Гуманизм шекспира гуманизм эпохи возрождения. Сочинение «Идеи гуманизма в трагедиях Шекспира Уильям шекспир гуманистические идеи кратко

Гуманизм — идеология Ренессанса, сложившаяся в XIV веке в Италии (Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и др.). Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»). Пико де ла Мирандола считал человека не просто мерой всех вещей, но чудом природы. Эту мысль повторяет шекспировский Гамлет: «Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках как близок к ангелу! В воззрениях как близок к Богу! Краса вселенной! Венец всего живущего!», но заканчивает так: «А что мне эта квинтэссенция праха?» («Гамлет» , д. 2, сц. 2, пер. Б. Пастернака). Полюсные характеристики человека — от «венца всего живущего» до «квинтэссенции праха» свидетельствуют о том, что к началу XVII века гуманистическая концепция мира и человека пребывала в состоянии кризиса. В дальнейшем то углублялся кризис (например, в искусстве барокко, в предромантизме, в модернизме), то гуманизм возрождался в новых формах (например, у Корнеля и Расина, в искусстве Просвещения, у романтиков, в реализме ХХ века и т. д.).

Прославление человека в ренессансном гуманизме имело и свою оборотную сторону, о которой подробно, с большим количеством примеров писал А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». Появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Никколо Макиавелли «Князь», рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии.

Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир в образе короля-злодея Ричарда III и в Яго. Но великий английский драматург стал одним из наиболее глубоких выразителей светлой стороны гуманизма, которая торжествует в его комедиях как победа любви и ума над превратностями судьбе и в поздних пьесах как восстановление идеального в человеческой жизни. В трагедиях Шекспира нашел высшее выражение трагический гуманизм, способность человека пожертвовать жизнью ради высших гуманистических ценностей. Его герои могут ошибаться (Отелло, Король Лир, Макбет), но автор не ошибается, становясь учителем мира в понимании человеческой сущности, в обрисовке человека как высшей ценности.

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение – гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков,

Всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения – это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален

И не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания – Мигеля де Сервантеса, а Германия – Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист – это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

7. ГУМАНИЗМ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

Интересно, что почти в это же время в Англии, где уже состоялась национальная государственность, установилась централизованная власть, Уильям Шекспир (1564-1616), крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения, художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений "человек-общество-государство".

В шекспировских трагедиях ("Король Лир", "Макбет" и др.), явно или нет, всегда присутствует природный космос, несущий совершенно противоположную, нежели у Монтеня, смысловую нагрузку. В этом космосе отражено смутное ощущение того, что над личной жизнью, сознанием "естественного" человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих без остатка "естественного" человека нормативам государства и делающих из него "государственного человека".

Разгадка шекспировских героев в том, что их жизнь протекает в двух планах: личном ("естественной индивидуальности") и общегосударственном (социально-гражданском). Однако герои не различают этих миров: субъективность их потрясает основы мира, даже если они действуют в кругу собственных "естественных" мотивов. В противоречивом единстве индивидуального и общегосударственного скрыто "ядро" трагедий Шекспира. Например, в "Отелло" личный мир героя окутан в покровы надчеловеческих космических сил. Совершившему преступление Отелло начинает казаться, что "сейчас луна и солнце затмятся совершенно, земля от ужаса затрясется". Этот образный ряд оттеняет то безликое, общественно-государственное, что вторгается в судьбу героя.

Отелло - гениально угаданный образ человека, пребывающего в непротиворечивом (вроде бы) единстве собственной естественности и социальности, "государственности, гражданства". Отелло - " естественный " человек (это усилено тем, что он - мавр), имеющий право любить, ненавидеть, быть нежным, постоять за нанесенное личное оскорбление. Вместе с тем он наделен "набором" определенных прав, обязанностей. В душе его столкнулись нормы двух сфер жизни - и он погиб.

Сцена убийства Дездемоны - далеко не кульминация трагедии, как это иногда представляют в плохом театре. Трагедия - в сцене самоубийства. После выяснения того, что Дездемона невиновна, Отелло еще силен духом, чтобы жить, и требует от окружающих, чтобы ему не мешали свободно удалиться. Однако все рушится, когда Отелло слышит, что республика лишает его чести, что он пленник и лишен власти. Жить больше невозможно. Бесчестья от государства он перенести не смог. Умирает Отелло не как убийца жены (ведь он "из чести исходил"), но как человек, в защите своей личной чести потерявший честь гражданина. Пребывание в двух сферах этической жизни - источник и сила трагического в судьбе Отелло.

