Общественный и государственный строй Золотой Орды. Образовательный портал - все для студента юриста

Монгольская империя - централизованное государствово, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.

В 40-е гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано гос-во, получившее название Золотой Орды. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное гос-во.

Для нее были характерны следующие особенности:

- кочевой и полукочевой характер общества;

- большая роль племенных вождей;

- иерархия кочевого земледелия.

Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.

Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в гос. аппарате. Четвертую группу составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.

После принятия ислама в качестве гос. религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев, жителей городов.

Крестьянское население разделялось на крестьян -общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д. и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи).

Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе кот. поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии.

Центральными органами отраслевого управления были диваны . Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в усулах были эмиры , в армии - бакоулы и темники . Местное управление осуществляли баскаки и даруги.

Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники и т.д. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Источники права Золотой Орды

Основными источниками права Золотой Орды были следующие:

Собрание монгольских законов и обычаев - Великая Яса Чингисхана;

Обычное право монгольских племен;

Нормы шариата;

Грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т.п.;

- «сокровенное сказание».

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупа жены у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия.

Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто кралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Большое и противоречивое значение в исторической судьбе русского народа, а также народов Поволжья, Средней Азии, Казахстана, Закавказья и Крыма имели завоевательные походы монголов в начале XIII века и формирование военно-феодальных государств потомками Чингисхана.

Золотая Орда возникла в результате раздела Монгольской империи Чингисханом между его сыновьями в 1224 году. Тогда это было государственное образование в составе Империи, называвшееся Улус Джучи (Джучи – старший сын Чингисхана). После Западного похода Бату-хана (сын Джучи, в русских летописях - Батый), к 1242 году, с расширением улуса на запад, его центром стало Нижнее Поволжье. В 60-е годы XIII века Орда обрела независимость от имперского центра.

Это государство не имело четко определенных границ. Его власть распространялась не столько на территорию, сколько на подвластные племена и народы, которые находились на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовали различные религии. Такая национальная и классовая пестрота повлияла на общественное устройство.

Статус подданного Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии господствующее положение занимали потомки Чингисхана и Джучи – джучиды. Этот род владел всей землей государства, ему принадлежали военная добыча, государственная казна, слуги и рабы. Хану принадлежал самый большой улус. Джучиды занимали высшие государственные посты. Следовавшие за ними по знатности нойоны вели свои родословные от сподвижников Чингисхана. Нойоны располагали большим количеством зависимых людей и слуг, лошадей и скота. Ханы назначали их на ответственные военные и государственные должности: темников, баскаков. Нойоны часто награждались «тарханными грамотами» , освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Нукеры были дружинниками крупных феодалов. Они составляли свиту своих господ, занимали средние и низшие военно-административныe должности – сотников, десятников, что позволяло им извлекать значительные доходы с населения территорий, где были размещены их воинские подразделения.

К привилегированным слоям населения в Орде относилось мусульманское духовенство (с 1312 года государственной религией Орды стал ислам), купцы, состоятельные ремесленники, крупные землевладельцы, родовые и племенные старейшины. Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги находились в различной степени зависимости от государства и феодалов.

Рабами в Орде становились военнопленные, жители завоеванных земель. Рабов использовали в строительстве городов, в ремесленном производстве. Большое количество рабов продавалось в страны Востока и Западной Европы (через невольничьи рынки в Крыму, главным из которых была генуэзская колония Кафа).

Государственный строй Золотой Орды можно определить как восточную деспотию. Верховная власть принадлежала хану . Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник- чингизид. Хан распоряжался всеми землями государства, возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал высших должностных лиц. От имени хана (или им самим) велась внешняя политика, объявлялись войны, заключался мир. Хан был также верховным судьей.

Существовал общий съезд монгольских вождей – курултай , в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники, вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники. Курултай, созывавшийся эпизодически и проходивший в торжественной обстановке, решал вопросы войны и мира, споры между представителями знати, возводил нового хана на престол. Решения хана и его воля были на курултае неоспоримы.

Система центральных органов управления Золотой Орды многое заимствовала от восточных деспотий Китая, Персии, среднеазиатских ханств.

В конце ХIII века появились диваны (канцелярии) – отраслевые органы управления, находившиеся в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, исполнявшие их поручения, предоставлявшие им сведения о положении дел в отраслях управления.

