Памятники кубанской истории. Известные памятники краснодара Сообщение на тему история кубани в архитектуре

Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека - ручное рубило.

Фото природы Кубани

Климат края был тогда относительно теплый. Земли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в, то время в большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и барсы. Во¬ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами, строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещерных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА КУБАНИ И ИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ
5 класс

МБОУСОШ № 8

Учитель ИЗО, кубановедения Панченко В.Л.

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи

5 класс

Цель: расширить знания детей о памятниках древней Кубани; обобщить ранее полученные сведения об исследователях исторических памятников; воспитать внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:

Способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

Развивать интерес к истории своей малой родины;

Воспитывать чувство прекрасного, уважение к культурному наследию.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края.
Ход урока

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1

Что входит в понятие «малая родина»? Конечно же, это место, где родился, рос, познавал красоты природы, знакомился с жизнью. Но, кроме воспоминаний о собственном детстве, в это понятие входит и знание своеобразного «детства», истории родного края, знание имен людей, посвятивших жизнь исследованию прошлого.
Самыми известными историческими памятниками являются дольмены, курганы и городища.
По ходу рассказа ведется просмотр презентации и прослеживание географии представленных объектов по карте.
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид.

Слайд № 2-5

Это дольмены. Вот уже 200 лет историки и археологи пытаются разгадать тайны, окутывающие эти сооружения. Дольмены представляют собой древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. В нашем крае дольмены в основном сосредоточены на побережье. У адыгов существует древнее сказание о дольменах. Согласно ему, когда-то на месте их построек жили великаны (нарты) и слабые, беспомощные карлики. Из жалости к ним нарты воздвигли для этого народа дома из каменных плит, оставив лишь небольшое отверстие, чтобы в него мог пройти очень маленький человечек. Поэтому, в переводе с адыгского, название этих сооружений означает «карликовые дома».

В настоящее время работа по исследованию дольменов ведется не менее активно, предпринимаются все новые и новые экспедиции.
Вопрос классу: Что такое дольмены? Какие легенды с ними связаны? С какими памятниками мировой культуры они имеют сходство?

Слайд № 6

Наряду с дольменами яркими свидетельствами пошедших культур являются курганы. Курганы – могильные насыпи, имеющие важное историческое значение. Курганный способ захоронения присущ практически всем кочевым и оседлым племенам, проживавшим на территории Кубани в эпоху раннего железа.

Одним из известнейших исследователей, внесших неоценимый вклад в развитие истории Кубани, является Николай Иванович Веселовский.

Сразу по приезде на Кубань в 1895 году Н. И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е. Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе.

В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени.

В 1906 году профессор Н. И. Веселовский исследует курганы станиц Калужской и Афипской, в 1908-1909 годах продолжает работу в ауле Ульском, в 1911-м в Брюховецкой и Новоджерелиевской, а в 1912 году в Роговской, Марьянской и в юрте станицы Тульской.

Следует сказать, что весь долголетний и самоотверженный труд Николая Ивановича Веселовского был только преддверием к многоплановым и масштабным археологическим изысканиям, которые теперь ежегодно и систематически ведутся на Кубани...

Вопрос классу: Что такое курган? Кто является одним из известных исследователей курганной культуры? Какие курганы он изучал?

Слайд № 7-10

К культурно-историческим памятникам относим и городища. Городище – это место, где в древности был город или укрепленное поселение.

На территории Краснодарского края насчитывается немало таких исторических объектов. В частности, в Отрадненском районе находится Ильичевское городище.

Первым его исследователем был Михаил Николаевич Ложкин. Им лично было открыто и раскопано вместе с учеными и студентами КубГУ Ильичевское городище, на котором он обнаружил ценные для науки остатки средневекового городского центра западной окраины знаменитой Алании. Городище исследовалось в 1960-е годы Н.В Анфимовым и в начале 1990-х В.Н. Каминским. Раскопки позволили отнести городище к поселениям городского типа и датировать его IX-XIII веками. Город стоял на Даринской ветке Великого шелкового пути и являлся одним из самых крупных торговых, ремесленных и военных центров Аланского государства на Северо-Западном Кавказе. В окрестностях имеются и другие археологические памятники самых разных эпох.

