Учебное пособие: Проблема формирования личности в онтогенезе. Формирование и развитие личности в онтогенезе

Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе. В процессе общественного воспитания и образования, т.е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения, основы мировоззрения и готовность к труду.

Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется: взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного);
сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро и микрогруппах);

Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной . Это объясняется тем, что начало личности наступает намного позже, чем начало индивида.

«начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития. Начало индивида имеет глубокие истоки в филогенезе и наследственности, передающиеся через родительскую пару.

Установлено, что с первых недель жизни ребенка весьма интенсивно, причем с нарастающей скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми.

С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления. Он формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является, может быть, более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфическим человеческим механизмам (прямохождению, артикуляции, моторной речи, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры).

Вскоре после рождения происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности - становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, потому что, даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме, оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом «целокупности» общественных отношений, которые и составляют сущность личности.

Однако, социальная обусловленность развития и наличие сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата ещё недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец личность, что начало личности - это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека. Нельзя считать более убедительным и тот факт, что типологические свойства нервной системы и темперамент, ровно как и задатки, считающиеся природной основой личности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обусловленные свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от того, какая личность, с каким набором социальных характеристик будет им обладать. Можно считать установленным, что на основе самых различных типов может быть сформирован один и тот же тип характера, ровно как контрастные свойства характера могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую и ею опосредуются.

На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направления образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства человека связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития.

Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом, предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.

В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе.

Точки отсчета для начала онтогенеза и истории развития личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке. История личности, хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Особенно ранними её вехами является поступление ребенка в детский сад, и что особенно важно, в школу, что обусловливает более широкий круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности. Под влияние социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта деятельности.

Таким образом, личностью не рождаются, личностью становятся (А. , С.). Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретается особое социальное качество - он становится личностью.

Во всех до сих пор опубликованных нами работах мы исходили из положения, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития мы отмечали у человека способности вести себя независимо от непосредственно воз­действующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руковод­ствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обусловливает активный, а не ре­активный характер поведения человека и делает его не рабом обстоя­тельств, а хозяином и над ними, и над самим собой.

Согласно такому пониманию мы искали закономерности возник­новения указанной способности (а следовательно, как мы думали, и психологической природы личности) в развитии той функциональ­ной системы, которую в психологии принято называть волей. Для этого мы исследовали становление мотивирующих, т. е. аффектив­но насыщенных, целей и, главное, становление «внутреннего плана действий», позволяющего человеку так организовывать свою мотивационную сферу, чтобы обеспечить победу сознательно поставленным целям над мотивами, хотя и нежелательными человеку в данной си­туации, но непосредственно более сильными. Иначе говоря, мы изуча­ли действие той функциональной системы, которая обеспечивает со­знательное управление человеком своим поведением (Божович Л. И. и др., 1974).

Эту линию развития мы считали центральной для психологической характеристики личности. Однако уже в указанных исследованиях выяснилось, что осуществление сознательно поставленных целей во­все не всегда происходит описанным выше способом, т. е. через обра­щение человека к внутреннему плану действий с целью сознательной реконструкции мотивационной сферы. При еще недостаточно изучен­ных условиях цели сами по себе могут приобретать такую непосред­ственно мотивирующую силу, которая способна" побуждать человека к соответствующему поведению, минуя переживание внутреннего кон­фликта, борьбу мотивов, размышление, выбор, образование намере­ния, словом, минуя волевой акт в собственном смысле этого слова. Такое поведение лишь фенотипически сходно с тем, которое обычно называется волевым, но подчиняется оно воздействию уже «вторич­ной» мотивации, ставшей непосредственной в процессе социального развития ребенка. Анализ показывает, что такая (как бы «постпроиз­вольная») мотивация обеспечивается связью поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосред­ственную побудительную силу. Отсутствие соответствующих чувств (или их слабость) заставляет человека прибегать к самопринуждению путем волевого акта.



Исследования показывают, что каждое системное новообразование, возникающее в процессе жизни человека и являющееся необходимым условием его существования как социального индивида, включает в себя определенные аффективные компоненты и тем самым облада­ет непосредственной побудительной силой. Человека непосредствен­но побуждают и его убеждения, и нравственные чувства, и присущие ему качества личности. Но так как на любой поступок одновременно воздействуют многие потребности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в случае непримиримости равносильных, но разно­направленных мотивов отражается в переживании человека в виде конфликта с самим собой. Если в этом конфликте побеждают непо­средственно более сильные, но рационально отвергаемые мотивы, у че­ловека возникают тяжелые переживания. Если же непосредственные

желания побеждают нравственные стремления, то эти переживания выражаются в чувстве стыда, раскаяния и пр., которые человек стре­мится смягчить при помощи разного рода защитных механизмов, вы­теснения или при помощи «приемов нейтрализации совести», на ко­торые указывают некоторые американские криминологи. Человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неустойчивостью поведения, неспособностью до­биваться сознательно поставленных целей; у него отсутствуют как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.

