Современные психологические подходы. Психологические подходы

К исследованию личности

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный. Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства . Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар , соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей , выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля . Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование . Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт , т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основные и поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт .

Экзистенционально – трансперсональный (гуманистический подход ). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход , во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

Социальные типы личности

Поскольку личность – явление детерминируемое социальными и социокультурными особенностями жизни данного общества, психологи с первой трети ХХ века пытались установить зависимость типа личности от типа социума. Одним из первых такую попытку предпринял американский психолог Ричард Мертон еще в 30-е годы ХХ столетия. Исходя из того, что любые социальные структуры выполняют две главные задачи: определяют цели общества и определяют пути достижения этих целей, он выделил следующие типы личностей на основании отношения их к этим двум задачам. Конформистский тип личности – с готовностью принимает цели и способы достижения. Новатор – принимает только цели. Ритуалист – принимает только способы достижения. Мятежный тип – не принимает ни цели, ни способы достижения. Изоляционист – не разделяет ни способы, ни пути, отдаляясь от них.

Позже американский теоретик неофрейдистской ориентации Э. Фромм в качестве наиболее отталкивающего типа личности современного капиталистического общества выделил так называемый рыночный тип . Это – человек, который готов быть таким, каким следует быть, чтобы за это хорошо платили. Еще один отталкивающий тип личности, выделенный Э. Фроммом, – авторитарная личность. Авторитарная личность является продуктом тоталитарного государства и отличается следующими качествами: приверженностью правилам, агрессивностью, суеверием, ханжеским отношением к проблеме секса, цинизмом, т.е. отсутствием веры в идеалы, преклонением перед власть имущими.

В 50-е годы Карен Хорни выделила три типа личности в зависимости от преобладающих установок в общении: отрешенный, агрессивный и податливый.

В советской психологии тип личности выводился из идеологии, носителем которой был тот или иной человек: «настоящий коммунист» (пролетарской), капиталист (буржуазной), безыдейный эгоист (мещанской), ограниченный личным интересом (крестьянской) и т.д.

На самом деле связь между социальной типологией личности и преобладающим в обществе типом производственных и общественных отношений, в том числе – отношений имущественных, отношений собственности, конечно, существует. Более точно здесь следует говорить о социальном типе характера, но чтобы подчеркнуть значимость социальных влияний на человека, психологи предпочитают употреблять выражение «социальный тип личности».

В этом смысле безусловно можно говорить о типе личности мелкого собственника, свободного художника, крупного собственника и т.д. В художественной литературе выделяются так называемые социокультурные типы личностей, т.е. типы, в основе которых лежит свойственный им способ, стиль действий: Злодей (низкие и преступные способы действий); Герой (возвышенные и романтические способы действий); Авантюрист (беспринципный и неразборчивый в способах и средствах действий человек); Жертва (беспомощный, бездеятельный человек) и др.

Таким образом, социальный тип личности есть не надуманная, а реальная психосоциальная категория, которая отражает действительное своеобразие человеческих качеств, порождаемых той или иной эпохой.

Так, в средние века характерными социальными типами личности были рыцарь, монах, крестьянин. В эпоху традиционного капитализма – предприниматель, коммерсант, рабочий. В постиндустриальную эпоху – менеджер, полицейский, юрист, банкир и т.д. Смена типа общества приводит и к смене преобладающих типов личности людей, живущих и действующих в данных условиях.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «личность»; охарактеризуйте сущность явления.

2. Назовите основные психологические подходы к исследованию личности.

3. Объясните, каковы представления о развитии личности в основных концепциях, трактующих это понятие.

4. Назовите основные социальные типы личности, в зависимости от критериев их выделения.

5. Приведите примеры социокультурных типов личности из известных вам классических литературных произведений.

6. Объясните отличия понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность».

7. Проведите сопоставительный анализ когнитивного и трансперсонального подходов к исследованию и трактовке личности.

8. Проанализируйте отличия в психодинамическом и деятельностном подходе к исследованию и трактовке личности.

9. Обоснуйте возможности поведенческого подхода в объяснении возникновения социального типа характера.

