Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка

Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Это связано со спецификой изучаемого предмета.

Вокальные упражнения.

Цель : Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся – подростков.

Задачи : Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся . К ним мы можем отнести:

Певческую установку

Певческое дыхание и опору звука

Высокую вокальную позицию

Точное интонирование

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

Использование различных видов звуковедения

Для достижения положительного результата в работе используются методы :

1. Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка . Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

2. Метод индивидуального подхода к каждому ученику.

Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.

3. Метод активного и интерактивного обучения .

Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения .

4. Рассказ

5. Объяснение

6. Показ (демонстрация)

7. Диалог

8. Дискуссия

Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.

Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.

Дети подросткового возраста еще не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям этой возрастной категории.

Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.

1. Метод эвристики

Подростки 14-16 лет в основной массе имеют сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октав. Звучание смешанное. Однако, это период мутации. Мутация у всех проходит по – разному. У девочек период мутации проходит сравнительно гладко, но все равно в этом возрасте надо пользоваться методом голососбережения.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью не только для маленького певца, но и для подростка – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

1) Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.

Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.

Задачи:

Разогреть связки на естественном певческом тоне

Выстроить интонационный слух

Закрепить положение «зевка» в звукообразовании

Закрепить систему певческого дыхания

Подключить необходимые резонаторы

Методы : Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.

2) Развитие певческого дыхания.

Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.

Задачи:

Упражнение развивает певческое дыхание

Дает ровность певческого тона при смене гласных звуков

Формирует правильную артикуляцию гласных звуков

Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.

3) Упражнение на выравнивание регистров.

Цель: Выровнять регистры.

Задачи :

Развитие кантилены (плавного звуковедения)

Распределение дыхания на певческую фразу

Свобода и полнота звучания

Методы: Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»

4) Упражнение на однохарактерность звучания гласных

Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.

Задачи:

Избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука

Методы: Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.

Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.

Работа над музыкальными произведениями

Цель : овладение навыками вокала на примере высокохудожественных музыкальных произведений.

Задачи :

· Работа над формированием исполнительских навыков

· Работа над сценическим воплощением произведения

Педагогический прием работы над новым материалом

1. Анализ словесного текста и его содержания.

2. Грамотное чтение нотного текста.

3. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

4. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная и т. д.).

5. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.

6. Различные виды динамики.

7. Многообразие агогических возможностей исполнения произведения (сопоставления двух темпов медленного и быстрого; замедления; ускорения); различные виды фермат.

«Земля, где так много разлук» Муз. В. Лебедева стихи. Ю. Ряшенцева

План анализа произведения

1. Песня советского композитора.

2. Лирическая, неторопливая, протяжная.

3. Лад – минорный.

4. Характер звучания – светлый, теплый, певучий.

5. Красочный арпеджированный аккомпанемент .

6. Форма построения – куплетная.

7. Замечательные слова известного советского поэта.

Цель : Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задача: Добиться кантиленного звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров.

Методы :

· Работа над фразой в стихотворном тексте.

· Вычление фраз с большими интервалами из музыкального текста и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.

«Баркарола» Муз. Ф. Шуберта, сл. , перевод А. Плещеева

План анализа произведения

1. Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Форма произведения – куплетная.

2. Оживленный темп.

3. Характер звучания светлый и певучий.

4. Мелодия широкого диапазона.

5. В аккомпанементе самостоятельная партия, несущая изобразительное начало игры волн.

Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задачи: Добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания.

Методы :

· Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных.

· Работа над музыкальной фразой.

· Работа над динамикой произведения (нюансировка).

Переход от диафрагментального дыхания к грудному, достичь легкости, полетности звучания.

Анна Федькина
Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»

Цель занятия : Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой .

Задачи :

1. Развить динамический слух ;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой ;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Оборудование :

Телевизор, микшерный пульт, DVD проигрыватель, микрофон, аппаратура для усиления звука.

Объём занятия : 45 минут.

Ход занятия:

Вводная часть :

Здравствуйте дорогие присутствующие. Я Федькина Анна Ивановна педагог по вокалу т . о. «Весёлые нотки» . Сегодняшний урок пройдёт с Чининой Анастасией - ученицей 1 года обучения. Тема нашего занятия : «Динамические оттенки . Фразировка » . Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками , узнаем что это такое; научимся исполнять песни с фразировкой . Поймём, на сколько важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, на сколько она его обогощает.

Основная часть :

Упражнения на дыхание :

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила :

следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.

1 упражнение : Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз) .

2 упражнение : Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз) . Это послужит своеобразным “массажем” для связок.

3 упражнение : Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз) .

4 упражнение : Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз) .

5 упражнение : Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

6 упражнение : Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.

Упражнения на артикуляцию :

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся : ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань) . Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать : "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения :

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём : К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём : П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Распевание :

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса : «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.

Распевки :

1. Как под горкой под горой торговал старик золой, картошка моя вся поджаренная (повторить пять раз)

2. ДО РЕ ДО РЕ ДО

ДО РЕ МИ РЕ ДО

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО

3. Мы перебегали берега. Распеваться в мажоре с повышением на пол тона.

4. Распевание по гаммам.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся всего лишь 1 год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении.

Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая , но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte).

Настя, ответь мне, чем отличается один отрывок из песни от другого?

(ответ : 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

Правильно, Настя ты услышала. 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками .

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

Подумай, Настя и скажи мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?

(ответ : громко, тихо, умеренно).

Правильно, Настя. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.

