Основные виды и жанры искусства. Школьная энциклопедия Знаменитые произведения музыки про осень

Искусство и фантазия

  1. Реальность и фантазия в жизни человека.
  2. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Вальс-фантазия». Фрагмент (слушание);
  2. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по желанию учителя).
  3. Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль» (пение);
  4. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне веришь?» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.
  3. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т. д.

Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.

Мы говорим: «этот человек духовно богат», когда его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными, практическими интересами.

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса , другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

Послушайте, например, музыку М. Глинки .

В «Вальсе-фантазии» мастерски сочетаются два начала, выраженные в названии произведения.

С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут быть разными – весёлыми и торжественными, грустными и трепетными.

С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше воображение в прекрасный мир фантазии.

Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею.

Слушание: М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по желанию учителя).

Екатерине он посвятил романс, написанный на пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же стал работать над фортепианным «Вальсом-фантазией» - своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образом Екатерины Ермолаевны, словно рисующим её в обстановке бала.

Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. В 1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча её с Глинкой уже не имела для него прежнего значения. Вскоре он через общую знакомую вернул ей её письма, а затем без сожалений уехал за границу.

Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъёмом творческой деятельности Глинки. «Вальс-фантазия» - одна из вершин этого периода, настоящая жемчужина русской музыкальной классики.

В музыке «Вальса-фантазии» отразилась вся поэзия этого чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и горьких переживаний.

В «Вальсе-фантазии» Глинка обращается к жанру танцевальной музыки, который был наиболее популярен в то время. Однако из небольшой пьесы прикладного назначения композитор делает развёрнутую симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую гамму человеческих чувств. Это произведение Глинки явилось тем зерном, из которого в будущем вырастет русская лирико-психологическая симфоническая музыка.

Первое впечатление от знакомства с «Вальсом-фантазией» - чувство удивительного очарования, изысканности и нежности. Основная тема вальса проникнута задумчиво-печальным настроением. С ней чередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства - то элегически-грустные, то драматически-взволнованные, то пленительно изящные.

Так дивно недопеть,
Недотянуть смычка,
Иль недокрасить кистью, засыпая,
Лишь гений смог уметь,
И вальсом в облака,
Волшебные мелодии взлетают...

Н. Губин

Слушание: М. Глинка. «Вальс-фантазия».

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий – лётчиков, геологов, путешественников.

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье».

Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Что же такое фантазия?

Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего?

Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства.

Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.

Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения, переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь.

Вопросы и задания:

  1. Вспомните, известные вам произведения различных видов искусства, где одновременно сочетаются и реальность, и фантазия.
  2. Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты?
  3. Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье» говорил Бодлер в своём стихотворении.
  4. Почему, по-вашему, М. Глинка воплотил фантазию в жанре вальса? Может быть, для этого лучше было использовать другой жанр (например, марш)?
  5. Как вы считаете, относится Симфония № 3 И. Брамса к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие образы она вызывает в вас?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Вальс-фантазия, mp3;
Глинка. Я помню чудное мгновенье (в исп. Н. Копылова), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Осень - это ярко-оранжевая, завораживающая своей красотой, пора года. Но, не смотря на обилие красок, осень признана грустным периодом в жизни каждого живого существа. Активность падает, животные и птицы утепляют гнезда и норы. А человек начинает подводить итоги и задумываться о жизни.

Именно осень так любят изображать в своих картинах известные художники, а музыканты посвящают целые сонаты и композиции лирическому образу осенней печали.

Знаменитые произведения музыки про осень

Рассмотрим самые трогательные и запоминающиеся музыкальные произведения:

  • "Времена года". Концерт № 3 «Осень» Антонио Вивальди;
  • «Осенняя мелодия» Алексея Рыбникова - невероятно красивая и нежная мелодия, под которую очень уютно сидеть укутавшись в теплый плед, и смотреть в окно на осенний дождь;
  • «Осень» русского советского пианиста Георгия Свиридова, который умел чувствовать настроение осенней природы как никто другой, поэтому и создал такую запомнившуюся, не одному поколению, мелодию.