Высшие должностные лица Орды. В ведении визиря находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Бекляри-бек , иногда называемый в источниках «старшим эмиром», осуществлял военное управление и руководство внешними делами. Букаул ведал вооружением, снабжением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Основой государственности Золотой орды была её военная организация. Носители государственной власти являлись одновременно военачальниками. Основой монгольской армии была многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и представителей других кочевых народов.

Темники (тысячники) – военачальники крупных подразделений, состоял из представителей рода Джучидов - царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально -вассальными отношениями.

Суд в Орде не был отделён от администрации. Хан, государственные органы, должностные лица сами осуществляли правосудие по всем уголовным и гражданским делам. Но в связи с исламизацией Орды в конце ХIII - начале XIV вв. были учреждены суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали в основном религиозные и брачно-семейные дела, связанные с нарушением требований Корана. Для разбора гражданских дел в городах назначались специальные судьи-яргучи . У кочевых народов, входивших в Орду, существовали суды родовых старейшин. Характерной чертой судебной системы военно-феодального общества Орды являлся произвол судей и администрации.

Главным источником права в Орде была Великая Яса Чингисхана, составленная им в 1206 г. в назидание преемникам. Она состояла в основном из правил военной организации монгольского войска и норм уголовного права, включала 33 фрагмента и 13 ханских изречений. Яса устанавливала очень жестокие наказания, как за преступления, так и за проступки, не делая между ними принципиального различия.

Источниками права у монголо-татар были также нормы обычного права. В процессе исламизации Золотой Орды (XIV век) в ней начало действовать мусульманское право. Оно применялось главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Высшим законом в Орде, подлежащим немедленному и не обсуждаемому исполнению, являлись устные и письменные распоряжения ханов – для всех подданных, и феодальная знать не была здесь исключением. Предписания и распоряжения хана применялись в практике государственного управления органов власти Золотой Орды и высших должностных лиц.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались нормами обычного права и были поэтому довольно запутаны. Особенно это характерно для земельных отношений – главной основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Но наследование земли было затруднительным в условиях кочевого хозяйства. Поэтому оно применялось только в земледельческих районах.

Особым объектом наследования в ханском роде выступала политическая власть , причем она совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником считался младший сын.

Брачно-семейные отношения регулировалось обычным правом и нормами мусульманского права (в меньшей степени). Семья была патриархальной и полигамной. Главой её был отец – собственник всего имущества семьи, имеющий право распоряжался судьбой членов своей семьи вплоть до практики передачи своих детей в услужение за долги или продажи в рабство.

Количество жён у свободных жителей Орды – мусульман не могло превышать четырёх, у прочих не было ограничено. Дети жён и наложниц были в равном правовом положении, некоторым преимуществом пользовались только сыновья от старшей жены. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось похищение невесты – действительное или обрядовое. В случае смерти мужа делами семьи управляла старшая жена – до того времени, пока сыновья не становились взрослыми.

Жестокое уголовное право Орды было обязательным условием сохранения господства над покорёнными народами. Яса Чингисхана устанавливала смертную казнь за неповиновение хану, нойонам, должностным лицам, измену, неоказание помощи в бою, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, оказание помощи пленному или преследуемому приказом хана, лжесвидетельство в суде, присвоение чужого раба. В некоторых случаях смертная казнь полагалась также за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других (в особенности знати и начальства), колдовство. Смертная казнь производилась публично, чаще всего посредством удавливания или волочения лошадьми. За бытовое убийство назначался выкуп в пользу семьи потерпевшего, размер которого определялся социальным положением убитого.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите основные причины феодальной раздробленности Руси.

2. Назовите центры государственности в эпоху феодальной раздробленности.

3. Проанализируйте, в чём заключалось своеобразие общественного строя и форм государственного правления в период политической раздробленности.

4. Назовите основные источники права в этот период.

5. Охарактеризуйте особенности общественно-экономического и политического развития Новгорода и Пскова в XII – XV вв.

6. Охарактеризуйте правовой статус основных групп населения и назовите основные институты гражданского и уголовного права по Псковской судной грамоте.

7. Назовите особенности государственного строя и права Золотой Орды.

1. Отечественное законодательство XI – XX веков: пособие для семинаров / Под ред. О.И. Чистякова . В 2-х частях. Часть 1. XI - XIX века – М. : Юристъ, 2009 .- 464с. - (institutiones) .- ISBN 978-5-7975-0146-6.

2. Алекссев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. М: Наука, 1980.

3. Гумилев Л.Н . Древняя Русь и Великая степь / М.: Эксмо, 2006 – ISBN 5-699-16502-5

4. История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров – Изд-во АСТ, 2000 – 576с.

5. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2010. – 431 c.

6. Костомаров Н. Русская республика. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. (История Новгорода, Пскова и Вятки). М., 1994.

Введение
1. Общественный строй Золотой Орды
2. Государственный строй Золотой Орды
3. Источники права Золотой Орды
Заключение
Список литературы

Введение

В начале 1243 года образовалось новое государство в Центральной Евразии — Золотая Орда — держава, образовавшаяся в результате распада Монгольской империи Чингисхана, на территории средневекового Казахстана, а также Руси, Крыма, Поволжья, Кавказа, Западной Сибири, Хорезма. Основано оно ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. Золотая Орда занимала громадную не только для тех времен, но и с современной точки зрения территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге.

Если создателями Золотоордынского государства в основном была монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и, бесспорно, тюркоязычные же татары.

Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении — в основном это была степь. В степи также действовал феодальный закон — вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси.

Цель контрольной работы – изучить государство и право Золотой Орды (13 -15 века). В рамках поставленной цели, в процессе написания работы решались следующие задачи:

1. Исследовать общественный строй Золотой Орды.

2. Охарактеризовать государственный строй Золотой Орды.

3. Описать источники права Золотой Орды.

1. О бщественный строй Золотой Орды

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена, вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились, прежде всего, пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствовалось у мусульманского Востока: ремесла, архитектура, баня, изразцы, орнаментальный декор, расписная посуда, персидские стихи, арабская геометрия и астролябия, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.

Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.

Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции — судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.

2 . Г осударственный строй Золотой Орды

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

При хане имелся диван – государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Ярлык – это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов.Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную – более простое.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь и наставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т.е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани – ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганлар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» – слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (тамговая пошлина).

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя — Узбека (1312 — 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

3. И сточники права Золотой Орды

Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников — великих ханов. Великая Яса, основателя империи и ясы его преемников, составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.

Великая Яса Чингисхана, составленная в1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

Другой важный источник — ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя — хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью — тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки — жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам.

Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считать источниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненные им судьи — это упоминаемые в исторических хрониках и летописях указы правителей различных государств Чингизидов (например, приведенные Рашид ад-Дином «фирманы» персидского ильхана Газана «Об устранении мошенничества и неосновательных исков», «О пожаловании должности казия», «Об исках тридцатилетней давности»), дошедшие до нас в латинском и итальянском переводах ярлыки-договоры с Венецией; в сочинении Мухаммеда ибн-Хиндушаха Нахичевани (приближенного правителей Ирана Джелаиридов) «Дастур ал-Катиб» (XIV в.) приводятся ярлыки, в которых описываются порядок назначения «эмира яргу» (т. е. судьи) и его полномочия .

Логично предположить, что хан, являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами — ясами и ярлыками Чингисхана и его преемников.

Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.

Суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии.

Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольно редко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям — родовым князьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственного совета».

Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги — наместники областей Золотой Орды.

Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана.

Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольской империи, собственно суд — «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды.

Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить лишь международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.

В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго до возникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии. Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало и вело дела, как правило, не только по законам того государства, которое считалось его сюзереном (каковым в XIII–XV вв. формально являлась Золотая Орда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международного права, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесь византийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем, представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям Золотой Орды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебной практике.

Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также на конкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» в значительной степени руководствовались и собственным усмотрением, которое, подобно придворным князьям, соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своего непосредственного начальника — даруги, а представители итальянских республик, соответственно, — своего консула и правительства республик.

Собственное усмотрение судей отражало тенденцию, распространенную в ту эпоху в судопроизводстве итальянских торговых республик: судьи (официальные и третейские) выносили решения, соответствующие особенностям момента, отдавая предпочтение общественному мнению и сложившейся ситуации.

В не меньшей степени оно отражало и принятый в мусульманском праве принцип иджтихада — свободного усмотрения судьи (впоследствии — ученого-правоведа) в случае молчания по данному вопросу общепризнанного источника права.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма.

Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, - посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и, таким образом, уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Заключение

Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств Средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.

Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира — как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов — влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.

В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство.

Список литературы

  1. Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. – М., 2000.
  2. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 2005.
  3. Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. — СПб., 2002.
  4. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.


Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000. — С.123.

Монгольская империя - централизованное государствово, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.

В 40-е гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано гос-во, получившее название Золотой Орды. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное гос-во.

Для нее были характерны следующие особенности:

Кочевой и полукочевой характер общества;

Большая роль племенных вождей;

Иерархия кочевого земледелия.

Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.

Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в гос. аппарате. Четвертую группу составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.

После принятия ислама в качестве гос. религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев, жителей городов.

Крестьянское население разделялось на крестьян -общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д. и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи).

Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе кот. поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии.

Центральными органами отраслевого управления были диваны. Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в усулах были эмиры, в армии - бакоулы и темники. Местное управление осуществляли баскаки и даруги.

Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники и т.д. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.
Источники права Золотой Орды

Основными источниками права Золотой Орды были следующие:

Собрание монгольских законов и обычаев - Великая Яса Чингисхана;

Обычное право монгольских племен;

Нормы шариата;

Грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т.п.;

- «сокровенное сказание».

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупа жены у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия.

Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто кралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Монгольская империя - центральноазиатское государство, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.

В 1206 г. на курултае - собрании представителей монгольской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингисхана. Была создана огромная и сильная армия, в войсках введена железная дисциплина.

Вскоре Чингисхан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. При помощи поступивших на службу наместников Северного Китая была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингисхана разгромили основные силы хорезмского шаха и покорили Среднюю Азию. Были также завоеваны Кавказ и Восточная Европа.

В 1237 г. войска хана Батыя, внука Чингисхана, вторглись в русские земли. Были покорены такие города, как Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев. До Новгорода монголы не дошли.

В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

В 40-х гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано государство, получившее название Золотой Орды.Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в.

Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Для нее были характерны следующие особенности:

Кочевой и полукочевой характер общества;

Большая роль племенных вождей;

Иерархия кочевого землевладения.

Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.

Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.



После принятия ислама, в качестве государственной религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов.

Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д., и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи).

Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе которых поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии.

Центральными органами отраслевого управления в золотоордынском государстве были диваны. Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии - бакоулы и темники. Местное управление осуществлялибаскаки и даруги.

Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

В первой половине XIII в., после разгрома монголами, русские княжества оказались в положении данников Орды. Сохраняя свою государственность, церковь и администрацию, русские княжества были вынуждены уплачивать подати. Сбор дани осуществлялся одним из князей, право которого закреплялось ханским ярлыком. Ярлык давал право на титул великого князя, а также на политическую и военную поддержку со стороны Золотой Орды. Некоторые русские князья использовали ту ситуацию, чтобы усилить свое влияние на другие княжества.

На территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация. Баскаки контролировали сбор дани, осуществляли подсчет населения, карательные, полицейские и другие функции.

В отличие от других покоренных народов на Руси монголы оставили у власти в качестве своих вассалов местных русских князей. Исключение составили некоторые южные районы, где было введено прямое правление монголами.

В 1380 г. произошла Куликовская битва. Русские войска, возглавляемые Дмитрием Донским, впервые нанесли поражение Золотой Орде.

Московское государство переняло некоторые черты административного управления, используемого монголами. Это отразилось на системе и порядке налогооблажения, организации войска, финансового ведомства и др.

Рост и деятельность русских городов были приостановлены татаро-монгольским завоеванием, что привело к ослаблению влияния и авторитета городских собраний. Золотоордынские ханы и русские князья выступали против вечевой демократии. Было распущено городское ополчение.

Определенные демократические элементы сохранились лишь в Новгороде и Пскове.

В конце XIV в. русский великий князь – князь, владеющий ханским ярлыком, - превращается в автономного правителя. Созданные монголами административный и военный аппараты стали использоваться им в своих целях.

Русские князья использовали установленный монголами строгий порядок в административной сфере, в области налогооблажения и военной мобилизации. Власть великого князя постепенно вытесняла такие политические институты, как вече, выборность, договор князя с народом и др.

Основными источниками права Золотой Орды были следующие:

Собрание монгольских законов и обычаев - Великая Яса Чингисхана;

Обычное право монгольских племен;

Нормы шариата;

Грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т. п.;

- «сокровенное сказание».

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупить жену у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия и т. д.

Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто каралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

С принятием Ислама право Золотой Орды оказалось тесно связано с шариатом, который стал вытеснять древнее традиционное собрание монгольских законов и обычаев, в том числе правового характера – Великую Ясу, а также обычное право монгольских племен.