Военно музыкальное училище официальный. Порядок приема в Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации — Российская газета

В целях организации качественного отбора кандидатов для зачисления в Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Порядок приема в Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации А. Сердюков

Приложение

Порядок приема в Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок регламентирует работу с кандидатами для поступления на учебу в Московское военно-музыкальное училище 1 , организацию и проведение конкурсных вступительных испытаний, а также зачисление кандидатов в училище.

2. В училище могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации в возрасте не старше 16 лет (по состоянию на 1 сентября года поступления), имеющие основное общее образование, музыкальную подготовку в объеме образовательной программы детской музыкальной школы, владеющие одним из духовых или ударными музыкальными инструментами, годные по состоянию здоровья, физически подготовленные и психологически готовые к обучению (далее именуются - кандидаты).

3. Для поступления в училище отбираются кандидаты, изучавшие в общеобразовательных учреждениях один из иностранных языков, преподаваемых в училище: английский или немецкий.

4. Прием кандидатов в училище осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний по русскому языку и музыкальным дисциплинам, проверки их психологической готовности к обучению в училище, физической подготовленности, а также на основании оценки документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидатов.

5. Преимущественное право зачисления в училища при условии успешного прохождения конкурсных вступительных испытаний и соответствия другим установленным для поступающих требованиям предоставляется кандидатам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Организация работы с кандидатами и оформление их личных дел

6. Проведение необходимой информационно-разъяснительной работы, размещение в средствах массовой информации соответствующих материалов о наборе в училище осуществляются ежегодно в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации.

7. Заявление родителей (законных представителей) кандидата на имя начальника училища о приеме кандидата направляется в училище ежегодно с 15 апреля до 1 июня.

8. К заявлению прилагаются следующие документы и сведения:

1) личное заявление кандидата на имя начальника училища;

2) заверенные копия свидетельства о рождении и копии 2, 3, 5 страниц паспорта гражданина Российской Федерации;

3) автобиография кандидата;

4) заверенные гербовой печатью общеобразовательного учреждения копия личного дела обучающегося, педагогическая характеристика кандидата, подписанная классным руководителем и директором, и психологическая характеристика кандидата, подписанная педагогом-психологом и директором, с обоснованием целесообразности поступления обучающегося в училище;

5) четыре фотографии размером 3х4 см с местом для оттиска печати в правом нижнем углу;

6) копия медицинского страхового полиса (кроме граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации);

7) копия медицинской карты кандидата к поступлению в училище, заверенная печатью медицинского учреждения;

8) копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги с места проживания (регистрации);

9) справка с места службы (работы) родителей (законных представителей) или другой документ, характеризующий их трудовую деятельность;

10) антропометрические данные кандидата (рост, размер одежды, обхват груди, обхват бедер, размер обуви и головного убора);

11) документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении в училище:

а) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того:

заверенные копии свидетельства о смерти единственного или обоих родителей;

копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства);

заверенная копия удостоверения опекуна (попечителя);

рекомендация к поступлению от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания обучающегося и органа опеки и попечительства того субъекта Российской Федерации, откуда прибыл обучающийся;

справка или выписка из личного дела родителя - военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы или умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы, об исключении из списков воинской части, копия свидетельства о смерти;

справка о прохождении родителем военной службы (о работе в воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации), заверенная гербовой печатью;

справка о выслуге лет родителя - военнослужащего в календарном исчислении (20 лет и более), заверенная гербовой печатью, или заверенная копия удостоверения "Ветеран военной службы";

выписка из приказа об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении 20 лет и более, заверенная гербовой печатью.

Дополнительно к перечисленным документам могут прилагаться иные документы, свидетельствующие о достижениях кандидата (копии грамот, дипломов, похвальных листов, свидетельств, сертификатов участника различных зональных, городских, региональных творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований и других документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидата).

Подлинные документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении, медицинская книжка, а также заверенная гербовой печатью общеобразовательного учреждения выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за соответствующий учебный год с обязательным указанием изучаемого иностранного языка предъявляются кандидатом по прибытии непосредственно в училище.

III. Организация работы приемной комиссии училища

9. В целях эффективной и качественной организации работы с кандидатами начальник училища издает приказ об организации работы приемной комиссии училища, которая должна состоять из следующих подкомиссий:

подкомиссия по проверке личных дел;

подкомиссия по определению психологической готовности кандидатов к обучению в училище;

подкомиссия по проведению проверки общеобразовательной подготовки кандидатов;

подкомиссия по проведению проверки музыкальной подготовки кандидатов.

Состав приемной комиссии училища, а также привлекаемый технический персонал приемной комиссии училища должен меняться ежегодно не менее чем на 20%.

Заседания приемной комиссии училища оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами приемной комиссии и утверждаются ее председателем.

10. Поступившие личные дела кандидатов рассматриваются приемной комиссией училища.

Кандидаты, не годные по состоянию здоровья, не соответствующие по уровню образования и возрасту или в личном деле которых не представлены документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, к конкурсным вступительным испытаниям не допускаются.

Родителям (законным представителям) кандидатов, которым отказано в допуске к конкурсным вступительным испытаниям, направляется извещение за подписью председателя приемной комиссии училища с указанием причин. При несогласии с решением приемной комиссии училища родители (законные представители) кандидатов, которым отказано в допуске к конкурсным вступительным испытаниям, могут обращаться с апелляцией к председателям приемной комиссии училища и центральной приемной комиссии по отбору и зачислению кандидатов в суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации.

11. Родителям (законным представителям) допущенных к конкурсным вступительным испытаниям кандидатов приемная комиссия училища ежегодно до 25 июня направляет извещение с указанием даты прибытия кандидата в училище, на основании которого в военном комиссариате по месту жительства кандидата оформляются воинские перевозочные документы для его проезда в училище.

IV. Порядок приема в училище и проведения конкурсных вступительных испытаний

12. Конкурсные вступительные испытания осуществляются ежегодно с 25 июля по 10 августа, в ходе которых проводится:

определение психологической готовности кандидатов к обучению;

определение физической подготовленности кандидатов;

вступительные испытания по русскому языку и музыкальным дисциплинам.