Итак, есть основание считать, что формирование личности не мо­жет характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны - рациональной, волевой или эмоциональной. Личность - это действительно высшая интеграционная система, некоторая не­расторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

К сожалению, систематического исследования этой проблемы пока не было, но почти все психологи, занимающиеся изучением личности, признают возникновение у нее «ядра», которое обозначается ими то термином «Я-система», то «система-Я», то просто «Я». Эти понятия употребляются нами в качестве объяснительных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения. Однако психологиче­ское содержание и строение этого «ядра» не раскрывают и тем более не устанавливают закономерности его развития в онтогенезе. По-ви­димому, при этом имеется в виду, что каждый человек так или ина­че понимает, о чем идет речь, основываясь на эмпирически схвачен­ном переживании своего собственного «Я».

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагиру­ющим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, свя­занные с функциональным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появля­ющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственно­го формирования ребенка. Признание указанных потребностей требу­ет признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка от­рицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый «комплекс оживления») и т. д.

Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуется сначала аффективно окрашенными ощуще­ниями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатле­ниями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь пред­ставлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные пси­хические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают
воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей дей­ствительности. В результате этого сами предметы приобретают по­будительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциаль­ном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направ­лении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.

Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внут­ренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрос­лых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годо­валых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.

Но в начале второго года жизни наступает момент, когда ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, а взрослый уже не мо­жет управлять его поведением при помощи организации внешних воз­действий. Наблюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влиянием непо­средственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплы­вающих в их памяти образов и представлений.

По-видимому, это закономерно, так как в этот период память начи­нает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, зани­мает доминирующее положение и тем самым перестраивает структу­ру детского сознания и его поведение.

Таким образом, центральным, т. е. личностным, новообразованием первого года жизни является возникновение эффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воз­действиям внешней среды. Мы будем называть их «мотивирующими представлениями».

Появление мотивирующих представлений принципиально изменя­ет поведение ребенка и все его взаимоотношения с окружающей дей­ствительностью. Их наличие освобождает ребенка от скованности дан­ной конкретной ситуацией, диктата внешних воздействий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. Напряженность новых по­требностей настолько велика, что не учет их, а тем более прямое по­давление являются причиной фрустрации ребенка, часто определя­ющей его дальнейшие взаимоотношения со взрослыми, а следовательно, и дальнейшее формирование личности.

В указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг на пути формирова­ния личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе го­воря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я»,

Весь этот переход осуществляется в условиях, во многом отличных от тех, которые определяли жизнь и деятельность младенца. Прежде всего, дети раннего возраста благодаря успехам предшествующего раз­вития в младенческом возрасте начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не безответные существа, они сами продвигаются в пространстве, мо­гут сами действовать, удовлетворять многие свои потребности, стано­вятся способными к первичным формам речевого общения, иначе го­воря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми.

В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Можно часто наблюдать, как ребенок этого воз­раста любит помногу раз повторять одно и то же движение, внимательно

прослеживая и контролируя те изменения, которые оно (точнее, он с его помощью) производит (например, открывает и закрывает дверь, пере­двигает предметы, толкает их, чтобы они упали, и пр.). Именно это помогает ребенку почувствовать себя чем-то иным, в отличие от окру­жающих предметов, и таким образом выделить себя в качестве особо­го предмета (субъекта действия).

Однако самопознание на втором и даже на третьем году жизни про­должает оставаться для самого ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета».

Трудно без специальных исследований понять психологический «механизм» перехода от собственного имени к местоимению «Я», т. е. механизм перехода от самопознания к самосознанию. Но нам пред­ставляется несомненным, что в так называемую «систему-Я» входят и рациональные, и аффективные компоненты, и, прежде всего, отно­шение к самому себе.

После возникновения «системы-Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самыми значительными из них являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требова­ниям взрослых, быть «хорошими».

По-видимому, в первичной самооценке почти полностью отсутству­ет рациональный компонент, она возникает на почве желания ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональ­ное благополучие.

Наличие одновременно существующих сильных, но противополож­но направленных аффективных тенденций (делать согласно собствен­ному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ре­бенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития про­тиворечие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходи­мостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные пере­живания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения. Однако в ранние периоды развития (до 6-7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознатель­ный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кризи­сах 1 года и 3 лет.

В отличие от этого у детей 6-7-летнего возраста в связи с продви­жением их в общем психическом развитии (о чем мы подробно будем говорить ниже) появляется ясно выраженное стремление к тому, что­бы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как пра­вило, реализуется в стремлении к социальному положению школьни­ка и к учению как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: напри­мер, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же самой - старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой обще­ственно значимой деятельности. Появление такого стремления подго­тавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным сознание себя не толь­ко как субъекта действия (что было характерным для предшеству­ющего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего со­циального «Я».

Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней по­зиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психо­логических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетиче­ского развития ребенка.

