Ирина Дорофеева: «Я рвала отношения с сильными мира сего» - Салiдарнасць. Певица Ирина Дорофеева: Никогда не хотела быть придворной артисткой Ирина дорофеева личная жизнь

Ирина Дорофеева… Смешанное чувство вызывает у меня эта певица. Она словно красная линия, по которойпроходит граница пристрастий моих соотечественников. Не только музыкальных, но и иных, окрашенных во вполне определенную цветовую гамму. И потому получается, что Беларусь у нас с ней разная. Хотя и одна и та же, и половину её мы изъездили с благотворительными концертами.

Странно все получается… Я называю это правилами игры, по которым надо жить белорусскому исполнителю, чтобы гладко вписываться в государственные концерты в поддержку. Получать звания, благодарности и представительные делегации, обнаруживающие интерес к твоему творчеству.

Пожалуй, Ира преуспела в этом лучше других. Она теперь лицо страны. Доброе, симпатичное, но для меня неизменно задрапированное в сине-васильковый народный костюм, словно сошедший с глянцевых открыток, напечатанных для заезжих туристов.

Товар на экспорт, который мы почему-то используем для потребления внутри. И от этого парадокса у нас изжога и устойчивый позыв к чему попроще и поближе. Хоть убей, не привязывается ко мне ни одна дорофеевская песня и с утра в голове крутится кто угодно - Михалок, Шаркунова, Вронская, даже «Топлесс», но только не лицо страны…

Не дорос, не осознал?

Ира, почему тебя нет на сайте «Одноклассники»? Сейчас злободневная тема - многие исполнители используют его для поднятия своей популярности, ревностно сравнивая количество друзей и одобрительных записей на своих форумах…

У меня элементарно нет времени, чтобы висеть еще и на этом сайте. Хватает того, что читаю о себе на других.

- Представляю, что о тебе пишут…

Хорошего, думаю, все равно больше, чем плохого. Я вообще на глупые выходки и высказывания стараюсь не реагировать. Делаю вид, что не слышу этого и не вижу.

- Трудно держать себя в руках?

Думаю, не труднее чем тем, кто меня провоцирует. Они же только это и ждут, чтобы я ввязалась в драку. Но такого удовольствия никому доставлять не собираюсь.

- А жаль… Тема «Дорофеева - лицо Беларуси» вызывает большой прилив энтузиазма у твоих коллег по цеху.

Но разве в этом есть что-то плохое, когда товарищи по сцене высказывают мнения на сей счет? С удовольствием, пусть и не самым большим, прочитаю их в прессе.

Другое дело, я не могу позволить себе комментировать чужие высказывания и обсуждать своих коллег. В Беларуси не так много профессиональных артистов, нам поддерживать надо друг друга. Тем более мне в моем статусе (улыбается).

- Слухи, что ходят в народе, тебя интересуют?

Ну и что говорят?

Как бы это лучше выразиться… Типа того, что ты с… Нет, пожалуй, лучше всего сказать, что у тебя есть некая особенная связь с нашим президентом…

Я могу не отвечать на этот вопрос. Имею право, да?

Оно-то конечно так, да после этого народ еще крепче уверует в силу слуха. «Так, а что ей отвечать-то, если и так все ясно?» Эх, право, как славно было бы, если бы ты р-раз и на него ответила… Вот так вот коротко и наотмашь…

Думаю, что наш президент очень талантливый и умный руководитель и неслучайно пришел ко мне в студию, чтобы лишний раз подчеркнуть значимые и видные достижения, ибо…

Ира, все это мы уже слышали и читали.. Ты расскажи, как на самом деле все бывает. Ведь в этом, по существу, ничего такого нет… Даже и позавидовать тебе бы многие белорусские женщины смогли… Дама сердца мужчины номер 1 - это жесть.

Ну что за глупости ты говоришь…

Согласен. Похоже, у нашего президента дети вообще появляются путем непорочного зачатия. Во всяком случае, никто официально не может сказать, кто мама его третьего сына…

А тебе, собственно, какое дело?

Интересно. До какого-нибудь Саркози, скажем, мне дела нет. К французам только одна претензия - чтобы нашу Герасименю к себе не увезли после Олимпиады. А вот насчет своего президента я всегда интересуюсь.

Но есть какие-то границы, согласись…

Согласен. Кстати, по этому поводу к тебе следующий вопрос. Как расцениваешь тот факт, что статья в неизвестной никому московской газете о грядущей свадьбе Путина и Кабаевой вызвала ажиотаж мирового информационного уровня? Гораздо более сильный, чем победа той же Алины на Олимпиаде или назначение Владимира Владимировича новым премьером. Почему народ так зажигается от подобных новостей?

Может быть потому что людям хочется обсуждать житейские темы, личную жизнь… А у меня сугубо положительный образ. Вообще-то надо придумать что-то эдакое…

Так я ж и предлагаю из сугубо патриотических, прошу заметить, соображений. Например, смотри, я как бы спросил, а ты как бы…

Нет, Сережа, я не такая…

Ну ясно - старая песня. Знаешь, мне кажется этот образ сугубо положительной «шчырай», как у нас говорят, героини, надоел и самой Ирине Дорофеевой.

Я могу быть разной - если надо, то и жесткой. Были в жизни и достаточно принципиальные решения, когда я рвала отношения с сильными мира сего. Говорила то, что думаю и чувствую. Возможно, им было это неприятно слышать, но что поделать, если это правда.

Бывало, не очень тихо уходила из каких-то музыкальных коллективов и или заходила, открыв дверь ногой, если считала это нужным.

- А ты во многие кабинеты можешь зайти, открыв дверь ногой?

Мне это сейчас и не нужно на самом деле.

- Ну да, со статусом - лицо Беларуси многие вопросы легко решаются сами по себе…

Знаешь, за столько лет работы я заслужила столько уважения, что со мной можно и встретиться и без всяких статусов.

- Как вообще родилась эта идея - назначить тебя лицом страны?

Ни для кого не секрет, что 13 февраля минувшего года Александр Григорьевич посетил нашу студию, и у него родилась такая идея. Что на каком-то этапе молодые артисты должны продвигать имя нашей страны своими песнями. Нужно ведь не только в Беларуси выступать, но еще и интегрироваться в ближнее и дальнее зарубежье.

- Почему именно ты стала лицом?

Наверное, на этот вопрос ответят и мои песни, и тот вклад, который я внесла в белорусскую музыкальную культуру.

Раньше к нам не было такого внимания, особенно со стороны чиновников. Скажем, есть статусные артисты - «Песняры», «Верасы», «Сябры», а молодежь много лет упирается, бьется и остается незамеченной - та же Инна Афанасьева, например. И народ помаленьку начинает переживать - какие еще надо устроить концерты, чтобы дали звание заслуженной артистки.

А я получаюсь первопроходцем… Нас ведь раньше в зарубежные поездки не брали!

- А что, у вас есть поездки за рубеж? В Венесуэлу, что ли?

Ну не только… По странам СНГ - часто приходят письма в Министерство культуры,приглашают к себе…

Это как назад в будущее. И звания и расположение министерства культуры - мне почему-то кажется, что в современной жизни эти мерила популярности исполнителя должны отсутствовать. Есть талант - сможешь прокормить себя сам. «Ляпис Трубецкой» неплохо зарабатывает и без правительственных концертов. Да и прогибаться не надо.

Так и я себя неплохо чувствую. Просто у каждого свой творческий имидж. Все не должны передвигаться строем и в одном направлении.

Но мне кажется, что как раз тебе и приходится так ходить. День единения - на сцену, день объединения - на сцену, день милиции - туда же.

Поверь, во всех выступлениях есть наша инициатива, и никто нас никуда не загонит без нашего согласия.

- Тебя прельщают западные площадки?

Конечно. Как и любого артиста.

- Все стремятся на «Евровидение» - это что, самый прямой туда путь?

