Певец шансон биография портал а ей городецкий. Певец Юрий Городецкий: «Большая опера» - это шоу с элементами оперного пения

Обычно белорусский тенор блистает в классических операх. А на конкурсе он впервые исполнит поп-хиты. Фото: Михаил Нестеров

Новый концертный сезон для Юрия Городецкого станет десятым. В арсенале тенора - жемчужины мирового репертуара, громкие международные победы, престижные стажировки и ангажементы.

8 октября стартует музыкальный телеконкурс «Большая опера». Уже в четвертый раз жюри, куда входят звезды мировой сцены, предстоит выбрать самого талантливого молодого вокалиста.

Два года назад третье место занял солист Большого театра оперы и балета Беларуси Илья Сильчуков. Когда главному театру республики предложили вновь отправить на конкурс своего артиста, дирекция тут же решила: делегируем Городецкого!

ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ

- Юрий, «Большая опера» для вас - счастливая случайность?

Можно сказать и так. Сам бы никогда не решился подать заявку на этот конкурс. Но судьба подарила счастливый билет.

- Вам не кажется, что вокальные конкурсы превратились в чистое шоу?

Заметил это еще на оперном конкурсе BBC в Кардиффе: операторы снимают каждый шаг участников. Остаются секунды до выхода на сцену, а в сантиметрах от твоего лица - камера. Фиксируется все: от глотка воды до нервного вздоха.

По сути, получается даже реалити-шоу. Артист превращается в обычного человека с очень земными проблемами - усталостью, волнением. Надо ли это? Думаю, зрителя лучше оставить в плену оперных иллюзий, не стоит раскрывать ему все наши тайны.

- Почему тогда согласились участвовать в телепроекте?

- В таких конкурсах есть и много плюсов. Для молодых артистов это хорошая возможность заявить о себе. Ведь шоу смотрят миллионы телезрителей по всему миру.

- Как готовитесь к съемкам?

Внимательно посмотрел предыдущие выпуски. Думаю над репертуаром. Пока не имею права раскрывать все секреты. Могу лишь сказать, что будет двенадцать конкурсных дней. Это и день оперных кумиров, и программа под названием «Верди или Чайковский».

С интересом жду выпуска, когда нам придется выступать под «минусовку». Для этого дня выберу что-то из хорошей «попсы» середины прошлого века. Зрителям будет интересно увидеть оперных артистов в необычном амплуа.

- Первый выпуск - самый ответственный. Уже определились, что будете исполнять?

Для самопрезентации выбрал романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Вещь универсальная и безумно сложная. Но это мой любимый музыкальный фрагмент.

АРТИСТ - КАК ШКОЛЬНИК

- С чего оперный артист начинает работу над ролью?

С элементарной выучки. Нужно, как школьник, сесть за парту и вызубрить текст. От этого никуда не деться.

В одном из своих интервью пианист Григорий Соколов очень интересно рассказывал о своих «взаимоотношениях» с роялем. А в каких отношениях вокалисты со своим голосом?

Иметь инструмент в самом себе - большая ответственность и дисциплина. За десять лет с голосом происходили разные метаморфозы. Иногда он работает, а иногда нет. Вообще петь - ненормально, это не очень естественное человеческое состояние. А петь хорошо - тем более. Если получается, всегда настораживаюсь: «Как я это сделал?»

Плох тот актер, который не мечтает сыграть Гамлета. Продолжите фразу: плох тот тенор, который не мечтает спеть...

-…Отелло. Если говорить о других ролях - это хрестоматийные Хозе из «Кармен», Канио из «Паяцев». Я бы очень хотел целиком исполнить партию Неморино в «Любовном напитке».

ДОСЬЕ «СВ»

Юрий Городецкий родился в 1983 году в Могилеве. Окончил Могилевский музыкальный колледж и Белорусскую академию музыки. Учился в Высшем институте музыки в Модене (Италия), занимался в Оперной студии Музыкальной капеллы королевы Елизаветы (Бельгия).