На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной "естественной" и общественной жизнью. И вместе с тем показал, что разрубить внутреннюю связь между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано - гибель неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается персонажем в поисках автора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Английский философ и моралист А.Шефтсбери (1671 - 1713) как-то заметил: всякий конфликт между двумя сферами жизни говорит либо о том, что общество несовершенно, либо несовершенстве человека в себе самом.

Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального. XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является определяющим в человеке.

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем это имело место в средневековой культуре, а с другой - открывают новый мир человека и природу.

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005

2. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004

4. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 2003

5. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006

6. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006

7. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949

8. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Реннесанса. М., 1981

9. Монтень М. Опыты. Кн. I. М. 1987

10. Монтень М. Опыты. Кн. III. М. 1987

11. Монтень М. Опыты. Кн. I. М. 1987


Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005, с.11

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.16

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.29

Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005 , с.26

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.25

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.41

Синергетика (от греч. sinergos - вместе действующий) - возникшая в 70-х годах XX века теория самоорганизации (И.Пригожин, Г.Хаген). Изучает процессы перехода открытых неравновесных систем от менее к более упорядоченным формам организации, от хаоса к порядку. В богословии используется термин "синергия", понимаемый как соработничество человека с Богом в созидании спасения.

Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005 , с.29

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С.291.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Реннесанса. М., 1981. С. 249.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Ренессанса. М., 1981. С.250.

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.54

Монтень М. Опыты. Книга первая. М.-Л., 1954. С. 194, 203, 205, 201, 205.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.64

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.68

Монтень М. Опыты. Кн. I. С. 195.

Монтень М. Опыты. Кн. III. С. 291.

Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006, с.36

Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006, с.57

Монтень М. Опыты. Кн. I. С. 204.

Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006, с.68

Стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной. Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения - стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения. В науке отмечается, что на развитие мировоззрения Кузанца оказали влияние античные учения...

Отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма . 2 Основные черты философии Возрождения 2.1 Гуманизм - возвышение человека Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как...

Подготовили становление экспериментально-математической науки и механистического материализма XYII - XYIII веков. 3. Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся следующие направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое. Гуманистическое направление. Ренессансный гуманизм - ...

В художественном мире трагедий раннего Шекспира также проявился ренессансный взгляд на мир и человека: в основе трагических коллизий пока лежит просто непонимание шекспировскими героями того, что человек прекрасен практически во всех своих проявлениях. Вот трагедия «Ромео и Джульетта» (1595) — здесь красивая любовь юных Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти, происходящих из двух враждующих друг с другом родов, становится жертвой родительской вражды. Эта вражда то притихает, то разгорается: слуги Капулетти только и думают о том, как законным образом вызвать на ссору слуг Монтекки, драка между слугами перерастает в драку между племянниками, а затем уже хватаются за мечи и порываются в драку и сами почтенные отцы семейств, сдерживаемые своими женами.

И естественно, что любовь юных наследников двух враждующих родов не может не быть воспринята отцами семейств с ненавистью и ужасом. А ведь в довершение ко всему ни Ромео, ни Джульетта не могут оставаться в стороне от жизни своих семейств. И вот Ромео в ссоре убивает брата Джульетты Тибальта, и синьора Капулетти, мать Джульетты, требует казни Ромео. Да и в душе Джульетты борются чувство любви и долг перед своим родом. Джульетта тайно обвенчалась с Ромео. Но вот она узнает о том, что ее Ромео стал убийцей ее брата:

ДЖУЛЬЕТТА Мне ль осуждать супруга моего? О бедный мой, кто ж пощадит тебя, Коль я, твоя жена трехчасовая, Не пощадила? Но зачем, злодей, Убил ты брата моего? Но брат ведь Злодейски б моего убил супруга! Супруг мой жив; Тибальт его убил бы; Тибальт убит — иль сам бы стал убийцей…

Подобное развитие сюжета характерно для целого ряда греческих трагедий, позже — для трагедий, написанных в традициях классицизма (XXVII-XVIII век), например, для знаменитой трагедии П. Корнеля «Сид». Но классицистическая трагедия четко утверждала приоритет долга над чувством, и главный герой, допустим, корнелевского «Сида» в качестве расплаты за пощечину, нанесенную его отцу, убивает отца своей возлюбленной Химены, которая, в свою очередь, повинуясь долгу перед отцом, требует казни для своего возлюбленного, хотя в то же время понимает, что по-другому ее возлюбленный поступить не мог.