10. Осветите социальные и психологические условия становления личности.


1. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Педагогика, 1988.

3. Братусь Б.С. Аномалия личности. – М.: Мысль, 1988

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.

5. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Ювента, М.: Прогресс-Универс, 1995.

6. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.

7. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.

8. Фрейд З. введение в психоанализ: Лекции. – М.: Педагогика, 1991.

9. Введение в психологию / Под общей ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1991.


  • II. Основные полномочия и функции территориальных органов управления МЧС России и объектовых подразделений ФПС МЧС России
  • II. ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА

  • Содержание статьи

    ДЕПРЕССИЯ – аффективное расстройство. Наиболее распространенными симптомами депрессии являются следующие: у человека пропадает вкус к жизни, способность испытывать удовольствие; появляются суицидальные мысли, возникает чувство печали и отчаяния, невозможность действовать. Наблюдаются изменения в привычках еды и сна (или слишком много или, наоборот, слишком мало). Человек чувствует себя раздраженным, одиноким, усталым, ничтожным, никому не нужным, в любой момент может расплакаться без всякой причины. Очень остро проявляется негативное отношение к близким, мысли крутятся вокруг тем жизненных неудач и разочарований. Главным субъективным признаком депрессии является сниженное настроение: мир кажется серым и пустым, а собственная жизнь несчастной.

    Каковы причины депрессии? Стрессовые ситуации разного рода: потеря близкого человека, увольнение с работы, ссоры и конфликты, природные катаклизмы и т.п. Одни исследователи утверждают, что депрессия имеет генетическое происхождение (источник – в органической природе человека), другие обращают внимание на социальные источники (ранний опыт индивида, определенные действия и мысли) и даже историко-культурные ее корни. Наиболее распространенная точка зрения: депрессия – эмоциональный дистресс, на который оказывают влияние все приведенные выше факторы.

    Медицинские и собственно-психологические определения депрессии существенным образом отличаются друг от друга, различаются и способы ее преодоления. Принято считать, что 10–15% случаев депрессии требуют медикаментозного лечения, для остальных показана психотерапия как основной метод коррекции. Чем выше доля органических (генетических) основ депрессии, тем больше вероятность применения лекарств, например при коррекции т.н. «рекуррентной депрессии» (имеющей тенденцию к повторению). Причем, если человек с помощью психотерапевтов или же самостоятельно преодолевает депрессию, это дает ему возможность сделать то же самое (и даже более эффективно) в будущем.

    В различных психологических школах существуют разные подходы к анализу феномена депрессии и свои методы ее лечения (см . ПСИХОАНАЛИЗ ; БИХЕОВИОРИЗМ). Например, согласно бихевиоральной (поведенческой) психотерапии, деятельность которую не хочется делать, следует разбить на элементы, каждый из которых отрабатывается постепенно.

    Рассмотрим три психологических подхода к изучению и коррекции депрессии, которые внесли самый существенный вклад в ее понимание и преодоление.

    Когнитивно-психологический подход.

    Согласно одному из основателей когнитивной психотерапии, американскому психотерапевту Аарону Беку (Aaron T.Beck), наше поведение зависит от того, как мы видим мир вокруг нас. Поэтому, обучив индивида думать более позитивно и рационально, можно помочь ему преодолеть депрессию.

    Выделяется специфический круг симптомов депрессии. Прежде всего – негативность мышления, когда человек больше подчеркивает негативные аспекты окружающей его действительности, а не положительные ее стороны. Другой особенностью «депрессивных мыслей» является их абсолютистский характер: «Все плохо!», «Ничего не радует!», «Хуже, чем у меня, не бывает!». Далее, существуют определенные мыслительные конструкты (т.н. «сверхобобщения»), которые могут привести к депрессии – «я не могу жить без любви», «если я не в лидерах, я ничего не стою», «если я не совершенен, значит я неадекватен», «за все негативное в моем окружении ответственен я», «я не стою того, чтобы жить». Мир представляется человеку в депрессии несправедливым, жестоким, абсурдным, пустым и т.п.