В 2012 - 2014 годы - участник Молодежной оперной программы Вашингтонской национальной оперы. С 2006 года - солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.

ФОРМУЛА УСПЕХА

ЧТОБЫ ПОВЕЗЛО, НУЖНО РАБОТАТЬ

- В современном театре очень много говорится об универсальности артиста.

Оперный певец должен занимать определенную нишу, в противном случае он будет неинтересен. В первую очередь - для оперных функционеров, потому что сразу встает вопрос: «Как тебя рекламировать?» Всеядным быть нельзя.

Лично я сейчас тяготею к творчеству Моцарта. Безусловно, есть еще и русская музыка, мои любимые «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Снегурочка». Их нельзя не исполнять.

- Мир большой оперы сегодня не менее жесткий и жестокий, чем мир большого бизнеса?

В современном оперном мире нужно постоянно что-то доказывать. Даже самому себе. Просто так никто никуда не позовет, это абсолютный миф! Другое дело, элементарная случайность, примеров которой в истории множество. Но ты всю свою жизнь должен работать на эту самую случайность.

- Есть какая-то своя формула успеха?

Для того чтобы сохранять вокальное здоровье и творческую форму, нужно постоянно балансировать, быть очень гибким, мобильным. Ведь то, что мы выносим на публику, - это как «план А». Волшебство же начинатся, когда совершенно неожиданно для всех на концерте или на спектакле происходит то, чего невозможно было добиться на репетициях.

Хороший музыкальный момент может перевернуть в жизни очень многое. Жаль только, пленку отмотать невозможно, и каждый раз - как первый. У тебя есть только одна попытка: выходишь и поешь.

ДЛЯ солиста Национального академического Большого театра оперы и балета Юрия ГОРОДЕЦКОГО этот концертный сезон особенный. Прежде всего потому, что он юбилейный: уже десять лет тенор блистает на сцене главного театра страны. В творческой копилке молодого певца шедевры классики, заграничные стажировки, международные проекты. Один из недавних, к примеру, «Большая опера» на российском телеканале «Культура». Вслед за успехом на нем (белорус вошел в тройку сильнейших) солист удостоен премии «Человек Года культуры» в номинации «Театральное искусство».

Юрий, вы неоднократно заявляли, что участие в «Большой опере» для вас честь. Чему научил популярный медийный проект?

Лично для меня съемки в «Большой опере» - полезный опыт. Относился к конкурсу ответственно, но спокойно. Хотя этот сезон и отличался от предыдущих: расширили формат телепроекта, было много участников и интересных программ, поменялись оркестры и дирижеры. Но суть осталась та же - сделать оперу более популярной.

И в этом, как мне кажется, есть резон: оперу считают элитарным искусством. Получается, если крутить ее по ТВ, люди пойдут в театры?

Выход оперы на телеэкраны - это продвижение классики в массы. Давайте вспомним ХХ век, когда благодаря кино и телевидению очень активно начали заниматься продвижением театрального искусства: по всем каналам сплошь шли записи постановок. Это была в хорошем смысле слова «творческая война», где каждый старался отстаивать свое. Оперный мир не стал исключением.

Когда знакомлюсь с новыми людьми, иногда, не говоря, кто я такой, спрашиваю: «Когда вы в последний раз ходили в Большой и бывали ли вы там вообще?» И некоторые люди тушуются, называя театры, цирк, филармонию. Благо в Минске много мест, куда можно сходить. Говорю: «А приходите к нам, я в Большом работаю». Мы ведь на сцене, чтобы делать приятное людям.

Знаете, в режиме «спектакль за спектаклем» глаз немного, бывает, «замыливается». А артисту важно понимать, чем он на самом деле занимается. Недавно сидел в зале на репетиции и представил, что вообще не имею отношения к происходящему. Как будто бы пришел в театр первый раз и посмотрел на свою работу другими глазами. Интерьеры, архитектура, антураж, оркестр, солисты... Ведь зрителю все это интересно.

