Прогрессивные общественные взгляды онегина. Образ Евгения Онегина (по роману А


4
«… Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу… «Герой нашего времени» Лермонтова - его младший брат.»
(А.И. Герцен)

Вс тупление

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» - лучшие художественные произведения своей эпохи. В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти применение своим способностям и умениям.
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».
(В.Г. Белинский)

«Евгений Онегин»

Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин - является современником, как автора, так и декабристов. Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В.Г. Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей», а Пушкин же говорит, что скука Онегина происходит из-за того что у него нет полезного дела. Онегин «страдающий эгоист», но все, же незаурядная личность. Русское дворянство того времени было сословием землевладельцев и помещиков. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный...
Но богатство также связано с разорение и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Одной из таких причин в этой ситуации было сложившееся в царствование Екатерины II представления «истинно дворянское поведение заключается не только в больших тратах, но и в тратах не по средствам». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». К сожалению таких людей, было немного, поэтому, когда Онегин, под влиянием идей декабристов «ярем он барщины старинной оброком легким заменил»,
…В своем углу надулся.
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.
В случае наследник может принять наследство и с ним взять на себя долги или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Молодость время надежд на получение наследства. Во второй половине жизни следовало освободиться от долгов, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.
Блажен…
Кто в двадцать лет был франт иль хват.
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов.
Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. В этом случае показана новая традиция. Раньше отказ от службы называли эгоизмом, то теперь отказ стал приобретать форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так и Онегин ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок, рано ложится и рано вставать, подчинятся которому, должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина от простонародья и деревенских помещиков. А вот мода вставать, как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами. Излюбленные места для прогулок был Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Возможность в послеобеденное время заполнить промежуток между рестораном и балом, являлся театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам.
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись «от делать нечего». Это, в конечном счете, привело к дуэли.
Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»
(В.Г. Белинский)

«Герой нашего времени»

Печорин-герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин - одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.
Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин - трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин - человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья душа испорчена светом. Личность Печорина представлена в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского «века философствующего духа». Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного обще и т.д.................

Гениальный роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" запечатлел целую эпоху жизни русского общества первой четверти XIX века, затронул многое социальные и нравственные проблемы того времени. Но само название романа говорит о том, что центральной его темой стали умственная жизнь и искания передовой дворянской интеллигенции. И раскрывается она, в основном, на образе главного героя — Евгения Онегина. Он явился отражением весьма распространенной в 20-е годы российской болезни — скуки. В самом деле, где бы ни находился Евгений — в столице или деревенской глуши, — за ним с удручающим постоянством следует его верная спутница — хандра. Невольно начинаешь задумываться о причинах его постоянной разочарованности и тоски. Может быть, права Татьяна, назвавшая его "Москвич в Гарольдовом плаще", а все его поведение — поза, игра, рассчитанная на возбуждение интереса к своей особе? Но перечитаем еще раз роман великого поэта. И тогда под скучающей, бесстрастной маской героя мы обнаружим пытливый и любознательный ум, доброту, порядочность, такт.

Зная о том, как воспитывался юный Евгений под руководством "француза убогого", который "учил его всему шутя", получаешь полное представление о его весьма поверхностном образовании. Однако, подружившись с Ленским, который обучался в лучшем университете Германии, Онегин на равных спорит с ним на серьезные философские, исторические, политические и экономические темы. Значит, он основательно занимается самообразованием, в чем убеждает нас перечень авторов книг, которые находятся в онегинской библиотеке: Руссо, Смит, Гиббон, Гердер и т. д. Это говорит об интенсивной умственной жизни этого героя, которого не устраивали разговоры "о вине, о псарне, о своей родне". Дружба с Ленским обнаруживает в нем и глубоко скрытую доброту, уважение к людям. Например, слушая восторженные речи романтика Ленского, "он охладительное слово в устах старался удержать". Еще один поступок Евгения убеждает нас в его гуманных, прогрессивных взглядах. Став наследником богатого имения, "ярем он барщины старинной оброком легким заменил", чем заслужил негодование соседей-помещиков.

