Украинская литература подготовка к вно литература xiv-xviii веков. Тема: Культура Украины в XVI веке Развитие украинской культуры в 16 веке

Развитие культуры XIV-XVI веков

Несмотря на то, что исторические условия пагубно влияли на состояние и развитие украинской культуры, искусство и наука продолжали набирать силу. В живописи наряду с религиозными все больше становятся заметными светские мотивы и образы, развивается архитектура: строятся деревянные и каменные ратуши, замки и строятся города. Украина достигла определенного развития и в науке (философии, языкознании, математике, астрономии, медицине). Выдающимся событием для украинского языкознания XVI-XVII веков становится первая грамматика Ивана Ужевича - «Грамматика словенская». В 1447 году талантливый украинский математик, доктор философских наук Мартин с Журавиці (село возле Перемышля) написал первый учебник по геометрии и трактат «Новое сопоставление счета дробей ». Он преподавал в университетах Падуи, Болоньи, Праги и Липская. К сожалению, ни одна из работ этого ученого так и не была напечатана.

в 1483 году в Риме вышла в свет первая книга украинского ученого Юрия Дрогобыча «Прогностические соображения», написанная на латыни. Известно, что Юрий Дрогобыч окончил Краковский университет, преподавал медицину и астрономию в Болонском университете, где впоследствии стал ректором.

Переломным моментом в развитии украинской культуры стало появление книгопечатания. 1491 году в Кракове украинцем Святополком Фіолєм были напечатанные кириллическим шрифтом первые книги («Псалтырь», «Часословець» и др.). Также на Украине распространялись книги, изданные белорусским первопечатником Франциском Коркой, что основал собственную типографию в Вильно. На развитие украинского книгопечатания большое влияние имела прогрессивная деятельность Ивана Федорова. В 1574 году во Львове он выпустил «Апостол», а впоследствии в Остроге - Библию.

Литература

Несмотря на то что Киев утратил свое политическое значение, он остался крупным торговым центром, и торговые связи были налажены с Молдовой, Сербией, Чехией и Болгарией. Поэтому в Украине появляются переводные произведения (например, сербский повесть «Александрия»), переводят с сербского, болгарского и греческого языков.

Развивается и оригинальная украинская литература: возникают новые редакции «Киево-Печерского патерика», распространяются списки «Хожденія» Даниила Паломника.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало тогдашних памятников, потому что большинство их было уничтожено во время татаро-монгольского нашествия.

В развитии литературы XIV-XVI веков остается ведущим летописания. До наших времен дошел «Литовская летопись», в котором ведется повествование о времена пребывания Украины в составе Литовского княжества. В этой летописи привлекают внимание вставные рассказы и повести, наиболее интересной из которых является «Повесть о Подольскую землю». Еще один летопись тех времен - «краткая Киевская летопись», который описывает события, которые происходили на украинских землях в XIV-XV веках, и возвеличивает просветительскую деятельность князя Острожского.

В этот период в устном народном творчестве начинается зарождение украинского литературного языка. Книжным языком был старославянский с примесями польского языка, латыни и т.д., но народная речь все больше проникала и в книжную письменность.

В XVI веке на основе народных говоров зародилась « русская речь », стал государственным на территории Украины во времена господства Литовского княжества. Русская речь стала основой для дальнейшего формирования украинского литературного языка.

Развитие культуры XVI-XVIII веков

В первой половине XV века на западноукраинских землях начинают появляться братства, церковно-просветительные общества мещан, которые затем распространились на всю Украину. Самыми активными были братства, основанные во Львове, Луцке, Остроге и Киеве. Деятельность братств включала организацию образовательных учреждений, народных библиотек, книгопечатания. Также братства разыскивали старые летописи и занимались хранением памятников истории и культуры, выкупом украинских пленников из татарско-турецкого плена. Но основную свою задачу братства видели в противостоянии полонизации и покатоличенню украинского народа.