Знаменитые осенние картины

Рисовать осень - одно из любимых занятий и великих и начинающих художников. Именно осенью можно углубиться в свой внутренний мир, разобраться в себе и отразить на полотне красивый пейзаж с чуть уловимой грустью, присущей осени.

  • «Золотая Осень» Исаака Левитана;
  • «Осенние дожди. Пушкин» Виктора Попкова;
  • «Осенний букет» Ильи Репина;
  • «Осенняя песня» Виктора Борисова-Мусатова.

Замечено, что в прошлые столетия художники предпочитали рисовать осенние пейзажи, на которых изображали леса, поля и сады. А вот современные художники чаще рисуют осенний город: парковые лавочки, усыпанные желтыми листьями, одинокие фонарные столбы под дождем, гуляющие пары под зонтом.

В любом случае, любая из этих осенних картин создаёт соответствующее приятно-грустное настроение.

Осень в литературе

Поэты и писатели всех времен и народов с удовольствием пишут сочинения про осень. Именно осенью зачастую происходят значимые события в жизни героев. К изучаемым в школе "осенним" произведениям относят следующих авторов:

  • Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
  • Иван Тургенев «Осень»;
  • Александр Блок «Осенний день высок и тих…»;
  • А.С.Пушкин «Осеннее утро».

Можно ли считать ту или иную работу произведением искусства? Такой вопрос многие задают, не только увидев , но и разглядывая работы известных художников последнего столетия. Даже известные деятели искусств иногда путают произведения искусства с предметами интерьера . Мы выбрали пять интересных книг, в которых доступно объяснено, что такое современное искусство, и выписали из них самые любопытные цитаты об известных произведениях XX века.

Пабло Пикассо

«Авиньонские девицы», 1907

Материал: холст, масло

Направление: кубизм

Картина «Авиньонские девицы» является первым кубистическим произведением Пикассо - он изобразил барселонских проституток не реалистично, а «разобрал» их тела и лица на множество геометрических фигур.

«Поэт Гийом Аполлинер сказал: „Пикассо исследует объект так же, как хирург препарирует труп“. В этом заключается суть кубизма: художник выбирает предмет изображения, проводит анализ и деконструирует его. Почему Пикассо решил не создавать элегантные и атмосферные фигуративные работы, которые были так популярны у коллекционеров и критиков? Он осознавал профессиональную опасность, которую представлял для него Матисс. Потому что после представленной в 1906 году картины «Счастье существования» Матисса стали считать самым интересным молодым художником того времени. Выставка Сезанна 1907 года вдохновила Пикассо, и он решил дальше развивать то, что начал известный художник. Картина «Авиньонские девицы» была основана на идеях Сезанна и стала началом нового художественного направления».

- На что вы смотрите? Удивительная, шокирующая и иногда странная история современного искусства за 150 лет

Казимир Малевич

«Чёрный квадрат»,
1915

Материалы: холст, масло

Направление: супрематизм

Одно из самых обсуждаемых произведений XX века - «Черный квадрат» Малевича, который был написан в 1915 году. Несмотря на то, что художник привел теоретическое обоснование своей картины в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму», многие зрители до сих пор ставят под сомнение его ценность, замечая, что не нужно быть художником, чтобы нарисовать квадрат.

«Превращая все изобразительные элементы в геометрические фигуры и используя открытые цвета Малевич надеялся достичь вершины выразительности и освободить живопись от любых политических и социальных значений. Супрематисты не изображали окружающую реальность, и старались избежать любых символов и нарративов, и использовали элементы простой формы - так они создавали новую творческую реальность».

- 50 арт-идей, о которых вам необходимо знать


Марсель Дюшан

«Фонтан», 1917

Материал: писсуар

Направление: концептуализм,
дадаизм, сюрреализм

Ещё одно важнейшее произведение XX века - «Фонтан» Марселя Дюшана, которому первому пришла идея превратить бытовой предмет в произведение искусства - так появилось понятие реди-мейд.

