Психонетика @ территория коммуникаций. Слои сознания

Что то мне внутри подсказывает,что этот блог - последнее моё проявление в пространстве Эспаво)))

Всех Люблю,Такими,Какие Вы есть!)))

Все-таки очень увлекательно изучать устройство работы сознания, ничего более интересного в последнее время мне не попадалось. Будь я ученым (а я ведь хотела когда-то!), ну точно написала бы кандидатскую. Тем более, что исследование практическое, а на уровне науки материал почти не изучен. Даже философия мало изучила эту тему, т.к. не смогла оторваться от поверхностного уровня. Пока на кандидатскую не замахнулась, небольшие заключения из личного опыта помноженного на теоретические основы.

1. Сознание устроено «слоями», сигнальными системами. От простого к сложному, от самого «пустого» сознания - к сложнейшему индивидуальному живущему во времени, взаимодействующему, имеющему отношения, историю и будущее. При этом чем глубже уровень, тем больше его объем, тем меньше в нем давление границ, тем больше ощущение свободы и любви. По всеми любимому Хокинсу это называется подъем, а я буду скорее говорить о погружении, но в общем это одно и то же))

Каждый более глубокий объем включает предыдущий как свое нереальное (приснившееся) содержание. Для перехода между уровнями содержание (реальность) текущего уровня должно быть либо прощено, либо распознано как иллюзия.

Очень важно, что речь не об уровнях ВАШЕГО сознания, которыми можно помериться друг с другом и за которые можно попереживать, что, мол, у меня меньше, чем у него. Сознание едино, ваше и мое - это мы все в его содержании, а не оно наша собственность.

2. Так вот, эти уровни:
3 сс - уровень человека, уровень ума. Привычный уровень 99% людей. Реально тело, личность, история, отношения, реальны другие люди, жизнь, смерть… Главное - реален живущий в теле, тот кто родился и умрет, кто имеет отношения с другими людьми, отдельный, самостоятельный. Реален я и другие люди. Любовь возникает между субъектом и объектом, в отношениях. Нереальны сны, фантазии, кино, игры и т.п. (4сс). Уровень авторства во всей красе.

2 сс - уровень животного, уровень материи. Личность, история, отношения персонажа отправляются туда же к кино и снам, как содержание фантазий ума. Когда я перешла с 3-его на 2-й слой, я была в шоке, что я точно как герой кино, столько же во мне реальности, сколько в Шерлоке или Шелдоне. Тело и все что с ним связано (органы чувств, восприятие, объекты физического мира) при этом продолжают оставаться реальными. Любовь воспринимается как чувство.

1 сс - уровень энергии. Распознание энергии как источника материи. С погружением на этот уровень уходит страх смерти тела, т.к. тело больше не кажется реальным, распознано как сон. Теперь осознание становится новым реальным субъектом в надличностном уровне. Все равно осознание/восприятие кажется по-настоящему существующим, даже несмотря на то, что не имеет источника внутри тела. То же и про материю, которая воспринимается. Любовь воспринимается как энергия.

0 - уровень самого сознания, содержанием которого может быть любая СС, может быть сон, бодрствование, может быть сон без сновидений. Это уже очень высокий уровень свободы, когда содержание не имеет большого значения, распознано как иллюзия. На этом уровне все воспринимается единым, либо как «внутри я и снаружи я, я-это я и другой - это я», либо вообще сознание в чистом виде в содержании не нуждается. Любовь выглядит как любовь сознания к своему содержанию и к самому себе!

И, наконец, прощение и осознание нереальности самого сознания. Это даже не слой, а осознание нереальности всего пирожка. Только тогда возможна полноценная ЛЮБОВЬ, которая уже не имеет ни объекта ни субъекта, которая только и является по-настоящему реальной.

3. На каждом слое сознания существует омрачение, состоящее в наделении его содержания реальностью. Сознание при этом отождествляется с одним из объектов, который выступает реальным субъектом. В этот момент в сознании возникает как бы ЦЕНТР, который выполняет функции согласно содержанию слоя. Этот центр безусловно реален и называется «я». Это центр НЕВИНОВНОСТИ, который всегдаотчаянно за нее борется. И это центр жизни, который страшно потерять. Страх и вина даже в самом тонком виде указывают на этот центр. Достаточно спросить «кто?» и ответ укажет на этот центр.

3 сс - центр взаимодействия, автор действий, центр отношений, центр СЮЖЕТОВ, центр обвинения. Находится в содержании мыслей в историях о жертве, палаче и спасателе. Главная его задача - перебросить куда-нибудь (на кого-то еще реального, даже на себя-жертву) вину и остаться чистым и невиновным.