Почему, как ты думаешь?

(ответ : чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность и т. д.)

Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие . Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой , т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что то произносим громче, а что то тише.

Сегодня мы продолжаем работать над песней «Новогодняя» . Мелодию ты знаешь хорошо, текст мы с тобой разобрали, уф – такты расставили, и сегодня будем работать над фразировкой , т. е. добавим динамические оттенки , и песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь исполнение?

(ответ : начну песню с тихого исполнения). Сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни, как это называется мы с тобой узнаем на следующем уроке . А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад .

Работа над песней «Новогодняя» . Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.

Работа над следующей песней «Объединение» .

Заключительная часть, подведение итогов :

Сегодня мы познакомились (ответ : с динамическими оттенками , узнали, что музыка может звучать громко, тихо. Умеренно, и это является динамическими оттенками , и в музыке называется средствами музыкальной выразительности.)

Настя, дома продолжай работать с дыханием, выполняй упражнения на дикцию и на дыхание.

Наш урок окончен , до свидания. Спасибо что пришли на мой открытый урок , я надеюсь мы с Настей и с вами с пользой провели время.

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения – 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап – работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» – 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза – между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» – 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии – 2 мин

I .Организационный этап :

– встреча детей;

– проверка присутствующих;

– Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

– Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

– С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

– Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох – кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

–свободу мышц

–правильность осанки;

–умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

–работу резонаторной системы;

–общая внятность речи;

–ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м – фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь – вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

– Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

– Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

– Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

– Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. –

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Санкт-Петербургская детская школа искусств №19»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ

« РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ВОКАЛЬНО- ХОРОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ,КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

Преподаватель - Елизавета Борисовна Бокова

Концертмейстер- Анастасия Александровна Климанова

Санкт-Петербург

26 Ноября 2012г

Введение

Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении, чтобы голос всегда звучал звонко и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.

Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно- основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата.

Очень важно объяснить ребёнку, что «дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное,а производится с движением живота (диафрагмой) , а также небольшое (т.е., при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку,что дыхание- это прежде всего расслабление,чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение,будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему сказать, конечно же, в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании,мы берём воздух той частью лёгких(верхней частью, при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц,и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу- мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов) . Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл»,и он сразу идёт в резонаторы- грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Бывали случаи, что во время того, как человек пел, при этом неправильно набирая воздух, резко поворачивал голову – и у него рвались связки от напряжения. Из этого примера мы видим, как важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь, сохранить и развить этот хрупкий инструмент.

Также на нашем уроке мы обсудим и покажем, как правильно направлять звук в наши резонаторы- грудные и головные, и чтобы при этом звук везде звучал ровно, звонко и красиво.

При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук у него может заглубиться и уйти назад в глотку, что часто происходит, когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти свои ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый, даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил. Здесь уже вступает в действие игра, интересные образы, а также – произведения, которые учитель даст ученику,чтобы заинтересовать и не потерять внимание,затронуть участие чувств и сознания ребёнка,которые так важны во время уроков. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.

Открытый урок по эстрадному вокалу Мамоновой Ольги Витальевны.

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадныи и академическим вокалом

2)Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показатьвыполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом .

В моем классе учится 20 вокалистов от 4х до 18 лет. Из них в этом году 4 человека выставлялись на международный конкурс и заняли там призовые места. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом . Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.

Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.

1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)

Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»

Делают все….

2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.

(Показывает Настя)

Ладошки

Погончики

Кошка

Обними плечи

Насос

Обними плечи +насос

Повороты головы

Ушки

Маятник

Перекаты

Передние шаги

Задние шаги

Работа над вокальной техникой.

Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.

Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.

Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.

С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки:

« я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Ксюша)

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.

Ксюша поет « Тучку». Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.

В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….

Найдем рабочую середину у Сони.

Начинаем с этой нотки распевание.

1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)

Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.

3) теперь на одной нотке, открыв рот…

Ма, мэ, ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции

Бра, брэ, бри, бро. Бру

Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.

Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.

Поет Яна. Найдем ее рабочую середину:

Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а

5) Для достижения более светлого звука:

Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э

Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и

6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет Лена)

Яааааааааа

7) Яа-аа-аа-аа-а

Мии-ии-ии-ии-и

Все согласные:е,ё,и у. поем в позиции «а»

8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. (Настя) Сначала можно поговорить скороговорки.

Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли- лель

9)На стаккато-легато

10)также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:

(Делает Карина)

Ррррррррррррр

До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до

До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…

До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…

11) для достижения баланса, удобства. Поётся довольно гнусаво, но не в нос

Нэй нэй нэй нэй нэй….

12) та же мелодия:

ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА

13) для расширения диапазона

Яа а яаа яаа аа аа,затем мии ии ии ии и

Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову

14)для распевания низких нот « страдаем» .Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.

ой ой ай ай ой ой

15)соединяем на скачке низкую ноту и высокую.

Сначала квинту, затем октаву.

    упражнения на длинное дыхание:

17) чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.

Исполнение фрагментов песен.

Ксюша – « Тучка»

Соня - « Про сластену – короля»

Яна - « Петухи запели»

Лена - « Про слона»

Настя - « Маленький блюз»

Карина - « Лебеди улетали»

План урока

    Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

    Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

    Работа над вокальной техникой:

формирование звука

работа с микрофоном

длинная фраза

дикция

расширение диапазона

стаккато-легато

    Исполнение сольных отрывков

5) Заключение.

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.