Едва познакомившись с сестрами Лариными, Евгений сразу увидел пустоту хорошенькой Ольги и богатство внутреннего мира Татьяны. Получив ее нежное, дышащее любовью послание, он сумел подавить в себе волнение и поступил как благородный человек, не желающий воспользоваться наивностью и неопытностью провинциальной девушки. А новая встреча Онегина с Татьяной в Петербурге открывает еще одну неожиданную грань его натуры, которую он в себе не подозревал. Оказывается, он способен на сильные и глубокие чувства. Вспомним одухотворенные, взволнованные строчки его письма к Татьяне:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

Написать такие слова может только любящий, страдающий человек.

Почему же, несмотря на многие замечательные качества, герой несчастлив? На первый взгляд кажется, что судьба жестоко подшутила над ним, даровав ему любовь к женщине, которую он когда-то отверг. Но причина трагедии Онегина гораздо глубже. Она коренится в тех условиях, в которых он живет, в той среде, которая его породила.

Вернемся к первой главе романа, в которой автор детально и подробно воссоздает основные этапы одного дня Онегина: позднее пробуждение, прогулка по бульвару, роскошный обед в ресторане, театр, бал и возвращение домой под утро. Таков распорядок жизни петербургского дворянина. Получает ли Онегин удовольствие от такого времяпрепровождения? Эпизод посещения театра дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. "Волшебный край" вызывает в нем лишь усталость и скуку.

На сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: "Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".

Онегин прекрасно осознает, что его жизнь "однообразна и пестра", видит ее фальшь и пустоту Он предпринимает попытку наполнить свое существование каким-то смыслом, пытается заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". В этих двух строчках Пушкин гениально указал и причину, и следствие. Праздность, непривычка к труду — вот источник пустой, бессмысленной жизни героя. Постоянная хандра, сосредоточенность на этом состоянии делают Онегина эгоистичным и равнодушным к людям. Особенно ярко проявляется это в сцене именин Татьяны. Поддавшись минутному чувству раздражения, он, сам того не замечая, разбивает хрупкий романтический мирок его друга, заставляет жестоко страдать влюбленную девушку. Случайный каприз обернулся трагедией. Но ведь была же у Евгения возможность ее предотвратить, объяснившись с Ленским. Почему же он этого не делает? Потому что он испугался общественного мнения, которое может обвинить его в трусости, то есть мнения тех людей, которых он глубоко презирал.

Значит, он раб общества, и его чувство превосходства над ним было иллюзорным. Убийство Ленского, единственного человека, которого он любил и уважал, стало причиной позднего прозрения Онегина, тяжких мук совести, от которых пытается уйти герой, отправившись в путешествие. Но человек не может убежать от самого себя так же, как не может не зависеть от общества, в котором живет. Значит, причина трагического разлада Онегина скрывается в тех общественных условиях, в которых он находится, и в нем самом. Это доказывают, как мы видели, и поступки героя, и его судьба. Потеряв любимую женщину, не найдя смысла, цели существования, своего места в жизни он, по меткому выражению Белинского, становится "умной ненужностью", "лишним человеком".

Знаком он вам? — И да и нет.

А. С. Пушкин

Свой роман в стихах Пушкин назвал именем героя. Понять роман — значит по-стигнуть сущность и судьбу Евгения Онегина. Автор хотел показать героя своего вре-мени. А время было переломное, наполненное идеями отрицания старого, крепостничекого общества. Это роднило персонаж Пушкина с героями произведений Байрона и других западноевропейских писателей. Но Онегин — русский человек, со всеми осо-бенностями национального характера и поправкой на принадлежность к светскому обществу, со времен Петра I, неустанно подражавшему западным образцам. Мировоз-зрение героя формировалось под влиянием идей декабриcnов, к кругу которых отно-сился и А. С. Пушкин. Над осмыслением и воплощением образа Онегина Пушкин работал более семи лет, меняясь вместе со своим героем.

В первых главах романа мы видим современника Пушкина — «молодого повесу», достаточно богатого, принадлежавшего к высшему русскому обществу. Воспитанный гувернерами-иностранцами, поверхностно образованный, не желающий и не умеющий работать, Онегин проводит дни в светских развлечениях:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник...