2 сс - центр восприятия, чувств, ощущений, мыслей, жизни. Предполагается чаще всего в голове, в сердце, в животе. Интересно пронаблюдать, что центров может предполагаться несколько. И спросить, а кто же из них все-таки я? У меня лично доминантным был центр в голове. Может быть не у всех так?

1 сс - центром становится осознание, которое уже не имеет центра в виде точки, это скорее распределенный центр, такой «взгляд отовсюду».

0 сс - центр распределяется окончательно либо НА ВСЕ либо НА НИЧТО либо на и то и другое одновременно. То есть мы получаем самый размазанный центр, который можно по ошибке принять за Океан, потому что очень похоже. Остается только отследить, защищается ли этот океан, боится ли, виноват ли. Есть ли в нем хоть след напряжения. Если есть, то и его надо простить!

4. Провал на более глубокий слой происходит либо через прощение либо через исследование центра (осознания его нереальности). В случае исследования техника выполнения: направляем внимание туда, где должен находиться реальный центр. Допустим, во 2 и 3 сс он подразумевается все-таки в теле, а в 0 и 1 сс он рассеян. Поэтому техника хорошо подходит для 2 и 3 сс, а вот для 0 и 1 лучше прощение, особенно для 0, там вообще безальтернативно.

Так вот, допустим, возникает чувство обиды. Оставляем его как есть, не пытаясь исправить. Задаем вопрос: а кто обижен? И начинаем искать ответ прямо физически. Ведь на уровне подсознания подразумевается физический обиженный где-то в теле. Начинаем, никуда не убегая вниманием, перебирать все феномены внутри: вот тело, голова, вот мысли, вот ощущения, в конце концов вы упираетесь в пустое пространство с обратной стороны от воспринимаемых объектов и на этом финал, потому что на нем все и заканчивается. Великое откровение (правда великое!!) заключается в том, что вы никогда никого там не найдете. Но это нужно не просто принять на веру и бросить поиски. А именно ПРОВЕРИТЬ, перебрать все, разложить все перед взором внимания и убедиться, что не осталось уголка, куда внимание не заглянуло. И убедиться, что так НИКТО И НЕ НАЙДЕН, ИМЕННО ПОТОМУ ЧТО ТАМ НИКОГО И НЕТ!

После этого осознания происходит (только постарайтесь не моделировать)) расширение сознания, воспринимаемое именно как расширение, как «взгляд отовсюду». Потому что сознание, обнаружив отсутствие центра, то есть реальной «пробки» как бы растекается на следующий свой уровень.

Прощение еще проще. Возникшее то же чувство обиды означает, что простить можно и обидчика, и обиженного (за возникшее чувство, которого быть не должно, допустим). О прощении и даже не напишешь ничего, это просто движение души, теплое, нежное и любящее.

5. «Изнутри» слоя реальность объектов и субъектов трудно подвергается сомнению, т.к. прописывается не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Кажется, что потеря подсознательно реального означает мгновенную смерть, потому это так трудно. Следующий слой не видится, пока реально «дно» этого, оно как бы непрозрачно. Это вызывает большой страх, ведь нужно «сдать» реальное, не видя, что же будет взамен. Такая ИГРА ВСЛЕПУЮ, кот в мешке))) Но именно этого кота я бы купила)))

Лучший помощник в этой игре - любовь. Именно она проходит НАСКВОЗЬ все уровни сознания, потому что она вообще не отсюда) Именно поэтому она может стать опорой, для того, чтобы шагнуть на слой глубже, чтобы преодолеть страх, когда не видишь, куда же ты падаешь.

Как я уже сказала, каждый более глубокий слой доступен только после разотождествления сознания с содержанием предыдущего слоя Оно может случаться в виде временного пикового переживания либо окончательно, когда обратное отождествление уже не возвращается.

Хотя возможны и случаи, когда сознание «проскакивает» какой-либо слой и проваливается сразу на 2, допустим. В таком случае еще возможны возвраты для прощения того, что еще осталось восприниматься реальным на подсознательном уровне в «пропущенном» слое.

Часто вследствие пикового переживания (либо вообще теоретического постижения) формируется образ более глубокого слоя. Этот образ вносится в следующую сигнальную систему (которая является базовой в данный момент) и вокруг него начинаются танцы с бубном в разных вариациях (чаще всего «я постиг» или «я потерял»). В втором случае это может вызывать сильные страдания, поскольку возвращение на более поверхностный слой означает большую сдавленность границами. В целом, этот процесс совершенно нормальный и в большинстве случаев именно так и происходит: большее просветление - большее омрачение, возврат к непрощенным еще темам. Если отследили у себя такую тему, она тоже достойна любви и прощения.