13. Определение психологической готовности кандидатов к обучению включает в себя их социально-психологическое изучение, а также психологическое и психофизиологическое обследования, по результатам которых готовятся соответствующие заключения.

14. Вступительные испытания по музыкальным дисциплинам проводятся в форме экзамена в объеме образовательной программы детской музыкальной школы по следующим дисциплинам: музыкальный инструмент (практически), сольфеджио, элементарная теория музыки (письменно и устно).

15. Кандидаты, имеющие хорошие и отличные оценки в аттестате об основном общем образовании и окончившие детскую музыкальную школу с отличными оценками, сдают экзамен только по духовому и ударным инструментам. При получении оценки 5 (отлично) они освобождаются от дальнейшей сдачи вступительных экзаменов, а при получении оценки 4 (хорошо) или 3 (удовлетворительно) сдают экзамены на общих основаниях.

16. По результатам определения психологической готовности, физической подготовленности, проведения вступительных испытаний по русскому языку и музыкальным дисциплинам, а также на основании оценки документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения, кандидатам выставляется единая балльная оценка, которая заносится в лист учета конкурсных вступительных испытаний и в конкурсный список.

17. В протоколе заседания приемной комиссии училища должны содержаться конкретные предложения по зачислению (не зачислению) кандидатов с указанием причин, по которым принимается то или иное решение. Протокол, подписанный членами подкомиссии, утверждается председателем приемной комиссии.

V. Зачисление кандидатов в училище

18. Приемная комиссия училища по результатам конкурсных вступительных испытаний составляет конкурсные списки.

Очередность внесения кандидатов в конкурсные списки определяется в соответствии с набранными баллами.

Кандидаты, имеющие преимущественное право зачисления в училище, при равенстве набранных баллов с другими кандидатами вносятся в конкурсный список по отношению к ним в первую очередь.

Конкурсные списки кандидатов ежегодно до 15 августа направляются в центральную приемную комиссию.

19. Центральная приемная комиссия готовит проект приказа Министра обороны Российской Федерации о зачислении кандидатов в училище и представляет его на утверждение Министру обороны Российской Федерации.

Списки зачисленных кандидатов размещаются на сайте Министерства обороны Российской Федерации в глобальной информационной сети "Интернет".

20. Зачисленному кандидату в училище выдается удостоверение обучающегося.

21. Кандидатам, не зачисленным в училище, выдаются воинские перевозочные документы для проезда к месту жительства, а также справка о результатах конкурсных вступительных испытаний, подписанная секретарем приемной комиссии училища и заверенная гербовой печатью училища.

22. Материалы конкурсного отбора на зачисленных кандидатов хранятся в училище в течение всего цикла обучения, на незачисленных кандидатов - в течение года.

2 Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости центральная приемная комиссия по отбору и зачислению кандидатов в суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации будет именоваться центральной приемной комиссией.

Адрес: 142700, Московская область, Ленинский район, п/о Видное-4, 2-ой Музыкальный проезд.

Контактные телефоны: 339-60-55, 339-56-77, 337-39-33

Историческая справка

Московское военно-музыкальное училище - единственное в Российских Вооруженных Силах образовательное учреждение среднего профессионального (музыкального) образования, ведет свою историю от 2-ой Московской школы военно-музыкантских воспитанников Красной Армии, созданной в 1937 году совместным постановлением Народного комиссариата обороны РСФСР и Народного комиссариата просвещения РСФСР.

Школа формировалась из музыкально одаренных мальчиков детских домов, детей тех, кто геройски пал в боях за свободу и независимость нашей Родины. Перед школой была поставлена задача обучения и воспитания юных музыкантов для пополнения военных оркестров Красной Армии.

Первым начальником школы был подполковник Банк Леонид Николаевич (1937-1939 гг.).

С 1938 года воспитанники участвуют в парадах на Красной площади. В 1940 году барабанщикам и фанфаристам впервые оказано высокое доверие - открывать парады войск Московского гарнизона на Красной площади.

Первый выпуск школы состоялся 10 июля 1940 года. Участники первого выпуска стали фронтовиками, среди которых военные музыканты героического Бреста, защитники Ленинграда, участники Сталинградского сражения, Курской битвы и штурма Берлина. В дни битвы за Москву воспитанники школы выполняли боевую задачу по охране и обороне военных объектов столицы.

С июня по ноябрь 1941 года личный состав школы охранял запасной аэродром у ст. Клязьма, а также защищал здания у Крымской площади в составе постов ПВО. 15 - летние мальчишки бесстрашно расправлялись с вражескими зажигательными бомбами, героически защищали Москву.

Смертью храбрых в боях с врагом в годы войны пали воспитанники школы: Петр АНТОНОВ, Евгений БОГДАНОВ, Владимир БЕЗВЕСТНЫЙ, Турухан БИКБАЕВ, Иван КАРПЕНКО, Василий КОЛТЫРЕВ, Георгий МИКЛОШИ, Николай НИКИТЕНКО, Василий ЯШИН.

С ноября 1941 года, в целях создания необходимых для учебной работы условий, школа была переведена в город Наманган Узбекской ССР, где было подготовлено два выпуска.

В 1944 году школа возвратилась в Москву и разместилась в поселке Салтыковка, а впоследствии в район Абельмановской заставы.

По окончании Великой Отечественной войны школа переводится на базу бывшего дома отдыха в один из живописнейших уголков Подмосковья - село Троице-Лыково.

В 1956 году 2-я Московская школа военно-музыкантских воспитанников преобразуется в Московское суворовское военно-музыкантское училище. В 1960 году оно переименовывается в Московскую военно-музыкальную школу.

В 1978 году школа переводится в район Теплого Стана и с 1981 года, согласно приказу Министерства просвещения СССР и директивы Генерального штаба, становится Московским военно-музыкальным училищем.