Шекспир же в своей трагедии, вовсе не развенчивая понятия долга, в то же время реабилитирует и человеческое чувство. Ромео и Джульетта в конечном счете гибнут — и вина за это в глазах зрителей ложится не на самих влюбленных, не посмевших принести любовь в жертву родовой чести, но на отцов двух семейств, которые в жертву фамильным амбициям принесли любовь, а невольно и жизнь своих детей. И «положительный герой» трагедии, герцог Веронский, в финале обращается к отцам враждующих семейств:

А где ж враги — Монтекки, Капулетти? Вас бич небес за ненависть карает, Лишив вас счастья силою любви.

В финале отцы двух семейств примиряются — и Монтекки обещает воздвигнуть золотую статую Джульетты, а в ответ слышит слова Капулетти:

Ромео статую воздвигну рядом: Ведь оба нашим сгублены разладом.

Гуманизм Шекспира до 1600 года — это гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм, базирующийся на утверждении безграничной красоты свободного и деятельного человека, сбросившего цепи средневекового самоотречения. Даже трагические коллизии в художественном мире хроник и трагедий раннего Шекспира — это либо случайные события в мире, управляемом разумным провидением, либо — следствие средневековых предрассудков, все еще сковывающих человека («Ромео и Джульетта»), но уж никак не следствие порочности самой человеческой природы.

Гуманизм Шекспира после 1600г. — это трагический гуманизм, исполненный разочарования в человеческой природе, вызванный к жизни переоценкой идеалов Возрождения. Отныне все большее предпочтение Шекспир отдает жанру трагедии, причем в основе трагических коллизий лежит, как правило, человеческая порочность. Теперь уже сам человек делает собственную жизнь невыносимой; шекспировский мир превращается в бесконечную Цепь вероломных обманов и кровавых расправ; теперь в художественном мире шекспировских пьес постоянно присутствует мотив изначально заложенного в земную жизнь несовершенства, ощущение какого-то трагического неустройства.

Уже в трагедии «Гамлет» (1601) отчетливо проявился трагический гуманизм нового шекспировского взгляда на жизнь. Написана трагедия на материале датской легенды XIII века, и уже до Шекспира было сделано несколько переложений этого сюжета, но эти переложения, как правило, сводились к простой схеме: жажда мести за отравленного отца и имитация безумства для осуществления этой цели. Но Шекспир использовал сюжет известной легенды для создания трагедии с глубочайшим философским содержанием.

Итак, шекспировский Гамлет, принц датский, возвращается в Данию из Виттенберга, где он учился в университете, потрясенный двумя трагическими событиями: гибелью отца и тем, что его мать, королева Гертруда, «и башмаков не износив, в которых шла за гробом», вновь вышла замуж. На глазах университетского юноши Гамлета рушится мир:

О боже, зверь, лишенный разуменья, Скучал бы дольше! — замужем за дядей, Который на отца похож не боле, Чем я на Геркулеса. Через месяц! Еще и соль ее бесчестных слез На покрасневших веках не исчезла, Как вышла замуж. Гнусная поспешность — Гак броситься на одр кровосмешенья! Нет и не может в этом быть добра.

В заклинании шекспировского призрака уже запечатлелись черты гуманистической этики Возрождения. Еще даже античная традиция допускала вовлечение в орбиту мести любого человека — даже родной матери мстящего. Можно вспомнить в этой связи трагедию Софокла «Электра» и трагедию Еврипида с тем же названием. В художественном мире этих трагедий месть Ореста и Электры родной матери была освящена божественной волей, Еврипид, решившийся пойти значительно дальше Софокла по пути неканонического, нетрадиционного толкования сюжета, осмелился уже усомниться в том, что эта месть есть однозначное благо», показать сомнения и колебания Ореста, который не хочет этой мести, воспринимает ее как трагическую необходимость.

И все же даже в еврипидовском мире человеческая правота не желающего мстить Ореста сталкивается в давлением божественной воли, которая непреклонна — мстить!