Эта вещь меня уже не интересует. Переболела. Даже смотреть неинтересно.

Отчего такой уничижительный комментарий к нашему отбору? Кажется, ты в нем пару раз неудачно участвовала… Да и в «Серебряном граммофоне» лавров, прямо скажем, не снискала…

Все эти белорусские отборы чрезвычайно субъективны, и ты сам это знаешь. Насчет голосования тоже сильно сомневаюсь. В таких ситуациях люди очень часто не дозваниваются. Я имею в виду «Евровидение».

Что касается «Серебряного граммофона», то вообще нечего обсуждать. Там все было понятно с самого начала - но у меня напрочь отсутствовало желание собирать специальную команду людей, которая каждую неделю станет старательно посылать sms в точно установленное время. ОНТ само ведь в итоге от этого голосования отказалось.

- Ну а почему команду не собрать и не сразиться в честном бою с более изобретательными конкурентами?

А смысл? Это ведь никак не влияет на любовь и признание у людей. Если кто-то месяцами лидировал в хит-параде, это совсем не означает, что на его концерты ходят люди. Утешать же таким образом свое самолюбие - по-моему, это занятие для начинающих музыкантов.

Наших артистов сближает, когда кто-то из них побеждает на белорусском отборе и едет потом на финальный тур Евровидения? Вы болеете за него?

К сожалению, люди так устроены, что когда один из них возвышается над массой, то внутри остается осадок. Но я рада, что переросла этот момент ревности. Наверное, стала старше и мудрее. И сейчас вместе со своим продюсером выбрала тактику поддержки начинающих артистов. Давайте дружить, помогать пробиться, выйти на какую-то ступень. Например, за Руслана Алехно я искренне болела - он отличный парень и…

- Про него, кстати, тоже сказали, что была предрешена еще с самого начала…

Ну и что в этом плохого?

А что в этом хорошего? Почему-то всегда, когда нам надо кого-то выбирать, уже известно заранее, кто победит… На первом отборе вне конкуренции была Подольская, но кто-то решил, что надо попробовать сельский вариант. Не прокатило…

Однозначно говорить о дуэте «Александра и Константин» трудно. Мне, например, показалось, что в их песне было больше каких-то ирландских напевов, чем наших. И ещехочется, чтобы на «Евровидении» у белорусских исполнителей хоть немного присутствовал национальный колорит - в звучании инструментов, языке, одежде, хоть чем-то, но отличались. Глупо пытаться петь как негры и так же глупо надеяться, что мы сделаем это лучше.

- Какое еще есть замечание по нашей эстраде?

Народ предпочитает идти по пути удешевления. Мол, лучше мы не будем брать на концерт балет и музыкантов. Зачем с кем-то делиться деньгами, заработаем все сами, любимые и талантливые. Но я таких людей не понимаю - все, кто помогает производить тебе качественный музыкальный продукт, должны и получать адекватно.

Лицу страны хорошо - оно обласкано властью, госзаказами и зарубежными гастролями, а другим представителям творческого цеха как сыскать хлеб насущный?

Так пусть работают. Пиарятся. Почему я должна думать за всех? Мне в жизни ничего с неба не падало…

Беседа грозила пойти на второй круг, и тут очень кстати к нам присоединился продюсер Дорофеевой Юрий Савош.

Не знаю, о чем вы говорили, но не сомневаюсь, что обсуждали тему «лица Беларуси» - она сейчас всех журналистов интересует. На самом деле Ирина готова была стать им еще 5 лет назад, когда записала свои 150 песен о белорусском народе, родине, на родном языке, о вещах, которые помогли ей сформироваться…

Человек вложил всю энергию и творчество в свою страну. Так же когда-то сделал и Владимир Мулявин. Но у него последователей не оказалось…

У нас вообще парадоксальная ситуация - мы напрочь игнорируем своё и преклоняемся перед какой-нибудь Бритни Спирс.

Так давайте экспортировать Иру на запад. Или это не вы сами решаете, а какие-то специально обученные люди? Возможно, из администрации президента?

Чтобы Иру экспортировать, надо вложить огромные средства. Думаю, десятки миллионов долларов.

Для благородной цели - показать Западу, что мы честные, чистые душой и вдобавок хорошо поём - сумма небольшая.

Ну а кто будет этим заниматься? Частный капитал? Вряд ли. За пределами страны эти деньги в Беларусь не возвращаются. Если говорить о государственных средствах, то их лучше вложить в трактор «Беларус».

- Так приятно, что вы думаете о лучшем использовании народных денег, но карты-то у вас в руках…

Ну, какие карты? Слоган «лицо Беларуси» к Ире прикрепили журналисты. Пока в это верили только мы, он существовал лишь в нашем окружении. Когда поверили другие, он шагнул в массы. Разумеется, не без участия главы государства.

Все наши инициативы - это собственные контакты. Почему, скажем, возник проект с лицом Ирины на продукции кондитерской фабрики «Слодыч»? Появляется идея - мы друг другу ничего не платим, но создаем нечто такое, что интересно и вам, и нам. Вот и сотрудничаем.

Получается «лицо Беларуси» - это любительская акция, вами же и придуманная? А мы-то, дураки, поверили, что это только начало… Что потом - дай срок с портретом Дорофеевой начнут выходить велосипеды, холодильники, самосвалы и т.д.

Для нас главное, чтобы выходили новые песни.

Народу немного другое надо. Я очень люблю Иру, но ее песни про реченьки и зязюленьки нравятся мне не очень сильно…

Дорофеева: Просто ты не дорос еще.

Савош: Мы никогда не ставили вопрос так - давайте вырежем лицо Дорофеевой и вставим его куда-то. Лицо Беларуси - это только ее творчество. Не ноги, не фигура и не грудь.

- А на фигуре Иры я бы сделал акцент… Ничего такая…

Савош: Может быть, кто-то мечтает, чтобы получилась принцесса, но для этого должна быть другая работа. Не наша.

Для этого парламенту надо принять закон. Скажем, как во Франции. На какой-то период они всегда устанавливали национальную героиню. Катрин Денев, Мирей Матье… Сейчас какая-то молоденькая девушка - супермодель, я про это читал в газете. И под эту программу выделяются бюджетные деньги.

- А когда Александр Григорьевич приезжал, вы ему эту тему не рассказали?

Зачем? Мы об этом и не мечтаем.

- Любая нормальная женщина мечтает стать героиней, разве не так?

Дорофеева: Матерью - героиней…

Так получается, вы не настоящие герои?

Дорофеева: Время расставит все на свои места, не переживай. Мне еще рано говорить об этом.

Так вот что я вам скажу - украли вы у людей мечту. Даже те, кто к вам плохо относился, все равно восхищались тем, как ловко Дорофеева и Савош все устроили. А выясняется - «дайте нам денег на творчество» и никаких новых и захватывающих историй для тех, кто вами уже было озаботился со стороны критического конструктивизма. Скучно, братцы…

Савош: Если за эту тему взяться, то над вылепливанием подобного барельефа надо корпеть с утра и до вечера. У нас на это точно нет времени. На сегодняшний день Ира записала 200 песен. Надо успеть еще 300. Пока у нее молодая и хорошая энергия.

- Жуткий какой у вас план… А потом-то что?

Савош: Потом будем нянчить своих внуков. А они будут петь Ирины песни.

Не знаю, почему-то не манит меня эта перспектива, тревожно мне за наших внуков. На прощание лицо Беларуси протягивает мне свой новый диск, который вот-вот появится на прилавках музыкальных магазинов. «Послушай и сам убедись, что в этих песнях другая, не совсем привычная Дорофеева».

Я слушаю. Честно и прилежно. А потом все-таки ставлю Шаркунову.