С момента образования Московского военно-музыкального училища им руководили 12 начальников училища:

подполковник Банк Леонид Николаевич (с 1937-1939 гг.)
интендант II ранга Аранович Борис Львович (с 1939-1940 гг.)
полковник Злобин Владимир Иванович (с 1940-1957 гг.)
полковник Назаров Николай Михайлович (с 1957-1958 гг.)
полковник Камышов Константин Васильевич (с 1958-1960 гг.)
полковник Мякишев Аркадий Николаевич (с 1961-1970 гг.)
полковник Волков Владимир Яковлевич (с 1970-1975 гг.)
полковник Детистов Владимир Иванович (с 1975-1982 гг.)
полковник Романченко Константин Иванович (с 1982-1986 гг.)
полковник Джагупов Аркадий Емельянович (с 1986-1993 гг.)
полковник Афонин Геннадий Александрович (с 1993-2005 гг.)
полковник Герасимов Александр Петрович (с 2005 г. - по настоящее время)

За время существования Московского военно-музыкального училища его окончили более трех тысяч человек, большинство из которых стали зрелыми и опытными педагогами и воспитателями, талантливыми музыкантами и дирижерами. Среди них народные артисты России, заслуженные деятели исскуств, заслуженные артисты Российской Федерации.

Московское военно-музыкальное училище - неоднократный Лауреат Всероссийских телевизионных конкурсов солдатской песни «Виктория», «Когда поют солдаты».

За большой вклад в пропаганду военно-патриотической музыки среди молодежи Московскому военно-музыкальному училищу в 1985 году была присуждена премия Московского комсомола. А в 1987 году, за большую работу по эстетическому воспитанию молодежи, училищу присуждается премия Ленинского комсомола.

В настоящее время коллектив Московского военно-музыкального училища проводит плодотворную концертную и военно-патриотическую работу. Суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, концертных площадках Москвы и Московской области, на различных народных и государственных торжествах. Оркестры училища постоянно выступают с концертными программами в Германии, Швейцарии, Италии, Франции, Англии и других странах.

Выпускники училища успешно руководят военными оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации. Многих можно увидеть в ведущих музыкальных коллективах страны, таких как оркестр

Государственного академического Большого театра России, Национальный симфонический оркестр, симфонический оркестр Московской филармонии и других.

Большинство выпускников училища продолжают свое обучение в военном институте (военных дирижеров) Военного университета и становятся впоследствии военными дирижерами.

24 ноября 2007 года торжественно отмечается 70-летие Московского военно-музыкального училища, являющегося старейшим суворовским училищем в стране.

Выпускники Московского военно-музыкального училища высоко несут славу родного училища, крепят и преумножают славные традиции военных музыкантов!

Гордостью училища являются его выпускники. За время существования Московского военно-музыкального училища его окончили более трех тысяч человек, большинство из которых стали зрелыми и опытными педагогами, талантливыми музыкантами и дирижерами.

Прежде всего, это видные деятели отечественной духовой музыки, Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители ведущих творческих коллективов страны: Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола генерал-майор Михайлов Н.М. (1932 - 2006 гг.), начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главный военный дирижер, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России генерал-майор Халилов В.М.; Народные артисты Российской Федерации: капитан первого ранга Данильченко А.С., Иванов В.И., Политиков С.И., Солодахин В.М. Заслуженные деятели искусств Российской Федерации - доктор искусствоведения профессор Дунаев Л.Ф., кандидат искусствоведения профессор Аксенов Е.С., профессор Коростылев Б.Е., профессор Корнилов Г.Я., Афонин Г.А, Тарасов В.А., Мухамеджан А.Б. Заслуженные артисты Российской Федерации - главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации подполковник Маякин Т.К., начальник Центрального военного оркестра МО РФ полковник Колотушкин А.А., начальник кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижеров) Военного университета полковник Аникин В.И., заместитель начальника кафедры дирижирования полковник Москвичев В.В., старший преподаватель полковник Халилов А.М., подполковник Сальхов Ю.И., подполковник Букаткин Б.Е., подполковник Шевернев И.В., главный дирижер Московского симфонического оркестра для детей и юношества Орлов Д.М., профессор РАМ им. Гнесиных Лебусов В.Г., солисты симфонического оркестра Государственного академического Большого театра профессор РАМ им. Гнесиных Рудометкин Ю.С. и Поплавский А.Ю., профессор РАМ им. Гнесиных Макаров И.В., Гришин В.И., Полушин В.Г., Смирнов Ю.К., Южаков В.И. Заслуженный деятель искусств республики Бурятия Соколовский В.А., кандидат искусствоведения доцент Худолей В.Р. и многие другие.

Училище славится дирижерскими династиями. Так, в свое время выпускниками училища являлись начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ - главный военный дирижер генерал-майор Халилов Валерий Михайлович, его брат - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета полковник Халилов Александр Михайлович, его племянник - курсант военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович. Династия Полушиных: отец - полковник запаса, преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета Полушин Вячеслав Григорьевич, сын - подполковник Полушин Александр Вячеславович - начальник оркестра Штаба МВО и другие.

Училище не только следует давним военно-музыкальным традициям, но и развивает собственные. Так, начиная с 1940 года, все парады на Красной площади открывает рота барабанщиков Московского военно-музыкального училища. Это - "фирменный знак" Московских военных парадов, предмет гордости и громадной ответственности. Ведь суворовцы училища олицетворяют вечно молодую, сильную и перспективную армию.

Коллектив Московского военно-музыкального училища проводит плодотворную концертную и военно-патриотическую работу. Суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, на концертных площадках Москвы и Московской области, различных народных и государственных торжествах. Они выступают в Государственном Кремлевском Дворце, в мэрии Москвы, на сценах Большого театра, Большого зала Московской государственной консерватории, Концертного зала им. П.И. Чайковского, на телевидении.

Традиционными стали ежегодные поездки оркестра училища с концертными программами в Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию, Польшу, Бельгию и другие страны.

Репертуар суворовцев охватывает десятки произведений разных эпох, стилей, жанров. Это - служебно-строевые произведения, музыка, написанная специально для духовых оркестров, переложения классических произведений, романсов и народных песен. В 2005 году в училище создан православный хор, исполняющий духовные песнопения и патриотические песни российской воинской славы. Хор участвует в богослужениях Храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами.

Выпускники училища высоко несут славу единственного в стране военно-музыкального училища, крепят и преумножают славные традиции военных музыкантов. Не случайно девизом Московского военно-музыкального училища служат слова, сочиненные самими суворовцами: "В училище военно-музыкальном нам счастье выпало четыре года жить, сюда нас привело призвание, стремленье Родине и музыке служить!"