Среда объясняет характер героя: он рано научился лгать, лицемерить, злословить, очаровывать светских дам. Но к моменту знакомства с автором эта пустая жизнь уже разочаровала Онегина, как, впрочем, и самого Пушкина. А значит, это не случайность, а закономерность для незаурядного человека, каким, несомненно, был Евгений. Пуш-кин подчеркивает это, вводя героя в круг своих собственных друзей (упоминая Каве-рина, Чаадаева). Разочарование в жизни, в окружающих людях, в себе самом было порождено временем, оно отразило раскол в среде дворян, приведший к восстанию декабристов.

Пушкин находил в Онегине много общего с собой:

Игру страстей мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней.

Природный скептицизм не позволил Евгению примкнуть к освободительному дви-жению (сам Пушкин тоже не стал декабристом). Онегин, в отличие от Пушкина, не был поэтом — то есть не имел в жизни никакого занятия. Поэтому переезд в деревню воспринял как некоторое разнообразие.

Из всех деревенских соседей Онегин выбрал для общения молодого помещика Вла-димира Ленского. Ленский, романтик и поэт, ко многому относился иначе, чем Евге-ний. Но Онегин щадил его восторженность:

Хоть он людей конечно, знал И вообще их презирал, — Но (правил нет без исключений) Иных он очень отличал И вчуже чувство уважал.

Умение уважать чужие чувства не позволило ему воспользоваться признанием влюбленной в него Татьяны Лариной. Он обидел ее, отказавшись разделить эту лю-бовь, но в нем было подлинное благородство и порядочность. При этом из-за пустяко-вой ссоры Онегин стрелялся на дуэли с Ленским. Оба они стали жертвой светских представлений о долге и чести, но Онегин был старше и опытнее, поэтому мог предот-вратить убийство. Муки совести заставляют его бежать из деревни.

После отъезда Евгения Татьяна начинает читать книги, оставшиеся в старой усадь-бе, и приходит к выводу, что он — только неудачная пародия на западные образцы. Однако Пушкин не советует судить Онегина так строго. Конечно, влияние книг на формирование его души было огромно, но не только книги сделали Онегина современ-ным героем. Он — человек по-настоящему прогрессивных взглядов («ярем он барщи-ны старинной оброком легким заменил»), и его тоска и мука порождены беспросвет-ностью русской крепостнической действительности. Об этом Пушкин хотел рассказать в «Путешествии Онегина», но цензура после восстания декабристов не пропустила бы в печать и намека на критику строя.

Поэтому мы вновь встречаемся с усталым и постаревшим Онегиным на балу, где его появление вызывает ядовитый шепоток окружающих: Материал с сайта

Все тот же ль он, иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока?

Изменившийся Онегин встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, ища спасе-ния души в ее расцветшей прелести, в спокойной силе, благородстве души. Но поздно! Татьяна замужем и ни за что не станет опускаться до пошлой интриги — ее нелюби-мый муж, старый приятель Онегина, заслуживает уважения. Она отвечает отказом на отчаянное письмо Евгения. Пушкин оставляет его в смятении у ног Татьяны.

Таков итог. Таков герой пушкинского времени, не нашедший применения своей душе и уму, не успевший повоевать за отечество, не ставший героем-декабристом и не нашедший личного счастья. Сплошные «не». Судьба Онегина типична для прогрес-сивной молодежи первой половины XIX века. Эти люди выразили горечь, боль и над-лом своей эпохи, но все-таки были более цельными, яркими и сильными личностями, чем пришедшие им на смену безнадежные Печорины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • оброз евгений онегина татьяны вешина поэзия пушкина
  • влияние книги на онегина
  • образ евгения онегина кратко
  • сочинение по литературе на тему образ евгения онегина
  • образ евгения онегина в романе пушкина

1. Белинский о лирических отступлениях в романе.
2. Отношение автора к своему герою.
3. Образ автора в романе.
4. Сходство и отличия Пушкина и Онегина.