«Бежать», «Утонем», «Сорваться и вниз» - в одних только названиях песен восходящей звезды белорусской эстрады при желании можно услышать миллион пессимистических ноток и призыв черт знает к чему, но отчего-то ее песни поселяются в моем сердце легко и надолго. Они понятны, просты и, кажется, написаны про Шаркунову точно так же, как про любого из нас. Вместе с ней мы удивимся, заплачем, испугаемся и от души порадуемся удаче - большой любви, которую Аня в чисто женском чувственном порыве не постесняется выставить напоказ. Ей легко - она не Лицо и, надеюсь, никогда им не станет.

Наши символы эпохи - бездушные полубоги, человеческие слабости которых охотно скрывают продюсеры и пресс-службы. Они должны нас куда-то вести, выпускать умные декреты, давать положительные интервью и стахановскими темпами записывать новые песни о старом.

Они невероятно искренни в своем неустанном желании светить 24 часа в сутки, и это их единственное человеческое чувство, которое мы безоговорочно примем на веру…

Ирина Дорофеева… Смешанное чувство вызывает у меня эта певица. Она словно красная линия, по которойпроходит граница пристрастий моих соотечественников. Не только музыкальных, но и иных, окрашенных во вполне определенную цветовую гамму. И потому получается, что Беларусь у нас с ней разная. Хотя и одна и та же, и половину её мы изъездили с благотворительными концертами.

Странно все получается… Я называю это правилами игры, по которым надо жить белорусскому исполнителю, чтобы гладко вписываться в государственные концерты в поддержку. Получать звания, благодарности и представительные делегации, обнаруживающие интерес к твоему творчеству.

Пожалуй, Ира преуспела в этом лучше других. Она теперь лицо страны. Доброе, симпатичное, но для меня неизменно задрапированное в сине-васильковый народный костюм, словно сошедший с глянцевых открыток, напечатанных для заезжих туристов.

Товар на экспорт, который мы почему-то используем для потребления внутри. И от этого парадокса у нас изжога и устойчивый позыв к чему попроще и поближе. Хоть убей, не привязывается ко мне ни одна дорофеевская песня и с утра в голове крутится кто угодно - Михалок, Шаркунова, Вронская, даже «Топлесс», но только не лицо страны…

Не дорос, не осознал?

Ира, почему тебя нет на сайте «Одноклассники»? Сейчас злободневная тема - многие исполнители используют его для поднятия своей популярности, ревностно сравнивая количество друзей и одобрительных записей на своих форумах…

У меня элементарно нет времени, чтобы висеть еще и на этом сайте. Хватает того, что читаю о себе на других.

- Представляю, что о тебе пишут…

Хорошего, думаю, все равно больше, чем плохого. Я вообще на глупые выходки и высказывания стараюсь не реагировать. Делаю вид, что не слышу этого и не вижу.

- Трудно держать себя в руках?

Думаю, не труднее чем тем, кто меня провоцирует. Они же только это и ждут, чтобы я ввязалась в драку. Но такого удовольствия никому доставлять не собираюсь.

- А жаль… Тема «Дорофеева - лицо Беларуси» вызывает большой прилив энтузиазма у твоих коллег по цеху.

Но разве в этом есть что-то плохое, когда товарищи по сцене высказывают мнения на сей счет? С удовольствием, пусть и не самым большим, прочитаю их в прессе.

Другое дело, я не могу позволить себе комментировать чужие высказывания и обсуждать своих коллег. В Беларуси не так много профессиональных артистов, нам поддерживать надо друг друга. Тем более мне в моем статусе (улыбается).

- Слухи, что ходят в народе, тебя интересуют?

Ну и что говорят?

Как бы это лучше выразиться… Типа того, что ты с… Нет, пожалуй, лучше всего сказать, что у тебя есть некая особенная связь с нашим президентом…

Я могу не отвечать на этот вопрос. Имею право, да?

Оно-то конечно так, да после этого народ еще крепче уверует в силу слуха. «Так, а что ей отвечать-то, если и так все ясно?» Эх, право, как славно было бы, если бы ты р-раз и на него ответила… Вот так вот коротко и наотмашь…

Думаю, что наш президент очень талантливый и умный руководитель и неслучайно пришел ко мне в студию, чтобы лишний раз подчеркнуть значимые и видные достижения, ибо…

Ира, все это мы уже слышали и читали.. Ты расскажи, как на самом деле все бывает. Ведь в этом, по существу, ничего такого нет… Даже и позавидовать тебе бы многие белорусские женщины смогли… Дама сердца мужчины номер 1 - это жесть.

Ну что за глупости ты говоришь…

Согласен. Похоже, у нашего президента дети вообще появляются путем непорочного зачатия. Во всяком случае, никто официально не может сказать, кто мама его третьего сына…

А тебе, собственно, какое дело?

Интересно. До какого-нибудь Саркози, скажем, мне дела нет. К французам только одна претензия - чтобы нашу Герасименю к себе не увезли после Олимпиады. А вот насчет своего президента я всегда интересуюсь.

Но есть какие-то границы, согласись…

Согласен. Кстати, по этому поводу к тебе следующий вопрос. Как расцениваешь тот факт, что статья в неизвестной никому московской газете о грядущей свадьбе Путина и Кабаевой вызвала ажиотаж мирового информационного уровня? Гораздо более сильный, чем победа той же Алины на Олимпиаде или назначение Владимира Владимировича новым премьером. Почему народ так зажигается от подобных новостей?

Может быть потому что людям хочется обсуждать житейские темы, личную жизнь… А у меня сугубо положительный образ. Вообще-то надо придумать что-то эдакое…

Так я ж и предлагаю из сугубо патриотических, прошу заметить, соображений. Например, смотри, я как бы спросил, а ты как бы…

Нет, Сережа, я не такая…

Ну ясно - старая песня. Знаешь, мне кажется этот образ сугубо положительной «шчырай», как у нас говорят, героини, надоел и самой Ирине Дорофеевой.

Я могу быть разной - если надо, то и жесткой. Были в жизни и достаточно принципиальные решения, когда я рвала отношения с сильными мира сего. Говорила то, что думаю и чувствую. Возможно, им было это неприятно слышать, но что поделать, если это правда.

Бывало, не очень тихо уходила из каких-то музыкальных коллективов и или заходила, открыв дверь ногой, если считала это нужным.

- А ты во многие кабинеты можешь зайти, открыв дверь ногой?

Мне это сейчас и не нужно на самом деле.

- Ну да, со статусом - лицо Беларуси многие вопросы легко решаются сами по себе…

Знаешь, за столько лет работы я заслужила столько уважения, что со мной можно и встретиться и без всяких статусов.

- Как вообще родилась эта идея - назначить тебя лицом страны?

Ни для кого не секрет, что 13 февраля минувшего года Александр Григорьевич посетил нашу студию, и у него родилась такая идея. Что на каком-то этапе молодые артисты должны продвигать имя нашей страны своими песнями. Нужно ведь не только в Беларуси выступать, но еще и интегрироваться в ближнее и дальнее зарубежье.

- Почему именно ты стала лицом?

Наверное, на этот вопрос ответят и мои песни, и тот вклад, который я внесла в белорусскую музыкальную культуру.

Раньше к нам не было такого внимания, особенно со стороны чиновников. Скажем, есть статусные артисты - «Песняры», «Верасы», «Сябры», а молодежь много лет упирается, бьется и остается незамеченной - та же Инна Афанасьева, например. И народ помаленьку начинает переживать - какие еще надо устроить концерты, чтобы дали звание заслуженной артистки.

А я получаюсь первопроходцем… Нас ведь раньше в зарубежные поездки не брали!

- А что, у вас есть поездки за рубеж? В Венесуэлу, что ли?

Ну не только… По странам СНГ - часто приходят письма в Министерство культуры,приглашают к себе…

Это как назад в будущее. И звания и расположение министерства культуры - мне почему-то кажется, что в современной жизни эти мерила популярности исполнителя должны отсутствовать. Есть талант - сможешь прокормить себя сам. «Ляпис Трубецкой» неплохо зарабатывает и без правительственных концертов. Да и прогибаться не надо.