В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к дру­гому, психологическое содержание указанного новообразования бу­дет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать сте­пень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, на­личие или отсутствие у него переживания эмоционального благо­получия, а также порождать у него соответствующие потребности и стремления.

Наличие внутренней позиции характеризует не только процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возникнув, эта позиция ста­новится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути и так­же определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положе­нию в жизни.

Какие же процессы психического развития в дошкольном возрасте приводят к указанному новообразованию? Как оно подготавливается и какими специфически возрастными чертами характеризуется?

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формирует­ся некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это зна­ние еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредственно спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Иначе говоря, первые этические инстанции представ­ляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся тем не менее зародышами тех нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нрав­ственные чувства и нравственные убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравствен­ные мотивы поведения, которые согласно экспериментальным данным могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие дру­гие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, внеситуативное их соподчине­ние. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфи­чески человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мо­тивы.

Дошкольники в ряде случаев уже могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Но это воз­можно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихий­ной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непро­извольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.

Когда мы говорим, что ребенок сначала осознает себя как субъекта действия, а затем как социального субъекта (субъекта взаимоотно­шений), то в этом случае следует иметь в виду, что это «осознание»

носит у детей не столько рациональный, сколько чувственный (инту­итивный) характер. Поэтому и «мировоззрение» дошкольника точнее надо было бы назвать не столько «мировоззрением», сколько, пользу­ясь выражением И. М. Сеченова, «целостным мироощущением».

Несостоятельными являются и все теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка исходя из каких-либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определя­ют развитие прямо; они включаются в сам процесс развития, стано­вясь внутренними компонентами возникающих при этом психологи­ческих новообразований.

На основании имеющихся в литературе данных и собственных ис­следований мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, харак­терной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порож­дает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Попробуем проследить те изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к возникновению в переход­ный период указанного выше системного новообразования.

Учебная деятельность и, главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению дошкольника, сло­вом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте ведущей, т. е. той, в которой формируются основные психо­логические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возра­ста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

Конечно, не только развитие мышления определяет возникнове­ние специфической для подростков формы самосознания. Этому спо­собствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Преж­де всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрос­лых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не

столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чер­тами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анали­зу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые в отличие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.

Материалы исследования показали, что общими для всех подрост­ков независимо от различий в их социализации являются те психоло­гические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне соб­ственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца. А не­умение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» пси­хологических особенностей, специфичных для подросткового кризиса.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, бо­лее широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной» школьной жизни.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы по­ведения.

Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлет­воряются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковы­ми являются, например, познавательные интересы, эстетические по­требности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения: Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня.

Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных инте­ресов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне бо­лее собранным и организованным. Он как бы обретает волю.

Переходный критический период завершается возникновением осо­бого личностного новообразования, которое можно обозначить терми­ном «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конк­ретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется во второй фазе подросткового воз­раста (16-17 лет); в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего.

От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет сво­их возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формиру­ющееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Исследования проблемы развития личности: Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др. Целостный по своему содержанию и характеру, перспективно направленный процесс становления личности в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как форма социального развития. В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка- от самовосприятия, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, понимания своего места и назначения в нем.

Онтогенез подразделяется на различные ступени

1. «я в обществе» - на основе отделения «я» от других людей

2. «я и общество»

Именно определение своего места в «мире людей», осуществляемое во взаимоотношениях, дает импульс к развитию ребенка, что реализуется через предметно-практическую деятельность. Иными словами, развитие личности - это единый процесс социализации, когда ребенок осваивает социальный опыт, когда он выражает собственную позицию, противопоставляет себя другим, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, где он вырабатывая перспективу развития дальнейшей деятельности.

Б. Уайт замечает, что «малыша можно охарактеризовать как активное, общественно ориентированное существо, огромный интерес для которого представляют люди», отношение с которыми у ребенка, «начиная с пятого-шестого месяца жизни».

По мнению Т. Бауэра, младенцы обладают способностью и потребностью во взаимодействиях со взрослыми.

В конце первого года жизни происходит резкий переход от интимно-личностного общения, смысл которого состоит, по данным М. И. Лисиной , в обмене положительными эмоциями к предметно-манипулятивной деятельности. Ее развитие говорит о возникновении нового типа отношения ребенка к миру. Взрослый передает ребенку конкретные способы действия с предметом.

Общение со взрослыми обеспечивает присвоение их опыта, в том числе и овладение речью. При формировании речи ребенок вначале просто повторяет слова, звуки, обращенные к отдельным предметам, включенным в его предметную деятельность. Затем, вслед за привыканием к звукам, слова начинают зрительно связывать ребенка с предметом. После этого возникает период внутренней речи, когда ребенок дает себе инструкции и затем выражает их. Таким путем, через опосредование предметного мира речью актуализируются предметы, которыми манипулируют взрослые. Это подготавливает годовалого ребенка к овладению предметными действиями.