Крупнейшим центром культуры становится Киевское братство, которое было основано при Богоявленском монастыре на Подоле. Вокруг него сплотились наиболее известные ученые, писатели, издатели, общественные и политические деятели, такие как: Елисей Плетенецкий, Леонтий Карпович, Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий, Лаврентий Зизания, Исайя Копинский, Спиридон Соболь, гетман Петр Сагайдачный (вступил в братство вместе со всем запорожским кошем). Братство основало школу при Лавре, впоследствии при содействии Петра Могилы она приобретает ранг коллегиума. Высокообразованный человек, сын молдавского господаря, бывший военный, Петр Могила становится Киевским митрополитом. Его связи в господствующих кругах братство использует для проведения различных культурных мероприятий. Сам митрополит ведет активную полемическую деятельность, направленную против униатов. Именно Петр Могила становится первым ректором Киевского коллегиума.

В начале XVII века Киевский коллегиум вырастает в Академию, которая стала первым образовательным и научным центром Украины. В Академии обучается более 1000 студентов из всех южнославянских стран, из России. Выпускниками Киево-Могилянской академии были известные ученые и писатели, такие как Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, Самойло Величко, Климентий Зиновьев, Александр Шумлянский, музыканты Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский, военные деятели Иван Самойлович, Самуил Мужиловський, Семен Палий, Иван Мазепа и многие другие.

Киево-Могилянская академия открыла свои коллегии на Волыни, в Кременце и в Виннице. в 1661 году открывается Львовский университет.

Благодаря братствам было основано школы не только во Львове, Киеве, а и в Перемышле, Луцке, Кременце, Каменце-Подольском, Виннице, Немирове, где ученики изучали философию (богословие), астрономию, историю, географию, математику, риторику, поэзию (поэтику) и речи: тогдашнее книжное украинскую, греческую, французскую, польскую, немецкую. Впоследствии в состав предметов добавились еще естествознание и медицина. При школах возникают типографии.

Вокруг школ и типографий собираются талантливые ученики, которые пишут книги и готовят к печати учебники. Например, при Острожской школе было отпечатано «Острожскую Библию» и «Грамматику словенскую». Общий уровень образования украинцев в это время очень высокий.

Центром украинского книгопечатания становится Лавра. Напечатанные здесь книги славились высоким качеством: глубоким содержанием, четким шрифтом, богатым оформлением. Лишь в 70-х годах XVII века из Киева в Москву поступило более 1000 различных книг.

Развитие науки и искусства в XVI-XVIII веках

В XVI-XVIII веках активно развивается языкознание, философия, история. Первыми мовознавчими трудами можно считать «Лексикон» Памвы Беринды (более 8 тысяч слов, переведенных тогдашней украинском языке) и «Грамматику словенскую» Мелетия Смотрицкого (1619 г.),которая на протяжении 150 лет была основным учебником в украинских, российских, а определенное время и в сербских и болгарских школах. Иннокентий Гизель своим трактатом «Труд из общей философии» сильно повлиял на развитие философской науки, а его исторический обзор «Синопсис» выдержал более 20 изданий и вошел к учебнику по истории России Михаила Ломоносова.

Среди известных философов того времени - Лазарь Баранович, Георгий Конисский (автор учебника «Этика»), Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий.

Большого развития достигло украинское музыкальное искусство. Тогдашняя музыка была преимущественно религиозного содержания. Только в реестре Львовского братства упоминается 267 произведений украинских композиторов XVIII века. их музыка была известна далеко за пределами родной земли. Среди наиболее известных в мире украинских композиторов следует упомянуть Артема Веделя, Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Из творческого наследия Артема Веделя до нас дошло лишь 12 концертов. Этот композитор был руководителем хоровых капелл в Москве, Киеве и Харькове, но его судьба сложилась очень трагично - безумие от издевательств и смерти в тюрьме.

Имя Максима Березовского вошло в историю как имя первого представителя восточных славян, который в стенах Болонской академии получил звание академика музыки. Максим Березовский стал автором нескольких опер и многих концертов. Доведенный до отчаяния интригами петербургской знати, покончил жизнь самоубийством.

Дмитрий Бортнянский - автор известных опер «Сокол», «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий» (три из них поставлены на итальянской сцене), инструментальных произведений и более сотни хоровых концертов, которые принесли ему мировое признание.

Также интенсивно развиваются живопись и архитектура. В это время творили такие мастера церковной живописи, как Иов Кондзелевич, Иван Руткович, портретисты Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий, граверы братья Александр и Леонтий Тарасовичи, Григорий Левицкий.

Литература

Вскоре перед объявлением Брестской унии между католическими и православными церковными деятелями началась активная полемика, которая после унии 1596 года только еще больше обострилась. Первым значительным полемическим произведением был трактат Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного» (1587 г.), который стал ответом на книгу иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божьей». Полемизировали с римско-католическими священниками и Василий Острожский в своей «Книжиці» (1588 г.) и Стефан Зизанійу «Казанні св. Кирилла...» (1596 г.). В «Апокрисисі» (1598 г.) Христофора Филалета раскрываются истинные причины возникновения унии, которая и политически, и экономически была выгодна Ватикана, польскому королю и шляхте. Автор продемонстрировал риторическую и публицистическое мастерство.

Хотя основой полемики была религия, однако авторы нарушали и важные общественные вопросы. Ярким примером этому является полемический трактат Захария Копистенского «Палінодія, или Книга обороны» (1622 г.), в которой автор отстаивал право Украины на независимость. Среди выдающихся украинских полемистов следует упомянуть также Петра Могилу, Мелетия Смотрицкого, Ивана Галятовского и Ивана Вишенского.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Во второй половине XVI века в Украине активизировалась национально-освободительная борьба против владычества польских феодалов (в результате Люблинской унии 1509 года в Украине и Белоруссии установилось господство Речи Посполитой; в 1696 году Брестский собор провозгласил унию - слияние православной и католической церквей под эгидой Папы римского).

Борьба украинского и белоруского народов против католизации и полонизации, борьба за социально-национальное раскрепощение вызвала подъем культурно-просветительного движения, что способствовало развитию культуры.

На Украине культурная жизнь концентрируется в таких городах, как Львов, Острог, Киев. Возникают школы, например, школа князя Константина Острожского, возникшая в 70-х годах XVI века в городе Остроге (на Волыни). Ректором Острожской школы был известный писатель Герасим Смотрицкий, учителями - Христофор Филалет, автор известного полемического произведения "Апокрисис", и другие. Не случайно из стен школы вышли такие прогрессивные деятели, как писатель Мелетий Смотрицкий (сын Герасима Смотрицкого) и запорожский гетман Сагайдачный. Школы были созданы во Львове, Киеве. Наряду с монастырскими школами они сыграли большую роль в образовании украинского населения.

Особая роль в общественной и культурной жизни древней Украины принадлежала Киево-Могилянскому коллегиуму, созданному в 1632 году на основе Киевской братской и Лаврской монастырской школ. Его основатель Петр Могила создал по сути высшее учебное заведение, он добивался превращения коллегиума в академию, но это было сделано только в начале XVIII века. В XVII-XVIII веках из стен учебного заведения вышли такие деятели, как Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и другие.

Развитию литературы этого времени способствовало появление книгопечатания и создание научно-филологических работ. Начало книгопечатания связано с именем русского первопечатника Ивана Федорова, который бежал из Москвы, в 1572 году обосновался во Львове, где и оборудовал типографию. По просьбе князя Константина Острожского Иван Федоров организовал типографию в Остроге, где издал знаменитую Острожскую Библию (1581 г.) и другие произведения. Широкую книгоиздательскую деятельность развернула Лаврская типография.

ЛИТЕРАТУРА

Украинская литература в этот период достигла больших успехов. В ней продолжают развиваться такие жанры прозы, как проповеди, летописи, полемическая литература и другие.

Среди писателей этого периода наиболее видное место занимает Иван Вышенский, первый среди украинских и один из выдающихся мастеров полемического слова тогдашней мировой литературы. Биографические сведения об Иване Вышенском скудны. Родился он в середине XVI века в местечке Судовая Вишня, возле Перемышля; жил в Галиции, Волыни, Подолии. Рано постригся в монахи и в 70-е годы переселился в Грецию, на Афон (один из крупнейших центров православного монашества). После некоторого пребывания в монастырях Вышенский поселился в пещере - стал затворником. С Афона на родину он направлял свои пламенные обличительные послания и письма, даже приезжал на два года на Украину, но потом снова вернулся на Афон в свою пещеру, где и умер в 20-х годах XVII века.

Убежденный аскет, он искренне верил в силу и правду право- славно-христианского учения, ратовал за духовную и социальную свободу народа, восхищался поэтичностью и глубиной народного творчества, которое использовал в своих страстных посланиях и песнях.

Иван Вышенский, несмотря на свои противоречия, последовательно проводил идею социально-национального освобождения народа. Творчество выдающегося деятеля украинской культуры было глубоко гуманным, он явился предшественником Т. Г. Шевченко.

Во второй половине XVI - первой половине XVII века происходит становление украинской поэзии и драматургии, которые имели школьно-схоластический характер. Наиболее известными образцами украинской поэзии являются панегирические вирши Герасима Смотрицкого - приложение к "Острожской библии" (1581 г.), "Хронология" Андрея Рымши (1581 г.) и другие.

В этот же период получают распространение рождественские и пасхальные "комедии": диалоги, сценки-декламации и т. п.

8 класс" width="522" height="40" class=""/>

История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:

· определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

· характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

· называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

· оценивать их деятельность;

· распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

· самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

· Работать с ИКТ.

Форма урока: защита проекта.

Ход урока

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».


Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.

1. Имела ли Украина в данный период собственное государство ?

2. В состав каких государств входила Украина?

3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

5. Что такое культура?

6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?

Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы.

Вопросы для закрепления:

1. Чему и как обучали в братских школах?

2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?

Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально - экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:

1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

3. Какую роль играли летописи?

Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:

1. Основные направления в развитии архитектуры.

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.

V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»






История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:


  • определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

  • характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

  • называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

  • оценивать их деятельность;

  • распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

  • самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

  • Работать с ИКТ.
Форма урока: защита проекта.

Ход урока
Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».

Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.


  1. Имела ли Украина в данный период собственное государство?

  2. В состав каких государств входила Украина?

  3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

  4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

  5. Что такое культура?

  6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

  7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?
Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»


Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Бойко О.Д. Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы .

Вопросы для закрепления:


  1. Чему и как обучали в братских школах?

  2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

  3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

  4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?
Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:


  1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

  2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

  3. Какую роль играли летописи?
Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:
1. Основные направления в развитии архитектуры .

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.
V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»


Основные направления в развитии скульптуры




Хотя украинские земли находились под властью иностранных государств, в XVI - первой половине XVII в. в Украине сложились условия, которые обусловили национально культурное возрождение.

Условия развития украинской культуры в XVI - первой половине XVII в.:

Объединение большинства украинских земель в Речи Посполитой способствовало как полонизации и окатоличиванию части украинской шляхты, так и культурному сближению разных регионов Украины.

Потеря православной церковью, которая была важным фактором культурного процесса, своего привилегированного положения.

Активизация влияния на украинскую культуру западноевропейской. Распространение идей Возрождения.

Усиление борьбы Украинской за свою национальную самобытность в условиях польско-литовского владычества.

В составе Великого Княжества Литовского, которое унаследовало достояние культуры Киевской Руси, условия для развития украинской культуры были достаточно благоприятными. Однако после Люблинской унии на украинские земли началось наступление поляков

и католической церкви. Перед украинском в условиях иностранной экспансии и отсутствия поддержки со стороны государства встала проблема сохранения культуры и национальной идентичности. В то же время, в Украине попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Украинцы нашли в себе силы, примкнув к достижениям западной культуры, сохранить и реформировать православную церковь, создать собственную систему образования.

Подъем национального сознания в Украине было тесно связано с широким функционированием украинского языка. Унаследовав древнерусскую письменность, она продолжала и развивала языковые традиции Киевской Руси, несмотря на полонизации и окатоличивания, которого испытывал украинский народ в Речи Посполитой. В XVI - первой половине XVII в. письменный язык украинский и белорусов называли русской. Она была достаточно распространенной в официальной сфере. В частности, ею были написаны Литовские статуты - кодексы права Великого Княжества Литовского, изданные в XVI в. Под влиянием устной речи в русской речи формируются черты литературного украинского языка.