А. С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» около восьми лет. Само произведение очень много значило для поэта. Не случайно сам автор говорил, что роман был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением русской литературы. В. Г. Белинский писал о романе: «Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

В романе «Евгений Онегин» есть множество лирических авторских отступлений. Они помогают нам лучше понять личность самого писателя, а также дают возможность узнать о закономерностях той исторической эпохи, в которую довелось жить и творить поэту (XIX век). Белинский не мог не обратить внимания на лирические отступления: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Образ автора раскрывается в лирических отступлениях. Более того, на протяжении всего романа личность самого поэта меняется, претерпевает мировоззренческую эволюцию. Многие исследователи обратили внимание, что стиль поэта в первых и заключительных главах существенно различается. Последние главы романа показывают, что на мировоззрение Пушкина заметное влияние оказало восстание декабристов.

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Сам себя Пушкин не отождествляет с Онегиным, напротив, различия в мировоззрении самого поэта и его героя несомненны. Поэт говорит о том, что они по-разному относятся к жизни, театру, природе, любви и дружбе. Разочарованный герой Онегин не похож на Пушкина, который никогда не считал свою жизнь пустой и бесцельной. Герою романа Евгению еще в молодом возрасте все надоело. «Труд упорный ему был тошен», Онегин привык праздно проводить время. Между тем сам поэт отличался иным отношением к жизни. Пушкин признавался что ему ближе всех Татьяна.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

В контексте такого разговора об образовании Пушкин говорит о своем герое, что он усвоил самое главное:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Однако образование героя романа было весьма поверхностно. Латинский он знал ровно настолько,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить Vаlе,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Исторические произведения не привлекали Евгения, ему казалось скучным рыться «в хронологической пыли». В стихосложении он так же был слаб:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему

Пушкин так хорошо понимает своего героя, знает о самых потаенных его желаниях. Но вместе с тем, очевидно, что автор подчеркивает, насколько он сам не похож на Онегина:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Взгляды поэта и главного героя не совпадают. Пусть Пушкин и называет Онегина своим другом, но разница между ними бросается в глаза даже при не очень внимательном прочтении. Пушкин — оптимист и жизнелюб, ему не свойственна хандра и скука, он сам наполняет свою жизнь смыслом. Онегин пессимистичен, мрачен, не может найти себе применения, мается от скуки. Пушкин испытывает по отношению к своему герою симпатию. Но вместе с тем он не оправдывает недостатки Онегина, прямо говорит о них. Евгений рано пресытился развлечениями, а жизнь без дела тяготит его. Пушкин показывает разочарованную Натуру своего героя, относится к нему с жалостью и сочувствием. Самому поэту чуждо подобное отношение к жизни. Пушкин с восторгом относится к театрам и балам, а Онегину эти развлечения давно наскучили. Онегин тоскует в деревне, мается от пустоты жизни. А Пушкин, напротив, способен восхищаться сельской природой, с интересом наблюдает за народными обычаями. Онегина оставила равнодушным провинциальная девушка Татьяна. А Пушкин считает ее «милым идеалом», о чем восторженно говорит. В некоторые моменты, например, во время дуэли Онегина и Ленского, Пушкин полностью отдаляется от Евгения. Он не оправдывает его, не пытается найти поступку Онегину объяснения.

Между автором и главным героем, безусловно, есть и что-то общее. Они принадлежат к дворянскому сословию, получили хорошее по тем временам образование, вращались в светском обществе. Однако это лишь поверхностные характеристики. По характеру и личностным качествам Пушкин и Онегин совсем разные. Поэт говорит о том, что Евгений так и не был счастлив. И во многом виноват в этом сам. Русская хандра, которой Онегин был подвержен, сделала его несчастным человеком, потому что он отказывался от многих радостей жизни. Герой не стремится приносить пользу обществу, не готов служить людям. Это также отличает его от Пушкина, который полностью разделял идеи декабристов, думал о противоречиях общественно-политической жизни.

Пушкин показывает в романе обычного человека со всеми достоинствами и недостатками, не пытается идеализировать его. Именно это позволяет назвать роман реалистическим произведением.