Совсем скоро Большой снова удивит театралов: готовится новая постановка оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Над ее воплощением работает международная команда. Ставит оперу худрук концертного зала «Брукнерхаус» в Линце Ханс-Йоахим Фрай. Это будет его вторая работа в Беларуси: в 2013-м профессор выпустил у нас «Летучего голландца» Рихарда Вагнера. Чего ожидать зрителям от очередной премьеры?

Трудно пока говорить о новой «Волшебной флейте». Как мне кажется, работа Фрая будет несколько мрачнее прежней постановки, которая много лет шла в нашем театре. Дирижер-постановщик - Манфред Майерхофер. Работа идет очень напряженно. Мы еще не так далеко продвинулись, однако добрый кусок первого акта готов. Какие особенности? Понимаете, моцартовская опера для нас не новый материал. Но работа именно над этой премьерой ломает стереотипы. К примеру, мы поем, как написано в клавире, и точка. А режиссер придумывает свою версию сцен. То есть сама музыка и смысл не меняются, но добавляются какие-то эффекты, статисты, которые в этот момент присутствуют на сцене. Это в новинку.

- Но ведь опера - это тот самый вид искусства, когда учишься постоянно…

Безусловно, и особенно помогают в этом командировки. Допустим, в нынешнем сезоне побывали на гастролях в Казахстане и Эстонии. В мае - блок спектаклей в Большом театре Москвы. Проект «Большая опера», который, не стану кривить душой, я рассматривал в том числе и как способ заявить о себе, имел свои результаты: спел с «Виртуозами Москвы» маэстро Спивакова, на концерте в Твери, в мае выступаю в Петрозаводской филармонии... Ездить нужно, потому что ты работаешь с коллегами на сцене и чему-то учишься у них, ведь не так просто войти в новую постановку. За это время у режиссеров и исполнителей можно подсмотреть полезные новшества, чтобы привезти их на сцену родного театра. Это нормально. Однако, признаюсь, сейчас цель - активно продвигаться в карьере - отошла на второй план. Наверное, это связано с рождением детей - сына и дочери. Теперь у меня дома намного интереснее, чем где бы то ни было на любой оперной сцене мира.

- Кстати, Юрий, вы же сами не из музыкальной семьи?

Профессионалов у нас не было, все любители. Они шли в инженеры, доктора, но дома всегда стоял рояль, на котором играли. Родился я в Могилеве, а вырос в Белыничах, куда переехали родители. Учился в музыкальной школе, пел в хоре, участвовал в конкурсах, занимался в Доме пионеров. Конечно, возможности для развития были у нас не такие, как у ребят из Минска. Но они были. И я старался их максимально использовать - как-то быстро понял, что свою будущую жизнь собираюсь связать с музыкой. Конкретно об опере тогда не задумывался. Когда поступил в Могилевский колледж искусств, осознал: иметь способности и талант, хороший голос недостаточно, это всего 10 процентов успеха. Поэтому других вариантов, кроме как неустанно работать, у меня не осталось. Поступив затем в Белорусскую государственную академию музыки, только укрепился в этой мысли. Просто к тому моменту я уже по-настоящему влюбился в оперу...

В 2006 году вы получили Гран-при Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Двумя годами позже вам была присуждена премия с вручением свидетельства этого фонда. Мне кажется, на этапе становления молодого певца такое внимание очень подстегивает.

Это была значимая оценка моей работы, показатель того, что я замечен, нужен. Поддержка молодежи в виде стипендий и грантов нужна, чтобы расти дальше. Ведь из глубинки в Минск приезжают многие талантливые ребята. Для абитуриента или студента 1-2-го курса консерватории Большой театр - это космос, мечта. Но она достижима.

Кстати, у нас в театре налажена система отбора потенциальных солистов: там есть стажерская группа, где занимаются старшекурсники Академии музыки. Они приходят на кастинг, пробуют себя на сцене. У некоторых выпускников появляется возможность получить приглашение Большого театра. Это реальная практика, которая впоследствии может завершиться трудоустройством.

