Эссе как остаться человеком на войне. Сочинение "Человек на войне"

30.03.2013 14834 0

Уроки 74–75
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии
и романтика в военной прозе

Цели: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны.

Ход уроков

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

А. Твардовский

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают наизусть, анализируют стихотворение военной поры или представляют творчество одного из поэтов-фронтовиков.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне… Правда о войне… Она жива и в прозаических произведениях.

II. Вступительное слово.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне.

– Попробуйте записать свои впечатления от нашей беседы, взяв эпиграфом эти слова.

Наверное, каждому приходилось слышать фразу: «Есть о войне хорошие книги, но правда ещё не вся». И речь, мне кажется, идет не о какой-то личной, только тебе известной правде о сражении, полководце, событии, без которой никакой полной правды быть не может, – речь идет о правде общей, единой, самой главной – о правде народной.

Настоящий талант ищет эту правду не в широком эпическом охвате многих лиц, событий, лет, не в глобальных философских обобщениях, а в конкретностях жизни, в её реальных проявлениях. Словно писатель убеждает себя: ничего из того, что легло на весы добра и зла, не упущено, не забыто…

«Я не знал тогда и не мог знать, что из всего нашего класса, из тех ребят, что пошли на фронт, мне единственному суждено живым вернуться с войны…» – это напишет Г. Бакланов.

«Я глянул на убитого в стереотрубу. Свежая кровь блестит на солнце, и на нее уже липнут мухи, роятся над ним. Здесь, на плацдарме, великое множество мух», – это тоже Г. Бакланов.

«У меня до сих пор стоит в ушах крик ребенка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Вы не смогли бы его слышать, вы не смогли бы его выдержать. Ребенок летит и кричит, кричит как откуда-то из-под земли, с того света», – это напишет С. Алексиевич, и словно в ответ ей, этому крику, навсегда вошедшему в душу, раздастся другой, из сарая, который уже обложен соломой, облит бензином: «Мамочка, милая, просись и ты, жечь нас будут…» – это А. Адамович.

И реквиемом по своему поколению прозвучат строки поэта-фронтовика:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

Читая книги о войне, понимаешь, что подвиг – это не романтические приключения, а труд с риском и опасностями. Например, одно из довольно часто описываемых событий – захват пленного. Можно вспомнить сдержанного, умудренного жизнью капитана Травкина Э. Казакевича, который добудет у немца важнейшие сведения о готовящемся танковом прорыве, и Синцова с товарищем по роте из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», когда обещают они генералу Орлову взять «языка», а генерала настигает разрыв мины, и теперь слово, данное мертвому, особенно крепко, даже свято, и притащат они немца ценой тяжелого ранения и потери ноги напарника по ночному поиску…

И будет рисковать собой Кузнецов, из повести Д. Медведева «Это было под Ровно», выкрадывая немецкого полковника с его сверхсекретными документами.

Ужасает жестокой правдой о войне книга А. Адамовича «Каратели». В ней – о тех бывших военнопленных, кто сделал свой выбор, сохранив себе жизнь, вырвавшись из концлагеря, стал в ряды карательного отряда. Суть этого выбора откроется, когда Николай Белый, один из тех, кто надел чужую форму, подвергается испытанию: в руку суют пистолет, немец упирает свой ствол тебе в спину – и марш к огромному, кажущемуся бесконечному рву, у края которого стоят люди, обреченные на смерть, и ты, именно ты, должен выстрелить. И сколько ты раз выстрелишь, столько и сигарет получишь в поощрение, и слышит бывший лейтенант Красной армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:

– Да што вы, люди, я не можу!

Не можешь – тогда вались туда, в эту яму, пусть останутся только те, кто сможет нажать на курок.

Чтобы это великое испытание, которому подвергается душа человека, стало особенно зримым, автор доводит его до трагической вершины. В русской литературе мерилом ценности человека было отношение к ребенку, наверное, поэтому, следуя классическим традициям, Адамович дает своему герою высшее испытание: Белый видит, как на краю рва мальчик «сидит лягушонком, колотится всеми позвонками и просит, плачет: «Дядя, хутчэй, дядя, скорей!» Ему так невыносимо страшно, что он выстрел торопит как избавление от нечеловеческого ужаса! Так сможет Белый выстрелить или нет?