    Как справиться с депрессией с точки зрения когнитивно-психологического подхода (по сути дела, ориентированного на решение проблемы )? Нужно предложить человеку рассмотреть все возможные варианты, не останавливаясь на первом приходящем в голову. Человек должен получить более реалистическое представление о самом себе и своем окружении, изменить образцы своего мышления, научиться мыслить более объективно, основываясь на реальных фактах (если тебе выбили зуб радуйся, что не выбили всю челюсть. Бывает хуже!) Иногда помогает смотреть на ситуацию в качестве независимого наблюдателя («широко открытыми глазами»), понять, что нет смысла расстраиваться из-за того, что невозможно изменить.

    Например, напомнить девушке, считающей, что она «не может жить без любви», что она чувствовала себя вполне нормально и счастливо тогда, когда у нее не было любимого. Таким образом она понимает, что ее идея, что жить можно только «находясь в состоянии влюбленности» изначально ложна, и это часто оказывается существенным для ее психологического состояния.

    Позитивно-психологический подход.

    В случае межличностного конфликта, если кто-то доминирует (выигрывает), а кто-то подчиняется, то депрессия возникает у того, кто подчиняется (проигрывает).

    У депрессивного человека нет достаточно силы (власти), и он сдается. Здесь нужно различать «силу» и «контроль». Некоторые люди думают, что для того, чтобы иметь власть, они должны контролировать другого, однако это нездоровая «депресогенная» установка. Необходимо изменить тип взаимодействия, от доминирования – подчинения перейти к кооперативному взаимодействию на основе равенства (ситуация, где каждый выигрывает).

    Александр Шапиро

    Если говорить о психологии в целом, то одной из ее главных особенностей является политеоретичность – отсутствие единой общепринятой теории, в рамках которой объяснялись бы все изучаемые явления. Этим она принципиально отличается от естественных и точных наук. К примеру, в биологии объединяющую роль играет эволюционная теория, разделяемая подавляющим большинством биологов, предлагающая объяснения ключевым биологическим явлениям и предопределяющая основные направления поиска этой науки. В психологии такая единая концепция отсутствует, в ней существует несколько подходов, ни один из которых не может претендовать на господство. Каждый из них обладает значимым числом сторонников, но при этом у каждого есть и непримиримые противники; каждый, в конечном счете, претендует на исчерпывающее объяснение всех психологических явлений, но на практике сталкивается с препятствиями на пути становления собственной гегемонии; и каждый имеет собственную приоритетную область, изучение которой признается его сторонниками критичным для развития психологической науки в целом.

    Можно выделить пять таких подходов.

    Биологический – исходит из того, что в основе всех психических процессов лежат изменения в нервной системе человека. Изучение психики и поведения человека, следовательно, должно быть основано на исследовании соответствующих физиологических процессов.

    Бихевиористский подход основывается на утверждении, что психика человека не может считаться подходящим для строго научного исследования объектом, так как психические процессы недоступны для наблюдения. Исходя из этого, изучение человека должно основываться на наблюдениях за его поведением, а не на теоретизировании по поводу событий, происходящих в его внутреннем мире. Главным исследовательским инструментом бихевиористы считают экспериментирование на основе сопоставления наблюдаемых фактов – стимулов и реакций.

    Психоаналитический подход, напротив, объясняет поведение и психические процессы, опираясь преимущественно на бессознательные глубинные явления психики. Сознание рассматривается психоаналитиками как вторичная структура, определяемая инстинктами человека, действие которых проходит большей частью за пределами осознаваемого. Проникновение в сферу бессознательного и его изучение составляет, по мнению психоаналитиков, важнейшую задачу психологии.

    Сторонники когнитивного подхода считают, что основной функцией человеческого мозга является обработка информации. Когнитивные исследования проводятся, основываясь на аналогии между высшей нервной деятельностью человека и работой компьютера: предпринимаются попытки свести сложные психические процессы к простейшим операциями по обработке поступающих данных, а любое поведение рассматривается как реакция, основанная на результатах обработки.