ДОСЬЕ «СГ»

Юрий Городецкий - солист Большого театра Беларуси с 2006 года. Участвовал в мастер-классах Международной академии музыки в Ницце и в Молодежной оперной программе Вашингтонской национальной оперы. В 2008-2009 годах учился в Высшем институте музыки в Модене, затем занимался в Оперной студии Музыкальной капеллы королевы Елизаветы (Бельгия).

Награжден медалью Франциска Скорины (2016 г.)

Сам Юрий считает, что ничего сверхъестественного в его творческой судьбе нет. «Мне кажется, любой человек может добиться определенных высот, если захочет, - сказал в интервью «АиФ» артист. - Безусловно, для этого необходимы определенные составляющие, тем не менее, уверен: это возможно».

Талант… притягивать людей

Наверное, мне повезло, но у меня есть одно качество... талант, что ли, притягивать хороших людей, которые помогают мне совершенствоваться, идти вперед. В этом мое главное везение. Может, окружающие понимают, что мне нельзя не помочь. (Смеется.)

- Насколько реально выпускнику Академии музыки сразу стать ведущим солистом главного театра страны?

Я думаю, для новичка это невозможно: придется много работать на пределе всех своих сил много лет! Замечательно, когда есть возможность сразу петь ведущие партии. Но, с другой стороны, молодое дарование просто физически и психологически не способно выдерживать нагрузки в начале пути наравне с более опытными артистами.

Я пришел в театр достаточно гладко и спокойно. Причем пришел с выученной партией Ленского из оперы «Евгений Онегин», которую мне – молодому и начинающему - позволили исполнить в репертуарном спектакле. Но это еще не значило стать ведущим.

- Но сейчас, насколько я знаю, вы больше времени проводите за границей.

Я вспоминаю тот день, когда только пришел в театр: меня очень грела мысль, что я просто буду при нем и смогу поработать с дирижерами, концертмейстерами, на которых мы, студенты Академии музыки, смотрели как на «божество». Тогдашний руководитель оперы Маргарита Николовна Изворска спросила у меня: «Мальчик, не захочешь ли ты, проработав у нас несколько лет и набравшись мастерства, уйти куда-то?» На что я сделал большие глаза и, даже не понимая по-настоящему, о чем она говорит, воскликнул: «Нет, как можно!»

И до сих пор придерживаюсь этого мнения.

- Как вы попали на стажировку в Италию?

Громко сказано, потому что это была не стажировка в привычном понимании при каком-то театре. После международного вокального конкурса одна из членов жюри, очень хороший человек, которые мне встречаются, пригласила позаниматься под ее руководством. Она организовала проживание и концертные выступления, чтобы мне было на что жить.

Сейчас я таким же образом учусь в Бельгии.

«Враг женщин»

- Контракты стали вас сами находить?

Что вы! О контрактах нужно беспокоиться собственноручно: рассылать свои резюме по театрам. Я ленивый, поэтому рассылкой писем занимаюсь не очень активно, но на те, которые доходят до оперных театров, приходят приглашения приехать на прослушивание. Один раз я съездил, и выстрелило! Возможно, в следующем году у меня будет постановка в Льежском театре «Враг женщин», написанная современным автором в стиле классицизма.

Голос, безусловно, явление уникальное, а красивый - тем более, и для меня это не сюрприз. Как правило, я никогда собой не доволен, но очень приятно такое слышать, не скрою. Видимо, дело в том, что Виктор Иванович долгое время является тем неподкупным ухом, которое очень тонко контролирует мой голос и может точно сказать обо всех его недостатках и достоинствах.

История группы «Гуляй Поле»

Как всё начиналось

В августе 1983 году. Владимир Бойко и Юрий Городецкий познакомились на репетициях агитбригады Кубанского Госуниверситета, где они и составили костяк музыкального ансамбля (ВИА).

