Песчаная учительница. Андрей Платонов

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо .

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя - умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Урок литературы на тему: Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница». Анализ сочинения. Проблематика в рассказе.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

Обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;

Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических умений;

Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.

Наглядные материалы: портрет А. П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Слово учителя.

В рассказе А. П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1 . 1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?

2) Какие проблемы поднимаются в произведении?

3)Сформулируем цели урока. (слайд 2)

4)Работа с эпиграфом: Трудно тебе будет,

Да сердце у тебя есть,

А на сердце и разум придет,

А от разума и трудное легким станет.

(Из сборника сказок А. Платонова)

III. Викторина – проверка знания текста (слайд 4)

1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2). Почему дети в селе не ходили в школу?

3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?

IV. Работа по исследованию текста.

События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

Картина “Христос в пустыне” (слайд 5)

Лирическому герою стихотворения А. С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне: Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился. (слайд 6)

V. Изображение пустыни. (Работа по тексту) (слайд 7)

2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?

3. Чем являлась пустыня для жителей села?

4. Найдите описание пустыни, преображенной стараниями жителей села и молодой учительницы.

5. В чем заключается Поступок героини? (слайд 8)

(Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья).

Выделение “Ценности” – служение людям.(слайд 9)

Ученики выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.

6. В чем смысл служения людям?

Гипотеза : Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней

Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.

Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.

Вывод: Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н. А. Некрасова:(слайд 10)

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру -

Заглохла б нива жизнь...

7. Героиня достигает результатов, но какой ценой?

“Вернулась 70-лет старухой, но…

VI. Региональный компонент.

1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т. д.

Филимонова Людмила Аркадьевна приехала работать в свою родную школу и работает по сей день. Ее педстаж ___ лет.

VII. Чтение сочинения.

VIII. Показ презентации. Звучит песня»учитель»

IХ. Итог. Оценки

Х. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе” (слайд 11).

Проблема поиска смысла жизни в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница».
Цели и задачи урока:
1)проследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница»;
2) раскрыть сложность и богатство внутреннего мира героини, помочь учащимся осознать значение природы и труда в жизни героев.

Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревце в пустыне лучшим себе памятником и высшей славой жизни?..
А. Платонов

Ход урока.
Организационный момент
Рассказы А. Платонова, написанные в середине 20-х годов, отражают некоторые черты биографии писателя, устремления его личности и, главное, поиски им собственной поэтической системы. Цель нашего урокапроследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».
Вспомним, что нам известно о судьбе писателя.
Рассказ ученика о жизни А. П. Платонова с демонстрацией слайдов.
Анализ рассказа «Песчаная учительница».
В мире платоновских рассказов первого периода его творчества разрушительным силам природы – засухе, смерчу, горячим пескам пустыни, смертоносному «мусорному ветру» -- активно противостоит безвестный герой, способный терпеливо жить дальше, подготавливая своим трудом «тот день, когда он начнёт осуществлять настоящее счастье общей жизни, без которого нечем заниматься и сердцу стыдно». Такова героиня рассказа «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина.

О чём рассказывается в произведении Платонова? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Песчаная учительница»?
(А. Платонова в особенности притягивала своей тайной, своей великой и возрождающейся жизнью пустыня. Главная тема произведения - судьба молодой учительницы, посвятившей себя служению людям.)

Какое значение имеет первая глава рассказа?
(Первая глава представляет собой экспозицию. Начинается она с истории жизни Марии Нарышкиной. Автору важно, какие впечатления вынесла героиня с детских лет, подготовлена ли она к будущим испытаниям. Здесь же даётся описание внешности 20-летней героини.)

Когда происходит завязка действия?
(Начало действия2 глава. По распределению Мария попала в Хошутово.)

Какова роль пейзажа в этой части рассказа?
(Пейзажная зарисовка в начале 2 главы дает возможность понять душевное состояние героини. Описание деревни как бы дополняет это состояние.)

