама природа находится в состоянии войны.

Неразрывность казачьего уклада и природы проявляется и в следующем. Казаки во многом зависят от состояния природы. Неурожаи, засухи, морозы, пожары - все это влияет на жизнь казачества. Поэтому они ценят природу, ее красоту, тонко чувствуют всей своей душой. Примером этому может служить то, как Григорий Мелехов отнесся к мертвому, им же убитому утенку. "Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони". Природа предчувствовала любое изменение в жизни людей. И именно описывая пейзаж, Шолохов предупреждает об опасности. Через состояние природы предвидит те события, которые должны неминуемо прийти в жизнь казачества. Среда, окружающая казаков, предвкушает наступление войны. Природа резко меняется. "Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался бор… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячим жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи" .

Шолоховский пейзаж в романе всегда связан с рядом событий в романе: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Тонко очерченная картина природы - "А весна в тот год сияла невиданными красками" - навевает мысли о чудовищной нелепости кровопролития, таит осуждение бесчеловечности войны.

пейзаж тихий дон шолохов

Через пейзаж Шолохов отражает образ и главного героя - Григория Мелехова. Земля и труд на ней, воинский долг, хутор, курень - вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию раскрывает автор на протяжении всего романа. Говоря о характере главного героя, следует отметить свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром: "Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С губ конских ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота". Тонкое чувство природы звучит и в прямой речи Григория: "Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь, цветком таким белым…"

В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т.е. описание природы, как правило, предшествует описанию действий человека. Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей. Так, например, мы видим предзнаменование Первой мировой войны в следующем фрагменте: "Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами. - Худому быть, - пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски. - Война пристигнет" .

Имея в виду подобные фрагменты романа, Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут, что "историческое, социальное сопрягается у Шолохова с природным - "степным космосом". Эпическое время и эпическое пространство в первой книге "Тихого Дона" шолоховеды вслед за Бахтиным определяют как "идиллический хронотоп", когда жизнь казачества подана в ее естественных, близких природе проявлениях, а бытовой уклад жизни неразрывно связан с природным циклом" .

Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения: "Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло", "как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория".

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачёва. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо берёзки, сорвал ветку: "На ней уже набухали сладостные мартовским соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачёв совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ" . Можно ли представить ситуацию трагичней этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошёл к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

В повествовании об исторических событиях пейзаж выполняет полифункциональную роль: является одним из главных средств изображения, анализа и обобщения действительности, важнейшим средством воплощения авторской концепции истории. Рассмотрение смысла и роли картин природы в исторической линии сюжета позволяет утверждать, что Шолохов не был бесстрастным летописцем. Основной смысл романа-эпопеи "Тихий Дон" состоит в правдивом изображении трагических судеб народа и Родины в период революции и братоубийственной гражданской войны. Катастрофический характер изображаемой эпохи воплощается в предельно экспрессивных формах пейзажной живописи, к которым мы относим пейзажи-предзнаменования, пейзажи, содержащие эпические параллели и контрасты, насыщенные цвето-световой и христианской символикой.

"Русский бунт, бессмысленный и беспощадный" в русской литературе XIX-XX веков по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и М.А. Шолохова "Тихий Дон"

«Капитанская дочка» - историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этой повести автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том...

"Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение...

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Унылый пейзаж - истинное дитя сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим - он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии...

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Изображает картины природы зимой. В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного, поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья - все рвется за свой предел одержимо буйной...

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Человек - часть Природы, нельзя отделять их. В стихотворении "Выздоровление" лирический герой прославляет свою нежную матерь Природу за возвращённую жизнь...

Жанровое своеобразие шекспировских пьес

Свой творческий путь писателя, Шекспир начал с создания исторических сюжетов. Из всего творческого наследия Шекспира- это 37 пьес, 10 из них посвящены истории его страны. «Шекспировские хроники - художественный жанр, характерный для эпохи...

Исторические песни XVII века, их место в фольклоре

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа...

Коми-пермяцкий эпос. Сказания о Пере-богатыре

Коми считались государственными крестьянами, они не знали ужасов крепостного права. Однако, как и другие народы России, они испытали на себе социальный и национальный гнёт. Север, в том числе Коми край, был в течение многих столетий местом...

Лицейские годы Пушкина

Своеобразной школой воспитания, формирования у лицеистов патриотических чувств, горячей любви к Родине явилась Отечественная война 1812 года. Когда через Царское Село шли отправлявшиеся на войну полки...

Мемуары маршала Г.К. Жукова как исторический источник

Сталин назначил Жукова командующим Киевским военным округом (с июня 1940 года). Этой странице жизни Маршала посвящена в мемуарах отдельная глава. Речь шла о крупнейшем тогда военном округе в СССР, расположенном на западных границах...

Образы русского дворянства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: "Береги честь смолоду"...

Семиотика удмуртских частушек советского периода

Двадцатые годы в истории Удмуртии богаты событиями значимыми и драматичными. Главное из них - юридическое и фактическое оформление государственности удмуртского народа 4 ноября 1920 года. Председатель СНК В.И. Ленин и председатель ВЦИК РСФСР М.И...

Фольклорные мотивы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы...

Функции пейзажа в прозе Ю. Казакова

Пейзаж - один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (Себина, 2000. С.228). Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, например, пейзаж - изображение картин природы...

Характерологические свойства пейзажа

Пейзаж (франц. paysage от pays - страна, местность) - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан...