У истоков рода человеческого этапы становления человека. Cервис сравнения онлайн кредитов в Украине

Человеческое общество и природные сообщества ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗУМА В этой борьбе побеждали те, кто мог более успешно обеспечить свое существование в условиях природной среды. Самое древнее орудие труда из камня – 2, 5 – 3 млн. лет в Восточной Африке. Изготовлять орудия могут только существа с зачатками разума. Животные могут только использовать их. Разум можно объяснить: действием природных законов эволюционного развития; межвидовой борьбой за существование.

Эволюция человека Формирование зачатков социального поведения Способность к обучению выделила человека, который передавал опыт из поколения в отличие от животных, которые не могли этого. Объединяясь в стада, первобытные люди могли защищать себя и детей. В межвидовой борьбе побеждали те, у кого были способности к коммуникации и согласованию действий. Оформление речи усложнило структуру мозга. Появилась способность к абстрактному мышлению. Каждая ступень эволюции человека связана с: развитием мозга и совершенствованием орудий труда.

Нижний палеолит Каменный век Средний палеолит до 45 – 40 тыс. лет назад Верхний палеолит Палеолит до 100 тыс. лет назад до 12 – 10 тыс. лет назад Мезолит Неолит Халколит до 8 тыс. лет назад до 5 тыс. лет назад (меднокаменный век) до вт. полов. 4 тыс. до н. э. Ранняя бронза Железный век Средняя бронза перв. полов. 2 тыс. до н. э. Поздняя бронза Бронзовый век 3 тыс. до н. э. вт. полов. 2 тыс. до н. э. С начала 1 тыс. до н. э. и до современности

Ледниковый период Миндел ь Рисс Вюрм Гюнц Архантропы и палеоантропы, в конце Рисса – появление кроманьонцев (Homo sapiens); расселение человека в Африке, Азии, Европе; появление рас. Неолитическая революция: переход к производящему хозяйству; зарождение древнейших цивилизаций Востока и Запада

Питекантроп Жил около 1, 5 млн. лет назад. Отличительными чертами были низкий лоб, развитые надбровные дуги, массивные выступающие вперед челюсти.

Суровое испытание послужило стимулом раскрытия скрытых возможностей развития человека. Люди научились обрабатывать камень, кость и шкуры животных, добывать огонь и многое другое. Появляется речь и зачатки религиозных представлений. На смену виду homo habilis приходит вид homo sapiens (человек разумный).

Основные расы людей Расовые признаки многообразны: пигментация кожи, разрез глаз, волосяной покров, рост, группы крови и т. д. НЕГРОИДНАЯ РАСА (пигментация кожи, курчавые волосы, слабый рост бороды и усов) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА (мягкие волосы, выступающий нос) МОНГОЛОИДНАЯ РАСА (разрез глаз, скулы, прямые волосы) ОКЕАНИЧЕСКАЯ РАСА (сочетание негроидных и европеоидных черт) Основные расы неоднородны. На границах проживания основных рас сложились переходные расовые группы (мулаты).

Человек осваивает свою планету ЭПОХА МЕЗОЛИТА (с 20 по 9 – 8 тыс. до н. э. ледники отступают) Возникновение веры в приметы, фетишизм. Возникновение похоронных ритуалов и веры в высшие силы. Появление шаманов, жрецов. Численность населения – 10 млн. чел. Присваивающий тип хозяйства – охота, собирательство, рыбная ловля. Проникновение человека в Америку и Австралию. Наступление нового этапа в познании мира: наскальная живопись, обряды магии – АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Наибольшая загадка: сам человек с его развитием интеллекта.

К концу каменного века люди, прошедшие суровую проверку на выживание в течение нескольких десятков тысяч лет многому научились. Настоящего искусства добились люди в изготовлении орудий труда Они научились сверлить и шлифовать камень, создавать орудия миниатюрной точности.

Человек открыл свойство глины и научился создавать керамическую посуду. Он изобрел ткацкий станок и научился ткать полотно и шить одежду.

ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2, 5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии III тыс. до н. э. - V век н. э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе ВАРВАРСТВО Земледелие скотоводство Возникновение частной собственности и социального неравенства ДИКОСТЬ Собирательство охота ГР ЕС С -1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПР О Льюис Морган (1818 ЦИВИЛИЗАЦИЯ Государство письменность города классовое общество Жан Кондорсе (1743 -1794)- французский философ, родоначальни к теории ПРОГРЕССА Прогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Феодальная формация: феодалы и с зависимые крестьяне ес гр Рабовладельческая формация: ро рабовладельцы и рабы Первобытнообщинная формация П К. Маркс «Революции – локомотивы истории»

Первобытная эпоха в истории человечества 2, 5 млн. л. н. – 5 тыс. л. н. ПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Первобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государств

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным» ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens) Антропос – человек Генезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества.