«Он был уверен, что изобрёл новый вид скульптуры: теперь художник мог выбрать любой предмет, который выпускается массово и имеет известную эстетическую ценность, и, освободив его от функционального предназначения (другими словами, сделав его бесполезным), дав ему название и поместив в новый контекст, превратить его в произведение искусства».

- НА ЧТО ВЫ СМОТРИТЕ? УДИВИТЕЛЬНАЯ, ШОКИРУЮЩАЯ И ИНОГДА СТРАННАЯ ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЗА 150 ЛЕТ

Барнетт Ньюмен

«Onement I», 1948

Материалы: холст, масло

Направление: абстрактный экспрессионизм

Первую абстрактную работу с вертикальной полосой сделала российская художница Ольга Розанова - в 1918 году была создана её «Зелёная полоса». Однако она была неизвестна большинству западных специалистов, поэтому подобные работы прославили американского абстракциониста Барнетта Ньюмена. Он, как и Розанова, пошёл дальше Малевича и создал работу, у которой нет границ, - картина как бы является фрагментом большого произведения, у которого нет фона и изображённого объекта.

«Ньюмен разделял интерес других абстрактных экспрессионистов к древним мифам и примитивному искусству. Разделяющая линия на картине, которую потом называли «молнией», стала «визитной карточкой» художника. Несмотря на скромный размер картины «Onement I» (69х41 см.), Ньюмен считал её своим творческим достижением, так как изобрёл новый метод, который удивлял зрителя и трогал его эмоционально, потому что художнику удалось преодолеть ограничения внутри картины».

Ричард Гамильтон

«Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956

Материалы: вырезки из журналов

Направление: поп-арт

Cчитается первой картиной, которую относят к поп-арту. Она была показана на известной выставке This Is Tomorrow в лондонской галерее Whitechapel в 1956 году. Кроме Гамильтона, в ней принимали участие молодые художники, работы которых относят к оп-арту (оптическому искусству) и поп-арту.

Дэн Флавин

«Монумент для В. Татлина», 1964

Материалы: флуоресцентные лампы
на металлических основаниях

Направление: минимализм

Дэн Флавин посвятил свою работу нереализованному «Монументу третьего интернационала». Как пишет Сюзи Ходж, это ироничная работа, которая, с одной стороны, сделана из обычных элементов (в отличие от уникальных разработок Татлина для «Монумента»), а с другой - является временной (лампы перегорают), что противоречит природе монументальной архитектуры.

«Дети могли бы прикрепить флуоресцентные лампы к стене, но они бы не стали просить зрителей переосмыслить [таким образом] несколько вещей разом: функциональность объектов, философские идеи, впервые появившиеся в России в 1915 году, и само пространство галереи».

- Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы

Джефф Кунс

«Кролик», 1987

Материалы: нержавеющая сталь

Направление: нео-поп

Один из самых дорогих современных художников, известный своим пристрастием к китчу, во многом продолжает линию Уорхола. Его работы создаются руками 135 сотрудников, а «Фабрика» художника - это целая корпорация Jeff Koons LLC.

«”Кролик” Кунса так холоден, что кажется, создан отнюдь не человеком. Это не просто идеальный индустриальный продукт, но прежде всего образ воплощённого желания. Художник предпочитает называть свой объект хамелеоном: отражающий материал делает «Кролика» этаким постмодернистским Бранкузи, он постоянно меняет свою кожу и регенерируется. Он впускает пространство со зрителями внутрь себя». - Определяя современное искусство. 25 лет в 200 базисных произведениях

Майк Келли

«Больше часов любви,
чем можно возместить,
и расплата за грехи», 1987

Материалы: набитые фабричные игрушки на холсте, высушенная кукуруза, восковые свечи на дереве и металлической базе

Направление: концептуализм


Современный художник Майк Келли использовал различную технику для того, чтобы передавать свои идеи: занимался видео, придумывал перформансы и инсталляции. Келли часто использовал образ детства в своих работах. Художник начал делать работы из изношенных игрушек и вязаных платков в конце 1980-х.

