Альбина оперная певица. Оперная дива Альбина Шагимуратова о «сладкой жизни» и плюсах России

(1979-10-17 ) (40 лет)

Шагимуратова Альбина Анваровна (род. 17 октября 1979 г., Ташкент) - российская и мировая оперная певица (сопрано), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народная артистка Республики Татарстан.

Образование, начало творческой деятельности

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории (2004) и аспирантуру (2007) Московской государс­твенной консерватории им. П. И. Чайковского . Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта » под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути .

Альбина Шагимуратова является почётной выпускницей студии Хьюстон Гранд-Оперы. В настоящее время она продолжает обучение в классах Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.

Карьера

Награды, звания

Лауреат между­народных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005, I премия), им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля)

Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета «Лючия ди Ламмермур»

Репертуар

партия Людмилы («Руслан и Людмила », M.Глинка);

партия Лючии («Лючия ди Ламмермур », Г.Доницетти);

партия Царицы ночи («Волшебная флейта », В. А. Моцарт);

партия Джильды («Риголетто », Дж. Верди);

партия Виолетты Валери («Травиата», Дж. Верди);

партия Зайтуны («Любовь поэта», Р.Ахиярова);

партия Адины («Любовный напиток », Г. Доницетти);

партия Амины («Сомнамбула », В.Беллини);

партия Антониды («Иван Сусанин », М.Глинка);

партия Донны Анны («Дон Жуан», В. А. Моцарта);

партия Манон («Манон », Ж.Массне);

партия Мюзетты («Богема », Дж. Пуччини);

партия Соловья («Соловей», Ф.Стравинский);

партия Фламинии («Лунный мир», Й.Гайдн);

партия сопрано («Stabat Mater», Дж. Россини);

партия сопрано (Восьмая симфония, Г.Малер);

партия сопрано (Девятая симфония, Л.Бетховен);

партия сопрано (Реквием, В. А. Моцарт);

партия сопрано («Военный реквием», Б.Бриттен).

Напишите отзыв о статье "Шагимуратова, Альбина Анваровна"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шагимуратова, Альбина Анваровна

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.

Родилась в Ташкенте. Начала занятия музыкой в пять лет. В 1994 г. поступила в Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998-2001 гг. училась в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова по классам «хоровое дирижирование» и «оперный вокал».
В 2001 г. была принята в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Галины Писаренко), затем там же окончила аспирантуру (2007 г.).

В 2004-06 гг. — солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко, где исполнила партии Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова) и Шемаханской царицы («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова).
С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В 2006-08 гг. совершенствовалась в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы , на сцене которой исполнила роли Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильды («Риголетто» Дж. Верди) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди).

В 2008 г. состоялся дебют певицы на Зальцбургском фестивале в партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» (дирижер Риккардо Мути).
В сезоне 2008/09 она также спела Царицу ночи в Немецкой опере в Берлине, Опере Лос-Анджелеса и дебютировала в партии Джильды в Опере Палм-Бич .

В сезоне 2009/10 дебютировала в театре Метрополитен-опера в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Джулии Тэймор). Эту же партию исполнила в Немецкой опере на Рейне . Исполнила партию Фламинии в опере Й. Гайдна «Лунный мир» (опера была представлена в Планетарии Хайдена в Нью-Йорке силами камерного театра Gotham Chamber Opera).

В сезоне 2010/2011 дебютировала в театре Ла Скала в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Уильяма Кентриджа, дирижер Роланд Бёр). Эту же партию исполнила в Государственной опере Гамбурга в постановке Ахима Фрайера и в Венской государственной опере под управлением Айвора Болтона. Выступила на фестивале «Флорентийский музыкальный май» - участвовала в исполнении Реквиема Моцарта под управлением Зубина Меты.

В сезоне 2011/12 спела Царицу ночи в Венской государственной опере и в барселонском театре Лисео , Лючию ди Ламмермур в Немецкой опере в Берлине, а в последующих сезонах исполняла эту партию также в Метрополитен-опере, Опере Лос-Анджелеса, Лирической опере в Чикаго, театре Ла Скала и Мариинском театре.