Самой выдающейся достопримечательностью переводной литературы этого периода было "Пересопницкое Евангелие". Его перевели в 1556-1561 pp. с церковнославянского на украинский народный язык сын священнослужителя из г.. Сянока Михаил Василевич и архимандрит Пересопницкого монастыря на Волыни Григорий. Переводы Священного Писания на украинский язык, что стали возникать в XVI в., Были отражением реформационных идей, охвативших Европу. В наше время на "Пересопницком Евангелии" присягу на верность украинскому народу президенты Украины.

В конце XVI в. в ответ на усиление попыток окатоличивания украинского населения стала развиваться полемическая литература. Первым с острыми полемическими произведениями выступил Герасим Смотрицкий. В частности, в произведении "Ключ царства небесного" (1587) он призвал украинский и белорусов стать на защиту родины и ее национальных традиций. Вершиной полемической литературы считается творчество Ивана Вышенского, который в своих посланиях с Афона в Украине призвал соотечественников беречь православную веру, сопротивляться попыткам окатоличивание.

Развития культуры и языка Украины во многом способствовало книгопечатание. Первыми печатными произведениями в Украине считаются "Апостол" и "Букварь", изданные 1574 во Львове московским первопечатник Иван Федоров. "Букварь" был первым школьным учебником на украинских землях.

Приглашенный к князю К. Острожского, Федоров в 1581 осуществляет первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Вместе с богословской литературой Федоров издает полемические труды Г. Смотрицкого, В. Сурожского, X. Филарета. По примеру Федорова создают типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгороде-Северском, Снятине, Рогатине и других городах. В середине XVII в. на украинских землях в разное время действовало 25 типографий.

Наибольшей среди них была типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Е. Плетенецким. Здесь в начале XVII в. вышла целый ряд грамматик, словарей, букварей, разнообразной полемической литературы. Увидели свет «Часослов», а позже - "Лексикон славянорусской". Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковое единство украинского народа.

Положение образования в Украине в условиях полонизации и окатоличивания было достаточно сложным. В Украине издавна существовали начальные школы при церквях и монастырях, где учительствовали благодарности, и домашнее образование. Однако домашнее обучение было доступно только для состоятельных людей, а начальное образование, которое получала подавляющее большинство украинского населения, уже не отвечала требованиям тогдашнего общества. Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо было рядом с изучением церковнославянского и греческого языков ввести изучение тех предметов, которые изучались в западноевропейских странах. Прежде всего, это латинский язык и семь "свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, математика, геометрия, астрология (астрономия) и музыка.

На таких принципах в Украине сформировался новый тип учебных заведений - славяно-греко-латинская школа. Первым учебным заведением этого типа в Украине стала Острожская школа, открытая около 1578 на средства князя К. Острожского. В ее программе обучения были три языка (церковнославянский, греческий и латинский), "семь свободных наук", разделенных на предметы тривиуму (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (математика, геометрия, астрономия, музыка), богословие и элементы философии. Преподавание двух последних предметов делало Острожской школе высшим учебным заведением. Современники иногда называли школу академией. ее первым ректором был известный писатель-полемист Герасим Смотрицкий, затем - грек Кирилл Лукарис, который позже стал александрийским и константинопольским патриархом. При школе была типография, действовал научный кружок. После смерти князя К. Острожского (1608) школа пришла в упадок и при преемниках князя она была преобразована в иезуитскую школу.

Славяно-греко-латинские школы организовались также при братства: Львовском (1585), Киевском (1615), Луцком (1620), Кременецком (1636). Отличительной чертой этих школ было то, что они имели всесословное характер и обеспечивали достаточно высокий уровень обучения.

В 1615 г.. Состоятельная киевская шляхтянка Гальсина Гулевичивна подарила свою наследственную землю на Подоле в Киеве Киевском Богоявленском братству. Здесь была основана Киевская братскую школу. В ней работали выдающиеся ученые-просветители и педагоги: Иов Борецкий, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Мелетий Смотрицкий (создал в 1619 учебное пособие - "Грамматику славянскую", по которым учились почти 150 лет), Касьян Сакович.