Формирование предметных действий у ребенка от года до 3 лет, овладение выработанными способами употребления доступных вещей обостряют стремление ребенка выйти за пределы непосредственных обиходных отношений. Ребенок переходит к освоению определенных ролей, что готовит его переход на новую социальную позицию. Показательно, например, что уже для детей полутора лет характерна социальная категоризация, разделение на группы «мы» (в ситуации парных игр) и «они», а внутри группы «мы» на «я» и «другой».

Что касается двухлетнего ребенка, то он более четко выделяет границы «я» и «другой». Это приводит к осознанию наличия своего «я», создавая новую позицию «я и общество».

К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с обществом, выделяя свое «я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив (но еще не осознав) свое «я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми - взрослыми и сверстниками.

В период с 3 до 6 лет ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его социализации - индивидуализации.

Показательно, что к 6 годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Пиаже считает, что эта способность появляется у ребенка только после седьмого-восьмого года жизни.

У шестилетнего ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе, на первый план выходит позицию «я в обществе». Освоив в игровой деятельности отношение к вещам, делам, ребенок стремится реализовать свои новые возможности в предметно-практической деятельности. У шестилетних ребят появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает свою принадлежность к детскому коллективу. То есть именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.

Следующий период 6-9 лет становления личности связан с осознанием своего места в системе общественных отношений. К 9 годам развивается потребность ребенка в получении признания других людей. Он требует развертывания системы взаимоотношений. Он испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальному.

До 9 лет ребенок развертывает свои отношения в среде знакомых людей, теперь же он стремится вступить в широкий круг общественных отношений. Главным критерием оценки ребенком себя и другого в это время становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими. Именно на этом рубеже появляется своеобразный кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. От 6 до 10 лет, возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга: 8 лет-15,%, 9 лет - 26%, 10 лет - 34,2% и уменьшается число детей, которые хотят учиться, так как им это интересно, нравится: 8 лет - 25%, 9 лет-19,3%, 10 лет -5,3% (И. М. Вереникина, 1984).

Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе естественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, что обостряет потребность подростка в общественном признании. Поэтому в 15 лет и вычленяется очередной промежуточный рубеж социального движения - «я в обществе».

Так, если 14-тилетнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то у пятнадцатилетнего основное место (86%) занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения - «я и общество».

Именно эта позиция «я» по отношению к обществу обеспечивает максимальные возможности социального созревания, определяя новые уровни развития личности, так как здесь происходит не только утверждение в «мире вещей», но подлинное утверждение социальной сущности в «мире людей».

Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости выступают два блока, которые можно обозначить, как фазы становления личности .

1. На первой фазе (от 0 до 10 лет) - фазе собственно детства - происходит становление личности па уровне еще не развитого самосознания.

2. На второй фазе (от 10 до 17 лет) - фазе подросткового возраста - наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Рассмотрение процесса социального развития личности в разные периоды онтогенеза показывает, что внутри каждого периода оно проходит через три закономерно чередующиеся стадии.

Первая стадия характеризуется появлением тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности.

Вторая стадия отличается максимальной реализацией, развивается ведущий тип деятельности.

Третья - насыщением ведущего типа деятельности, что ведет к актуализации другой стороны деятельности.

Весьма выпукло эта картина представлена, например, в подростковом возрасте, когда ребенок достигает периода «второго рождения». Ребенок осознает свои социальные возможности. Наиболее выпукло эта позиция проявляется при переходе ребенка с одной ступени онтогенеза на другую.

Полученные факты показывают, что достижение определенного уровня социальной зрелости на конкретной стадии каждого периода онтогенеза опережает интеллектуальное развитие ребенка.

Специфика разных периодов онтогенеза заключается в системе отношений, которые складывается в конкретном возрасте между ребенком и обществом.

С каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка, меняются также содержание и средства общения. Так, в подростковом возрасте адресатом становится общество в целом, овладевая позицией «я и общество».

Вычленение особых уровней в процессе онтогенеза заключает в себе высокие возможности воспитательного процесса, позволяя строить его адекватно психологическим закономерностям ребенка.

ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Исходя из того, что развитие человека происходит в «особом, живом, часто его называют психологическим, времени» [В. П. Зинченко, 1991], мы попытаемся проследить целостный процесс функционирования и развития личности, формирования ее структурных свойств и особенностей во времени.

Живое время замечательно тем, что в нем одновременно даны все три цвета времени: прошедшее, настоящее и будущее. Потому-то психика, как писал А. И,- Северцов, - это не только продукт эволюции, и


даже не только ее фактор, а движущая сила эволюции, разумеется, не единственная. Равным образом и сознание,.обладающее этим свойством, является движущей силой истории. И психика, и сознание вольны выбирать момент конструирования и определять направление полета. Конечно, и психика, и сознание подвластны течению естественного времени, но они не без успеха преодолевают его, меняют на энергию и на пространство, даже останавливают его. Как верно отмечает В. П. Зинченко в своем триптихе статей «Читая О. Мандельштама», человек не живет вне времени. «Желательно, конечно, - как пишет О. Мандельштам, чтобы он жил в историческом времени, а не в безвременьи, в любом случае, личность живет в принадлежащем ей времени. Даже само чувство времени дано человеку для того, чтобы действовать, побеждать, гибнуть, любить» /1996/.