В концертном репертуаре певицы - произведения Моцарта, Бетховена, Россини. Форе. В 2005 г. участвовала в исполнении Реквиема Моцарта в рамках «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Участвовала в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Восьмой симфонии Малера с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. С Бостонским симфоническим оркестром исполнила Stabat Mater Россини (дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос), с Хьюстонским симфоническим оркестром - программу концертных арий В.А. Моцарта и «Gloria» Ф. Пуленка (дирижер Ганс Граф), с Национальным симфоническим оркестром Дании - Девятую симфонию Л. ван Бетховена (под управлением маэстро Фрюбека де Бургоса). В сезоне 2012/13 на фестивале в Эдинбурге участвовала в исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена. В августе 2014 г. в рамках фестиваля «Би-би-си промс» на сцене Альберт холла дебютировала в кантате «Колокола» С. Рахманинова (исполнив партию сопрано с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Эдварда Гарднера).
Альбина Шагимуратова сотрудничает с выдающимися дирижерами - Риккардо Мути, Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Дэвис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Пьер Джорджо Моранди, Ашер Фиш, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и др.

В 2010 г. певица дебютировала в Большом театре в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В 2011 г. приняла участие в постановке оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, исполнив партию Людмилы (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). В 2012 г. приняла участие в постановке оперы «Травиата» Дж. Верди (партия Виолетты, дирижер Лоран Кампеллоне, режиссер Франческа Замбелло).

Из выступлений сезона 2015/16: Виолетта («Травиата») в Токио, Констанца («Похищение из сераля» В.А. Моцарта) в Метрополитен-опере, Царица ночи («Волшебная флейта») в Опере Сан-Франциско, Донна Анна («Дон Жуан») в Баварской государственной опере в Мюнхене, заглавная партия в опере «Семирамида» Дж. Россини (концертное исполнение на сцене Альберт-холла в Лондоне).

Среди недавних ангажементов: Аспазия («Митридат, царь Понтийский» В.А. Моцарта) в Королевской опере Ковент-Гарден, Джильда («Риголетто» Дж. Верди) в Немецкой опере Берлина, Эльвира («Пуритане» В. Беллини) в Лирической опере Чикаго, Виолетта («Травиата») в Венской государственной опере и Опере Хьюстона, Царица ночи («Волшебная флейта») на Зальцбургском фестивале, в Вене, Баден-Бадене и Париже.

Альбина Шагимуратова родилась 17 октября 1979 года в Ташкенте (Узбекская АССР) в семье юристов. Детство Альбины прошло в Ташкенте, но наступила Перестройка, а затем и полный распад СССР, и в 1994 году семья Альбины переехала в Татарстан, город Казань.
Родители с детства поощряли ее интерес к музыке, и в пятилетнем возрасте Альбина стала выступать перед публикой под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. Позже, когда семья уже переехала в Казань, Альбина стала студенткой Казанского музыкального училища по специальности «хоровое дирижирование» и затем в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова.
Будучи студенткой 3 курса Альбина перевелась в Московскую государственную консерваторию имени П.И Чайковского в класс профессора Народной артистки РСФСР Писаренко Г.А. В 2004 году, с отличием закончив Московскую консерваторию, поступила в аспирантуру, которую также закончила с отличием.
Еще в годы учебы в Москве Альбина Шагимуратова стала солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполнила партии Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В этот же период она солировала в Реквиеме Моцарта в премьерном концерте знаменитых «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» в Москве. Кроме того, в числе исполненных ею партий – Девятая симфония Бетховена и Восьмая симфония Малера в сопровождении Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Альбина Шагимуратова является почетной выпускницей Молодежной оперной программы при театре Хьюстон Гранд-Опера (США), в которой она прошла обучение с 2006 по 2008 годы. В разное время Альбина брала мастер-классы у Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.
Ее чарующее колоратурное сопрано впервые снискало международное признание в 2007 году, когда она стала обладательницей золотой медали и I премии Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Вскоре после этого состоялся ее европейский оперный дебют в партии Царицы ночи на знаменитом Зальцбургском фестивале в сопровождении Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути.