Как развиваются в рассказе дальнейшие события?
(В 3 главе выражена идея произведенияпревращение пустыни в живую землю. « Песчаная учительница» добровольно включает себя в бесконечную и безысходную в перспективе жизнь крестьян глухого степного села на самой границе с пустыней, так как она поняла, что школа только тогда может выполнить своё предназначение, когда будет учить главному« искусству превращать пустыню в живую землю».)

Как вы понимаете смысл метафоры «Превратить пустыню в живую землю»?
(По мнению писателя, это значит не только обводнить засыхающую степь, осушить болото, посадить лес или сад, но и научить людей творческому труду, подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни.)

Каковы результаты деятельности Марии Нарышкиной?
(В 4 главе мы узнаём, как преобразилась пустыня через два года. Молоденькая учительница весело и мужественно взялась за дело переустройства и с помощью науки добилась того, что « уже через год Хошутово было не узнать».)

Какой эпизод можно назвать кульминационным?
(Кульминация рассказапервая часть 5 главы, где описывается нашествие кочевников.)

В чём заключена, по мнению писателя, « безысходная судьба двух народов?
(Автор убеждает нас, что решить технически все социальные проблемы невозможно. Нельзя не учитывать традиции, законы, по которым жили люди в этих местах с испокон веков. Раз в 15 лет путь кочевых племён проходил через село, и тогда поселенцы погибали без воды и пищи, уничтоженной стадами кочевников. Это жестоко, но другого выхода не было. « Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник,--говорит вождь племени. -- Мы не злы, и вы не злы, но мало травы».)

Какова развязка произведения? (Развязка – решение судьбы героини. Мария Нарышкина отправляется в Софутово налаживать жизнь кочевников).

Подведение итогов.
Как решена в рассказе проблема поиска смысла жизни?
(Светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет, - главная идея рассказа.

Как автор отвечает на вопрос Марии Нарышкиной, вынесенный в эпиграф нашего урока?
(Превозмогая жалость к себе, Мария Нарышкина вкладывает свою жизнь в общее дело. Она поняла и близко к сердцу приняла «сложную и глубокую жизнь племен пустыни, всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», и спокойно и достойно решила свою судьбу).

Задание на дом: определить характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» и подобрать материал из текста.
15


Приложенные файлы

Поурочный план

Тема урока: Андрей Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

Обучающая цель: знакомство с творчеством А.Платонова, анализ рассказа «Песчаная учительница».

Развивающая цель: развитие навыков разбора художественного произведения.

Воспитательная задача: показать борьбу человека с природным бедствием, победу над ним, силу женского характера в борьбе со стихией.

Ход урока

1. Опрос по творчеству А.Платонова

Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал "во многих местах, у многих хозяев", затем на паровозоремонтном заводе. Учился в железнодорожном политехникуме.

Октябрьская революция кардинально меняет всю жизнь Платонова; для него, трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней, настает новая эпоха. Сотрудничает в редакциях разных газет и журналов Воронежа, выступает как публицист, рецензент, пробует себя в прозе, пишет стихи.

В 1919 участвует в гражданской войне в рядах Красной Армии. После окончания войны возвращается в Воронеж, поступает в Политехнический институт, который заканчивает в 1926.

Первая книга очерков Платонова "Электрофикация" вышла в 1921.

В 1922 выходит" вторая книга "Голубая глубина" - сборник стихов.

В 1923 - 26 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства.

В 1927 переезжает в Москву, в том же году появляется его книга "Епифанские шлюзы" (сборник рассказов), которая делает его известным. Успех вдохновил писателя, и уже в 1928 он издает два сборника "Луговые мастера" и "Сокровенный человек".

В 1929 публикует повесть "Происхождение мастера" (первые главы романа о революции "Чевенгур"). Повесть вызывает шквал резкой критики и нападок, и следующая книга писателя появится только через восемь лет.

С 1928 сотрудничает в журналах "Красная новь", "Новый мир", "Октябрь" и др. Продолжает работать над новыми прозаическими произведениями "Котлован", "Ювенальное море". Пробует себя в драматургии ("Высокое напряжение", "Пушкин в лицее").

В 1937 увидела свет книга рассказов "Река Потудань".