6. Забавный эзотерический тест, который мне очень нравится: «Это сознание находится в теле или тело в сознании?» или еще «Это мое сознание или это я в сознании?» Кстати, мне было бы интересно, как это воспринимается у вас, не в теории, а по факту, конечно. Честно, для меня тело было реальным бессознательным носителем сознания до самого последнего времени. Почему-то именно физический слой зацепился))))

7. В принципе для «проваливания» все эти подробные знания не обязательны. Они скорее карта, чтобы определиться на местности и сориентироваться. Достаточно любви и прощения)))) И, кстати, совершенно точно, что без любви последний шаг не сделать.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении.

Бессознательное проявление в психике и поведении человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности.

Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка - не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.

Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективизации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития:

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.

Как зарождается бессознательное? - этот вопрос также достоин внимания. Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что - ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.

Следует упомянуть известный психологический механизм, делающий возможным распределение психологического материала между сознательным и бессознательным. При столкновении двух антогонистов, например при противопоставлении любви и ненависти, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы душевной жизни.

Бессознание как психическое явление - это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать только осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечая третьего.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.

Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.

Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка - целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.

Богатой сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики. Известно, что поддавшийся гипнозу человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания сложные инструкции и реализует их в объективных условиях, то есть по указанию гипнотизера. Некоторые люди обладают способностью обучаться во сне, причем такую способность можно развить путем внушения и самовнушения.

Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры - Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявит себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. - этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.

Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Фрейд считал, что именно от «Оно» берет свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки.

Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных или прямоненормальных явлениях.

Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.

Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализе». В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ - процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.


В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека - метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.

Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения - особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такие явления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).

Недостатки теории З.Фрейда

Представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

Преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они - ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.

Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя - бытийный и рефлексивный. Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот - испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия.

А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются:

Чувственная ткань образа.

Значение.

Личностный смысл.

Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.



Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действитель­ности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность.

Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:

Операциональные (связанные с биодинамической тканью);

Предметные (связанные с чувственной тканью);

Вербальные (связанные со смыслом).

Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно.отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.

В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биоди­намической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл.

Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.

Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассмат­риваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространст­венный образ может развернуться в динамичный.

Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного.

В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.

В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).

Самосознание

Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовер­шенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочис­ленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные
самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).

Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это
может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего
внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непре­рывность таких переживаний и дает человеку возможность интег­рировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»
(«Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я»
и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:

Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противо­поставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов челове­ческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенап­равленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

Непосредственно-чувственный уровень - самоощущение,
самопереживание психосоматических процессов в организме и
собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате
достигается простейшая самоидентификация личности;

Целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как
деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и
поддержание аутоидентичности своего «Я»;

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень -
осознание личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности, в результате возможно самонаблюдение,
самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

Целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез
трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно-
поведенческие и мотивационные функции через многочисленные
формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,
самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики,
самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).

Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне
помогают, то - хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность,
уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с
другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4) эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому
человеку»).

Есть такая модель для работы (не с моделью, а с собой) как слои сознания. Часть слоёв всем известна - это так называемые маски, актёрские роли, которые человек играет, находясь в повседневных ситуациях. Набор убеждений и установок о себе, скрепленный решениями, выгодными ходами, логикой, пользой и характером. В течение дня все эти маски постоянно меняются: на работе человек один, дома - другой, с родственниками - третий, с друзьями - четвёртый, уставший - пятый, опаздывающий на работу - шестой и так далее. Это всё видимая область слоёв.

Есть ещё слои невидимые - бессознательное, подсознание, неосознаваемое и т.п. Несмотря на их невидимость, они не хуже видимых определяют жизнь, здоровье, благополучие и судьбу человека вплоть до таких мелочей и случайностей, про которые даже и думать не принято. Тем более в приличном обществе. Ну как может стыренная в детстве конфета и конфликт с родителями повлиять на спокойную пенсию губернатора Ивана Петровича? Чепуха же!

Тем не менее, они там все есть и все определяют поведение, беды, происходящее и вообще жизнь человека. Всё, что с человеком случилось, все действующие лица, все испытанные эмоции, чувства, мысли, ощущения, образы, все отношения и связи, всё то в эпизодах, что человек не смог увидеть в фокусе глаз и слуха или не обратил на это внимание тогда - это всё прекрасно хранится в этих слоях. Человек помнит всё до мельчайшей подробности, сам не отдавая себе в этом отчёт. Стоит только поковырять - и к–а–а–а–к полезет!

Собственно, механизм проработок (терапий) именно таков - нахождение в себе очередного слоя, вытаскивание его на свет божий, из бессознательного в фокус внимания сознательного, рассматривание со всех сторон, прочувствование, вынимание из слоя всех эмоциональных зарядов, всего, что там оставлено и не пережито, и его отпускание, расслабление от него. Если брать шире, то это механизм не только активных действий (проработок), но и пассивных - випассан, перепросмотров, дза–дзэна, медитаций–наблюдения. То есть, это то, что человек может активно или пассивно сделать со своей стороны, чтобы случилось осознание. Подготовить себя к его визиту. То самое осознание, в том самом расслабленном наблюдении, о которых уже шла речь.