Зарекомендовавшая себя одним из ведущих в мире интерпретаторов этой легендарно сложной партии, она исполнила Царицу ночи на таких сценах, как Метрополитен-опера, Ла Скала (выпущен DVD), Венская государственная опера, Немецкая Дойч-Опера Берлина, Опера Сан-Франциско, Баварская опера, Большой театр, Опера Лос-Анджелеса, Хьюстон Гранд-Опера, Гамбургская государственная опера, фестиваль в Люцерне и других сценах. Эта же партия стала дебютной в Королевской опере Ковент-Гарден (постановка шотландского режиссера Дэвида Маквикара). Газета Guardianотметила ее исполнение, как «исключительно точное, с мощной драматической колоратурой».
Альбина Шагимуратова добавила в свой репертуар последних сезонов партии самых знаменитых оперных героинь XIX столетия – каждая из них имела большой успех. Она исполнила партию Виолетты («Травиата») в Большом театре после реконструкции и в Хьюстон Гранд-Опере. Джильда («Риголетто») в ее исполнении стала триумфом в Опере Сан-Франциско (дирижер Никола Луизотти). Эта партия в том же сезоне стала ее дебютом и в Лирик-опере Чикаго (США). В новой постановке английского режиссера Джона Дойла в Хьюстон Гранд-Опере Альбина впервые дебютировала в заглавной партии в опере «Лючия ди Ламмермур», и затем закрепила свой триумфальный успех на сцене театров Ла Скала, Метрополитен-Опера, Лос-Анджелес Опера, в немецкой Дойч-опере в Берлине, и на сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Журнал Opera News восторженно отозвался о ней как о «феномене, который следует услышать, чтобы поверить в него», а в New York Times ее Лючия была названа «сенсационной и завораживающей». Кроме того, Альбине выпала честь открывать историческую сцену Большого театра после реконструкции в новой постановке оперы «Руслан и Людмила» режиссера Дмитрия Чернякова в сопровождении оркестра под управлением Владимира Юровского. Ее дебют в партии Донны Анны в Моцартовском «Дон Жуане» состоялся на сцене Глайндборнского фестиваля в Англии в 2011 году. Лондонский The Times назвали ее Донну Анну «лидирующей». Эту же партию Альбина спела на сцене Королевского театра Ковент-Гарден и совместно с оркестром под управлением маэстро Антонио Паппано и труппой театра в сентябре 2015 года выступила в гастрольном турне по крупнейшим городам Японии.

06 июля 2013 года Альбине выпала честь выступить на открытии XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в Казани.
Альбина Шагимуратова исполняла произведения из своего обширного концертного репертуара в сопровождении величайших оркестров мира. В дебюте с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса она спела «StabatMater» Россини и партию Фламинии из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, а с Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением Ханса Графа – исполнила программу концертных арий Моцарта и мессу «Gloria» Пуленка. В рамках дебюта в Maggio Musicale Fiorentino Альбина Шагимуратова спела партию сопрано в Реквиеме Моцарта под управлением Зубина Меты, а в сезоне 2012–2013 годов – в Девятой симфонии Бетховена с Национальным симфоническим оркестром Дании под управлением Маэстро Фрюбека де Бургоса. Впоследствии был выпущен диск. В этом же сезоне она добавила в свой репертуар «Военный реквием» Бриттена, который прозвучал на фестивале в Эдинбурге. В августе 2014 года в рамках фестиваля BBC Proms на сцене Альберт-холла состоялся дебют Альбины Лондоне в партии сопрано в «Колоколах» С.Рахманинова, в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Эдварда Гарднера.
Она не раз становилась гостьей фестивалей маэстро Валерия Гергиева, таких как Московский Пасхальный фестиваль и «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а также гостьей фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» в Москве. Альбина также поддерживает творческие связи с такими дирижерами, как Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Девис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Джорджио Моранди, Ашер Фиш и др.
Знаковым событием в жизни музыкальной Москвы стал сольный концерт Альбины Шагимуратовой на исторической сцене Большого театра России. Совместно с оркестром театра и Маэстро Владимир Спиваков, певица исполнила сцены сумасшествия из итальянского оперного репертуара, такие как «Пуритане», «Сомнамбула» и «Лючия ди Ламмермур».
Среди ее многочисленных будущих ангажементов следует отметить возвращение на сцену театров Метрополитен-опера, Королевского театра Ковент-Гарден, на сцену Чикаго Лирик-Опера, Хьюстон Гранд-Опера, Альберт-холла, Баварской оперы и дебют на сцене Парижской оперы Бастиль.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