В 1984 году, создав свою группу (ансамбль) играли на танцах, свадьбах, а затем работали ресторанным ВИА.

Уже тогда были попытки написания собственных песен. В 1985 году, когда Юрия призвали в армию, В. Бойко присоединился к краснодарской группе "Транзит ".

В 1987 году. Ю. Городецкий, придя из армии, занялся рок-музыкой в составе одной из краснодарских рок-групп и стал одним из основателей краснодарского рок-клуба.

В 1988 году Ю. Городецкого также пригласили в группу "Транзит", в составе которой уже играл Владимир Бойко. Группа "Транзит" имела частично свой репертуар, написанный В. Бойко и Олегом Речистовым и в сентябре 1988 г. была приглашена участвовать в серии концертных программ во Дворце Спорта города Воронеж, главным участником которых был Вячеслав Добрынин.

Это знакомство изменило судьбу группы "Транзит".

Добрынин предложил совместную концертную работу и название своей старой группы — "ЧП ". Коллектив перебрался в Москву, на студиях Жарова и Бабенко было записано несколько своих и Добрынинских песен.

К лету 1989 года по ряду причин, совместная деятельность с Добрыниным закончилась, хотя дружеские отношения сохранились в полной мере. Во второй половине 1989 г. Юрий Городецкий работает у Владимира Асмолова , песни которого, может быть, некоторым образом повлияли на последующее творчество.

«Гуляй Поле»

В декабре 1989 г. В. Бойко и Ю. Городецкий записывают в полудомашних условиях несколько новых песен (некоторые из которых вошли в репертуар "Гуляй Поле". Это был совершенно новый тогда жанр, который только начинали разрабатывать такие исполнители, как Игорь Тальков , группа "Любэ" и Олег Газманов . В записи принимал участие также, Александр Егоров, который впоследствии, в 1993 г. присоединился к группе «Гуляй Поле». Пираты при этом быстро распространили запись по стране.

В начале 1990 года Ю. Городецкий с группой сопровождения успешно пробует новые песни на концертах, и в результате Бойко и Городецкого приглашают работать на "разогреве", набирающей тогда обороты, группы "Любэ ". Инициатором этой идеи был Олег Головко , директор группы "Любэ" и старый друг Игоря Матвиенко .

В ноябре 1990 г. к Бойко и Городецкому присоединяются ещё три музыканта, один из которых нынешний барабанщик группы «Любэ» - Александр Ерохин , и появляется название "Гуляй Поле ".

Начинается запись первого альбома "Бродяга " (декабрь 1990 - май 1991), изданного огромным тиражом фирмой "Мелодия ".

Продолжается совместная концертная деятельность с "Любэ" (ноябрь 1990 - апрель 1993). Группу приглашают во многие, наиболее популярные в то время телепрограммы ("МузОбоз", "50/50 ", "Утренняя почта", "Утренняя звезда" и д.р.)

С сентября 1991 г. по август 1992 был записан второй альбом "Любо, братцы, любо ", где В. Бойко выступил уже как зрелый композитор, аранжировщик и звукорежиссёр.

В декабре 1992 года Алла Пугачёва, которой понравилась песня Владимира Бойко "В ночь, на праздник Рождества" приглашает "Гуляй Поле" открывать программу "Рождественские Встречи".

С лета 1993 года группа «Гуляй Поле» начинает вести самостоятельный образ жизни и базируется на студии Евгения Дроздова. К марту 1994 года Был записан третий альбом "Сибирь ", где очень гармонично влился "новый-старый" клавишник, аранжировщик и композитор Александр Егоров .

Весной 1994 года «Гуляй Поле» сочиняет и записывает Гимн газеты "Московский Комсомолец" (МК ), с которым успешно выступает на праздниках народной газеты. «Гуляй Поле» продолжает принимать участие во многих масштабных концертных и телевизионных акциях - (50-летие Победы , Юбилей "МК ", 850-летие Москвы и т.д.).