    Перечисленные подходы объединяет то, что все они считают сознательный опыт человека ненадежным источником информации. В отличие от них, феноменологический или, иначе, гуманистический подход сосредоточен именно на субъективном опыте человека. Его сторонники считают, что исключение сознательного опыта из сферы интересов психологии неоправданно сужает ее рамки и лишает психологов возможности объяснить духовную сферу человеческой жизнедеятельности - творчество, эстетическое чувство, самопожертвование и другие проявления высоких мотивов, которые составляют основной интерес гуманистической психологии.

    В исследовании вопросов управления задействуются все подходы. Естественно, что в некоторых случаях это порождает противоречивые выводы, однако чаще политеоретичность способствует формированию комплекса разносторонних и взаимодополняющих данных.

    Любое явление в психологии можно изучать с разных точек зрения, или, иными словами, в русле определенного подхода. Один психологический подход не исключает другого, скорее, предоставляет возможность посмотреть на предмет исследования с иной стороны, осветить те его стороны, которые остались в тени при использовании других направлений.

    В процессе развития психологии сформировалось множество научных подходов. Некоторые из них уже утратили актуальность, позиции других крепки до сих пор. Посмотрим, какие основные подходы выделяются в науке в наше время и какие подходы в психологическом консультировании сформировались на их базе.

    Научные направления

    Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, - о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

    Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются.

    Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

    Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как . Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых - сексуальная энергия и энергия смерти.

    Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека. Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый - вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека. Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

    Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний. Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее. Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.

    Итак, какие виды терапии чаще всего применяются в современном консультировании?

    • Поведенческая терапия (на основе теории бихевиоризма) ставит задачу замены нежелательных способов поведения полезными. Этот вид особенно эффективен для лечения и зависимостей, то есть тех расстройств, где можно выделить конкретный симптом, с которым работает специалист.
    • Психоаналитическое направление и выделившиеся из него индивидуальная психология, аналитическая психология, самоанализ и другие. Все эти методы основаны на распознавании глубинных мотиваций, которые влияют на поведение человека.
    • Экзистенциально-гуманистическое направление (на основе гуманистической психологии) призвано помочь человеку осознать цель жизни, определиться с основными ценностями, не бояться нести ответственность за свой выбор.

    Существует еще множество других методов психологического консультирования, например гештальт-терапия, интегративное направление, сочетающее в себе сразу несколько подходов, и другие. Автор: Евгения Бессонова

    2.1. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

    В системе наук психология играет особую роль, поскольку:
    1) это наука о самом сложном, что известно человеку
    2) в психологии сливаются субъект и объект познания
    3) психологическая наука имеет уникальные практические наследия

    Нелинейная классификация наук Б.М.Кедров:
    Расположены по объекту изучения:
    Естественные науки - объект - природа
    Социальные науки - объект - общество
    Гносеология - наука о познании - теория познания

    Двухсторонняя связь - психология берет и дает из этих наук

    Отрасли современной психологии возникают как междисциплинарные, на стыке психологии и других наук и научно-практических комплексов:

    на стыке психологии и общественных наук существуют такие отрасли:

    • социальная психология (как то, что мы включены в определенную группу влияет на нашу психику)
    • экономическая психология
    • политическая психология
    • этническая психология
    • юридическая психология
    • психолингвистика
    • психология искусства
    на стыке психологии и естественных наук существуют:
    • психофизиология (поиск физиологических оснований психических процессов)
    • психофизика (как энергия внешних воздействий преобразуется во внутренний опыт)
    • зоопсихология и сравнительная психология
    • психобиохимия (биохимические основания организма)
    на стыке психологии и медицины возникли:
    • патопсихология (изучает различные отклонения, патология психического развития)
    • клиническая психология
    • нейропсихология (изучает мозговую локализацию психических процессов, где локализованы зрение, слух...)
    • психотерапия (лечение с помощью психологических средств)
    • психофармакология (влияние на психику фармакологических средств)
    на стыке психологии и педагогики существуют:
    • возрастная психология (от зачатия до смерти человека)
    • педагогическая психология (разработка психологических основ обучения и воспитания)
    на стыке психологии и технических наук:
    • инженерная психология (изучает приспособление техники к человеку)
    • эргономика
    2.2. Основные теоретические подходы в современной психологии

    Все теоретические направления, существующие в современной психологии, различаются по двум принципиальным положениям:

    1. Что признается главным источником поведения человека
    2. Насколько жестко поведение человека детерминировано внутренними или внешними причинами
    Биологический подход

    Источник: биологические программы. Человек - биологическое существо.