Вопрос классу: Что такое городище? Какое городище находится в нашем районе? Кто из ученых-археологов занимался исследованиями этого исторического памятника?

Выступления учащихся по заранее подготовленным материалам.

Слайд № 11

1-й ученик: Дольмены как памятники искусства. Размещая плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя и в качестве архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стеной. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведения дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавших эту жизнь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах. Снаружи дольмены никак не украшали, хотя их стены – идеальная плоскость для орнаментального фриза. Но такой фриз неизбежно разрушит плоскость всего архитектурного сооружения. Поэтому в тех редких случаях, когда на дольменах есть орнамент, он сводится к узким поясам узора: например, в долине р. Жане – зигзаги на портале выступающих перед входом в дольмен торцах боковых плит. Монолитность стен этим не нарушена.
Слайд № 12

2-й ученик: Большой Майкопский курган- памятник эпохи бронзы. Имеющий мировую известность, послужил эталоном для выделения майкопской культуры. Исследован в Майкопе (ныне это улица Курганная) в 1897 г. по указаниям профессора Н.И. Веселовского. Под насыпью высотой свыше 10 м находилась погребальная яма, разделенная деревянными перегородками на три части. В камерах лежали в скорченном положении, на правом боку мужчина и две женщины; мужчина был укрыт покрывалом, богато расшитым золотыми бляшками в виде идущих бычков и львов. Рядом с ним находились 8 серебряных стержней, орудия труда из бронзы и камня, оружие, керамика, 14 серебряных и 2 золотых сосуда. Возле женщин лежали также ювелирные украшения. Находки из кургана относят к III тыс. до н.э. и до сих пор превосходят по богатству другие комплексы Майкопской культуры.
Слайд № 13

3-й ученик: Елизаветинское городище - находится на южной окраине ст. Елизаветинской, вытянуто вдоль коренной террасы реки Кубани. Площадь посада застроена усадьбами станицы. Оригинальна тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы обнажены культурные слои, и к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследуется с 1934 года В.Л. Городцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским, Н.В. Анфимовым. Установлено, что городище существовало с V века до н.э., как укрепленное поселение меотского племени и торговая фактория боспорских греков Центр ремесла, прежде всего, керамического производства. Площадь городища составляла до 200 х 500 м. Кроме этого отдельный ров и вал отсекали от степи еще несколько га площади (последний не сохранился). Известны могильники городища.

Слово учителя:

Слайд 14-15

Меняется время, исчезают былые культуры, на их место приходят новые. Но мы, потомки, обязаны сохранять и приумножать знания о них. Ведь без прошлого никогда не было бы ни настоящего, ни будущего.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Слайд № 16

подготовить мини-сообщения о различных памятниках культуры.

План


  1. Название

  2. Место расположения

  3. Кто исследовал

Список использованной литературы


  1. Трехбратов Б.А. «Кто есть кто в кубановедении». Библиографический словарь-справочник. Издательство «Традиция», 2007.

  2. Бардадым В.П. «Радетели земли кубанской». Краснодар: «Советская Кубань», 1998.

  3. Дольмены. Туристический путеводитель.

К двадцатилетию победы в Великой Отечественной войны столица Кубани была украшена замечательным монументальным комплексом. На Площади Победы, открытой рядом с парком имени Горького, возвысилась пятиметровая фигура советского воина - победителя германского фашизма. С гордо поднятой головой, в руках знаменитый автомат ППШ, а под ногами поверженное фашистское знамя. Таким запомнили советских солдат жители тысяч и тысяч городов и деревень Восточной Европы от Волги до Эльбы.

Не забудут никогда подвигов воинов-освободителей и жители Кубани. Гитлеровский режим полгода хозяйничал на нашей земле, запятнав себя чудовищными преступлениями, которым нет никакого оправдания. Не легко далось частям Советской Армии освобождение столицы Кубани. 1800 воинов сложили свои головы в боях за Краснодар. Их памяти и посвящен монументальный комплекс.

По бокам центральной фигуры воина-освободителя, словно склоненные знамена, установлены две стелы. На левой изображен момент жестокого боя за Краснодар, а на правой - сердечная встреча жителями города своих освободителей.