Небрежение ко времени, изменения в объективном течении времени, гетерохронность физического, психического и социального развития, как на межиндивидуальном, так и на внутриинди-видуальном уровне, отставание или опрежение «своего времени» может, как нам думается, сказаться и на развитии личностного потенциала. Как отмечает И. С. Кон, межиндивидуальные различия здесь довольно велики.

Так, у «опережающих свое время», рано созревающих маль-чиков-акселерантов максимальный рост приходится на 13-й год, их же поздносозревающие «отстающие во времени» ровесники-ретарданты отстают в своем физическом развитии на два года. Эта гетерохронность не только объективный факт, детерминирующий положение и деятельность подростка, она должна

рассматриваться также в связи с тем значением и личностным потенциалом, личностным смыслом, который она имеет для самой формирующейся личности.

Тенденция гетерохронности влияния исторического и биологического времени особенно проявляется в раннем онтогенезе, когда ускорение общесоматического и физиологического созревания изменяет и фазы социального созревания, и стирает возрастные границы.

Ускорение развития охватывает не только физиологические и интеллектуальные характеристики, но в значительной степени распространяется и на формирование личности.

Гетерохронность развития разных подструктур человеческого организма и личности, имеющих разный уровень социальной детерминации, порождает ряд проблем адаптации человека как субъекта деятельности, приводит к трудностям функционирования и взаимодействия личности на разных возрастных ступенях. Так, маргинальность подростка, как следствие гетерохронности развития личности, ее подструктур, порождает и характерные черты поведения маргинальной личности, такие, как эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость и агрессивность. Отсюда и конфликтные отношения с окружающими, и склонность к крайним суждениям и оценкам.

Разновременность биологических и социальных аспектов созревания, порожденная глубоким сплавом исторического и биологического времени, усиливается в онтогенезе и сопровождается все большей его индивидуализацией. Об этом свидетельствует ускорение общесоматического и физиологического созревания в раннем онтогенезе, с другой стороны удлиняются фазы социального созревания. Влияние исторического времени на индивидуально-психическое развитие ведет к удлинению периода детства и юности у человека, а как следствие несовпадение фаз общесоматического, полового и социального созревания. Эти точки развития, возрастные рубежи достигаются в разное время. П. П. Блонскому принадлежит очень глубокая мысль о том, что все в мире, в том числе и возраст, имеют свою историю. «По всей вероятности, - пишет П. П. Блонский, - юность человека не является вечным явлением, но очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением человечества». Как всякое позднее приобретение, она сильно варьирует у разных народов и сильно отличается по длительности в разных социальных группах.

Юность, как последнее приобретение человечества, выступает прелюдией зрелости и вопрос о границе временной их

длительности неясен. Увеличение временного разрыва между физическим и социальным созреванием может иметь двоякие последствия. Наличие длительного периода юности делает возможной разностороннюю подготовку человека к будущей жизни. Социальные границы и различия в длительности этого периода, которые, по мнению П. Блонского, могут достигать десять и более лет, свидетельствует о прямой социальной обусловленности этого периода. С другой стороны, запаздывания социального взросления ведет к сложностям адаптации к самой практической деятельности. Гетерохронность темпов полового, интеллектуального и социального созревания нарушает целостное формирование человека, его личности, приводит к обеднению некоторых сторон формирующейся личности.

Судя по данным лонгитюдных исследований, в подростковом возрасте признаки соматотипа имеют относительно самостоятельное значение, в юности же они выступают преимущественно в связи с более общими особенностями процесса созревания. Поскольку и взрослые, и сверстники обычно воспринимают аксе-лерированных мальчиков как более зрелых, им не приходится бороться за положение и статус.

Большинство лидеров старших классов выходит именно из них. Напротив, ретарданты кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и социально-психологическом смысле. Ответом на это могут быть инфантильные, несоответствующие возрасту и уровню развития поступки, преувеличенная, рассчитанная на внешний эффект и привлечение внимания активность, или, наоборот, замкнутость, уход в себя.

В целом, как замечает американский психолог Д, Клозен, телесные свойства, постоянные или


временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Прежде всего, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические возможности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерант в течение ряда лет может превосходить своих сверстников в спорте и физических занятиях. Далее, зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Однако индивидуальные способности не всегда соответствуют ожиданиям, основанным на внешности, например, высокий мальчик с плохой координацией движений, будет плохим баскетболистом, а ждут от него многого.



Отсюда третье измерение: образ «Я», в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими, собственно то, что мы называем «внутренняя позиция».

«Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок из своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих рано возникших потребностей и стремлений относится к тому объект тивному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция, - как пишет Л. И. Божович, - обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды.

При этом среду надо рассматривать как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка. Воздействия среды сами меняются качественно и количественно в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются. Л.С.Выготский подчеркивал, что становление человека как индивида и личности предполагает особое сочетание, совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Это взаимодействие, одновременное взаимовлияние социального и индивидуального на процессы развития личности в онтогенезе четко выражено в предложенном Л. С. Выготским понятии «социальной ситуации развития». По Выготскому, содержание онтогенеза, становление личности в онтогенезе определяется взаимодействием двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального. В основе натурального ряда лежат биологически обусловленные процессы созревания и общие закономерности онтогенеза. Но становление человека как субъекта деятельности и как личности осуществляется только в процессе социализации, когда под длительным влиянием среды в целом идет приобщение индивида к нормам и правилам социального бытия, усвоение культуры, поведения в межличностных контактах, а также утверждение себя через выполнение различных социальных ролей.

Фазы жизненного пути накладываются на этапы онтогенеза настолько тесно, что мы, нередко не замечаем их различия и даже называем «возрастными» такие понятия как «дошкольник» или «старший школьник», которые в действительности соотносятся с принятыми сегодня ступенями общественного воспитания, образования и обучения.

Вместе с тем, эти два ряда не тождественны. Как пишет Б. Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях».

Первую попытку обозреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании осуществил П. Жане. Реальным базисом личности называет использование времени Л. Сэв, подчеркивая существование различных видов использования времени. «Только временная структура может соответствовать внутренней логике деятельности индивида, его воспроизводства и его развития», - отмечает Л. Сэв. В отечественной психологии временной аспект развития личности, в плане исследования ее жизненного пути, впервые мы находим в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и его сотрудников. В последнее время это работы К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Ковалева, А. А. Кро-ника и Е. Головахи, А. К. Болотовой.

Как подчеркивает К. А. Абульханова-Славская, есть «социальное сознание личности, типичное сознание». Понимаемая таким образом личность есть определенный уровень социального развития индивида," соответствующий наличному уровню данной социальной системы, освоение которой обусловлено протяженным во времени включением индивида в общественные связи и отношения. Расширяются физические, психические и социальные возможности индивида, в поле его сознания и деятельности включаются более отдаленные во времени жизненные планы и цели, более глубокие слои времени его жизни: прошлое и будущее, образуя таким образом, временный кругозор или горизонт личности, определенную личностно-временную ориентацию во времени жизни,

Расширение временного кругозора становится тем более плодотворным и ощутимым, чем глубже и полнее индивид включен в разнообразные предметные и коммуникативные деятельности и чем чаще он осознает, анализирует и размышляет о причинах и последствиях этой деятельности.

Усложнение личностной структуры времени жизни в результате накопления индивидуального жизненного опыта и появление совокупности временных перспектив жизни, приводящее к образованию временного кругозора личности, может быть обозначено как личностное время.

Таким образом, уровень взрослой личности характеризует разные типы организации времени жизни,


которые выражают

уже не возрастную, а личностную иерархию. Выход на уровень созидательного преобразования времени жизни, как личного, так и группового и общественного, через проблемное соотношение с жизнью есть субъектное время. Развитие этих различных типов организации времени позволяют личности не тблько усво* ить опыт, накопленный человечеством в прошлом, но и выйти за его пределы в реальном настоящем, осваивая и обогащая его для будущего.

Иными словами, личность - активно осваивающий и обогащающий свою социальную сущность индивид, творчески преобразующий Прошлый опыт, преодолевающий узость или ограниченность настоящего, структурируя и регулируя во времени текущую деятельность; способный предвидеть, предварить будущие события и реально представлять, переживая их как актуальные. Аналогию в таком понимании личности мы находим и в исследованиях К. Н* Абульхановой-Славской, которая пишет, что личности свойственны и такие особые индивидуальные способности, как «способность к организации времени» (и способность к своевременной активности), способность программировать будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать оптимальные для себя режимы активности и пассивности, определять ритмы деятельности (1991).

Уже на общебиологическом и физиологическом уровне предвосхищение будущего имеет фундаментальное значение в регуляций поведения (П. К. Анохин, НА. БернштейН, Ч. Шеррингтон и др1); «Мы можем предположить,-как писал в связи с этим Ч. Шеррингтон, - что В осуществлении действий, найравленных на окончательный, завершающий акт, в Процессе отбора откры*-вается возможность элементам Памяти (хотя и рудиментарной) и элементам предварения (хотя и незначительным) развиваться в психическую способность к «развертыванию» настоящего назад, в прошлое, и вперед в будущее, которая у высших животных является непременным признаком более высокого умственного развития».

Отличительным признаком нормально развивающейся личности, как пишет Б. В. Зейгарник, выступает «умение более или менее объективно оценивать возникшую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной перспективе и найти возможность постановки посильных реальных целей, успешное выполнение которых приблизит в будущем к идеальной цели».