Одной из важнейших сфер жизнедеятельности Московского военно-музыкального училища является концертная практика суворовцев. Духовой оркестр, хор, ансамбли ударных инструментов, группы фанфаристов и барабанщиков, солисты на духовых инструментах - вот далеко не полный перечень жанров, в которых выступают ребята за годы обучения в училище. Информация о мероприятиях советского периода:

Суворовцы училища - частые гости на лучших сценах и площадках столицы: Государственного Кремлевского Дворца, Московской Мэрии, Концертного зала <Россия>, Государственного академического Большого театра, Концертного зала им. П.И.Чайковского, Мемориального комплекса «Поклонная гора», Дворца спорта «Лужники», Центрального академического театра Российской Армии, концертных залов Центрального дома ученых, Центрального дома композиторов, Центрального дома литераторов и многих других.

В настоящее время является многолетней традицией приглашение суворовцев на различные фестивали, торжества и другие важные мероприятия, проходящие в столице, других городах России и за рубежом. Среди таких мероприятий ежегодные торжества, посвященные легендарному переходу великого полководца А.В. Суворова через Альпы и проходящие в городах Швейцарии. Международные фестивали духовых оркестров в Санкт-Петербурге и Берлине, частые общественно-патриотические визиты <Поезд памяти> в города России, Австрии, Германии.

Участие в торжествах, посвященных празднованию Дня Города в Москве, городах Подмосковья, Саратове и других авторских концертах Народных артистов России Олега Газманова и Ильи Резника, которые с удовольствием приглашают суворовцев для выступления. Песня О. Газманова <Москва> была записана оркестром училища в 1996 году и до сегодняшнего дня звучит на эстраде и тиражируется в видео и аудиоформате.

Кроме этого оркестрам и ансамблям суворовцев довелось принять участие в Международном фестивале «Славянский базар» в г.Витебске (Белоруссия), в праздничных мероприятиях в городах Тамбове, Краснодаре, Ставрополе, Бресте, Белгороде и других городах России, а также в Словении и Франции. Уникальными событиями можно назвать участие оркестра суворовцев в Каннском международном фестивале в 1999 году (Франция), в Лондонском фестивале российской культуры «Русская зима» в 2007 году.

В 2004 году в училище был создан ансамбль ударных инструментов <Рикошет>, который в кратчайшие сроки обрел большую известность, и за недолгое время с момента своего рождения до этого дня успел выступить на множестве концертов в Москве и Московской области, городах Витебске, Тамбове, Берлине, Лондоне и Швейцарии.

В 2005 году сформировался духовно-патриотический хор суворовцев. Этот коллектив регулярно участвует в православных богослужениях в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, в ежегодном торжественном поминовении гренадеров, павших под Плевной в русско-турецкой войне конца XVIII века, на концертных мероприятиях военно-патриотической и духовной направленности. За время учебы нашим суворовцам предоставляется счастливая возможность многократно апробировать и закреплять свои многосторонние профессиональные навыки, приобретенные в процессе занятий, на концертных выступлениях правительственного и федерального уровня в России и за рубежом!

Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования.

В училище могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте не старше 16 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), имеющие основное общее образование, музыкальную подготовку в объёме детской музыкальной школы, владеющие, как правило, одним из духовых или ударными музыкальными инструментами, годные по состоянию здоровья и отвечающие требованиям профессионального психологического отбора.

Профессиональная образовательная программа училища реализует получение знаний суворовцев по общеобразовательным дисциплинам, общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, общепрофессиональным дисциплинам, специальным дисциплинам и дисциплинам специализации. Основными учебными подразделениями училища являются предметно-методические комиссии: предметно-методическая комиссия медных духовых и ударных инструментов; предметно-методическая комиссия деревянных духовых инструментов; предметно-методическая комиссия общемузыкальных дисциплин; предметно-методическая комиссия дирижирования, инструментовки и чтения оркестровых партитур.

Суворовцы также проходят обязательную военную подготовку.

Училище состоит из двух рот (по 100 человек). В роте - 2 курса, на курсе - 2 взвода (по 25 человек). Каждый курс - отдельный оркестр, в котором 50 юных музыкантов.

Срок обучения - 3 года 10 месяцев.

Суворовцам, окончившим училище, выдается диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации: Артист оркестра, ансамбля, Преподаватель игры на инструменте.

Условия поступления:

Перечень необходимых документов для поступления: Заявление (рапорт) родителей (лиц, их заменяющих) о желании кандидата поступить в училище и необходимые документы принимаются от граждан Российской Федерации, проживающих на её территории, военными комиссарами по месту жительства, а от граждан Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих за пределами Российской Федерации, соответственно командиром воинской части Вооружённых сил РФ, дислоцируемой за её пределами в период с 15 апреля по 15 мая года поступления:

В заявлении (рапорте) оговаривается согласие родителей (лиц, их заменяющих) кандидатов на направление их после окончание училища для дальнейшего обучения в Московской военной консерватории (институте).

К заявлению (рапорту) прилагаются следующие документы: личное заявление кандидата на имя начальника училища о желании учиться в училище; заверенные копии паспорта и свидетельства о рождении; автобиография; копия документа установленного образца, подтверждающего российское гражданство кандидата и его родителей (для проживающих за пределами РФ); выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за 1-3 учебной четверти 9 класса с указанием изучаемого иностранного языка, заверенная гербовой печатью школы; педагогическая характеристика за подписями классного руководителя и директора школы, заверенная гербовой печатью школы; характеристика музыкальных способностей, подписанная директором детской музыкальной школы или военным дирижером; 4 фотокарточки размером 3*4 (без головного убора, с местом для оттиска печати в правом нижнем углу); копия медицинского страхового полиса, заверенная нотариально; карта медицинского освидетельствования кандидата к поступлению в училище, выданная военно-врачебной комиссией при военном комиссариате или гарнизонной военно-врачебной комиссией (вкладывается в личное дело кандидата); справка с места жительства родителей (лиц, их заменяющих) с указанием состава семьи и жилищных условий; копии документов, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении в училище:

а) от детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, кроме того, представляются: заверенные свидетельства о смерти отца и матери; копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства); документы от органа местного самоуправления, подтверждающие наличие или отсутствие жилой площади; заверенная копия удостоверения опекуна (попечителя);