Памятник отлит из бетона с диоритовым наполнителем, вся его поверхность тщательно отчеканена. В фундамент монумента был заложен контейнер с историческими сведениями о героях освободителях Краснодара, а также имена его авторов и строителей.

С момента открытия комплекса минуло четыре десятилетия, но он по-прежнему приковывает к себе внимание краснодарцев и гостей города. Каждый год в день Великой Победы к монументу приходят возложить цветы и поклониться памяти советских воинов сотни кубанцев.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II является самым знаменитым памятником на Юге России. Он расположен в историческом центре города Краснодара, на площади им. А.С.Пушкина, бывшей Атаманской площади.

Сооружался памятник по проекту знаменитого петербургского скульптора М.О.Микешина к столетнему юбилею переселения черноморских казаков на Кубань. После смерти М.О.Микешина работу над памятником продолжил скульптор Б.В.Эдуардс.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 мая 1907 года. Памятник представлял собой статую императрицы, от ног которой ниспадает длинный свиток - грамота от 30 июня 1792 года, за боевую службу «дарящая» черноморским казакам земли на Кубани. У основания фигуры князь Потёмкин-Таврический, войсковой судья Черноморского войска Антон Головатый, кошевой атаман Сидор Белый и войсковой есаул Захарий Чепига. По другую сторону были помещены знамёна и войсковые знаки, жалованные императрицей новому краю и его войску. С задней стороны памятника были помещены фигуры слепца-кобзаря и его повадыря. Ниже написан текст кобзаря. На фасаде помещался список побед Черноморского, а позднее Кубанского казачьего войска, список побед героев, изображённых на памятнике. По нижнему цоколю, вокруг пьедестала, перечислялись все кубанские атаманы. Памятник просуществовал тринадцать лет, оставаясь главной достопримечательностью города, но в 1920 году был разобран и уничтожен.

9 сентября 2006 года монумент был воссоздан краснодарским скульптором А.А. Аполлоновым. Восстановление памятника длилось несколько лет, многие фрагменты пришлось придумывать заново, сверяя их с музейными аналогами. Скульптором были добавлены фамилии последних наказных кубанских атаманов. С трёх сторон цоколя установлены копии старинных казачьих бронзовых пушек, в ансамбль памятника входят три чугунных фонаря. Кронштейны фонарей упираются в щиты с вензелем Екатерины II, а шпили фонарей украшены геральдическими орлами из золоченной бронзы.

Памятник ЕкатеринеII необходим нам, чтобы знать историю нашего города и казачества.

Памятник А.С. Пушкину

Памятники, установленные людьми - словно маяки освещают путь для будущих поколений, направляют нас как корабли в обход рифов, мелей и скрытых течений современной жизни. Правда, часть памятников спустя некоторое время разрушаются самими людьми, а вместе с ними гаснет и свет. В некоторых случаях это оправдано, так как памятник, установленный тирану, завоевателю, ложному пророку ведет людей неправедной дорогой. Но, к счастью, есть люди, чья судьба и наследие во все века и для всех поколений останутся примером.

1999 год прошел под знаком двухсотлетнего юбилея великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За два века многое менялось как в наше стране, так и во всем мире, но личность Пушкина, его вклад в мировую культуру никому и никогда не приходило в голову подвергать сомнению. Стихи Александра Сергеевича несут людям любовь, доброту, уважение к славным традициям прошлых поколений.

Кубань, как и вся страна торжественно отметила юбилей поэта. По всему краю шли концерты, театрализованные постановки, а кульминацией празднеств стало открытие памятника Александру Сергеевичу в центре кубанской столицы. На столь знаковое событие пришли все руководители края, многочисленные гости из других регионов, творческая интеллигенция и, конечно же, простые жители Кубани.

Под громкие аплодисменты с памятника спустилось белоснежное покрывало, и перед собравшимися появилась, сияющая на солнце, бронзовая фигура гениального поэта. Задумчивый взгляд, гордая осанка - именно таким представили себе Александра Пушкина авторы памятника скульптор Владимир Андреевич Жданов и архитектор Валерий Иванович Карпычев.

Создание памятника процесс долгий, очень трудоемкий, и тем приятней, что кубанские мастера в сжатые сроки сумели завершить свою работу. Памятник был установлен на постамент в ночь перед торжественным открытием, едва выйдя из цеха завода имени Седина, где его отливал опытнейший мастер Хамид Ачох.

Прошло всего несколько лет, а пушкинская площадь стала одним из самых любимых мест для краснодарской молодежи. Именно здесь встречаются влюбленные, гуляют с детьми молодые родители, и верится, что так будет всегда.

Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

В дни празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре Валерий Пчелин запечатлел двух собак, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за руки.

Вдохновила скульптора идея стихотворения Владимира Маяковского "Собачкина жизнь" - "озверение людей и очеловечивание зверей". Автор повести написал ее в Краснодаре, который прозвал Собачкиной столицей.

Сегодня две бронзовые фигуры влюбленных собак, одетых, как люди стоят возле здания со старыми часами, где влюбленные Краснодара часто назначают свидания. Теперь, как надеется художник, молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение, хочется улыбнуться и на душе становится светлей, и это - здорово. Памятник влюблённым собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился. По мнению архитектора города Александра Кузнецова, скульптура будет исполнять желания, если "потереть лапку собакам".

Образ собаки обычно олицетворяют с преданностью и любовью. Именно эти животные часто скрашивают одиночество своих хозяев. Эта преданность может длиться годами, что заслуживает уважения и признания. Вот почему памятники собакам - не такая уж и редкость.

В России еще много памятников, посвященных четвероногим друзьям.

Таких легендарных собак по всему миру можно насчитать немало. Может быть, поэтому из всех животных именно ей посвящено больше всего памятников.

Памятник "Казакам - основателям земли Кубанской"

7 апреля 2005 года в Краснодаре перед зданием администрации Краснодарского края состоялось торжественное открытие памятника "Казакам - основателям земли Кубанской".

Памятник работы известного кубанского скульптора Александра Аполлонова был отлит в Ростове и 12 марта доставлен в столицу Кубани на вертолете. Открытие было запланировано на 7 апреля, так как в этом году именно на этот день приходился православный праздник Благовещенья.

Работа по созданию памятника началась задолго до описываемых событий. 2 июня 2003 года был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.

По словам скульптора А. Аполлонова, бронзовая фигура представляет собой собирательный образ казака-первопроходца, защитника и просветителя. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально всадник был "одет" по образу запорожских казаков, переселившихся в конце XVIII века на Кубань. Однако по распоряжению губернатора А. Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев.

Высота скульптуры казака - 4 метра 20 сантиметров, общая высота памятника вместе с постаментом - 7, 2 метра.

В своей речи губернатор Кубани А. Ткачев сказал: "Я уверен, что этот памятник создан на века, и я очень хотел бы, чтобы и наши дети, проходя мимо, еще раз задумывались - кто мы и что мы, и о нашем предназначении на кубанской земле».

Затем в честь открытия памятника состоялся парад казачьих сотен, войск краснодарского гарнизона, курсантов военных училищ и воспитанников кадетских корпусов. Завершилась торжественная церемония выступлением Кубанского казачьего хора.

Памятник Г.Ф.Пономаренко

14 сентября 2002 года в сквере на центральной улице столицы Кубани недалеко от кинотеатра «Аврора» состоялось торжественное событие - открытие памятника Народному артисту СССР композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. По всей округе лилась его, и в тоже время по настоящему народная, музыка. Солисты Кубанского казачьего хора в этот день были готовы бесконечно «спивать» любимые песни мастера. Со всех концов бывшего Советского Союза съехались друзья, родственники, да и просто большие поклонники творчества Григория Пономаренко. Открывали памятник лучшие исполнительницы песен прославленного композитора Вероника Журавлева и Людмила Зыкина.

Последние 24 года своей жизни Григорий Федорович отдал Кубани. Для него наш край стал по настоящему родным домом, где его талант смог раскрыться в полной мере. Память о нем будет храниться в сердцах кубанцев долгие годы, а отдать дань уважения композитору теперь можно у его памятника.

Мысль об увековечивании памяти Григория Пономаренко пришла практически сразу после его трагической гибели в автокатастрофе. Был объявлен открытый конкурс. Свои проекты представили сразу 12 творческих групп. Победителем вышел дуэт известных краснодарских мастеров - скульптора Ольги Яковлевой и архитектора Юрия Субботина.