    Различные формы поведения связывают с функционированием нервной и гормональной систем, исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенных от рождения программ.

    К этому подходу принадлежат представители бихевиоризма, психофизиологии, этологии, социобиологии.

    (социобиология - ценность воспроизведения потомства)

    Психоанализ

    Зигмунд Фрейд

    Человека переполняют подавленные влечения, которые стремятся выйти наружу в виде оговорок, описок, ошибочных действий, в произведениях искусства, в выбранной профессии и в сновидениях

    Гуманистическая психология

    В 60-е годы ХХ века возникает "Третья сила" (третья сила по отношению к бихевиоризму и психоанализу) - гуманистическая психология.

    Противовес механичности человека. Начали изучать ЗДОРОВОГО человека.

    Движущая сила развития человека - стремление к самоактуализации , полноценному функционированию, поиску смысла жизни

    Гуманистическая психология:

    • Личностно-ориентированная психология (А.Маслоу, Карл Роджерс). Стремление к самоактуализации - человек должен стать тем, кем он должен стать. Максимальное развитие способностей и потребностей.
    • Экзистенциальная психология (Ирвин Ялом). Существование определяет сущность. Источник: выборы, которые осуществляются в каждый момент времени. Тот выбор, который мы делаем, определяет то, кем мы являемся.
    • Трансперсональная психология (Станислав Гроф). Холотропное дыхание, области человеческого бессознательного.

    Культурно-исторический подход

    Лев Семенович Выготский

    Формирование личности - это присвоение ребенком культурно-исторического опыта

    Деятельностный подход

    Сергей Леонидович Рубинштейн
    А.Н. Леонтьев

    Развитие человека - это смена его деятельностей , которая определяет характер психологических новообразований

    Эклектический подход

    Понемногу из всех направлений, то, что сейчас может сработать.

    2.3. Методологические основы психологии

    К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

    • парадигма
    • категории
    • принцип
    • закон
    Парадигма (гр. paradeigma - пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

    Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.

    В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
    1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
    2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
    3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
    а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
    б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
    в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
    г) субъективность или субъективированная форма результатов
    д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
    е) необходимость установления отношений с объектом
    ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
    4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
    Методы гуманитарной психологии - методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

    Парадигма это:
    образец для исследования,
    какие проблемы и как их исследовать,
    ставить исследовательские задачи и решать их.
    (например: естественно научная парадигма - масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма - каждый человек уникален, исследовать - ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

    Парадигма - что я буду исследовать и какими методами.

    Категории наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи

    1. Отражение - категория материалистической философии. Эта категория позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Недостаточно отнести психическое явление к категории отражения - необходимо выявить его специфику, отличие психического отражения от других уровней и форм. Высшая форма отражения - сознание.

    Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

    Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать не только индивидуальную, но и общественную деятельность - общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения - личность.

    Принципы

    Принцип (лат.) - основа, в логике - основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции.
    Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность , подытаживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.

    Основные принципы психологии
    1) Принцип детерминизма : актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой
    2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью - сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности.
    3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип : при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер.
    4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого.
    5) Системно-структурный принцип
    6)Принцип личностного подхода

    Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

    Законы психологии

    Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

    Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

    Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

    Типы законов в психологии

    • относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);
    • законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);
    • законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);
    • законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);
    • законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;
    • законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);
    • законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).
    Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

    2.4. Методы психологического исследования

    “Метод - это путь познания. Это способ, посредством которого познается предмет науки” С.Л.Рубинштейн

    Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых получают факты, которые используются для доказательства положений, из которых, в свою очередь, складывается научная теория.