  • Народная артистка Республики Татарстан (2009);
  • Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (2011);
  • Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля;
  • Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого государственного академического театра России «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля «Лючия ди Ламмермур»;
  • Лауреат I премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2007);
  • Лауреат Iпремии Международного конкурса молодых оперных певцов им. М.И. Глинки (Челябинск, 2005);
  • Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2005).

Альбина Шагимуратова в оепере “Волшебная флейта”. Фото = Emilie Brouchon

В Опере Бастилии состоялся долгожданный дебют Альбины Шагимуратовой.

Еще после победы Шагимуратовой на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007 году член жюри, народный артист СССР Евгений Нестеренко отмечал:

«Она очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Но, кроме этого, у нее имеется хороший стержень, человеческий и профессиональный.

Мне известно, что Альбина поступила в Московскую консерваторию только с третьего раза. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна, что заметно даже в личном общении. У нее, я бы сказал, большой вокальный запас, верхние ноты, которые для многих певиц являются камнем преткновения, у Альбины превосходны. Она шла первой и расположила к себе и публику, и жюри».

В моцартовской «Волшебной флейте», поставленной канадским режиссером Робертом Карсеном, российская певица исполняет роль Царицы ночи.

– Вы объездили весь мир, и, наконец, настала очередь Парижа. Бастилия пала?

– Для меня это важное событие. Я должна была выступить здесь еще в 2015-м, но тогда из-за рождения ребенка мне не удалось прилететь во Францию. Сейчас все сложилось. Кстати, это моя первая работа с Карсеном.

– Царица ночи - Ваша визитная карточка. Какой это спектакль по счету?

– В отличие от других певиц, я не считаю. Впервые примерила этот образ в 2008-м на Зальцбургском фестивале под началом маэстро Риккардо Мути, потом пела в Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен», «Ковент-Гарден», в театрах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Берлина, Мюнхена.

Альбина Шагимуратова. Фото – Станислав Красильников/ТАСС

Вообще эта партия очень благодатная. Прежде всего она держит голос в тонусе. У меня достаточно сложный репертуар, но после Царицы остальное дается легко. Подвести черту под моей героиней я опять-таки решила на Зальцбургском фестивале в 2018 году.

– Царицу ночи исполняют единицы - быть может, певиц пять. Моя - полна драматизма, она очень сильная, властная, сексапильная. Ей нужна не только власть, но и любовь. «Волшебная флейта» кажется легкой вещью, но на самом деле она касается многих серьезных проблем.

– У Вас особые отношения с директором Парижской оперы Стефаном Лисснером, не так ли?

– Они начались со времен, когда Лисснер возглавлял «Ла Скала», где я впервые выступила в 2011 году. С его приходом в Парижской опере французов становится все меньше. Он стремится держать уровень, приглашает русских, немцев и других. К примеру, меня директор поставил в первый состав, а француженку - во второй.

– Вы родились в Ташкенте. Учились в Казанской и Московской консерваториях, а потом окончили аспирантуру в Москве. Что оказалось самым трудным в Вашем становлении в качестве певицы?

– Мне ничто легко не давалось. Мой путь был достаточно сложным и потребовал огромной работы.