б) от остальных категорий, пользующихся правом внеконкурсного зачисления, кроме того, представляются: справка или выписка из личного дела военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы или умершего вследствие увечья, либо заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, об исключении из списков воинской части, копии свидетельства о смерти, заверенные в установленном порядке; справка воинской части о прохождении военной службы по контракту в зоне военного конфликта в настоящее время, заверенная гербовой печатью; копия свидетельства о расторжении брака, выписка из домовой книги и финансово-лицевого счёта (для детей военнослужащих, воспитывающихся без матери (отца); справка из воинской части о выслуге лет в календарном исчислении (20 лет и более) военнослужащего, заверенная гербовой печатью или заверенная копия удостоверения <Ветеран военной службы>; выписка из приказа об увольнении по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении 20 лет и более, заверенная гербовой печатью. Подлинное свидетельство о рождении, паспорт, аттестат об основном общем образовании, свидетельство об окончании детской музыкальной школы, медицинский страховой полис и подлинные документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении, предъявляются кандидатом в приёмную комиссию училища.

Оформленные лично дела кандидатов с именными списками в 2 экземплярах направляются военным комиссариатом области (края, республики) к 20 июня непосредственно в училище по адресу:

142704, Московская область, Ленинский район, город Видное-4, улица Героя России Соломатина, Московское военно-музыкальное училище

Правила приема и вступительные экзамены:

Вступительные экзамены проводятся по предметам: специальный инструмент; сольфеджио, музыкальная грамота в объёме программы детской музыкальной школы; русский язык (диктант, в объёме программы основного общего образования).

Кандидаты, окончившие детскую музыкальную школу и 9 классов с отличными оценками по всем предметам (кроме рисования) и награжденные похвальным листом <За отличные успехи в учении>, сдают экзамены только по музыкальным дисциплинам. При получении оценки 5 (отлично) они освобождаются от дальнейшей сдачи вступительных экзаменов, а при получении оценки 4 (хорошо) или 3 (удовлетворительно), сдают экзамены на общих основаниях.

Кандидаты - сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Правом внеконкурсного зачисления пользуются: дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтах, а также воспитывающихся без матери (отца); дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Кандидаты, не соответствующие условиям приёма по состоянию здоровья или получившие оценку 2 (неудовлетворительно) на вступительном экзамене, или не годные по состоянию здоровья, или не отвечающие требованиям профессионально-психологического отбора и физической подготовленности, к сдаче последующих вступительных экзаменов не допускаются и откомандировываются к месту постоянного проживания родителей (лиц, их заменяющих).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

По специальному инструменту исполнить: а) две гаммы (натуральный мажор и три вида минора до 4 знаков при ключе); б) один этюд; в) две разнохарактерные пьесы или одно произведение крупной формы.

По сольфеджио и музыкальной грамоте иметь знания и навыки в объёме программы детской музыкальной школы, написать одноголосный диктант;

По русскому языку и литературе иметь знания и навыки в объёме программы 9 классов.

Александр Петрович Герасимов, полковник, заслуженный артист России, начальник Московского военно-музыкального училища, рассказывает об этом уникальном и единственном в своём роде учебном заведении. Почти 80 лет учащиеся этого учебного заведения открывают военные парады на Красной площади. Юноши, получающие в нём образование, сочетают и совершенствуют в себе мастерство артиста и доблесть русского воина. Его выпускники составляют основу военно-оркестровой службы России.

Текст: Вера Ржевкина и Андрей Мушкет

– Военно-музыкальное училище – уникальное заведение, где военная дисциплина сочетается со свободой духа искусства. Какие, по Вашему мнению, главные преимущества такого образования?

– Мне кажется, главным преимуществом нашего учебного заведения является обстановка, созданная в училище и предоставляющая возможность поступившим к нам юношам в возрасте 15–16 лет не отвлекаясь, сосредоточенно заниматься музыкой. Когда я в своё время заканчивал гражданское музыкальное училище, у меня было много соблазнов. Здесь таких искушений нет.

– Каким образом формируется программа обучения? Сколько времени отдаётся музыке и сколько занимает военная подготовка?

– Программа обучения формируется на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования, установленного соответствующим постановлением правительства РФ. Военной подготовки, вопреки неверным слухам, не очень много. В процентном соотношении это не более 10%. В основном это начальные основы военной подготовки, конечно, строевая подготовка как профильная. Мы готовим военных музыкантов с дальнейшим прицелом получения ими высшего военно-музыкального образования, поэтому навык действий музыкантов в строю – это самая главная профессиональная составляющая военного музыканта.

– Кто те молодые люди, которые приходят сегодня к Вам учиться? Каковы их ожидания и мотивация?

– Разные. Особенно на момент поступления. Большую часть детей приводят за руку родители, особенно мамы. К сожалению, юноши в 15–16 лет – и это доказано психологами, редко самостоятельно и осознанно выбирают будущую профессию. Как правило, в такой период неопределённости юноши не знают, куда идти поступать. Многие идут сюда как в музыкальную школу, воспринимают училище как некое дополнительное образование, где просто интересно заниматься музыкой. Родители в большей степени осознают перспективы такого обучения. Я бы сказал, сила училища, его педагогического состава – в созданной атмосфере живого творчества, позволяющей к четвёртому, выпускному курсу подготовить из наших воспитанников специалистов, которые определились в выборе профессии, чётко следуют этому выбору и имеют очень хорошие перспективы.

– Каким образом складывается дальнейшая судьба выпускников? Принимают ли выпускники участие в жизни училища?

– Да. Гордость нашего училища – это, конечно, наши выпускники. Вообще я уверен в универсальности принципа: учебное заведение котируется высоко тогда, когда высоко котируются его выпускники. Только тогда можно оценивать учебное заведение как хорошее и дающее хорошую базовую подготовку. Основная часть наших выпускников поступает в Военный институт военных дирижёров военного университета Министерства обороны (прообразом современного вуза является Военный факультет Московской государственной консерватории, который был создан в 1935 году на базе отделения оркестрового факультета консерватории) . Этот вуз наш основной заказчик, и туда поступают лучшие из лучших, чтобы впоследствии стать офицерами, военными дирижёрами и влиться в не очень большой, но очень славный отряд военных дирижёров. Некоторая часть выпускников продолжает своё музыкальное образование в ведущих профильных вузах: Московской консерватории имени П.И. Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных, Институте имени Шнитке, Московском государственном институте культуры и т.д. Некоторые выпускники сразу после окончания училища проходят срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. И здесь можно с гордостью утверждать, что наш выпускники, даже не самые сильные, востребованы в любом военно-творческом коллективе как хорошо обученные, знающие основы военной службы не понаслышке, умеющие правильно действовать в строю, великолепно освоившие служебно-строевой репертуар. И, как правило, наши выпускники составляют костяк военно-творческих коллективов.