«Первая работа Келли, в которой он использовал мягкие игрушки, имеет большое значение по ряду причин, но главная - то, как много ассоциаций и эмоций возникает у зрителя. Куклы, которых кусали и рвали малыши, заменяют собой образ ребёнка. То, что делают дети со своими неодушевлёнными друзьями, - это насилие без злого умысла».

- Определяя современное искусство.
25 лет в 200 базисных произведениях


Трэйси Эмин

«Моя кровать», 1998

Материалы: матрас, постельное бельё, различные объекты

Направление: Молодые британские художники (Young British Artists)

Своими работами Трэйси Эмин буквально выворачивает душу перед зрителем. Самая известная её работа - «Моя кровать» - это документ долгой депрессии художницы. Бутылки водки, сигаретные пачки, фотокарточки и мягкая игрушка: все осталось нетронутым, именно таким, каким было в самые грустные дни Эмин.

«Многие дети оставляют свои кровати неубранными и разбрасывают вещи по комнате, но если внимательно посмотреть на эту инсталляцию Трэйси Эмин, становится ясно, что кровать принадлежит взрослому человеку. Когда эта работа впервые была показана, записи, аппликации, видео и фотографии были повешены на стенах вокруг работы - все они показывали, что автор переживает персональную травму, а также страхи и беспомощность».

И по сей день имеют огромное количество верных почитателей их таланта. Мы расскажем Вам о 10 великих картинах, которые известны во всем мире.

10. «Из озера», Джорждия О’Кифф

Нью-Йорк начала ХХ века вдохновил Джорджию на создание многих работ, в том числе и «Из озера». Нежные переливы волн, мелкая рябь – так она видела Лэйк Джордж.

9. «Постоянство памяти», Сальвадор Дали



Эта картина является одной из самых известных произведений художника. Она была написана в 1931 году, сегодня ее можно увидеть в музее Современного Искусства в Нью-Йорке. Примечательно, что для создания этого шедевра Дали использовал кусочки разбитых карманных часов.

8. «Сон», Пабло Пикассо



Пикассо, несомненно, стал первооткрывателем в таком направлении современного искусства, как кубизм. Пабло считается самым известным художником ХХ века.

7. «Уголок сада в Монжероне», Клод Моне



Моне известен как представитель классического импрессионизма. Эта картина была написана на углу сада в Монжероне в 1877 году. На ней Моне запечатлел непрерывно меняющуюся природу цвета и света.

6. «Ночная терраса кафе», Винсент ван Гог



В своей уникальной манере глубокой перспективы и мягких цветов нидерланский живописец в 1877 году изобразил кафе в Арле (Франция). Сейчас оно носит имя ван Гога.



Картина представляет собой довольно простой портрет девушки в тюрбане. Отсутствие фона обусловлено тем, что внимание зрителя сфокусировано на жемчужной сережке девушки.

4. «Завтрак гребцов», Пьер Огюст Ренуар



Ренуару удалось передать атмосферу беззаботного веселья среднего класса во Франции конца XIX века. По-настоящему живое полотно изображает друзей Ренуара, которые наслаждаются отдыхом на балкончике на берегу Сены.



В 1907 году венский художник Густав Климт написал картину, на которой влюбленная пара в окружении золотого орнамента делит момент нежной страсти: идеальный поцелуй.

2. «Звездная ночь», Винсент ван Гог



Сегодня это одна из самых узнаваемых картин. На ней изображены два совершенно разных состояния: безмятежность церковного шпиля и дикие краски ночного неба.



Несомненно, самой известной картиной в мире признана «Мона Лиза». Полотно принадлежит правительству Франции и выставляется в Лувре. Улыбку, с которой женщина глядит с портрета на зрителя, называют «загадочной». Если бы полотно продавалось, то оно стало бы самым дорогим за всю историю искусства, или даже за всю историю человечества.