– Победа на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007-м стала для Вас трамплином?

– Несомненно. Она многое значила для меня. Но сам конкурс проходил очень непросто. За несколько месяцев до открытия ушел из жизни его президент - Мстислав Ростропович.

Психологически оказалось очень тяжело. Я не хотела участвовать, да и в жюри у меня не было никакой поддержки, но мой педагог из консерватории Галина Писаренко настояла. Потом наш знаменитый бас Евгений Нестеренко рассказал: «Ты вышла, спела первую вещь, и сразу стало понятно, кто победитель». А через неделю меня прослушал маэстро Риккардо Мути и пригласил в Зальцбург.

– Наверное, в карьере помогла и «Золотая маска», которую Вы получили за партию в «Лючии ди Ламмермур» Татарского академического театра оперы и балета в 2012 году?

– Не слишком. Все-таки конкурс Чайковского и «Золотая маска» - вещи несопоставимые.

– С кем труднее всего найти общий язык: с постановщиком, дирижером, коллегами-солистами или публикой?


Альбина Шагимуратова в опере “Лючия ди Ламмермур”

– С дирижером. Настоящих, оперных, все меньше и меньше. После работы с такими мэтрами, как Джеймс Ливайн или Риккардо Мути, я чувствовала себя окрыленной. Они любят певцов, всегда стараются помочь.

В среднем же поколении дирижеров все больше тех, кто думает только о себе. Их не интересует, что происходит на сцене. С режиссерами мне, напротив, практически всегда удается ладить.

– Чтобы отстоять свою точку зрения, Вы можете пойти на конфликт?

– У каждого своя правда, но всегда есть выход из положения. Надо находить компромисс. Если я готова пойти на уступки, а вторая сторона - нет, тогда дело идет к разрыву.

– Вы сами предлагаете трактовку образа или полагаетесь на постановщика?

– Смотря какой режиссер. Всегда прихожу со своим пониманием. Но я человек открытый. Соглашаюсь, если чувствую, что можно довериться. Скажем, когда Дмитрий Черняков ставил «Руслана и Людмилу», у меня было свое понимание образа Людмилы, но он убедил меня в собственной концепции, и я ее приняла.

– Как Вы относитесь к экстремальным версиям? Кажется, в лондонском «Ковент-Гарден» в опере «Лючия ди Ламмермур» у героини случается выкидыш, и она появляется на сцене вся в крови….

– Меня звали участвовать, но я отказалась. Так поступаю всегда, когда меня что-то не устраивает. Хотя это бывает редко. Обычно стараюсь сглаживать неприемлемые моменты. Однажды в Мюнхене пела Донну Анну в «Дон Жуане». Мне предстояло стянуть с партнера брюки и все остальное. Но я выросла в достаточно строгой семье и не могла позволить себе подобного. Тогда я предложила ограничиться рубашкой. Напомнила: мы все-таки в опере. Со мной согласились.

Долгое время Вы выступали в основном на Западе. Однако Владимир Спиваков, которого Вы называете своим крестным отцом, убедил возвратиться в Россию?

– Даже после победы на конкурсе Чайковского в Большой театр меня не пригласили. Я ужасно обиделась. В тот период я стажировалась в Америке. Гастролировала по всему миру. В конце 2009 или в начале 2010 года раздался звонок Владимира Теодоровича: «Приезжай в Москву».

Я ему очень признательна, он вернул меня в Россию. Теперь часто пою в Мариинке. Приглашают в Большой. В конце марта даю концерт в Московском доме музыки с Национальным филармоническим оркестром под управлением маэстро Спивакова. Буду выступать вместе с известной пианисткой Элен Мерсье, ее мужем Бернаром Арно (крупнейший предприниматель, владелец концерна «Луи Вюиттон - Моэт Хеннесси») и их сыном Фредериком. Они сыграют моцартовский концерт для трех фортепиано.

– В нашей стране по-прежнему более трепетное, чем на Западе, отношение к искусству, и в частности к музыке?