Автор останавливает описание, продолжения не будет, но зато следующая сцена начнется словами: «Лейтенант Белый вел свой цуг по улице…» Цуг – это по-немецки взвод, а бывший лейтенант – его командир. Значит, смог он, да еще повышение получил, и идут они на работу – убивать деревню Борки.

Адамович не скрывает невероятной тяжести выбора таких «бывших лейтенантов». Но помнит Муравьев, что был десятым, кто шагнул из ворот лагеря к столам с колбасой и хлебом, последним, а его товарищи, полуживые, изголодавшиеся, смотрели «на белые ломти с красной колбасой» и не сделали того шага, который сделал он. И так просто и страшно скажут родители своему сыну, пришедшему в дом в немецкой форме: «Лучше бы тебя убили…»

Нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

III. Обсуждение самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Вы самостоятельно прочитали повесть Воробьева «Убиты под Москвой» о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

– Кто в центре событий повести Воробьева?

Это юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«– Двести сорок человек? И все одного роста?

– Рост 183, – сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

– Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», главный герой повести, Алексей Ястребов, думает о себе: «к ак наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении…

– Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение – единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта – своя тоже – вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой». Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

– Почему Рюмин решился на самоубийство?

Понял трагичность положения: «За это нас нельзя простить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

– Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это – бывшее, настоящее и грядущее – требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Таким образом, капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

– А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то неуемное, притаившееся счастье, – радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».

Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что происходило, – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось… в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

– Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

– Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

Неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо сперва самому…») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду». Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей». Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чужом языке:

– Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ. Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги – он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

– Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»…

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

– Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец повести?

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

– Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. и что тогда зависит от нас?

IV. Творческая работа (или можно дать в качестве домашнего задания).

Напишите рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

Задание для отдельной группы:

Перед вами стихотворение поэта, павшего за Родину во время Великой Отечественной войны.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «лейтенант»

Звучит «налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

черна от пота –

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневным Бородино!

– В чем для вас смысл судьбы молодого предвоенного поколения, какой она предстает в повести К. Воробьева и стихотворении М. Кульчицкого?

Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига - самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васильева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель по-разному пытается понять, что позволяет человеку совершить подвиг, где нравственные истоки этого поступка.

Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года… Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан… - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».

Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».

В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Война - это всегда тяжелое время в жизни людей, но больше всего своей тяжестью она давит на плечи женщины. Во время Великой Отечественной войны женщины бросили вызов природе, отказавшись от «женской» жизни и начав жить не свойственной им «мужской».

В своем произведении «У войны не женское лицо» С. Алексиевич описывает героинь Великой Отечественной, именитых и безвестных, благодаря которым мы сейчас живем. Они заслонили потомков от врага, положив на алтарь Победы все: свою жизнь, свое счастье - все, что у них было.

Женщина-снайпер… Сочетание противоестественное. Было сложно переступить черту между жизнью и смертью и убивать во имя жизни.

Вспоминает снайпер Мария Ивановна Морозова: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. «Покажите, - попросил, - мне этого стрелка, который столько моих солдат убил, я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело - это красный шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать…»

Бессмертный подвиг во время войны совершили врачи, оказывая помощь миллионам раненых, помогая людям, не щадя себя, своих сил, своей жизни.

Вспоминает Екатерина Михайловна Рабчаева, санинструктор: «Первого раненого тащила, у самой ноги подкашивались. Тащу и шепчу: «Хотя б не помер… Хотя б не помер…, Перевязываю его, и плачу, и что-то говорю ему, жалко…»

«Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было… В какой деревне… Столько лет прошло… Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра… сестричка… помоги, миленькая!..» Я бегала от одного к другому, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненный, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать! Молчать, я приказываю!» Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: «Сестра… сестричка…» Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего… И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала Книга «У войны не женское лицо» заканчивается призывом:

«Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию». Это призыв к нам - молодым.

Очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повесть Б. Васильева «В списках не значился», чтобы начать понимать истоки этого героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине.

Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе он получил назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям. Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Но главное - это показ героизма и внутренней красоты наших воинов.

После трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного изнуряющего, не проходящего даже во сне желания жить».

Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».

Когда в конце Плужников остается единственным защитником крепости, он продолжает сражаться в одиночку. Даже когда его зажали в ловушку, он не сдался и вышел лишь тогда, когда узнал, что немцы были разбиты под Москвой. «Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он прячет боевое знамя, чтобы оно не досталось врагам. Он говорит: «Крепость не пала: она просто истекла кровью».