Какие существуют теории происхождения человека? ТЕОРИИ Религиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ) Человек создан БОГОМ Естественно-научные теории ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Человек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИ Люди произошли от особого вида человекообразных обезьян Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения

Религиозная (креационная) теория Человек СОЗДАН БОГОМ Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. " Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…» Библия. Книга Бытия. 1 -26 2: 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле - разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добру ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т. д.

Религиозная (креационная) теория Василий Великий - христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (19151999) – епископ православ ной церкви в Америке Григорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Д. Сысоев «Летопись начала» А. Кураев «Школьное богословие» «Православие и эволюция»

Эволюционная теория Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле ТИП – хордовые КЛАСС – млекопитающие ОТРЯД – приматы СЕМЕЙСТВО – гоминиды РОД – люди ВИД – человек разумный HOMO SAPIENS

Основные факторы эволюции Чарльз Дарвин – основатель теории эволюции (дарвинизма) 1859 г. Происхождение видов путем естественного отбора» 1871 «Происхождение человека и половой подбор»: сходство и родство человека и человекообразных обезьян. Основные факторы эволюции – борьба за существование и естественный отбор (дарвинизм). Механизм эволюции – генетические мутации (неодарвинизм) Чарльз Дарвин 1809 -1882 «Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов» . А. Кураев «Православие и эволюция»

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития Борьба за существование (видовая и межвидовая) и естественный отбор Появление речи, абстрактного мышления, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ накопление знаний, совершенствование орудий труда Умение изготавливать орудия труда – основное отличие человека от животных ЧЕЛОВЕК

«Труд сделал из обезьяны человека» Постепенное совершенствование орудий труда способствовало развитию речи и мышления Фридрих Энгельс (1820 -1895) – немецкий философ, автор работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Что такое антропогенез и антропосоциогенез? Почему человек – это биосоциальное существо? Какие существуют теории происхождения человека? В чем суть креационной теории? Кто является автором теории эволюции? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Что означает выражение «труд сделал из обезьяны человека» ?

Основные этапы развития человека. Предки человека Кроманьонец 40 тыс. лет назад Неандерталец Человек 600 -35 тыс. л. н. Австралопитек умелый прямоходящий (южная обезьяна) 4 млн. лет назад Палки и острые камни 2, 5 млн. лет ПИТЕКАНТРОП назад 1 млн. лет назад Грубо обработанные камни 100 тыс. л. н. 200 -300– тыс. л. н. ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) – древнекаменный век НЕОЛИТ X тыс. л. н. МЕЗОЛИТ XХ -X тыс. л. н.

Периодизация первобытной эпохи ЭНЕОЛИТ меднокаменный век НЕОЛИТ – X- IX тыс. л. н. МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л. н. ПАЛЕОЛИТ 2, 5 млн. л. н. - XII тыс. л. н. Нижний, средний, верхний Грубые (нешлифованные) каменные орудия труда Родовая община собирательство, охота, рыболовство Человеческое стадо

Расы РАСЫ - это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens. ЕВРОПЕОИДНАЯ МОНГОЛОИДНАЯ НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями - цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Какие регионы являются прародиной человечества? В чем главное отличие древнейших людей от животных? Назовите человекоподобных предков людей. Что такое палеолит, мезолит и неолит? Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? Что такое расы?

Человек осваивает планету МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – изменение природных условий, ледник отступает, становятся доступными для заселения новые территории 25 тыс. л. н. 20 тыс. л. н.

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла? Религия – вера в существование высших сил и поклонение им Религия возникла из страха первобытных людей перед силами природы Религия – это важнейшая духовная потребность человека «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ 1) АНИМИЗМ – вера в душу и духов 2)ФЕТИШИЗМ Похоронный обряд 3) ТОТЕМИЗМ 4) МАГИЯ Магический обряд

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Жрецы (шаманы, колдуны) играли большую роль в жизни первобытных племен

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Палеолитические Венеры

Вопросы На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? 2. Что такое религия? Как ученые объясняют ее появление? 3. Когда в человеческом обществе зарождается религия и искусство? Какая связь существует между ними? 4. Назовите первобытные формы религии. 1.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н. Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии ПРИЧИНЫ 1. Потепление климата 2. Исчезновение крупных животных (мамонтов) 3. Рост численности населения 4. Усовершенствование орудий труда и оружия 5. Истребление многих видов животных ПОСЛЕДСТВИЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Возникновение земледелия и скотоводства Отделение ремесла от сельского хозяйства Появление обмена и торговли Переход о матриархата к патриархату Появление собственности Переход от родовой общины к соседской Усиление неравенства Создание предпосылок для возникновения ГОСУДАРСТВ Какое значение имела неолитическая революция?