– В россиянах горит священный огонь. Не в обиду другим будет сказано, но мы более эмоциональные, богатые и щедрые натуры. Как никто, переживаем за свою Родину, радуемся ее победам.

Альбина Шагимуратова в опере “Дон Жуан”, Ковент-Гарден

– Чем Вы объясняете успех наших солистов на Западе, особенно молодого поколения?

– Россия - страна больших красивых голосов, как мужских, так и женских. Они интереснее и звучнее многих, поэтому наши певцы как никогда востребованы. К сожалению, в отечественных консерваториях не преподают иностранные языки, а без них сложно сделать карьеру.

– Сохранилась ли русская оперная школа? Есть кому растить таланты?

– Безусловно. При Большом театре создана молодежная оперная программа, которую возглавляет замечательный педагог Дмитрий Вдовин. Я сама с ним работала. Он заботится о нашей школе.

Но манеры исполнения Ирины Архиповой или Галины Писаренко уже нет. Пришли молодые, более мобильные артисты. Только обладая отменным здоровьем, можно выдерживать огромные перелеты - от Токио до Вены или от Москвы до Нью-Йорка.

– Вы вышли за оперные рамки и снялись у Карена Шахназарова в «Анне Карениной» в роли певицы Аделины Патти. Для Вас это что-то значит?

– Приглашение на съемки такого эпохального фильма - огромная честь. В остальных экранизациях визит Анны в театр либо вообще отсутствует, либо она смотрит балет или какой-то спектакль. У Толстого же речь идет именно о концерте Патти. Карен Георгиевич во всем следует роману - ничего не меняет. Есть у меня и другие интересные планы в кино, но пока не могу о них говорить.

– Вы нарекли дочь Аделиной в честь итальянской дивы?

– Действительно, мы назвали ее в память о великой певице. А через месяц после появления дочки раздался звонок с «Мосфильма» и мне предложили сыграть Аделину Патти. Я верю в такие предзнаменования, это был знак свыше. Ребенок родился, и голос стал крепче, улучшилась техника. Мне стало легче петь.

– Семья творчеству не помеха?

– С одной стороны, это вещи несоединимые. Если серьезно заниматься оперой, то вообще не нужно ее заводить. Но что делать, когда встречаешь такого прекрасного мужчину, как мой муж. Моя семья живет в Москве, я не вожу ребенка с собой на гастроли. Аделина не багаж, чтобы таскать за собой по всему белу свету. Дочкой занимаются отец, няня, а я каждый день общаюсь с ней по скайпу.

– Ваш знак зодиака - Весы. Это имеет для Вас какое-то значение?

– Мне необходимо равновесие. Одно время чувствовала присущую Весам неуверенность, непросто было сделать выбор. Но мой муж родился под знаком Льва - он твердо стоит на ногах. К тому же он врач-психиатр. Благодаря ему научилась уверенно идти по жизни.


Альбина Шагимуратова в опере “Богема”, Венская опера

– Примадонны славятся капризным нравом. Ваш случай?

– Сейчас слово «примадонна» вообще исчезло из обихода. Мы не можем себе позволить никаких капризов. Конечно, есть певицы, которые делают репутацию на своем характере, но с такими многие директора и режиссеры отказываются работать.

– «У меня нет соперниц, - говорила Мария Каллас, - когда другие певицы будут петь, как я, играть, как я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами». Согласны?

– Слова амбициозные и самоуверенные. Посмотрите, каким трагическим оказался финал ее жизни. Я нас не сравниваю, но ничего подобного никогда не скажу. Порой чувствую ревность и зависть некоторых артисток, но стараюсь этого не замечать.

– Вы собираетесь покорить еще немало оперных вершин?

– Да, пока я только в самом начале пути, хотя и выступала во многих театрах. Самое страшное для артиста - стоять на месте. У меня есть своя программа на будущее: исполнить «Норму» Беллини, а также «Семирамиду» Россини и «Анну Болейн» Доницетти.