Людей, которые погибли при обороне Брестской крепости, называют героями из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.

История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину Одержать победу в войне могут лишь люди, обладающие сильным духом, имеющие твердые убеждения, готовые идти за них на смерть. Во время войны проявились все эти качества русского народа, его готовность совершать подвиги во имя свободы. Возвращаясь к словам Гете, можно заключить, что каждый день войны был битвой за жизнь и свободу. Победа, с таким трудом завоеванная русским народом, была достойной наградой за все, совершенное им.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 8 похожих сочинений.


О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написано немало книг. К теме «человек на войне» обращались К. Симонов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многие другие. При этом невозможно не упомянуть, что эту тему затрагивали и до них, ведь в истории России было немало войн, и все они нашли отражение в литературных произведениях. Война 1812 года - в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», Первая мировая и гражданская война - в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Для двух этих авторов характерен своеобразный подход к теме «человек на войне». Толстой рассматривает в основном психологическую сторону явления, причем как с точки зрения русского солдата, так и со стороны противника. Шолохов же и вовсе дает изображение гражданской войны глазами белогвардейцев, то есть, по сути дела, врагов.

Но обычно тема «человек на войне» подразумевает именно Великую Отечественную войну. Одно из первых произведений о Второй мировой войне, приходящее на ум, - поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Герой поэмы - простой русский солдат. Его образ - это воплощение всех солдат, всех их качеств и свойств характера. Поэма представляет собой ряд зарисовок: Теркин в бою, Теркин в рукопашной схватке с немецким солдатом, Теркин в госпитале, Теркин на отдыхе. Все это складывается в единую картину фронтового быта. Теркин, будучи «простым парнем», тем не менее, совершает подвиги, но не ради славы и почестей, а ради исполнения своего долга. Наделяя Теркина многими располагающими к себе чертами русского национального характера, Твардовский подчеркивает, что этот человек - лишь отражение народа. Не Теркин совершает подвиги, а весь народ.

Если Твардовский разворачивает перед нами широкую картину войны, то Юрий Бондарев, например, в своих повестях («Батальоны просят огня», «Последние залпы») ограничивается описанием одного боя и очень короткого промежутка времени. При этом бой сам по себе не имеет особого значения - это лишь один из неисчислимых боев за очередной населенный пункт. Об этом сказал все тот же Твардовский:

Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой.

День придет - еще повстанут

Люди в памяти живой.

Неважно, идет ли бой местного или общего значения. Важно, как себя в нем проявит человек. Об этом и пишет Юрий Бондарев. Его герои - это молодые люди, почти мальчики, попавшие на фронт прямо со школьной скамьи или из студенческой аудитории. Но война делает человека взрослее, сразу старит его. Вспомним Дмитрия Новикова - главного героя повести «Последние залпы». Он ведь совсем молод, молод настолько, что сам стесняется этого, а многие завидуют, что в столь юном возрасте он добился таких военных успехов. Действительно, неестественно быть столь юным и иметь такие полномочия: распоряжаться не только действиями, но и судьбами людей, их жизнью и смертью.

Бондарев и сам говорил о том, что человек на войне оказывается в положении неестественном, поскольку сама война - неестественный способ разрешения конфликтов. Но, тем не менее, будучи поставлены в такие условия, герои Бондарева проявляют лучшие человеческие качества: благородство, смелость, решительность, честность, стойкость. Поэтому мы испытываем жалость, когда герой «Последних залпов» Новиков умирает, только что обретя любовь, почувствовав жизнь. Но писатель как раз и стремится утвердить мысль, что такими жертвами оплачивается победа. Очень многие положили свои жизни на то, чтобы День Победы все же наступил.

А есть писатели, у которых совсем иной подход к теме войны. Например, у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» именно война движет развитие сюжета. Но она как будто проходит стороной, лишь косвенно влияя на судьбы героев. В повести «Живи и помни» мы не встретим описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается иная тем^ - тема предательства. Действительно, дезертиры существовали в Великую Отечественную войну, как и в любую другую, и нельзя закрывать на это глаза. Андрей Гуськов самовольно уходит с фронта, тем самым навсегда отделяя себя от людей, ведь он предал свой народ, свою Родину. Да, он остается жить, но жизнь его куплена слишком дорогой ценой: он уже никогда не сможет открыто, с высоко поднятой головой войти в дом своих родителей. Он отрезал для себя этот путь. Более того, он отрезал его для своей жены Настены. Она не может радоваться Дню Победы с другими жителями Атамановки, ведь ее муж - не герой, не честный солдат, а дезертир. Вот что гложет Иастену и подсказывает ей последний выход - броситься в Ангару.

Женщина на войне - это еще более неестественно, чем мужчина. Женщина должна быть матерью, женой, но никак не солдатом. Но, к сожалению, многим женщинам в Великую Отечественную войну приходилось надевать военную форму и идти в бой наравне с мужчинами. Об этом говорится в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» Пять девушек, которым надо было бы учиться в институте, флиртовать, нянчить детей, оказываются лицом к лицу с врагом. Все пятеро погибают, ие все пятеро геройски, но, тем не менее, то, что они Совершили все вместе, - подвиг. Они погибли, положив свои юные жизни на то, чтобы еще чуть-чуть приблизить победу. Должна ли быть женщина на войне? Вероятно, да, ведь если женщина чувствует, что обязана защищать свой дом от врага наравне с мужчинами, то было бы неправильным ей препятствовать. Такие жертвы жестоки, но необходимы. В конце концов не только женщина на войне - неестественное явление. Неестественен вообще человек на войне.

Асаналиева Нургуль Чынтемировна
(МКОУ Панинская СОШ)

Человек на войне и правда о нем
(по материалам прозы К.Д.Воробьева)

В последние годы не утихают споры о том, как и для чего преподавать литературу сегодня, каков общественный заказ на предмет, который во все времена – и в дореволюционной, и в советской истории – оставался главным идеологическим предметом. К всестороннему обсуждению современного состояния школьного преподавания литературы есть все основания и в настоящий момент. Подчиненный сдаче ЕГЭ, предмет перестал выполнять свою наиглавнейшую роль – воспитательную, перестал формировать сознание школьника, его мировоззренческую позицию.
Размышление над книгой как процесс внутреннего становления сложен и требует от учащегося серьезной работы души, времени на преодоление возрастных и психологических барьеров. Поэтому и интерес к книге в школьной аудитории проявляется только тогда, когда «вдумываемся, вслушиваемся, читаем»
Высший уровень художественного восприятия произведения литературы достигается, если читатель душой и разумом постигает жизненные явления, запечатленные в художественных образах, видит особенности авторского стиля, испытывает полноту эстетического чувства и делает нравственные выводы для себя.
«Передавая уму и сердцу ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература – это искусство»
Единство аналитического и эмоционального в читательской деятельности чрезвычайно сложный процесс, и нелегко добиться этого на практике Так возникает потребность в организации учителем учебного процесса, для установления духовного контакта между учащимся и автором.
Наиболее «благодарный» литературный материал, который позволяет учителю организовать поле восприятия, эмоционального взаимодействия с текстом, но вместе с тем требует большой аналитической работы – это литература о Великой Отечественной войне.
Произведения советских писателей изучаются в 11 классе, когда возраст и аналитические навыки учащихся «совпадают» с задачами изучения.
Литература о войне стремится осмыслить нравственный опыт минувшего. Подвиг нашего народа в Великой отечественной войне – это «тот моральный капитал, из которого новые поколения черпают духовную силу», но также война тесно связана с современностью, так как в ней видятся ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Начиная с 60-х годов ХХ века, литература получила возможность в полной мере охватить войну и как этап жизни народа, и как значительное явление истории всего человечества. Именно в эти годы появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны (Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, А.Адамович, В.Астафьев, К.Воробьев)
Заявленный военной прозой (60 – 90 г.г.) взгляд на войну, потребовал от писателей пристальнее вглядеться в человека на войне, показать его в сложной психологической ситуации. Недавние лейтенанты, ставшие писателями, внесли в развитие темы особый психологизм, изображали людские судьбы в их противоречивой сложности, использовали при создании картин войны особую систему деталей. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. Беру для аналитического чтения произведения К.Д.Воробьева, так как они невелики по объему (повети, рассказы), но емки по художественной наполняемости.
В 60 –90 –е годы в литературе, обращенной к опыту Великой Отечественной войны, усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: совести, доброте, справедливости. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войн с идеалами человеческого общежития, хотя в то же время военная проза раскрыла сущность фашизма, неизбежность вооруженной борьбы против него.
Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, явилась продолжением бытия советского человека в иных, чрезвычайных условиях. Она не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера не противопоставлены военной действительности. Они сосуществуют в ней.
Объектом пристального внимания авторов является отдельный человек. Герой выступает в роли и наблюдателя и участника событий, что дает возможность показать особенность конфликта, не выходя за рамки одной человеческой судьбы.