– Это единственное в мире подобное учебное заведение?

– Да. На сегодняшний день это единственное в мире учебное заведение, где молодые люди находятся на полном государственном обеспечении с полным циклом проживания. Хотя в этом году 1 сентября состоялось открытие кадетского училища, аналогичного нашему, но не в рамках Министерства обороны, а на базе Московского государственного института культуры, в рамках Министерства культуры Российской Федерации. На территории этого института функционирует кадетский музыкальный корпус, где дети находятся на полном государственном обеспечении.

– Рота барабанщиков традиционно открывает парады на Красной площади, что подтверждает легендарный статус учебного заведения. Как проходит подготовка к этому мероприятию?

– Прежде всего об этом воинском ритуале. Военный парад на Красной площади – главный, самый основной и самый первый из воинских ритуалов, который существует в Вооружённых силах РФ. И принимать участие в нём – большая честь, но и огромная ответственность. Буквально с момента создания Военно-музыкальной школы как прообраза нашего училища (школа была создана в 1937 году), с 1938 года, барабанщики принимали участие в параде, а с 1940 года были удостоены чести открывать все военные парады на Красной площади. Этой великолепной традиции без малого 77 лет. По поводу подготовки… Ну, во-первых, рота барабанщиков готовится в составе всего парадного расчёта, а парадный расчёт начинает готовиться с ноября предыдущего года. Для того чтобы участвовать в военном параде 2016 года, мы уже с ноября 2015-го начнём подготовку. Активная часть подготовки начинается в третьей декаде марта и до 9 мая, в рамках сводных тренировок войск Московского гарнизона. Но до этого предстоит огромная работа по индивидуальной подготовке, слаживанию шеренг, подготовке и обучению непосредственно барабанным боям. В параде участвует рота барабанщиков в количестве 90 человек. Из них профессиональных ударников не более восьми, все остальные – это духовики, которые должны освоить барабанные бои, так называемый «Походный марш № 1», исполняя который, они потом с гордостью и максимальной отдачей пройдут первым пешим парадным расчётом по Красной площади.

– Какие ещё существуют традиции, которые сохраняются в училище по сей день?

– Одна из таких традиций – подготовка сводного оркестра училища для выступления на лучших концертных площадках Москвы и других крупных городов. Училище обладает большим творческим потенциалом, имея который, было бы совершенно неправильно не показывать его зрителям. Более того, любое выступление музыканта на публике – лучшее практическое обучение, поскольку можно много, долго и правильно обучать музыканта, но, если музыкант не выступает, не имеет возможности показать своё искусство на публике, не может увидеть и услышать реакцию слушателя на своё исполнение, он никогда в музыканта не превратится, он так и останется учеником.

– Оркестр училища много гастролирует как внутри страны, так и за рубежом. Какое место училище занимает в международном масштабе и в чём, может быть, особенность русской школы?

– По поводу русской школы… Да, хороший вопрос. 16 лет существует большой проект под названием «Суворовские дни в Швейцарии». Он проходит уже более 15 лет каждый год в последней декаде сентября. Помимо этого, мы участвуем в международном фестивале «Tattoo on Stage», который проводится в Люцерне. Мы выступаем совместно с рекрутами (швейцарскими военнослужащими-музыкантами первого призыва) из А́арау (нем. Aarau). Это рекрутская школа Швейцарии, которая готовит военных музыкантов. Правда, там ребята повзрослее. Нам этот проект очень дорог, поскольку в Швейцарии очень честная публика. На фоне выступлений западноевропейских оркестров – а там выступают не только швейцарские оркестры, туда приезжают коллективы из Италии, Германии, Великобритании, в прошлом году был из Новой Зеландии, – национальная палитра военных обширна, выступление наших ребят воспринимается, как правило, на ура. Даже при том, что в сугубо профессиональном плане наши дети иногда допускают неточности, характерные для учеников.

Но за счёт правильного использования агогики* в музыке, когда не просто извлекаются звуки, не только выполняются какие-либо штрихи, а исполняется музыка с душевным подъёмом, с определённым настроем, суворовцы увлекают за собой публику, а благодарная публика отвечает теплом. Наша музыка, будучи очень эмоциональной, в хорошем исполнении, довольно сильно задевает струны внутри даже у «холодных» европейских слушателей, таких как швейцарцы. В знак особого расположения швейцарская публика встаёт и стоя долго аплодирует. Это проявление высшей степени восхищения у достаточно избалованных европейцев.

– Какой, на Ваш взгляд, самый интересный зарубежный фестиваль, где приходилось участвовать?

– Нас часто приглашают на различные зарубежные фестивали. Но мы, к сожалению, не можем себе позволить часто принимать такие приглашения. Несколько лет добивались нашего участия организаторы очень крупного фестиваля в Базеле, в Швейцарии. Но у нас не получается, потому что это время выпадает как раз на каникулярный отпуск. А мы не имеем права нарушать учебный процесс. Нас приглашали в Шотландию на Эдинбургский фестиваль, один из старейших, по тем же причинам мы отклонили предложение, поскольку участие в фестивале могло помешать учебному процессу.

Оркестры суворовцев участвовали во многих зарубежных фестивалях, но я смело могу утверждать, что один из самых ярких, самых мощных, самых масштабных фестивалей военной духовой музыки проходит сейчас не за границей нашего Отечества, а как раз у нас, здесь, в Москве, на Красной площади, и называется «Спасская башня». В этом году он проводился в восьмой раз. Этот фестиваль поистине глобальный. Сравнивая виденные нами зарубежные фестивали, зная, как они проводятся, почти ничего рядом нет: по масштабам, по ресурсам, которые задействованы на этом фестивале, по программам. «Спасская башня» – сейчас действительно лучший фестиваль мирового масштаба. Хоть звучит и пафосно, но это действительно правда.

– А что именно даёт участие в таком крупном масштабном фестивале, как «Спасская башня»?

– Прежде всего возможность увидеть другую исполнительскую школу. Музыкант, который не слушает других исполнителей, не может развиваться. Именно поэтому фестивали хороши тем, что есть возможность послушать своих коллег. Второе – узнаёшь иную музыкальную культуру, это всегда обогащает, ты слышишь другую музыку с другой национальной окраской, другим национальным колоритом. Ну и, пожалуй, самое важное – это возможность увидеть своё местоположение, так сказать, увидеть, где ты в сравнении с другими творческими коллективами – выше, ниже, очень далеко сбоку или очень рядом, или впереди планеты всей – почувствовать своё место на данном временном отрезке: насколько ты готов, насколько ты соответствуешь современным стандартам.

– Я знаю, что вы сотрудничаете с известными российскими музыкантами. Расскажите об этом опыте.

– Мы не можем похвастать очень большим объёмом концертных выступлений, потому что основное предназначение у нас всё-таки учёба, в отличие от военно-творческих коллективов, которые предназначены для участия в воинских ритуалах, музыкальном обеспечении различных мероприятий и подготовке концертных программ. Нас много приглашают участвовать в различных мероприятиях федерального уровня. Был опыт выступления с Олегом Газмановым, Иосифом Давыдовичем Кобзоном, в своё время выступали с Александрой Николаевной Пахмутовой – это очень приятные воспоминания. Третий год оркестр училища с успехом участвует в рок-фестивале «Нашествие», который проходит в Тверской области. На последнем фестивале оркестр выступал вместе с Дианой Арбениной, которая в своих интервью в превосходных тонах рассказывала о совместной работе с нами.

– Как в целом формируется репертуар в оркестре? Есть современные произведения?

– Мы даём академическое образование. Поэтому без знания классики, без исполнения академической музыки просто невозможно «заложить» правильный исполнительский базис. Нужно признать, что репертуар военных оркестров не такой огромный, не такой роскошный, как у симфонических и даже народных оркестров. Конечно, есть антология произведений для духовых оркестров, особенно маршевая музыка. Прежде всего таких «столпов» военных маршей, как Семен Чернецкий, Николай Иванов-Радкевич, Виктор Рунов, Дмитрий Перцев, Юлий Хайт и т.д. – марши, которые вошли в золотую коллекцию русской военной музыки, старинные русские марши. Достаточно большой репертуар прекрасных произведений советских композиторов. Нужно отметить, что для духового оркестра в советский период писали много хорошей музыки. Сейчас современных авторов, пишущих музыку для духовых оркестров, мало, а хороших авторов – по пальцам пересчитать. Многие современные композиторы увлекаются так называемым современным видением музыки… Я не хочу её критиковать, она имеет право на существование, она должна, конечно, развиваться, но она достаточно далека от академической музыки – хорошей классической музыки.

Слава богу, что у нас есть современный автор военных маршей – Валерий Михайлович Халилов, действительно выдающийся автор, пишущий великолепную духовую музыку. Им написано много прекрасных маршей, замечательных произведений для духового оркестра – лирических, к сожалению, не столь известных. Музыка очень добрая и эмоциональная, и такую музыку для духовых оркестров сейчас почти никто не пишет.

Помимо большого духового состава оркестра, в училище есть биг-бенд, который исполняет джазовую музыку, есть инструментальные ансамбли, которые занимаются и рок-музыкой, есть вся палитра жанров, подвластных музыкантам-духовикам. В системе дополнительного образования, которая выполняет функцию творческой лаборатории, функционируют вокальная студия, академический и православный хоры, студия хореографии, одним словом, все направления, которые могут заинтересовать молодых музыкантов. Лучшие исполнительские проекты, такие как «Спасская башня» или «Филармонический концерт», рождаются на стыке этих творческих направлений.

– В дополнение к этому вопросу: есть ли какие-то принципиальные отличия в организации оркестра, в репертуаре от других военных оркестров, как наших, так и зарубежных?

– Нет-нет, вы знаете, принципы обучения музыке универсальны и идут от педагога к ученику. Это как было тысячу лет назад, так и осталось до сих пор. И подготовка в оркестре принципиально не может отличаться, всё идёт по такому же принципу – от индивидуальной подготовки через ансамблевое исполнительство к музицированию в составе оркестра. Это универсальный принцип. Он работает как на Востоке, так и на Западе, в Евразии – где угодно, в любой точке планеты.

– Отличается ли современная программа обучения в училище от той, которая была ранее?

– Я бы сказал, она стала более насыщенная, более универсальная. Хочешь заниматься в таком жанре как рок, – пожалуйста, на здоровье. Хочешь заниматься хореографией? Да, есть такая возможность, у нас есть великолепное дополнительное образование. Хочешь заниматься единоборствами? Пожалуйста, есть великолепный мастер, тренер по самбо. Сейчас спектр возможностей для получения каких-либо компетенций у современных суворовцев очень сильно расширился. Поэтому, если у нас юноша вдруг не идёт ни в какое дополнительное образование, мы начинаем к нему настороженно приглядываться, потому что он должен себя развивать не только в музыке, но и обязательно в чём-то ещё. Он должен быть занят 24 часа в сутки, потому что четыре года – это тот период, за который мы должны в сердце, в душу, в мозг суворовца вложить максимально больше хороших эмоций, больше хороших знаний, научить искусству музыки. А это без широкого кругозора, без желания впитать в себя максимально много информации невозможно. Музыкант, который «зациклен» только на своём «родном» инструменте, примитивен и не может быть хорошим исполнителем. Любой хороший музыкант, как правило, интересуется всеми жанрами, пытается себя попробовать почти везде – много слушает, много музицирует, у него обязательно рождается обратная связь с теми, кто его слушает. Тогда из него получается мастер.

– Какие эмоции Вы хотели бы вызвать у слушателей во время выступления?