Как справедливо считает Б. В. Зейгарник, основываясь на многочисленном экспериментальном материале, отсутствие

своевременной коррегирующей позиционности, возможности сторонней более-менее непредвзятой оценки всей ситуации в целом, не только по отношению к своим актуальным потребностям, к текущей деятельности, но и по отношению к себе самому, ко всей ситуации в целом, можно рассматривать как основу для выделения существенного критерия полноценного развития личности. «Д© тех пор, пока «хочу и могу», «хотел бы и мог бы», идеальные и реальные цели не разъединены, слиты, речь может идти лишь о психологической незрелости личности» (1982).

На протяжении всей истории человеческой культуры, в области воспитания, управления, в искусстве и поэзии, вопрос о временной перспективе, или транспективе (В. И. Ковалев) челове- 1 ческого поведения чрезвычайно актуален. Каждая эпоха отличается своим решением проблемы оптимального сочетания прошлого и настоящего, настоящего и будущего как в жизни общества в целом, так и индивида. Здесь можно проследить постоянную борьбу между двумя тенденциями: 1) основываться на наличной действительности и прошлом опыте, реализме и практицизме, связанных с текущим моментом времени и 2) преодолевать узость, ограниченность настоящего, исходить из будущего - познанного, предвидимого и отражаемого в волевых целях, жизненных планах, идеалах.

Нередко предполагается, что первая реализуется естественно, как бы сама собой. В то же время в психологии и искусстве чаще и эмоциональнее выражается вторая тенденция. Так, Ф. М. Достоевский писал: «Реализм, ограничивающийся кончиком своего носа, опаснее самой безумной фантастичности, потому что слеп» (Достоевский Ф. М. Собрание соч. Т. 8. М., 1957. С. 155). Способность подчинять свое поведение всё более отдаленным целям, превращение этих целей в реально действующие, регулирующие текущее поведение, - это не только закономерность онтогенетического развития человека, но и критерий его нравственной зрелости. Как писал К. Левин, позитивная временная перспектива, создаваемая достойными целями, -это один из основных элементов высокой морали. В то же время это рецип-рокный процесс: высокая мораль сама создает длительную временную перспективу и устанавливает достойные цели.

Таким образом, в становлении и развитии личности временной фактор, структурирование времени в течение жизни выступает как неотъемлемый элемент личности, критерий нормально развивающейся личности, как одно из проявлений регуляционных возможностей человека в течение всего онтогенеза.

С тезисом о том, что личностью человек не рождается, а становится, соглашается сейчас большинство психологов. Но их точки зрения на то, по каким законам развивается личность, значительно расходятся. Это стосуе ется понимания движущих сил развития, закономерностей и этапов развития, принадлежности, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопронь.

Проблемами развития и формирования личности занимались. ЛСВиготський,. ОМЛеонтьев,. ЛИБожович,. ОВЗапорожець,. СЛРубинштейн,. ДБЕльконин,. ОРЛурия и другие. Следует отметить, что именно. ДБЕльконин,. ЛИБожович и. Е. ОВЗапорожець сделали наибольший вклад в разработки психологической теории детского развития. Поэтому в дальнейшем мы будем опираться главным образом на их рабом чином на їхні праці.

ДБ. Эльконин разработал концепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательный и личностное развитие детей от рождения до окончания школы. Согласно его теории, развитие познавательных ной сферы ребенка и его личности идет в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которого начинается формирование личности д. Итин еще до развития у коммуникативной функции, выступает ее непосредственно-эмоциональное общение с матерью и другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, общей на учебных и трудовой деятельности детей, раскрывая новые возможности для совершенствования личности это время происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы (сфера"хочу"хочу").

Другую группу ведущих деятельностей составляют те, в середине которых происходит преимущественно развитие познавательной сферы и соответствующих способностей людей. Это манипуляционно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры с предметами детей школьного возраста, обучение и труд в школьном детстве. Это сфера"могу","умею „умію".

Если все разновидности общения и деятельности детей расположить в порядке их становления, то получается такой возрастной ряд:

1. Непосредственно-эмоциональное общение (возраст младенца)

2. Предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст)

3. Сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст)

4 учебных деятельность (младший школьный возраст)

5. Интимно-личностное общение (подростковый возраст)

6. Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст)

Таким образом, от рождения до ранней юности (до окончания школы) ведущие деятельности предметного плана последовательно и периодически сменяют друг друга, с одной стороны, и формы общения - с другой, щ что обеспечивает поочередный развитие познавательных процессов и самой личности.

Весь процесс детского развития от рождения ребенка до окончания школы. ДБЕльконин разделил на три возрастных этапа: раннее детство (дошкольное), младший школьный возраст (от 1 до 4-5 классов), средней и старший школьный возраст (5-8 и 10-11 классы). Каждый из этих этапов состоит из двух периодов, которые начинаются с ведущей деятельности общения, направленного на развитие личности, а заканчиваются выходом на первый план деятельности, связанной с формированием познавательной сферери.