Два года шла напряженная работа. Вначале памятник был создан из гипса прямо в мастерской художников, а уже после утверждения, был отлит в бронзе в Минске.

При взгляде на памятник сразу виден добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику таланта мастера. А под рукой - так горячо любимый Григорием Федоровичем баян. Пусть он и останется в нашей памяти именно таким, а вместе с ним останутся на Кубани песни Народного Композитора.

Первоначальный проект предусматривал установку памятника прямо у здания Филармонии, где для него предполагалось создать небольшую площадь. Однако в силу различных обстоятельств реализовать идею сразу не удалось. Лишь в 2005 году ко дню города памятник Пономаренко был установлен на своем законном месте.

Памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска

У этого памятника воистину удивительная судьба.

Появившись в Екатеринодаре на исходе XIX века, он в течение двух десятилетий был наряду с памятником Екатерине II и Триумфальной аркой своеобразной визитной карточкой столицы Кубани. Но бурные революционные годы не пощадили эти замечательные произведения искусства.

Создание памятного обелиска было приурочено к празднованию двухсотлетия Кубанского казачьего войска, торжественно отмеченного в октябре 1896 года. Екатеринодарская Городская Дума выделила серьезные денежные средства и поручила создание памятника лучшему кубанскому архитектору Василию Андреевичу Филиппову.

Фактически Кубанское казачье войско было создано в 1860 году путем слияния Черноморского и Линейного казачьих войск, а двухсотлетний юбилей праздновал в 1896 году старейший в Линейном войске Хоперский полк, призванный на официальную службу в ряды Российской Армии Петром Великим во время штурма турецкой крепости Азов. Об этих событиях, а также о героической службе кубанских казаков во славу России повествуют четыре мемориальные плиты обелиска.

Сооружение столь масштабного для Екатеринодара памятника было делом не легким, и его торжественное открытие состоялось позже юбилея - в мае 1897 года. Тем не менее, в праздничных мероприятиях участвовала буквально вся Кубань, ведь обелиск символизировал незыблемую связь многих поколений запорожских, черноморских, линейных, донских и, конечно же, кубанских казаков.

В 20-е годы ХХ века с вершины обелиска исчез позолоченный двуглавый орел - символ императорской России, а в 30-е годы памятник был и вовсе разобран. Столь вопиющая несправедливость была исправлена в самом конце века. Во время празднования трехсотлетнего юбилея Кубанского казачьего войска состоялась новая закладка памятника, а через два года он предстал перед жителями Кубани в своем первозданном виде. Столь сложная работа по воссозданию обелиска была выполнена ведущим краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Скульптура «Аврора»

В самой высокой точке города Краснодара стоит величественное здание лучшего кубанского кинотеатра, а рядом олицетворение богини утренней зари, статуя «Авроры». Эта архитектурная композиция замыкает улицу Красную, являясь ее лучшим украшением. Правда, перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка - в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду - символ веры в светлое будущее нашей страны.

«Аврора» стоит сейчас на том месте, где когда-то был курган с караульным казачьим постом. В советское время здесь велись археологические раскопки, но курган оказался пуст.

Работа над памятником и строительство кинотеатра было начато в период подготовки к 50-летию Советской власти. Авторами памятника были выбраны лучшие мастера Кубани заслуженный скульптор РСФСР И.П. Шмагун и художник-архитектор Е.Г. Лашук, а автором проекта всего комплекса стал архитектор Сочинского отделения института Южгипрокомунстрой Сердюков Е.В.. Причем, всю работу по созданию памятника Шмагун и Лашук выполнили бесплатно и свой труд передали в дар городу.

Торжественное открытие комплекса состоялось 7 мая 1967 года. При огромном стечении краснодарцев и гостей города руководители Кубани перерезали ленту, со скульптуры спало светлое покрывало, и перед собравшимися предстала величественная и неподражаемая скульптура «Авроры», которая стала за последние годы настоящим символом кубанской столицы.

Общая высота скульптуры, выполненной из кованного алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом общая высота памятника - 16,8 метра. К сожалению, не сохранилась выбитая на постаменте надпись: «Власть - Советам, мир - народам».

Кубань входит в число тех регионов России, где в годы Великой Отечественной войны шли наиболее ожесточенные бои. В военной истории нашего края огромное количество трагических и в то же время славных страниц, связанных с подвигами защитников Отечества. И очень отрадно, что они достойно увековечены в металле и камне. По данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, у нас насчитывается почти полторы тысячи памятников военной истории, которые внесены в соответствующий государственный реестр и охраняются законом. В их числе братские могилы и одиночные захоронения, мемориальные комплексы и обелиски. А ведь есть еще значительное количество небольших памятных знаков местного значения, которые не входят в госреестр и не считаются объектами культурного наследия, но тоже помогают сохранять память.

Памятники войны в нашем крае создавались на протяжении нескольких десятилетий, но, возможно, самое значительное их количество было открыто к тридцатилетию Победы. Например, в 1975-м был торжественно открыт мемориал воинам-освободителям Краснодара, изображающий вооруженного солдата, наступающего на знамя Третьего Рейха. Многие памятники, по сути, создавались поэтапно на протяжении нескольких лет. Например, не в один момент свой нынешний облик приобрел знаменитый мемориальный комплекс «Сопка Героев» в Крымском районе. Часть памятников Победы появились на месте скромных знаков и обелисков, которые были установлены сразу после войны. В то же время кое-где в нашем крае практически в неизменном виде сохранились изваяния, установленные еще в сороковые годы.

Конечно же, и масштабные монументы, и небольшие обелиски одинаково важны. Все они нужны для того, чтобы мы не забывали о войне и павших защитниках Отечества. Но, как сама память не может сохраняться по «инерции» и требует освежения, так и изваяния нуждаются в регулярном уходе и поддержании. В этой работе есть свои нюансы.

– Подавляющее большинство наших памятников войны имеют статус регионального значения, – говорит ведущий консультант отдела памятников архитектуры управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Вера Федюн.

– По закону бремя их содержания возложено на собственников, которыми являются сельские поселения и городские округа. Вместе с тем нужно отметить, что состояние таких объектов в нашем крае поддерживается совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественников. Работы финансируются за счет краевого и муниципального бюджетов, средств спонсоров и шефствующих организаций.

За последнее время многие памятники военной истории были приведены в порядок благодаря долгосрочной краевой целевой программе «Кубань и великие победы России». Например, в прошлом году завершился ремонт воинского мемориала в хуторе Бейсужек Выселковского района. Примерно тогда же проведен ремонт памятника на братской могиле в станице Восточной Усть-Лабинского района, на который была выделена субсидия в сто тысяч. В прошлом году в рамках этой же программы 600 тысяч рублей было выделено для обновления четырех памятников в Мостовском районе, еще 270 тысяч пошло на ремонт монумента на братской могиле в хуторе Беликов Славянского района.

Одно из непременных условий для получения таких субсидий – наличие у органа местного самоуправления прав собственности на памятник. Но, к сожалению, еще далеко не везде в крае они подобающе оформлены, из-за чего возникают проблемы. Например, по этой причине не были освоены почти три миллиона рублей, изначально предусмотренные на ремонт памятника в Нижнебаканском сельском поселении Крымского района. Этотобъект попросту исключили из программы «Кубань и великие победы России». Та же судьба постигла и один памятник в Ленинградском районе, на обновление которого планировалось направить 250 тысяч рублей. Само собой, такие последствия заставляют вести «наступление» на проблему бесхозности по всем фронтам. Часто дело даже доходит до судебных исков прокуратуры к местным властям – эта крайняя мера применяется к самым нерасторопным.

К слову, о проблемах. Еще совсем недавно остро стоял вопрос с установкой информационных табличек, которые по закону должны быть на всех объектах культурного наследия. Пару лет назад только к Белореченскому району в этом плане не было претензий. За последний год большинство муниципалитетов подтянулись, хотя аутсайдеры еще остались. Например, Краснодар сейчас только лишь согласовывает тексты информационных надписей с краевым управлением государственной охраны объектов культурного наследия.