Так и я себя неплохо чувствую. Просто у каждого свой творческий имидж. Все не должны передвигаться строем и в одном направлении.

Но мне кажется, что как раз тебе и приходится так ходить. День единения - на сцену, день объединения - на сцену, день милиции - туда же.

Поверь, во всех выступлениях есть наша инициатива, и никто нас никуда не загонит без нашего согласия.

- Тебя прельщают западные площадки?

Конечно. Как и любого артиста.

- Все стремятся на «Евровидение» - это что, самый прямой туда путь?

Эта вещь меня уже не интересует. Переболела. Даже смотреть неинтересно.

Отчего такой уничижительный комментарий к нашему отбору? Кажется, ты в нем пару раз неудачно участвовала… Да и в «Серебряном граммофоне» лавров, прямо скажем, не снискала…

Все эти белорусские отборы чрезвычайно субъективны, и ты сам это знаешь. Насчет голосования тоже сильно сомневаюсь. В таких ситуациях люди очень часто не дозваниваются. Я имею в виду «Евровидение».

Что касается «Серебряного граммофона», то вообще нечего обсуждать. Там все было понятно с самого начала - но у меня напрочь отсутствовало желание собирать специальную команду людей, которая каждую неделю станет старательно посылать sms в точно установленное время. ОНТ само ведь в итоге от этого голосования отказалось.

- Ну а почему команду не собрать и не сразиться в честном бою с более изобретательными конкурентами?

А смысл? Это ведь никак не влияет на любовь и признание у людей. Если кто-то месяцами лидировал в хит-параде, это совсем не означает, что на его концерты ходят люди. Утешать же таким образом свое самолюбие - по-моему, это занятие для начинающих музыкантов.

Наших артистов сближает, когда кто-то из них побеждает на белорусском отборе и едет потом на финальный тур Евровидения? Вы болеете за него?

К сожалению, люди так устроены, что когда один из них возвышается над массой, то внутри остается осадок. Но я рада, что переросла этот момент ревности. Наверное, стала старше и мудрее. И сейчас вместе со своим продюсером выбрала тактику поддержки начинающих артистов. Давайте дружить, помогать пробиться, выйти на какую-то ступень. Например, за Руслана Алехно я искренне болела - он отличный парень и…

- Про него, кстати, тоже сказали, что была предрешена еще с самого начала…

Ну и что в этом плохого?

А что в этом хорошего? Почему-то всегда, когда нам надо кого-то выбирать, уже известно заранее, кто победит… На первом отборе вне конкуренции была Подольская, но кто-то решил, что надо попробовать сельский вариант. Не прокатило…

Однозначно говорить о дуэте «Александра и Константин» трудно. Мне, например, показалось, что в их песне было больше каких-то ирландских напевов, чем наших. И ещехочется, чтобы на «Евровидении» у белорусских исполнителей хоть немного присутствовал национальный колорит - в звучании инструментов, языке, одежде, хоть чем-то, но отличались. Глупо пытаться петь как негры и так же глупо надеяться, что мы сделаем это лучше.

- Какое еще есть замечание по нашей эстраде?

Народ предпочитает идти по пути удешевления. Мол, лучше мы не будем брать на концерт балет и музыкантов. Зачем с кем-то делиться деньгами, заработаем все сами, любимые и талантливые. Но я таких людей не понимаю - все, кто помогает производить тебе качественный музыкальный продукт, должны и получать адекватно.

Лицу страны хорошо - оно обласкано властью, госзаказами и зарубежными гастролями, а другим представителям творческого цеха как сыскать хлеб насущный?

Так пусть работают. Пиарятся. Почему я должна думать за всех? Мне в жизни ничего с неба не падало…

Беседа грозила пойти на второй круг, и тут очень кстати к нам присоединился продюсер Дорофеевой Юрий Савош.

Не знаю, о чем вы говорили, но не сомневаюсь, что обсуждали тему «лица Беларуси» - она сейчас всех журналистов интересует. На самом деле Ирина готова была стать им еще 5 лет назад, когда записала свои 150 песен о белорусском народе, родине, на родном языке, о вещах, которые помогли ей сформироваться…

Человек вложил всю энергию и творчество в свою страну. Так же когда-то сделал и Владимир Мулявин. Но у него последователей не оказалось…

У нас вообще парадоксальная ситуация - мы напрочь игнорируем своё и преклоняемся перед какой-нибудь Бритни Спирс.

Так давайте экспортировать Иру на запад. Или это не вы сами решаете, а какие-то специально обученные люди? Возможно, из администрации президента?

Чтобы Иру экспортировать, надо вложить огромные средства. Думаю, десятки миллионов долларов.

Для благородной цели - показать Западу, что мы честные, чистые душой и вдобавок хорошо поём - сумма небольшая.

Ну а кто будет этим заниматься? Частный капитал? Вряд ли. За пределами страны эти деньги в Беларусь не возвращаются. Если говорить о государственных средствах, то их лучше вложить в трактор «Беларус».

- Так приятно, что вы думаете о лучшем использовании народных денег, но карты-то у вас в руках…

Ну, какие карты? Слоган «лицо Беларуси» к Ире прикрепили журналисты. Пока в это верили только мы, он существовал лишь в нашем окружении. Когда поверили другие, он шагнул в массы. Разумеется, не без участия главы государства.

Все наши инициативы - это собственные контакты. Почему, скажем, возник проект с лицом Ирины на продукции кондитерской фабрики «Слодыч»? Появляется идея - мы друг другу ничего не платим, но создаем нечто такое, что интересно и вам, и нам. Вот и сотрудничаем.

Получается «лицо Беларуси» - это любительская акция, вами же и придуманная? А мы-то, дураки, поверили, что это только начало… Что потом - дай срок с портретом Дорофеевой начнут выходить велосипеды, холодильники, самосвалы и т.д.

Для нас главное, чтобы выходили новые песни.

Народу немного другое надо. Я очень люблю Иру, но ее песни про реченьки и зязюленьки нравятся мне не очень сильно…

Дорофеева: Просто ты не дорос еще.

Савош: Мы никогда не ставили вопрос так - давайте вырежем лицо Дорофеевой и вставим его куда-то. Лицо Беларуси - это только ее творчество. Не ноги, не фигура и не грудь.

- А на фигуре Иры я бы сделал акцент… Ничего такая…

Савош: Может быть, кто-то мечтает, чтобы получилась принцесса, но для этого должна быть другая работа. Не наша.

Для этого парламенту надо принять закон. Скажем, как во Франции. На какой-то период они всегда устанавливали национальную героиню. Катрин Денев, Мирей Матье… Сейчас какая-то молоденькая девушка - супермодель, я про это читал в газете. И под эту программу выделяются бюджетные деньги.

- А когда Александр Григорьевич приезжал, вы ему эту тему не рассказали?

Зачем? Мы об этом и не мечтаем.

- Любая нормальная женщина мечтает стать героиней, разве не так?

Дорофеева: Матерью - героиней…

Так получается, вы не настоящие герои?

Дорофеева: Время расставит все на свои места, не переживай. Мне еще рано говорить об этом.

Так вот что я вам скажу - украли вы у людей мечту. Даже те, кто к вам плохо относился, все равно восхищались тем, как ловко Дорофеева и Савош все устроили. А выясняется - «дайте нам денег на творчество» и никаких новых и захватывающих историй для тех, кто вами уже было озаботился со стороны критического конструктивизма. Скучно, братцы…

Савош: Если за эту тему взяться, то над вылепливанием подобного барельефа надо корпеть с утра и до вечера. У нас на это точно нет времени. На сегодняшний день Ира записала 200 песен. Надо успеть еще 300. Пока у нее молодая и хорошая энергия.

- Жуткий какой у вас план… А потом-то что?

Савош: Потом будем нянчить своих внуков. А они будут петь Ирины песни.

Не знаю, почему-то не манит меня эта перспектива, тревожно мне за наших внуков. На прощание лицо Беларуси протягивает мне свой новый диск, который вот-вот появится на прилавках музыкальных магазинов. «Послушай и сам убедись, что в этих песнях другая, не совсем привычная Дорофеева».

Я слушаю. Честно и прилежно. А потом все-таки ставлю Шаркунову.

«Бежать», «Утонем», «Сорваться и вниз» - в одних только названиях песен восходящей звезды белорусской эстрады при желании можно услышать миллион пессимистических ноток и призыв черт знает к чему, но отчего-то ее песни поселяются в моем сердце легко и надолго. Они понятны, просты и, кажется, написаны про Шаркунову точно так же, как про любого из нас. Вместе с ней мы удивимся, заплачем, испугаемся и от души порадуемся удаче - большой любви, которую Аня в чисто женском чувственном порыве не постесняется выставить напоказ. Ей легко - она не Лицо и, надеюсь, никогда им не станет.

Наши символы эпохи - бездушные полубоги, человеческие слабости которых охотно скрывают продюсеры и пресс-службы. Они должны нас куда-то вести, выпускать умные декреты, давать положительные интервью и стахановскими темпами записывать новые песни о старом.

Они невероятно искренни в своем неустанном желании светить 24 часа в сутки, и это их единственное человеческое чувство, которое мы безоговорочно примем на веру…

Не секрет, что Ирина - человек закрытый: ни одного официального романа, ни подробностей личной жизни. А потому людская молва сама слагает про нее истории. Вот мы и решили с Ириной обсудить: что миф, а что правда?

ДОСЬЕ «КП»

Ирина Дорофеева родилась 6 июля 1977 года в Могилеве . Заслуженная артистка Беларуси , доцент кафедры искусства эстрады Университета культуры, депутат Палаты представителей. Работала солисткой ансамбля «Верасы», в оркестре Михаила Финберга , с Президентским оркестром. Весной 2007 года президент поддержал пиар-кампанию «Ирина Дорофеева - лицо Беларуси». Номинант и лауреат многочисленных международных фестивалей и конкурсов.

История №1:

В шоу-бизнес - по блату

В моем лексиконе даже слов таких нет, - удивляется Ирина. – Певицей я стала прежде всего благодаря родителям.

Папа, историк по образованию, был директором училища культуры в Могилеве, играл на гармони и аккордеоне. Мама преподавала в том же училище декоративно-прикладное искусство.

Я хотела заниматься хореографией, мечтала стать балериной или спортсменкой. Но в 12 лет поняла, что буду певицей, пела я всегда и везде, - рассказывает Ирина, уточняя, что первой ее песней стала песня Аллы Пугачевой «Ожившая кукла». - «На сцене я жизнью живу настоящей… по ниточке ходить я не желаю…». Песня про куклу, про то, что ее запирают в ящик и дергают за ниточки. Оглядываясь, понимаю, что в какой-то степени песня оказалась пророческой.


История №2:

Популярность пришла благодаря продюсерам

Я начинала в первой половине 90-х, когда еще была госэстрада, тогда все певцы были прикреплены к филармонии или музыкальным коллективам. Это сейчас коммерция, все зарабатывают сами, а тогда не было понятия «артист». Любой артист работал в концертной организации на ставку. Первый мой профессиональный коллектив - ансамбль «Верасы» под управлением Василия Раинчика, в 94-м году я стала его солисткой. Через два года - солисткой оркестра под управлением Михаила Финберга. Только зарождалось продюсирование, и мы с Юрием Савошем в 1996 году стали первопроходцами в этом деле. Мне сказали прямо: «Будет продюсерский центр, мы будем тебя раскручивать как артистку, как звезду, создавать тебе имя». Цель была - создать завод вокруг артиста, который бы работал на его раскрутку.

История №3

«Лицо Беларуси» - значит, придворная певица

Программу «Лицо Беларуси» мы разработали с Юрием Савошем 18 лет назад, но только спустя 8 лет ее поддержали на государственном уровне. Мне хотелось верить, что я обладаю определенными сверхспособностями, что моя миссия - нести некую объединяющую составляющую в массы. Как все произошло? Это известно: Александр Григорьевич Лукашенко в 2007 году приехал в нашу студию вместе с представителями СМИ познакомиться и узнать, что такое полный хозрасчет.


Такой Ирину запомнили многие в национальном проекте "Лицо Беларуси". Фото: личный архив

Видите, на стене фото того момента, все было официально. На том этапе я мечтала создать новый бренд своей страны, развивая ее белорусскость, и новые имена. Президент узнал про наше творчество, мы пообщались, он попросил спеть ему «Балладу», которую я исполняла на «Славянском базаре в Витебске » еще в 1999 году. Потом был еще часовой концерт с музыкантами. Президент сказал, что стране нужен новый прорыв и новая энергия. Может быть, это просто голос или просто талант, коммуникативность или внешность - то, что привлекает людей. Но могу сказать, что где бы я ни выступала, оно везде работает. И действительно, благодаря моей команде, каналу ОНТ, прессе после того началась новая ударная волна. Меня вдохновляла мысль: «Кто, если не я?» Прошли годы, и сегодня уже стало модно петь на белорусском языке и о самой Беларуси. Сегодня это легко, и это делают многие артисты. А попробуйте-ка быть первопроходцем, каким я была в 90-е... Сегодня это стало истинным, ненавязанным, уже прочувствованным. Так что считаю ту свою миссию выполненной. Хотя тогда в чем-то СМИ и перепиарили, возможно, меня было слишком много, перебор. Только за год мы выдали порядка 60 моих песен, сняли 15 клипов. И я поняла, что нужно лет пять, чтобы люди отдохнули от того, что кругом «одна Дорофеева». И, сбавив обороты на сцене, ушла в преподаватели Университета культуры, стала завкафедрой, а затем депутатом.

История №4

Заработала в полях миллионы

Так писали газеты! В нашем шоу-бизнесе заработать капитал непросто. Помню, летом 1999 года я только окончила Университет культуры и получила свою первую премию на «Славянском базаре в Витебске» - шесть тысяч долларов. Более пяти тысяч ушло на подготовку моего первого концерта в КЗ «Минск » совместно с оркестром Михаила Финберга. Назвали концерт громко и амбициозно - «Рождение звезды». Получается, мой первый гонорар (остатки от первой премии) - 500 долларов, а первая большая покупка - стиральная машина за 450 долларов. Вот такие миллионы (улыбается). Даже звание заслуженной артистки мне материально ничего не дает, просто почетно. За 25 лет в шоу-бизнесе я накопила денег, чтобы построить под Минском красивый и удобный дом, перевезла в него из Могилева родителей, они его и достраивают. Я живу в двухкомнатной минской квартире, почти 10 лет езжу на моей любимой «Тойоте-Матрикс», проехала на ней более 300 тысяч километров, она уже друг и соратник. У меня много творческих планов, ближайшие - юбилейный сольный концерт 12 июля в концертном зале «Витебск» на символичном для меня «Славянском базаре в Витебске». Программа называется «Акрыляй!». Я открыла себя на витебской сцене как артистка, мечтала стать той певицей, которую полюбит страна. И это произошло. Возможно, это связано с моим личным гороскопом, он очень сильный. Там сказано, что я не просто творец своей судьбы, а творец судеб многих. Главное - включить свой внутренний посыл.


Певица показала "Комсомолке" свой дом, где сейчас живут ее родители. Фото: личный архив

История №5

Пошла в депутаты, чтобы обеспечить себе старость

Изначально некоторые думали, что Ирина стала депутатом, чтобы найти представительного супруга. Тем более что и сама певица три года назад, как только стала народным избранником, полушутя подыграла, сообщив: «Если встречу принца, то не дам ему и секунды подумать над моим предложением!».

Еще с детства я мечтала быть не только певицей, спортсменкой, но и руководителем, чтобы помогать людям. И даже не ожидала, что в моем избирательном округе в центре Минске, где все такое красивое и нарядное, у людей столько проблем. Где-то нужно утеплить фасады домов, где-то поправить дороги, подъезды... - рассказывала Ирина в первый год депутатства. С тех пор прошло три года, и ее увлекли международные связи:

Мы уже наладили двусторонние отношения с Японией , встречались с представителями этой прекрасной страны, обсуждали двусторонние отношения с Беларусью, и я с удовольствием бы продолжала заниматься этим направлением.


История №6

К ней боятся подойти - вот и замуж не вышла

Что-то в этом есть. Я всегда была острожной, выверяла каждый шажочек, зажимала себя рамками, пыталась соответствовать - помните песню про куклу? Выйду, красиво спою, сыграю роль - и под ключ (смеется)… А если серьезно - посто янно сдерживала эмоции. Но сегодня, признаюсь, я обрела вторую жизнь, у меня желаний и сил во сто крат больше, чем когда-либо. Потому что я наконец встретила свою любовь. Я всю жизнь несла это чувство в себе, понимая, что должна его сохранить для той истинной и единственной любви, в которую верю по-настоящему. И вот все, о чем я пела в своих более чем 300 песнях, все сбылось. Кто этот счастливчик? Это наш белорусский мужчина - моя первая детская любовь, и сегодня я невероятно счастлива. Я с детства чувствовала, хотела и верила, что это случится. Знала, что этот человек мне нужен по жизни, и спустя столько долгих лет мы снова нашли друг друга. Я долго шла к самодостаточности, чтобы иметь право на простое женское счастье.

Профессиональную музыкальную карьеру начала в 12 лет, став солисткой могилёвского вокально-инструментального ансамбля «Радуга» под управлением Нелли Бордуновой, которая была помощником и учителем на пути к успеху на эстраде.

Репертуар

  • 1991-1993 годы
  1. Гулливер
  2. Фрау-Бурда
  3. Ветер. Алексей Егудин
  4. Поезд. А. Егудин
  5. Мой телефон. А. Егудин
  6. Ветразь кахання. О. Елисеенков
  • 1994-1996 годы
  1. Напиши мне письмо. сл. В. Некляев , муз. С. Раинчик
  2. Улыбаюсь. сл. В. Тушнова, муз. И. Цветкова
  3. Я замужем. сл. В. Некляев, муз. В. Раинчик
  4. Синие глаза. Г. Лурье
  5. Гавайи. сл. Ю. Рыбчинский, муз. В. Раинчик
  6. Певец. сл. Ю. Рыбчинский, муз. И. Цветкова
  7. Романс («Нет эти слёзы не мои…»). сл. В. Некляев, муз. М. Таривердиев
  8. Гора за гарой. сл. В. Некляев, муз. В. Раинчик
  9. Крышталёвы храм. сл. В. Некляев, муз. С. Раинчик
  10. Знаю. сл. В. Некляев, муз. С. Раинчик
  11. Яблоко. сл. В. Некляев, муз. С. Раинчик
  12. Сирень-черёмуха.муз. Ю.Милютин, сл. А.Сафронов
  13. Эх, дороги .муз. А.Новиков, сл. Л.Ошанин
  14. Смуглянка.муз. А.Новиков, сл. Шведов
  15. Карнавал. В. Раинчик, сл. В.Некляев
  16. Музыка для всех. В. Раинчик,В.Некляев
  17. Караван. В. Раинчик, сл. В.Некляев
  18. Калыханка. сл. Г. Буравкин, муз. В. Раинчик
  19. Белая Русь (дуэт с И. Афанасьевой). В. Раинчик, сл. В.Никляев
  20. Любви прощальный бал. сл. В. Некляев, муз. В. Раинчик
  • Осень 1996 - май 1998 года
  1. Дранікі. сл. Л. Прончак, муз. О. Молчан
  2. Мама і тата. сл. Л. Прончак, муз. О. Молчан
  3. Скуль ты будзеш (дуэт). сл. Л. Прончак, муз. Т. Майсурадзе
  4. Вераснёвыя дажджы (дуэт). сл. Л. Прончак, муз. Л. Захлевный
  5. Саната. сл. Л. Прончак, муз. В. Иванов
  6. Кавалер. сл. Л. Прончак, муз. Э. Ханок
  7. Рэдкі госць. сл. Л. Прончак, муз. И. Поливода
  8. Горад мой. сл. Л. Прончак, муз. Л. Захлевный
  9. Парасоны. сл. Л. Прончак, муз. Л. Калиновский
  10. Прабач і даруй. сл. Л. Прончак, муз. И. Поливода
  11. Ноч без цябе. сл. Л. Прончак, муз. Л. Захлевный
  12. Нечакана. сл. Л. Прончак, муз. И. Поливода
  13. Жар-птушка. сл. Л. Прончак, муз. А. Лях
  14. На белай лесвіцы. сл. Л. Прончак, муз. Л. Калиновский
  15. Пабудзі мяне. сл. Л. Прончак, муз. Ю. Савош
  16. Храм. Т. Майсурадзе
  17. Колыбельная (опера «Порги и Бесс»). Дж. Гершвин
  18. Женщина в любви (из репертуара Б. Стрейзанд)
  • Май 1998 - июнь 1999 года (с оркестром М. Финберга)
  1. Буду жыць. сл. А. Легчилов, муз. Л. Калиновский
  2. Московские окна.сл. М.Матусовский, муз. Т.Хренников
  3. Топ-топ
  4. Рака кахання. сл. В. Петюкевич, муз. Д. Долгалев
  5. Элада. сл. Л.Дранько-Майсюк, муз. П. Еременко
  6. Я живу в заповедном краю. сл. М. Танич, муз. Е. Глебов
  7. Парижское танго (из репертуара М. Матье)
  8. Ватерлоо (из репертуара группы «АВВА»)
  9. Родны Мінск. И. Лученок
  10. Самара-городок. русская народная песня
  11. Балада. сл. В. Петюкевич, муз. Д. Долгалев
  12. Рэчанька. сл. В. Петюкевич, муз. П. Еременко
  13. Стары рок-н-рол. сл. В. Некляев, муз. Л. Ширин
  14. Кукла Мадонна. сл. В. Некляев, муз. В. Раинчик
  15. Есть только миг. сл. Л. Дербенёв, муз. А. Зацепин
  16. Гадалка. сл. Л. Дербенёв, муз. А. Зацепин
  17. Мистер Паганини. С. Кослоу
  18. Люблю Париж
  19. Щёчка к щёчке. из к/ф «Английский пациент»
  20. Памяти Шопена. М. Таривердиев
  21. Старая казка. сл. А. Легчилов, муз. В. Ткаченко
  22. Песня про БелАЗ. Э. Ханок
  23. Веру і малюся. сл. А. Легчилов, муз. Л. Ширин
  24. Самба моря. сл. Ю. Савош, муз. Г. Литвак
  25. Капитан. сл. Ю. Савош, муз. Г. Литвак
  26. Free way. сл. Ю. Савош, муз. Г. Литвак
  27. Венера. из репертуара группы «Шокин блю»
  28. Ремедиум. сл. М. Чапиньска, муз. С. Краевски
  29. Гора не бяда. сл. А. Легчилов, муз. Л. Ширин
  30. Моя любовь. сл. Ю. Савош, муз. Л. Ширин
  31. Ночь на Рождество. сл. Ю. Савош, муз. Л. Ширин
  32. Новый день. сл. Л. Вольский, муз. Л. Ширин
  33. Здравствуй, мир. сл. Л. Дербенев, муз. А. Зацепин
  34. «Мой Рабінзон» муз. Г. Литвака, сл. В. Мазго
  35. Спасите песню. сл. О. Журов, муз. Д. Долгалев
  36. Ария из оперы «Артём». сл. М. Богданович, муз. И. Поливода
  37. Слышу имя твое. сл. И муз. Ю. Савош
  38. Пусть будет так. из репертуара группы «Битлз» (солисты Большого театра России)
  39. Я уезжаю. сл. В. Поликанина, муз. А. Зубрич
  40. Белый город любви. сл. Ю. Савош, муз. Г. Литвак
  41. Каникулы любви. сл. Л. Дербенёв, муз. А. Миягава
  • Июль 1999-2002 годы
  1. В темноте. сл. В. Высоцкий, муз. А. Зубрич
  2. Рано или поздно. сл. Ю. Савош, муз. А. Нестерович
  3. Календарь. сл. С. Иоселиани, муз. Э. Ханок
  4. Каравай. сл. В. Поликанина, муз. Н. Неронский
  5. Музыка ночи. сл. А. Легчилов, муз. Ю. Савош
  6. Век рок-н-рола. сл. А. Легчилов, муз. Г. Литвак
  7. Улетай. сл. Ю. Крученок, муз. Ю. Лукашевич
  8. Последние залпы. Сл. А. Твардовский, муз. В. Мулявин
  9. Азярцо. сл. В. Петюкевич, муз. Д. Долгалёв
  10. Say Samshing. Я. Козан
  11. Надакучыла. сл. А. Яковлев, муз. В. Сорокин
  12. Ночь нежна. сл. Ю. Савош, муз. И. Мельников
  13. Малады казак. сл. М. Шабович, муз. В. Сорокин
  14. Милую тебя. сл. В. Некляев, муз. И. Поливода
  15. Голуб з галубкай. сл. В. Петюкевич, муз. Д. Долгалев
  16. Агонь. сл. Ю. Савош, муз. А. Пономарёв
  17. Крылы. сл. Ю. Савош, муз. А. Пономарёв
  18. Тайна грэшнага спаткання. сл. А. Легчилов, муз. Ю. Савош
  19. Мінае дзень. сл. Ю. Савош, муз. Николай Мозговой
  20. Човен. сл. Ю. Савош, муз. А. Пономарёв
  21. З ранку да ночы. сл. Ю. Савош, муз. А. Пономарёв
  22. Сан Педро. сл. Ю. Савош, муз. Л. Чиконе
  23. День за днём. сл. Ю. Савош, муз. В. Шевченко
  24. Ён шукае яе. сл. Ю. Савош, муз. С. Вакарчук
  25. Фотомодель. В. Сорокин
  26. Червона рута. сл. и муз. В. Ивасюк
  27. Моя торжественная ночь. сл. А. Ахматова, муз. гр. ПроклХарум
  28. Пульс маіх хвілін. сл. Ю. Савош, муз. Н. Неронский
  29. Будзем разам.
  30. Зорачка. сл. Ю. Савош, муз. А. Пономарёв
  31. Рождение дня. А. Дементьев, муз. В. Ивасюк
  32. Тількі раз цвіте любов. сл. и муз. В. Ивасюк
  • 2003 год
  1. Ветер одиночества. сл. Ю. Савош, муз. греческая народная
  2. Нястрымна. сл. Ю. Савош, муз. В. Ивасюк
  3. Сон. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  4. Гори-гори. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  5. Рисовала. сл. и муз. С. Ковалёв
  6. Если хочешь. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  7. Простой рассказ. сл. А. Зотов, муз. Ю. Соломенко
  8. Пусть хранит тебя день. сл. Е. Глебов
  9. Время Рождества. сл. Lee Mendelson, муз. Vince Guaraloli, русский текст Ю. Савош
  • 2004 год
  1. В первый раз. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  2. «С чего начинается Родина » муз. В. Баснер, сл. М.Матусовский
  3. Мой город. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  4. You are the best. сл. П. Барановский, муз. Е. Олейник
  5. Где ты сейчас. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейника
  6. Слуцкія ткачыхі. сл. М. Богданович, муз. В. Мулявин
  7. Кавалёк. белорусская народная песня
  8. Калядная. белорусская народная песня
  9. Улетай (ремейк). сл. Ю. Крученок, муз. Ю. Лукашевич
  • 2005 год
  1. Что в твоих глазах. сл. и муз. О. Аверин
  2. Тачанка-ростовчанка.сл. М.Рудерман, муз. К.Листов
  3. Так бывает сл. Ю.Савош, муз. Д.Долгалёв
  4. Колыбельная. сл. О. Жуков, муз. И. Капланов
  5. На братских могилах … сл. В. Высоцкий, муз. Е. Глебов
  6. Чатыры сыны. И. Кузнецов
  7. Твае рукі. сл. Я. Сипаков, муз. А. Петренко
  8. На полночи тень. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  9. Вышита сорочка. сл. в. Поликанина, муз. С. Толкунов
  • 2006 год
  1. Вішанька. сл. Н.Солодкая, муз. И.Капланов
  2. Маладзенькая вярба. сл. В. Морудов, муз. М.Зеленкевич
  3. Театр теней. муз. В.Сорокин, сл. А.Яковлев
  4. Я хочу быть твоей мечтой. муз. С.Толкунов сл. Л.Волков
  5. Когда мы вдвоем муз. К.Нормана, сл. Ю.Савош
  6. Сон твоей мечты муз. И.Володько
  7. Эгейские каникулы муз. И.Володько
  8. Спадчына сл. Я.Купала муз. И.Лученок
  9. Параллельно сл. С.Сашин, муз. К.Брейтбург
  10. La bamba
  1. Что-то случится. сл. и муз. С.Сухомлин
  2. Беларусь сильная. сл. и муз. С.Сухомлин
  3. Купалінка. сл. и муз. народные
  4. Четверги да пятницы. сл. и муз. Л.Ширин
  5. Ой даўным-даўно. сл. народные, муз. О.Аверин
  6. Сердце земли моей. сл. Э.Мельник, муз. К.Брейтбург
  7. Две стихии. сл. А.Лебедева, муз. Р.Платков
  8. За дождями, за туманами. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  9. Я так кахаю цябе. сл. Ю.Савош, муз. А.Пономарёв
  10. Ой ли мой суженый. сл. А.Вавилов, муз. С.Толкунов
  11. Вольный ветер. муз. и сл. И.Ворон
  12. Гэта ноч. сл. Ю. Быкова , муз. Е. Олейник
  13. Девушка на берегу. сл. С.Сашин, муз. К.Брейтбург
  14. Купалье. сл. Т.Толкачёва, муз. И.Капланов
  15. Моя Белая Русь. сл. Т.Толкачёва, муз. И.Капланов
  16. Я мало знаю о любви сл. М.Танич, муз. К.Брейтбург
  17. Любовь и радость - Беларусь. сл. Н.Добронравов, муз. А.Пахмутова
  18. Немного красивых слов. сл. С.Сашин, муз. К.Брейтбург
  19. Маленькая зима. сл. К.Кавалерян, муз. К.Брейтбург
  20. «Путь-дорожка фронтовая» муз. Б.Мокроусов, сл. Н.Лабковский.
  21. «Чарка на посошок» муз. А.Болотника, сл. А.Легчилова.
  22. Нежность. сл. Н. Добронравов, муз. А. Пахмутова
  23. «Тонкая рябина» муз.народная, сл. И.Суриков.
  24. Мы от любви зависим.сл. В.Харитонов, муз. А.Днепров
  25. «Человек из дома вышел» муз. С.Пожлаков, сл. А.Ольгин
  26. «Просто я работаю волшебником» муз. Э.Колмановский, сл. Л.Ошанин.
  27. Дружба. сл. Н. Добронравов, муз. А. Пахмутова
  28. Беловежская пуща. сл. Н. Добронравов, муз. А.Пахмутова
  29. Богатырская сила. сл. Н. Добронравов, муз. А.Пахмутова
  30. У тихой пристани. сл. и муз. Ю.Фролов
  31. Каракас, каракас. сл. и муз. венесуэльских авторов, русский текст Ю.Савош
  32. Венесуэла. сл. и муз. венесуэльских авторов.
  33. Ангел мой. сл. С. Сашин, муз. К. Брейтбург
  34. Это неизбежно. сл. Е.Муравьев, муз. К. Брейтбург
  • 2008 год
  1. «33 богатыря» - муз. К.Брейтбург, сл. Е.Муравьёв
  2. С рождеством, Беларусь! муз. О.Молчан - сл. И.Евдокимовой
  3. Ходили по радугам муз. К.Брейтбург - сл. С.Сашин, Э.Мельник
  4. - Здравствуй, Родина! Муз. С.Толкунов - сл. Ю.Сологуб
  5. «Наступіць пара» муз. Е. Олейника - сл. Ю.Савоша
  6. «Бусы» муз. Ж. Йоксимович, сл. А.Вавилова.
  7. «Лепшыя хлопцы». муз. Е. Олейника, сл. Ю. Быкова .
  8. «Это - Беларусь, страна моя». муз. И. Капланова, сл. Т. Толкачёвой
  9. «Мы долгое эхо друг друга» муз. Е.Птичкин, ст. Р.Рождественский.
  10. «Калыханка» (белорусская версия) муз. И. Капланова сл. О.Жуков
  11. «Старый клён» муз. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравов
  12. " На краю облаков " муз. Р.Платков, сл. А.Лебедева
  13. " Касіу Ясь канюшыну " бел. нар.песня
  14. « Новый день» муз. К.Брейтбург, сл. В.Соловьева
  15. «Твое я слышу имя» муз и сл. Ю. Савоша (новая версия)
  16. « Не спеши уходить» муз. В. Сорокина, сл. А. Лебедевой.
  17. «Дети одной любви» (с группой «Новый Иерусалим») муз и сл В. Калацей.
  18. «На краю облаков» муз. Р. Платков, сл. А.Лебедева.
  19. «Пять минут» (из кинофильма «Карнавальная ночь») музыка А. Лепина слова В. Лившица