Что же касается шекспировского «Гамлета», то здесь сам призрак убитого ставит предел мести: «Не запятнай себя, не умышляй на мать свою». Конечно, можно объяснить это и тем, что степень вины шекспировской королевы Гертруды была меньше, нежели степень вины соответственно софокловской и еврипидовской (а прежде — еще и эсхиловской) Клитемнестр. Только ведь шекспировский призрак не концентрирует особого внимания на степени вины королевы Гертруды. Сам факт того, что он предупреждает Гамлета о том, чтобы тот не мстил матери, то есть предполагает саму возможность такой мести, свидетельствует о том, что поступок Гертруды (выход замуж за убийцу своего мужа — хотя и без прямого участия в убийстве), в соответствии с нравственными нормами шекспировской эпохи, сравним с преступлением Клавдия — убийцы и узурпатора трона.

Сами слова призрака, сам акцент на словах «на мать твою» предполагают, что дело прежде всего в том, что Гертруда — мать обреченного на месть Гамлета. Мать — и потому неприкосновенна. Объект мести указан Гамлету только один — это Клавдий.

Гамлет теперь должен исполнить посмертную волю отца — да он и сам считает для себя позором не отомстить за злодеяние. Но Гамлет обладает одним свойством, которое в конце концов и сделало его имя нарицательным: он не способен действовать без рассуждений; перед тем, как что-то сделать, он должен знать полную правду.

И вот Гамлет, не доверяя до конца тому, что явился действительно призрак его отца, решает проверить, на самом ли деле Клавдий является убийцей: ради этого он даже нанимает актеров, чтобы они сыграли перед королевской семьей пьесу, по ходу действия которой должно произойти убийство, подобное тому, которое совершил Клавдий, причем королева-жена убитого, согласно сюжету, должна сойтись с убийцей; при этом Гамлет, не доверяя себе до конца, просит своего друга Горацио.

Гуманизм Шекспира гуманизм эпохи Возрождения

Другие сочинения по теме:

  1. Г. Сервантес «Дон Кихот» и В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI...
  2. Эта великая прогрессивная эпоха была долгой и прошла через несколько стадий, обозначаемых как Раннее Возрождение, Ренессанс и Высокое и Позднее...
  3. Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетия. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов,...
  4. В 1605 г. В. Шекспир пишет две трагедии — «Макбет» и «Король Лир». В «Короле Лире» трагический гуманизм «позднего» Шекспира...
  5. В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того,...
  6. Цель: познакомить учащихся с основными событиями жизни драматурга и (лаконично) с понятием «эпоха Возрождения»; совершенствовать навыки работы с текстом и...
  7. Великие творения искусства — в этом их особенность — открывают широчайшие просторы для индивидуального восприятия, и каждый вправе видеть, находить...
  8. Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и...
  9. Единение английской наций, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVІ-ХVІІ ст. появилась в английской литературе...
  10. К «поздним» относятся трагедии, созданные Шекспиром с 1601 по 1608 гг.: «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра», «Король Лир»...
  11. Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе...
  12. Английский драматург, поэт, который создал всемирно известные сонеты (1593-1600), драматические произведения: «Ромео и Джульетта» (1594), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король...
  13. В начале XVII ст. столкновенье мира, в котором властвуют «сила золота и губительные страсти», со старым светом жестокого феодального насилия...
  14. Известно, что имя Меркуцио Шекспир взял из достоверных ему источников, что послужило толчком для внедрения его в только зарождающуюся пьесу....
  15. Литературные персонажи, которые за глубиной художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи, называют «вечными образами»....

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

У. Шекспир и гуманизм

Мусаев Сулейман Ахмедович, кандидат исторических наук.

[email protected]

Аннотация

В статье проанализированы гуманистические идеи, выраженные Уильямом Шекспиром образом Гамлета. Показывается, что главный герой трагедии противопоставлен остальным персонажам, в числе которых король и царедворцы. Автор считает, что драматург предрекает трагедией, каковы судьбы самого гуманизма и героев, борющихся за реализацию его идей.

Ключевые слова: гуманизм, схоластика, реальность, средневековье, идеализм.