В 1631 г.. Архимандрит Киево-Печерской лавры П. Могила основал при ней школу высшего типа, по своей программе напоминала иезуитские коллегиума. Киевское братство видело в этом опасность для православия и, опираясь на поддержку запорожского казачества, вступило в переговоры с П. Могилой. Было достигнуто соглашение об объединении обеих школ в новое учебное заведение - коллегиум (1632), который переходил под опеку П. Могилы. Эта школа, сохраняя национальные традиции, приняла программу и методы западноевропейских университетов. Курс обучения длился 12 лет и делился на семь классов: подготовительный (фора), три низших (инфими, грамматика, синтаксис), два средних (поэтика и риторика) и выше. Студеи (студенты), как называли тех, кто учился в высшем классе, изучать философию, которая состояла из логики, физики и метафизики, и сокращенный курс богословия. В коллегиуме, количество учеников которого в отдельные годы достигала 2 тыс. Человек, могли учиться представители всех сословий украинского общества. За организацией обучения Киевский коллегиум практически не отличался от европейских академий, однако, несмотря на неоднократные просьбы П. Могилы, польское правительство так и не предоставил ему этого статуса. Киевский коллегиум сыграл выдающуюся роль в становлении высшего образования Украины, России и других славянских народов.

В течение XVI - первой половины XVII в, .зминюеться вид большинства украинских городов. их застройка начинает упорядочиваться согласно плану. Растет количество каменных сооружений: церквей, монастырей, светских зданий (дома мещан и шляхты, магистраты и т.д.). Однако архитектура этого периода представлена прежде всего оборонительными сооружениями: замками, крепостями и другими укреплениями. Наиболее известные сооружения, которые сохранились на сегодня, следующие: город-крепость Каменец-под- Ильский, замки Луцка, Острога, Меджибож и др. Значительного успеха в строительстве оборонительных сооружений достигли казаки. В частности, укрепление Запорожской Сечи было первоклассной для своего времени крепостью.

С начала XVII в. оборонительные сооружения, светские здания, церкви приобретают черты, присущие ренессансном стиля (изящество, декоративная отделка, большие окна, скульптуры и др.). Уникальным образцом ренессансного строительства стал ансамбль львовской площади Рынок: дом Корнякта и Черная Каменица, а также сооружения, связанные с Львовским Успенским братством - Успенская церковь, часовня Трех святителей, башня Корнякта. Авторами этих проектов были Павел Римлянин, Амброджо благосклонно, Петр Барбон и др.

Основная масса сооружений XVI - первой половины XVII в. до нас не дошло. Несмотря на широкое каменное строительство, основная масса зданий возводилась с дерева.

Для изобразительного искусства этого периода присущи художественное использование народных и религиозных традиций. Его главными жанрами были церковный и светский. Украинский иконам XVI - первой половины XVII в. свойственно продолжение и усовершенствование традиций византийской иконописи. Все чаще изображения на образах приобретали реалистических черт. Настоящей жемчужиной, созданной украинскими мастерами первой половины XVII в., Является иконостас Пятницкой церкви во Львове. К шедеврам украинского искусства относятся также иконостас Львовской Успенской церкви, иконы для которого рисовали известные львовские художники Федор Сенькович и Николай Петрахнович, иконопись в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Богородчанский иконостас в Скит Манявский в Галичине выдающегося художника и резчика Иова Кондзелевича тому подобное.

Наряду с церковным развивались светские жанры. В этот период, в частности, появились портрет, батальное живопись. Показательны в этом отношении портреты К. Острожского и львовского князя К. Корнякта.

Совершенным видом тогдашнего искусства была книжная миниатюра. Ярким примером использования украинскими мастерами мотивов европейского Возрождения является миниатюры Пересопницкого Евангелия.

С появлением книгопечатания получил распространение новый вид искусства - гравюра (сделанный на бумаге отпечаток с изображением, вырезанным на доске). Сначала сюжеты для гравюр брались из Священного Писания. Высоким мастерством сказывались гравюры в львовском "Апостоли" и "Острожской Библии" Ивана Федорова. Славилась своими гравюрами типография Киево-Печерского монастыря. В частности, в изданном ею "Евангелие учительное" (1637) помещено около пятидесяти гравюр.

В начале 20-х годов XVII в. появилась светская гравюра. Первые такие гравюры были помещены как иллюстрации к книге К. Саковича "Стихи на жалосний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного".