Что значит основы мировых религиозных культур. Лекция

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве — сердце Руси и мировом центре Православия.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей: Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» - призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

ОСНОВЫ МИРОВЫХ Р ЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

Проект текстового оригинала
учебного пособия для учащихся

Россия – наша Родина

Вы узнаете

Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение.

Чем богато наше Отечество.

Что такое традиции и для чего они существуют.

Основные понятия

Традиции Ценности Духовные традиции

Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Ты и твои сверстники – младшее поколение. Твои родители – старшее поколение. Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства. Так исторически развивалась наша страна.

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.


Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.

Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.

Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.

Важные понятия

Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм , иудаизм, светская этика.

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Культура и религия

Вы узнаете

Что такое религия.

Какие бывают религии.

Какое место в религиях занимает ритуал.

Основные понятия


Что такое религия? Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия.

Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– верования людей в существование сверхъестественного (потустороннего) мира, например, в единого Бога, или во многих богов, или в духов и других сверхъестественных существ;

– поведение людей в повседневной жизни;

– участие людей в религиозных действиях – ритуалах. Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с потусторонним миром. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам, позднее это стали молитвы.

Какие бывают религии? Религия существовала с глубокой древности. Верования самых древних людей называются первобытными верованиями.

Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии имели (исповедовали) жители Древнего Египта, Древней Индии, Древней Греции, Древнего Рима... Эти верования называют древними религиями. Мы знаем об этих религиях из старинных легенд и мифов, сохранившихся храмов, рисунков. Многие из древних религии не дожили до наших дней, они исчезли вместе с теми государствами, в которых они существовали.

Однако некоторые религии древности сохранились до наших дней – мы называем их традиционными верованиями.

Многие народы создали собственные национальные религии. Верующих этих религий принадлежат, в основном, к одному народу. Самые многочисленные из таких религий – индуизм (религия индусов) и иудаизм (религия евреев).

Со временем возникли религии, которые называются мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Верующие этих религий живут, и в Европе, и в Америке, и в Азии, и в Африке.

Религии России. В нашей России с незапамятных времен существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют другие мировые религии – ислам и буддизм. Многие придерживаются иудаизма. Эти четыре религии считаются традиционными религиями России.

Однако есть у нас верующие, которые придерживаются и иных религий, например, католичества или протестантизма. У некоторых российских народов сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей России не исповедуют никакой религии.

Согласно мифам древних греков, дворцы, где беззаботно пировали не знающие старости и смерти боги, находились на высокой горе Олимп. Главным среди богов был Зевс, владыка неба, повелитель молний, отец богов и людей. Его брат Посейдон был властителем морей, а в подземном царстве правил другой его брат Аид.

Обсудим вместе

Какие ритуалы существуют в религиозных действиях?

Почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?

Вопросы и задания

Как вы понимаете слово «религия»?

Какие религии называются национальными?

Какие религии называются мировыми?

Какие религии считаются традиционными для России?

На карте Российской Федерации покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны, и укажите, какие религии они исповедуют.

Узнайте, какие религии преобладают в вашем городе, области, крае, республике.

Культура и религия

Вы узнаете

Что такое культура.

Как связаны религия и культура.

Как должен себя вести культурный человек.

Основные понятия

Культура Ценности

Каждая из религий внесла свой бесценный вклад в мировую культуру и в культуру нашей Родины.

Что такое культура? В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие слова как «культурный человек», «культурное общество», «культурно вести себя». Это тоже связано со словом «культура».

В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории».

К памятникам материальным культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, которые создавал человек, прекрасные дома и могучие крепости...

Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду, идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, живописцы, зодчие, ученые. А кроме того, – такие понятия, как добро и зло, справедливость, красота. К духовным ценностям относятся также нравственные нормы поведения человека, религия.

Какие бывают храмы? Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, как необходимые для ее существования, или отражающие ее содержание.

В каждой религии была необходимость специального места для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. Мы до сих пор с восторгом посещаем сохранившиеся до нас величественные храмы Древнего Египта, Древней Индии, Древней Греции, Древнего Рима.

Не дошел до нас, но остались описания самого главного святилища иудеев – Иерусалимского храма. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до нашего времени. Своеобразные по архитектуре, торжественные древние буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В Азии и Африке были возведены первые священные сооружения мусульман – мечети. Сейчас христианские, буддистские храмы и мечети можно встретить во всем мире.

В старинных храмах, как правило, ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. Многие древние статуи сохранились до наших дней, и мы сегодня можем любоваться изумительным искусством древних скульпторов благодаря этим произведениям, связанным с их религией.

Влияние религии на культуру. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка, поэтому первые музыкальные произведения тоже были связаны с религией. Позднее многие музыкальные произведения светских композиторов были написаны ими на религиозные сюжеты.

Религия нашла свое отражение в языке, на котором мы с вами разговариваем, и в нашем повседневном поведении.

Это интересно

В культуре мусульманских стран большое значение имеет каллиграфия – искусство красивого и изящного письма. Арабские рукописи были очень нарядны: узоры, красочные миниатюры, бесконечная вязь слов. Орудием письма служил калам – тростниковое перо, а материалом – папирус, пергамент, шелк, бумага.

Обсудим вместе

Мы говорим о ком-то, что он культурный человек. Что это означает?

Что входит в понятие культура поведения?

Вопросы и задания

Объясните, как вы понимаете, что такое культура.

Попробуйте привести примеры материальной и духовной культуры.

Как вы думаете, почему религиозные сооружения – храмы, считаются культурным достоянием народов.

Возникновение религий. Древнейшие верования

Вы узнаете

Как древние люди заботились о душах своих предков.

Что такое многобожие и пантеон.

Какой народ в мире впервые поверил в единого Бога и что такое завет.

Основные понятия

Пантеон Многобожие Завет

Первые религии. Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, в огне и ветре. Они также верили в священных животных, например, в медведей или оленей.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, а также в Китае, Японии, Индии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам или искусству, другие царствовали в морях и океанах, в подземном царстве. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Поскольку в пантеоне всегда было много богов, то религии этих древних времён называются многобожием.

Иудаизм. Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). Родоначальником иудеев считается патриарх Авраам . Он ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан, обещанной ему Богом. С тех пор евреи зовут эту землю Землей Обетованной (обещанной). Но скоро здесь наступил голод, и внуки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Евреи оказались в Египте на положении рабов: они выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. Они мечтали освободиться от этого рабства, но египетский царь – фараон – не хотел отпускать их. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей . Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ. Моисей повел свой народ обратно в землю Обетованную. Этот путь был долгим. Сорок лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали , на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор (завет ). Согласно этому завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего Бога, евреи построили в городе Иерусалиме Храм. Но через некоторое время царство иудеев подверглось нашествием могущественных соседей. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в соседнее государство – Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм Единого Бога. Однако нашествия продолжались и, в конце концов, власть над землями иудеев перешла в руки римлян.

Это интересно

У древних египтян было множество богов. Бог солнца Ра считался главным богом у египтян. Каждое утро он проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Особо почитали бога мудрости Тота. Он изображался в виде человека с головой птицы ибис. Тот научил людей письму, счету, разным знаниям.

Обсудим вместе

Почему древние люди верили в священных животных?

Как вы думаете, каким силам природы могли покровительствовать боги древних цивилизаций?

Вопросы и задания

Почему древние люди заботились о душах своих предков.

Объясните, что такое пантеон богов.

У какого народа возникла вера в единого Бога.

Что получил Моисей от Бога на горе Синай.

Как вы поняли, что такое Завет.

В каком городе, и при каком правители был построен храм.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Вы узнаете

Кто такой Христос и чему он учил людей.

Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство.

О жизни Муххамада и его учении.

Где возник буддизм.

О жизни Будды (Просветленного) и его уходе в нирвану.

Что такое «четыре благородные истины » буддизма.

Основные понятия

Мессия (Христос) Ступы Буддизм

Христианство. Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они назвали его мессия – «помазанник», по-гречески Христос ). Поэтому когда появился проповедник Иисус, многие из иудеев последовали за Ним, считая, что Он и есть обещанный Мессия – Христос.

Как повествуют рассказы Его последователей, Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в гостинице, поэтому Мать Иисуса, Мария родила Младенца в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Когда Иисус вырос, Он стал проповедовать, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Он не только проповедовал, но и исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые следовали за Ним и верили в Него, считали Его не только человеком, но и Сыном Божиим, пришедшим открыть людям путь к праведной жизни.

Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше. Однако многие в народе ждали от мессии другого. Они считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником , а не проповедником. Поэтому скоро между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт. Иисуса схватили рядом с Иерусалимом, в саду под названием Гефсимания и решили казнить страшной казнью: Его распяли на кресте, как делали это с самыми злыми преступниками. В этот момент большая часть учеников испугались и покинули Его.

Только несколько человек пришли, чтобы снять Его безжизненное тело с креста и предать достойному погребению. Среди этих самых верных последователей Иисуса были несколько женщин, которые снова пришли к Его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти, и Он воскрес из мертвых.

Вдохновленные этой вестью, ученики Иисуса Христа стали проповедовать Его учение в Иудее и за ее пределами, скоро это учение распространилась по многим странам. Оно стало называться христианством , а последователи Иисуса – христианами .

Ислам. В 570 г. в далекой Аравии, в святом для арабов городе Мекка родился мальчик, которого назвали Мухаммадом. Он рос сиротой, который был на попечении своего деда, а затем дяди. Довольно рано Мухаммад стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. В 25 лет Мухаммад женился на богатой купчихе Хадидже.

Однажды, когда Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки, к нему явился ангел, который стал диктовать ему священные тексты и объявил ему, что он – посланник Бога. Мухаммад не сразу поверил в свою пророческую миссию, считая себя недостойным. Однако его любимая жена Хадиджа убедила его, и Мухаммад начал проповедовать среди мекканцев. Случилось это около 610 года.

Мухаммад призывал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия, которую исповедуют иудеи и христиане. Он считал, что Бог (по-арабски – Аллах ) давно посылал людям пророков, пророками были и Моисей и Иисус. Себя он считал последним пророком. По его мнению, Муса (Моисей) и Иса (Иисус) проповедовали ту же религию, что и он, а все вместе они восходят к традиции праотца Ибрахима (Авраама).

Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него его приемники - халифы - сумели подчинить территории далеко за пределами Аравийского полуострова. Вместе с арабами религия, которую проповедовал Мухаммад, распространилась по разным странам и континентам.

Новая религия получила название ислам. Слово это содержит корень «мир» и его можно примерно перевести как «предание себя Богу». Приверженцы ислама стали называться мусульманами. Хотя для нас эти слова звучат непохоже, в арабском языке они произошли от одного и того же корня.

Буддизм. Третья мировая религия – буддизм – возникла раньше остальных в далекой Индии.

В VI в. до нашей эры в семье правителя небольшого княжества на севере Индии родился мальчик, которого назвали Сиддхартха Гаутама . Мудрецы увидели у ребенка все признаки великого человека и предсказали, что он станет или великим государем, властителем всего мира, или святым, познавшим истину. Царевич жил во дворце в роскоши и без забот. Его родители хотели, чтобы он стал великим государем и старались именно так его воспитывать. Мальчик был очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и спорте. В возрасте 29 лет он женился на принцессе, и у него родился сын. Но однажды царевич встретил похоронную процессию и понял, что все люди на земле и сам он смертны; в другой раз он встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни; в третий раз царевич увидел нищего, просящего подаяние, и осознал мимолетность и призрачность богатства и знатности; и наконец, он увидел мудреца, погруженного в созерцания и понял, что путь самоуглубления и самопознания – единственный к постижению причин страданий и способа избавления от них.

Царевич покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины жизни. Как-то он сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдет с этого места, пока не достигнет своей цели и не познает истину. И к нему пришло «просветление», он осознал «четыре благородные истины».

Эти истины состояли в том, что

1) в мире существует страдание;

2) существует причина страдания;

3) существует освобождение от страданий; состояние освобождение от страданий в индуизме называлось нирваной.

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

Так царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (Просветленным).

Став Просветленным царевич начал странствовать и проповедовать свое учение, которое назвали позднее буддизмом. У Будды появились ученики. Через много лет он начал стареть. Тогда он простился со своими учениками, лег в позу льва, погрузился в созерцание и вступил в великую и вечную нирвану, в которой нет страданий. Ученики кремировали его тело, а прах был развезен ими по разным сторонам света и заключен в специальные сооружения – ступы. Рассказывают о том, что один из учеников извлек из погребального костра зуб Будды и хранил его как бесценную реликвию. В VI в. на острове Шри-Ланка был выстроен храм, который сегодня так и называется «Храм Зуба Будды».

Это интересно

По христианскому преданию, о рождении Мессии узнали простые пастухи и мудрецы-звездочёты (волхвы). Следуя за путеводной звездою, они достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Иисусу, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну (мирра – ароматическое масло).

Это интересно

Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых разных обличьях: человека, животного или даже растения. Кем именно родится человек в следующий раз, зависит от того, как он вел себя в жизни, его следующая жизнь станет для него наказанием или наградой.

Обсудим вместе

Как вы думаете, почему последователи Иисуса считали и считают Его Сыном Бога?

Как вы думаете, почему именно христианство, ислам и буддизм стали мировыми религиями?

Вопросы и задания

В каком городе родился Иисус?

Почему многие люди за ним последовали?

Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?

Какой город для мусульман считается священным. Как вы думаете, почему?

К чему призывал арабов Мухаммад?

Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец.

Как вы поняли, что означает слово Будда.

Посмотрите на карту и назовите места возникновения мировых религий, определить в каком веке возникла каждая из мировых религий, назовите основателей мировых религий.

Священные книги. Веды, Авеста, Трипитака

Вы узнаете

Когда впервые появились священные тексты и как они назывались.

Как был создан священный текст буддистов Типитака.

Основные понятия

Веды Авеста Типитака

Самые древние священные тексты. Возникновение письменности, то есть умение человека записывать свои слова и тем самым сохранять их, непосредственно связано с религией. В глубокой древности возникла необходимость записывать обращения, просьбы людей к богам, в которых они верили. В Древнем Египте и в Междуречье изобрели знаки, которыми обозначали звуки речи. Постепенно письменность стала достоянием многих народов. И первым делом люди стали записывать свои священные тексты.

Одни из самых древних больших текстов, которые считаются священными, были написаны в Индии. На протяжении многих веков рассказы о богах индуизма передавались устно в стихотворной форме. В глубокой древности они были записаны и названы Ведами, что означает «знание», «учение». Веды состоят из четырех частей и содержат сказания о сотворении мира и о главных божествах индуизма, древние гимны богам, описания ритуалов индуизма.

Священная книга буддизма. Учение самой древней мировой религии – буддизма – не записывалось очень долго. Оно передавалось из уст в уста и в такой устной форме распространялось по разным странам. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и о том, когда, как и чему он учил людей. Для этого потребовалось несколько столетий. И только через примерно шестьсот лет все собранные сведения были объединены и записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали . Эти листья были помещены в три особые корзины. Так появилось буддийское Священное Писание, получившее название Типитака (что означает «Три корзины мудрости»).

Это интересно

Родственные древним индийцам народы проживали некогда в Средней Азии и Иране. Эти народы верили, что мире идёт постоянная борьба между добрым и злым богами и их слугами. Рассказы об этой борьбе были записаны в священной книге Авесте .

Вопросы и задания

В чем причина появления священных текстов?

Что такое Веды? О чем в них рассказывается?

О чем повествуется в Авесте?

Когда были записаны священные тексты буддизма?

Почему Священное Писание буддистов носит в переводе на русский язык название «Три карзины мудрости»?

Священные книги. Тора, Библия, Коран

Вы узнаете

Что такое Библия и из чего она состоит.

Что священная книга мусульман называется Коран .

Основные понятия

Канон Тора Библия Коран Пророки

Священные книги иудаизма и христианства

Книга, в которой записано все, во что верили древние иудеи, стала их Священным Писанием . Они верили в то, что в нем сам Бог открыл людям истину. Свое Священное Писание иудеи называли Танах , а те из них, кто расселился после завоеваний их государства в разных странах и говорил, главным образом, на греческом языке, стали называть эту книгу Библией , что по-гречески означает «Книги».

Позднее Библией стали называть Священное Писание и иудеев, и христиан, потому что христиане включили в него рассказы о жизни Иисуса и его учеников. Христиане стали называть эту часть Библии «Новым Заветом», а Священное Писание иудеев «Ветхим Заветом».

Ветхий Завет

Новый Завет

Пятикнижие

Первая ее часть называется Пятикнижие (в иудейской традиции – Тора) поскольку состоит из пяти книг. В первой из них, которая называется «Бытие», рассказывается о сотворении Богом мира и человека и о жизни первых поколений еврейского народа («праотцев»). В следующей книге, «Исход» повествуется о том, как Моисей вывел народ из Египта и заключил завет с Богом. В других книгах Пятикнижия были записаны правила жизни верующих иудеев.

Евангелия

Об Иисусе Христе, основателе одной их мировых религий, рассказали четыре его ученика - Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Они написали Евангелия, что переводится, как «благая весть». Ученики хотели донести людям благую весть о том, что Иисус сын Бога, что он является Мессией (Христом), о том, чему Христос учил людей. Христиане верят в то, что Евангелия являются Богодухновенными, потому что сам Бог вдохновил учеников Христа писать их.

За Пятикнижием следуют книги о дальнейшей истории еврейского народа, о том, как был построен и разрушен Иерусалимский Храм, о царях и самых уважаемых людях этого народа.

Деяния апостолов

Учеников Христа называли апостолами. После смерти Иисуса они тоже стали проповедовать его учение в разных странах и частях света. Об их путешествиях и приключениях рассказывается в книге, которая называется «Деяния апостолов».

Третья часть содержит много поэтических текстов и поучений.

Послания апостолов

Маленькие общины христиан стали возникать уже повсюду, где тогда жили цивилизованные люди. И первые ученики Христа писали письма этим общинам, …. Эти письма получили название «Послания апостолов».

Апокалипсис

Но не только рассказы о прошлом содержались в писаниях апостолов. Они также говорили о том, что ждет человечество в будущем. Эта часть их писаний называлась «пророчествами».

Священная книга ислама. Мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников, и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих Писаний – Мать Книг, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран, который в течение более чем десяти лет ему передавал ангел Джибриль (Гавриил).

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.



Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Вопросы и ответы

О преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей )

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

ПЕРВЫЕ РЕЛИГИИ.
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей или оленей.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах - Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии - люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 4
Урок 2. Культура и религия 6
Урок 3. Культура и религия 8
Урок 4. Возникновение религий 10
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели 12
Уроки 6-7. Священные книги религий мира 16
Урок 8. Хранители предания в религиях мира 22
Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния 24
Урок 11. Человек в религиозных традициях мира 28
Уроки 12-13. Священные сооружения 30
Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре 34
Уроки 16-17. Творческие работы учащихся 38
Уроки 18-19. История религий в России 40
Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 52
Урок 22. Паломничества и святыни 58
Уроки 23-24. Праздники и календари 62
Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 68
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 72
Урок 28. Семья 74
Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд 76
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 78.

Дата публикации: 10.05.2013 03:39 UTC

  • Основы мировых религиозных культур, 4 класс, рабочая программа по учебнику Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А., Терещенко Н.В., 2014

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. С.А, Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области

Принято на заседании педсовета Обсуждено Утверждаю

Протокол № ­­­­­­­­­­_______ от____ на заседании МО Директор школы

Протокол №____ от_____ Рамзайцева Г. А.

Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель: Бакалова В. А.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе образовательной программы МОБУСОШ им.С.А. Суркова с. Богословка.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 класса общеобразовательной школы представляет собой комплексный поливариантный курс, знакомящих школьников с одной из пяти важнейших национальных духовных традиций (по выбору). В соответствии с этим, курс существует в виде различных модулей, каждый из которых посвящен рассмотрению одной из духовных традиций - православия, ислама, иудаизма, буддизма, светской этики - либо обзорному рассмотрению основ мировых религиозных культур.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы светской этики;

Основы мировых религиозных культур.

В 2011-2012 учебном году с согласия и по выбору родителей (законных представителей) учащихся МОБУСОШ им. С.А.Суркова с. Богословка для изучения был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур».

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Структура документа

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку ; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам обучения учащихся.

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

Общая историческая судьба народов России.

Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;

ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Место предмета в учебном плане школы.

На изучение данного курса в учебном плане МОБУСОШ им. С.А.Суркова предусмотрено 34 часа в 4 классе, из расчета 1 час в неделю.

Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.(1час)

Культура и религия (2часа). Древнейшие верования (1час). Религии мира и их основатели (1час). Священные книги религий мира (2часа). Хранители предания в религиях мира (1час). Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, покаяния(2часа). Человек в религиозных традициях мира (1час). Священные сооружения (2часа). Искусство в религиозной культуре (2часа). Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ(2часа). Религии России (2часа). Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (2часа). Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды (2часа). Религиозные ритуалы в искусстве (1час). Календари религий мира (1час). Праздники в религиях мира (1час). Семья, семейные ценности (1час). Долг, свобода, ответственность, учение и труд (1час). Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий (1час). Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (1час). Подготовка творческих работ учащихся (2часа). Презентация творческих работ (2часа).

Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2010г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

Для учителя:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

4. Энциклопедическая и справочная литература.

Тематическое планирование

Тема

урока

Цели

урока

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Требуемые

Ресурсы

Домашнее задание,

Привлечение родителей

Россия – наша Родина

Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент.

Государственные символы.

Духовный мир.

Культурные традиции.

Работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

пословиц со словами семья, Родина , Россия, Отечество.

ПК, выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Культура и

Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры

человечества

Культура. Религия. Ритуалы.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь

с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами

культура, религия»

Тесты на диске «Основы мировых религиозных культур».

Фотографии и изображения священных книг

разных религий

Культура и

Культура. Религия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

Ответь на вопросы на странице 7;

Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира

Пантеон. Многобожие. Завет.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;

Термины учить.

Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор).

Возникновение религий.

мира и их

основатели.

Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями.

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

пособия, ответить на вопросы

Священные

Книги религий мира: Веды, Авеста,

Трипитака

Веды, Авеста, Типитака

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

пособия, ответить на вопросы

Священные

книга мира:

Тора, Библия,

Коран, Типитака

Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки

Урок актуализации знаний.

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Хранители

предания в религиях

Знакомство с хранителями преданий в религиях мира

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле.

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

Подготовьте пословицы о добре и зле.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

Подготовка рассказа на тему

Самостоятельная работа

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

Человек в

религиозных традициях

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

Священные

сооружения.

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Развитие навыка составления таблицы.

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

Священные

сооружения

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

Искусство в

религиозной

культуре

Знакомство с исторической иконописью, составление устного рассказа на основе увиденного.

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы (семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»

Искусство в

религиозной

культуре

Знакомство с буддизмом и его символами.

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от

Творческие

учащихся

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

Презентация

творческих

Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами

Защита творческих работ

Презентации творческих работ

История религии в

Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры

человечества.

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

мультимедийная установка, презентация, репродукции картин И.Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру» и В.Васнецова «Крещение Руси»

По выбору

1 задание: составить тест по теме «Религии России».

2 задание: составить таблицу «Священные сооружения, символы религий

Религиозные

Формирование представлений о религиозных ритуалах мировых религий, их возникновении.

Обряды. Ритуалы. Таинства.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение об обрядах

Вопросы с.57

Паломничества и святыни

Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий.

Паломничества: хадж, накхор

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Вопросы с.61

Праздники и календари

Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира

Песах, Шавуот,Суккот, Рождество, ПасхаКурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган

Самостоятельная работа с источниками информации

Самостоятельная работа

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам

Праздники и календари

Групповая исследовательская работа

Исследование

Религия и

Нравственные заповеди в религиях

Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий – добро и зло.