    Б.Г.Ананьев предложил такую классификацию методов психологического исследования:

    Организационные методы - определяют стратегию исследования

    • Метод срезов или сравнительный (сопоставление отдельных групп исследуемых с целью установления сходства и различия между ними) (дает информацию сейчас, развития не дает)
    • Лонгитюдный (многократное обследование тех же самых лиц с целью выявления динамики исследуемых качеств) (явление в развитии, дает динамику)
    • Комплексный (реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых берут участие представители разных наук, с целью установления связей между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности) (привлекает специалистов разных областей)
    Эмпирические методы сбора данных
    • Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
    • Экспериментальные: формирующий, природный и полевой эксперимент (позволяет изучать причинно-следственные связи, нет эксперимента без гипотезы, особенность зависит от факторов)
    • Психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа.
    • Праксиметрический метод (анализ процесса и продуктов деятельности)
    • Моделирование (принятие решений, память)
    • Биографический (образец гуманистической парадигмы)
    Методы обработки данных
    • Количественный (статистический) анализ
    • Качественный анализ (ближе к гуманитарной парадигме) (дифференциация и обобщение материала по качественным параметрам, по группам)
    Обобщение - по качественным показателям (как нарисовал, с чем не справился)

    Методы интерпретации

    • Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе) (определение закономерностей изменения данных) (лонгитюдный, сравнительный)
    • Структурный - (установление структурных взаимосвязей между исследуемыми характеристиками) построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношения между факторами)
    Один и тот же тест - это информация о нескольких личностных факторах.

    Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение и эксперимент
    Применяются во всех науках.

    Наблюдение - целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира, метод научного познания. Используется в психологии для изучения психической реальности и ее феноменов. Позитивная черта наблюдения - непосредственная связь с объектом исследования, негативная - пассивность исследователя, который не вмешивается в ход процесса, который изучается.

    Эксперимент - способ чувственно-предметной деятельности в науке, метод познания психической реальности, при котором психические явления изучают в специально созданных или контролируемых исследователем условиях.

    Во время проведения эксперимента необходимо быть уверенным, что переменные, то есть все изменяемые факторы, которые варьируются действительно связаны с изучаемым явлением, а не с какими-то другими факторами. Это:
    1) Независимые переменные , которые введены экспериментатором и на которые не могут влиять испытуемые. Не зависят от испытуемого, ими варьирует экспериментатор.
    2) Зависимые переменные , связанные с поведением испытуемого.
    3) Промежуточные переменные , которые следует учитывать при интерпретации данных: психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и т.д.
    Эксперимент - главный метод для проверки причинно-следственных связей.
    Эксперимент невозможен без существования гипотезы.
    Экспериментировать - это варьировать независимые переменные, фиксировать изменение зависимых и учитывать промежуточные.

    Эксперимент Милгрема.
    -Велика роль экспериментатора в плане влияния получаемого результата (эффект Розенталя, эффект предубежденности), влияния экспериментатора на результат. Трансляция правильного поведения (неосознанно, мимикой и т.д.)
    -Испытуемый знает гипотезу. Если испытуемый знает гипотезу, он может вести себя в соответствии с ней.

    Слепой метод
    - наблюдатель не знает какая группа контрольная
    Двойной слепой метод - испытуемые не знают гипотезы, наблюдатель не знает, какая группа контрольная.

    К вспомогательным методам исследования относятся опросы и тесты.

    Опрос - метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом)

    Тесты (от англ. test - проба, испытание, экзамен) - система приемов для испытания и оценивания отдельных психических особенностей человека. Используется как в научных, так и в практических целях.

    Виды тестов:
    По содержанию: тесты успешности, тесты способностей, тесты личности
    По материалу: вербальные, действующие
    По форме поведения: групповые, индивидуальные

    Психодиагностические методы (тесты)

    Это методы исследования, которые стандартизированы.
    Стандартизирована процедура проведения, обработки, получения информации, интерпретации.
    Психодиагностика занимается проведением тестов. Основные формы проявления психики

    • Психические процессы
    • Психологические состояния
    • Психологические свойства

    Психологические состояния

    • устойчивый интерес
    • творческое вдохновение
    • сомнение
    • апатия
    • угнетенность
    • утомление
    Психологические свойства (вошли в структуру личности человека)
    • темперамент
    • направленность
    • характер
    • способности