Музыкотерапия в детском саду: задачи и цели, выбор музыки, методика развития, особенности проведения занятий и положительное влияние на ребенка. Программа курса коррекционно – развивающих занятий по музыкотерапии Лечение речевых расстройств

МАДОУ ЦРР «Жемчужинка», г.Тулун Иркутской области

Музыкотерапия

Консультация для педагогов

подготовила

музыкальный руководитель

Турдиева Ольга Николаевна

26.02.2014 год

Цель:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе и научить применять их на практике.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

(№2) Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Влияние звучания музыкальных инструментов

на лечение и профилактику некоторых заболеваний (№ 3)

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние ребёнка. (№4)

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

  • рецептивной;
  • активной;
  • интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы..

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние (№5)

Способ

воздействия

Название

Произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: (№6)

  • метод арттерапии
  • метод цветотерапии
  • элементы сказкотерапии
  • игротерапия
  • психогимнастические этюды и упражнения
  • вокалотерапия
  • прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Так, например, детям очень нравится метод арттерапии (№7) , где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

Также можно использовать метод цветотерапии (№8). Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например,

в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии (№9). Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения (№10), которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии (№11). Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр , так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций , и, само собой, терапевтических игр.

Также очень популярен метод вокалотерапии (№12) . В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах (№13) учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

  • Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

  • Музыкально-терапевтическое занятие (№15) (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).

Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:

  1. Установление контакта.
  2. Снятие напряжения.
  3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.

Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:

  • Дневной сон (№16) проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон

рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П.И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

  • Музыка для вечернего времени (№17) способствует снятию

накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А.Вивальди «Времена года».

Заключение (№18).

Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

  1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  3. Подобраны специальные музыкальные произведения;
  4. Задействованы все органы чувств у детей;
  5. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

(№19)

Список использованной литературы

  1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997.
  3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Использованные материалы и интернет ресурсы

  1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»).
  2. Психотерапевтическая энциклопедия

    ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Два аспекта воздействия музыкотерапии: психосоматическое психотерапевтическое Формы применения музыкотерапии: индивидуальная групповая Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной

    СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения Автор При переутомлении «Утро», «Полонез» Э. Григ, Огинский При угнетённом настроении «К радости», «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт При раздражительности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский При снижении внимания «Времена года», «Грёзы» П. Чайковский, Р. Дебюсси Расслабляющее воздействие «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», Бизе, Лекана, Сен-Санс, Тонизирующее действие «Чардаш», «Кумпарсита», «Шербургские зонтики» Монти, Родригес, Леграна

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов и приемов: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования

    АРТТЕРАПИЯ Дети рисуют общие картины, клеят аппликации, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

    ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, можно предложить детям использовать шарфики зеленого или желтого цвета, чтобы создать хорошее, благодушного настроения, дать заряд положительной энергии.

    СКАЗКОТЕРАПИЯ Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

    ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ Психогимнастические этюды и упражнения, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

    ИГРОТЕРАПИЯ Используются контактные, объединяющие, познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и терапевтические игры. Эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы

    ВОКАЛОТЕРАПИЯ Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.

    МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанировать музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свои чувства и переживания.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Утренний приём в детском саду: Произведения В.А.Моцарта «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская») Сен-Санс «Карнавал животных»

    2. Музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: Установление контакта Снятие напряжения Расслабление и заряд положительными эмоциями РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    3. Дневной сон Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната № 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    4. Музыка для вечернего времени Музыка, способствующая снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы подобраны специальные музыкальные произведения задействованы все органы чувств у детей установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности

    Список использованной литературы 1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6. 2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997. 3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997. 6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985. Использованные материалы и интернет ресурсы 1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»). 2. Психотерапевтическая энциклопедия http://dic.academic.ru/ 3. Большая библиотека психологии http://biblios.newgoo.net/


    Предварительный просмотр:

    МДОУ Новоспасский д/с №7

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ

    (КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА)

    Подготовила

    музыкальный руководитель

    Маклакова Елена Михайловна.

    Р.п. Новоспасское

    2016г.

    Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

    Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

    Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

    Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

    Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

    Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

    Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слона стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима

    коммуникабельность.

    Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

    На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

    В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

    Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

    Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

    Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

    Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

    Зайчата

    Дети выполняют движения соответственно тексту.

    Вот пушистые зайчата

    Мирно спят в своих кроватках.

    Но зайчатам хватит спать,

    Пора сереньким вставать.

    Ручку правую потянем,

    Ручку левую потянем,

    Глазки открываем,

    С ножками играем:

    Поджимаем ножки,

    Выпрямляем ножки,

    А теперь бежим скорей

    По лесной дорожке.

    С боку на бок повернемся

    И уже совсем проснемся!

    Просыпайтесь, глазки!

    Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

    Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.

    Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

    Растирают уши ладошками.

    Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

    Растирают руки от кисти до плеча.

    Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

    Стучат пяточками по кровати.

    - Просыпайтесь, детки!

    Мы проснулись! Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

    Потягушка

    Это кто уже проснулся?

    Кто так сладко потянулся?

    Потягуни-потягушечки

    От носочков до макушечки.

    Мы потянемся-потянемся,

    Маленькими не останемся,

    Вот уже растем, растем, растем!

    Н. Пикулева

    Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки.

    Котята

    Маленькие котята - смешные ребята:

    То в клубок свернутся, то снова развернутся.

    Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются ей.

    Чтобы спинка была гибкой,

    Чтобы ножки были прытки,

    Делают котятки для спины зарядку.

    Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях.. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

    Запыхтел паровоз, он котят гулять повез.

    Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

    Скоро полдник у котят? У них животики урчат.

    Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

    Вот котята встали, до солнышка достали.

    Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

    КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

    Маленькие детки

    Маленькие детки спят,

    Носиками все сопят,

    Носиками все сопят,

    Сон волшебный все глядят.

    Сон волшебный и цветной,

    И немножечко смешной.

    Снится зайка озорной,

    Он спешит к себе домой.

    Снится розовый слоненок -

    Он, как маленький ребенок,

    То смеется, то играет,

    Но никак не засыпает.

    Спите, маленькие детки!

    Воробей сидит на ветке.

    Он чирикает, и слышно: |

    Тише, тише, тише, тише... |

    Н. Байдавлетова

    Колыбельная медвежат

    Баю-баюшки-баю!

    Саше песенку пою

    Про веселых медвежат,

    Что под елкою сидят.

    Один лапу сосет,

    Другой семечки грызет.

    Третий сел на пенек,

    Звонко песенку поет:

    «Саша, спи, засыпай,

    Свои глазки закрывай...»

    Баюкалка

    (колыбельная уральских казаков)

    Баю-баюшки-баю!

    Стоит домик на краю.

    Он не беден, не богат,

    Полна горница ребят.

    Полна горница ребят,

    Все по лавочкам сидят,

    Все по лавочкам сидят,

    Кашу сладкую едят.

    Кашка маслена,

    Ложки крашены.

    Рядом котик сидит,

    На ребяток глядит.

    Уж ты, котик-коток,

    У тебя серый лобок,

    Беленькая шкурка,

    Дам тебе кокурку (сдобное печенье).

    Приходи-ка ты, коток, ко мне детушек качать, ко мне детушек качать, убаюкивать.

    И у ночи будет край...

    (русская народная колыбельная)

    Баю-бай, баю-бай,

    И у ночи будет край.

    А покуда детвора

    Спит в кроватках до утра.

    Спит корова, спит бычок,

    В огороде спит жучок.

    И котенок рядом с кошкой

    Спит за печкою в лукошке.

    На лужайке спит трава,

    На деревьях спит листва,

    Спит осока у реки,

    Спят сомы и окуньки.

    Баю-бай, крадется Дрема,

    Он разносит сны по дому.

    И к тебе пришел, малыш,

    Ты уже так сладко спишь.

    СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

    МУЗЫКОТЕРАПИИ

    Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

    Классические произведения:

    1. Бах И. «Прелюдия до мажор».

    2. Бах И. «Шутка».

    3. Брамс И. «Вальс».

    4. Вивальди А. «Времена года».

    5. Гайдн И. «Серенада».

    6. Кабалевский Д. «Клоуны».

    7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

    8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

    9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

    10. Моцарт В. «Турецкое рондо».

    11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».

    12. Рубинштейн А. «Мелодия».

    13. Свиридов Г. «Военный марш».

    14. Чайковский П. «Детский альбом».

    15. Чайковский П. «Времена года».

    16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

    17. Шопен Ф. «Вальсы».

    18. Штраус И. «Вальсы».

    19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».

    Детские песни:

    1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

    2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

    3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

    4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

    домский).

    5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

    6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

    7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

    8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

    9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

    10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

    Ю. Энтин, Г. Гладков).

    11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

    12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

    13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

    14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

    15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

    16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов).

    17. «Танец утят» (французская народная песня).

    Музыка для пробуждения после дневного сна

    Классические произведения:

    1. Боккерини Л. «Менуэт».

    2. Григ Э. «Утро».

    3. Дворжак А. «Славянский танец».

    4. Лютневая музыка XVII века.

    5. Лист Ф. «Утешения».

    6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».

    7. Моцарт В. «Сонаты».

    8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».

    9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».

    10. Сен-Сане К. «Аквариум».

    11. Чайковский П. «Вальс цветов».

    12. Чайковский П. «Зимнее утро».

    13. Чайковский П. «Песня жаворонка».

    14. Шостакович Д. «Романс».

    15. Шуман Р. «Май, милый май!».

    Музыка для релаксации

    Классические произведения:

    1. Альбинони Т. «Адажио».

    2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».

    3. Бетховен Л. «Лунная соната».

    4. Глюк К. «Мелодия».

    5. Григ Э. «Песня Сольвейг».

    6. Дебюсси К. «Лунный свет».

    7. Колыбельные.

    8. Римский-Корсаков Н. «Море».

    9. Свиридов Г. «Романс».

    10. Сен-Сане К. «Лебедь».

    11. Чайковский П. «Осенняя песнь».

    12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

    13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».


    Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

    Обычно музыкотерапию используют в работе с дошкольниками, наравне с другими видами – изотерапией, и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития. В данной статье мы расскажем вам о том, что именно представляет собой занятие музыкотерапией в детском саду, и какую пользу оно может принести детям.

    Что представляет собой музыкотерапия для дошкольников?

    Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

    • прослушивание музыки;
    • хоровое пение;
    • танцы;
    • создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители;
    • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

    Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.

    В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?

    Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.

    Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

    К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

    Музыка сопровождает нас на протяжении всей его жизни. Сложно найти такого человека, который бы не любил слушать ее - или классическую, или современную, или народную. Многие из нас любят танцевать, петь, а то и просто насвистывать какую-либо мелодию. Но знаете ли вы о пользе музыки для организма? Об этом наверняка задумывался далеко не каждый.

    А ведь приятные звуки мелодий используются в качестве методики лечения без лекарств. Этот способ носит название музыкотерапия, а его применение оказывает положительное влияние на организм, как взрослых, так и детей.

    Немного истории

    На то, что музыка оказывает воздействие на организм человека, указывали еще философы античного мира. Платон, Пифагор и Аристотель в своих трудах говорили о той целебной силе, которой обладает мелодия. Они считали, что музыка служит для установления гармонии и пропорционального порядка во всей Вселенной. Способна она также создать необходимый баланс в теле человека.

    Применяли музыкотерапию и во времена Средневековья. Этот способ помогал в лечении болезней, которые вызывали эпидемии. В тот период в Италии данный метод широко применяли при лечении тарантизма. Это тяжелое психическое заболевание, причиной которого был укус тарантула (ядовитого паука).