Естественным образом, убрав более–менее видимое, будут убраны и беспокоящие следствия, которые данный слой вызывал: и эмоции ниоткуда, и черты характера, и стереотипные события, происходящие обязательно, но как бы случайно, и части внутреннего диалога, и предпочтения… Это снизит так называемый "нулевой уровень напряжений" - такой уровень внутреннего раздрая, который ощущается как расслабление. Ощущается он так потому, что человек к нему привык. Ниже уровня - чистое неосознаваемое и неслышимое нечто, что руководит человеком. Выше - какие–то периодические вызовы внешнего мира.

Возможно кто–то примет этот нулевой уровень за благословенную внутреннюю тишину, но не стоит создавать себе убеждение. Лучше посомневаться лишний раз. Слои утрамбовывались годами, и под детскими воспоминаниями лежат перинатальные, а под ними слои от прошлых воплощений. Немного погодя самые верхние, оказавшиеся "снаружи", начнут привлекать внимание и портить настроение сообразно тому, что было набито в них. Более того, так как слои не изолированы, а имеют связи, то убранное может резво потянуть за собой то, что с ним связано и лежит где–то глубоко в закоулках.

Такие действия меняют энергетику и поэтому связи мира с субъектом тоже поменяются. Жизнь меняется (ранее уже была речь об этом) и внезапно могут повстречаться люди и события, которые имеют к этому вытащенному наружу слою отношение. А человек пройдёт мимо них не заметив, а может быть даже наступит на ногу, пока будет куда–нибудь бежать. Будьте внимательны. Случайностей не бывает - они все следствие тех самых слоёв в подсознании, которые вы не видите или видите вполуха.

Ярослав Лазарев

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем:

В оптимальном, т.е. относительно сформированном виде структура сознания складывается из двух основных компонентов - это так называемые бытийный и рефлексивный слои сознания (в формулировках Л. С. Выготского - "сознание для бытия" и "сознание для сознания" соответственно). Первый направлен на отражение внешнего мира, второй обращен внутрь, па собственный субъективный мир. Основное направление возрастного развития как раз и определяется формированием указанных слоев сознания, их взаимопроникновения. Последнее особенно важно, так как оно обеспечивает целостность процесса отражения в единстве объекта и субъекта. Взаимодействуя с предметами внешнего мира, ребенок отражает как их свойства, так и свои собственные.

Неразрывное единство бытийного и рефлексивных слоев проявляется уже в актах восприятия, в процессе которого человек одновременно осознает и то, что он воспринимает, и то, что субъектом восприятия является он сам. В этом смысле можно сказать, что бытийный слой сознания является одновременно и сорефлексивным, а рефлексивный - событийным.

Отсюда понятно, что ни одно сколько-нибудь серьезное нарушение в сфере бытийного слоя сознания не может пройти бесследно для функционирования и развития рефлексивной его стороны, и наоборот. Сами эти нарушения могут касаться структурных компонентов, из которых в свою очередь складываются бытийный и рефлексивный слои сознания.

Основными элементами, образующими бытийный слой, являются чувственная и биодинамическая ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой совокупную сенсорную основу перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань воплощается в живом человеческом движении, являющемся основой предметных действий.

В свою очередь, рефлексивный слой сознания складывается тоже из двух компонентов - эго значения и смыслы. Значение часто трактуется как содержание понятия, выраженного в слове. В значениях в обобщенной форме фиксируется исторический опыт. Сфера значений связана с речемыслительной деятельностью человека. Наличие смысловой сферы указывает на несводимость индивидуального сознания к безличному знанию. Это знание всегда принадлежит живому субъекту и в силу этого оно пристрастно. Смысл - это внутренняя сторона значения, связывающая его с реальностью жизни конкретного человека. Смысловая сфера воспроизводит себя в эмоциях, отношениях, ценностях.

В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями. Чувственная ткань формируется в процессе живого движения, составляя се внутреннюю сторону и управляя ей. Не менее тесные связи формируются между значениями и смыслами: значения могут осмысливаться, а смыслы - означиваться.

Чувственная и биодинамическая ткани сознания придают реальность объективной картине мира, который выступает для человека как нечто внешнее по отношению к сознанию, как объект его предметной деятельности. Благодаря функционированию рефлексивного слоя такую же реальность обретает и внутренний субъективный мир личности. Связь бытийного и рефлексивного слоев осуществляется через взаимодействие составляющих их компонентов. Так, смыслы и значения - это всегда смыслы и значения конкретных образов и действий. При этом чувственная и биодинамическая ткани всегда включают в себя элементы рефлексии.