Сюжетная линия судьбы героя К.Воробьева начинается с узнавания мира. До начала военных действий он находится в единстве с окружающей действительностью, в которой все гармонично. Когда появлялись «юнкерсы»(«Убиты под Москвой»), «рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишечьи звонко и почти радостно» (147) «Впереди - и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и все они шли не нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов» (148).
Объектом пристального внимания автора является отдельный человек. Он сам –часть целого и целостного представления в его представлении мира, и согласие с миром лишь подчеркивает
вечность жизни. Его воображению смерть рисуется как нечто неопределенное, не имеющее к нему никакого отношения, но обязательно картинно-героическое: «надо упасть кверху лицом, а не вниз и не на бок, и руки надо разбросать, а не скрючить, и ноги тоже раскинуть, чтобы носки сапог стояли прямо»(«Крик» (138)). Отрытый в полный профиль окоп вызывает мысль о домашнем тепле и уюте, совершенно не напоминая могилу: « все это (окоп – А.Н.) было сделано с тем сосредоточенным старанием, которое полностью исключает чувство тревоги и опасности. Видно, оттого окоп и не выглядел так, как положено на войне: в нем было что-то затаенно-мирное и почти легкомысленное» (156).
И все же сознание героя чутко улавливает несовпадение априорного представления о войне с той реальной картиной, которая предстала перед его глазами. «немцы безудержно продвигались вперед, к Москве...Это было, конечно правдой, потому что потому что об этом говорил сам Сталин. Именно об этом, но только один раз, прошедшим летом. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, - об этом и еще о многом, многом другом, непоколебимом и неприступном, Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны» (152 – 153). Герой какое-то время сопротивляется открывшейся истине, не совпадающей с официальными мифами, но уже первый бой разрушает эту двойственность, уничтожает иллюзорность романтических представлений о войне и вносит в сознание героя чувство горечи и утраты той наивно-детской веры, для которой нет основания.
Первый бой становится началом пути солдата на войне. Однако личный опыт находится в связи с общей судьбой народа. И здесь каждый выбирает себе дорогу. Своеобразной метафорой войны служит окоп с ходами сообщения «в церковь, на кладбище и в опустевший коровник» (152), обозначая возможные варианты судьбы человека на войне. Длинное каменное строение коровника, из которого несло «сывороткой, мочой и болотом», напоминает о плене, «заброшенное кладбище за толстой кирпичной стеной» - знак трагической сущности войны, несущей уничтожение всему живому. И над всем этим возносится «церковь без креста» как знак общей для всех беды. («Убиты под Москвой»)
Война неизбежно ведет к гибели, и все же церковь выступает как знак общей веры, не порушенной годами лихолетий, веры, которая «уходила куда-то в преисподнюю» - символически - в самую глубину народного представления о смысле бытия. Выход в бессмертие может значить только одно – победу человеческого начала над бесчеловечием войны.
К.Воробьев сразу выделяет главную проблему: конфликт из частного и возрастного (неопытность молодых бойцов) перерастает в более значимый. Сложность борьбы и победы над врагом для солдата заключается в том, что надо было победить врага внутри себя. Автор показывает, как герой формирует себя в соответствии не с официальным, а народным опытом. Личность, обретшая самостоятельность, достигшая нравственной свободы, способна противостоять бездуховности, насилию, в какие бы формы они ни облекались.
В финале от героя отторгается оболочка неведения и, задыхаясь от внезапного открытия, врывается в жизнь новый человек, с иным, чем прежде, знанием жизни. Герой, ничего не забыл из прошлого, не простил себе неведения и допущенных ошибок, но, избрав раз и навсегда самостоятельный путь, обрел право исполнить долг солдата, защитника Родины.
Важную концептуальную роль играет финал повести «Убиты под Москвой». Алексей должен вступить в неравный бой с фашистским танком. Танк олицетворяет бездушную силищу, механическое выражение сущности войны, бесстрастное и потому враждебное человеческой природе порождение. «До танка оставалось несколько метров, - Алексей хорошо различал теперь крутой скос его лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц и, снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые им без деда Матвея, пронзительно, но никому не слышно крикнул: «Я тебе, матери твоей черт! Я тебе зараз»(199).
Из неравного сражения Алексей вышел победителем, потому что должен был выжить, ибо теперь ему есть что хранить. Опыт деда Матвея, капитана Рюмина стали звеньями общенародной судьбы, того единения, что вмещает в себя понятие Родины. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. В единстве живого, естественного, человеческого мира вырабатываются те ценности, которые искони помогли человеку выжить. Личность, унаследовав опыт поколений, усвоив его как основное правило жизни, получает право представлять собой народ, Россию
Бороться и победить войну можно, если противопоставить войне-машине иную систему ценностей. Это способна сделать личность, свободная от идеологических догм и вобравшая в себя опыт народной жизни, который помогает герою выжить не только физически, но и духовно.