W. Shakspear and humanity

Musayev Suleyman Akhmedovich candidate of historical sciences. Dagestan state institute of a national economy

[email protected]

The author of the article analyzes humanist ideas, expressed by

Keywords: humanism, scholasticism, reality, the Middle Ages, idealism

Вряд ли кто-либо будет оспаривать то, что «Гамлет» среди трагедий Уильяма Шекспира является самым богатым по смыслу и значимости, самым ровным по форме и совершенным во всех отношениях произведением. «"Гамлет" - этот блистательный алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов, увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника…» - писал великий русский критик В. Г. Белинский .

В чем же особенность этого произведения? Трагедия отражает отношение между жизненной реальностью и гуманизмом. Средневековье олицетворяет мрак и безысходность. Причина этого состояния скрывалась не в самом христианстве, а в том, что ответ на каждый вопрос, возникающий в жизни, пытались найти исключительно по готовым формулам. Она заключалась в слабости тогдашней науки и в ее неспособности дать верные ответа на злободневные вопросы, ибо все позиции в науке были заняты религиозными деятелями, смотрящими на явления жизни только с одного угла зрения, а светской науке совершенно не оставлялось места.

Религия с философской точки зрения - это теоцентризм. Методом познания в момент наивысшего достижения теоцентризма была схоластика, которая разрывает причинно-следственные связи на составные части, представляя их как две самостоятельные идеи. «Основой… является тот архитектонический идеализм, который схоластика именовала реализмом: потребность обособлять каждую идею, оформляя ее как сущность, и, объединяя одни идеи с другими в иерархические сочетания, постоянно выстраивая их них соборы и храмы, подобно тому, как это делают дети при игре в кубики», - говорит голландский ученый Й. Хейзинга .

Но с концом средневековья наступает и конец схоластики: «… умы освобождены, средневековые оковы распались, ни схоластика, ни университеты доминиканские» не способны удержать человеческую мысль . На смену схоластике приходит гуманизм, явление, тесно связанное с эпохой Ренессанса. В отличие от схоластики, в центр всех идей он ставит человека, его переживания, его судьбу. Причем речь идет не только об отдельно взятом человеке, но вообще о человеке как таковом. Основная идея трагедии «Гамлет» заключается не столько в судьбе самого Гамлета, не в судьбе остальных, менее значительных персонажей. Главной темой трагедии является человечность, честь, совесть - явления новые, только просыпающиеся в человеке, знаменующие новую эпоху, эпоху гуманизма. «Шекспировский герой стал выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения», - пишет И. Верцман . Гамлет предстает перед нами как совесть, которая была попрана власть предержащими, и только теперь внезапно пробужденная, она пытается ухватиться за колесо Фортуны, чтобы остановить слепое зло, нагрянувшее на жизнь. То, что именно совесть, человечность, составляющие ядро гуманизма, является сердцевиной трагедии, видно из слов Гамлета, который, вспоминая отца, говорит: ««He was a man, take him for all in all» («он был человек для всего во всем») . В этих словах ключ к пониманию трагедии. И не напрасно автор вложил эти слова в уста Гамлета, главного героя произведения. Трагедией великий драматург хочет показать судьбу самого гуманизма, который для Гамлета является смыслом всего его существования.

«Теории противопоставляют себя существующему и претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми», - говорит Гегель . Гамлет был студентом Виттенбергского университета, в котором в свое время учился и работал один из основателей протестантизма Мартин Лютер. В Виттенберге, говорил Ф. Гизо, «уже метафизика доискивалась до начала вещей» . Окончившего университет Гамлета мы видим молодым человеком с чистым сердцем, исполненным идеями гуманизма, желающим решать все вопросы с точки зрения человечности.

Прибыв на похороны своего отца, он оказывается выхваченным привычным для той эпохи, но совершенно чуждым ему омутом разврата. Он никак не может свыкнуться с коварством, лицемерием, переполнившим всю Данию. Он совершенно не похож на окружающих.

Еще более разительным этот контраст делает дядя Гамлета Клавдий, злодей, завладевший датским троном. Для него Гамлет - опасный соперник и враг. Отношение действующего короля к племяннику показывает то, что он замечает его только после того, как исполняет все пожелания гостей, хотя и называет его самым близким к трону человеком. Гамлету неприятно не только поведение дяди, но и легкомыслие матери, а также лицемерное пристрастие царедворцев. Так, еще до того, как стало известно об убийстве отца, он оказывается в одиночестве. Легко противостоять одному, пяти, даже десяти. Но противостоять самой жизни!..