Одной из моих любимых героинь остается Виолетта из «Травиаты». Ее нужно петь так, чтобы зритель плакал. Для такой партии необходим жизненный опыт, пережитые драмы. Сейчас же очень популярно показывать себя - «смотрите, какое у меня красивое лицо, тело, платье».

Альбина Шагимуратова родилась 17 октября 1979 года. Будущая оперная дива окончила две государственные консерватории - Казанскую и Московскую.

В 2004–2006 гг. являлась солисткой Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.


Альбина Шагимуратова в роли Царицы ночи в опере «Волшебная флейта». Фото – Mike Hoban

С 2008 года по настоящее время служит солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета. Народная артистка Татарстана (2009). Поет на сценах ведущих театров мира.

Выступала в рамках саммита «Большой двадцатки» в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, на открытии Универсиады в Казани. Участвовала в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В репертуаре Шагимуратовой около двадцати опер Глинки, Стравинского, Моцарта, Бетховена, Верди, Пуччини.

Тангейзер:Открывая новую рубрику,собирался начать её какой нибудь мировой знаменитостью прошлых времён...Но решил отойти от стереотипа и предлагаю чудесный и молодой голос Альбины Шагимуратовой.Уверен,что она вполне достойно вписывается в название рубрики и её творческое будущее это подтвердит...)

Народная артистка Татарстана
Лауреат международных конкурсов

Лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая (2011)
Лауреат Национальной театральной премии России "Золотая маска" (2012)

Альбина Шагимуратова - уникальная в своем роде оперная певица, сопрано, обладающая драматической колоратурой, стремительно завоевывающая мировую славу своим неповторимым по тембру голосом и филигранным вокальным мастерством. Чистый, сочный, большой, летящий, безупречно точный звук, владение стилем "бельканто" в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа - вот визитная карточка Альбины Шагимуратовой. Ее высокий уровень исполнения наисложнейших оперных партий мирового оперного репертуара завоевывает во всем мире признание публики, число почитателей ее таланта прогрессивно растет. Солидные печатные издания, такие как Нью Йорк Tаймс, Лондонский Таймс, Opera News, итальянская Reppublica публикуют восторженные отзывы критиков о выступлениях татарского соловья. Именитые дирижеры нашего времени по достоинству оценивают ее музыкальную одаренность, профессиональные музыканты пророчат певице триумфальное продолжение звездной карьеры. Альбина Шагимуратова стала столь ярким образцом успешной реализации на оперной сцене таланта, феноменального трудолюбия и редких поистине человеческих качеств, узнав о котором однажды, уже нельзя остаться равнодушным ни к опере, ни к ней самой!

Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте (бывший Советский Союз) в 1979 в семье адвокатов. Поддерживаемый в доме интерес к музыке способствовал раскрытию врожденной музыкальности - в 5 лет она начала заниматься в музыкальной школе и уже пела на сцене татарские народные песни под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. От этих первых неуверенных детских шагов в музыке до зрелой творческой самостоятельности Альбина Шагимуратова прошла тернистый, полный запредельных усилий и ярких эмоциональных переживаний путь, которому она всегда оставалась верной несмотря ни на что, демонстрируя с детства свойственные ей упорство, трудолюбие и силу характера.

Переехав с семьей, после развала Cоветского Cоюза в Казань (Республика Татарстан, Россия), Альбина поступила в Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева по классу хорового дирижирования (1994-1998гг.), а позже продолжила получение фундаментального музыкального образования на факультете хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (1998-2001гг.). Именно этот период в жизни Альбины Шагимуратовой ознаменовался открытием ее незаурядных вокальных способностей, зарождением любви к оперному искусству и началом освоения секретов оперного пения. В дальнейшем певица окончила вокальный факультет Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Г.А. Писаренко 2001-2004 гг.), и там же аспирантуру (2004-2007гг.), прошла стажировку в Молодежной оперной студии при "Хьюстон Гранд Опера" в США (2006-2008гг.) и до сегодняшнего дня никогда не прекращала самосовершенствоваться, предъявляя к самой себе требования высокого класса. После окончания стажировки в США певица была приглашена в качестве ведущей солистки в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.