Весной 1994 года режиссером А. Никишиным снимается клип "Сибирь", который многократно и с успехом транслировался центральными каналами. «Гуляй Поле» много гастролирует.

Группа ведет много благотворительной концертной работы (ветераны ВОВ, "афганцы", госпитали, солдаты и сотрудники милиции).

В начале 1997 года появляется в свет новый альбом "По улочкам Арбата ".

Летом 1997 года кинорежиссёр Сергей Зезюльков снимает для группы клип песни Александра Егорова, написанной на слова Александра Шаганова "Гармошечка" с участием Владимира Толоконникова и шоу двойников . Эта была очень удачная, яркая и талантливая работа, некоторые телеканалы в течении нескольких лет транслировали этот ролик.

Летом 1999 года «Гуляй Поле» открывает в Лужниках Большой Московский Фестиваль Пива.

Осенью 2000 года компанией Иосифа Пригожина "NOX MUSIC " издаётся сборник лучших песен группы - "Гармошечка ", неоценимую помощь в продвижении которого, (как, впрочем, и двух последующих альбомов) оказал Александр Митюков.

В 2001 году в группу приходит новый бас-гитарист, старый приятель В. Бойко и Ю. Городецкого - Владимир Глоба, а Бойко и Городецкий записывают одну из своих самых красивых песен - " Талисман ".

Группу приглашают участвовать в многочисленных фестивалях («Золотой Шлягер», «Виктория», «Звёздный Дождь», «Южные Ночи», «Славянский Круг » и др.). «Гуляй Поле» становится членом международного Детектив Клуба . Издаётся сборник лирических песен (баллад).

С 2005 года в коллективе новый барабанщик - Александр Маевский.

Группа продолжает участвовать во многих теле - и больших концертных программах. Примечательно неоднократное участие «Гуляй Поле» в концертах памяти Владимира Высоцкого и акциях посвященных Юрию Визбору в Кремлёвском Дворце и Лужниках.

Очень удачной работой стала записанная группой песня Ю. Визбора "Зима будет большая " в великолепной аранжировке Владимира Бойко.

«Гуляй Поле» много работает благотворительно : для ветеранов, медиков, раненых бойцов, солдат-срочников, курсантов, милиции и т. д. Показательно участие группы в акции "Вечно в строю ", проводимой для семей погибших милиционеров, сотрудников спецслужб, солдат и офицеров, а также многочисленные выступления в программах благотворительного фонда "Петровка -38 ". Группа постоянно участвует в акциях "Вахты Памяти ", в том числе в полевых условиях, на раскопках останков советских солдат, погибших на полях боёв Великой Отечественной Войны.

К 60-летию Победы был издан альбом с одноимённым названием и заглавной песней - Победа. На конкурсе песен военной тематики , проводимым первым телеканалом, и посвященном 65-летию Великой Победы, песня "На войне, как на войне ", написанная совместно с Михаилом Таничем , заняла 12-е место из семи с лишним тысяч песен , участвовавших в конкурсной программе. На сегодняшний день готов материал для нового альбома, а также видеоматериал для DVD - сборника.

Программа концертных выступлений коллектива очень зрелищна, универсальна и может прекрасно вписываться, как в веселые народные гуляния, так и в серьезные тематические мероприятия.

Голос солиста Владимира Бойко, как выразился Олег Митяев , имеет свою, ни с кем не сравнимую харизму и обаяние. Веселая, праздничная энергетика на концертах гармонично чередуется с лирикой, патетикой и динамизмом.

Около десятка композиций группы "Гуляй Поле" - стали хитами, узнаваемы и любимы в народе. Группа имеет многочисленные награды, среди которых, юбилейная медаль "65 лет Великой Победы ", орден Св. В. Кн. Дмитрия Донского и Св. Пр. Игумена Сергия Радонежского , а также многочисленные дипломы, грамоты и благодарности.

Выступления и песни группы получили высокую оценку многих известных деятелей культуры, прессы, политиков, а самое главное - простых людей.

Добрую оценку россиян.