Один этап от другого разграничивают моменты, которые можно назвать"критическими периодами развития"При этих обстоятельствах возникает несоответствие между познавательными (операционно-техническими) возможностями ребенка и его личностьстістю.

Систему взглядов. Д. Б. Эльконина на формирование личности развил и продолжил. ДИ. Фельдштейн. В центре его внимания находится социальное развитие личности, понимаемый как взаимосвязанный процесс с социализации и индивидуализации, т.е. привлечение ребенка к единым для всех социальных норм и вместе с тем ее постепенное превращение в неповторимую личность. Признавая выдвинутую. ДБЕлькониним тезис о то, что развитие личности опережает становление познавательной сферы ребенка,. ДИФельдштейн формулирует закономерность, которую он называет"механизмом обратного действия"Суть ее заключается в том, что новообразование одного плана, например, личностного, входят в противоречие с той сферой деятельности, где они были сформированы (например, в общении), но получают возможность для реализации в другой сферії в іншій сфері.

ДИФельдштейн также внес некоторые изменения представлениям о периодизации детского развития по сравнению с концепцией. ДБ. Эльконина. Вместо трех возрастных этапов, разделенных на два периода каждый, он выдвигает гипотеза езу о двух фазах развития с четырьмя периодами каждый. Возрастная периодизация. ДИ. Фельдштейна выглядит вигляд:

I фаза - до 10 лет:

1-й период - до 1 года, 2-й период - от 1 года до 3 лет, 3-й период - от 3 до 6 лет, 4-й период - от 6 до 8 лет

II фаза - от 10 до 17 лет:

1-й период - от 10 до 15 лет, 2-й период - от 15 до 17 лет. В середине каждого из шести выделенных периодов отмечаются по три фазы развития:

Развитие одной определенной стороны деятельности;

Максимальная реализация, кульминация развития этой стороны деятельности;

Насыщение данного вида деятельности и актуализация другой стороны деятельности

Понять роль детства в развитии личности чрезвычайно трудно, если не считать, какое место этот период жизни занимает во всем процессе личностного развития человека. В этом плане следует обратиться ся теории развития личности, разработанной. Е. Эриксоном.

Развитие личности, согласно этой теории, понимается как закономерная смена этапов, в течение каждого из них происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека, в р результате чего он как личность приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития.

Личностные новообразования, за. Е. Эриксоном, возникают не просто так - их появление на определенной стадии готовится всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться лишь т тогда, когда в прошлом для него были созданы соответствующие психологические и поведенческие условияви.

ЕЕриксон, исходя из своей концепции, выделил восемь стадий развития личности:

1. Раннее детство (от рождения до 1 года). Развитие ребенка определяется почти исключительно через общение с ней взрослых, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлениям в в будущем стремления к людям или отчуждение от ниних.

2. Поздний период младенца (от 1 года до 3 лет). У ребенка происходит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, но их становления также в значительной степени зависит от д характера общения и отношений взрослых с ребенком. К трем годам ребенок приобретает определенных личностных форм поведения - ребенок этого возраста уже личностьсть.

3. Ранние детство (от 3 до 5 лет). Развивается живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевого поведения

4 средних детство (от 5 до 11 лет). Устанавливается выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Происходит активное усвоение и инструментальных и предметных действий, ориентация на задачачу.

5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет). Происходит жизненное самоопределение, развитие временной перспективы - планов на будущее, активный поиск себя и экспериментирование я в разных ролях, четкая половая поляризация в формах поведения, формирование мировоззрениеду.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет). Стремление к контактам с людьми, желание и способность к посвящение себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личным жи иттяиттям.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и другими людьми. Зрелое, полноценное, разнообразное жизни, удовлетворенность семейными отношениями, родительская г гордость за детей. Обучение и воспитание нового поколенияління.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). Полнота жизни. Постоянные размышления над прошлым, его оценка. Способность смириться с неизбежным

Следует указать, что в каждой из выделенных стадий развития личности указываются лишь отдельные моменты, которые объясняют его ход, и лишь некоторые, характерные для данного возраста, личностные новообразования

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе его социализации и воспитания. Под социализацией основном понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенной внимать биологическими задатками путем усвоения системы знаний, норм и ценностей приобретает качества, необходимые для ее жизнедеятельности в обществе. В таком понимании социализация - это процесс развития люд ини как социального существа, становление его как личности. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации в социумуму.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью. Вместе с тем социализация не является механическим отражением непосредственно прочувствованного или полученного в результате наблюдения я социального опыта. Усвоение опыта носит субъективный характер: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может отличаться. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разный социальный опыт, что является основой другого процесса - индивидуализации. Социализация и индивидуализация - это не два противоположных процесса. В процессе социализации человек приобретает собственную индивидуальнос те, социальный опыт не только усваивается, но и активно прорабатывается, становясь источником индивидуализации личноститості.