Дискография

На 2009 год Юрий Савош с Ириной Дорофеевой издали альбомы: «Рэдкі госць» (1998 год), «Рано или поздно» (2000 год), «Каханачка» (запись, 2003 год), «Пульс маіх хвілін» (2003 год), «Как в первый раз» (запись, 2003-2006 год), «Хочу быть мечтой» (2007 год), а также выпустили МР-3 альбом, в который вышло более 100 песен певицы, в том числе не издававшиеся ранее.

Вошли 21 трек в исполнении Ирины Дорофеевой и 21 профессиональная минусовка, для любителей хороших песен.

Телепроекты и телевизионные съемки

Работа телеведущей в программах «Большой завтрак» и «Планета развлечений» (СТВ), с сентября 2007 года - ведущая тележурнала «Союз», который транслируется еженедельно на канале ОНТ (Беларусь) и российских каналах ТРО и Рен-ТВ .

Театр песни

2001-2002 года - коллектив под руководством Юрия Савоша «Театр песни Ирины Дорофеевой» организовал социально-гуманитарную акцию «Энергия нового поколения молодой Беларуси в новом тысячелетии». За два года Ирина объехала с концертами всю Беларусь: буквально на каждой площадке в каждом районе, даже в крупных деревнях, где были залы от 250 мест, давали концерты. Всего в ходе акции прошло 435 концертов по всей стране, на которых побывало около 1,5 миллионов человек. Из всех выступлений более 165 концертов были благотворительными. Ирина стремилась приехать с концертом к каждому. Благотворительные выступления проводились для детей, оставшихся без опеки родителей, для инвалидов, военнослужащих, жителей деревень, потерпевших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 2004 года «Театр песни Ирины Дорофеевой» ежегодно реализовывает гастрольный тур «Под мирным небом». В период уборки урожая коллектив выступает прямо в поле, на любых открытых площадках. Как правило, в день проходит по два-три концерта - днем для работников села, для тех, кто трудится на земле, в перерывах между жнивом в поле, на зернотоках (здесь Ирина выступает на любой импровизированной сцене) и вечером на центральной площади города с большими постановочными концертами и неизменно «живым» звуком. В целом год проводится около 50 таких выездных концертов, и завершается акция на республиканском празднике «Дожинки».

Группа «Форс-минор»

В настоящее время Ирина Дорофеева работает с группой «Форс-минор» (Дмитрий Пенкрат, Валерий Башков, Дмитрий Парфенов, Дмитрий Броновицкий), в составе которой в качестве солисток работают певицы Инга, Екатерина Муратова, Елена Березина. За последние 2 года Ирина Дорофеева со своим коллективом неоднократно представляла Беларусь в Венесуэле, Польше, Азербайджане, Армении, Украине, России, Латвии, Литве. Свою новую концертную программу, в которую вошли песни, написанные российскими авторами К. Брейтбургом, М.Таничем, А. Пахмутовой, Н. Добронравовым, К. Кавалеряном, С. Сашиным, Е. Муравьевым, Э. Мельник, а также сербским композитором Ж. Йоксимовичем, певица в своей Беларуси показала около 300 раз.

группа «Форс-Минор» состав с июня 2009: Дмитрий Пенкрат - вокал, клавишные, Дмитрий Парфенов - гитара, Валерий Башков - бас, Святослав Чернухо - ударные (с июня 2009 по январь 2011) , Алесь Соболь - ударные (с апреля 2011),

Группа «Форс-Минор» лауреат фестиваля «Золотой Шлягер» 2009 года.

Сольные программы

Большие постановочные сольные программы национального уровня Ирина представила в октябре 1999 года в КЗ «Минск» - «Моя любовь», и в ноябре 2003 во Дворце Республики - «Каханачка».

«Моя любовь»

В создании и проведении концерта «Моя любовь» участвовали: Государственный концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга, Государственный ансамбль танца Беларуси, вокальная группа «Камерата », музыканты Аркадий Эскин и Николай Неронский.

«Каханачка»

Фолк-модерн шоу-программа «Каханачка» знаменовала 10-летие творческой деятельности Ирины Дорофеевой. Концерт шёл в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь и лидеров белорусской хореографии - Государственный ансамбль танца Беларуси, танцевальная группа под управлением Светланы Гутковской, шоу-группа «Pops Foundations», балет «Эос». Весь концерт был записан на цифровых носителях, были изданы аудио- и видеоверсия программы под тем же названием - «Каханачка».

24 июня 2007 года у стен Мирского замка было показано беспрецедентное шоу «Купалье Ирины Дорофеевой: фестиваль стихий», в котором приняло участие более 400 артистов различного жанра, помогавших певице воссоздать картину древнеславянского праздника. Концерт был воистину европейского масштаба. На нём присутствовал Глава государства и более 120 000 зрителей. В концерте принимали участие: Президентский оркестр Республики Беларусь, заслуженный коллектив Государствнный ансамбль танца Республики Беларусь, балет под управлением Светланы Гутковской, шоу-группа POPS FOUNDATION, балет «ТАД», школа-колледж искусств г. Бобруйска, лауреаты международных конкурсов Петр Елфимов, Георгий Колдун. Почетные гости концерта: Ким Брейтбург (Россия), Александр Пономарев (Украина), Руслан Алехно (Россия-Беларусь).

Палёт над Айкуменай 17 ноября 2011 г. в КЗ «Минск» в Минске состоялся грандиозный концерт-презентация новой программы Заслуженной артистки Республики Беларусь Ирины Дорофеевой «Полёт над Ойкуменой», который приурочен к выходу первого в истории Беларуси одноимённого МР3 диска, включающего в себя более 130 композиций записанных Ириной Дорофеевой в разные годы (в том числе около 50-ти) ранее не издававшихся.

В концерте, который прошел в формате «живого звука» в сопровождении группы «Форс-Минор» было представлено много премьер, свои хореографические постановки представили: шоу-балет «Текила», «Pops Foundation», «Фаталити», в дуэтах с Заслуженной артисткой Республики Беларусь спели Виталий Гордей, Евгений Слуцкий и Дмитрий Пенкрат.