Само собой, ремонт и реконструкция памятников продолжится, тем более что не за горами 70-летие Победы. Необходимость проведения соответствующих работ к юбилейной дате четко обозначена в концепции программы «Кубань и великие победы России» на 2013– 2016 годы. По информации управления в настоящее время запланирован ремонт нескольких объектов в Кущевском, Крыловском, Белоглинском и Славянском районах, самым известным из которых является памятник казакам 4-го гвардейского Кавалерийского казачьего корпуса в Кущевской. Кроме того, недавно губернатор Кубани Александр Ткачев объявил, что масштабная реконструкция ждет мемориал «Сопка Героев».

– Если подходить к оценке состояния памятников в соответствии с современными требованиями и критериями, то в капитальном ремонте нуждаются многие их них, – говорит Вера Федюн. – Он уже проведен на мемориальных комплексах практически во всех краевых центрах. В ухоженном состоянии находятся памятники в небольших населенных пунктах, но их капитальные ремонты не проводились. Проблемными являются памятники, расположенные на удаленных территориях например, на горе Лысая в Крымском районе.

Так или иначе, местные власти несут полную ответственность за содержание памятников, тем более что не всегда для их поддержания в достойном состоянии нужны большие деньги. Подчас многое зависит от наличия желания и инициативы, но, очевидно, что с этим случаются «перебои». Например, такой вывод следует из прошлогоднего постановления ЗСК, принятого по итогам выездных проверок. В нем было отмечено, что в ряде населенных пунктов недостаточно внимания уделяется вопросам благоустройства, озеленения территорий, проведения текущего ремонта и поддержания санитарного порядка объектов военной истории. К слову, особый акцент также был сделан на уже упомянутую проблему бесхозности. Но в то же время в постановлении было отмечено, что по сравнению с началом проведения таких проверок в 2010 году есть положительная динамика в работе многих органов местного самоуправления. В положительную сторону были отмечены Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Динской, Кореновский, Крыловский, Крымский, Тимашевский и Туапсинский районы.

Как бы там ни было, самое главное, что запущенных памятников войны на Кубани сегодня нет. В таком мнении сходятся все специалисты.

– Я без малого тридцать лет занимаюсь памятниками и могу сравнивать, – говорит консультант краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Селиванова. – В 90-е годы в этой сфере был провал, но теперь мы возвращаемся к тем ценностям, которые на какое-то время были утрачены. Пожалуй, сейчас все стало так же хорошо, как было когда-то. Я это вижу, в том числе, сравнивая старые и новые фотографии из нашей картотеки. Очень радует, что возобновляется шефство и активно привлекается молодежь. Дети, которые сделали уборку вокруг памятника, уже вандалами не будут.

Но как еще можно увековечить память о Победе, подвиге защитников Отечества и нужно ли вообще создавать что-то новое и масштабное? Например, по мнению Людмилы Селивановой, сейчас лучше сосредоточиться на сохранении и популяризации того, что есть. В то же время она считает, что нечто новое может понадобиться по мере раскрытия неизвестных страниц войны, которых еще немало. Но, в любом случае, небольшие памятники, то и дело появляются в разных уголках края благодаря стараниям неравнодушных людей. Например, в День Победы сотрудники отряда специального назначения «Акула» УФСИН России по Краснодарскому краю вместе с единомышленниками установили небольшой обелиск у подножья горы Пшау в Северском районе. Он посвящен бойцам Красной армии, сражавшимся в ожесточенных боях за освобождение Кубани.

Благо, что создание дорогих монументов – это далеко не единственный способ увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны. В своеобразный памятник можно легко превратить и целый город, если присвоить ему соответствующее звание. На Кубани есть город-герой Новороссийск и город-госпиталь Сочи. Туапсе и Анапа – города воинской славы, а сейчас многие люди ратуют за то, чтобы такое же почетное звание получил и Краснодар. Хочется верить, что так и будет.

Человеческая память – довольно странная и тонкая вещь. Хорошо известно, что мы отлично запоминаем все приятное, но подчас напрочь забываем о тяжелых событиях. Но вот люди, пережившие Великую Отечественную войну, ее не забыли, хотя, возможно, и хотели бы. Мы, в отличие от них, такую возможность имеем, но не имеем на это права. Как ни крути, через какое-то время о войне будут напоминать только учебники истории да памятники, а потому забота о них является задачей особой важности.

Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.