В арсенале ранних достижений Альбины Шагимуратовой можно отметить: звание лауреата на Открытом Всероссийском конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург» в 2003 году, звание лауреата на международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (Испания - 2005г.), победа на международном конкурсе вокалистов М. Глинки (Челябинск-2005г.), и победа на XIII международном конкурсе им. П.И.Чайковского (Москва-2007г.). Но именно с момента взятия I премии и Золотой медали Международного конкурса им. П. И. Чайковского начался стремительный карьерный взлет Альбины Шагимуратовой. Яркая победа на конкурсе обратила на себя внимание мировой оперной общественности и вскоре Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения сложнейшей партии - Царица ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

После этого триумфального дебюта в 2008 году крупные оперные сцены мира стали выражать открытую заинтересованность молодой певицей: в качестве приглашенной солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: миланского театрa La Scala, Нью-йоркской Metropolitan Opera, Oперы Лос-Анджелеса, Oперы Сан-Франциско, Чикагской Лирической оперы, Лондонской Королевской оперы Covent Garden, Венской Государственной опере, Хьюстонской Grand Opera , Немецкой Оперы в Берлине и на Глайндборнском оперном фестивале в Англии. Oдновременно с тем творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижерами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Владимир Спиваков.

Репертуар певицы расширялся с молниеносной скоростью, включая в себя все новые и новые самые блистательные партии для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти), Виолетта Валери («Травиата» Дж. Верди), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н.A. Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.A.Римского-Корсакова), Донна Анна («Дон Жуан» В.А.Моцарта), Амина («Сомнамбула» В. Беллини), Людмила («Руслан и Людмила» M.Глинка), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинка), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини).

График выступлений Альбины Шагимуратовой наполнился ангажементами в ведущих оперных театров мира на несколько лет вперед. Несмотря на то, что активная работа с зарубежными театрами не позволяла, к великому сожалению певицы, часто выступать в России, на родине достижения Альбины Шагимуратовой тоже не оставались без внимания, завоевывая среди соотечественников все большее количество влюбленных в «золотой голос» поклонников.

В феврале 2009 годa указом Первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым Альбине Шагимуратовой было присвоено звание "Народной артистки Республики Татарстан". 2011 год оказался для певицы знаковым - произошел ряд примечательных событий, отображающих по-искренне настоящее для певицы признание ее таланта на Pодине. Нынешний Президент республики Татарстан Рустам Минниханов лично вручил Альбине Шагимуратовой "Государственную премию РТ им. Г. Тукая". Альбина Шагимуратова была удостоена национальной театральной премии России "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в опере" (за роль Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля "Лючия ди Ламмермур"). И наконец, Альбине было доверено исполнять в первой после открытия исторической сцены Государственного академического Большого театра России премьерной постановке спектакля "Руслан и Людмила" М. И. Глинки - партию Людмилы.

Сегодня ее учителями и наставниками являются - великая певица Рената Скотто и педагог, руководитель Молодёжной программы оперных певцов при Большом театре Роccии Дмитрий Вдовин. A в феврале 2012 звукозаписывающая компания Opus Arte выпустила в свет DVD спектакля " Волшебная флейта " B.A Моцарта на сцене миланского театра Lа Scala , где Альбина исполняет партию Царицы Ночи.

Альбина Шагимуратова - творчески одаренная певица и масштабная актриса в опере, и личность, примиряющая ментальность востока и запада. Пройдя все преграды и трудности на пути к вокальному совершенству, закалив бойцовский характер, она сохранила душевную чистоту, покоряющую искренность и обаяние. Именно такая констелляция музыкального таланта, доведенного до совершенства вокального мастерства и глубочайшего личностного содержания порождает шедеврально проникновенные, реалистичные, объемные, неподдельные в своем драматизме образы в исполнении Альбины Шагимуратовой!