Список литературы:
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения:Пособие для учителя., М., 1985. С. 39
2.К.Д.Воробьев.Собр.соч.в 3-х т. Т1. Повести/Сост.В.В.Воробьева;-М.: Современник, 1991.- 479 с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

Урок литературы в 5 классе.
Педагогическая мастерская.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г.Томмот
Сергеенко Людмила Вячеславовна.
ТЕМА: Якутия – моя малая Родина.
ЦЕЛЬ: научить ребят элементам творческой работы, выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом. Развитие ассоциативного мышления уч-ся.
Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.
Ход урока:
1.Саморегуляция. (проводит учитель)

Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают»
2.Индуктор (мотивация творческой деятельности уч-ся)

Вспомним песню « С чего начинается родина»
Мы живем в Якутии. Якутия – это наша малая родина.
Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.
3.Составление уч-ся ассоциативного ряда.

При слове родина я вижу: бесконечные просторы, цветы около дома, речку Алдан, своих друзей.
(учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)
4.Набор словаря.
- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, символ вечной жизни.
Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».
В нижней половине запишите холодные (неприятные) слова к этому слову.
5.Социализация и обогащение.

Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.
Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.
Холодные слова читать не будем.
6.Память.

А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?
7.Читаем вслух и дополняем свои списки.
8.Этап сосредоточения.

Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.
Звездочка – символ удачи, счастья, света.
Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.
А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?
Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?
Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.
9.Поэтические образы.
Прочитать стихотворения о Якутии.

Семен Данилов – народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.
Стихотворение « Подснежники».
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая, -
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.

Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним?

Стихотворение «Моя Якутия»
Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющим с леденящими ветрами.
Мы высекаем из морозов пламя
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним –
Якуты, чукчи, русские, эвены –
И никакой земли во всей вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.

Какова основная мысль стихотворения?

Моисей Ефимов – современный поэт Якутии.

Стихотворение « Ода вечной мерзлоте»
Край таежный, край любимый мой,
Дивная якутская равнина!
Воздух здесь и летом, и зимой
Свеж, как нельмовая строганина.
Ну, а если все-таки за год
Наберется грязи и отбросов –
Все сметет весенний ледоход,
Смелет все – и никаких вопросов.
Ничего не смыслят в жизни те,
Кто твердит в досужие минуты:
Мол, живут на вечной мерзлоте
Эти разнесчастные якуты.
Да, земля суровая у нас,
Жизнь трудна и нелегка работа:
В недрах превращаются в алмаз
Пролитые нами капли пота.
Но одну заветную мечту
Берегу в душе, пока живу я:
Сохранить бы эту чистоту,
Молодость и свежесть вековую.
Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой
« Якутия – моя малая родина».
10.Ситуация разрыва.

Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова. (Дина, Ира, Лора)
Символично?
Родина – рождает, род

11.Набор словаря.
- Подберите рифмы к данным словам:
родина – ромашка –
Алдан - Томмот –
Земля - снежок –
Березы - сосны
Ель - речка –
- Подберите удачные рифмовки.
12.Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.
Есть на карте родины Люблю я родину свою
Мне хочется сказать о Томмоте Есть такой уголок в России
Мне в жизни повезло Когда мне грустно.
Здравствуй, Алдан Якутия – край золота и алмазов
(ребята выполняют работу в течение 10 минут)
13.Социализация.
Чтение работ уч-ся.
14.Рефлексия.

Что было трудным на уроке?
Что было интересным?
Какое настроение было у вас на уроке?
О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?