Тема 2. У истоков рода человеческого

Тип урока

урок-путешествие

Цель урока

сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: "С чего началась история человека?"

Задачи урока

    очертить исторические рамки Древнего мира

    дать понятие о термине "исторические источники" и об основных их видах

    развить воображение учеников

    научить класс черпать информацию из видеоматериалов

    научиться правильно исчислять историческое время

План урока

    Приветствие и мотивация

    Изучение нового материала

    Закрепление выученного материала

    Домашнее задание

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут:

Называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;

Правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;

Объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;

Приводить примеры исторических источников, цивилизаций;

Высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.

Оборудование

  • иллюстрации к теме

    видеопроектор

    презентация на тему "Исторические источники"

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы.

Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему "Исторические источники", дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.

Прием 2. Проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, "потрепанные", раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями - вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют "стоянками" первобытного человека.

Пещера - глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг - вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель - это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия - кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня...

Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется "Каменной эпохой".

Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень - помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?

Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи - повелители?... Тотемы?...

Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника... На ровной плоскости каменной стены - отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены - вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена - стремительные олени и косули. А в глубине пещеры - фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.

Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.

Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах - чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.

Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.

Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.

Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька - это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.

Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека - в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.

В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.

Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: "Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.

Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.

Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.

Летоисчисление

На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I - в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.

Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. - 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:

1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;

3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.

Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.

Юлий Цезарь

В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.

Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в.- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) - 9 марта.

Термины и понятия

Древний мир - термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима - 753 год до Христа.

Первобытное общество - длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация - человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Закрепление выученного материала

1. Что такое исторические источники?

2. Какие виды исторических источников бывают?

3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.

4. Что такое цивилизация?

5. Что такое древний мир?

6. Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?

7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию "первобытное общество"?

Домашнее задание

    Изучить материал с помощью учебника

    Нарисовать иллюстрацию к теме

    Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель инициирует дискуссию на тему "Роль первобытного общества в формировании цивилизации"

Материал для использования учителем

1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation

2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. - 2011

3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. - 2010

Использованные источники

    Повторительно-обобщающий урок

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

У истоков рода человеческого. Презентация по теме «Древнейшие люди» Выполнила Колесникова В.И. Учитель истории МОУ Теплинская ООШ Этапы становления человека ПАЛЕОЛИТ (от палео... и греч. lithos - камень), древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Разведение огня. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н. э. Важнейшим достижением палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно Каменный наконечник с «ножкой». Ср. палеолит. В завершении эпохи раннего палеолита наступил период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Многие стада первобытных охотниковнеандертальцев не смогли приспособиться к новым природным условиям. К концу раннего палеолита (примерно 20-30тыс. лет до н.э.)неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Эпоха Мезолита МЕЗОЛИТ (от мезо... и греч. lithos - камень), средний каменный век, переход от палеолита к неолиту (ок. 10-го - 5е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Мезолит иногда называют также протонеолитом (от греч. protos - первый и неолит) или эпипалеолитом (от греч. epi - после и палеолит). Пример сложного орудия. Мезолит охватывает период с XX по IX-VIIIтыс. до н.э. природные условия в это время становятся благоприятнее, становятся доступными для заселения новые территории. Численность населения не превышает 10 млн. чел. Примерно в эту эпоху человек впервые проник на американский континент и в Австралию. В эпоху мезолита зарождается и получает широкое Танец. Роспись Лльейда. Испания. «Каменная газета». Аризона. Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света. Относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены и потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники - медведи, львы. Росписи на горном плато. Тассоли-Аджер, Алжир. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными - от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа и полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение. Композиция в пещере Ласко Сражающиеся лучники Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипцовые музыкальные инструменты. Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения Эпоха Неолита НЕОЛИТ (от нео... и греч. lithos - камень), новый каменный век, период (ок. 8 - 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего Первобытные орудия труда хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Малая статуэтка мамонта из глины Переход к земледелию и скотоводству. Время неолитической революции, знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.