И все же противостояние Гамлета и реальности - каким бы очевидным оно ни было, - это только внешняя сторона конфликта трагедии. Есть другая его сторона. Для того чтобы вникнуть в нее, проследим за поведением главного героя. Явлением ли призрака отца, посредством ли сна или другим каким-либо внушением, Гамлету становится известно, что отец его был убит и кто этот убийца. Поэтому он жаждет мести. Но осуществить месть он не торопится. И не потому, что чего-то боится. Мысль об испуге или трусости Гамлета следует отбросить сразу: ни разу его не останавливает мысль о своем разоблачении, мысль о том, что с ним самим что-либо случится. Он сам себя обзывает, сам себя оскорбляет, только чтобы усовестить самого себя, чтобы разозлить самого себя, чтобы толкнуть себя к действию. Вместо того чтобы один ударом убить злодея, он выискивает все новые и новые доказательства того, кто является убийцей и, снедаемый сомнениями, не решается на мщение. Даже в тот момент, когда король-дядя кается у него на глазах в своем грехе и ужасается от мысли, что Бог не примет его покаяния из-за того грех его чрезвычайно велик, Гамлет не решается убить его, оправдывая свою нерешительность тем, что нельзя убивать злодея в момент его раскаяния и откладывает месть.

Много великих деятелей - И. В. Гете, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и многие другие - старались разгадать причину слабости воли Гамлета. Мысли, высказанные ими, показывают, обладатель каких высоких идей представлен Гамлет Шекспиром.

Месть Гамлета является не только отмщением за кровь отца. Для его менталитета месть приемлема лишь как восстановление справедливости. А это невозможно сделать лишь устранением убийцы. Оно возможно только как результат победы гуманизма над слепой верой, чего нельзя достичь усилиями одного Гамлета. Именно в осознании того, что это неосуществимая мечта, кроется, в моем понимании, корень нерешительности Гамлета. По Шекспиру, гуманизм - это всего лишь теория, еще не запустившая глубокие корни в реальной действительности. Он демонстрирует, что, пока гуманизм остается только ментальным представлением, а вокруг царит дикость кровожадная, невозможно привить эти благородные идеи к жизни и реализовать их, и потому он будет оставаться утопией.

Но это не значит, что идея Гамлета стала тем, что было высказано впоследствии грибоедовским Чацким. Положить конец внутренней трагедии Гамлета всего лишь вызовом кареты невозможно. Чацкий еще чист душой. Душа же Гамлета в сплине, она опутана противоречиями. Ведь она не выражается одной лишь идеей мести. Таким поверхностным объяснением проблему невозможно истолковать, потому что большая часть жертв («гора трупов» ) в трагедии - это последствия действий главного героя. Конечно, есть среди них и случайные жертвы. Но цепь случайностей по большей части - это плохо прикрытая закономерность.

Хотя Гамлет прибыл из Виттенберга, подобно Чацкому, прибывшему из-за границы, он не является надуманным и случайно появившимся героем. Каким бы справедливым правителем ни был его отец, интриги и коварства всегда были атрибутами придворной жизни. И хотя наш принц не запачкан участием в них, они не могли быть для нашего проницательного героя секретом ни в детстве, ни в юности. Если Гамлет в момент размышлений, рефлексирования удивительно мудр, основателен, терпелив, то в минуты порывов, в экстремальных ситуациях он становится подобным извержению вулкана - некая темная страсть пробуждается в нем. Ведь ничто не мешало ему сорвать ковер и посмотреть, кто там скрывается в тот момент, когда он разговаривал наедине с матерью, вместо того, чтобы со словами, «я думал там король», проткнуть несчастного суетливого Полония. Или неужели надо было убить товарищей детства, даже давших втянуть себя в подлое злодейство короля? Разве недостаточно было написать, чтобы их посадили в тюрьму? Все-таки, несмотря чистоту помыслов, благородство надежд и возвышенность мечтаний, есть в душе Гамлета, какой-то рудимент кровавого средневековья, какая-то дикость, несогласная с его сердцем. Исполненный высокими помыслами Гамлет ногами остается «все на той же датской почве». В этом внутренний конфликт Гамлета. Шекспир как будто хочет сказать, как могут очистить мир от дикости те, кто еще сами не очистились от нее. И это еще раз показывает нам, какой океан идей демонстрирует в трагедии гений великого драматурга.