    Данный феномен впервые попытались объяснить лишь в 17 в. А спустя два столетия ученые стали проводить широкие исследования этого явления. В результате был установлен тот факт, что двенадцать звуков, входящих в октаву, обладают гармоничной связью с 12 системами человеческого организма. При направленном воздействии на наше тело музыки или пения происходят удивительные вещи. Органы приводятся в состояние повышенного уровня вибрации. Подобный процесс позволяет укрепить иммунную систему, улучшить обмен веществ и активизировать восстановительные процессы. В результате человек избавляется от недугов и выздоравливает.

    Таким образом, музыкотерапия считается не только интереснейшим, но и весьма перспективным направлением. Ее применяют во многих странах мира в оздоровительных и лечебных целях.

    Музыка и дети

    Малыши, живущие в современном мире, большую часть своего времени проводят за компьютерными играми и у экранов телевизоров. Чаще всего родители не против такого занятия их ребенка. Ведь в это время в доме воцаряется тишина, и взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Однако мамам и папам стоит помнить о том, что частое общение с компьютером и телевизором способно негативно сказаться на их малыше. Ведь нередко мультфильмы излучают откровенную агрессию, а в сюжетах кинолент много насилия и убийств. Все это отрицательно влияет на неокрепшую психику ребенка. А ведь бывает, что еще и не совсем ладятся отношения между родителями. В таком случае малыш получает настоящую психологическую травму. Он становится неуверенным в себе и замкнутым. Часто такие дети испытывают чувство страха и вины. Они боятся, что никому не нужны, и никто не способен их защитить. Помимо этого, у таких детей возникают вредные привычки.

    Все это оказывает негативное влияние на взаимоотношения между детьми. А ведь в юном возрасте контакты со сверстниками играют чрезвычайно важную роль. Ребенку становится трудно входить в коллектив из-за неуверенности в себе и боязни, что его просто не примут.

    Помочь в этом случае может музыкотерапия для детей. Она представляет собой психотерапевтический метод, позволяющий производить коррекцию эмоциональных состояний. Применение данной терапии приводит к быстрому устранению психического напряжения.

    Огромная польза музыкотерапии для детей заключена и в ее способности устранять поведенческие проблемы, а также переживать возрастные кризисы, которые связаны с развитием малыша.

    Гармонизирующее воздействие мелодий на психические процессы используется в работе с дошкольниками. При этом педагогом может быть использовано огромнейшее число методов. Независимо от того, какой из них будет выбран, занятия музыкотерапией для детей дошкольного возраста преследуют только одну цель. Она состоит в том, чтобы малыш начал осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

    Важность проведения занятий

    Музыкотерапия для детей раннего возраста представляет собой особую форму работы с малышами. В этом случае педагогом используются различные мелодии, которые могут представлять собой либо записи на магнитофоне, либо игру на музыкальных инструментах, пение, прослушивание дисков и т. д.

    Музыкотерапия в детском саду является прекрасной возможностью активизировать ребенка. Благодаря этому он начинает преодолевать имеющиеся в его сознании неблагоприятные установки, налаживает отношения с окружающими людьми, что улучшает его эмоциональное состояние. Помимо этого, музыкотерапия для детей дошкольного возраста необходима и для коррекции различных эмоциональных отклонений, речевых и двигательных расстройств. Помогает данная методика исправить отклонения в поведении, устранить коммуникативные затруднения, а также излечить разнообразные психосоматические и соматические патологии.

    Помогает музыкотерапия и в развитии ребенка. Она создает оптимальные условия для воспитания у маленького человека вкуса и эстетических чувств, помогает ему раскрыть новые способности.

    Использование музыкотерапии для детей раннего возраста способствует становлению их норм поведения и характера, а также обогащает яркими переживаниями внутренний мир маленького человека. Одновременно с этим прослушивание песен и мелодий позволяет решить задачу формирования нравственных качеств личности, эстетического отношения малыша к окружающему миру. При этом у детей воспитывается любовь к искусству.

    Программы музыкотерапии

    Специалисты отмечают, что сочетание традиционных средств и методов обучения с прослушиванием мелодий и песен позволяет значительно повысить уровень развития дошкольников. Это доказано и проведенными исследованиями. Музыкотерапия для детей дошкольного возраста может быть применена не только для психолого-педагогической коррекции, но и с лечебно-профилактическими целями. Возможности этого метода достаточно широки. При этом специалистом может быть выбрана определенная программа по музыкотерапии для детей дошкольного возраста из обширного списка, который имеется на сегодняшний день.

    К. Швабе, являющийся одним из основателей подобного вида лечения, указывал на то, что в использовании звуков мелодий существует три направления:

    • функциональное (профилактическое);
    • педагогическое;
    • медицинское.

    Музыкальные воздействия, которые являются составляющими данных направлений, в свою очередь, бывают:

    • опосредованные и неопосредованные, исходя из объема применения;
    • групповые и индивидуальные, отличающиеся способом организации занятий;
    • активные и поддерживающие, обладающие различным диапазоном действия;
    • директивные и недирективные, указывающие на тип контакта воспитанников с педагогом;
    • глубокие и поверхностные, что характеризует предполагаемый конечный контакт.

    Рассмотрим некоторые из этих методов подробнее.

    Индивидуальная музыкотерапия

    Подобный тип воздействия может быть осуществлен в трех вариантах:

    1. Отличительно-коммуникативный. При таком типе воздействия музыкальное произведение ребенок прослушивает вместе с педагогом. В этом случае мелодия способна улучшить взаимодействия между взрослым и его воспитанником.
    2. Реактивный. Подобное воздействие способствует очищению.
    3. Регулятивный. Этот тип воздействия позволяет устранить у ребенка нервно-психическое напряжение.

    Эти формы на занятии музыкотерапии в детском саду могут быть применены отдельно друг от друга или же в комплексе.

    Групповое прослушивание

    Данный вид занятий по музыкотерапии в детском саду должен быть построен так, чтобы все участники процесса могли свободно общаться между собой. Только в этом случае занятия станут достаточно динамичными, ведь внутри группы непременно возникнут взаимоотношения коммуникативно-эмоционального характера.

    Организация творческой деятельности является одним из лучших способов снятия напряжения. Особенно важно это для тех детей, которые не могут выговориться. Им намного проще заняться творчеством, где найдут выражение их фантазии. Рассказы для них очень сложны.

    Пассивная музыкотерапия

    Эта рецептивная форма воздействия, отличие которой заключается в том, что ребенок не принимает активного участия в занятии. В этом процессе он является простым слушателем.

    Во время проведения занятий с использованием пассивной формы музыкотерапии в детском саду дошкольникам предлагается прослушать самые разные композиции или вслушаться в звучания, подобранные в соответствии с состоянием здоровья малыша и с этапом лечения. Такие мероприятия ставят своей целью смоделировать положительное эмоциональное состояние. Все это позволит ребенку выйти из травмирующей его ситуации посредством релаксации.

    Рассмотрим варианты проведения пассивных занятий по музыкотерапии в работе с детьми.

    1. Музыкальные картинки. На таком занятии ребенок воспринимает мелодию совместно с воспитателем. В процессе прослушивания педагог помогает малышу окунуться в мир предложенных произведением образов. Для этого ребенку предлагается сосредоточить свое внимание на музыкальной картинке. В течение 5-10 минут дошкольник должен находиться в мире звуков. Общение с музыкой окажет на дошкольника благотворное влияние. Для проведения таких занятий педагог должен использовать инструментальные классические произведения или звуки мира живой природы.
    2. Музыкальное моделирование. На таких занятиях педагогам рекомендуется использование программы, в состав которой включены фрагменты различных по своему характеру произведений. Одни из них должны отвечать душевному состоянию дошкольника. Действие вторых произведений нейтрализует влияние предыдущего фрагмента. Третий тип музыки необходим для выздоровления. На этом этапе педагогом должны быть подобраны мелодии, обладающие наибольшим эмоциональным воздействием, то есть положительной динамикой.
    3. Мини-релаксация. Проведение таких занятий музыкотерапии в детском саду способствует активизации мышечного тонуса воспитанников. Ребенок должен хорошенько почувствовать и понять свое тело, научившись расслаблять его при возникновении напряжений.