– Самые разные. Мы каждый год обязательно делаем большую программу в каком-либо концертном зале Москвы. Можно назвать это отчётным концертом, в котором принимают участие сводный оркестр, сводный хор, обязательно биг-бенд, одним словом – все творческие коллективы, которые есть на данный момент в училище. Концерты проходят при полных залах, у нас есть свои почитатели, свои фанаты, что очень приятно. Цель любого концерта – «зацепить» слушателя. Это могут быть какие-то светлые эмоции, на грани юмора, а может, наоборот, скорбные, которые заставляют задуматься. Любое настроение. Когда наши мальчишки видят отклик зрителей, когда они через аплодисменты, через реакцию слушателей, через сопереживание видят, что их подача музыкального материала удалась, – наступает самый великий, самый чудесный момент, когда рождается музыкант. А искренний отклик у зрителя можно получить только тогда, когда есть талантливое исполнение. Если ты играешь правильно, но не задел, не дал никакой чувственности, за собой не повёл никого… ну в лучшем случае тебе вежливо сделают пару хлопков.

– Учёба в военно-музыкальном училище – это только образование или это более широкое понятие?

– Помимо хорошего образования как такового, по государственным образовательным стандартам, здесь дают соответствующее воспитание. Именно для этой цели более 300 лет назад и были созданы первые кадетские корпуса. Иван Бецкий, один из выдающихся деятелей просвещения при Екатерине II, в докладной записке императрице писал о необходимости учебных заведений для воспитания новой породы русских дворян, где, помимо обучения военному искусству, воспитывали бы, создавая государева человека, учили быть таковым – человеком, который ориентирован впоследствии служить государству, будь то военная карьера или служба на гражданском поприще. И вся история суворовских училищ как таковых и, конечно, нашего училища это подтверждает. Выпускники, как правило, честно и упорно трудятся на благо Отечества, составляя его славу и гордость.

– Ну и в заключение, образ настоящего мужчины часто ассоциируется с человеком в военной форме. Какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать сегодняшний выпускник училища?

– Прежде всего – хороший, крепкий профессионал. Прежде всего.

– Как музыкант или как военный?

– Это неразделимо. Военный музыкант – это профессия. Умение работать в коллективе, умение подчинять свои желания общему стремлению, умение привносить свой вклад в общее дело – это всё составляющие военного музыканта. В любом, в том числе военно-творческом коллективе. Это подтянутость, это сосредоточенность. На мой взгляд, одно из сильных качеств нашего учебного заведения – это умение научить наших суворовцев работать с материалом. Быстро и ёмко. Поэтому некоторые наши выпускники, решившие вообще поменять профессиональную траекторию, уйти из музыки – а такие случаи есть, их немного, к счастью, но есть, – поступают и в МГИМО, и в Бауманку, и в Военно-медицинскую академию… В такие, казалось бы, далёкие от музыкальной, гуманитарной подготовки заведения, и ведь поступают! И поступают легко. По одной простой причине – к этому времени они владеют методикой обучения и умением по-военному организовать процесс. Любой состоявшийся музыкант скажет, что талант необходим, но без трудолюбия, без умения себя собрать, организовать он ничего не стоит.

Московское военно-музыкальное училище - единственное в Вооруженных Силах РФ образовательное учреждение среднего профессионального (музыкального) образования.

Оно ведет свою историю от 2-ой Московской школы военно -музыкантских воспитанников Красной Армии, созданной в 1937 году совместным постановлением Народного комиссариата обороны РСФСР и Народного комиссариата просвещения РСФСР.

Школа формировалась из музыкально одаренных мальчиков детских домов, детей тех, кто геройски пал в боях за свободу и независимость нашей Родины. Перед школой была поставлена задача обучения и воспитания юных музыкантов для пополнения военных оркестров Красной Армии.

В Московском военно-музыкальном училище обучается около 200 ребят. Ежегодно отсюда выпускаются 40-50 военных музыкантов. Они получают диплом о среднем специальном образовании и квалификацию – артист оркестра, руководитель творческого коллектива, преподаватель детской музыкальной школы. Лучшие выпускники поступают в Московскую военную консерваторию. Остальные юноши направляются в войска и проходят службу в военных оркестрах.

Гордостью училища являются его выпускники. За время существования Московского военно-музыкального училища его окончили более трех тысяч человек, большинство из которых стали зрелыми и опытными педагогами, талантливыми музыкантами и дирижерами.

Прежде всего, это видные деятели отечественной духовой музыки, Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители ведущих творческих коллективов страны:

  • заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола генерал-майор Михайлов Н.М. (1932-2006 гг.),
  • начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главный военный дирижер, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России генерал-майор Халилов В.М.,
  • народные артисты Российской Федерации: капитан первого ранга Данильченко А.С., Иванов В.И., Политиков С.И., Солодахин В.М.

В училище могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте не старше 16 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), имеющие основное общее образование, музыкальную подготовку в объёме детской музыкальной школы, владеющие, как правило, одним из духовых или ударными музыкальными инструментами, годные по состоянию здоровья и отвечающие требованиям профессионального психологического отбора. Суворовцы также проходят обязательную военную подготовку.

О работе приемной комиссии.

Работу приемной комиссии училища регламентирует приказ Министра обороны Российской Федерации № 405 от 24 апреля 2010 года.

Состав приемной комиссии училища ежегодно меняется на 20 % . Заседания приемной комиссии училища оформляются протоколами, которые подписываются всеми членам приемной комиссии и утверждаются ее председателем.

Поступившие личные дела кандидатов рассматриваются приемной комиссии училища.

Кандидаты, не годные по состоянию здоровья, не соответствующие по уровню образования и возрасту или в личном деле, которых не представлены документы, указанные в правилах поступления, к конкурсным вступительным испытаниям не допускаются.

Родителям (законным представителям) кандидатов, которым отказано в допуске к конкурсным вступительным испытаниям, направляется извещение за подписью председателя приемной комиссии училища с указанием причин.

При не согласии с решением приемной комиссии училища родители (законные представители) кандидатов, которым отказано в допуске к конкурсным вступительным испытаниям, могут обращаться с апелляцией к председателям приемной комиссии училища и центральной приемной комиссии по подбору и зачислению кандидатов в суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации.

Родителям (законным представителям) допущенных к конкурсным вступительным испытаниям кандидатов приемной комиссии училища ежегодно до 25 июня направляет извещение с указанием даты прибытия кандидата в училище, на основании которого в военном комиссариате по месту жительства кандидата оформляются воинские перевозочные документы для его проезда в училище.