А к какому же концу приходит противостояние между реальной действительностью и гуманизмом? Жизнь сама приводит Шекспира к мысли, что это противоречие в его время неразрешимо. Поскольку в реальной жизни гуманизм не смог преодолеть зло, оно не может быть преодолено и в произведениях драматурга. Более того, даже надежды на победу над злом, во всяком случае, в ближайшем будущем, остаются весьма призрачными. Вспомните, кому завещает умирающий Гамлет правление над датским королевством? Фортинбрасу. А ведь совсем недавно, увидев отряд Фортинбраса, Гамлет произнес великие слова:

гамлет шекспир гуманизм трагедия

Двух тысяч душ, десятков тысяч денег

Не жалко за какой-то сена клок!

Так в годы внешнего благополучья

Довольство наше постигает смерть

От внутреннего кровоизлиянья .

Можно ли сильнее осудить войну и решение жизненных проблем силовым путем? И после этого завещать государство Фортинбрасу?... Претворит ли в жизнь этот жаждущий власти юный петушок возвышенные идеи Гамлета? Ведь речь идет не о судьбе одного или нескольких человек. Справедливость в единичных случаях проявляют даже тираны. Ведь идея Гамлета во всеобщем гуманизме. Ее осуществление невозможно силами кучки людей. Оно возможно, если только каждый человек в своей собственной душе добивается этого. Смерть самого носителя гуманистических идей должна убедить нас в том, что их реализация утопична, но борьба за них благородна.

Гамлет - выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Литературная полемика вокруг образа Гамлета. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе - герои, мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

реферат , добавлен 11.08.2002

Знакомство с новыми страницами жизни и творчества Пушкина. Сравнение судеб великих людей и характеров главных героев трагедии "Моцарт и Сальери". Отражение судьбы автора в произведении. Разъяснение главной идеи трагедии и роли художественной детали.

презентация , добавлен 31.10.2011

Пародирование Достоевским в повести "Село Степанчиково и его обитатели". История становления человеческой личности в борьбе с внешним окружением за право любить в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Чувственный максимализм шекспировских героев.

статья , добавлен 23.07.2013

История создания пьесы. Раскрытие конфликтов совести, природы человека и его поведения, власти и безволья, жизни и смерти в трагедии. Внутренняя драма принца Гамлета. Его душевная борьба между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью.

курсовая работа , добавлен 21.05.2016

Шекспир и его творчество. Создание Шекспиром "Виндзорских проказниц". Отношение Марии Николаевны Ермоловой к Шекспиру как к художнику. Действующие лица Шекспировских произведений и их близость с живыми людьми. Содержание пьесы "Виндзорские кумушки".

реферат , добавлен 24.05.2009

Сюжет и история создания трагедии У. Шекспира "Гамлет". Трагедия "Гамлет" в оценке критиков. Интерпретация трагедии в различные культурно-исторические эпохи. Переводы на русский язык. Трагедия на сцене и в кино, на зарубежных и российской сценах.

дипломная работа , добавлен 28.01.2009

Осмысление образа Гамлета в русской культуре XVIII-XIX вв. Характерные черты в интерпретации образа Гамлета в русской литературе и драматургии XX века. Трансформации образа Гамлета в поэтическом мироощущении А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

дипломная работа , добавлен 20.08.2014

Стратфорд. Отъезд в Лондон. Появление нового драматурга. Творческий взлет. "Глобус". Неожиданный отъезд в Стратфорд. Хроники. Комедии. Сонеты. Трагедии. "Шекспировский вопрос".

реферат , добавлен 01.12.2002

Тема трагически прерванной любви в трагедии. Сюжет "Ромео и Джульетты". Обличие нескончаемых междоусобных распрей как основная тема шекспировской трагедии. "Ромео и Джульетта" В. Шекспира как одно из прекраснейших произведений мировой литературы.

сочинение , добавлен 29.09.2010

Уильям Шекспир – английский поэт, один из самых знаменитых драматургов мира. Детские и юношеские годы. Женитьба, членство в лондонской актерской труппе Бербеджа. Самые известные трагедии Шекспира: "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Гамлет".