    Активная музыкотерапия

    Во время проведения занятий такой формы ребенку предлагается пение и инструментальная игра:

    1. Вокалотерапия. Проводятся такие занятия по музыкотерапии в детском саду и дома. Вокалотерапия позволяет создать у малыша оптимистическое настроение. А для этого он должен петь песни, которые приведут в гармоничное состояние внутренний мир ребенка. В их текстах непременно должна звучать формула «Ты хороший, я хороший». Проведение вокалотерапии особенно рекомендуется эгоцентричным, заторможенным и депрессивным детям. Включают этот метод и при составлении программы по музыкотерапии для детей школьного возраста. При групповой вокалотерапии в процесс вовлекаются все дети, присутствующие на занятии. Но здесь специалисту необходимо учесть момент скрытости в общей массе и анонимности чувств. Участие в вокалотерапии позволят ребенку преодолеть расстройства контакта, утвердив собственные чувства к здоровому переживанию имеющихся телесных ощущений.
    2. Инструментальная терапия. Этот вид также позволяет сформировать оптимистичное настроение. При этом детям предлагается игра на музыкальном инструменте.
    3. Кинезитерапия. Общая реактивность организма может быть изменена под воздействием различных средств и форм движения. Подобный процесс позволит разрушить патологические стереотипы, которые нередко возникают в период заболевания. При этом в сознании ребенка возникают новые установки, которые позволяют ему адаптироваться к окружающей действительности. На таких занятиях происходит обучение детей технике выражения своих эмоций с использованием движений тела. Это позволяет им достичь релаксации. Используется данный вид музыкотерапии в коррекционной работе с детьми. Такие занятия способствуют приведению в норму психологических и коммуникативных функций. Метод кинезитерапии включает в свой состав сюжетно-игровой процесс, ритмопластику, коррекционную ритмику, а также психогимнастику.

    Интегративная музыкотерапия

    В подобной методике, помимо прослушивания мелодий, педагог задействует и другие виды искусств. Он предлагает детям под музыку поиграть в игру, порисовать, создать пантомиму, сочинить рассказы или стихи и т. д.

    Важным на таких занятиях является активное музицирование. Оно повышает самооценку ребенка, что способствует преодолению амбивалентности в поведении. Для того чтобы дети исполнили несложные пьесы, педагог может им дать самые простые инструменты, такие как барабан, ксилофон или треугольник. Подобные занятия, как правило, не выступают за границы поиска несложных гармонических, ритмических и мелодических форм, представляя собой некую импровизированную игру. Участвующие в подобном процессе дети развивают динамическую приспособляемость и полностью готовы к взаимному слушанию. В связи с тем, что подобные занятия являются одной из форм групповой музыкотерапии, во время их проведения все участники должны активно общаться друг с другом. Это позволит процессу быть максимально динамичным, что приведет к возникновению коммуникативно-эмоциональных взаимоотношений между детьми. Самое главное при этом - самовыражение ребенка посредством игры на предложном ему музыкальном инструменте.

    Танцевально-двигательная терапия

    Подобная форма занятий служит мостиком между сознательным и бессознательным миром. позволяет ребенку выразить себя в движениях. Это позволит ему сохранить собственную индивидуальность и наладить контакт со своими сверстниками. Такие занятия являются единственным видом музыкальной терапии, требующим значительного свободного пространства. Во время танца у ребенка расширяется двигательное поведение, что позволяет ему осознать конфликты желаний и способствует проживанию отрицательных чувств. Подобное воздействие приводит к освобождению от негатива.

    Особенно ценно для здоровья ребенка сочетание танца с пением или же импровизация движений под звуки классических мелодий. Терапевтической ценностью обладают и колебательные ритмичные движения, которые выполняются под музыку, имеющую три такта.

    Лечение речевых расстройств

    Музыкальная ритмика способствует устранению некоторых логопедических проблем. Среди них такое расстройство речевой функции, как заикание. Музыкотерапия для детей с нарушением речи проводится в виде подгрупповых занятий. При этом специалист предлагает своим подопечным ритмические игры, дыхательную гимнастику и воспроизведение мелодии в замедляющемся, а также в ускоряющемся темпе.

    Используют музыку и в процессе самостоятельной работы. В этот момент отсутствует всякое речевое общение. Исключения составляют при такой музыкотерапии упражнения для детей в виде чтения под музыку. Специалист следит за тем, чтобы громкость звучания мелодии была строго дозированной. Звуки, которые слышат дети, не должны быть чересчур громкими, но и в то же время слишком тихими.

    Разработка коррекционных программ по музыкотерапии и их дальнейшее использование для лечения детей с дефектами речи требуют совместного участия музыкальных педагогов и врачей-психологов.

    Стоит отметить, что использование данной методики для устранения речевых патологий считается делом весьма эффективным и перспективным. Подобное стало возможно за счет сильнейшего воздействия музыки, которое она оказывает на эмоциональное состояние человека. Во время таких занятий, как показывает практика, происходит коррекция и развитие ощущений восприятия, что позволяет стимулировать речевую функцию и нормализовать просодическую сторону речи, то есть тембр и ритм, а также выразительность интонации.

    Для детей, имеющих логопедические проблемы, разрабатываются специальные программы, в которых должны быть использованы только те произведения, которые непременно понравятся всем маленьким пациентам. Это могут быть музыкальные пьесы, хорошо знакомые детям. Главным условием для выбора произведения является тот фактор, что оно не должно отвлекать ребенка от главного, притягивая его своей новизной. Длительность прослушивания не превышает 10 минут во время одного занятия.

    Лечение аутизма

    Основной задачей методики музыкотерапии для коррекции состояния детей с подобным расстройством психики является налаживание слухо-вокальной, слухо-двигательной, а также зрительно-двигательной координации, которые впоследствии должны быть синтезированы в одной деятельности.

    Основной принцип проведения занятий с детьми-аутами заключен в психической экологии. Он предусматривает наличие в начале и в конце занятий негромкой музыки. В период проведения работы специалист должен внимательно отслеживать изменения эмоционального состояния каждого маленького пациента, корректируя при необходимости интенсивность терапии. Кроме этого, занятия строятся по принципу прохождения от простого материала к сложному. В их структуру включают:

    1. Ритуал приветствия.
    2. Регуляционные упражнения, способствующие активизации двигательного, слухового и зрительного внимания.
    3. Упражнения коррекционно-развивающего характера.
    4. Ритуал прощания.

    Музыкотерапия для детей с аутизмом выступает высокоэффективным средством устранения многих проблем.

    Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

    В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

    В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

    Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

    В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

    Музыка не только фактор облагораживающий,
    воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
    (В.М.Бехтерев)

    Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

    Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

    Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

    Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

    Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку

    19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

    Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

    Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

    Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

    Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

    Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

    Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

    Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

    Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

    К слушанию музыки относятся:

    • Беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
    • Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
    • Упражнения на внутреннее слышание.

    На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

    В период времени от 1,5 лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции.

    Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется музыкотерапия, является адаптация ребенка к условиям детского сада.

    Необходимо не менее 20 минут в спокойной обстановке немного поиграть. Реквизит для игры разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; барабан, танк, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей. Все это проходит под спокойную музыку (Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, М.Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” и др.) Воспитатель находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. Следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросание мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.

    Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

    На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

    Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

    Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

    При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

    Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

    Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

    Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

    Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

    Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

    Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

    Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

    Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

    Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

    В музыкальной терапии существует два направления:

    Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

    Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

    Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

    С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

    Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

    Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией. Предлагаем схемы использования музыкотерапии в различных видах деятельности и в режимных моментах (Приложение 1) .

    Список литературы.

    1. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: “Просвещение” 1984.
    2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.
    3. Музыкальное воспитание в первых общественных д/садах России. – Дошкольное воспитание, 1996 г., №11.
    4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М.: – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.
    5. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.– М., 1947 г.