С началом Отечественной войны эвакуировался в Уфу, выпустил там сборник военных рассказов "Под небесами Родины".

В 1942 уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты "Красная звезда".

В 1946 демобилизуется и полностью отдается литературному труду. Выходят три прозаических сборника "Рассказы о Родине", "Броня", "В сторону заката солнца". В этом же году пишет один из известнейших своих рассказов "Возвращение". Однако появление в "Новом мире" "Семьи Иванова" было встречено крайне враждебно, рассказ был объявлен "клеветническим". Платонова перестали печатать.

В конце 1940-х, лишенный возможности зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, писатель обратился к пересказам русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские журналы. Несмотря на вопиющую бедность, писатель продолжал творчество.

После его смерти осталось большое рукописное наследие, среди которого потрясшие всех романы "Котлован" и "Чевенгур". Умер А.Платонов 5 января 1951 в Москве.

2. Новая тема. А.Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

3. Выявление темы: природа и человек, борьба за выживание.

4. Основная мысль: показать энергию, бесстрашие, уверенность героини в борьбе с природной стихией; силу женского характера, веру в светлое будущее, веру в человека, который с великим трудом превращает безжизненную землю в зеленый сад.

5. Слово учителя.

Эпиграф: «…Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего,

а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»

Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен. Недаром один из платоновских героев сказал: «Это только сверху, кажется, только сверху видать, что снизу - масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого».

И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа «Песчаная учительница».

Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в «Песчаной учительнице».

Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной город, «глухой, забросанный песками Астраханской губернии», стоявший «в стороне от маршевых дорог красных и белых армий». С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила её будущую профессию.

Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: «Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста». В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной».

И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.

Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать». Холод, голод и горе не могли принести иных результатов. Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать «песчаную науку». Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который «жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошута верст и никогда не бывал в Хошутове». С этим и проводили.

Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.

Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе - это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове -полностью заслуга «песчаной» учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею. И все образовалось: «Поселенцы... стали спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», даже «пустыня помалости зеленела и становилась приветливей».

Но главное испытание было у Марии Никифоровны впереди. Грустно и больно ей было сознавать, что вот-вот должны прийти кочевники, хотя и не знала пока еще чего от них ждать. Старики говорили: «Беда будет». Так и случилось. Полчища кочевников пришли 25 августа и выпили всю воду в колодцах, вытоптали всю зелень, все обглодали. Это была «первая, настоящая в жизни Марии Никифоровны печаль». И опять она пытается исправить положение. На этот раз она идет к вождю кочевников. С «молодой злобой» на душе она обвиняет вождя в бесчеловечности и зле. Но он мудр и умен, что и подмечает для себя Мария. И совсем другого мнения она о Завукроно, который предложил оставить Хошутово и отправиться в другое место, Сафуту.

Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера - помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?

Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли это дело - «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине.

Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед... Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.

Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница».

Словарная работа:

1. Орошать – поливать, пропитывать влагой.

2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых.

3. Смрадные – издающие отвратительный запах.

4. Обглодать – обгрызть, съесть.

5. Вымогла из себя – породила, вырастила.

6. Задернелый – обильный корнями травянистых растений.

Задания: Ответы на вопросы

1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной?

2. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание Марией смысла жизни?

3. Почему Мария решила что, «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю»? Как вы понимаете следующие слова: «Пустыня – будущий мир…»?

4. Прочитайте диалог Марии с вождем кочевников. Почему Мария «втайне подумала, что вождь умен…»?

5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа «Песчаная учительница»? Определите тему, идейно-художественное содержание рассказа.

План:

1. Учеба на педагогических курсах

2. Приезд в Хошутово

3. Решение бороться с песками. Всенародная борьба

4. Вред, приносимый кочевниками

5. Жизнь, посвященная борьбе за превращение пустыни в будущий мир

Домашнее задание: пересказ содержания рассказа «Песчаная учительница», чтение других рассказов писателя Платонова.

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Несколько интересных сочинений

  • История создания рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

    История написания произведения была рассказана самим автором одном из его очерков. О работе над ним упоминается также в его дневнике.

  • Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое

  • Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции. Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда